роллан ромен краткая биография
Краткая биография Ромена Роллана
Роллан Ромен (1866-1944 гг.)
Французский романист и драматург. Родился в Кламси (Бургундия), на юге Франции, в семье адвоката. В 1880 г. родители Роллана переехали в Париж, чтобы дать сыну хорошее образование. В 1886 г. окончил лицей Людовика Великого, продолжил высшее образование в Высшей нормальной школе в Париже, получив диплом историка.
В годы юности страстью Роллана была классическая музыка. Он отправился в Рим, где продолжал изучать историю, после чего у него возник интерес к созданию пьес о событиях и героях итальянского Возрождения. Также интересовался взглядами и творчеством Ф. Ницше и музыкой Р. Вагнера. Три года он изучал историю музыки, после чего написал работу «История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти», которая стала первой в Сорбонне докторской диссертацией на музыкальную тему.
Был профессором (история музыки) в Сорбонне и Высшей нормальной школе.
Роллан начал свой творческий путь как драматург, добившись большого успеха на французской сцене.
Сначала появились пьесы «Святой Людовик», «Аэрт», «Триумф разума». За ними последовали пьесы в более строгом смысле слова исторические: «Дантон», «14 июля» и «Робеспьер». Тогда же он начал свой самый знаменитый роман «Жан-Кристоф». Главный герой книги — немецкий композитор, чья жизнь описывается с рождения в маленьком городке на берегу Рейна до смерти в Италии. Его музыка не получает должного признания, но в преодолении трудностей он опирается на преданную дружбу и любовь. Увлеченный героическими историческими фигурами, Роллан написал несколько биографий: «Жизнь Бетховена», «Микеланджело» и «Жизнь Толстого», с которым он состоял в переписке.
Потом были жизнеописания некоторых индийских мудрецов — «Махатма Ганди», «Жизнь Рамакришны» и «Жизнь Вивекананды и всемирное евангелие». Когда разразилась Первая мировая война, Роллан решил остаться в Швейцарии и предпринял безуспешные попытки добиться примирения между французскими, немецкими и бельгийскими интеллектуалами. Его аргументы были изложены в ряде статей, изданных затем в сборнике «Над схваткой» и в романе «Клерамбо».
В 1915 г. Роллан был удостоен звания лауреата Нобелевской премии по литературе «за высокий идеализм литературных произведений, за сочувствие и любовь к истине». В 1925—1933 гг. Роллан издал семитомный роман «Очарованная душа», посвященный проблеме женской эмансипации.
Гостил в СССР по приглашению А.М. Горького. Встречался со многими писателями, музыкантами, артистами.
Ромен Роллан
Ромен Роллан (1866-1944) – французский писатель, прозаик, эссеист, общественный деятель, драматург и музыковед. Иностранный почетный член АН СССР.
Лауреат Нобелевской премии по литературе (1915): «За высокий идеализм литературных произведений, за сочувствие и любовь к истине».
В биографии Ромена Роллана есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в этой статье.
Итак, перед вами краткая биография Роллана.
Биография Ромена Роллана
Ромен Роллан появился на свет 29 января 1866 г. во французской коммуне Кламси. Он рос и воспитывался в семье нотариуса. От матери ему передалась увлечение музыкой.
Еще в раннем возрасте Ромен обучился игре на пианино. Стоит заметить, что в будущем многие его произведения будут обращены к музыкальной тематике. Когда ему было около 15 лет он с родителями переехал жить в Париж.
В столице Роллан поступил в лицей, а затем продолжил получать образование в высшей школе Эколь Нормаль. По окончании учебы парень отправился в Италию, где на протяжении 2-х лет изучал изобразительные искусства, наряду с творчеством известных итальянских музыкантов.
Интересен факт, что в этой стране Ромен Роллан познакомился с философом Фридрихом Ницше. По возвращению домой, он защитил диссертацию на тему «Происхождение современного оперного театра. История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти».
В результате Роллан удостоился степени профессора истории музыки, что позволило ему читать лекции в вузах.
Книги
Ромен дебютировал в литературе в качестве драматурга, написав пьесу «Орсино» в 1891 г. Вскоре он опубликовал пьесы «Эмпедокл», «Бальони» и «Ниобея», которые относились к античной эпохе. Интересен факт, что ни одно из этих произведений не было издано при жизни писателя.
Первым напечатанным трудом Роллана стала трагедия «Святой Людовик», вышедшая в 1897 г. Эта работа, вместе с драмами «Аэрт» и «Настанет время» составит цикл «Трагедии веры».
В 1902 г. Ромен опубликовал сборник эссе «Народный театр», где представил свои взгляды на театральное искусство. Любопытно, что он критически отозвался о творчестве таких великих литераторов, как Шекспир, Мольер, Шиллер и Гете.
По словам Ромена Роллана, эти классики не столько преследовали интересы широких масс, сколько стремились развлечь представителей элиты. В свою очередь он написал ряд произведений, которые отражали революционный настрой простых людей и стремление изменить мир к лучшему.
Роллан плохо запомнился публике в качестве драматурга, поскольку в его работах присутствовал неуместный героизм. По этой причине он решил сконцентрироваться на жанре биографии.
Из-под пера литератора вышел первый крупный труд «Жизнь Бетховена», который наряду с биографиями «Жизнь Микеланджело» и «Жизнь Толстого» (1911) составил серию – «Героические жизни». Своим сборником он показал читателю, что современными героями теперь являются не военачальники или политики, а деятели искусства.
По словам Ромена Роллана творческие люди страдают куда больше, нежели простые люди. Им приходиться противостоять одиночеству, непониманию, бедности и болезням ради удовольствия получить признание у публики.
В ходе Первой мировой войны (1914-1918) мужчина состоял в разных европейских пацифистских организациях. Одновременно с этим он усердно работал над романом под названием «Жан-Кристоф», который писал на протяжении 8 лет.
Именно благодаря данному произведению в 1915 г. Роллан удостоился Нобелевской премии по литературе. Героем романа выступал немецкий музыкант, который преодолевал на своем пути множество испытаний и пытался отыскать житейскую мудрость. Интересно, что прототипом основного персонажа выступили Бетховен и сам Ромен Роллан.
Ромен Роллан и Махатма Ганди
«Когда вы видите мужчину, вы задаетесь вопросом, является ли он романом или стихотворением? Мне всегда казалось, что «Жан-Кристоф» течет подобно реке». На основе данной мысли он создал жанр «роман-река», который и был присвоен «Жану-Кристофу», а позднее и «Очарованной душе».
В разгар войны Роллан издал пару антивоенных сборников – «Над схваткой» и «Предтечи», где критиковал любые проявления военной агрессии. Он был сторонником идей Махатмы Ганди, который проповедовал любовь среди людей и стремился к миру.
В 1924 г. писатель закончил работать над биографией Ганди, а по прошествии примерно 6 лет смог и познакомиться со знаменитым индийцем.
Ромен положительно относился к Октябрьской революции 1917 г., несмотря на последующие репрессии и установленный режим. Кроме этого, он отзывался об Иосифе Сталине, как о величайшем человеке современности.
В 1935 г. прозаик посетил СССР по приглашению Максима Горького, где смог увидеться и поговорить со Сталиным. Согласно воспоминаниям современников, мужчины рассуждали о войне и мире, а также о причинах репрессий.
В 1939 г. Ромен представил пьесу «Робеспьер», с которой он подвел черту революционной тематике. Здесь он размышлял о последствиях террора, осознав всю нецелесообразность революций. Оказавшись в оккупации вначале Второй мировой войны (1939-1945), он продолжил трудиться над автобиографическими произведениями.
За несколько месяцев до смерти Роллан издал свою последнюю работу «Пеги». После кончины литератора были опубликованы его мемуары, где наглядно прослеживалась его любовь к человечеству.
Личная жизнь
Со своей первой женой, Клотильдой Бреаль, Ромен прожил 9 лет. Супруги решили расстаться в 1901 г.
В 1923 г. Роллан получил письмо от Марии Кювилье, в котором юная поэтесса давала свою рецензию роману «Жан-Кристоф». Между молодыми людьми началась активная переписка, которая помогла им развить взаимные чувства друг к другу.
Иосиф Сталин, Ромен Роллан и его жена
В результате, в 1934 г. Ромен и Мария стали мужем и женой. Стоит заметить, что детей в этом драке так и не родилось.
Девушка была настоящим другом и опорой для супруга, оставаясь рядом с ним до конца его жизни. Интересен факт, что после смерти мужа она прожила еще 41 год!
Смерть
В 1940 г. французскую деревню Везле, где жил Роллан, захватили нацисты. Несмотря на тяжелые времена, он продолжал заниматься писательской деятельностью. В тот период он завершил мемуары, а также успел окончить жизнеописание Бетховена.
Ромен Роллан умер 30 декабря 1944 г. в возрасте 78 лет. Причиной его смерти стал прогрессирующий туберкулез.
Фото Ромена Роллана
Максим Горький и Ромен Роллан Мария Кудашева и Ромен Роллан
Ромен Роллан
французский писатель, Нобелевский лауреат
Ромен Роллан
Ромен Роллан (фр. Romain Rolland) родился 29 января 1866 года в Кламси, в семье нотариуса. Окончил лицей Людовика Великого в Париже и поступил в высшую школу Эколь Нормаль. Затем Роллан прожил два года в Италии, где изучал изобразительное искусство и музыку.
По возвращении во Францию в 1895 году Роллан защитил диссертацию на тему «Происхождение современного оперного театра. История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти» и получил звание профессора истории музыки.
Роллан читал лекции в Эколь Нормаль и в Сорбонне, написал ряд произведений по истории музыки. Также он начал писать художественные произведения, первым из которых стала трагедия «Святой Людовик».
После постановки цикла его пьес о Великой Французской революции («Волки», «Торжество разума», «Дантон», «Четырнадцатое июля») он стал известным. Наиболее популярными произведениями писателя являются романы «Жан Кристоф», «Очарованная душа», «Кола Брюньон».
В годы Первой мировой войны Роллан принимал участие в европейских организациях пацифистов, написал большое количество антивоенных статей. В 1915 году получил Нобелевскую премию по литературе.
Роллан поддерживал отношения с русскими писателями Львом Толстым, Максимом Горьким, а также с Альбертом Эйнштейном и Альбертом Швейцером.
Умер писатель Ромен Роллан 30 декабря 1944 года в Везле от туберкулеза.
Ромен Роллан
Биография
Французский писатель Ромен Роллан прославился достоверными жизнеописаниями всемирно известных личностей: Людвига ван Бетховена, Льва Толстого, Микеланджело, Махатмы Ганди, Иоганна Вольфганга фон Гёте. За 50 лет творчества Роллан создал более 20 эпохальных романов, десяток сборников пьес и статей, за что на середине жизненного пути удостоился высшей награды — Нобелевской премии.
Детство и юность
Биография Ромена Роллана берет начало 29 января 1866 года в Кламси, на юге Франции, в семье потомственного нотариуса. От матери сын унаследовал любовь к музыке. Научившись играть на фортепиано, мальчик мечтал стать пианистом, и хотя судьба связала Роллана с иным видом творчества, его литературные произведения неизменно обращались к музыке.
Юный Ромен Роллан с сестрой
В 1880 году родители переехали в Париж, чтобы дать сыну достойное образование. Спустя 6 лет Ромен, окончив лицей Людовика Великого, поступил в Высшую нормальную (педагогическую) школу — ныне лучшее учебное заведение во Франции. Здесь молодой человек начал изучать философию, но отказался от этого направления, чтобы не подчиняться господствующей идеологии.
Получив образование историка в 1889 году, Роллан отправился на стажировку в Рим. Последующие 2 года ярко отпечатались в памяти писателя. Италия, средоточие изобразительного и музыкального искусства, подарила Ромену удовольствие лицезреть шедевры эпохи Возрождения, а также знакомство с Мальвидой фон Мейзенбург, номинанткой на первую Нобелевскую премию по литературе, и Фридрихом Ницше.
Ромен Роллан в молодости
Вернувшись во Францию, в 1895 году Роллан защитил в Сорбонне диссертацию на тему «Происхождение современного оперного театра. История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти». Затем в течение 20 лет француз преподавал в Высшей школе социальных наук (1902-1911), председательствовал на кафедре истории музыки в Сорбонне (1903-1912), вел курсы музыкального искусства во флорентийском Французском институте (1911).
Книги
Ромен Роллан дебютировал в литературе как драматург. Во время путешествия по Италии француз создал образ человека, который соединял в себе лучшие черты эпохи Возрождения, и он воплотился в пьесе «Орсино» (1891). Античная тематика нашла развитие в произведениях «Эмпедокл», «Бальони», «Ниобея». Ни одна из этих ранних пьес не опубликована при жизни писателя.
Ромен Роллан за фортепиано
Впервые имя Роллана зазвучало в 1897 году с выходом в свет трагедии «Людовик Святой», которая вместе с драмами «Аэрт» (1898) и «Настанет время» (1903) составила цикл «Трагедии веры». Красной нитью сквозь повествование прошло противопоставление бессовестных, низменных людей тем, чьи действия продиктованы долгом, религиозными воззрениями, любовным порывом.
С 1900 года в журнале «Revue d’Art Dramatique» публиковались заметки Ромена о доступности театра, позже собранные в эссе «Народный театр» (1902). В трактате француз высказал идею, что театр – средство для «душевной бодрости» человека, стимул к действию, а также высказался критически в отношении мэтров драматического искусства: Уильяма Шекспира, Мольера, Фридриха Шиллера, Гёте. Эти авторы, по мнению Роллана, не преследуют интересы широких масс, а придумывают развлечение для элиты.
Писатель Ромен Роллан
В доказательство собственных мыслей писатель выпустил цикл «Театр революции», куда вошли четыре пьесы: «Волки» (1898), «Торжество разума» (1899), «Дантон» (1899), «Четырнадцатое июля» (1902). В центре произведений – революционный настрой народа, желание изменить мир, сделать жизнь лучше. «Четырнадцатое июля» предполагало интерактив со зрителем: совместные танцы, песни, хороводы. Позже Роллан добавил к сборнику еще 4 пьесы.
Француз не запомнился публике в роли драматурга из-за излишнего героизма произведений, потому сосредоточился на эпохальных произведениях. Первым серьезным трудом считается «Жизнь Бетховена» (1903), которая вместе с биографиями «Жизнь Микеланджело» (1907) и «Жизнь Толстого» (1911) составила цикл «Героические жизни».
Ромен Роллан и Рабиндранат Тагор
Этим сборником Роллан показывал, что отныне герои – не полководцы и политики, а люди искусства. Творческие личности, по мнению писателя, переживают больше лишений и страданий, чем обычные люди, потому что вынуждены бороться с одиночеством, болезнями и бедностью ради удовольствия общества потребителей – читателей, слушателей, зрителей.
Параллельно с жизнеописаниями деятелей искусства Роллан работал над ключевым произведением, которое в 1915 году принесло ему Нобелевскую премию по литературе, романом-эпопеей «Жан-Кристоф» (1904-1912). «Жан-Кристоф» – это соединение «Божественной комедии» Данте и «Страданий юного Вертера» Гёте. Главный герой романа – немецкий музыкант, который, преодолевая своеобразные круги ада, ищет житейскую мудрость.
«Когда вы видите мужчину, вы спрашиваете себя, является ли он романом или стихотворением? Мне всегда казалось, что «Жан-Кристоф» течет как река».
Это цитата Роллана из предисловия к главе «В доме».
Ромен Роллан и Максим Горький
На основе этой мысли француз изобрел жанр «роман-река», который и был присвоен «Жану-Кристофу», а затем и «Очарованной душе» (1925-1933). Во многом благодаря этому произведению 23 мая 1915 года Ромен Роллан удостоился Нобелевской премии «За высокий идеализм художественных произведений, за сочувствие и любовь к истине, с которой он описывает различные человеческие типажи».
В период Первой мировой войны писатель выступал против боевых действий, пропагандировал идеи пацифизма. Он выпустил два сборника антивоенных статей – «Над схваткой» (1914-1915) и «Предтечи» (1916-1919), поддерживал политику Махатмы Ганди. В 1924 году Роллан выпустил биографию индийца, а спустя еще 6 лет мужчины познакомились.
Ромен Роллан и Махатма Ганди
Накануне Второй мировой войны Дмитрий Кабалевский, советский композитор, использовал обнадеживающее произведение француза для поднятия народного духа. Об опере Дмитрий Шостакович отозвался так:
«Меня захватила ее свежесть, искристая жизнерадостность, юношеская заразительность».
Именно такое настроение и нужно было людям в тяжелые предвоенные времена.
Интересен факт, что, несмотря на пацифизм, Роллан считал Иосифа Сталина величайшим человеком своего времени. В 1935 году француз совершил визит в Советский Союз по приглашению Максима Горького и встретился с вождем. По воспоминаниям современников, диалог мужчин строился на обсуждении идеи войны и мира, значения репрессий.
Личная жизнь
Личная жизнь Ромена Роллана лишена разнообразия, но весьма романтична. В 1923 году писатель получил письмо от Марии Кудашевой (урожденная Майя Кювилье), в котором юная поэтесса высказывала мысли о «Жане-Кристофе». Между молодыми людьми завязалась переписка, и с помощью Максима Горького Мария получила визу, чтобы посетить Ромена в Швейцарии. Между ними возникли романтические чувства.
Ромен Роллан и Мария Кудашева
Кудашева стала женой писателя в апреле 1934 года. Совместных детей у пары не было.
Мария сопровождала супруга до его последнего вздоха в 1944 году. Женщина пережила Ромена на 41 год и была похоронена рядом с ним на кладбище в Кламси.
Смерть
В 1940 году французское село Везле, где Роллан проживал в уединении, оккупировали немцы. Несмотря на постоянную угрозу смерти, писатель не переставал писать книги. В то же время он завершил мемуары, а также дописал исследования о жизни Бетховена.
Могила Ромена Роллана
Финальным произведением француза стала статья «Пеги» (1944) о религии и обществе в контексте воспоминаний.
После затяжной болезни Ромен Роллан умер 30 декабря 1944 года от туберкулеза. Похоронен на кладбище в родном городе.
Ромен Роллан (Romain Rolland)
Годы жизни: с 26.01.1866 по 30.12.1944
Французский романист, драматург, публицист, искусствовед, общественный деятель. Лауреат Нобелевской премии по литературе. Признанный классик французской и мировой литературы.
Р. Роллан родился в обеспеченной семье в Кламси, на юге Франции, где провел детские годы. Его отец, Эмиль, был нотариусом. По настоянию матери в 1880 г. семья переехала в Париж, чтобы сын мог получить хорошее образование. С ранних лет Ромен полюбил музыку, мать обучала его игре на пианино. В 1886 г. юноша, окончив лицей Людовика Великого, поступает в весьма престижную высшую школу «Эколь нормаль сюперьер», где изучает историю, и в 1889 г. получает диплом преподавателя. Уже в пору студенчества Роллан знакомится с творчеством и философскими взглядами Л. Толстого (впоследствии писатели вели переписку), эти взгляды оказали огромное влияние на формирование мировоззрения самого Роллана.С 1889 по 1891 г. Pоллан едет по стипендии в Рим, где изучает историю музыки. В этот период под впечатлением исторических пьес Шекспира Роллан увлекается литературой. В 1892 г. он женился на Клотильде Бреаль, дочери знаменитого филолога (развелись в 1901). В 1893 г. Роллан вновь приезжает в Париж, занимается здесь преподавательской и научной работой, а также литературой. В 1985 г. Роллан защитил диссертацию в области истории музыки, после чего получает кафедру музыкознания, специально для него учрежденную.В течение следующих 17 лет Роллан совмещает занятие литературой с чтением лекций по музыке и изобразительному искусству в Сорбонне, а также в других учебных заведениях. В это же время в журнале «Двухнедельные тетради» («Cahiers de la Quinzaine») Pоллан печатает свои первые произведения. Первыми литературными произведениями Роллана стали пьесы. Его произведения поначалу были довольно холодно приняты, поскольку во французском театре процветала мещанская мелодрама. Это и навело Роллана на мысль о народном театре; подобно Льву Толстому, Роллан полагал, что публика должна воспитываться на героических примерах. Однако и его статья (впоследствии ставшая книгой) «Народный театр» прошла незамеченной. Тогда Роллан обращается к жанру биографии и пишет «Жизнь Бетховена» (1903) и биографию Микеланджело (1905). Эти и другие произведения биографического жанра занимают важное место в литературном наследии писателя.В 1904 г. начинает выходить в печати центральное произведение Роллана – десятитомный роман «Жан Кристоф» (1904-1912), именно с этим романом к Роллану приходит известность. В основном благодаря «Жан Кристофу» в 1915 г. Роллан получает Нобелевскую премию по литературе «за высокий идеализм литературных произведений, за сочувствие и любовь к истине, с которой он описывает различные человеческие типажи». Незадолго до Первой мировой войны Роллан поселился в Швейцарии и в 1915 г. опубликовал цикл антивоенных статей «Над схваткой» («Audessus de la melee»), вызвавший бурю протеста среди «патриотически» настроенной части европейского общества.Роллан положительно отнесся к Октябрьской революции и на протяжении всей жизни очень позитивно относился к СССР. Писатель вел переписку с М. Горьким, а в 1935 г. посетил Советский Союз и даже беседовал со Сталиным. Вообще в годы между мировыми войнами писатель все больше времени и сил уделяет политике и общественной жизни и в то же время по-прежнему очень много пишет. В 20-е гг. он увлекается индийской религиозной и политической мыслью и пишет ряд биографий индийских мыслителей и общественных деятелей: М. Ганди, Рамакришны, Вивекананды.В 1934 г. Роллан женился на Марии Кудашевой, а четыре года спустя вернулся из Швейцарии во Францию. Во время второй мировой войны писатель жил в оккупированном Везле, где 30 декабря 1944 г. скончался от туберкулеза, которым страдал с детства.
Интересные факты из жизни
Работа Роллана «История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти» (L»Histoire de l»opéra en Europe avant Lulli et Scarlatti) была первой в Сорбонне докторской диссертацией на музыкальную тему.
Нобелевская премия была вручена писателю с опозданием на год отчасти из-за войны, отчасти из-за скандала, вызванного публикацией статей «Над схваткой».
Творчество Р. Роллана оказало большое влияние на Б. Пастернака, что видно из переписки писателей.
Награды писателя
Библиография
Драматургия
Цикл пьес «Трагедии веры»:
Святой Людовик (1897)
Аэрт (1898)
Торжество разума (1899)
Цикл пьес «Театр революции»:
Волки (1898)
Дантон (1899)
Четырнадцатое июля (1902)
Игра любви и смерти (1924)
Вербное воскресенье (1926)
Леониды (1928)
Робеспьер (1939)
Драматургия вне циклов:
Настанет время (1903)
Лилюли (1919)
Романы и повести
Жан-Кристоф (1904—1912), роман-эпопея
Кола Брюньон (1914—1918), повесть
Пьер и Люс (1920), роман
Клерамбо (1920), роман
Очарованная душа (1925—1933), роман-эпопея
Биографические произведения
Жизнь Бетховена (1903)
Жизнь Микеланджело (1905)
Гендель (1910)
Жизнь Толстого (1911)
Махатма Ганди (1924)
Жизнь Рамакришны (1929)
Жизнь Вивекананды (1930)
Бетховен (1927)
Бетховен и Гёте (1932)
Пеги (1944)