роль врача в формировании здорового образа жизни

Роль врача в пропаганде здорового образа жизни среди населения

Здоровье населения как фактор национальной безопасности. Система общественных и индивидуальных форм деятельности, направленных на преодоление факторов риска возникновения и развития заболеваний. Роль врача в пропаганде здорового образа жизни населения.

РубрикаМедицина
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления28.12.2013
Размер файла42,6 K

роль врача в формировании здорового образа жизни

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ГБОУ ВПО РязГМУ им. И.П.Павлова

«Роль врача в пропаганде здорового образа жизни среди населения»

здоровье заболевание врач население

Можно выделить следующие препятствия на пути к эффективной пропаганде здоровья:

1. Удовольствие, получаемое от некоторых нездоровых привычек. Многим курильщикам нравится курить. Жареная и сладкая пища имеет приятный вкус.

4. Конкуренция. Сообщениям на тему здоровья часто приходится соперничать с противоположными им по смыслу сообщениями. Кампании по производству сигарет ежегодно тратят миллионы долларов на исследования рынка и рекламу. У организаций здравоохранения нет таких бешеных денег. Да и в случае курения в подростковом возрасте пропаганда в средствах массовой информации не может конкурировать с давлением, которое оказывают такие искусные агенты влияния, как сверстники. Опять возникает необходимость в продуманном планировании сообщения; в данном случае оно должно учить защите и служить «прививкой» от переубеждения.

Важнейшим подразделением по организации З. о. ж. должны стать отделения (кабинеты) профилактики поликлиник и особенно центры здоровья, создаваемые на основе реорганизации Домов санитарного просвещения. Задача координации медицинских мероприятий по обеспечению ЗОЖ и научных исследований в этой области возложена на Всесоюзный центр профилактической медицины, который возглавляет работу по составлению и реализации в масштабах страны программы укрепления здоровья и усиления профилактики заболеваний.

Основными задачами отделения медицинской профилактики являются:

1. Внедрение в практику работы информационных и информационно- мотивационных технологий профилактического консультирования (беседы с отдельными пациентами и группами пациентов, «Школы пациентов»).

2. Осуществление оздоровительных мероприятий среди населения с различным уровнем риска, коррекция факторов риска и проведение динамического наблюдения за отдельными группами населения.

3. Обучение населения и персонала основам укрепления и сохранения здоровья.

4. Работа со СМИ с целью распространения сообщений о здоровом образе жизни.

5. Организация, контроль и анализ деятельности по реализации региональных целевых программ по профилактике неинфекционных заболеваний; санитарно-гигиеническому обучению и воспитанию пациентов.

Так как значительная часть населения занимает пассивную позицию по отношению к своему здоровью, что объясняется низким уровнем санитарной культуры и недостаточными знаниями закономерностей формирования и поддержания здоровья на оптимальном уровне, поэтому важнейшим методом решения задачи повышения уровня санитарной культуры населения является гигиеническое воспитание. Этот термин употребляется вместо термина «санитарное просвещение», который в течение длительного периода был ведущим.

Передача медико-гигиенической информации обеспечивается с помощью различных методов, форм и средств. Методы группируются по способам управления познавательной деятельностью, принятой в системе среднего и высшего образования: информационно-рецептивный (основан на предъявлении готовой информации и обеспечивает усвоение знаний на уровне восприятия и запоминания); репродуктивный (объяснение выводов медицинской науки, освещение различных вариантов решения проблемы; нацелен на воспроизведение реципиентами полученных знаний, формирование умений и навыков); проблемный (коммуникатор обсуждает с реципиентами различные варианты решения проблемы, как бы включает их в процесс «поисков истины» и тем самым подводит к выводу, основанному на усвоении глубоких процессов изучаемого явления; нацелен на творческий подход к выполнению норм и правил здорового образа жизни).

Информационные сообщения и обучающие семинары должны включать следующие тематические разделы: рациональное питание, влияние вредных привычек на здоровье и борьба с ними, польза физкультуры и спорта, способы снятия эмоционального стресса и напряжения,необходимо при разработке сообщений на тему здорового образа жизни привлекать психологов. Более того, можно порекомендовать ввести в штат медицинского психолога для индивидуальной работы с пациентами. В результате социологических исследований выявилась высокая эффективность информационно-наглядных средств (плакатов, стенгазет, уголков здоровья). В связи с этим рекомендуется использовать данные ПР-средства не только в медицинских учреждениях, но и на предприятиях, работники которых обслуживаются в данном ЛПУ (то есть создание уголков здоровья на рабочих местах). Необходимо выдавать пациентам специально разработанные буклеты «Кодексы здоровья и долголетия», которые содержат конкретные рекомендации, разработанные для каждой целевой группы населения. Для эффективности сообщений на тему здоровья важно учитывать четыре фактора: 1) сообщать, что угроза опасная, пугающая 2) люди не защищены от нее (например, правдивые и яркие доказательства связи курения с заболеваниями легких); 3) с помощью определенных видов здорового поведения этой угрозы можно избежать (призывы: «с того момента, как вы бросите курить, ваши легкие начнут исцеляться», «такие же люди, как вы, успешно бросили курить, следуя этим рекомендациям»; 4) если у людей есть внутренняя способность вести себя таким образом (ощущение самоэффективности «если они смогли, то смогу и я»). В результате исследования было установлено, что СМИ широко используют тематику, посвященную здоровому образу жизни. Одним из самых популярных источников о здоровом образе жизни оказались телевизионные передачи. По данным мониторинга самой популярной темой стало сексуальное здоровье. Необходимо продолжать работу школ здоровья. Особенна эффективна она для работы с пенсионерами. Данная категория пациентов имеет возможность не только повысить санитарную грамотность, но и бесплатно проконсультироваться с врачами разных специальностей, а также удовлетворить потребность в общении. По данным отдела медицинской профилактики, уровень экстренной госпитализации посещающих школы здоровья снижается в 2 раза, что говорит о высокой эффективности данных программ. Регулярно (1 раз в 3 месяца) проводить специальные ПР-акции «Дни здоровья» с освещением в СМИ. В эти дни пациенты могут бесплатно сдать клинические анализы крови, снять электрокардиограмму и получить консультацию кардиолога, прослушать лекцию о здоровом образе жизни. Важно формировать моду на здоровый образ жизни. Особенно это важно для молодого поколения. В агитационных материалах не учтена психология «рыночного» поколения с более индивидуализированным сознанием, чем у старшего поколения, его новая потребительская субкультура, в которой главным понятием является престиж. В целях повышения эффективности профилактической работы целесообразно более активно привлекать к участию в ее проведении работников образования, науки, культуры, видных политиков, шоуменов и других лиц, пользующихся авторитетом среди определенных групп населения.

С учетом этого, проведение целенаправленных массовых акций с привлечением известных личностей, оказывающих влияние на общественное мнение, может оказаться самым результативным. И, наконец, медицинские работники должны являться ярким примером здорового образа жизни. Для этого имеет смысл разработать экономические стимулы. Должно быть выгодно быть здоровым. На сегодняшний день общественное мнение на стороне больных, а не здоровых. Больной человек окружен заботой, ему сочувствуют и жалеют. К его услугам поликлиника, санатории, освобождение от работы и многих других обязанностей. Важно разработать экономические поощрения за участие в спортивных мероприятиях, материально стимулировать редко болеющих сотрудников. Медицинские работники должны принимать активное участие в городских праздниках здоровья, в спортивных мероприятиях и соревнованиях. В качестве ключевого направления работы по формированию здорового образа жизни рекомендуется более широко использовать возможности интернет-взаимодействий, поскольку в них имеются потенциальные перспективы, которым медицинское учреждение не уделяет должного внимания. Важно создать сайт организации, на котором будет располагаться информация об услугах организации и рекомендации по здоровому образу жизни, а также будут проводиться консультации специалистов в режиме on-line. Для контроля проводимых работ необходим мониторинг деятельности по формированию здорового образа жизни для анализа эффективности данных программ.

Важно понимать, что деятельность по формированию здорового образа жизни представляет собой долгосрочную и постоянно действующую информационно-обучающую систему, направленную на работу с различными группами населения, эффективность которой, возможно, можно будет оценить только через несколько лет.

Можно определить следующие основные направления в деятельности по формированию здорового образа жизни:

1. Создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний всех категорий населения о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения.

3. Меры по снижению распространенности курения и потребления табачных изделий, снижению потребления алкоголя, профилактика потребления наркотиков.

4. Побуждение населения к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.

Источник

6. Здоровый образ жизни. Роль врача в формировании здорового образа жизни у населения. Новые направления в программе «Здоровье».

ЗОЖ —гигиеническое поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на укрепление и сохранение здоровья, активизацию защитных сил организма, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия.

Формирование у россиян здорового образа жизни.

В рамках данного направления Минздравсоцразвития России предполагает провести масштабную информационную кампанию, направленную как на борьбу с алкоголизмом и табакокурением, так и на формирование здорового образа жизни. Программа формирования здорового образа жизни предполагает создание у населения экономической и социальной мотивации быть здоровым, обеспечение государством условий для этого. По оценке ВОЗ, здоровье населения лишь на 10-12% зависит от системы здравоохранения, а в основном определяется образом жизни и состоянием окружающей среды.

-совершенствование мед-гиг образования и воспитания

-создание эффективной системы мер по борьбе с вредными привычками

-обеспечение здорового питания

-развитие массовой физкультуры и спорта

-снижение риска воздействия неблагоприятных факторов внешней среды

-создание системы мотивирования руководителей учреждений школьного образования к охране

здоровья и формированию ЗОЖ школьников

-создание системы мотивирования граждан к ведению здорового образа жизни и участию в проф мероприятиях

— создание системы мотивирования работодателей к участию в охране здоровья работников

— массовая профилактика неинфекционных заболеваний.

Проблема ЗОЖ населения России является комплексной и проявляется в:

— кризисе идентификации, утрате жизненных перспектив, отсутствии цели и смысла жизни у значит части населения.

— массовой бедности и значит разрывом между самой богатой и самой бедной частью населения РФ.

— массовом хар-ре разрушительных для здоровья пристрастий и зависимостей: наркомании, алкоголизма, курения, игромании.

— недостаточности двигательной активности

— недостаточности в здоровом питании.

Основные направления работы:

— научные иссл-я и разработки

— формирование культуры здоровья

— развитие институтов и инфраструктур здоровья

— нац программы по проф-ке алкоголизма и табакокурения

— мед факторы охраны здоровья и достижение сан-эпид благополучия населения

Новые направления в программа «Здоровье»:

Создание центров здоровья.

На настоящий момент создано:

502 центра здоровья,

193 центра здоровья для детей

(1 на 200 000 населения)

Концепция осуществления гос политики противодействия потреблению табака на 2010-2015:

— Ценовые и налоговые меры по сокращению спроса на табак,

— Защита от воздействия табачного дыма.

— Меры по снижению количества вредных веществ в табачных изделиях и информированию потребителей табака.

— Просвещение и информирование населения о вреде потребления табака.

— Поэтапный запрет рекламы, спонсорства и стимулирования продажи табачных изделий.

— Организация медицинской помощи населению, направленной на отказ от потребления табака, и лечения табачной зависимости.

— Недопущение продажи табачных изделий несовершеннолетним.

Целевые ориентиры концепции:

— Снижение распространенности курения среди населения РФ на 10-15%, недопущение потребления табака несовершеннолетними и беременными женщинами.

— Снижение на 50% числа граждан, подвергающихся вредному воздействию вторичного табачного дыма.

— Введение полного запрета курения во всех закрытых помещениях, включая учреждения культуры, спорта и образования

— Поэтапное увеличение акцизного налога на табачные изделия и постепенное доведение его до уровня стран ЕС.

Источник

Роль медицинских работников в формировании здорового образа жизни

Препятствия на пути к эффективной пропаганде здоровья. Задачи отделения медицинской профилактики. Понятие гигиенического воспитания, информационного сообщения и обучающих семинаров. Направления в деятельности по формированию здорового образа жизни.

РубрикаПедагогика
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления14.03.2016
Размер файла26,0 K

роль врача в формировании здорового образа жизни

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Тихоокеанский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской федерации

Роль медицинских работников в формировании здорового образа жизни

Выполнила студентка 105 группы

пропаганда медицинский семинар здоровый

Препятствия на пути к эффективной пропаганде здоровья:

· Удовольствие, получаемое от некоторых нездоровых привычек. Многим курильщикам нравится курить. Жареная и сладкая пища имеет приятный вкус

· Конкуренция. Сообщениям на тему здоровья часто приходится соперничать с противоположными им по смыслу сообщениями. Компании по производству сигарет ежегодно тратят миллионы долларов на исследования рынка и рекламу. У организаций здравоохранения нет таких бешеных денег. Да и в случае курения в подростковом возрасте пропаганда в средствах массовой информации не может конкурировать с давлением, которое оказывают такие искусные агенты влияния, как сверстники. Опять возникает необходимость в продуманном планировании сообщения; в данном случае оно должно учить защите и служить «прививкой» от переубеждения.

Основными задачами отделения медицинской профилактики являются:

· Внедрение в практику работы информационных и информационно- мотивационных технологий профилактического консультирования (беседы с отдельными пациентами и группами пациентов, «Школы пациентов»).

· Осуществление оздоровительных мероприятий среди населения с различным уровнем риска, коррекция факторов риска и проведение динамического наблюдения за отдельными группами населения.

· Обучение населения и персонала основам укрепления и сохранения здоровья.

· Работа со СМИ с целью распространения сообщений о здоровом образе жизни.

· Организация, контроль и анализ деятельности по реализации региональных целевых программ по профилактике неинфекционных заболеваний; санитарно-гигиеническому обучению и воспитанию пациентов

Так как значительная часть населения занимает пассивную позицию по отношению к своему здоровью, что объясняется низким уровнем санитарной культуры и недостаточными знаниями закономерностей формирования и поддержания здоровья на оптимальном уровне, поэтому важнейшим методом решения задачи повышения уровня санитарной культуры населения является гигиеническое воспитание. Этот термин употребляется вместо термина «санитарное просвещение», который в течение длительного периода был ведущим.

Передача медико-гигиенической информации обеспечивается с помощью различных методов, форм и средств. Методы группируются по способам управления познавательной деятельностью, принятой в системе среднего и высшего образования: информационно-рецептивный (основан на предъявлении готовой информации и обеспечивает усвоение знаний на уровне восприятия и запоминания); репродуктивный (объяснение выводов медицинской науки, освещение различных вариантов решения проблемы; нацелен на воспроизведение реципиентами полученных знаний, формирование умений и навыков); проблемный (коммуникатор обсуждает с реципиентами различные варианты решения проблемы, как бы включает их в процесс «поисков истины» и тем самым подводит к выводу, основанному на усвоении глубоких процессов изучаемого явления; нацелен на творческий подход к выполнению норм и правил здорового образа жизни).

Информационные сообщения и обучающие семинары должны включать следующие тематические разделы: рациональное питание, влияние вредных привычек на здоровье и борьба с ними, польза физкультуры и спорта, способы снятия эмоционального стресса и напряжения,необходимо при разработке сообщений на тему здорового образа жизни привлекать психологов. Более того, можно порекомендовать ввести в штат медицинского психолога для индивидуальной работы с пациентами. В результате социологических исследований выявилась высокая эффективность информационно-наглядных средств (плакатов, стенгазет, уголков здоровья). В связи с этим рекомендуется использовать данные ПР-средства не только в медицинских учреждениях, но и на предприятиях, работники которых обслуживаются в данном ЛПУ (то есть создание уголков здоровья на рабочих местах). Необходимо выдавать пациентам специально разработанные буклеты «Кодексы здоровья и долголетия», которые содержат конкретные рекомендации, разработанные для каждой целевой группы населения. Для эффективности сообщений на тему здоровья важно учитывать четыре фактора: 1) сообщать, что угроза опасная, пугающая 2) люди не защищены от нее (например, правдивые и яркие доказательства связи курения с заболеваниями легких); 3) с помощью определенных видов здорового поведения этой угрозы можно избежать (призывы: «с того момента, как вы бросите курить, ваши легкие начнут исцеляться», «такие же люди, как вы, успешно бросили курить, следуя этим рекомендациям»; 4) если у людей есть внутренняя способность вести себя таким образом (ощущение самоэффективности «если они смогли, то смогу и я»). В результате исследования было установлено, что СМИ широко используют тематику, посвященную здоровому образу жизни. Одним из самых популярных источников о здоровом образе жизни оказались телевизионные передачи. По данным мониторинга самой популярной темой стало сексуальное здоровье. Необходимо продолжать работу школ здоровья. Особенна эффективна она для работы с пенсионерами. Данная категория пациентов имеет возможность не только повысить санитарную грамотность, но и бесплатно проконсультироваться с врачами разных специальностей, а также удовлетворить потребность в общении. По данным отдела медицинской профилактики, уровень экстренной госпитализации посещающих школы здоровья снижается в 2 раза, что говорит о высокой эффективности данных программ. Регулярно (1 раз в 3 месяца) проводить специальные ПР-акции «Дни здоровья» с освещением в СМИ. В эти дни пациенты могут бесплатно сдать клинические анализы крови, снять электрокардиограмму и получить консультацию кардиолога, прослушать лекцию о здоровом образе жизни. Важно формировать моду на здоровый образ жизни. Особенно это важно для молодого поколения. В агитационных материалах не учтена психология «рыночного» поколения с более индивидуализированным сознанием, чем у старшего поколения, его новая потребительская субкультура, в которой главным понятием является престиж. В целях повышения эффективности профилактической работы целесообразно более активно привлекать к участию в ее проведении работников образования, науки, культуры, видных политиков, шоуменов и других лиц, пользующихся авторитетом среди определенных групп населения.

Можно определить следующие основные направления в деятельности по формированию здорового образа жизни:

1. Создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний всех категорий населения о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения.

3. Меры по снижению распространенности курения и потребления табачных изделий, снижению потребления алкоголя, профилактика потребления наркотиков.

4. Побуждение населения к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.

Действенным рычагом формирования ЗОЖ должно быть гигиеническое воспитание населения. Территориальные центры здоровья, врачебно-физкультурные диспансеры (отделения, кабинеты), косметологические лечебницы (отделения, кабинеты), кабинеты пропаганды ЗОЖ различных медицинских учреждений основой содержания своей деятельности обязаны сделать пропаганду принципов формирования ЗОЖ воспитание системы поведенческих реакций, благотворно сказывающихся на здоровье всех людей, начиная с младенческого возраста. Формирование ЗОЖ всенародная задача, и работники здравоохранения, стоящие на форпосте этой общегосударственной программы, сами должны быть примером соблюдения ЗОЖ. Однако практика этого не подтверждает (не более 10% врачей регулярно занимаются утренней гигиенической гимнастикой, не менее 40% медиков курят).Основные доступные для всех способы формирования З. о. ж. предполагают искоренение вредных привычек, воспитание культуры общения, поведения, питания, соблюдение режима труда и отдыха, систематические занятия физической культурой и спортом, повышение общей санитарной культуры и гигиенических знаний. Здоровый образ жизни направлен не только на охрану и укрепление здоровья, но и на гармоничное развитие личности, оптимальное сочетание физических и духовных интересов, возможностей человека, рачительное использование его резервов.

Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья.

Очень важно иметь свободное время для усвоения пищи. Представление, что физические упражнения после еды способствуют пищеварению, является грубой ошибкой.

Прием пищи должен состоять из смешанных продуктов, являющихся источниками белков, жиров и углеводов, витаминов и минеральных веществ. Только в этом случае удается достичь сбалансированного соотношения пищевых веществ и незаменимых факторов питания, обеспечить не только высокий уровень переваривания и всасывания пищевых веществ, но и их транспортировку к тканям и клеткам, полное их усвоение на уровне клетки.

Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни.

Полезно ходить по лестнице, не пользуясь лифтом. По утверждению американских врачей каждая ступенька дарит человеку 4 секунды жизни. 70 ступенек сжигают 28 калорий.

Основными качествами, характеризующими физическое развитие человека, являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость. Совершенствование каждого из этих качеств способствует и укреплению здоровья, но далеко не в одинаковой мере. Можно стать очень быстрым, тренируясь в беге на короткие дистанции. Наконец, очень неплохо стать ловким и гибким, применяя гимнастические и акробатические упражнения. Однако при всем этом не удается сформировать достаточную устойчивость к болезнетворным воздействиям.

Человечество так же приспосабливалось и продолжает приспосабливаться к тем или иным факторам и капризам окружающей действительности. Но эти приспособительные действия никогда не были основным, главным смыслом жизни человека. С первых шагов своей жизни человечество совершенствовалось и продолжает совершенствоваться в трудовой деятельности, в созидании и сотворении материальных и культурных ценностей. В этом был и остается основной смысл человеческой цивилизации, человеческого бытия.

Зарождение здорового образа жизни напрямую связано с теми далекими временами древности, когда первобытный человек стал создавать орудия труда, когда он начинал осознавать, что его жизненные успехи во многом предопределяются его физическими способностями, его умением быстро настигать добычу, преодолевать разного рода естественные преграды, его способностями далеко и метко бросать камни, копья, дротики и т.д.; когда он стал пользоваться физическими упражнениями при подготовке к охоте на крупных и опасных зверей. Жизнь убедительно свидетельствует о том, что человек становится человеком только в условиях общественной жизни, только в процессе воспитания и обучения, только в процессе созидательной трудовой деятельности.

Медицинские работники должны являться ярким примером здорового образа жизни. Для этого имеет смысл разработать экономические стимулы. Должно быть выгодно быть здоровым. На сегодняшний день общественное мнение на стороне больных, а не здоровых. Больной человек окружен заботой, ему сочувствуют и жалеют. К его услугам поликлиника, санатории, освобождение от работы и многих других обязанностей. Важно разработать экономические поощрения за участие в спортивных мероприятиях, материально стимулировать редко болеющих сотрудников. Медицинские работники должны принимать активное участие в городских праздниках здоровья, в спортивных мероприятиях и соревнованиях. В качестве ключевого направления работы по формированию здорового образа жизни рекомендуется более широко использовать возможности интернет-взаимодействий, поскольку в них имеются потенциальные перспективы, которым медицинское учреждение не уделяет должного внимания.

Важно понимать, что деятельность по формированию здорового образа жизни представляет собой долгосрочную и постоянно действующую информационно-обучающую систему, направленную на работу с различными группами населения, эффективность которой, возможно, можно будет оценить только через несколько лет

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *