роль военной присяги в жизни российских воинов

Роль воинских ритуалов в жизни российских воинов

План-Конспект

Тема: «Роль воинских ритуалов в жизни российских воинов».

Воплощение благородных идеалов и целей

В формировании облика воина-патриота важную роль играют воинские ритуалы — торжественные церемонии, эмоционально выражающие смысл, содержание традиций, связанных с важнейшими событиями в жизни общества. Это особая форма социального общения, в которой находят отражение мировоззрение определенных социальных групп или общества в целом, а также нравственные идеалы. Ритуалы возникают на основе народного опыта, в котором на первый план выступает эстетическая, наглядно-чувственная сторона.

Испытывая воздействие политики, права, нравственности и т. д., ритуалы не поглощаются ими, а, в свою очередь, влияют на общественное настроение, общественное мнение и в определенной степени на другие формы общественного сознания. Обычно, ритуалы принято подразделять на гражданские, бытовые, религиозные и воинские.

Воинский ритуал — это исторически сложившаяся форма поведения военнослужащих при совершении воинских обрядов, торжественных и траурных церемоний. Воинские ритуалы воплощают в себе благородные идеалы и высокие цели служения российского воина своему Отечеству. Они охватывают три основные сферы воинских отношений:

Уточним, что такое разделение достаточно условное, ибо элементы одного и того же ритуала могут присутствовать во многих сферах воинской деятельности. Порядок совершения воинских ритуалов закреплен в уставах, наставлениях и инструкциях.

Основные воинские ритуалы

Одним из самых распространенных и старейших воинских ритуалов является отдание воинской чести, или, как говорили в старину, ритуал «чинопочитания» — воинское приветствие. В древние времена и в раннем средневековье четко выраженного обряда воинского приветствия не существовало. Знаки уважения демонстрировались общепринятыми на тот период действиями: поклонами, снятием головных уборов. В средние века у рыцарей, когда они не имели намерений вступить в бой, возник обычай при встрече «в чистом поле» поднимать забрала своих железных шлемов. Шлемы с забралами вскоре исчезли, но обычай подносить руку к головному убору сохранился как знак дружелюбия, уважения. Этот обычай позже был закреплен в уставах как обязательный акт воинской вежливости при встрече военнослужащих.

В конце XVII – начале XVIII в. в целях воспитания у воинов чувства уважения к командирам и начальникам Петр I ввел в жизнь войск ритуал воинского приветствия – «Отдание комплимента». Комплимент отдавался сниманием шляпы, ружьем, шпагой и знаменем, иногда поклоном. Воинское приветствие предусматривалось в следующих случаях: на смотре, на экзерцициях (учебных тренировках), при встрече с генералитетом и в некоторых других случаях.

Ритуал воинского приветствия живет века. Приветствовать – значить подтвердить свою верность воинскому братству. В Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации имеется специальный раздел «Воинское приветствие» В нем отмечается, что приветствие обязательно во всех сферах деятельности и является воплощением товарищеской сплоченности военнослужащих, свидетельством взаимного уважения. Всегда большое значение в воинском воспитании играл ритуал приведения к военной присяге. С давних пор он проходил в торжественной обстановке — в церкви или на соборном месте в присутствии как высокого военного начальника, так и высшего духовенства. Войска прибывали строем со знаменами и штандартами под музыку оркестров.

За его своевременное и точное выполнение, учет воинов приведенных к Военной присяге, а также сохранение списков приведенных к Военной присяге, несет ответственность командир воинской части. Он своим приказом объявляет время приведения к Военной присяге. В назначенное время воинская часть выстраивается при Боевом Знамени и Государственном Флаге Российской Федерации. Воины приводящиеся к присяге находятся в первых шеренгах. Командир произносит разъяснительную речь, после чего каждый воин выходя из строя читает слова священной клятвы и скрепляет ее собственноручной подписью.

После исполнения Государственного гимна воинская часть проходит торжественным маршем. День принятия Военной присяги является нерабочим днем для части и проводится как праздничный день. Современные уставы предусматривают воинские ритуалы, совершаемые при вручении частям и кораблям боевого знамени, упоминании на вечерней поверке фамилий военнослужащих, навечно зачисленных в списки подразделений, во время годового праздника воинской части или корабля, общих батальонных и полковых проверок, при встрече официальных государственных лиц и прямых начальников, открытии памятников, возложении венков к памятникам и могилам воинов, отдании воинских почестей при погребении. Заметим, что воинские ритуалы постоянно развиваются и совершенствуются. Меняется их форма и содержание.

В нынешних уставах Вооруженных Сил России закреплены ритуалы, которые сложились в частях и подразделениях Вооруженных Сил в последнее время. В их числе – распределение прибывшего пополнения по подразделениям. Прибывшее пополнение распределяется по подразделениям после изучения деловых качеств каждого солдата (матроса) и с учетом состояния его здоровья, профессии, характеристики и др.

История возникновения триумфального прохождения войск уходит в далекое прошлое. Так, еще в Древнем Риме проводились так называемые триумфы — торжественные смотры войск и их прохождение в честь одержанных побед. Подобные церемонии существовали и в Древнерусском государстве. Благополучное возвращение войск из похода превращалось на Руси в общенародный праздник. Ритуал требовал, чтобы победители «становились на костях» побежденных и «ударяли в трубы». Яркими деталями, носившими символический характер, являлись следующие действия: въезд князя с дружиной и пленными, прославление победителей, «отпевание» врагов, которые сопровождались музыкой и песнями.

При Петре I за основу ритуалов был взят опыт Римской империи. Широкое распространение получили триумфальные шествия в честь достигнутых побед. К началу XX века установилась довольно стройная система подготовки и проведения парадов. Они делились на церковные и строевые. Строевые условно подразделялись на три части: построение войск; встреча лица, принимающего парад, объезд частей; прохождение церемониальным маршем. Навсегда останутся в народной памяти парад 1941 г. с уходящими с Красной площади на фронт подразделениями и Парад Победы 1945 года.

Первый в истории салют был дан 21 декабря 1709 г., когда русское войско во главе с Петром I вступило в Москву после Полтавской битвы. Салютами Россия приветствовала героев-моряков Гангута, русских воинов, взявших Берлин в 1760 г., суворовских «чудо-богатырей»… Особое значение они приобрели в годы Великой Отечественной войны. Первый салют в городе Москве был произведен 5 августа 1943 г. в честь освобождения советскими войсками городов Орел и Белгород. Всего в годы войны было произведено 354 торжественных артиллерийских салюта в честь советских войск, одержавших крупные победы. И сегодня, когда небо расцвечивается яркими цветами разрывов, воздух оглашается радостным «Ура!».

Этот ритуал, как и многие другие, вызывает подъем, радость и восторг у всех, кто становится его свидетелем. Огромное значение в воинских ритуалах всегда имели музыка и строевые песни. Музыка включается в воинские ритуалы с момента их возникновения. Из всех элементов образной формы ритуалов, она является наиболее устойчивым.

Наполняются новым содержанием старые ритуалы, изменяются порядок и формы их проведения, но музыкальная основа сохраняется в течение веков. Музыка — один из самых действенных компонентов художественного оформления воинских ритуалов. В период боевых действий она помогала бойцам выстоять, вселяла силу и бодрость духа, не давала ожесточиться, омертветь душой. В свое время А.В. Суворов сказал: «Музыка удваивает, утраивает армию… С крестом священника, развернутыми знаменами и громогласной музыкой взял я Измаил!» В мирное время ее роль не менее важна. Она вносит в ритуалы особенную торжественность, создает приподнятое, праздничное настроение, вдохновляет, воодушевляет, сплачивает военнослужащих.

Особое место в системе российских воинских ритуалов принадлежит маршевой музыке. Например, при выносе Боевого Знамени, в ритуалах торжественных встреч исполняется «Встречный марш» – более быстрый по темпу, чем строевой или походный. Он настраивает на эмоциональное восприятие ритуала, создает торжественную обстановку.

Строевые смотры, прохождения в строю и другие воинские ритуалы сопровождаются песнями. При исполнении песни в строю каждый воин особенно остро чувствует себя частицей воинского коллектива. «Солдат без песни, что без ружья», – говорил А.В. Суворов.

Это меткое замечание не потеряло своего значения и в наши дни. Музыка звучит при принятии Военной присяги, выносе Боевого Знамени, вручении наград и боевых реликвий, при проведении строевых смотров, парадов, при разводах караулов, во время других торжественных церемоний. Наряду с использованием символов, искусным выполнением строевых приемов, четко и образно звучащей командирской речью музыка, песня помогают сделать ритуал настоящим явлением искусства.

У нынешних воинских ритуалов – славная история. Они заряжали энергией, силой, духом не одно поколение российских воинов. И сегодня воинские ритуалы способствуют духовной мобилизации вооруженных защитников Отечества, их нравственному и эстетическому воспитанию.

Источник

История принятия военной присяги в России

Тема 11. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации

План

1. Понятие воинские ритуалы

2. История принятия военной присяги

3. Современная церемония принятия военной присяги

4. Ритуал вручения Боевого знамени воинской части

Понятие воинские ритуалы

В формировании облика воина-патриота важную роль играют воинские ритуалы.

Воинские ритуалы – это торжественные церемонии, эмоционально выражающие смысл и содержание традиций, связанных с важнейшими событиями в жизни общества; особая форма социального общения, в которой находят отражение мировоззрение определенных социальных групп или общества в целом, а также нравственные идеалы.

Ритуалы возникают на основе народного опыта, в котором на первый план выступает наглядно-чувственная эстетическая сторона. Испытывая воздействие политики, права, нравственности и других институтов, ритуалы не поглощаются ими, а, в свою очередь, влияют на общественное настроение, общественное мнение и в определенной степени на дру­гие формы общественного сознания.

Ритуал принятия военной клятвы на верность царю и Отечеству впервые закреплен в русском воинском «Уставе ратных, пушечных и других дел, касающихся до военной науки» (1607 г.). «Каждый военный человек, – говорилось в нем, – должен приводиться к крестному целованию – приносить присягу, верно служить, и всем в послушании и покорении быть».

Запись, по которой служилый человек приносил клятву в присутствии священника, называлась крестоцеловальной или подкрестной. Религиозная вера служила гарантом исполнения данных обязательств.

Разновидностью служебной присяги являлась поручная запись. Она предусматривала письменные гарантии какого-либо лица, в том числе родственника, рекрутируемого. Таким образом, устанавливалась моральная ответственность, дающего клятву перед своим поручителем.

Во времена Петра I воины клялись «служить верно и послушно; во всем поступать так, как честному, верному, послушному, храброму и неторопливому солдату быть надлежит». По воинскому уставу присяга приносилась «при полку или роте, при распущенном знамени». Присягающий обязан был, произнося текст присяги, «положить левую руку на Евангелие, а правую руку поднять вверх с простертыми двумя большими перстами». Обязательным было целование Евангелия. Присягающие подписывали индивидуальные клятвенные обещания, или присяжные листы.

История принятия военной присяги в России

Ритуал принятия военной присяги периодически изменялся, но в основе своей сохранился до 1917 г. Рекрут всегда клялся, что он будет «служить верою и правдою государю Императору, Его Наследнику и Отечеству».

После 1917 г. принятие военной присяги инициировалось самими красноармейцами. Например, в отрядах Красной гвардии Замоскворецкого района Москвы принималась присяга следующего содержания: «Я, нижеподписавшийся, обязуюсь беспрекословно исполнять все распоряжения Совета Народных Комиссаров и лиц, поставленных им, строго сохранять дисци­плину во время исполнения служебных обязанностей, беспрекословно подчиняться приказаниям товарищей инструкторов-командиров, назначенных Советами, бережно относиться ко всем предметам обмундирования, снаряжения и вооружения, помня, что это все наше народное достояние. ».

Тексты первых «красных присяг» были неодинаковы, но смысл – един: сражаться за дело революции мужественно и стойко, до последней капли крови.

В апреле 1918 г. был утвержден общий для всей армии текст присяги под названием «Формула торжественного обещания».

В марте 1922 г. ВЦИК принял постановление о приведении к присяге всего личного состава армии и флота. В этом постановлении говорилось, что революционное торжественное обещание («красная присяга») должно стать для каждого гражданина, принимающего на себя высокое звание воина Красной армии, «торжественным выражением обязательств перед рабоче-крестьянской Республикой Советов и ее правительством». Был установлен единый день приведения бойцов к присяге – 1 мая, а также одинаковый порядок ее принятия. Присяга принималась коллективно, в строю. Представитель центральной или местной власти, уполномоченный для приведения к присяге, кратко разъяснял ее сущность и громко зачитывал текст. Военнослужащие повторяли вслух каждое слово.

Этот порядок существовал до 1939 г., когда Президиум Верховного Совета СССР утвердил новый текст военной присяги в соответствии с принятой в 1936 г. Конституцией СССР. Одновременно было утверждено и новое Положение о порядке принятия присяги. С этого времени воины армии и флота принимают военную присягу индивидуально и скрепляют ее собственноручной подписью.

В последующее время в текст присяги вносились некоторые изменения, но смысл ее оставался прежним.

Источник

Военная присяга в армии РФ: что такое присяга, история, когда принимают, порядок приведения к присяге

Обычай давать торжественную клятву верности при поступлении новобранцев на военную службу существует с древнейших времён. Ещё в древности это трансформировалось в особый церемониальный ритуал принесения воинской присяги, которая служила гарантией безусловной лояльности военнослужащего по отношению к правителю, военачальнику, государству. Эта традиция сохранилась вплоть до настоящего времени в Вооружённых силах большинства стран мира. Во все времена значимость такой присяги была не столько чисто военной необходимостью, сколько юридическим, правовым, а также политическим актом, необходимым для несения военной службы в интересах конкретных государств.

Что такое присяга в армии России

Военная присяга в армии России — это торжественная клятва, которую обязан дать каждый новобранец, проходящий военную службу в Вооружённых силах Российской Федерации (ВС РФ). Приведение к военной присяге относится к воинским ритуалам особой значимости. Действующая на 2020 год редакция Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в статье 40 относит к кругу граждан РФ, подлежащих приведению к Военной присяге, военнослужащих:

Присяга для каждого из российских военнослужащих носит не только символический характер. Хотя многие призывники искренне считают церемонию её принесения своеобразной данью традиции, служащей для поднятия боевого духа, такое мнение ошибочно. Принятие воинской присяги для молодых людей, уже обладающих к тому моменту статусом военнослужащего, означает обретение окончательной полноценности данного статуса. Требования статьи 41 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» устанавливают, что без приведения к Военной присяге:

Таким образом, принятие воинской присяги обязательно для всех военнослужащих, причём для будущих офицеров — задолго до получения ими погон. Её полагается принимать курсантам (студентам, слушателям военных кафедр при гражданских вузах), в первый раз проходящим военный сбор (стажировку), а также курсантам и слушателям учреждений военного профессионального образования — на первом либо втором курсах учёбы.

Военная присяга: история принятия в РФ

В истории российской армии воинская присяга существовала в различных вариантах. Прообраз присяги как торжественной клятвы воина на верность дружине и целования креста существовал на Руси с IX века. Первым документально зафиксированным описанием подобного ритуала считается «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки», составленный в 1647 году, при царе Алексее Михайловиче. В этом первом русском воинском уставе была закреплена обязанность каждого «воинского человека» приводиться к крестному целованию — и тем самым приносить присягу на верность Государю.

Воинская присяга в современном понимании, как и многие другие военные традиции, была введена Петром Первым, который лично участвовал в создании её текста. Присяга принималась в присутствии священника. Солдаты произносили слова присяги, как правило, в строю перед Евангелием и затем целовали это святое писание. После церемонии все присягающие подписывали индивидуальные клятвенные обещания — «присяжные листы».

После петровских времён особо существенных изменений в порядке проведения церемонии воинской присяги не происходило. В их числе можно отметить произведённое при Павле I повышение статуса боевого знамени части, которое стали использовать как святыню и клясться на нём. Определённые коррективы в ритуале армейской присяги появились в XIX веке для лиц отличного от православного вероисповедания (лютеранского, католического, иудейского, мусульманского). Такие новобранцы обычно приводились к присяге духовным лицом того исповедания, к которому они принадлежали. В период Российской Империи действие присяги прекращалось со смертью императора, и при восшествии на престол нового армия присягала ему заново.

После февральской революции 1917 года Временное правительство утвердило текст присяги на верность Российскому Государству, без упоминания в нём императора. Но с установлением Советской власти для бойцов Красной Армии был составлен кардинально новый текст присяги, начинавшийся со слов «Я, сын трудового народа…», и существенно изменилась её церемония. Присяга на службу Союзу Советских Социалистических Республик стала приноситься с 1923 года. Текст советской воинской присяги в его канонической форме был утверждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 января 1939 года. Впоследствии он лишь незначительно менялся дважды, в 1947 и 1960 годах.

После распада Советского Союза власти Российской Федерации решительно избавились от текста ранее существовавшей военной присяги, заменив его другим, более коротким и сухим. Текст новой присяги впервые появился в приказах и распоряжениях президента России Бориса Ельцина от 11 февраля 1993 года, связанных утверждением законов об обороне страны, воинской обязанностью и прохождением военной службы. Данный текст сохранился вплоть до настоящего времени.

Военная присяга после призыва: когда принимают

Точные сроки приведения к присяге не установлены. Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» ограничивает это максимальным промежутком времени в два месяца, отведённым для завершения курса первоначальной военной подготовки. Обязательные мероприятия такой подготовки солдат-срочников в ВС РФ принято называть курсом молодого бойца (КМБ). Продолжительность КМБ может составлять от двух недель до двух месяцев, но в большинстве случаев этот курс длится 30-40 дней.

Такой разброс в сроках нахождения призывников на военной службе до их приведения к присяге связан со сложившейся практикой их отправки из пунктов сбора к назначенному месту службы. Доукомплектование воинских частей очередным призывным контингентом производится, как правило, группами новобранцев, призванных и направленных из нескольких разных регионов России. Это происходит не в один день, хотя и растянутым на весь срок призывной кампании данный процесс для конкретной воинской части никогда не бывает.

Для каждого призывника отправка со сборного пункта возможна в двух вариантах:

В любом из этих случаев прохождение призывником стандартного курса молодого бойца остаётся обязательным. Точная дата церемонии приведения к присяге определяется командованием военной части, в которую направлен служить военнослужащий. Как правило, это делается заранее, поскольку данное мероприятие относится к числу доступных для посещения родителями и другими родственниками и друзьями новобранцев.

Например, новобранцы широко известного Первого Отдельного стрелкового Семёновского полка, дислоцированного в Москве и выполняющего задачи по охране особо важных объектов, в июле 2019 года приняли присягу на Поклонной горе. В их числе были призывники из Москвы, Подмосковья, Вологодской, Ивановской, Нижегородской, Смоленской, Тверской, Тульской, Ярославской областей.

Присяга в армии: подготовка к ритуалу

При подготовительном процессе к принятию присяги все элементы подготовки проверяются командирами, ответственными за прохождение солдатами КМБ, назначаемыми из числа сержантско-старшинского состава под руководством кадровых офицеров. Ко всем подобным элементам воинской подготовки следует относиться с пониманием и надлежащей ответственностью.

Как правило, даже за малейшие ошибки новобранцы подвергаются дисциплинарным мерам взысканий. Это не может считаться чрезмерным наказанием, поскольку на данном этапе подготовке крайне важно приучить военнослужащих к безусловному соблюдению дисциплины и вниманию к деталям исполнения полученных приказов. А эти умения нужны не только для успешного прохождения срочной службы — они жизненно необходимы для выживания в реальных боевых условиях.

Самые интенсивные тренировки необходимых действий солдат приходятся на последние несколько дней перед церемонией присяги. В этот период военнослужащие могут практически целый день вышагивать по плацу, декламировать слова присяги и отрабатывать другие элементы строевой подготовки, оттачивая их до автоматизма. Только так можно избежать досадных ошибок, способных нарушить торжественный дух церемонии.

Клятва воина на верность Родине: текст

Солдату необходимо отчётливо и уверенно произнести текст воинской присяги, утверждённый в следующем виде:

«Я, (фамилия, имя, отчество) торжественно присягаю на верность своему Отечеству —Российской Федерации. Клянусь свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников. Клянусь достойно исполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество».

На практике все официальные документы подписываются в рабочем порядке, за день-два до торжественной церемонии присяги. Для этого заполняется форма с указанием номера автомата и личных данных бойца. Данный факт нисколько не умаляет ценность дня принятия присяги, который бывает только единожды в жизни военнослужащего. Произнесение этой клятвы — почётное право, заслуженное тяжелым трудом в рамках успешно пройденного начального курса обучения военному делу.

Порядок приведения к присяге в армии

После подготовительных работ на территорию части запускают родных и близких людей будущих военнослужащих. Им показывают отведенное место, с которого удобно наблюдать за торжественным событием и при этом не мешать процедуре принятия присяги. Весь процесс разрешается фотографировать и снимать на камеру. Пытаться подойти или поговорить с солдатом до проведения церемонии запрещено. Это можно будет сделать только после того, как командир части даст команду о завершении присяги и разрешит бойцам разойтись.

Содержание ритуала присяги

Ритуал приведения к присяге происходит согласно Уставу внутренней службы ВС РФ, он проходит по единому примерному сценарию для всех воинских частей армии и кораблей флота России. Процедура приведения военнослужащего к присяге включает в себя следующие обязательные действия:

В случае принятия присяги на территории воинской части выбор места её проведения делает командир части, ориентируясь на погодные условия. При низкой температуре или ненастной погоде приведение к Военной присяге может быть проведено в помещении. После общего построения подразделения расходятся по помещениям после выступления командира воинской части, а по окончании приведения к присяге по соответствующей команде вновь выстраиваются на плацу для прохождения торжественным маршем.

Как правильно действовать солдату при принятии Военной присяги

Каждый солдат в момент произнесения клятвы должен пройти определённую процедуру, которая состоит из ряда последовательных действий. Офицер становится возле стола и зачитывает фамилию новобранца. Ему следует выйти из шеренги и строевым шагом подойти к командиру.

Затем молодой человек берёт в руки лежащую на столе папку с текстом воинской присяги. Призывник должен встать по стойке смирно, громко и отчётливо прочитать текст Военной присяги. По завершению данного действия им подписываются соответствующие документы.

В конце ритуала военнослужащий может получить персональное поздравление от командира. Он должен будет ответить на него словами: «Служу Российской Федерации!».

Принимают ли присягу контрактники?

Требование Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в части принятия военной присяги полностью распространяется на военнослужащих-контрактников. Граждане РФ, поступившие на военную службу по контракту без прохождения срочной службы, принимают присягу в армии после прохождения предварительной общевойсковой подготовки, которая является обязательным условием контракта с Вооружёнными силами РФ.

Для солдат-контрактников процедура приведения к присяге может проводиться без особых торжественных церемоний, но обязательно это должно происходить перед Государственным флагом Российской Федерации и Боевым Знаменем воинской части. В частности, в Положении о порядке приведения к военной присяге, являющемся составной частью действующего Устава внутренней службы ВС РФ, указано, что «военнослужащие женского пола, поступившие на военную службу, могут приводиться к Военной присяге в штабе воинской части под руководством командира воинской части».

Военнослужащий, являющийся иностранным гражданином, при поступивший на военную службу по контракту в Российской Федерации, взамен принесения военной присяги обязан дать равнозначное в правовом отношении обязательство. На данный момент утверждён следующий текст такого обязательства:

«Я, (фамилия, имя, отчество), даю обязательство соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников, достойно исполнять воинский долг».

Можно ли не принимать присягу в армии

За отказ принимать военную присягу уголовной или иной ответственности действующим российским законодательством не предусмотрено. В то же время, согласно комментариям к Закону «О воинской обязанности и военной службе», отказ от принятия присяги не допускается, поскольку принесение такой клятвы относится к обязанностям каждого военнослужащего.

Статья 2 Закона «О статусе военнослужащего» предусматривает, что солдатом призывник считается со дня отправления со сборного пункта в воинскую часть (корабль). С этого времени новобранец получает права и обязанности военнослужащего, становясь субъектом не только гражданского, но и военного законодательства, то есть подлежит ответственности за военные преступления (к примеру, наказанию за дезертирство).

В дальнейшем начал действовать механизм практической реализации статьи 59 Конституции Российской Федерации, по которой, если несение воинской службы противоречит убеждениям или вероисповеданию призывника, он имеет право на замену её альтернативной гражданской службой (АГС). Такое право требует подтверждения, к примеру, участием в деятельности каких-либо религиозных или пацифистских организаций, иными фактами биографии, свидетельствующими о неприятии военной службы. Следует также учитывать, что срок прохождения АГС, по сравнению с 12-месячной военной службой, длится существенно дольше — от 18 до 21 месяца.

Заявление о замене военной службы на альтернативную необходимо подавать в военкомат заранее, обычно за полгода до наступления срока призыва. Непосредственно на призывной комиссии объявить, что имеется желание пройти альтернативную службу, уже нельзя, тем более это бесполезно делать, отказываясь принимать присягу.

Современная процедура призыва в армию России позволяет призывнику либо своевременно, на стадии постановки на воинский учёт, выбрать для себя путь АГС, либо проходить военную службу. Стойкий стереотип о том, что военкоматы стремятся «загрести» максимум молодёжи в армию, в настоящее время не оправдывается.

Напротив, сейчас нередко возникает конкуренция среди молодых людей за право быть призванным на срочную службу. В свою очередь государство заинтересовано видеть в рядах Вооружённых сил больше военнослужащих, потенциально способных стать профессионалами. Соответственно, как минимум за последнее десятилетие каких-либо особых инцидентов, связанных с отказом от принесения присяги, в армии России не зафиксировано.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *