роль слуха в жизни человека
Значение слуха в нашей жизни
Доклад профессора Себастьяна Хота, заведующего аудиологического
отделения ЛОР-клиники при университете Гейдельберга (ФРГ). Симпозиум «Позиция отоларингологии на переломном этапе германского здравоохранения», 20 марта 2004 г.
С. Хот входит в редколлегию Германского аудиологического журнала.
Значение слуха в нашей жизни
Попытка противопоставить друг другу наши органы чувств приводит нас к важному основополагающему открытию: эволюция никак не могла позволить себе снабдить живое существо маловажным или совершенно бесполезным органом чувств. В нашей речи имеются очень меткие выражения, в которых по воле случая содержится больше истины, чем в научных открытиях. Например, полноценный индивидуум «имеет при себе все пять чувств». Между прочим, мы, люди, можем быть очень жестоки по отношению к своим видовым собратьям, которые обладают сенсорным дефицитом! Тем не менее, наши пять чувств не являются равноценными. Изучение обоняния, вкуса, осязания, зрения и слуха в разных сферах нашего существования ведет к выявлению определенной закономерности. Слух имеет большее значение для основополагающих признаков человека, как социального существа, по сравнению с любым другим чувством. Он служит для предостережения об опасности, для приема информации, для овладения знаниями, для социальной коммуникации, и может вызывать очень сильные эмоции.
Еще во времена охоты на мамонтов.
Обзор «технических характеристик» человеческого слуха позволяет сделать вывод о его феноменальных способностях. Объективности ради заметим, что зрительная система превосходит его, например, в скорости обработки информации. Если периферийный слух способен обрабатывать примерно 800 Кбит/с, то зрение превосходит его в 1000 раз. Однако слух превосходит зрение, прежде всего, по чувствительности и динамическому диапазону.
Чувствительность слуха на пороге слышимости с энергетической точки зрения соответствует восприятию 10-ваттной электрической лампочки с расстояния в 1000 км. Динамический диапазон слуха охватывает интенсивность звука, различающуюся на десять в двенадцатой степени! Это соответствует весам, на которых без всякого переключения диапазона измерений можно взвесить и песчинку, и трактор, причем с высокой точностью. Индустрия пользуется лозунгом «создать невозможное» при рекламе гораздо менее мощных продуктов. И не следует забывать о том, что природа вложила эту потрясающую систему обработки сигнала в корпус из прочнейшего материала под названием «височная кость».
Значение слуха для нашей жизни во всей его полноте лучше всего выразил немецкий психиатр и философ Карл Ясперс: «Нас делает людьми то, что мы говорим друг с другом». Ни использование орудий труда, ни вертикальная походка, ни мощный мозг не выделяют нас, в конечном счете, среди других живых существ. Эта честь принадлежит использованию дифференцированной речевой коммуникации. А потому, при всей нашей скромности, мы все же вынуждены признать, что венцом творения является homo audiologo. Вначале было слово.
Каким образом в процессе эволюции возникла устная речь? Не только наш слух, но и слух многих животных приспособлен не столько к обработке непрерывных сигналов, сколько к определению временных изменений параметров этого сигнала. Уже в стволе мозга, то есть, в относительно периферийной части слухового пути, находятся группы нейронов, которые преимущественно отмечают начало и конец акустического раздражителя. А потому сигналы, изменяющиеся во времени, привлекают больше внимания, чем непрерывные раздражители.
Мы не станем вдаваться в дискуссию о целях эволюции. Однако именно это свойство, в сочетании с все возрастающей мощностью центральной обработки, позволило нашим предкам использовать для коммуникации акустические сигналы с временной модуляцией. Причем мы научились не только слышать их, но и произносить. Ученые считают древнейшим доказательством использования примитивной речевой коммуникации организованную охоту на крупных зверей, которая проводилась еще 300 000 лет назад. Поначалу речь служила вовсе не для того, чтобы воспевать красоты природы, она компенсировала физическую слабость человека. Дифференцированная организация, с одной стороны, расширяла власть социального индивидуума, а с другой стороны, нуждалась в дифференцированной коммуникации. Разумность отдельно взятого индивида является необходимым, но не достаточным условием для добывания мамонта. Успех зависит от способности многих договориться между собой.
«Замороженная речь»
На протяжении истории нашего развития слух превратился в важнейший входной канал нашего мозга. Большую часть знаний, накопленных в мозгу, мы приобрели благодаря речевой коммуникации. Как только мы овладеваем устной речью, в процессе чего мозг проводит огромную и уникальную работу, мы можем расширять свои знания и без слуха, читая книги и журналы. Но даже речь, воспроизведенная в письменном виде, в конечном счете, восходит к первоначальной акустической информации. В определенной степени ее можно назвать «замороженной устной речью». Хотя глаз может за одну и ту же единицу времени справляться с большим количеством информации, но самым эффективным источником информации все же является слух.
Эмоциональный орган чувств
Нужно ли говорить, что подобный горький опыт вынесли все люди, столкнувшиеся с глухотой, независимо от того, способны ли они написать «Лунную сонату» или нет.
Итак, слух является нашим социальным органом чувств. У новорожденного уже через 48 часов отмечается превосходная реакция на голос матери. Два родственных индивидуума «прекрасно понимают друг друга». Речь связывает людей воедино. Отсутствие речевого обмена в гораздо большей степени, нежели разница в культуре, религии или цвете кожи, ведет к недоверию и предрассудкам, вплоть до неосознанного отторжения людей из другого географического региона. Примечательно, что наши современники, чересчур подверженные этой ошибочной умственной деятельности, обычно не владеют иностранными языками. Очень трудно понять «инородца», гораздо проще избить его.
Опора социальных структур власти
Важнейшая форма слуха: слушание
Я попытался рассказать о некоторых аспектах слуха, кажущихся мне наиболее значительными. Позволю себе привести еще одно замечание, которое я принимаю очень близко к сердцу. В начале моего выступления я пообещал, что ничего не скажу о переломном этапе в германском здравоохранении. Но это не совсем так. В мои намерения входило показать, что человек, как социальное существо, вместе с потерей слуха переживает душевную гибель. В настоящее время клиническая аудиология стоит перед дилеммой. Мы имеем технику кохлеарной имплантации, которая может преодолеть глухоту, но вынуждены отказывать в ней пациентам из-за ее дороговизны. Для того, чтобы лица, от которых зависит решение о финансировании, в полной мере понимали необходимость этой операции, нужно, чтобы они осознавали тугоухость или глухоту во всей полноте ее проявлений. Даже если глухота не причиняет боли и от нее невозможно умереть.
Строение, функции и особенности органа слуха человека
Полезные статьи и актуальная информация от специалистов по слуху «Аудионика»
Ухо человека – сложный орган, который помогает поддерживать связь с внешним миром и дает человеку информацию о его расположении и перемещении в пространстве. Оно состоит из трех отделов: наружного, среднего и внутреннего. Уникальное строение органа слуха обеспечивает: прием, передачу звука и преобразование энергии колебания в нервный импульс.
Строение органа слуха
Звуки окружают человека с самого рождения. Выделяются 3 отдела органа слуха:
Наружное ухо – видимая часть органа. Оно представлено ушной раковиной и наружным слуховым проходом. Раковина – хрящ воронковидной формы, покрытый кожей. На ее поверхности находятся разные образования: ямки, завитки, возвышенности. Они помогают улучшать качество звука, делают его более громким и направляют в слуховой проход.
К раковине присоединяются волокна ушных мышц. В процессе эволюции человек утратил возможность «шевелить ушами», чтобы точнее локализовать звуки, эти мышцы работают у редких «счастливчиков». Кожный покров раковины имеет сальные и потовые железы.
Описывая строение органа слуха, анатомы указывают, что наружная часть канала имеет хрящевые стенки, а контактирующая со средним ухом – костные. Структуры среднего и внутреннего уха располагаются в теле височной кости.
Среднее ухо представлено полостью, объем которой составляет чуть более 1 кубического сантиметра. В ней расположены три маленькие слуховые косточки, которые соединены между собой в цепочку:
Они названы так по своему сходству с предметами обихода. Стремечко соединяется с окном преддверия. Среднее ухо также связано с носоглоткой посредством евстахиевой трубы.
Внутреннее ухо – самое причудливое образование органа слуха человека. Оно состоит из:
Что такое орган слуха и равновесия
Ухо человека отвечает не только за восприятие и дальнейшую передачу звуковой информации. Внутреннее ухо относится к органу слуха и равновесия. Это сложное образование, в котором волна механических колебаний, как морской прибой, распространяется в лимфатической жидкости и колышет отростки нервных клеток, формируя электрический импульс. Этот сигнал несет информацию о громкости, продолжительности, высоте звука в мозг.
Другая часть внутреннего уха – орган равновесия (вестибулярный аппарат). Он состоит из: преддверия, находящихся в нем трех полукружных каналов, маточки и мешочка. Преддверие – полость округлой формы с диаметром около 5 мм. Оно находится между каналами и улиткой. Каналы взаимно перпендикулярны и в месте соединения с преддверием имеют расширения – ампулы. Каналы заполнены эндолимфатической жидкостью.
Маточка и мешочек – поля нервных клеток, которые воспринимают различные раздражения. Смена положения тела регистрируется рецепторами маточки и вызывает рефлекторную реакцию мышц, помогая человеку сохранять равновесие. Вибрация улавливается окончаниями мешочка.
От органа в головной мозг идет преддверно-улитковый нерв.
Функции органа слуха
Говоря о функциях органа слуха, физиологи описывают их в соответствии с анатомическими образованиями. Так для каждого отдела есть свои специфические задачи:
Функции слуха эволюционно тесно связаны с оповещением об опасности и коммуникациями в сообществе. Чтобы надолго сохранить способность слышать долго, необходимо соблюдать простые правила профилактики снижения слуха.
Особенности органа слуха
Органы слуха у человека парные. Что это означает? Человек может слушать одновременно правым и левым ухом. Бинауральный слух дает больше информации о звуке и усиливает его при определенных условиях.
Если источник механических колебаний находится на одинаковом расстоянии от правого и левого уха, громкость сигнала увеличивается на 50%. Значит, при одностороннем нарушении компенсация с помощью слухового аппарата даже небольшой мощности существенно улучшает качество жизни.
Это помогает избегать опасности (например, приближающегося автомобиля) и выделять полезные звуки из всего фонового шума, беседуя с одним человеком в шумном помещении.
При возникновении любых проблем со слухом, необходимо срочно пройти диагностику слуха на профессиональном оборудовании. Если обратиться за помощью вовремя, то появляется шанс на полное восстановление слуха.
Удивительные возможности слуха человека
Особые возможности связаны с адаптацией органа слуха и коркового отдела анализатора при травме, одновременном воздействии нескольких звуковых волн способностью «достраивать» разговор на основе имеющегося опыта.
Развитие височных областей коры мозга происходит постепенно в ответ на сигналы извне. Физиология органа слуха такова, что при повреждении коркового отдела анализатора окружающие нейроны могут взять на себя «обязанности» погибших клеток. Это явление носит название нейропластичность. Ее запас особенно велик у детей в раннем возрасте, что говорит о важности слуховой стимуляции для развития мозга и слуха.
Взрослые люди не обладают такой способностью, но опыт общения позволяет им восполнять информацию, которая теряется при разговоре – например, при плохой телефонной связи, беседе в шуме. Это достигается за счет усиленной работы нейронов височных областей и приводит к быстрому утомлению.
А как реагирует ухо на очень громкие звуки? Доказано, что после воздействия таких сигналов у человека развивается временное снижение слуховой чувствительности. Это так называемое постстимульное утомление. Для полного восстановления требуется до 16 часов. Такой механизм должен защищать орган слуха от повреждения, но люди, долго слушающие громкую музыку, непроизвольно «делают погромче» и вредят здоровью.
Звуки-фантомы – еще один феномен, описывающий работу органа слуха. Порой человек «слышит» низкие звуки, хотя в действительности их нет. Особенность колебаний мембраны улитки приводит к «появлению» звуков низкой частоты, в то время как источника сигнала отсутствует. Такие колебания, особенно громкие, обладают интересной способностью маскировать звуки высокой частоты до их полного исчезновения.
Органы слуха – сложные и хрупкие образования. Внимательное отношение к их состоянию позволит сохранить здоровье и предотвратить развитие ряда тяжелых заболеваний.
Орлова Наталья Михайловна
Более 4000 подобранных и настроенных аппаратов. Участник Международного семинара аудиологов в Дании.
Главное не музыкальный, а здоровый слух!
Структура статьи
Мы окружены звуками с многочисленными нюансами и характеристиками. Этот звуковой поток дает нам необходимую связь с другими людьми и нашим окружением. Снижение слуха ограничивает поступление звуковой информации, нарушает связь и мешает полному взаимодействию с миром.
Знаете ли вы, что каждый десятый имеет нарушение слуха? Есть мнение, что потеря слуха тесно связана с возрастными изменениями. Но это не всегда так. В наше время проблемы со слухом касаются не только старшее поколение, но и, к сожалению, совсем юных людей. Связано это с распространенностью мощных музыкальных приборов, наушников, различными инфекциями и большой занятостью населения. Мы все чаще и чаще переносим так называемые «незначительные» вирусные инфекции «на ногах», а расплачиваемся за это нашим слухом.
В группе риска по потере слуха работники музыкальной индустрии, офисные работники, жители мегаполисов, люди, страдающие повышением артериального давления, сахарным диабетом и остеохондрозом шейного отдела позвоночника.
Немного о том, как устроено наше ухо
Наружное ухо необходимо нам для улавливания звуковой информации и направления звука к барабанной перепонке. Барабанная перепонка передает информацию от наружного уха к среднему.
О природе звука
Уменьшение диапазона слышимых частот может меняться под действием разных причин, это связано с изменениями во внутреннем ухе (улитке) и называется тугоухостью.
Снижение слуха
Снижение слуха может иметь несколько причин: черепно-мозговые травмы, осложнения после ранее перенесенных инфекционных заболеваний, старение организма, воспалительные процессы среднего уха, генетическая предрасположенность, аутоиммунные реакции, трудовая деятельность, связанная с работой в условиях повышенного шума. Отследить процесс уменьшения звуковосприятия на раннем этапе достаточно сложно. Становится понятно, что есть определенные проблемы, только тогда, когда слуховые дефекты приобретают слишком явные формы.
Вспомните парализованных людей, которые не могут передвигаться без коляски. Через какое-то время мышцы их ног истончаются, а в костях начинаются процессы разрушения. То же происходит и с той частью мозга, отвечающей за слух. Наш организм живет по законам природы. Если чем-то в организме не пользоваться, то уменьшается местное кровообращение, замедляются обменные процессы, и в последствие включаются механизмы самоуничтожения.
Сурдолог
Помощь сурдолога необходима пациентам, страдающим хроническим отитом, отосклерозом, тимпаносклерозом, и различными видами тугоухости, и даже глухотой.
Что же делать, если вы заметили у себя эти симптомы:
Вам необходимо обратиться к врачу-сурдологу и пройти комплекс полного обследования органов слуха:
Нарушения слуха поддаются полной медикаментозной коррекции при выявлении на сроке до 1 месяца от начала заболевания. В остальных случаях удается добиться стабилизации слуха. Для этого широко используются слуховые аппараты, и не надо бояться, что это ухудшит слух еще больше. Современные слуховые аппараты небольшого размера, настраиваются по частотным диапазонам под пороговые значения конкретного пациента и за счет этого не только не ухудшают слух, но и улучшают качество жизни.
Роль слуха в познании окружающего мира
Слух в жизни человека, нарушение слуховой функции. Дифференциация структуры слуховых отделов коры головного мозга. «Западание» слуха у детей. Бинауральность слуха и восприятия человека. Особенности воздействия звука на эмоциональное состояние ребенка.
Рубрика | Психология |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 08.09.2012 |
Размер файла | 12,9 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Человек живёт в мире звуков, поэтому полноценный, тонко развитый слух играет в его жизни огромную роль. Еще в доисторические времена при помощи слуха человек мог воспринять сигнал тревоги, обнаружить приближение врага, сориентироваться в обстановке. В некоторых условиях слух может оказаться даже более важным, чем зрение.
Человеческое ухо способно воспринять очень большой диапазон звуков различной громкости и высоты. Многие из этих звуков имеют для нас жизненно важное значение и поэтому мы специально к ним прислушиваемся, тренируем свой слух для лучшего их восприятия. Другие же звуки в условиях современного промышленного производства действуют на наш слух разрушающим, истощающим образом, в силу чего применяются даже специальные способы защиты от них.
Слуховое восприятие очень важно для человека, поскольку естественная речь существует именно в звуковой форме. С помощью речевых звуков люди общаются между собой. Кроме того, большое значение человеческой культуре и в жизни каждого человека имеет музыка. С помощью слуха люди получают много другой информации природного и технического происхождения.
В данной работе описывается, роль слуха в жизни человека и в познании окружающего мира.
ГЛАВА 1. РОЛЬ СЛУХА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И НАРУШЕНИЕ СЛУХОВОЙ ФУНКЦИИ
Значение слуха для нашей жизни во всей его полноте лучше всего выразил немецкий психиатр и философ Карл Ясперс: «Нас делает людьми то, что мы говорим друг с другом».
Из всего многообразия воспринимаемых человеком звуков совершенно особое, исключительно важное значение для него имеют звуки человеческой речи. Это не только непосредственное общение людей, но и восприятие учебного материала во время урока в школе или лекции в вузе, это аудио и видеотехника, телефон, театр и многое другое. Нормально слышащие люди просто не представляют себе жизни без постоянного восприятия человеческой речи в той или иной ее форме.
При полной потере слуха речь у детей естественным способом вообще не развивается, поскольку они не слышат речи окружающих, а значит и не могут подражать ей. Ребенок становится немым, и требуется специальная длительная работа, для того чтобы все же дать ему звуковую речь. Если же слух у ребенка раннего возраста утрачивается не полностью, а только снижается, то речь такого ребенка будет развиваться с более или менее выраженными отклонениями от нормы (в зависимости от степени снижения слуха и ряда других условий).
Многие родители не понимают роли слуха для развития у ребенка полноценной речи. По этой причине они иногда беспечно относятся к возникающим у детей ушным заболеваниям, недолеченность которых в большинстве случаев и приводит к потере или снижению слуха.
Вполне естественно, что исключительная важность слуха для человека нашла свое отражение и в самой структуре коры головного мозга. Дифференциация структуры слуховых отделов коры начинается уже с 4 месяцев внутриутробного развития плода. У двух летнего ребенка формирование этих отделов в основном завершается, и структурно они напоминают соответствующие отделы коры головного мозга взрослого человека. Именно к этому возрасту, ребенок начинает дифференцировать на слух все звуки речи, включая и акустически близкие.
При таком большом «запасе прочности», предусмотренном в отношении слухового анализатора самой природой, особенно обидно видеть, что многие дети из-за беспечности родителей частично или даже полностью лишаются слуха, что приводит в дальнейшем и к нарушению нормального хода их речевого развития.
Однако бывают нарушения слуха другого характера, которые менее известны или даже совсем неизвестны родителям и многим педагогам.
Эти нарушения слуха заключаются в том, что нормально слышащий ребенок оказывается не способным различать на слух акустически близкие звуки. Понятно, что неразличение большого числа речевых звуков может приводить и нередко приводит к затруднениям в понимании речи в целом.
В сравнительно редких случаях понимание речи окружающих может нарушаться и у детей, хотя в норме оно обычно развивается значительно раньше, чем их собственная речь (здесь говорится о детях с нормальным биологическим слухом и интеллектом). Нарушение нормального развития понимания речи может быть вызвано, в частности, повреждением соответствующих отделов головного мозга плода в период его внутриутробного развития или во время родов, и от обширности такого повреждения впрямую зависит степень затруднений в понимании речи. В тех же случаях, когда эти повреждения имеют буквально точечный характер, затрагивая только очень не большие участки мозгового вещества, нарушение слуховой функции может выражаться лишь в неразличении на слух одной или нескольких пар акустически близких звуков. В повседневной практике логопедической работы именно с этими последними случаями чаще всего и приходится иметь дело.
Такие частичные «западания» слуха у детей нередко остаются незамеченными в дошкольном возрасте и впервые обнаруживаются лишь связи с начавшимся обучением ребенка грамоте, и то только при условии обращения за помощью к специалистам.
Это происходит, потому что неразличение ребенком на слух небольшого количества речевых звуков обычно не приводит к затруднениям в понимании им речи окружающих, т.к. мы можем домыслить или опереться на смысл высказывания в целом.
Примерно таким же образом и ребенок, не различающий на слух некоторые звуки речи, способен «домыслить» слышимую им речь и понять ее.
Специалисты же могут выявить нарушения слуховой функции, а значит и вовремя принять необходимые меры, уже после достижения ребенком двухлетнего возраста. Для этого существуют специальные приемы исследования, исключающие возможность опоры на смысл.
В первые месяцы жизни ребенок начинает узнавать по голосу близких людей, различать «ласковую» и «сердитую» интонации. Несколько позднее он понимает уже отдельные слова на основе улавливания на слух их общего звукового контура. Об этом свидетельствует поворот головки ребенка в направлении называемого взрослым предмета. Но пока это еще только различение непохожих по своему звуковому составу и ритмическому рисунку слов.
Однако уже после двух лет, как было отмечено, нормально развивающийся ребенок способен дифференцировать на слух и отдельные звуки речи, благодаря чему он получает возможность различения очень близких по своему звуко-слоговому составу слов.
У некоторых детей развитие слуховой дифференциации звуков речи существенно запаздывает. Такие дети могут не различать на слух похожие звуки не только ко времени начала школьного обучения, но нередко даже и в школьном возрасте, что не может не затруднять усвоение ими букв. В результате у него могут появиться специфические нарушения чтения и письма. Однотипные буквенные замены появятся и на письме. Эти ошибки обычно носят устойчивый характер и требуют специальной логопедической помощи. По этой причине нарушения слуховой дифференциации звуков речи у детей очень важно и выявить, и устранить в дошкольном возрасте.
Далее рассмотрим, какую же роль играет слух в познании окружающего мира.
ГЛАВА 2. РОЛЬ СЛУХА В ПОЗНАНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Звук является одним из регуляторов поведения и деятельности человека. Регуляция поведения, связанная с ориентированием человека в пространстве, характеризуется как выделением зрительно воспринимаемых предметов, так и локализацией их на основе пространственного слуха.
Бинауральность слуха, или возможность воспринимать звук двумя ушами, делает возможной достаточно точную локализацию предметов в пространстве. Бинауральность восприятия обеспечивает улучшение дифференцировки одновременно звучащих предметов. Важное значение для регуляции поведения имеют и временные характеристики звучания. Динамические, или временные, характеристики имеют принципиальное значение для формирования слухового образа, поскольку выраженность процесса звучания во времени является специфическим признаком звука. Таким образом, формирование пространственно-временных представлений тесно связано с возможностями определения направления звучания предмета, его отдаленности, длительности звучаний, а также регуляции поведения и ориентирования в окружающем мире.
Наиболее велика роль слухового восприятия для речи и музыки. Слуховое восприятие развивается, прежде всего, как средство обеспечения общения и взаимодействия между людьми. Звук как объект слухового восприятия имеет в своей основе коммуникативную направленность. Уже у новорожденного ребенка слуховые реакции имеют ярко выраженный социальный характер: в первые месяцы жизни ребенок более активно реагирует на голос человека, и, прежде всего, матери. По мере развития слухового различения речи формируется понимание речи окружающих, а затем и собственная речь малыша, что в дальнейшем обеспечивает его потребности в общении. Формирование слухового восприятия устной речи связано с овладением ребенком системой звуковых (фонетических) кодов. Усвоение одной из важнейших для человека знаковых систем (фонематической) обусловливает активное усвоение ребенком произносительной стороны речи. Формирующаяся на основе полноценного слухового восприятия речь является важнейшим средством общения и познания окружающего мира.
Одним из важных средств эмоционально-эстетического развития является музыка, восприятие которой базируется на слуховой основе. С помощью музыки ребенку передается содержание образов, состояний, ощущений, выраженных композитором. Музыка способствует формированию эмоциональной стороны жизни ребенка, влияет на поведение человека.
Прежде всего, восприятие музыкальных звуков связано с моторной природой чувства ритма. Реакции организма на слушание музыки проявляются в мышечных движениях, к которым относятся движения головы, рук, ног, невидимые движения голосового, речевого и дыхательного аппаратов.
Однако не только музыка, но и некоторые характеристики речи, в частности интонация и акустические особенности речи и голоса, содержат значимую для ребенка эмоциональную информацию.
Воздействие звука на эмоциональное состояние ребенка связано также с характеристиками звуков. Слишком громкие звуки вызывают усталость, раздражительность. Шум нарушает способность сосредоточиться, вызывает у ребенка подавленность, утомление, приводит к расстройству сна. Отрицательное воздействие на эмоциональное состояние, вплоть до стрессовых ситуаций, оказывают неожиданные и непривычные звуки, в том числе с излишней громкостью.
Таким образом, восприятие звуков окружающего мира, речи и музыки, при котором действие слухового анализатора подкрепляется другими анализаторами (зрительным, тактильным, двигательным, обонятельным), служит важнейшим средством развития психики ребенка.
слух ребенок нарушение звук
В процессе деятельности человек должен непрестанно ориентироваться в окружающем мире.
Главным делом органа слуха у людей является восприятие речи.
Как мы знаем, в природе никогда не бывает абсолютного покоя. И если есть движение, неизбежно возникают звуки. Звуковые волны возникают и распространяются в воздухе при колебаниях любого тела.
В зависимости от особенностей объектов издаваемые ими звуки в большей или меньшей мере отличаются один от другого, что дает возможность по звуку распознать объект.
Таким образом, звук имеет предметно-познавательное значение.
Издаваемый объектом звук оказывается различным в зависимости от расстояния, отделяющего нас от источника звука, т.е. благодаря слуху возможно определить местоположение объекта.
Но не только предметы познаются слухом, а также процессы, явления и события.
Окружающая нас действительность отражается благодаря исходящим от нее звукам значительно полнее, чем при восприятии посредством одного лишь зрения.
Таким образом, слух содействует более полному, широкому и цельному отражению окружающей действительности.
Значение слуха обнаруживается при необходимости быстро реагировать на внезапно возникающее изменение в окружении, о котором дает знать раньше всего именно звук.
Слух освобождает нас от необходимости часто обозревать окружение, чтобы определить, не возникают ли существенные изменения в невидимых его частях.
У глухого человека потеря слуха в той или иной степени компенсируется деятельностью сохранных анализаторов: зрительного, тактильно-вибрационного, кинестетического и др. Но для того чтобы компенсация наступила, необходимо специальное развитие соответствующих видов восприятий.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Причины и классификация нарушений слуха. Развитие самосознания и эмоциональной сферы у ребенка с нарушением слуха. Роль семьи в развитии личности, формировании межличностных отношений у детей с нарушениями слуха. Методы коррекционных мероприятий.
курсовая работа [132,3 K], добавлен 02.03.2014
Роль слуха в развитии ребёнка и познании окружающего мира. Познавательное и коммуникативное значение речи, её возрастные особенности развития и причины нарушений. Аудиометрия нарушений слуха в сурдопсихологии, глухие и слабослышащие (тугоухие).
реферат [25,1 K], добавлен 14.01.2012
Причины нарушений слуха. Особенности восприятия и речи глухих и слабослышащих детей. Психическое развитие детей младшего школьного возраста с нарушением слуха. Формирование фонетико-фонематического восприятия для совершенствования учебной деятельности.
курсовая работа [37,5 K], добавлен 19.03.2012
Сурдопсихология как раздел специальной психологии. Причины нарушений слуха. Дети с нарушениями слуха. Предмет и задачи сурдопсихологии. Взаимосвязь сурдопсихологии и сурдопедагогики. Особенности психического развития глухого ребенка.
реферат [87,6 K], добавлен 15.01.2007
Рассмотрение условий психического развития ребенка, его зависимости от окружающей среды. Ознакомление с особенностями развития ребенка с нарушением слуха. Характеристика влияния нарушений слуха на психическое развитие больного ребёнка, овладение речью.
контрольная работа [31,8 K], добавлен 15.05.2015
Сущность феномена памяти и его исследование в современной психологии. Особенности развития памяти у детей с нарушениями слуха и со слухом в норме. Разработка и проведение эксперимента по развитию памяти у детей с нарушением слуха, его результаты.
курсовая работа [38,0 K], добавлен 19.10.2010
Реализация постоянного наблюдения за поведением ребенка во время обследования дошкольников с нарушением слуха. Подбор и адаптация методов диагностики развития нравственности слабослышащих детей, посещающих детский сад и имеющих опыт коллективной работы.
контрольная работа [25,6 K], добавлен 21.07.2011