роль сказок в жизни ребенка
Консультация «Роль сказки в жизни дошкольника»
Наталия Корнилова
Консультация «Роль сказки в жизни дошкольника»
ГБДОУ детский сад 1
В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Особенно детям дошкольного возраста нравятся сказки. Сказка занимает настолько прочное место в жизни ребёнка, что некоторые исследователи называют дошкольный возраст «возрастом сказок».
Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. Они переносят все сказочные предметы в привычное окружение своей комнаты, дома, улицы, так как иного не могут себе представить. Это отличная тренировка интеллекта, так как самостоятельно придумать фантастический мир дошкольнику очень сложно, его мышление предметно. Сказка, таким образом, становится первой простейшей моделью мира, формирует мировоззрение и одновременно – умение фантазировать. Многочисленные варианты использования литературного материала дают детям возможность полностью раскрыть свой потенциал. Выразительное чтение, театрализованная постановка, кукольный или пальчиковый театр, рисование – проигрывать сюжет можно разными способами. Ребенок чувствует радость, творческую свободу, душевный подъем, становясь жителем сказочного мира.
Совместное чтение помогает родителям и детям сблизиться, лучше понять друг друга, доставляет удовольствие от общения.
Сказочноепроизведение развивает у детей важнейшие коммуникативные и интеллектуальные навыки: образное мышление; активную речь; внимание; умение связно выразить мысль; творческие способности и фантазию; все виды памяти; умение правильно использовать мимику. Реплики персонажей тренируют артикуляционный аппарат и обогащают словарный запас. Развивается культура речи, формируется навык правильного произношения малоупотребительных слов. Если сказка русская народная, то в речь ребенка органично входят пословицы и поговорки. Так, благодаря фольклору малыш вовлекается в пространство народной культуры. Сказки несут в себе многовековую народную мудрость. Они очень доступно и доходчиво объясняют детям те или иные аспекты жизни человека, отделяют добро от зла. Именно поэтому сказки – это неотъемлемая составляющая детского воспитания.
Под воздействием сказки обостряется восприимчивость детей ко всему прекрасному в жизни и природе. Ведь в основном, все действия сказки происходят на фоне природы. В сказке нет больших картин изображения природы, но дети видят «чистое поле», «белую берёзоньку», «травушку-муравушку», «быструю реченьку», «крутой бережок» и многое другое. Сказкаможет нарисовать разные картины природы:
— красоту летнего сада, где растёт чудесная яблонька: «яблочки на ней висят наливные, листики шумят золотые…» (Хаврошечка);
— картину зимнего вечера на речке,где сидит волк с опущенным в прорубь хвостом: «Ясни, ясни на небе, мёрзни, мёрзни волчий хвост…» (Лисичка-сестричка и серый волк).
Связанные с захватывающим действием сказки, картины природы воспринимаются детьми эмоционально, и, быть может, впервые дети начинают понимать, как прекрасен окружающий их мир.
Дети любят волшебные сказки и сказки о животных. Кот, петух, заяц, лиса, волк, медведь, как наиболее знакомые детям животные, из жизни перешли в сказку. Всё фантастическое в сказке тесно связано с реальной действительностью, и не уводит детей от неё, а, наоборот, служит раскрытию жизненной правды. Своим содержанием сказки дают детям знания о природе.
Дети узнают об образе жизни животных, об их повадках, о том, какие черты присущи тому или иному зверю. Ведь многие интересные особенности поведения животных, произрастания растений, суть некоторых явлений неживой природы, недоступны для наблюдения и здесь на помощь приходит сказка. Детям старшего дошкольного возраста можно рассказать об особенностях жизни животных в природных условиях, о том, как они устраивают свои жилища, заботятся о своих детёнышах, добывают пищу. Также можно объяснить значение животного в природе. Результаты исследований детей дошкольного возраста показывают, что первичные представления о многих животных, особенностях их поведения, формируются именно под влиянием сказки. Впечатления детских лет – самые яркие и устойчивые, они оставляют глубокий след в жизни каждого человека.
Психологи рекомендуют использовать сказки для решения психологических проблем, избавления от страхов. Существует прекрасная методика сказкотерапии, которая позволяет малышу почувствовать себя увереннее, расстаться с комплексами, внутренне измениться. Ребенок будет идентифицировать себя с тем сказочным персонажем, который наиболее близок ему по нравственным и личностным качествам. А это бесценный материал для работы психолога или внимательного, любящего родителя. Сказка учит не только радоваться добру. Важен и тот отрицательный опыт, о котором узнает ребёнок. До поры до времени он не должен покидать пределы своей домашней вселенной, которая дает защиту и тепло, иначе можно встретиться с нешуточной опасностью («Золушка», «Колобок», «Три поросенка», «Заюшкина избушка»). Слова не всегда правдивы, а значит, не следует верить на слово чужим людям. Критическое мышление, которое формируют такие сказки, поможет ребенку применить на практике элементарные правила безопасности. Роль сказки в развитии и воспитании ребенка настолько велика, что без нее трудно представить себе взросление современного дошкольника. Добрые и злые, щедрые и скупые, хитрые и простодушные герои сказочного произведения всегда должны быть рядом с малышом. Именно они дают ему необходимую опору в жизни, учат отличать добро от зла, развивают фантазию и интеллект.
Сказка занимает особое место в жизни дошкольника. Сказочные образы ярко эмоционально окрашены и долго живут в сознании детей. Сказка учит детей мечтать, подчёркивать главное, индивидуальное в образе, обобщать существенные признаки, усиливает мыслительную деятельность. Сказочный вымысел всегда педагогичен. Он используется как средство воспитания лучших человеческих качеств. Сказка обогащает внутренний мир детей, они тянутся к ней.
Роль книги в жизни ребенка-дошкольника Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет важную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек,.
Консультация для педагогов «Роль сказки в жизни дошкольника» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Роль сказки в жизни дошкольника. В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое ярко обнаруживает.
Консультация для педагогов «Виды игр и их роль в жизни дошкольника» «Виды игр и их роль в жизни дошкольника»Игра занимает прочное место в системе физического, морального, трудового и эстетического воспитания.
Консультация для родителей первой младшей группы «Роль сказки в жизни ребенка» Консультация для родителей первой младшей группы: «Роль сказки в жизни ребенка» «Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития».
Консультация для родителей «Роль сказки в жизни ребенка. Игры со сказками» Все дети любят сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается.
Консультация «Сказкотерапия. Роль сказки в жизни детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст – это время активного познания ребенком широкого социального мира. В настоящее время, проблема развития и укрепления.
Консультация «Роль театра в жизни дошкольника» Театр играет в жизни ребенка дошкольного возраста огромную роль. В первую очередь, речь идет о двух его воплощениях: искусство зрителя и.
Консультация «Роль сказки в жизни ребёнка» «И нельзя без сказки нам прожить друзья, Ведь со сказкой проще верить в чудеса. Ведь со сказкой легче, отыскать нам путь. В маленькое сердце,.
Роль сказки в жизни детей-дошкольников
Фатима Топольскова
Роль сказки в жизни детей-дошкольников
«Недаром дети любят сказку, Ведь сказка тем и хороша, Что в ней счастливую развязку, Уже предчувствует душа…»
«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» – эти слова мы знаем с детства. Ведь сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам.
Использование сказки – это один из путей повышения эффективности коррекционно-логопедического процесса. Есть дети, которые быстро утомляются, отвлекаются, часто не могут довести начатое дело до конца, не удерживают в памяти задания. Традиционные занятия для них оказываются сложными и малоинтересными, и как следствие тормозится их речевое развитие, поэтому традиционные занятия нужно заменить новыми нетрадиционными методами. Таким методом является опора на сказку. Игра-инсценировка ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой. Участие в театральной деятельности помогает детям преодолеть неуверенность в себе, воспитывать волю и характер, развить внимание и память, речь и мышление.
С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный ритм дыхания, темп речи, ловкость, умение управлять своим движением. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Они смеются, грустят, огорчаются вместе с персонажами. Из сказокдети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Сказки позволяют детям впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло, быть чутким к чужим бедам и радостям. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. Сказки – это неотъемлемая составляющая детского воспитания. Читая сказки, родители формируют у ребенка основы общения и поведения. У него развивается воображение, и повышаются творческие возможности. Известно, что дети, которым постоянно читались сказки, намного быстрее учатся говорить и правильно формулировать свои мысли. Хочется обратить внимание на то, что сказку нужно не читать, а рассказывать. Этим у детей воспитывается умение слушать и понимать монологическую речь. После рассказывания сказки необходимо рассмотреть вместе с детьми иллюстрации, провести беседу, которая поможет ребятам лучше понять содержание, правильно оценить некоторые эпизоды сказочной истории. Выбирая детскую сказку для своего ребенка, обязательно учтите особенности его психического развития. Необходимо знать, в каком возрасте данная сказка будет ребенку полезна. Детям 4-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети легко перевоплощаются в животных, копируя их манеру поведения. У детей развивается умение справедливо оценивать поступки не только героев сказок, но и своих сверстников, формируется умение понимать, что хорошо, а что плохо, что можно, а что нельзя. Таким образом, разнообразный сказочный мир будит воображение ребенка, рождает познавательный интерес к реальному миру, вызывает у детей энергию, дает первые понятия о добре, зле, справедливости. Через сказку ребенок начинает понимать законы мира, в котором он родился и живет! Сказки – незаменимы в жизни ребенка. Их роль очень высока. Они не только являются средством увлечь ребенка, но и способны развивать его, воспитывать его и решать его психологические проблемы. В простой детской сказке содержится все самое нужное, самое главное в жизни, живое, как сама жизнь. Мир ребенка полон фантазий чудес и сказок. Ведь необъятный внешний мир оживает в восприятии ребенка.
Роль сказки в социальном развитии дошкольников Используя сказки на занятиях по социальному развитию и ознакомлению с окружающим, даём знания детям о ремёслах и занятиях людей в русской.
Мастер класс «Роль сказки в экологическом образовании дошкольников» Уважаемые коллеги, сегодня я хочу предоставить вашему вниманию мастер класс «Роль сказки в экологическом образовании дошкольников» 1 этап.
Отчет по самообразованию «Роль сказки и дидактической игры в ФЭМП у дошкольников» «Роль сказки и дидактической игры в формировании элементарных математических представлений у дошкольников» Формирование элементарных математических.
Роль сказки в жизни ребенка-дошкольника Родительский всеобуч на тему: Роль сказки в жизни ребенка дошкольника воспитатель: Котылева О. О Сказка в определенной степени удовлетворяет.
Роль игры в жизни детей дошкольного возраста Роль игры в жизни детей дошкольного возраста Всем известно, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Недаром.
Консультация «Роль сказки в жизни детей» «Сказки живут среди нас, надо только разглядеть, где и когда они начинаются.» Слово – это путь познания души ребенка. Слово, самая универсальная.
Консультация для родителей «Роль сказки в жизни ребенка» К сожалению в современных условиях жизни присутствует проблема, недостаточного привлечения младших дошкольников к русским народным сказкам.
Родительское собрание «Роль сказки в жизни ребенка»
марина закирова
Родительское собрание «Роль сказки в жизни ребенка»
Групповое родительское собрание в 2 младшей группе
Тема: «Роль сказки в жизни ребенка»
Воспитатель: Закирова Марина Петровна
Цель: заинтересовать, посоветовать, показать, объяснить родителям высокое предназначение сказки в воспитании и полноценном развитии ребенка.
Задачи: расширять представления родителей о роли сказки в развитии личности ребенка; стимулировать самообразование родителей; прививать навыки читательской культуры; воспитывать бережное отношение к книге.
Участники: воспитатели, родители, дети
Подготовка к собранию:
1. Организация выставки книг данного возраста «Волшебная сказка».
2. Оформление папки-передвижки «Сказка и ребенок»
3. Подготовка масок по сказкам «Репка» и «Теремок».
4. Анкета для родителей «Сказка в жизни вашего ребенка»
1. Вступительная часть
2. Обратить внимание родителей на выставку книг.
3. Выступление воспитателя «Роль сказки в жизни ребенка».
4. Театрализованное представление родителями сказок
7. Итог собрания
Ход родительского собрания:
1. Вступительная часть
«И нельзя без сказок
Нам прожить друзья,
Ведь со сказкой проще нам найти
Слова для любимых деток или малыша».
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
В сказке все бывает честно:
Смелый принц ведет принцессу
Непременно под венец.
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном –
Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом.
Прочитайте сказки детям!
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить.
Воспитатель. Тема нашей встречи — «Роль сказки в жизни ребенка»
Сегодня нам предстоит ответить на главный вопрос: Какое значение в жизни ребенка отводится именно сказке?
2. Обратить внимание родителей на выставку книг.
3. Выступление воспитателя «Роль сказки в жизни ребенка»
4. Театрализованное представление силами родителей
сказок «Теремок» и «Репка».
С помощью фишек родители выбирают свою роль – сказочного героя, выбирают нужные атрибуты для него. Роль сказочника у воспитателя, а зрители дети.
5. Анализ анкет «Сказка в жизни ребенка»
Консультация «Роль сказки в жизни ребенка»
Развитие речи детей в значительной мере зависит от потребности в пользовании языком. У многих детей плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературное произведение. Так вот сказка является одним из действенных и ярких средств, скрывающих огромные дидактические возможности в развитии речи. Конечно, тексты сказок расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной речи, но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать детскую речь эмоциональной, образной, красивой. Большинство из ребят умеют самостоятельно рассказывать сказки и даже пытаются придумывать свои сказочные истории. Родителям стоит больше внимания уделять сказке. Когда взрослый читает ребенку сказку или вместе с ним ее сочиняет,происходит важнейший момент объединения двух миров: мира взрослого и мира ребенка, в волшебном сказочном пространстве.
Для чтения сказок важно выбрать «правильное» время, когда ребёнок будет спокойным и в хорошем настроении. Можно делать это перед сном, когда есть время обсудить сказку. Читать нужно с удовольствием и не отвлекаться, это принесёт больше пользы и положительных эмоций. Сказки расширяют познания детей. Форма восприятия добра и зла у взрослых не является образной. Дети не могут воспринимать информацию в такой форме, им необходима образность, игра.
Роль детских сказок в воспитании детей не может быть не замечена. Ребёнок, представив образы, учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им и верить в силы добра. Роль детских сказок не ограничивается только приятным времяпровождением. Сказки можно рассматривать как способ снятия тревоги у ребёнка. С помощью сказок можно помогать преодолевать негативные стороны формирующейся личности. Выбирая сказку для ребёнка обязательно надо учитывать особенности эмоционального развития вашего малыша.
Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь. Не менее важно сделать речь ребёнка эмоциональной, красивой, образной. Формируется умение задавать вопросы.
Так же в воспитании кроме интуитивного формирования основ устной речи, необходимо специальное обучение. Большое значение надо уделить конструированию слов, предложений, словосочетаний. Очень важна связь между речевой и умственной деятельностью детей. Сказка ещё должна способствовать общению.
Задача воспитания детей сказками довольно сложная. Надо учитывать ряд моментов связанных с особенностями вашего ребенка. В сказках заложена многовековая народная мудрость. Очень часто сказки обвиняют в ужасной реалистичности. Жестокие действия, которые видит взрослый, ребёнок воспринимает образно. Если ребёнок, неоднократно, видел сцены насилия по телевизору, то он не сможет это образно воспринимать в сказках.
Нужно разъяснить ребёнку, что плохое должно погибнуть. В сказках всегда побеждает добро – это очень важно в воспитании детей на сказках. Тогда ему легче будет справляться с жизненными трудностями. Жизнь внесёт свои коррективы, но в подсознании ничего не пропадает.
Важно и ваше отношение к сказке. Если вы тоже чувствуете, что это другой, сказочный мир, то и расскажите её интересней. Одну и ту же сказку можно читать ребёнку много раз, это поможет ему понять её смысл. Когда он поймёт суть сказки, она станет ему не интересна. Каждый может найти в сказке то, что понятно и близко именно ему. Через сказку можно привить ребёнку любовь к чтению. Сказка в полной мере должна использоваться в семье в воспитании ребёнка. Через сказку ребёнку легче понять, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ребёнок представляет себя положительным сказочным героем. Сказка является одним из самых доступных средств, для полноценного развития ребёнка.
Не нужно преуменьшать роль детских сказок в воспитании детей. Если правильно подобрать сказки с возрастными особенностями детей, можно положительно влиять на эмоциональное состояние ребёнка. Корректировать и улучшать его поведение. Сказки должны входить в план воспитания детей как средство воспитания личности. Целью сказок должно быть развитие в ребёнке данных от природы эмоций. Действие таких книг должно быть направленно на развитие чувств детей, а не на их рассудок. Если обращать внимание на нелюбимых и любимых героев ребёнка, можно вовремя выявить и скорректировать возможные психологические проблемы ребёнка. Фантазию ребёнка легко направить как в положительное, так и в отрицательное русло развития. Начинать лучше с волшебных сказок имеющих простой сюжет. Воспитание сказкой должно способствовать воспитанию уверенности в себе и своих силах.
Анкета для родителей «Сказка в жизни вашего ребенка»
1. Как часто Вы читаете (рассказываете) своему ребенку сказки?
2. Какие сказки предпочитает Ваш ребенок?
3. Просит ли Ваш ребенок читать (рассказывать) сказку несколько раз?
4. Есть ли любимая сказка у Вашего малыша? Если есть – какая?
5. Играет ли Ваш ребенок в сказки, которые слушал?
6. Рассказывает ли ребенок сказку совместно с Вами или своим куклам, игрушкам?
7. Есть ли у ребенка книжки для самостоятельного рассматривания?
8. Рассматривая иллюстрации к сказкам, задает ли Вам ребенок вопросы?
9. Узнает ли Ваш ребенок сказку по иллюстрации?
11. Придумываете ли Вы когда-нибудь сказки для Вашего ребенка?
«Роль сказки в жизни ребенка» «Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенка жизненных явлений.» В. А. Сухомлинский Все дети любят сказки.
Родительское собрание «Роль отца в воспитании ребенка» Родительское собрание в старшей группе на тему: «Роль отца в воспитании ребенка» Подготовила: Воспитатель Шаповалова Е. Ю. Цель: повысить.
Родительское собрание «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4–5 лет» «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет» Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры.
Родительское собрание «Роль театра в воспитании личности ребенка» Форма проведения собрания: круглый стол. Участники: педагоги, дети и родители. Цели. Способствовать повышению педагогической культуры родителей,.
Родительское собрание «Семья на пороге школьной жизни ребенка» Родительское собрание в подготовительной группе. Тема: «Семья на пороге школьной жизни ребенка» Цель: формирование активной педагогической.
Родительское собрание «Роль игры в развитии ребенка» Цель • дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка; • заинтересовать проблемой; • приобщить к игре ребенка в условиях семьи;.
Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка» Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка» Семья – источник вдохновения, Где.
Родительское собрание в средней группе «Роль игры в развитии и воспитании ребенка» Форма: круглый стол Цель: дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка; заинтересовать проблемой приобщения ребенка к игре в.
Консультация «Роль сказки в жизни ребенка» Роль сказки в жизни ребенка Дошкольный возраст, это время, когда ребенок познает окружающий мир через сказку. Она входит в жизнь каждого.