роль школы в жизни ребенка
Какую роль играет школа в жизни ребёнка?
Все мы привыкли к тому, что с наступлением 6-7 лет дети начинают посещать школу. Многие родители с приходом поры отдавать своего малыша в школу даже не задумываются о том, зачем это нужно. Разве они не могут воспитать ребёнка самостоятельно? Давайте же разберёмся в том, зачем вообще нужна школа и нужно ли родителям вмешиваться в процесс обучения ребёнка в данном заведении?
Зачем нужна школа?
Школа отыгрывает важнейшую роль в воспитании ребёнка, так как в отличие от воспитания в семейном кругу она учит его жить в социуме, общаться, знакомиться и взаимодействовать с другими, чужими детьми и взрослыми, чего он не научится в домашних условиях. Именно поэтому школу можно назвать социально значимым институтом, способствующим формированию социально зрелой личности каждого ребёнка.
Ш кола должна помочь детям определиться со своим местом в этой жизни, а предметы, которым их обучают, выступают в качестве средства для достижения данной цели. Здесь же ребёнок обучается грамоте. Именно в школе квалифицированные учителя способствуют тому, чтобы заинтересовать ребёнка получать новые знания. Родители, если они не знакомы с важнейшими методиками обучения, могут дать своим детям только обширные знания, которые не помогут им в дальнейшем уживаться с людьми и справляться с их будущей работой.
Учитель, относящийся к своей работе с большой ответственностью, узнает особенности каждого ученика, подтянет его слабые качества и поможет стать всесторонне развитым человеком. Только в учебном заведении ребёнок обучится находить подход к различным предметам, добиваться своих целей честным трудом, станет патриотичным и общительным с другими людьми.
Е стественно, школа нужна и родителям. Сегодня такое время, что работать должны и мужчины, и женщины. Естественно, из-за работы у родителей не будет достаточно времени для того, чтобы обучить своего ребёнка правильно, подготовив его к взрослой жизни в социуме.
Должны ли родители принимать участие в обучении ребёнка в школе?
Отдавая своих детей в школу, родители зачастую полагают, что их роль в его воспитании отходит на второй план, так как большую часть времени они проводят с педагогами. Но всё происходит вовсе наоборот – роль семьи в таком случае растёт, и она должна плотно взаимодействовать с учителями. Даже знаменитый российский педагог Сухомлинский говорил о том, что и у педагогов, и родителей должны быть единые задачи, одинаковые интересы, заинтересованность в участии в общественных делах для воспитания, образования и развития всесторонне развитой личности.
Е сли предки не будут подталкивать ребёнка к обучению в школе, наставлять, советовать и подбадривать, то это приведёт к безразличию с его стороны к образованию, отречению от участия в общественной школьной деятельности. Зачастую родители слишком заняты своими материальными заботами, полагая, что их успешно воспитают и обучат педагоги, либо же не слишком доверяют школьным методам. Нередко причиной отсутствия желания ребёнка учиться является низкий уровень образования самих родителей, которые не могут пробудить у него культурные потребности.
Е сть очень эмоциональные и застенчивые малыши, которые слишком болезненно воспринимают критику учителей, насмешки одноклассников, сильно переживают из-за плохих оценок по некоторым предметам или даже незначительных ошибок. Именно такие ребята требуют поддержки родителей, в противном случае у них пропадёт желание посещать школу.
В таком случае любым заботящимся отцу или матери стоит поговорить с педагогом, узнать об особенностях в характере ребёнка и его способностях, помочь ему построить хорошие отношения со сверстниками. Покажите малышу своё сопереживание, ненавязчиво заставляйте его делиться о взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми вне семьи.
П роанализируйте с ребёнком его поступки, поспособствуйте тому, чтобы он подумал вместе с вами, почему «учитель был прав» или «почему одноклассники не хотят с ним общаться». Всё это поможет ему исправить свои ошибки и в дальнейшем правильно воспринимать критику и замечания, не принимая это близко к сердцу.
Е сли ваш ребёнок до школы общался преимущественно с родственниками и взрослыми, придя в класс они зачастую заслуживают репутацию необщительных, робких, не любящих быть на виду, при этом они очень добрые и воспитанные. Но детям с такими неинтересно, так как они предпочитают энергичных, самостоятельных и инициативных собеседников. В подобных ситуациях родители могут помочь своему малышу подружиться с одноклассниками, если будут приглашать их в гости и участвовать в общественной деятельности класса, организовывая экскурсии и так далее, при этом ребёнок тоже должен принимать активное участие, что придаст ему уверенности в себе.
Разделяют три главных этапа обучения детей:
Именно на первом этапе родители должны принимать непосредственное участие в формировании его характера и особенностей поведения в социуме. Когда у него сформируется определённая личность, выстроятся собственные принципы и взгляды, когда он научится общаться в новой обстановке с другими людьми, достигнув подросткового возраста, тогда родители могут не вмешиваться в дела своего ребёнка и позволять ему принимать решения самостоятельно.
И в завершение предлагаю посмотреть небольшое видео от Детская Площадка — СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ.
Роль школы в социализации ребенка
Вы когда-нибудь задумывались над тем, что такое школа и какую роль она играет в жизни ребенка? Почему каждый ребенок не просто может, а обязан пройти обучение в школе? Только лишь ради получения базовых знаний и навыков? Нет, нет, и еще раз нет. Школа важна, прежде всего, тем, что она является мощнейший инструментом социализации ребенка, благодаря которому общество получает умеющего жить в социуме члена общества.
Вы когда-нибудь задумывались над тем, что такое школа и какую роль она играет в жизни ребенка? Почему каждый ребенок не просто может, а обязан пройти обучение в школе? Только лишь ради получения базовых знаний и навыков? Или быть может потому что так решило наше правительство? Нет, нет, и еще раз нет. Школа важна, прежде всего, тем, что она является мощнейший инструментом социализации ребенка, благодаря которому общество получает не столько образованного, сколько умеющего жить в социуме члена общества.
Несмотря на распространенное мнение, что роль школы, равно как и семьи, в социализации личности заметно уменьшилась, а возросла роль телевидения, средств массовой информации, массовой культуры, некоторые факторы позволяют утверждать, что среди институтов социализации школа и внешкольные учебные заведения по-прежнему занимают одну из ведущих позиций.
Что это за факторы? Давайте вместе их рассмотрим, но для начала разберемся с тем, что такое социализация.
Что такое социализация личности
Школа, как институт социализации
Значимость школьной социализации сегодня обусловлена, в первую очередь, обязательностью и длительностью пребывания ребенка в учебном заведении. Кроме того, для ребенка школа является едва ли не основной моделью социального мира, поскольку именно в школьные годы осваиваются те законы, по которым живут взрослые, и способы существования в рамках этих законов (межличностные отношения, социальные роли и т.д.). При этом отметим, что школьная социализация ребенка осуществляется не столько за счет задушевных бесед с учителями, уроков, общения со сверстниками или публичных выступлений, сколько благодаря особой атмосфере школьной жизни.
Доктор педагогических наук Анатолий Викторович Мудрик, автор инновационных программ, направленных на воспитание и социализацию детей, уверен, что современная школа владеет всеми механизма социализация, в следствии чего способна оказывать активное влияние не только на ребенка, но и на общественную жизнь в целом. Среди основных механизмов школьной социализации Анатолий Викторович выделяет два основных направления:
Иными словами, за время пребывания в школе ученики не только получают базовые знания, но и вольно или невольно усваивают новые социальные роли, моральные нормы и ценности.
Проблемы школьной социализации
Одновременно с признанием школы, как одного из значимых инструментов социализации детей, специалисты констатируют тот факт, что школьная социализация сегодня имеет явную проблему. А именно, современные подходы к социализации личности в школе опираются преимущественно на теоретически-просветительском аспекте, исключая из жизни школьника активное социальное воздействие извне.
Пути решения этой проблемы специалисты видят в:
Помимо этого, чтобы вклад учебного заведения в социализации молодого поколения был действенным и влиятельным, необходимо внедрять новейшие социальные программы в теорию и практику социального воспитания молодежи. Поэтому формирование социальной зрелости личности в условиях современного образовательного пространства является одной из наиболее актуальных проблем педагогической науки.
Влияние школы на ребенка
Вместе с психологом-конфликтологом Домашней школы «ИнтернетУрок» Дарьей Кузнецовой выясняем, какое влияние школа оказывает на ребенка. Как правильно действовать, чтобы не испортить отношения, а помочь.
Дарья Кузнецова
Практикующий психолог-конфликтолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми с различными особенностями психофизиологического развития.
Учеба занимает важное место в жизни школьника. В стенах учебного учреждения ребенок обретает базовые знания, которые формируют мышление и способствуют его дальнейшему интеллектуальному развитию. Школьник овладевает навыками обучения, которые пригодятся ему на протяжении всей жизни. В стенах школы закладывается так называемый «образовательный фундамент».
При этом, образовательный процесс – явление многогранное и исключительность роли школы не только в формировании определенной базы знаний, но и в воспитании основополагающих человеческих качеств и обучении основам социального поведения.
В классе ребенок учится вливаться в коллективе, определяя свою роль в социуме, получает нравственный опыт и осознание собственной ответственности. В этом плане влияние школы на личность сложно переоценить. Здесь школьник встречается с четко сформированной системой моральных принципов, учится понимать общие ценности и задачи, а также управлять своим поведением в соответствии с ними. Поскольку большую часть времени он проводит в учебном учреждении, принято считать, что именно в стенах школы во многом формируется его личность.
Какое негативное влияние может оказывать школа на развитие личности ребенка?
К сожалению, человеческий фактор в общении с учителями, атмосфера в школе и классе влияют на обучение не всегда положительно. В качестве минуса я отметила бы и то, что школа всё больше снимает с себя воспитательную функцию, перекладывая её на плечи родителей. Туда же сползают и требования к качеству обучения. Сейчас принято считать, что хорошее образование дети получают тогда, когда в учебном процессе активно участвуют родители. Как результат, объём опеки с их стороны вынужденно растет. Им становится сложнее быть друзьями и советчиками для своих детей. Надзирающие и карающие функции более актуальны. Итог – с одной стороны, углубление извечного конфликта отцов и детей, усугубление трудностей переходного возраста, с другой – избалованность и инфантильность подростков. Находясь под неусыпным родительским контролем, они не учатся принимать серьезные решения, им более привычны потребительские функции.
Ребенок, подобно губке, впитывает элементы как доброжелательной, так и негативной атмосферы. Его социальное положение, кругозор, материальное состояние, условия жизни и способности к обучению – все это в той или иной степени формирует основу для дальнейшего развития. Учебное учреждение влияет на все стороны личности. Важно, чтобы это влияние было позитивным.
Ведь школа – это социальное пространство, в котором контактируют люди разных темпераментов, характеров, возрастов. Важно, чтобы в этой среде создавалась возможность для реализации себя в общении, учебе, физическом развитии и играх. Ребенку необходимо постигать культуру межличностного общения, учиться относиться к людям с уважением и толерантностью, понимать важность сотрудничества. И эти задачи актуальны во все времена и для любого поколения.
Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!
начать заниматься!
Задачи педагога в работе с учениками
Влияние школы на развитие ребенка во многом определяется подходом педагогов к образовательному процессу. Интерес к занятиям у школьников напрямую связан с качеством преподавания, поэтому в число первостепенных задач учителя входят:
Педагоги также играют важную роль в формировании личности учеников. При выборе форм организации учебной и внеучебной деятельности учитель выступает в качестве воспитателя.
Хочется напомнить, что школа школе рознь и для того, чтобы позитивного влияния было больше, чем негативного, стоит уделить внимание её выбору. Изучите педагогический состав и отзывы тех, кто уже имеет опыт обучения там. И уж точно не стоит пытаться сберечь на этом время или средства. Потому что важность основ, которые закладывает школа, сложно переоценить, а потери образовательных возможностей в этом возрасте невосполнимы.
Кроме того, все мы знаем, что каждый ребёнок уникален и обладает способностями, присущими только ему. Однако чрезмерное подчёркивание этого не всегда идёт ему на пользу. Возвеличивание собственной значимости очень мешает общению. Ребёнок перестает прислушиваться к другим и предъявляет социуму слишком завышенные требования в плане отношения к своей персоне. Важно помнить, что общих черт в людях больше, чем отличий. Во всём должен быть баланс.
Почему школьные учителя не справляются
В процессе получения базовых знаний, у каждого ученика формируются свои приоритеты и специальные интересы. С возрастом школьники начинают осознавать собственные возможности и жизненные перспективы, а так же области будущей профессиональной деятельности. Важная задача учителя, в этот момент, поддержать подростка, помочь определить свое назначение и, возможно, сформировать алгоритм действий, с учетом правильных идеалов и ценностей.
Известно, что мотивация к обучению существенно повышается, когда человек понимает практическую значимость определенных знаний. Поэтому задача педагога не сводится к сухой подаче теории и контроле усвоения школьного курса. В идеале, учитель прививает или не прививает общий интерес к обучению, как к таковому. Осознание смысла и назначения получаемых знаний, их значимости стимулирует учащихся и обогащает их интеллект.
Важно, чтобы педагог позволял ученикам вести дискуссии и отстаивать свою точку зрения. Возможность общаться и высказывать свою позицию вызывает интерес к процессу обучения и прививает навыки ведения полемики.
При всем осознании российским педагогическим сообществом необходимых шагов для получения качественного школьного образования, предпринимаются они, к сожалению, далеко не везде и не так быстро как хотелось бы. В итоге, множество родителей и учеников недовольны уровнем практических знаний, которые даются в школе. Упускается множество аспектов, которые могут пригодиться ребенку во взрослой жизни и помогают сформировать всесторонне развитую личность. Поэтому сейчас все больше родителей задумываются о преимуществах новых форматов обучения. В частности все популярностью пользуется дистанционное образования.
Получение школьного образования с использованием современных технологий, привлекает все большее внимание родителей и учеников. Кроме прочего, далеко не все папы и мамы довольны тем, как школа влияет на ребенка, а также качеством учебных программ при очной форме обучения.
Преимущества обучения в Домашней школе «ИнтернетУрок», предоставляющей возможность учиться дистанционно с 1 по 11 класс:
Подход к обучению и методики досконально отработаны и подтверждены опытом тысяч учащихся.
Какое позитивное влияние может оказывать школа на развитие личности ребенка?
В статье справедливо отмечена социализация как важный элемент или навык, даваемый школой. По сути, это первый общественный институт, где параллельно с освоением общеобразовательных дисциплин ребёнок общается со сверстниками, определяет своё место среди них, проявляет толерантность и сопереживание. Общаясь с учителями, он учится уважать старших, дружить с ними и находить контакт, получает понимание ранжирования, справедливости и объективности. Школа даёт примеры поведения разных людей в разных жизненных ситуациях. Кроме того, для многих учащихся коллектив сам по себе является мотивирующим к учёбе фактором, а примеры увлечений сверстников наводят на мысль попробовать и себя в новом деле. Расширяется мировосприятие ученика.
Но все мы понимаем, что эти преимущества – палка о двух концах. Насильственная социализация полезна далеко не каждому школьнику. А коллектив может как мотивировать, так и отбить интерес к учёбе.
Поэтому как позитивные я отметила бы и другие моменты. Редко встречаются ученики, которым интересны и легко даются абсолютно все изучаемые предметы. При освоении некоторых приходится прилагать усилия. И это ценно, так как воспитывает упорство в достижении цели, усидчивость, внимательность, терпение и дисциплину. Эти качества необходимы для того, чтобы достичь успеха. Без них не бывает ни великих открытий, ни действительно значимых дел. Получаемые оценки мотивируют на развитие волевых качеств.
Каждая школьная дисциплина, помимо конкретных знаний и навыков, вырабатывает различные способности. Математика учит думать, структурировать информацию и развивает логическое мышление. Русский язык и литература – это творчество и логика в более жизненном и прикладном аспекте. Ребёнок учится улавливать суть в большом количестве данных, определяет приоритеты. Химия прививает интерес к экспериментированию. Полный комплекс школьных предметов в идеале должен давать человеку возможность разобраться в себе, в потребностях общества и выбрать то будущее, в котором он сможет достичь максимальных успехов.
Кроме того, полученные знания, даже не будучи востребованными в каждодневной жизни, позволяют чувствовать себя полноправной единицей общества и претендовать на повышение своей роли и значимости в нём.
Основная роль современной школы
Ольга Мороз
Основная роль современной школы
Основная роль современной школы
Современная школа — это Дом, в котором сформировано Единое образовательно-воспитательное и информационное пространство, где взаимодействуют учащиеся, педагоги и родители, объединенные общими целями и задачами и являющиеся равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.
Современная школа должна стать местом, где ученики овладевают универсальными знаниями и умениями. Чтобы быть полноправным членом общества и добиться успеха в быстро меняющемся мире, сегодня недостаточно владеть элементарными навыками счета, чтения и письма. Для продолжения образования молодому человеку требуется получить широкие базовые знания в тех областях, которые наиболее востребованы в обществе.
Сегодня школа выполняет те задачи, которые на других этапах развития общества выполняли несколько социальных институтов (например семья, неформальные детские организации и объединения и т. д.). Школа как бы выступает в роли механизма (фактора, условия и т. п., осуществляющего первоначальную дифференциацию общества, формирующего социальный статус человека, помогающего ему адаптироваться к разным социальным условиям. Система образование является одним из важнейших факторов стабильности общества, социальным регулятором отношений между обществом и школой, ибо, как содержание образования формируется под влиянием общества, так и общество изменяется под влиянием образования.
Изменения, происходящие в России, процессы формирования гражданского общества и правового государства, переход к рыночной экономике, признание прав человека и его свобод высшей ценностью – определяют новые задачи для отечественной системы образования.
Школа, как основная и самая продолжительная ступень образования, становится ключевым моментом обеспечения нового качества образования, от чего зависит дальнейшая жизненная успешность и каждого человека, и общества в целом.
Реализация ГОСов, ожидаемый переход школьного образования к стандартам второго поколения означает отказ от традиционной модели формирования системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ и переход к компетентностным основаниям этой системы.
В настоящее время российское образование должно работать на опережение, готовить человека к жизни в постоянно меняющихся условиях, способствовать развитию человеческого потенциала, решению наиболее значимых и острых социальных проблем. В связи с этим нужно говорить о принципиальном изменении роли и места образовательных систем в современном мире [14].
Новые подходы к формированию современноймодели образования нашли отражение в нормативно-правовых документах: законе «Об образовании», Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., Приоритетном национальном проекте «Образование».
Что же такое Новая школа:
— это школа, где будет создана творческая среда для выявления особо одаренных ребят, где будет обеспечиваться успешная социализация каждой личности.
— это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы.
Это означает, что облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Отсюда вытекают требования, предъявляемые к современной школе.
— от знаний парадигмы обучения к парадигме развития, самоопределения и самореализации личности.
— от отрицательных мотивов избегания неприятностей к комплексной положительной мотивации успеха.
— от знаний, умений и навыков к формированию личностных и предметных компетенций.
— от традиционных методик преподавания к современным образовательным технологиям [13].
— от организации школьного пространства к созданию комфортной мотивационной образовательной среды, обеспечивающей активность и успех каждого ребенка.
— от качества образования к качеству жизни в стенах и за пределами школы.
Сегодня сложно представить школу без серьезной материально-технической базы. Умение работать с компьютерной техникой, пользоваться интернетом, владеть основами поиска нужной информации должны закладываться именно здесь. Современная школа – высокотехнологичный учебный комплекс, в котором технические средства обучения сочетаются с новыми технологиями преподавания учебных дисциплин [3].
Современные Российские школы, — это как «заводы», времен СССР. Только рабочий здесь — ученик. Точно так же встает рано утром и идет не потому что хочется, а потому что надо. Вместо рабочего места — парта, вместо начальников — учителя отдающие приказы, которые должны выполняться беспрекословно. Складывается ощущение, что школане спешит расставаться с прежней авторитарной психологией и этикой: ученикам запрещается думать, а учителям проще — когда ученики просто «выполняют». Редко встретишь тех, кто занимается развитием детей, и спрашивает их мнение.
Работая с детьми на дополнительном образовании после школы, сталкиваются повсеместно с этой проблемой. Многие говорят, что современная молодежь не умеет выражать свои мысли, но они заблуждаются. Современные дети умеют их выражать, но они бояться его высказывать, так как в школах им это запрещают.
Поверьте, они очень удивляются, когда их искренне спрашиваешь «а как ты думаешь…», и при этом реально ждешь от них ответа и ценишь его, а не говоришь против «нет, ты не прав, или как ты мог такое сказать». Современные дети любят и могут выражать свои мысли, главное не только их «слушать», но и «услышать». Это же причина и многих разногласий родителей и детей, когда дети не могут сказать ничего своим родителям, а те не «провидцы», чтобы угадывать что у них на душе [13].
Вывод: Ваш ребенок должен заниматься обязательно дополнительным образование, которое позволит ему развивать его таланты, творчество, активность, психологию. Знаний в школе по программа Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) сейчас абсолютно не достаточно.
Современная школа – школа доверия, толерантности, поддержки индивидуального развития детей, школа формирования здорового безопасного образа жизни.
Школа – начальная ступенька в образовательном процессе и в становлении личности. Основная ее задача – дать школьнику тот минимум знаний и умений, которые позволят ему начать самостоятельную жизнь. Сегодняшний мир стремительно меняется, поэтому к современной школе общество предъявляет повышенные требования.
Современная школа должна стать местом, где ученики овладевают универсальными знаниями и умениями. Чтобы быть полноправным членом общества и добиться успеха в быстро меняющемся мире, сегодня недостаточно владеть элементарными навыками счета, чтения и письма.
Сегодня сложно представить школу без серьезной материально-технической базы. Умение работать с компьютерной техникой, пользоваться интернетом, владеть основами поиска нужной информации должны закладываться именно здесь [4].
Современная школа – высокотехнологичный учебный комплекс, в котором технические средства обучения сочетаются с новыми технологиями преподавания учебных дисциплин.
Сегодняшнее среднее образование остро нуждается в талантливых педагогах, умеющих эффективно работать с ученическим и педагогическим коллективами. Педагог в школе остается центральной фигурой, от которой зависит качество обучения.
Школа должна давать ребенку навыки активных самостоятельных действий. Школьные занятия формируют независимую личность, способную принимать решения и нести за них ответственность. Без развития таких навыков общество получит людей рассчитывающих исключительно на помощь со стороны государства и других людей. Главная задача современной школы – привить детям навыки творчества. Старая школа была нацелена на то, чтобы человек механически усвоил готовые знания. В старой школе ученик считался успешно состоявшемся, если хорошо запоминал учебную информацию, которую до него доносил учитель. Задачей современной школы является умение школьников работать с готовой информацией, применяя знания к действительности. Но высший пилотаж, к которому должна стремиться школа, – дать человеку возможность самостоятельно создавать нечто новое, оригинальное и неповторимое [5].
Образовательная деятельность в современной школе должна быть направлена на то, чтобы учеба была не только полезной, но и интересной,больше времени должно уделяться внеклассной работе: предметные кружки, спортивные секции, творческие объединения и т. д. Это позволит учащимся определиться с профессиональной ориентацией, расширяют кругозор и формируют разносторонне развитую личность.
Самое главное – это оборудование школ всеми необходимыми для учебного процесса современными атрибутами, такими, например, как Интернет. У нас сейчас не во всех красноярских общеобразовательных учреждениях есть доступ ко Всемирной паутине, я уже не говорю про сельские школы. Второй вопрос – это доступность образования. Не родители должны приобретать учебники. Это обязанность государства – дать достойное и, самое главное, бесплатное образование нашим детям [11].
Школа в нашей жизни играет огромную роль, которую не все ценят и до конца не понимают. Школе и вчера и сегодня и завтра отведена очень важная и ответственная роль в становлении и воспитании молодого поколения и каждой личности в отдельности. Именно личности, потому что заходит в нее большой малыш, а об окончании ее выходит, пусть еще не до конца сформировавшаяся личность.
Школа – начальная ступенька в образовательном процессе и в становлении личности. Основная ее задача – дать школьнику тот минимум знаний и умений, которые позволят ему начать самостоятельную жизнь. Сегодняшний мир стремительно меняется, поэтому к современной школе общество предъявляет повышенные требования.
1. Современная школа должна стать местом, где ученики овладевают универсальными знаниями и умениями. Чтобы быть полноправным членом общества и добиться успеха в быстро меняющемся мире, сегодня недостаточно владеть элементарными навыками счета, чтения и письма. Для продолжения образования молодому человеку требуется получить широкие базовые знания в тех областях, которые наиболее востребованы в обществе.
2. Сегодня сложно представить школу без серьезной материально-технической базы. Умение работать с компьютерной техникой, пользоваться интернетом, владеть основами поиска нужной информации должны закладываться именно здесь. Современная школа – высокотехнологичный учебный комплекс, в котором технические средства обучения сочетаются с новыми технологиями преподавания учебных дисциплин.
3. Каким бы совершенным ни было техническое оснащение школы, основную нагрузку по обучению и воспитанию детей несут на своих плечах учителя. Сегодняшнее среднее образование остро нуждается в талантливых педагогах, в которых профессиональная грамотность и глубокие знания по предмету сочетаются с владением психологией и умением эффективно работать с ученическим коллективом. Компетентный педагог в школе остается центральной фигурой, от которой зависит качество обучения.
4. Школа в современном ее понимании – это не место пассивного восприятия знаний. Она должна давать ребенку навыки активных самостоятельных действий. Занятия, которые построены так, чтобы всячески развивать детскую инициативу, формируют независимую личность, способную принимать решения и нести за них ответственность. Без развития таких навыков общество получит серую массу бездумных исполнителей, рассчитывающих исключительно на помощь со стороны государства и других людей.
5. Одна из основных задач современной школы – привить детям навыки творчества. Старая школа была нацелена на то, чтобы человек механически усвоил готовые знания. Чем лучше ученик запоминал информацию, тем более успешным он считался. Более эффективный подход – научить школьников правильно работать с готовой информацией, применяя знания к действительности. Но высший пилотаж, к которому должна стремиться школа, – дать человеку возможность самостоятельно создавать нечто новое, оригинальное и неповторимое [7].
6. Учеба в современной школе должна быть не только полезной, но и интересной. Поэтому очень важно, чтобы учебные планы были дополнены внеклассной работой. Речь идет о предметных кружках, спортивных секциях, творческих объединениях школьников. Такие формы позволяют развить и закрепить интерес ребят к основным учебным дисциплинам, помогают определиться с профессиональным выбором, расширяют кругозор и формируют разносторонне развитую личность.
О том, какую школу можно считать идеальной, давно ведутся жаркие споры. Одни утверждают, что самое главное в школе – строгая дисциплина, без которой невозможно ни привить детям уважение к учителям, ни заставить их добросовестно учиться.Другие возражают: мол, школа не армия, незачем приучать детишек к жестким правилам и требовать их безусловного соблюдения. Главное – демократичная, доброжелательная атмосфера, чтобы дети видели в учителях старших товарищей, наставников, а не надзирателей. Где же истина? [10]
Какой должна быть школа? Каждая из теорий, которая выдвинута при споре, по-своему справедлива. Но надо помнить, что главная функция школы указана в самом ее обозначении – «учебное учреждение». То есть, в первую очередь, дети в школе должны учиться, овладеть теми предметами, которые включены в образовательную программу. А для этого нужна как дисциплина (конечно, в разумных пределах, без крайностей, так и хорошие, высококвалифицированные педагоги, которые умеют излагать свой предмет не только правильно и понятно, но и интересно, внушить детям любовь к нему. Учитель должен быть авторитетом для школьников. Но этот авторитет должен основываться не на страхе, а на уважении старшего.
В хорошую школу дети идут охотно, зная, что учителя не только интересно и занимательно расскажут о своих предметах, но и выслушают их, дадут добрый совет, подскажут, как решать ту или иную проблему.
К сожалению, некоторые родители не уделяют должного внимания воспитанию своих отпрысков, перекладывая эту обязанность на школу. Мол, там же педагоги работают, вот пусть и объясняют моему чаду, что такое хорошо, а что такое – плохо. К тому же, в последнее время права школьников явно превысили их обязанности, а учителям стало проблематично наказывать даже злостных нарушителей школьной дисциплины, ведь за это можно получить срок [9].
Это, разумеется, накладывает негативный отпечаток на школьную действительность. Тем не менее, хорошие педагоги в состоянии найти общий язык даже с «трудными» учениками, внушить им, что учеба – это не тягостная повинность, а полезное и необходимое дело, и что надо выполнять правила, обязательные для всех.
Учитель должен внушать детям, чтобы они относились друг к другу с уважением, состраданием, проявляли взаимовыручку. Не случайно выпускники хороших школ даже спустя многие годы после получения аттестатов регулярно общаются, собираются вместе.
Подводя итог,можно сказать: идеальная школа – это то образовательное учреждение, которое дает ученикам хорошие знания и способствует формированию у них достойных человеческих качеств.
Учитывая то, что современные ученики проводят в школе много времени, то и условия у них должны быть соответствующие. Кроме занятий, дети посещают кружки и секции, поэтому они должны чувствовать себя комфортно и по-домашнему. Все в школе должно быть настроено так, чтобы дети имели возможность учиться и отдыхать. В ином случае ученики будут часто болеть, получать стрессы. Может, вы скажете, что таких идеальных условий не бывает? Значит, нужно стремиться к ним. Так, какой должна быть идеальная школа? Школа – второй дом Начнем с классной комнаты. В первую очередь класс должен быть просторным и светлым. Поток света должен падать слева от ученика. В классе должна быть оптимальная для работы температура. Особое внимание нужно обратить не температуру в классе в зимнее время. Рабочее место ученика, то есть, парта, должна быть комфортной и удобной, соответствовать его возрасту. Доска в классе должна размещаться на определенном от парт расстоянии. Стулья, на которых сидят дети, должны быть прочными.
Современная школа уже требует оснащения электронной вычислительной техникой. Поэтому в школе должны быть оборудованы компьютерные классы. Администрация школы должна позаботиться о компьютерных столах, которые будут удобными и практичными в работе. Если школа оснащена современной компьютерной техникой, то и уроки будут для учеников интересными и содержательными.
Ученики смогут лучше усвоить и запомнить материал. Здоровье и развитие – в первую очередь [7].
Школа будущего должна органично в себе соединять опыт прошлого и развитые технологии современности. Задача школы – раскрыть потенциал каждого ученика, воспитать всесторонне развитую личность, готовую к жизни в высокотехнологическом, конкурентном мире. Рассмотрим требования к современной школе: Достойная материально-техническая база. Интерактивное обучение.
Практическое применение знаний. Выявление и развитие талантов учеников. Обучение должно соответствовать стремительному развитию общества. Поддержка талантливых детей.Самосовершенствование учителя: стремление к развитию, умение заинтересовать школьников, вовлечь их в учебный процесс. Пропаганда здорового образа жизни. Наличие спортивных и творческих кружков. Формирования правильных принципов воспитания. Внешний и внутренний вид школы должен быть опрятным. Красиво обустроенная пришкольная территория.
При реализации всех задач и возникают проблемы современной школы. В значительной мере они заключаются в нехватке материально-технического обеспечения.
Поскольку 21 век – век информационных технологий, то для качественного обучения школенеобходимо иметь хорошую техническую базу: обеспеченность качественной компьютерной техникой, мультимедийными досками и прочими технологическими новинками. Современные школы должны выпустить из своих стен воспитанную, уверенную, самостоятельную личность, способную нести ответственность за свои поступки, имеющую нестандартное мышление и четкое представление о своем будущем. Вчерашний школьник должен уметь идти к поставленной цели и достигать ее [3].
3. Бочков Д. В.Механизм финансирования общеобразовательных учреждений: учебное пособие/ Д. В. Бочков; Мин-во образования и науки РФ, Федер. агентство по образованию, Оренб. гос. пед. ун-т. –Оренбург: изд-во ОГПУ, 2012. – 292 с.
4. Вифлеемский А. Б. Экономика образования. Книга 2. – М. : Народноеобразование, 2013. – 384 с.
7. Корепанова М. В., Харлампова Е. В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100». Пособие для педагогов и родителей. – М., 2015.
10. Моторин В. В. Компьютерные технологии как фактор развития интеллекта и креативности ребенка. – М., 2013.
Адаптированная основная общеобразовательная программа общего образования глухих обучающихся с умственной отсталостью Содержание. I. Целевой раздел. 1. Пояснительная записка. • Введение. • Адресность программы. • Цель и задачи реализации Образовательной.
Эффективный урок как основная форма обучения в школе Эффективный урок как основная форма обучения в школе «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче.
Консультация «Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100» Основная образовательная программа «Детский сад 2100» представлена в виде двух образовательных программ под научной редакцией О. В. Чиндиловой:.
Непосредственная образовательная деятельность как основная форма организации экологического образования старших дошкольников Цель исследования: разработать педагогическую модель НОД по экологии для старших дошкольников и экспериментальным путем проверить его эффективность.
Ответы на вопросы и эссе «Научно-теоретический анализ основных понятий медиаобразования для педагога современной школы» Ответы на вопросы: «Научно-теоретический анализ основных понятий медиаобразования для педагога современной школы» Вопрос №1. С чем связана.
Педсовет «Личность педагога в современной школе» Цель: на основе обобщения опыта, изучения педагогической литературы, материалов научно-практических конференций разработать модель личности.
Сценарий общешкольного праздника для учащихся коррекционной школы VIII вида «День рождения школы» Авторы: Умарсаидова Наталия Николаевна, учитель коррекционной школы № 1 г. Мурманска; Русских Светлана Михайловна, учитель коррекционной.