роль рынка в экономической жизни общества
Рыночная экономика: что это и как работает
Рассказываем, как действует рыночная экономическая модель, за счёт чего она существует и чем отличается от плановой экономики.
Что такое рыночная экономика
Рынок — это совокупность экономических отношений, отношений производителей и потребителей, касающихся обмена ресурсами, то есть торговли.
Продавец предлагает свой товар, а покупатель отдаёт за него некий обменный эквивалент. При этом товаром в рыночной экономике может быть не только продукт или услуга, но и земля, труд, капитал и другие ресурсы. Эквивалентом для обмена могут служить как деньги, так и другие финансовые активы — акции компаний, вклады и прочее. А в качестве продавцов и покупателей могут выступать различные предприятия или государство.
В связи с этим существует множество классификаций рынков, например:
Рыночная экономика — это экономическая модель, основанная на добровольном обмене ресурсами между продавцами и покупателями с учётом действия законов спроса и предложения.
Признаки рыночной экономики
Свободное взаимодействие производителей и потребителей возможно лишь при соблюдении нескольких условий. Так основными признаками рыночной экономики являются:
1. Частная собственность
Рыночная экономика немыслима без права частной собственности, позволяющего покупателям приобретать товары, а производителям получать прибыль от их продажи.
2. Свобода предпринимательства
Предпринимательство — самостоятельная деятельность людей, направленная на получение прибыли. Осуществление предпринимательской деятельности возможно как в форме организации, так и без неё.
Любая предпринимательская деятельность связана с риском. За все финансовые вложения в свой бизнес продавец отвечает сам — никто не возместит ему убыток в случае, если его товар оказался не востребован покупателями.
Основные формы осуществления предпринимательской деятельности:
3. Конкуренция
Конкуренция — это соперничество производителей за потребителя. Чтобы привлечь как можно больше покупателей, производители могут:
Недобросовестные способы конкуренции, например, подделку товара или распространение ложных сведений о продукции конкурентов, здоровая рыночная экономика запрещает.
4. Свободное ценообразование.
Цена на рынке должна формироваться с учётом интересов и продавцов, и покупателей. Она зависит от двух основных показателей рыночной экономики:
Если товара на рынке больше, чем нужно покупателям, — его цена падает, и продавцы могут разориться. Если число желающих приобрести товар превысит количество товара на рынке — возникает дефицит, и цена на товар увеличивается.
В идеальных условиях спрос должен быть равен предложению — тогда образуется выгодная всем равновесная цена, позволяющая производителям получать прибыль, а покупателям приобретать товар, удовлетворяющий соотношению цены и качества.
Функции рыночной экономики
Способы перехода к рыночной экономике
В начале XX века в мире сложились две господствующих экономических системы — плановая и рыночная.
При плановой (централизованной) экономике всё производство в стране принадлежит государству. Количество производимых товаров и услуг, а также цены на них устанавливаются правительством.
Рыночная экономика предполагает свободный обмен товарами и услугами в условиях конкуренции и свободы выбора. Цены и количество производимых товаров регулируются спросом и предложением.
К концу XX века рыночная система экономики доказала большую эффективность, поэтому большинство стран перешли на этот путь экономического развития.
Следует отметить, что построение здоровой рыночной экономики без вмешательства государства невозможно. Оно необходимо, чтобы:
Поэтому современная экономика — это смешанная система, сочетающая черты свободного рынка и государственного контроля.
Практика показала, что переход от централизованной экономики к рыночной возможен двумя путями:
Большинство государств используют второй способ, поскольку на момент перехода не обладают условиями для проведения реформ.
Рыночная экономика в современной России
Экономика Советского Союза полностью регулировалась государством: правительство контролировало производство всех товаров и услуг и устанавливало цены на них. Частная предпринимательская деятельность преследовалась по закону.
Распад СССР привёл к экономическому кризису. Прежняя экономическая модель перестала быть эффективной, поэтому в 1992 году правительство России приняло решение о переходе на рыночную экономическую модель. Предпосылками для этого стали:
С 1991 по 1992 год в России был проведён ряд реформ по приватизации государственного имущества и отмене государственной монополии на экспорт. Было разрешено частное предпринимательство. Крупные предприятия стали акционерными обществами, а средние и малые продавались частным лицам. Появилось много ниш для развития бизнеса. Для защиты рынка от недобросовестной конкуренции была создана Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
В конце 1990-х годов в стране работало более 860 тысяч частных предприятий, обеспечивающих 6,5 миллионов рабочих мест. Дефицит потребительских товаров удалось ликвидировать, спрос превысил предложение, появились условия для конкуренции.
Однако экономика развивалась неравномерно. Появились крупные корпорации, специализирующиеся на добыче сырья и тяжёлой промышленности, а количество предприятий лёгкой, сельскохозяйственной и пищевой промышленности резко сократилось.
В настоящий момент российская экономика развивается, однако государство по-прежнему оказывает сильное влияние на работу рынка. Основу экономики составляет продажа сырья, производимая государственными корпорациями. Промышленные и торговые компании выкупаются крупными банками. Российский рынок напрямую зависит от международных цен на энергетические ресурсы, стоимость мировых валют и других внешних факторов.
Функции рынка в экономике
Первоначальное, самое раннее определение рынка, – место, где совершались операции купли-продажи. Со временем это понятие обрастало все более сложными коннотациями. Существует много определений рынка от ведущих экономистов и финансистов. Мы остановились на сущности понятия: рынок – это способ взаимодействия двух категорий – покупателей и продавцов. В нашей статье мы рассмотрим рынок как регулятор экономики и его функции.
Какие функции рынка в экономике?
Главные условия для того, чтобы рынок успешно функционировал, – это возможность возникновения частной собственности, конкуренции, свободных цен. Чтобы рынок хорошо работал, он должен выполнять определенные функции. Классически выделяют семь основных функций:
Рынок и функции государства в экономике
Государству в разные эпохи отводились разные роли: иногда наблюдателя, иногда диктатора. Современный мир превратил государство по отношению к рынку в судью. Пока все идет хорошо – государство не вмешивается, но если кто-то отказывается играть по правилам – будет наказан.
То есть главная функция государства – контроль за соблюдением правовых норм, за правилами игры на рынке.
Кроме этого государство защищает потребителей и поддерживает дух конкуренции.
Государственная система решает проблемы с издержками производства, равномерно распределяя их. Еще одна важная функция – социальная, то есть поддержка незащищенных слоев населения.
Классификация рынков
Выделить виды рынков можно по разным параметрам.
Например, в одной из классификаций есть национальный рынок, местный и мировой. Параметр, по которому идет отбор, – территориальное распределение.
Одна из самых популярных классификаций разделяет рынки по конкуренции:
Вопрос. Рынок его роль и функции в социально-экономической системе общества
Понятие рынка. Рынок – конкретная форма проявления товарного обмена и обращения; обратная сторона товарного производства. Многообразие определений рынка, в зависимости от степени охвата его сущностных черт, можно представить в виде схемы.
Единство всех вышеназванных характеристик заключается в том, что они выражают единую сущность – экономические связи субъектов в процессе движения товаров. Рынок выступает как общественная форма организации и функционирования экономики.
Рынок – это форма социально-экономической жизни общества, при которой воспроизводство материальных благ, отношений и интересов осуществляется на основе принципов товарного производства и обращения, главным из которых является свобода хозяйственной деятельности в целях извлечения прибыли.
Сущность рыночных отношений сводится к возмещению затрат товаропроизводителей и получению ими прибыли, а также удовлетворению платежеспособного спроса покупателей на основе свободного, взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности, конкурентности.
Сущность рынка находит свое выражение в главных его экономических функциях, выражающих основное назначение данной категории и отражающих ее сущность. Функции рыночной экономики – это формы проявления ее сущности, направления воздействия рыночных отношений на воспроизводственные процессы на макро- и микроуровнях.
Интегрирующая (коммуникативная) функция состоит в соединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев-посредников, во включении их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Без рынка производство не может служить потребителю, а потребитель не может удовлетворить свои потребности.
Рынок содействует углублению общественного разделения труда и росту интеграционных процессов в экономике.
Регулирующая функция предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики.
Рынок дает ответы на вопросы: что производить? как производить? для кого производить?
На рынке действует регулирующая «невидимая рука», о которой писал А. Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремиться служить им».
Ценообразующая (или эквивалентная) функция – это установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его пользы.
Контролирующая функция оценивает конечные результаты производства. на рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.
Посредническая функция взаимодействие экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда.
Информационная функция дает участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки и др. объективную экономическую информацию.
Функция экономичности предполагает сокращение издержек в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и соразмерности спроса населения с его доходами.
Функция реализации интересов рыночных субъектов обеспечивает взаимосвязь этих интересов по принципу, сформулированному А. Смитом: «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно…». Соединение экономических интересов участников рынка предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентность рыночной сделки.
Из сущности рынка и его функций логически вытекает и его роль в процессе общественного воспроизводства. Понятия «функция рынка» и «роль рынка» тесно связаны между собой. Функция и роль – это как бы ступени познания одного и того же объективного процесса, но между ними существует принципиальное различие. Функция непосредственно выражает сущность явления, отражает проявление сущности в действии. Это объективное, устойчивое и однозначное свойство экономического процесса или явления, способ проявления его социально-экономического предназначения. В роли же экономического явления концентрируются результаты реализации каждой функции и их совокупности в реальных условиях социально-экономической жизни, т.е. в условиях воздействия на него различных факторов экономического и неэкономического порядка. Функция и роль в экономических отношениях соотносятся как причина и следствие, так как роль всегда предопределена функционально.
Роль рынка в общественном производстве сводится к следующему:
1. Выдавать «сигнал» производству с помощью обратных первичных связей: что, в каком объеме и в какой структуре следует производить.
2. Уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансированность экономики.
3. Дифференцировать доходы товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса.
4. Санирующая («санитарная») роль рынка сводится к вымыванию неконкурентоспособных предприятий и свертыванию устаревших производств.
Роль рынка неоднозначна и противоречива, имеет позитивную и негативную стороны.
Позитивная роль рынка в социально-экономической жизни общества сводится к тому, что он обеспечивает свободу выбора и действий производителей и потребителей, развивает инициативу и предприимчивость; рационально распределяет материальные, трудовые, денежно-кредитные и финансовые ресурсы, направляя их на производство необходимых обществу товаров и услуг; оперативно изменяет объем и структуру предложения, приспосабливая ее к платежеспособному спросу и обеспечивая тем самым более быструю корректировку неравновесия; способствует оперативному использованию в хозяйственной деятельности достижений НТР; заставляет потребителя выбирать самую рациональную с точки зрения общества (при данном уровне доходов) структуру потребления, так как ориентирует на цены, соответствующие реальным затратам; освобождает экономику от дефицита товаров и услуг, обеспечивает более полное удовлетворение запросов потребителей; оздоровляет экономику, очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, повышая средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом; повышает эффективность хозяйственной деятельности; является стихийным регулятором воспроизводственного процесса, формируя пропорции в народном хозяйстве.
Негативная роль рынка в социально-экономической жизни общества проявляется в том, что он стимулирует чрезмерность в личном потреблении населения; не имеет экономического механизма защиты окружающей среды; не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов; не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству (например, богатств мирового океана); не способен формировать оптимальные макроэкономические параметры, осуществлять крупные структурные сдвиги в народном хозяйстве, обеспечивать гармоничность регионального развития, общее равновесие национальной экономики; не содержит действенной мотивации в реализации крупных научно-технических программ, фундаментальных исследований, в подготовке научных кадров; не создает стимулов для производства товаров и услуг совокупного социального потребления (массового пользования), называемых в экономической литературе «чисто общественными благами, товарами»; вызывает большие затраты на рекламу, что ведет к удорожанию продукции; не гарантирует права на труд, не может предотвращать массовую безработицу; не гарантирует право на доход, порождает социальную поляризацию общества; не обеспечивает социальную защиту нетрудоспособных безработных и слабозащищенных групп населения, а также удовлетворение нужд низкооплачиваемых слоев населения; порождает негативные тенденции в социально-экономическом развитии общества: монополизм, инфляцию, кризисы перепроизводства.
Несовершенства рынка по мере возможности компенсируются соответствующими экономическими функциями государства.
Признаками любой структуры являются:
– тесная связь между ее элементами;
– определенная устойчивость этих связей;
– целостность, совокупность данных элементов.
Рыночная экономика – это сложная социально-экономическая система, состоящая из множества структурно организованных, взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.
Рынок характеризуется довольно сложной структурой, описание которой зависит от выбранных критериев. Исследование структуры рыночной экономики облегчается выработкой основных критериев, в соответствии с которыми выделяются основные ее подсистемы. Целесообразно рассматривать структуру рыночной экономики исходя из следующих основных критериев:
1) объекты рыночного обмена;
2) территориальные границы и масштабы товарно-денежных потоков;
3) отрасли формирования купли-продажи;
5) соотношение спроса и предложения;
7) соответствие действующему законодательству;
8) степень зрелости рыночных отношений.
По объектам рыночного обмена можно выделить агрегированные (укрупненные) рынки (рис.).
По территориальным границам и масштабам товарно-денежных потоков различают рынки: местный (в пределах района, города), региональный, национальный (внутренний) и мировой (внешний).
По типу конкуренции наряду с рынком совершенной конкуренции, где отсутствует возможность влияния на рыночную конъюнктуру, выделяют рынок несовершенной конкуренции, который подразделяется на рынок чистой монополии, олигополии и монополистической конкуренции.
По соотношению спроса и предложения различают рынок покупателя и рынок продавца. Рынок покупателя – ситуация на рынке, когда предложение производителей и продавцов товаров и услуг превышает спрос потребителей-покупателей на них по существующим ценам, в результате чего цены падают.
Рынок продавца – ситуация на рынке, когда продавцы имеют преимущество, поскольку потребности покупателей приобретать что-либо по предложенным ценам превышают возможности продавцов по насыщению рынка, т.е. спрос превышает предложение. По характеру продаж рынки делятся на оптовые и розничные.
В правовом аспекте (по соответствию или несоответствию действующему законодательству) рынки классифицируются на легальные (официальные) и нелегальные (теневые).
По степени зрелости различают развитой рынок и неразвитой (формирующийся) рынок.
Рыночная инфраструктура. Термин «инфраструктура» в общем смысле означает комплекс отраслей, обслуживающих производственную и социальную сферу народного хозяйства. Рынок, являясь формой взаимоотношений между отдельными обособленными хозяйственными субъектами, имеет свою специфическую инфраструктуру.
Инфраструктуры рынка – это совокупность правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.
Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются:
1) биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное сотрудничество;
2) аукционы, ярмарки и другие формы организационного небиржевого посредничества;
3) кредитная система и коммерческие банки;
4) эмиссионная система и эмиссионные банки;
5) система регулирования занятости населения и центр государственного и негосударственного содействия занятости (биржа труда);
6) информационные технологии и средства деловой коммуникации;
7) налоговая система и налоговая инспекция;
8) система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании;
9) специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства средств массовой информации;
10) торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;
11) таможенная система;
12) профсоюзы работающих по найму;
13) коммерческо-выставочные центры;
14) система высшего и среднего экономического образования;
15) аудиторские компании;
16) общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;
17) специальные зоны свободного предпринимательства.
Рыночная инфраструктура облегчает осуществление товарообменных операций, юридический экономический контроль над ними, повышает их оперативность и эффективность, предоставляет информационное обеспечение. Конкретная конфигурация инфраструктуры зависит от типа и вида рынка.
Функционирование рыночной инфраструктуры имеет двойственный характер: с одной стороны, это обслуживание рыночных субъектов, с другой – воспроизводство трудовых ресурсов.
Функции инфраструктуры рынка:
— облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов;
— повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;
— организационное оформление рыночных отношений;
— облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного регулирования деловой практики;
— подготовка специалистов для эффективного функционирования рынка.
В настоящее время в российской экономике практически все элементы рыночной инфраструктуры находятся в состоянии периода становления и развития. До периода начала экономических реформ инфраструктура товарных рынков была фактически заменена централизованным натуральным распределением материальных ресурсов. Тем самым были блокированы каналы передачи коммерческой информации, подорваны стимулы к эффективному использованию ресурсов, имманентным явлением хозяйственной системы стал товарный дефицит.
Рынок и его роль в экономике
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Рынок и его роль в экономической жизни
11 класс
Описание слайда:
Рынок
это совокупность экономических отношений, отношений производителей и потребителей, касающихся обмена ресурсами, то есть торговли.
Описание слайда:
Вопрос
Что может быть эквивалентом для обмена?
Описание слайда:
Классификация рынков
1.по объекту рыночных отношений: рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок ценных бумаг, рынок земли и другие;
2.по масштабу продаж: оптовый и розничный;
Описание слайда:
Классификация рынков
3.по территориальному признаку: местный, региональный, национальный, мировой;
4.по отношению к закону: легальный и теневой;
Описание слайда:
Причины появления нелегальных рынков
Продажа запрещённых товаров
( наркотики, яды, оружие)
Продажа некачественного или просроченного товара
Нежелание платить налоги
Описание слайда:
Типы рынков по степени насыщенности товаров
Равновесный
Дефицитный
Избыточный
Описание слайда:
Рыночная экономика
это экономическая модель, основанная на добровольном обмене ресурсами между продавцами и покупателями с учётом действия законов спроса и предложения.
Описание слайда:
Признаки рыночной экономики
1.Частная собственность
2. Свобода предпринимательства
3. Конкуренция
4. Свободное ценообразование
Описание слайда:
Функции рыночной экономики
1. Посредническая. Рынок — область, где производитель и потребитель встречаются и договариваются.
2.Ценообразующая. Спрос и предложение формируют цены на товары и услуги.
Описание слайда:
Функции рыночной экономики
3.Информационная. Рынок информирует участников о востребованности товаров и изменении цен.
4.Регулирующая. Изменение цен влияет на объёмы производства товаров и услуг.
Описание слайда:
Функции рыночной экономики
5.Оздоровительная. Конкуренция очищает экономику от неэффективных предприятий.
6.Демократизация хозяйственной деятельности. Все процессы, происходящие на рынке, открыты и прозрачны для всех участников экономики.
Описание слайда:
Способы перехода к рыночной экономике
Эволюционный путь (градуализм) предполагает постепенное проведение реформ. Государство поэтапно ослабляет контроль над ценообразованием и производством.
«Шоковая терапия» — государство отпускает рынок в «свободное плавание», предоставляя ему возможность регулироваться самостоятельно. Функцией правительства остаётся только сдерживание инфляции, поскольку развитие рынка невозможно без стабильной денежной единицы.
Описание слайда:
Государство при построение рынка должно:
1.избегать монополизации рынка (ситуации, когда все товары и услуги одной сферы принадлежат только одному продавцу);
2.поддерживать конкуренцию (наказывать недобросовестных участников рынка);
3.стимулировать экономику, выдавая кредиты и субсидии участникам рынка;
4.бороться с инфляцией (развитие рынка без стабильной денежной единицы невозможно).
Описание слайда:
Описание слайда:
Задание
На карточке функции рынка
Описание слайда:
Рыночные структуры
11 класс
Описание слайда:
Спрос — это такое количество товаров и услуг, которое покупатель готов и способен приобрести по данной цене в данное время.
Описание слайда:
Закон спроса гласит: чем выше цена, тем ниже спрос, и чем ниже цена, тем выше спрос.
Описание слайда:
1.От денежных доходов покупателей
2.От размеров рынка ( чем больше размер рынка, тем меньше будет спрос на ваш товар).
3.От льгот потребителям (различные скидки, акции увеличивают спрос)
Описание слайда:
4.Субъективные вкусы населения (например, жители приморских городов предпочитают морепродукты, в то время, как в центре России они пользуются меньшим спросом).
5.Наличие товаров- заменителей( какой-то товар стоит значительно выше его заменителя, то предпочтение отдают более дешёвому, например, апельсины и мандарины, чай и кофе).
Описание слайда:
Описание слайда:
Предложение — это количество товаров и услуг, которое производитель может предложить по данной цене в данное время.
Описание слайда:
Закон предложения: чем выше цена, тем выше предложение, чем ниже цена, тем ниже предложение.
Описание слайда:
1.От цен на ресурсы (например, повысили цены на электроэнергию, снизилось предложение, так как увеличились расходы предпринимателя)
2.От налогов
3.От товаров-заменителей на рынке
Описание слайда:
4.От количества на рынке аналогичной продукции
5.От уровня технического прогресса и степени его использования предпринимателями
Описание слайда:
Задания
Стр.41 задание 1 письменно
2, 4 устно
Описание слайда:
Домашнее задание
Конспект: Эластичность спроса и предложения
Описание слайда:
Способность спроса и предложения адаптироваться к изменившимся условиям рынка называется эластичностью
Описание слайда:
Эластичность спроса – это реагирование спроса на изменение цен, насколько быстро или нет он изменяется. Эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.
Описание слайда:
Эластичность предложения — это реагирование предложения на изменение цен, насколько быстро или нет оно изменяется – увеличивается или уменьшается. Эластичность предложения по цене, или ценовая эластичность предложения, показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина предложения на товар при изменении его цены на один процент.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс профессиональной переподготовки
Обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Понятие и сущность договора
Как мораль влияет на общество
Деятельность человека (понятие, мотивы, виды)
Общественные ценности и сознание
По каким правилам живет общество
Человек существо биосоциальное 6 класс
Труд как образ жизни
Нормы и отрасли права
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5169398 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Меньше половины россиян довольны качеством обучения в школах
Время чтения: 2 минуты
Екатерина Костылева из Тюменской области стала учителем года России – 2021
Время чтения: 1 минута
Демоэкзамены включат в образовательные стандарты всех направлений подготовки СПО
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения подключит работодателей к разработке образовательных программ в колледжах
Время чтения: 2 минуты
На «Госуслугах» пройдет эксперимент по размещению документов об образовании
Время чтения: 2 минуты
В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.