роль родителей в жизни детей
Роль родителей в воспитании и развитии ребенка
Роль родителей в воспитании и развитии ребенка
Семья – первый коллектив ребенка, который формирует умения и привычки, закладывает черты характера, развивает эмоции, чувства, прививает нравственные и духовные идеалы, учит взаимодействовать с окружающими, закладывает программу будущего жизненного успеха.
В семье ребенок получает первый опыт общения и видит пример взаимоотношений родителей, бабушек, дедушек, понимает их права и обязанности друг перед другом, учится основам нравственности и духовности, воспитывает свои жизненные принципы. Семья может как формировать положительные черты и качества человека, так и быть источником его будущих проблем в общении, самореализации, самооценке. Чтобы этого не произошло, семья должна со всей ответственностью подходить к воспитанию будущей личности. При этом особенно важно строить отношения с детьми на основе взаимопонимания, доверия и сотрудничества, всегда проявлять родительскую любовь, ласку и заботу, быть внимательными и сопереживающими. Однако это вовсе не значит, что нужно всецело посвящать себя воспитанию, отказавшись от самореализации в жизни, карьерного роста и работы как таковой. Как показывает практика, самые гармоничные отношения складываются между детьми и родителями в семьях, где родители работают, но при этом уделяют должное внимание ребенку. Такие дети учатся лучше, растут более самостоятельными. Дети испытывают гордость за успехи родителей, начинают больше ценить время, проведенное с ними. Они избавлены от чрезмерной опеки взрослых. У ребенка появляется понимание того, что человек не может принадлежать кому-то одному, у него есть обязательства перед семьей, обществом, он несет ответственность за свои поступки. На примере родителей дети, начиная с дошкольного возраста, видят, как важно иметь в жизни цели, увлечения.
То, каким вырастет маленький человек, во многом зависит от условий воспитания, созданных в семье. Каждый знает, что детей нужно любить.
Настоящая любовь родителей – созидающая. Она учит ребенка взаимной симпатии, заботе, поддержке, взаимопомощи. Она говорит ему, что он нужен и важен, что он должен развиваться, искать себя, радоваться жизни. Она учит маленького человека доверять близким, заботится и быть уверенным, что его всегда ожидает их рука помощи в трудный момент, знать, что к его мнению прислушаются.
Роль родителей в воспитании личности неизмерима. Именно родители являются самыми первыми, а значит – самыми значимыми воспитателями в жизни маленького человека. Ребенок, никогда не видевший, как мама или папа занимаются спортом, скорее всего, и сам никогда не полюбит спортивные занятия. Родителям мало вырастить ребенка здоровым, красивым, обеспеченным. Главная задача – воспитать детей духовно, нравственно. Что это значит? Привить им духовные, культурно-нравственные, эстетические ценности. Научить их ориентироваться в таких понятиях,как: долг; ответственность; честь; гуманность; благородство; добро или зло; хорошо или плохо; умение дружить и любить; вежливость; воспитанность; тактичность и т. д.
Объясняются все эти понятия не только и не столько в беседах,сколько практически: в обсуждении проблем, совместном анализе ситуаций и, конечно же – на личном примере окружающих старших. Их нормы поведения, их поступки, их суждения – вот фундамент, на котором строится нравственно-духовное развитие маленькой личности.
При этом важно не предоставлять ребенку готовую действующую схему, а дать возможность самому ее для себя выстроить, научиться на собственных ошибках (без этого невозможен личный опыт). Немаловажную роль в воспитании и развитии играют семейные традиции.Они создают неповторимую атмосферу дома: свой уклад, обычаи, распорядок, привычки членов семьи дают ребенку ощущение стабильности, упорядоченности мира. Формирование традиций должно начинаться еще в бессознательном периоде малыша, чтобы более гармонично войти в его жизнь. К примеру, традиция читать ребенку книгу на ночь – не просто ритуал укладывания. Это способ ненавязчиво привить ему любовь к красоте родного языка, литературе, умение представлять и осмысливать прочитанное. Традиции могут быть самыми разнообразными. Например, рисование открыток ко дню рождения, отмечание народных или календарных праздников, экскурсионные поездки на каникулах. Можно печь особенный пирог к определенному празднику, развешивать кормушки зимой, скворечники – весной, навещать бабушку в выходные, отмечать день окончания школьных занятий, обсуждать прошедший день за общим вечерним чаем, делясь с домочадцами проблемами, успехами, вместе принимать важные решения на «семейном совете»… Через такой подход создается преемственность поколений (традиции семьи ребенок впоследствии может перенести в свою будущую семью, в ребенке укрепляется чувство причастности к своему роду, его истории.
Если хотите, чтобы ребенок рос полноценным и счастливым, позаботьтесь о том, чтобы он не чувствовал себя заброшенным, лишним, чтобы был уверен в вашей безоговорочной любви к нему, постоянно ощущал на себе вашу заботу и внимание, был уверен в вашей защите и поддержке.
Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребенка Тема: «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга.
Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Многие мамочки в период ожидания.
Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Театр кукол – наиболее распространённая форма организации.
Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка» Обычаи жизни в семье,отношения между взрослыми,вся обстановка влияет на детей. Воспитание-это ежечастное и ежеминутное занятие,в котором.
Консультация для родителей «Роль семьи в эмоциональном развитии ребенка» Доброго всем настроения, уважаемые коллеги! Поскольку одним из приоритетных направлений моей деятельности является развитие эмоциональной.
Консультация для родителей «Роль строительной игры в развитии ребенка» Я б в строители пошел,пусть меня научат! Особое место среди игр дошкольников занимают строительные игры. Ведь строительная игра — прежде.
Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Спектакль возникает только тогда, когда его играют. (Ханс Георг Гадамер) Наиболее распространённой формой организации детского досуга в.
Консультация для родителей «Ведущая роль общения в развитии ребенка» Общение со сверстниками занимает ведущую роль в развитии интеллектуальных, речевых, эмоциональных и нравственных задатков. Ребенок трех.
Консультация «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Консультация. «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Кукольный театр – наиболее распространённая форма организации детского.
Роль родителей в жизни ребенка
Елена Переверзева
Роль родителей в жизни ребенка
В народной педагогике материнство рассматривается как высшая социальная ценность, как естественная потребность в продолжении человеческого рода. Все народы заслуженно возвеличивают женщину-мать, создают культ матери.Общепризнано: «Если сын на ладони изжарит яичницу для матери, то и тогда он останется перед ней в долгу», «Всю жизнь день и ночь трудись — труд матери не возместишь», «Ласка матери и до камня доходит», «Из уст матери и проклятие благословение», «Грудь матери — колыбель сына». Так повествуют афоризмы. Имя матери — надежная опора человека до конца жизни.Не случайно с мягкой иронией в народе говорят: «Когда река понесла старика —он закричал: «Мама!» Матери — главные зодчие человечества. Мать — единственный человек, чья любовь к детям благородна, бескорыстна, удивительна по своей мудрости, безграничности и мужественности.
Любовь к детям — это очень важная педагогическая проблема, так как на этой почве родители допускают много непоправимых ошибок
Любить детей — это значит уважать личность ребенка, быть внимательным к его играм, забавам, интересам; знать возрастные и психологические особенности, не потакать во имя любви капризам и неразумным требованиям, формировать лучшие человеческие качества, духовное богатство, нравственную чистоту и физическое совершенство.
Любовь родителей к детям — это священное чувство, и потому она должна проявляться по-человечески, как выражение духовной близости и родства, Неразумная любовь к детям,стремление постоянно подчеркивать красоту своих детей приводят к несчастным последствиям: у детей развиваются чувства себялюбия, исключительности, высокомерия.
Сыновнее почтение, уважение к родителям и старшим — характерная черта. Родители оказывают огромное влияние на воспитание и формирование личности ребенка. В каждом взрослом — его детство, и оно так или иначе оказывает влияние на стиль воспитания следующего поколения
Материнская, родительская любовь – первый вид любви, которую познает человек. Чтобы любить и быть любимым в зрелости, человек должен быть любим с самого детства.
Уже в период беременности устанавливается тесная связь матери и ребёнка, и характер отношения матери к ребёнку в данный период не безразличен для его развития.
Отец не может так интимно сжиться с ребёнком, как мать, вынашивая его под своим сердцем, но он играет важную роль в его воспитании. Английский поэт У. Вордсворт высказал мысль о том, что ребёнок – отец мужчины. Именно дети меняют социальные функции мужчины и делают его отцом, это касается и женщины, более того, собственно семья начинается с детей. Забота о ребёнке, от которой напрямую зависит его существование, сплачивает супругов, наполняет их жизнь новыми общими интересами.
На разных возрастных этапах дети испытывают чувство привязанности к родителям не в одинаковой степени, но в раннем возрасте дети наиболее интенсивно привязаны к матери. Она нужна как опора, как источник безопасности и удовлетворения насущных потребностей.
Самой природой матери отведена роль естественной воспитательницы своих детей. Мать ухаживает за ребенком, кормит и воспитывает его. Для многих такое распределение ролей представляется идеалом семейных отношений, в основе которых лежат природные качества женщины — чуткость, нежность, мягкость матери, ее особая привязанность к ребенку. Нет прочнее и ближе связи — физической, духовной, душевной, чем у матери и ребенка.
При недостатке материнского внимания развитие ребенка всегда задерживается — психически, физически, интеллектуально, эмоционально.
Роль матери для детей разного пола не одинакова. Для девочек после трех лет основная задача — освоение половой роли, для нее мать — образец, та часть мира, которую надо «примерять на себя», а заодно и все,что с этим связано: отношение другого пола (отца к матери и к ней как будущей женщине и матери, отношение детей (кукла — модель ребенка, по отношению к которой девочка выполняет роль матери, как ее мать — к ней самой). В этом возрасте (3-6 лет) может появиться пристальное внимание к матери, чувствительность к ее оценке, некоторая конкуренция за внимание отца и очень и особенная чуткость к тому, как отец относится к матери, а мать на это отвечает. Все меряется на себя и усваивается накрепко.
У мальчиков в этом возрасте любовь к матери искренняя, нежная, они очень обидчивы и ревнивы по отношению к «конкурентам» (отцу, друзьям матери, своим братьям и сестрам и даже чужим детям). Не менее чутко, чем девочки, воспринимают и усваивают модель супружеских отношений. Для них важны со стороны матери ласка, сочувствие — признание их «мужского достоинства» одновременно. Таким образом, мать нужна ребенку всегда, причем всегда «по-разному», но не количественном измерении, а в качественном. Материнская любовь (в отличии от отцовской, является по своей природе безусловной и поэтому очень важны взаимоотношения между ребенком и мамой.
Безусловная любовь матери дает ребенку: чувство защищенности, безопасность, дает прочное ощущение надежности; дарит способность доверять людям, миру, себе; вкладывает чувство принадлежности к роду, нации; устанавливает границы личностного пространства, что позволяет ребенку брать ответственность на себя по мере взросления; помогает устанавливать и завязывать связи с другими людьми.
Неправильные отношения с матерью порождают две группы проблем во взрослой жизни. Первый род проблем связан с чувствами, которые ребенок испытывает к матери, к нанесенным ею обидами и неудовлетворенными ею потребностями. Эта группа проблем в последствии определяет отношение к детству. Это проявляется в том, что подавленные, невысказанные чувства гнева, возмущения против матери переносятся в личную семейную жизнь и на их основе могут строится взаимоотношения между супругами. Излишний контроль со стороны матери, безоговорочное исполнение ее команд формируют чувство недоверия к близким людям – жене или мужу. Происходит перенос отношений, что ведет к серьезным семейным проблемам.
Второй род проблем — это схемы и динамика отношений с матерью, которым ребенок научился в детстве от нее же. Это задает поведенческие схемы, заложенные в прошлом,но воспроизводящиеся в настоящем: нежелания близости или трудности в близких отношениях; привычка угождать всем; подавление чувств, невозможность открыться для партнера; агрессивность во взаимоотношениях без видимой на то причины; избыточный контроль других, членов семьи.
Родители становятся учителями ребенка с самого его рождения, потому что они являются объектом его наблюдения. От кого дети так быстро учатся держать игрушку, бутылочку, для того, чтоб быть хоть немного полезным, ведь это не может возникнуть само по себе? Младенец смотрит на родителей, которые для него являются людьми, за которым он может наблюдать, а затем и практиковать то, что он видит. Малыши учатся переворачиваться, ползать для того, чтобы добраться до желаемой цели, затем они учатся сидеть, стоять, бросать что – либо и т. д., поскольку они готовы к этой стадии развития, благодаря своим родителям. Исключительно важным элементом семейного воспитания является трудовая закалка детей,идеалом здесь служит мудрая заповедь народной педагогики: ребенку нужно трудиться с того момента, как он научился держать ложку в руках и нести из тарелки пищу в рот. Из ребенка получается именно то, что закладывают в него родители в процессе его роста и развития. Они влияют на формирование характера ребенка своим собственным примером, манерой общения с ним, запретами, требованиями, мерой свободы и ответственности, которые дают маленькому человечку. Поэтому у родителей должна быть ясная цель, определенная программа воспитания. Они должны хорошо знать, что они хотят воспитать в своем ребенке. Родители должны не только воспитывать ребенка хорошим человеком, заинтересованным гражданином, патриотом, но и сами быть такими.
Самое главное в воспитании детей – это личный пример родителей. Бесполезно втолковывать ребенку, что нужно с уважением относиться к старшим, если родители сами не могут найти общий язык со своими родителями. Ведь ребенок все видит и запоминает, а затем копирует поведение родителей, а еще у него возникает непонимание – почему взрослые говорят одно, а делают совершенно другое. Когда ребенок может рассчитывать на то, что дома ему уделят достаточное количество времени, поймут и поддержат его, то у ребенка появляется и укрепляется чувство безопасности и понимание того, что он дорог родителям. Необходимо понять, что все это поможет ему не только в самой школе, но также и в их будущей самостоятельной жизни.
. Ребенок считает родителя своим, близким человеком, доверяет ему и любит его.
Ребенок – это зеркало нравственной жизни родителей. Самая ценная нравственная черта хороших родителей, которая передается детям без особых усилий – это душевная доброта матери и отца, умение делать добро людям. В семьях, где отец и мать отдают частицу своей души другим, принимают близко к сердцу радости и горести людей, дети вырастают добрыми, чуткими, сердечными.
Цель воспитания – содействовать развитию человека, отличающегося своей индивидуальностью в мудрости, самостоятельности, творчестве, любви. Ребенка нельзя сделать человеком, этому нужно содействовать и не мешать, чтоб он сам в себе вырабатывал идейного человека и стремился бы в жизни руководить этим идеалом. Не следует заставлять ребенка сидеть, ползать, вставать, ходить, раньше, чем он это в состоянии сделать сам. Необходимо, чтобы младенец сам осложнял свои действия по мере сил и возможности. Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать всё самому; взрослые не должны забегать наперед и делать что – то для своего личного удобства и удовольствия, а с самого первого дня появления ребенка на свет всегда должны относиться к ребенку, как к человеку, с полноценным признанием его личности и неприкосновенности этой личности. Самое важное – это не смотреть на ребенка, как на свою живую собственность, с которой что хочешь, то и можешь делать, не смотреть на ребенка, как на раба, как на игрушку или обузу. Надо научиться смотреть на ребенка, как на человека, пусть ещё слабого, нуждающегося в помощи, защите, пусть ещё не могущего быть борцом и строителем, но все же человека, притом человека будущего.
Задача родителей – дать каждому ребенку счастье, которое заключается в том, чтоб человек раскрыл свои способности, полюбил труд и стал в нем творцом, и в том, чтобы наслаждаться красотой окружающего мира и создавать красоту для других, и в том, чтобы любить другого человека, быть любимым – одним словом, в том, чтобы растить детей настоящими людьми
Консультация для родителей «Роль чтения книг в жизни дошкольника 4–5 лет» Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. Художественная литература служит могучим, действенным.
Беседа для родителей «Роль социализации в жизни дошкольника» С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый.
Консультация для родителей «Роль игрушки в развитии ребенка» В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра, а игрушка ее средством, поэтому большинство детских игр связано с использованием.
Консультация для родителей «Роль детской книги в речевом развитии ребенка» Консультация для родителей ТЕМА :«Роль детской книги в речевом развитии ребенка» УЧИМСЯ РАССКАЗЫВАТЬ. Массовое явление, связанное с низким.
Консультация для родителей «Роль книги в жизни дошкольника» Консультация для родителей «Роль книги в жизни дошкольника» Художественная литература – одно из важнейших средств всестороннего развития.
Роль сказки в жизни ребенка-дошкольника Родительский всеобуч на тему: Роль сказки в жизни ребенка дошкольника воспитатель: Котылева О. О Сказка в определенной степени удовлетворяет.
Родительское собрание «Роль папы в жизни ребенка» (старший дошкольный возраст) Цель: актуализация проблемы успешности социального развития ребёнка на основе позитивной активности взаимодействия с отцами. Задача: повысить.
Родительское собрание в старшей группе «Роль сказок в жизни ребенка» Воспитатель: С чего начинается литературное воспитание. Наше время — время великих достижений науки, техники время замечательных открытий.
Роль музыки в развитии и воспитании детей раннего возраста в повседневной жизни в условиях дома ребенка (из опыта работы) Роль музыки в развитии и воспитании детей раннего возраста в повседневной жизни в условиях дома ребенка Гармоничность музыкально-эстетического.
Консультация для родителей «Роль сказки в жизни ребенка» К сожалению в современных условиях жизни присутствует проблема, недостаточного привлечения младших дошкольников к русским народным сказкам.
Роль родителей в жизни ребенка.
Анна Береснева
автор аудиокурса о воспитании детей
Рожая ребенка, приводя его в свой дом, мы редко задумываемся, какова наша роль в его жизни. Книги о детях, которые мы покупаем, еще готовясь стать родителем, говорят в основном об уходе, подгузниках, и о том, как должно быть, но не о том, что нам теперь делать.
Все книги по воспитанию написаны, на мой взгляд, для жителей других планет, а не для мамы или папы, у которых появился маленький ребенок. Он плачет, капризничает, не оставляет никакого времени подумать. У нас становится так мало времени на себя, а книги наполнены заумными терминами, которые можно понять, минимум имея высшее образование.
Никто не говорит нам о том, что мы имеем определенную миссию в жизни малыша, мы должны его чему-то научить. Не просто вырастить, одеть и накормить, а дать ему полноценные знания о жизни со всеми ее положительными и отрицательными чертами с самого маленького возраста.
Привычным является мнение о том, что ребенок для молодой семьи — большое испытание: он плачет, будит родителей по ночам, а когда начинает ползать и ходить, все норовит сломать и опрокинуть.
Мы списываем это на то, что «все дети такие».
Став родителем и столкнувшись с какой-то проблемой, мы не можем запросто отдать обратно свидетельство о рождении и сказать: «Извините, мы не сошлись характерами».
Мы безумно хотим дать ребенку все что нужно. Но особенно не разбираемся, ЧТО ИМЕННО ЕМУ НУЖНО.
Каждый родитель, который хочет дать ЛУЧШЕЕ своему ребеночку, прежде всего, должен ставить перед собой цели, которые потом день за днем достигать. Это, к сожалению, делают менее 3% современных родителей. И эти родители наиболее УСПЕШНЫ в воспитании своих Здоровых, Счастливых и Уверенных в себе детей.
Присоединяйтесь!
Для себя я выделила четыре основных цели, которыми с радостью поделюсь с Вами.
Конечно, это далеко не полный список того, что нам предстоит сделать. Но во всяком деле нужно начинать с малого. Начните и Вы с этого. Постепенно с каждым новым днем Вы начнете пополнять свой багаж новыми целями и достижениями.
Вы должны научиться тому, как с ним обращаться для того, чтобы избежать многих проблем. Если Вы уверены, что Вам нечему учиться, Вы ошибаетесь.
Хотя в нас родительские инстинкты заложены многотысячной эволюцией, тем не менее, никак не развиваясь и полагаясь на других людей, будь то врачи, воспитатели или учителя, у Вас по жизни будет возникать огромное количество проблем с Вашим ребенком.
Задача хороших родителей – предотвратить многие проблемы в жизни своего ребенка. Быть родителем – искусство.
Вторая цель – вырастить Счастливых, Здоровых и Уверенных в себе детей. Каждый человек, который когда-нибудь был с ребенком скажет, что нет ничего прекраснее искреннего детского смеха. Это счастье – когда Ваш малыш смеется! А смеяться может только счастливый и здоровый ребенок.
Также Вы должны воспитать уверенность в себе и любовь к себе у ребенка. Нет разницы какой у Вас дом и какая зарплата. Если Вы привьете высокую самооценку своим детям, они будут самодостаточными и уверенными в себе людьми, которые смогут добиться поставленных целей в жизни.
Третья цель – мы должны привить детям здоровые привычки. Правила этикета, поведения в обществе, употребление по возможности здоровой пищи, умеренность в еде и физическое воспитание, забота о своем здоровье – это то, чему Вы должны обучить своих детей.
Мы боремся с детьми за столом и на улице, мы заставляем их доедать все до последней крошки, мы не показываем никакого примера физических упражнений и плюем на свое здоровье. Кого мы вырастим?
Дети всегда сражаются с родителями и говорят, что это все неважно. Мы сердимся и кричим. Поймите, что только спокойствие, терпение, личный пример и годы, проведенные совместно с ребенком, дадут неоценимый результат.
Четвертая цель – мы должны воспитать общительных детей. Это должно быть целью современных родителей в современном обществе. С самого раннего детства, поставив эту цель, Вы вырастите человека, с которым приятно общаться, с которым люди хотят общаться, но мы порой об этом думаем только тогда, когда ребенка начинают дразнить, обижать, унижать и обзывать, а время уже упущено.
Популярность среди сверстников очень важна и с годами она увеличивается. И красота тут не при чем. Запомните, что чем больше ребенок любит и уважает себя, тем лучше он относится к другим людям и тем больше другие люди тянутся к нему, тем Выше мнение окружающих о нем.
Любите своих детей, любите своего супруга или супругу, своих близких, стройте жизнь с любовью, относитесь к близким с любовью и нежностью. Ваш ребенок впитает это все в себя. Он будет строить отношения исходя из того, что видел в детстве.
Относитесь к детям с уважением, на равных, не делайте из них маленьких ничего не понимающих существ. Ведите себя с ними как со взрослыми людьми.
Это самое важное и главное. Конечно, каждый родитель найдет, что добавить к этому списку и это замечательно, значит, мы растем и развиваемся.