роль рекламы в жизни человека
Социология рекламы
Лекция по теме «Роль рекламы в обществе»
1. Роль и значение рекламы в современном обществе
Вкратце охарактеризуем различные аспекты значения рекламы.
Экономическая роль рекламы реализуется в том, что она обеспечивает налаживание связей между субъектами хозяйствования, между производителями и потребителями товаров. Тем самым реклама способствует росту деловой активности, повышению объёмов капиталовложений и числа рабочих мест. Следствием этого является общее развитие общественного производства.
Реклама обеспечивает и обостряет конкуренцию, позволяя потребителям товаров расширить их выбор. Реклама также способствует расширению рынков сбыта, стимулирует ускорение обращения средств. Этим она повышает общую эффективность функционирования национальных экономик в целом. Один из больших поклонников рекламы, президент США Кальвин Куллидж отметил ещё в 1929 году: «Массовый спрос создан почти полностью благодаря развитию рекламного бизнеса».
Кроме мощного влияния рекламы на все отрасли социологии необходимо отметить, что реклама сама по себе является одной из больших отраслей хозяйствования, которая объединяет сотни тысяч специализированных рекламных фирм с общим годовым бюджетом свыше триллиона американских долларов. К этому стоит добавить тот факт, что в рекламной отрасли заняты миллионы сотрудников. Реклама всё более становится одной из важнейших отраслей, которая непосредственно принимает участие в создании новых рабочих мест, причём это касается как непосредственно рекламного бизнеса, так и других отраслей экономики, которые им обслуживаются. Международная рекламная ассоциация так развила эту мысль в журнале «Newsweek». В начале статьи был подан слоган: «Когда реклама делает свою работу, миллионы людей сохраняют свою!» Далее говорилось : «Хорошая реклама не только информирует. Она продаёт. Она помогает продвинуть продукт и сохранять бизнес. Каждый раз, когда реклама пробуждает интерес потребителя, достаточный для того, чтобы он закончился покупкой, она укрепляет положение компании. А значит, помогает сберечь рабочие места тех, кто в ней работает».
Трудно переоценить общественную роль рекламы. Реклама каждодневно и массировано воздействует на абсолютное большинство населения.
Учёные неоднократно отмечали важную роль рекламы в развитии самого общества. Современный американский теоретик рекламы Пер Мартино в своей книге «Мотивация в рекламе» указывает: «Её второе задание – продажа товаров. Но её первая задача – присоединение людей к их ней американской системе. Реклама способна помочь людям почувствовать, что они являются частью общества которое предлагает всё самое лучшее, помочь им проникнуться вдохновением и работать с наивысшей производительностью».
В современном обществе инструментарии рекламы всё чаще используется для решения острых социальных проблем.
Широкое применение в этом плане получила социальная реклама.
Она выходит за рамки экономических задач и направлена на достижение более гармоничных отношений в обществе:
Популяризация здорового образа жизни;
Поддержка незащищенных слоёв населения;
Борьба с бедностью, преступностью, загрязнением окружающей среды;
Популяризация многочисленных общественных организаций и фондов и многие другие, не менее важные цели.
В условиях расширяющей демократии в цивилизованных странах возрастает роль политической рекламы как средства борьбы за голоса избирателей. Именно уровень и профессионализм политической рекламы и имиджмейкерства в значительной степени влияет на расстановку политических сил в странах после выборов. Ярким примером роли политической рекламы в российских условиях стали результаты президентских выборов в 1996 году, когда Б. Н. Ельцин, имевший в начале года поддержку всего 6% избирателей, в июле того же года одержал победу с показателем более 53%.
По данным Союза журналистов Украины, 60 – 80% доходов украинских средств массовой информации составили рекламные поступления.
Тесно связана с политикой и её идеологическая роль, что не удивительно, ибо в современном обществе реклама становится одним из важнейших факторов формирования мировоззрения человека. Можно привести массу примеров того, какое место занимала реклама в укреплении и распространении коммунистической идеологии в Советском Союзе. Не вызывает сомнения то влияние «буржуазной» рекламы которое было направлено на разрушение социалистических идеалов. Современный американский социолог Джанкарло Буззи так высказался по этому поводу: «Рекламное сообщение пытается унифицировать взгляды и поведение, обслуживая определённую идеологию… Реклама – всегда инструмент политики, который используется или для консервации, или для создания общества с определёнными характеристиками Для того чтобы судить о рекламе, необходимо обратиться к идеологии или же социальной морали, которые стоят за рекламой и которым она более или менее верно служит» (цит. из [3, с.22]).
Вместе с тем нельзя не отметить значительную образовательную роль рекламы. Из рекламы её получатели могут извлечь разнообразную информацию в широком диапазоне сведений. Американский писатель Э. Доктороу по этому поводу отметил: «Каждый обращает внимание на рекламу. Это современная школа, люди. Менее чем за минуту телевизионная реклама прокрутит перед вами целую жизнь. Покажет ребёнка, дом, автомобили, вручение дипломов… Расскажет, какой ты солидный и каким ты мог стать. Реклама – это обучающая единица».
Не менее образно высказался по данной проблеме известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери: «Рядом с нормальной педагогикой сосуществует беспрерывное педагогическое влияние необычной силы, которая называется рекламой». Отметим что это было сказано до Второй мировой войны, когда ещё только начиналось использование радио в рекламных целях и не было её телевизионных версий.
В этой связи вполне оправдано выделение психологической роли рекламы. По мнению Эриха Фромма: «Реклама апеллирует не к разуму, а к чувствам; как любое гипнотизирующее влияния, оно пытается влиять на свои объекты интеллектуально. В такой рекламе появляется элемент мечты воздушного замка, и за счёт этого оно приносит человеку определённое удовольствие (типа кино), но в то же время усиливает его чувство незначительности и бессилия».
Оценка значения рекламы была бы не полной, если упустить её важную эстетическую роль. Лучшие образцы рекламных обращений со времён их первого появления и до наших дней можно по праву считать произведениями прикладного искусства. В качестве примеров можно привести рекламные вывески, плакаты и щиты, написанные выдающимися художниками, внёсшими большой вклад в развитие мирового искусства живописи. В жанре рекламного видеоролика хотя бы один раз работали большинство выдающихся кинорежиссёров мира, начиная с братьев Люмьер.
В их числе Федерико Феллини, Клод Лелюш, Андрон Михалков-Кончаловский, Девид Линч, Акира Куросава, Никита Михалков и другие.
С рекламы начинали свой творческий путь в большой кинематограф такие всемирно известные кинорежиссёры, как Джеймс Камерон, Дэвид Финчер, Люк Бессон и другие.
Профессионально выполненные носители наружной рекламы (щиты, вывески, баннеры и другие) давно стали органической частью эстетической среды современных городов, внося разнообразие, красочность, экспрессию в городские пейзажи.
К сожалению, отмечая положительную сторону рекламы в современном обществе, нельзя не упомянуть о её отрицательной роли, проистекающей из-за непрофессиональной, некорректной работы рекламистов.
Таким образом, следует общий вывод, что роль рекламы в современном обществе достаточно высока. Исходя из этого, с одной стороны очевидна необходимость создания механизмов общественного и государственного контроля рекламной деятельности. С другой стороны, те же процессы требуют осознания рекламистами степени своей социальной ответственности. Саморегулирование рекламного бизнеса становится необходимым фактором гармонии между рекламой и обществом. В этой связи возрастает значение овладения рекламистами знания о роли рекламы в современном обществе и принципах формирования поведенческих установок в данной сфере профессиональной деятельности.
Роль и место рекламы в современном социуме
Дата публикации: 26.07.2017 2017-07-26
Статья просмотрена: 7212 раз
Библиографическое описание:
Голованова, М. А. Роль и место рекламы в современном социуме / М. А. Голованова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13.2 (147.2). — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/archive/147/42033/ (дата обращения: 08.10.2021).
На сегодняшний день реклама составляет неотъемлемую часть нашей повседневной жизни. Многие склонны думать, что прекрасно обходятся и без нее, однако это не так. С рекламой мы сталкиваемся каждодневно по пути на работу или в учебное заведение, магазин, театр, кино или совершая культурную экскурсию. Реклама прочно вошла в наш мир. Каждый житель планеты добровольно или невольно подвергается ее влиянию.
Актуальность данной статьи заключается в том, что как бы банально это не звучало, но «реклама – это двигатель торговли», без рекламных методов не обходится ни один крупный, уважающий себя производитель. Да и потребитель товаров и услуг склонен доверять знакомым, проверенным временем брендам, а не их аналогам.
Итак, жители планеты делятся на потребителей рекламы и на ее производителей. Причем и те, и другие взаимозависимы друг от друга. Если производитель рекламы преследует цель выгодной продажи товара или услуги, то потребитель расширяет свой кругозор благодаря услышанной информации.
Конечно, доверять рекламе или нет, этот выбор исключительно зависит от конкретного человека, однако равнодушным рекламный продукт никого не оставляет.
Так зачем нам нужна реклама? Какую выгоду и пользу мы можем из нее извлечь?
На эти вопросы можно ответить банально просто, а можно углубиться и пофилософствовать.
Если говорить элементарным языком, то реклама для нас – это источник информации, новостей из мира производства и потребления. Выгоду из нее извлечь может и производитель, и потребитель при правильной подачи.
Однако если мы заглянем в суть вопроса, то ответ выстраивается следующим образом.
Ни один производитель товара и услуг не получит прибыль из своего производства без работы грамотных сотрудников в сфере пиар. Такая работа имеет довольно сложную структуру. Пиарщики должны обладать знаниями в области истории, политики, знать менталитет граждан той страны, где будут рекламироваться товары и услуги, хорошо разбираться в психологии. Также в этом деле нужно искать опору на ту категорию населения, для которой предлагается продукт, основываясь на статистические данные относительно заработной платы, интересов и уровня жизни в целом. Так, бессмысленно рекламировать духи фирмы «Труссарди» слоям населения с доходом ниже среднего уровня по стране. Они просто окажутся недоступными. Или в ярких тонах рассказывать об открывшемся только что вещевом рынке людям, предпочитающим приобретать одежду и предметы аксессуаров в дорогостоящих бутиках.
Достоверные знания в области изготовления рекламного продукта способны в разы увеличить прибыль производителя. Только следует учитывать тот факт, что лишь на добросовестного производителя реклама будет работать в режиме постоянной прибыли. Когда же качество товара ухудшается, то и прибыль резко падает, и никакая реклама не способна исправить дело. Ведь известно, что людская молва – это неофициальный, но существующий вид пиара.
Реклама способна перевернуть настрой человека. Она действует на ум и сознание потребителя. Можно часами говорить о методах рекламных агентов по размещению рекламы от скучной бегущей строки и до яркой дорогой продукции. Но мы не будем отходить от нашей намеченной цели – выяснить, зачем нужна реклама.
Итак, качественная реклама помогает производителю заявить о себе. Ни один производитель не продаст свой товар, если о нем не будет заявлено, потому что рынок товаров настолько переполнен, что перед покупателем возникает вопрос о более выгодных покупках. Это касается и продуктов питания, и бытовой химии, и одежды, и лекарства, а также детских товаров, автомобилей. Список можно продолжать до бесконечности. Кроме того, реклама доводит до сведения потребителей не только продукцию, но и заявляет об изготовителях и компаниях.
Потребителю реклама помогает скорректировать свой бюджет. Узнав о линейке продукции того или иного производителя, покупатель высчитывает выгодную для себя партию.
Все вышесказанное несет в себе информацию о том, какую пользу имеет реклама. Это касается, конечно, добросовестных производителей и грамотных покупателей.
Таким образом, к выбору того или иного товара нужно подходить осторожно, используя рекламу, как источник информации. Ну а производителю не следует экономить на рекламных агентах, нужно пользоваться услугами только проверенных специалистов. Это позволит увеличить прибыль, заявив о себе на крупно рынке товарооборота.
Для социума реклама необходима. Особенно это актуально в наши дни, когда поток информации настолько велик, а загруженность человека возрастает все выше и выше, что просто нет времени разбираться в особенностях тех или иных продуктов. А реклама ненавязчиво, на подсознательном уровне, не отрывая человека от основного рода деятельности, несет определенную информацию, запоминая которую, человек может применить ее, совершая покупки, обращаясь за платными услугами к специалистам (юристам, врачам, застройщикам жилья и другим).
Следовательно, реклама занимает далеко не последнее место в обществе. Ассортимент товаров сейчас пестрит всевозможными предложениями, поэтому, чтобы выделить свою продукцию среди тысячи аналогов, необходимо прибегнуть к рекламодателям. Ведь продвижение услуги или товара – контролируемый процесс, продуманный до мелочей.
Хорошая реклама позволит добиться успеха любому начинанию. Нередко инструменты PR используются в решении социальных проблем. Социальная реклама может быть направлена на любовь к близким, борьбу с нищетой, поддержку здорового образа жизни [1].
В последнее время выросла значимость политической рекламы. Только в данном случае ставка делается на получение голосов избирателей. В любом случае, продвижение помогает развитию социальной, экономической и политической сферы. А правильное ведение PR-акции позволяет добиться желаемого результата [1].
Отдельно следует отметить еще одну очень важную и специфическую роль, которую играет реклама в сегодняшнем мире: воспитание зрелой личности через выработку такого личностного качества, как умение сделать сознательный выбор, воспитать в себе твердость не поддаваться на рекламные трюки и уловки, выбрать рациональное зерно из потока рекламной информации.
Еще раз подчеркнем, как и говорилось выше, что взгляд на рекламу, а также оценка ее деятельности полностью зависят от конкретной страны с ее историческими традициями.
Целью рекламы служит не само по себе ее восприятие, а выполнение прикладной функции, которая состоит в том, чтобы побудить человека к принятию нужных рекламодателю решений, проще говоря, склонить людей к покупке. Чтобы заставить человека совершить нужную (с точки зрения рекламодателя) покупку, необходимо осуществление определенной деятельности [2].
Очевидно, что общественное значение рекламы чрезвычайно велико, и все мы желаем, чтобы она была правильной, эффективной. Но для того, чтобы делать такую рекламу, нужно очень многое знать о ней. Реклама – это очень обширная область знаний. Чтобы разбираться в рекламе, следует многое понимать, как в маркетинге и PR, так и в самых разных сферах самой рекламы: в брендинге, копирайтинге, организации рекламных кампаний, в медиапланировании, в создании творческой рекламы, в производстве рекламы, в рекламных исследования, в оценке эффективности рекламы, в менеджменте рекламы [3].
Чтобы подытожить изложенное в этой статье, можно привести следующие данные.
Ролей у рекламы несколько:
– Экономическая роль – обеспечивает налаживание связей между хозяйственными субъектами, производителями и потребителями товаров. Реклама способствует росту деловой активности, повышению объемов капиталовложений и числа рабочих мест, стимулирует рабочую деятельность (если заработаешь, то сможешь получить что хочешь), генерирует потребность к лучшему уровню жизни – качественное питание, лучшие жилищные условия и т.д. Следствием этого является общее развитие рекламного производства, обострение конкуренции, расширение рынков сбыта, ускорение обращения средств;
— Общественная роль – реклама каждодневно и массированно воздействует на абсолютное большинство населения, способствует формированию покупательских предпочтений, входит в социальную среду, которая участвует в становлении определенных стандартов мышления и социального поведения различных слоев населения в каждой стране и во всем мире. В современном обществе инструментарий рекламы все чаще используется для решения острых социальных проблем.
– Идеологическая роль – реклама – один из важнейших факторов формирования мировоззрения человека. Пример – роль рекламы в укреплении и распространении коммунистической идеологии в Советском Союзе, влияние «буржуазной» рекламы (образцы поведения) на разрушение социалистических идеалов.
– Образовательная и инновационная роль: в процессе внедрения новых прогрессивных товаров и технологий она способствует распространению знаний из различных сфер человеческой деятельности, прививает потребителям определенные практические навыки.
– Психологическая роль: действие рекламы реализуется путем воздействия на психологию человека. Вследствие чего она принимает активное участие в формировании психологических установок человека, систем его оценок окружающей среды и самооценки, характера реакций на различные раздражители, создании определенного психологического климата и т.д.
И, наконец,эстетическая роль.Лучшие образцы рекламных обращений со времен их первого появления и до наших дней по праву можно считать произведениями прикладного искусства. Пример – рекламные вывески, плакаты и щиты, написанные выдающимися художниками, внесшими большой вклад в развитие мирового искусства живописи: Анри Тулуз-Лотрек, Казимир Малевич, Альфонс Муха, Борис Кустодиев, Александр Дейнека, Владимир Фаворский, Владимир Маяковский и др. [1]
Исследовательская работа «Роль рекламы в жизни человека»
Роль рекламы в жизни человека. Оценка эффективности рекламы.
учитель начальных классов
Роль рекламы в жизни современного школьника …………………………4
Оценка эффективности рекламы …………………………………………….8
Сегодня мир наполнен рекламой, она встречается нам повсюду – на телевидении, на радио, в Интернете, на улице, в газетах и журналах. Сейчас уже трудно себе представить нашу жизнь без рекламы, роль рекламы в современном мире трудно оценить.
Появление обилия рекламы на всех телеканалах сначала резко раздражало телезрителей, которые постепенно привыкли к ней. Сегодня можно наблюдать такой факт: иногда мы сознательно ждем рекламы, чтобы ненадолго отвлечься от просмотра фильма или интересной передачи для решения каких-то мелких проблем, а иногда даже нервничаем, когда рекламы долго нет.
Анализируя данную проблему, предполагается решить ряд задач:
определить роль рекламы в жизни человека,
выявить виды рекламы, а также
практическим способом определить степень влияния рекламы человека
Провести данную работу планируется на рекламном материале общероссийского телевизионного канала «Россия 1».
Гипотеза: мы предполагаем, что можно найти способ лёгкой и быстрой оценки эффективности рекламы.
Объект исследования: роль рекламы в жизни человека.
Предмет исследования: влияние рекламы на жизнь человека.
Методы и приемы исследования: наблюдение, анализ литературных и информационных источников, эксперимент, опрос, просмотр и анализ телерекламы, математические расчёты.
Роль рекламы в жизни современного человека
Самые древние торговцы налаживали свои связи с покупателями посредством прямых словесных обращений. Места продажи оглашались громкими и повторяющимися криками продавцов. Именно эти послания несли в себе сущностные черты современной рекламы и других средств продвижения товаров. Неслучайно слово «реклама» происходит от лат. reclamo (reclamare) – возобновлять крик, снова кричать, громко возражать. Так, например, в Древнем Риме очень часто для рекламирования товаров торговцы прибегали к услугам глашатаев. Глашатай – специально нанятый торговцем человек, в задачи которого входило зазывание покупателей и расхваливание товаров нанимателя. В настоящее время из всех видов рекламы, наибольшее влияние на людей оказывает телереклама. Возможно, это отчасти, потому что её невозможно игнорировать. Ведь все мы по несколько часов в день сидим у телевизора. Вместе с новостями, развлекательными программами, художественными фильмами, мы потребляем огромное количество всевозможной рекламы.
Проанализировав данную проблему, удалось определить, какой процент времени в сутки занимает реклама на телевидении. За время просмотра художественного фильма, в течении 1 часа(60 минут), реклама была 3 раза (первый раз она заняла 4 мин. 25 сек.; второй раз – 4 мин. 44 сек.; третий раз – 4 мин.18 сек.). Получается, за 1 час просмотра мы 13 мин 27 сек нашего времени смотрели рекламу. Следовательно, если определить количество времени, транслируемое рекламу в сутки, оно будет составлять примерно 5 часов и 30 минут. Это много.
Такой поток рекламы не может не оказывать воздействие на человека. Нам удалось отметить некоторые особенности психологического воздействия рекламы на телезрителей:
— способность привлечь внимание читателей – заголовком, телезрителей видеорядом;
— воздействие на эмоции потребителей рекламы;
— сила воздействия на поступки и решения (желание непременно купить данный товар);
— необычность, нестандартность, новизна представления рекламы, проявляющаяся в желании досмотреть рекламу до конца.
Таким образом, реклама как бы подсознательно управляет желаниями и поступками человека; часто рекламируемый товар прочно запоминается, и, когда встает вопрос о покупке того или иного товара, то чаще всего мы покупаем именно то, что рекламируют по телевизору.
В далёком прошлом многие продавцы проезжали по площадям и улочкам городов и сёл, восхваляя и демонстрируя свои товары, призывая и убеждая людей совершить покупку, и даже сейчас, спустя многие сотни лет, на наших рынках можно услышать или увидеть подобные призывы или обращения продавцов. Значит, рекламное дело развивается вместе с развитием экономических взаимоотношений в человеческом обществе, удовлетворяя потребности продавцов и покупателей. Так что же такое реклама?
Благодаря рекламе, фирма может стать достаточно известной за сравнительно небольшой отрезок времени, а средства массовой информации, позволят расширить масштабы её воздействия на потенциальных покупателей во всех углах и меридианах земного шара. Вообще есть 3 основных вида рекламы, каждый из которых строится на определенном подходе к потенциальному покупателю:
С имидж-рекламы начинают свою деятельность банки и инвестиционные фонды, так как без определенного имиджа и доверия клиентов они не смогут добиться каких-либо ощутимых успехов. Целевая имидж-реклама характерна для крупных фирм при проведении крупных рекламных кампаний.
Направлена, в основном, на стимулирование потребностей покупателей. Ее направленность ограничена, она должна быть адресована пользователям или покупателям продукции. При этом, однако, неизбежно обращение к несколько большей аудитории покупателей или пользователей.
Это самый распространенный вид рекламы. В ней важно подчеркнуть основные преимущества продукции, ее положительные качества по сравнению с аналогичными товарами.
Еще до выпуска продукта, товара, услуги на рынок целесообразно провести предварительную рекламную кампанию, извещая, что с такого-то числа фирма выпускает на рынок новый товар.
Правильно составленная реклама позволяет убедить партнёров и клиентов в благонадёжности и серьёзности фирмы, сформировать сильный положительный её образ в глазах окружающих.
Оценка эффективности рекламы
Оценку эффективности рекламы проводят по нескольким направлениям, делают выводы о том, насколько эффективно то или иное рекламное объявление, насколько целесообразно применение тех или иных рекламных средств, насколько эффективно потрачены деньги на рекламу и т.д.
Эффективным можно считать только то рекламное обращение, которое оказывает определенное запланированное воздействие на целевую аудиторию, т.е. которое способно:
восприниматься целевой аудиторией позитивно;
остаться в памяти потребителя;
убедить потребителя в достоинствах объекта рекламы (изменить отношение к нему);
В ходе рекламной кампании проверяют восприятие рекламы в естественных условиях. Это делают для того, чтобы своевременно выявить недостатки и внести коррективы, исправить положение, пока для этого есть еще возможность.
Для оценки эффективности рекламы и сбора информации для анализа мы составили анкету в которой указали известные бренды:
Крем для рук «Бархатные ручки»
Корм для кошек «Китекет»
Шоколадный батончик «Марс»
Биологическая добавка «Черника-форте»
Респондентам было предложено ответить на вопросы: «Знают ли они данную продукцию?», «Покупают ли они данные товары/пользуются ли данными услугами?». В опросе приняли участие 10 человек.Были получены следующие результаты : Таблица 1