роль политической деятельности в жизни общества

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Политика. 5.1. Политика. Роль политики в жизни общества. СМИ.

5.1. Политика. Роль политики в жизни общества. СМИ.

ПЛАН.

Политика.

Политика от греч. «искусство управления государством».

Политика – это деятельность в политической сфере общества, направленная на достижение, удержание, укрепление и реализацию власти.

Функции политики в обществе.

Средства массовой информации (СМИ) и их роль в политике.

В современном обществе политическая жизнь во многом зависит от средств связи между всеми её участниками, т. е. средств, используемых для распространения сообщений о происходящих событиях, для оповещения о политических и других общественно значимых действиях, заявлениях и решениях. Такими средствами являются газеты, журналы, радио, телевидение, Интернет.

Отличительные признаки СМИ:

Функции СМИ:

1) информационная – передача информации, выбор и комментирование информации, её оценка;

3) социализирующая – приобщение людей к политическим ценностям, нормам, образцам поведения, формирование взглядов на события;

4) критическая – критика и контроль органов власти;

5) представление различных общественных интересов, мнений, взглядов на политику;

6) идеологическая – формирование общественного мнения;

7) мобилизационная – побуждение людей к определённым политическим действиям;

8) интегрирующая – сплачивание общества едиными целями, задачами;

9)образовательная – СМИ призваны обучать население политической грамотности;

10)коммуникативная – помогают обеспечивать связь граждан с представителями власти;

11) интегрирующая – объединение людей, сплочение нации.

Роль СМИ в обществе

Позитивная:

Негативная:

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник

Политология. Вопросы и ответы

роль политической деятельности в жизни общества

В издании в форме вопросов и ответов изложены основные темы учебной дисциплины «Политология». Структура и содержание соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта для специальности 0211000 «Юриспруденция». Для студентов юридических вузов и факультетов. Может быть использовано также студентами, обучающимися по специальностям «журналистика», «социология», «психология», «культурология», «история» и др.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Политология. Вопросы и ответы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Роль и место политики в жизни общества

Свойства политики как особой сферы общества

Сущностью и содержанием политики определяется ее роль и место в жизни общества. Политика как особая сфера и состояние общественной жизни обладает такими специфическими свойствами, как:

тотальность, т. е. распространенность на все сферы общественной жизни, потенциальный охват всех вопросов: от детских пособий, инвалидных колясок до производства трансконтинентальных стратегических ракет и охраны Государственной границы;

транзиторный характер, т. е. способность переводить вопросы различного характера в сферу политического с учетом их реального или потенциального влияния на власть с одновременной трансформацией одного вида власти в другой (так, религиозная или экономическая власть может перейти в социальную и политическую, а политическая власть может стать основой приобретения экономической власти, как, например, показала практика приватизации в России в 1990-е гг.);

проникающая способность (инклюзивность), т. е. возможность безграничного проникновения на различные уровни власти, согласования, обсуждения и принятия решений, а также возможность придать политический характер обсуждению любого, в т. ч. и неполитического вопроса; атрибутивность, т. е. способность взаимодействовать с иными по характеру общественными отношениями и сферами, придавая им политический характер и образуя в результате этого самостоятельные области и отрасли управления, отношений, знаний и форм влияния на общество: политическую экономию, экономическую политику, политическую идеологию, политические технологии, политическую культуру, политическую этику, политическую истину, политическую криминологию и др.; практический (не абстрактный) субъектно-объектный характер, т. е.

способность политики реализоваться там и тогда, где и когда происходит объединение и разъединение социальных и политических сил по поводу социально значимой и (или) социально острой проблемы;

процессуальный характер, т. е. динамичное существование политики в череде довольно гибких правил и процедур политического процесса (избирательного, законодательного, переговорного, договорного, партийно-корпоративного и т. п.);

вероятностный характер информационной базы и алгоритмов решения проблем, поскольку в политике преобладает неполный и условный характер информации, наличие секретных сведений, изменчивость условий, что всегда требует обновления методик и технологий, необходимых для реализации политики.

«Закон сохранения политики»

Свойства политического наследуются, воспроизводятся при всех изменениях конкретного содержания экономики, культуры, собственно практической политики. Политика существует в любом обществе, но ее рамки могут сужаться или расширяться в зависимости от таких факторов, как характер режима — авторитарный или демократический, уровень влияния национально-этнических традиций, степень развития местного самоуправления и др.

Свойства политики связаны с процессами социальной и политической идентификации. Идентификация — это соотнесение людьми себя с определенной территорией, коллективами (общностями, организациями), оценка собственного равенства (неравенства) относительно других, соответствие личной биографии, судьбы истории сообщества, страны. Таким образом человек (гражданин, член организации) помогает себе, своей семье, своей социальной группе найти свою нишу, выбрать свое место в системе иерархий, определив характер участия (неучастия) в жизни общества, государства. И это придает участию в политике определенный смысл и континуальность (непрерывность).

При любых изменениях общества и государства, реформах и революциях, политика, серьезно изменяя собственное содержание, направление, характер, функции, акцент на решении отдельных вопросов, тем не менее, как явление сохраняется. Причем, несмотря на то, что она не выражена ни в предметном вещном мире (как экономика), ни в вечных ценностях (как этика или религия). В то же время каждое новое общество, поколение, каждый человек встречается с политикой как с явлением, относительно новым для себя. В силу этого неизбежный характер приобретает политическая социализация, а соответственно система политического просвещения и воспитания. Такая социализация не обходится без передачи исторических обычаев и традиций, опыта участия в разнообразных ассоциациях (объединениях), принятия выработанных предшественниками определенных правил и ценностей.

Эволюция политики свидетельствует о неистребимости ее сущностных свойств. Иногда высказывается мысль, что ослабление суверенитета отдельных государств сокращает пространство политики. Но, во-первых, государства еще долго будут сохранять свой суверенитет, настойчиво отстаивая его отдельные элементы, лишь постепенно заменяя их на отдельные полномочия, предоставляемые нормами международного права. Во-вторых, сохранятся в будущем суверенные государства или уйдут в небытие — это будет тот факт, который хотя и повлияет на проявление политики, но не устранит ее полностью. Существенные признаки политики будут проявлены лишь другими субъектами. Ими могут быть не только отдельные государства, но и их объединения в форме международных союзов (ассоциаций), свободных самоуправляющихся региональных и муниципальных сообществ, общественных объединений, индивидов, связанных между собой системой Интернет и др. Сохранят свою актуальность и вопросы, стимулирующие постоянный процесс объединения и разъединения внутренних и внешних политических сил.

Политическое пространство и время

Политика характеризуется деятельностью политических сил, институтов, проявлением неинституциональных элементов (сознания, мнения, идентичностей). Так, процесс политической ассоциации (диссоциации) субъектов заполняет определенное территориальное пространство в определенный период времени. Это позволяет говорить о пространственном и временном измерении политики. Таким образом, полнее и глубже раскрывается ее роль в жизни общества, выявляется степень ее устойчивости, распространенности (локальности) и долговечности, целесообразность и взаимосвязанность ее целей и перспектив (краткосрочность, среднесрочность, долгосрочность), а также взаимодействие политики и общества.

Политика возникает как общественная сфера, в которой создается соответствующая среда. В этой среде проявляются, усиливаются (артикулируются), распространяются среди разных социальных слоев и политических элит (актуализируются) интересы, формируются и обнародуются взгляды, убеждения, выявляются доминирующие настроения, идеологии. Определяющую роль при этом играют конкретные классы, социальные группы или элиты, руководители влиятельных политических партий или общественно-политических движений, лидеры массовых течений, победившие на выборах или возглавившие революционные события, в результате которых бывшие правящие силы уступают им власть. Устанавливая свое господство, новые правящие субъекты распространяют свою политику на всю территорию государства, заявляя ее как официальную, государственную политику. Наряду с государственной различают, также региональную и местную (муниципальную) политику, политику партий, профсоюзов, СМИ. Таким образом, политика, как и юридический закон, действует не только во времени в пространстве, но также по кругу определенных субъектов. Правда, такое действие регламентируется менее строго, по сравнению с законодательным регулированием.

Политическое пространство наполнено динамичной борьбой общественных сил, соглашениями и конфликтами. Отражая этот динамизм, известные ученые характеризовали содержание политического пространства с помощью таких понятий, как «фигурация (конфигурация) политических сил» (Норберт Элиас), «политические поля», заполняющие социальное пространство (Пьер Бурдье). Пространственное измерение политики возможно, считает П. Бурдье, поскольку необходимо исходить из «социальной топологии». Социальный мир изображается им в виде многомерного пространства, построенного по принципу дифференциации и распределения и сформированного совокупностью проявленных свойств в рассматриваемом универсуме, т. е. свойств, способных придавать его владельцу силу и власть в этом универсуме». Это позволило определить политическое поле как «место, где в конкурентной борьбе между агентами, втянутыми в борьбу, рождается политическая продукция: проблемы, программы, анализы. комментарии, концепции, события».

К позициям Н. Элиаса и П. Бурдье достаточно близок подход К. Шмитта. В политической социологии П. Бурдье пространственные характеристики свойственны также церкви, государству, системе образования, профсоюзам, политическим партиям, т. к. их структура представлена позициями агентов, а также институций — специфической системой объективных связей между различными позициями, находящимися в альянсе или конфликте, в конкуренции или кооперации.

Такие представления о политическом пространстве и политическом времени сближают политологию с политической географией (отраслью географической науки) и создают условия для использования некоторых методов последней, например, при проведении выборов (электоральная география). Временное измерение политики необходимо для характеристики процессов разработки и принятия решений, переговоров, согласования спорных документов, измерения жизненных циклов закона, политической программы, имиджа политического лидера, устойчивости различных политических союзов (ассоциаций).

Структура политики как сферы общества

Рассматривая структуру политики, следует различать политику как сферу общества и как деятельность. Структура политики как сферы общества, т. е. совокупности общественных отношений, выражается в строении политики, сочлененности различных ее элементов и звеньев. При этом выделяются:

1. Форма политики, т. е. ее организационная структура, институциональные «скрепы»: органы государственной власти, партии и т. д., а также правила (нормы, законы), упорядочивающие, регулирующие политическое поведение людей, охраняющие их права и интересы.

2. Содержание политики, которое выражается в ее целях и ценностях, в мотивах и механизмах принятия политических решений, в проблемах, которые она решает.

3. Уровни политики, обозначающие размещение в территориальном и иерархическом плане центров интенсификации объединительных усилий политических сил, концентрации власти, расположение центров принятия решений. Различают: а) низший уровень политики, на котором решаются вопросы местного значения (жилищная проблема, образование, общественный транспорт и др.), а политическая деятельность осуществляется непосредственно как отдельными жителями (местное самоуправление), так и локальными ассоциациями, муниципальными органами и территориальными органами государственной власти; б) регионально-локальный уровень, на котором активно реализуется политика социально-экономического и культурного развития региона преимущественно областными (краевыми, окружными, республиканскими) органами государственной власти; в) национальный (государственный) уровень, занимающий (в силу господствующего положения государства как основного института распределения ресурсов) центральное место как в теории политики, так и в политической практике; г) международный уровень, на котором основными субъектами политической деятельности выступают суверенные государства, союзы (ассоциации) государств, международные организации.

4. Политический процесс, включающий в себя взаимодействия субъектов, регламентированные в процедурах принятия решений, выраженные в согласованиях, консультациях, заключенных соглашениях, борьбе политических сил, конфликтах, компромиссах и др. Как политические можно рассматривать законодательный и избирательный процессы (одновременно выявляя и их правовую природу), а также процессы артикуляции (привлечения внимания) и агрегирования(объединения и отражения в программе) интересов, реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, отдельных слоев населения.

Структура политики как деятельности

Содержательной характеристикой политического процесса является структура политики как деятельности, направленной на ассоциацию сторонников и диссоциацию противников. Как правило, достаточно ярко это проявляется в период избирательных кампаний. Проанализируем деятельность одной из наиболее крупных политических сил на современном этапе — «Единой России» — накануне избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ (осенью 2003 г.) и во время этой кампании. «Единая Россия» как политическая партия образовалась путем ассоциации (объединения) под эгидой партии «Единство» не только союзников из депутатских фракций «Регионы России» и «Народный депутат», но и бывших противников из движений «Отечество» и «Вся Россия». Кроме того, использовав помимо организационного членства институт сторонников партии, она сумела использовать в период выборов авторитет, влияние и другие ресурсы федеральных министров, более 30 губернаторов, президентов республик и других должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, отдельных руководителей хозяйствующих субъектов, предпринимателей, представителей научной и творческой элиты. Было создано молодежное движение под руководством «Единой России» («Идущие вместе»).

В то же время руководство партии «Единая Россия» приложило значительные усилия, чтобы диссоциировать (разобщить) народно-патриотические силы, ослабив тем самым основного противника — КПРФ. Ее ослаблению также способствовало участие в выборах таких партий и избирательных объединений, как, например, «Партия пенсионеров» — «Партия социальной справедливости», ЛДПР, «Партия жизни» — «Партия справедливости», «Русь святая», «Евразийская партия», «Родина» и др.

Таким образом, как показывает анализ избирательной кампании «Единая Россия», структура политики как деятельности включает в себя такие элементы, как цель, средства, решения, результаты, последствия и т. д.

Цель выступает как образ определенного результата, вытекающего из реально оцененных возможностей субъекта. Политическая цель всегда связана с задачами ассоциации сторонников и диссоциации противостоящих социальных и политических сил.

Средства — это ресурсы, подготовленные непосредственно для применения в политической борьбе. Мощнейшим средством является агитация на общероссийских и региональных каналах ТВ, наглядная агитация в общественных местах, требующая больших финансовых средств. Цели и средства соотносятся между собой и выражаются в политической программе.

Решения — это согласованные при тех или иных обстоятельствах практические установки, которые определяются руководящим органом или руководителем (должностным лицом, лидером) по поводу форм и характера деятельности отдельного ассоциированного субъекта в конкретной обстановке. Принятие решения зависит от компетентности руководящего органа объединения (политического лидера). Политические решения, как правило, являются результатом коллективных (коллегиальных) усилий либо единоличной воли, подчас с участием в его подготовке экспертов. Коллегиальные органы несут преимущественно коллективную ответственность за принятые решения. Единоличные решения предполагают персональную ответственность руководителя.

Политический результат — это реально достигнутое состояние в соотношении социальных сил, ассоциации (объединения) реальных и потенциальных друзей, союзников и разъединения (диссоциации, нейтрализации) реальных и потенциальных врагов (противников). Успех политической деятельности определяется сравнением цели и результата с учетом затраченных средств. К результатам весьма близки по смыслу последствия, но, в отличие от первых, они проявляются постепенно, через определенное время. Последствия можно условно назвать скрытыми (нераскрывшимися) результатами. Однако надо учитывать, что последствия — это не просто результат, а то, что возникает как взаимодействие результата с новыми условиями.

Изучая структуру политики как деятельности необходимо учитывать значительное влияние на нее идеологии — системы ценностей и ценностных ориентаций, соотнесенных с политическими интересами действующих субъектов политики.

Политика как теоретическая и практическая деятельность

Место и роль политики в обществе определяется, прежде всего, ее активностью, продуманностью, обоснованностью, обеспеченностью ресурсами. Для того чтобы выявить наличие или отсутствие данных характеристик, необходимо рассмотреть политику как деятельность, т. е. политическую деятельность, которая может быть теоретической и предметно-практической. Обе формы существования политики, идеальная и предметно-практическая, объективируются, т. е. принимают конкретный характер, и в таком виде реализуются и воспринимаются обществом.

Объективация (проявление) политики совершается двояко: а) в виде идей, теорий, убеждений, намерений, надежд (в различных явлениях сознания) и б) материально, в осязаемой предметной форме. Материализация политики достигается созданием соответствующих инструментов и средств: выборности, назначений, социальной политики, органов и учреждений власти, коммуникации, в том числе в аудиовизуальной форме, воспринимаемой субъектами, — лозунгах, методиках информации и агитации через СМИ, воздействии кинематографа, театра, литературы, опубликовании данных социологических исследований.

Теоретическая политическая деятельность способствует выработки знания, которое используется для политического господства или, наоборот, для освобождения от этого господства, помогает формулировать цели, разрабатывать программы, принимать законы, вооружать этим знанием политиков. Теоретическая деятельность необходима для формирования экспертных знаний, политического мышления, разработке методики включения в политику творческих начал (образов искусства, интуиции, благоприятных эмоциональных состояний и т. д.) и рационального начала — здравого, «холодного» рассудка. Сочетание творчества и рассудка является основой выработки оптимальной политической стратегии и тактики.

Теоретическая деятельность — идеальная форма бытия политики. Но политика не существует без реального проявления, т. е. политической практики: управленческой деятельности, организации власти, реализации политических решений, принятия законов, манифестов, воззваний, подбора и расстановки кадров, их подготовки и т. д. В материальном своем проявлении политика выступает как практическая деятельность со всеми присущими ей особенностями: разделением полномочий, общественной эффективностью (или неэффективностью), социальной ответственностью, с высокой вероятностью непредвиденных последствий и двойственных результатов, дискуссионностью решений, разнообразием методов, поисками ресурсов и т. д.

Рациональное и иррациональное в политике

Политизация жизни во всем ее многообразии способствует проникновению в профессиональную политику чувств, эмоциональной напряженности и драматизма.

Рациональное (ratio — разум, рассудок) в политике означает контроль разума над чувствами, рассудка — над импульсами, институтами, следование общепринятым полезным правилам.

Политический процесс изначально (в силу участия в нем человека) не может быть исключительно рациональным, что особенно характерно для российской политики. Рациональные начала неизбежно сочетаются с иррациональными элементами: эмоциями, страстями, иллюзиями, верой, коллективной завистью, другими иррациональными реакциями больших групп, где любое «рацио» преломляется через психологическое состояние масс. Иррациональные, неконтролируемые сознанием процессы возникают в политике и вносят свои коррективы в ее осуществление, оказывая пользу или нанося вред. Избежать их не удается ни в каком случае.

Однако, значительная подверженность иррациональной стихии нежелательна для любой политической деятельности. Поэтому при организации и осуществлении любого политического действия возникает двоякая задача: с одной стороны, необходимо включить эмоциональный фактор в политическую борьбу, чтобы достучаться через чувства до осознания интересов значительного числа людей (лозунг «голосуйте сердцем!»); с другой стороны, желательно сдержать наиболее сильные всплески иррационального, сократить число неосознанных решений и действий, максимально сократив влияние стихии неосмысленного, случайного.

Источник

Тема 9. ПОЛИТИКА И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Роль и значение политики в жизни общества. Древнегреческий философ Аристотель считал, что человек по своей сути – существо политическое. Каждый человек оказывается вовлеченным в политические отношения в той или иной мере: как гражданин государства, член социальной общности, политический деятель и т. д.

Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью политики. Она воздействует на все стороны жизни общества. Все взрослые, дееспособные граждане через различные механизмы избирательного процесса участвуют в формировании органов власти, осуществлении управления государством, распределении материальных и духовных ценностей.

Знакомство с наукой, изучающей политику, политологией, поможет каждому человеку самоопределиться в политической жизни.

Политическая жизнь – это особая сторона социальной жизни, которая тесно связана с государственной властью, ее функциями, институтами и способами осуществления власти.

Политическая жизнь включает интересы различных классов и социальных групп, деятельность партий и общественных организаций, общественно-политические движения. Это очень сложное, многообразное, динамичное и изменчивое явление, которое развивается на социальном пространстве и включает политические отношения, институты, процессы и сознание людей, вступающих в мир политики. В социальном пространстве действуют различные политические силы, группировки, союзы, временные и постоянные коалиции. Взаимодействие всех этих сил при решении социальных проблем определяет само содержание и формы политической жизни.

Человек способен познавать политическую жизнь как на житейском, обыденном уровне, так и на теоретическом, научном.

Политика – неотъемлемая часть человеческой культуры. Она проявляется во всех взаимоотношениях и структурах общества, пронизывает общественную и частную жизнь человека.

Роль политики в общественной жизни определяется ее функциями. К ним относятся:

1) обеспечение целостности и стабильности общества;

2) мобилизация социальных ресурсов для удовлетворения общественных потребностей;

3) предотвращение и цивилизованное разрешение социальных конфликтов;

4) использование принуждения и насилия для реализации общей воли и др.

Ученые по-разному понимают сущность политики.

М. Вебер, Н. Макиавелли, К. Маркс, В. Парето считали, что в основе политики лежат действия, которые направлены на достижение, удержание и использование власти. Так, М. Вебер определял политику как “стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти…”. Трактовка власти как основы политики называется субстанциональной.

Ее дополняет и конкретизирует институциональное понимание политики, которое означает, что власть материализуется через организации и институты, важнейшим из которых является государство. На этой позиции стоят французские ученые и, прежде всего, М. Дюверже.

Правовая трактовка политики исходит из того, что ее основой и содержанием являются фундаментальные права человека.

Антропологическая трактовка политики исходит из того, что она органически присуща человеческому обществу, коренится в самой его природе, обусловлена общественным разделением труда и взаимоотношениями индивидов. Выше уже упоминалось, что данное понимание политики восходит к Аристотелю, который рассматривал ее как форму существования человека.

Политика также может рассматриваться как деятельность по согласованию интересов, разрешению конфликтов с целью обеспечения целостности общества. Такое понимание политики называется конфликтно-консенсусным.

Различие подходов к пониманию политики свидетельствует о сложности этого общественного явления, различных его проявлениях и свойствах, глубине содержания.

Изложенное выше приводит к широкому толкованию политики – это реализация отношений власти, отношений, связанных с осуществлением гражданских прав и свобод, а также система отношений, направленных на обеспечение целостности общества и его стабильности.

Политология – наука о политике. Политика изучается системой политических наук: политической философией, теорией государства и права, политической экономией, политической психологией и др. Каждая из них изучает только узкий, интересующий ее аспект политики.

Политология рассматривает политику во всех ее проявлениях, обобщает, систематизирует политические знания, анализирует закономерности становления и развития политической жизни общества и, прежде всего, политической власти.

Политология, как и любая другая наука, имеет свой категориальный аппарат и выполняет ряд общественных функций.

Рассмотрим важнейшие из них.

Теоретическая функция предполагает анализ конкретных политических явлений и процессов, выработку определенных ценностей и идеалов политической жизни.

Прогностическая функция предполагает определение ближайших и отдаленных перспектив развития стран и регионов, моделирование будущих политических процессов.

Воспитательная функция политологии состоит в формировании политичес-кого сознания и политической культуры граждан, в осуществлении их полити-ческой социализации, в обеспечении возможности функционирования демокра-тических обществ.

Осуществление последней функции особенно необходимо в российском обществе, которое сегодня находится на стадии перехода к рынку и правовому государству.

Знания основ политологии необходимы каждому, так как позволяют разобраться в сущности принимаемых государством и политиками решений, иметь четкие представления о гражданском обществе, правовом государстве и других политических явлениях.

Вопросы для самоконтроля:

Дайте определение понятию «политическая жизнь».

Что такое политика?

Какова роль политики в жизни общества?

Охарактеризуйте основные научные подходы к пониманию политики.

Что изучает политология? Каковы функции политологии?

Тема 10. СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИКИ

Виды субъектов политики. Политика не безлика, в нее вовлечены участники политической жизни – субъекты политики. Под субъектом политики понимается участник политического процесса, способный действовать свободно и самостоятельно. У него имеются свои потребности и интересы, которые он осознает. Это позволяет субъектам политики реально оценивать происходящее в обществе и выдвигать цели своих действий, определять и подбирать средства их достижения.

Обыденное сознание обычно связывает политику и политическую деятельность с государством, политическими лидерами. В политическом процессе также участвуют:

· социальные общности людей – классы, нации, профессиональные, корпоративные, конфессиональные общности;

· социальные группы: политические элиты, бюрократия;

· а также созданные ими общественные организации, движения и политические партии.

Они проявляют различную активность и влияние на политический процесс.

Например, такие специфические социальные группы, как элиты и бюрократия, нередко вырабатывают и принимают решения по важнейшим вопросам политической жизни общества и государства, концентрируют в своих руках огромную власть. Сила и влияние этих субъектов исходит из того, что они являются устойчивыми социальными группами, которые имеют свои интересы, противостоящие интересам других социальных групп.

Среди субъектов политики, активно участвующих в политическом процессе, выделяется политическая элита.

Политические элиты – это сравнительно немногочисленная и сплоченная группа лиц, которая концентрирует в своих руках власть путем монополизации права принимать решения, отдавать приказы, определять цели и стратегию политического развития.

Не останавливаясь на происхождении этого понятия, перейдем к изложению его сущности.

Эта категория политологии характеризует носителей наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств и функций.

Идеи политического элитизма возникли в глубокой древности. Разложение родового строя, разделение труда, в особенности отделение умственного труда от физического, привели к появлению в обществе взглядов, которые оправдывали деление общества на высших и низших, благородных и чернь, аристократов и простой люд. Наиболее последовательно эти мысли обосновываются в трудах Конфуция, Платона, Н. Макиавелли, Т. Карлейля, Ф. Ницше.

Сам термин “элита” появляется в политологии в XX в. в трудах Ж. Сореля (1847-1922 гг.) и В. Парето (1848-1923 гг.) и до сегодняшнего дня является одной из наиболее исследуемых и дискуссионных тем в науке.

Как объяснить интерес политической науки и, в частности, ее российских представителей к элите?

Во-первых, материализуя власть, элиты предопределяют принятие важнейших политико-управленческих решений и оказывают реальное влияние на судьбу народов и государств.

Во-вторых, представляя народ, эта социальная группа должна быть в той или иной мере подконтрольна массам и относительно открыта для граждан, обладающих необходимой квалификацией и политической активностью. Таким требованиям она подчиняется в демократическом обществе.

Существование политических элит обусловлено следующими основными причинами:

· психическим и социальным неравенством людей, их неодинаковыми возможностями и способностями, желанием участвовать в политике;

· законом разделения труда, так как для эффективного управления необходимы профессиональные знания;

· общественной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием;

· широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения социальных привилегий (поскольку политико-управленческий труд непосредственно связан с распределением ценностей);

· невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля за политическими руководителями;

· политической пассивностью широких масс населения, жизненные интересы которых обычно лежат вне политики.

Эти факторы обусловливают элитарность общества и постоянный интерес к изучению политических элит в политологии.

Роль политических элит России. Актуальность изучения политических элит в России объясняется общественными условиями страны, значимостью элит как носителей механизма реализации власти в современном политическом процессе, успехами развития обществоведческих наук в стране за последние годы.

В отечественной политической науке долгое время господствовала идея отрицания необходимости элит и их позитивной роли.

“Элита” не вписывалась в теорию бесклассового общества, так как являлась синонимом неравенства и противоречила народовластию. Вопреки фактическому существованию данного явления в жизни советского общества, о нем или умалчивалось, или давалась необъективная информация.

Модернизация российского общества, начавшаяся в 90-е годы, привела к коренному изменению социально-экономической и политической сфер. Формирующийся политический рынок, демократические выборы, а также значительное развитие системы представительства привели к необходимости расширения состава политической элиты. Рекрутирование элиты, особенно в первый период политической модернизации, стало во многом делом избирателя. Активное участие граждан в политической жизни изменило характер взаимодействия общества и политической власти. Индивиды, которые наиболее активно участвовали в реализации социальных интересов и достижении политических целей, составили основу для пополнения политической элиты.

Сегодня в России происходит смена элит. Слабость и низкая квалификация существующей элиты является одним из элементов углубления общественного кризиса.

В силу этого объективная потребность научного познания взаимодействия элит и общества, необходимость формирования квалифицированной и продуктивной элиты обусловливают и делают актуальным интерес к этой проблеме.

К тому же слабая политическая активность граждан в конце прошедшего тысячелетия и низкая результативность российской политической элиты влияют на формирование облика этой группы в целом, нивелируют (снижают) общественную роль элиты, определяют типичные черты ее отдельных представителей – политических лидеров. Посредником между элитой и остальным обществом выступает бюрократия.

Эта социальная группа образует аппарат политических организаций, ядро государственных структур, а также непосредственно проводит в жизнь волю элиты и взаимодействует с населением.

Политический статус личности. Под политическим статусом личности понимается положение человека вполитической системе общества,совокупность его политических прави обязанностей, возможностей оказать влияние на политическую жизнь страны.

Независимо от степени участия того или иного человека в политике, его роли в политическом процессе, все граждане демократических государств обладают целым рядом политических прав и свобод, позволяющих активно участвовать в политической деятельности:

· правом избирать и быть избранными;

· свободой слова, печати, собраний и митингов, союзов;

· правом направлять личные и коллективные обращения (петиции) в органы власти.

Каждый человек также имеет право принимать участие в управлении государственными делами как непосредственно, так и через своих представителей, потенциально является активным субъектом политического процесса.

В обществах с тоталитарными и авторитарными режимами личность реально, а иногда и формально, лишена каких-либо политических прав, являясь объектом государственной политики.

Для определения политического статуса личности важна не только социально-политическая реальность, в которую она включена, но и те политические функции, роли, которые она в ней выполняет.

Приведем одну из классификаций политических ролей личности, под которыми понимаются политические функции, нормативно-одобренные образцы политического поведения.

В зависимости от степени вовлеченности личности в политику можно выделить несколько типов политических ролей:

1) рядовой член общества, не оказывающий никакого влияния на политику, не заинтересованный в ней и являющийся почти исключительно объектом политики;

2) человек, состоящий в общественной организации или в движении, косвенно включенный в политическую» деятельность, если это вытекает из его роли рядового члена политической организации;

3) гражданин, состоящий в выборном органе или являющийся активным членом политической организации,целенаправленно и по своей воле включенный в политическую жизнь общества;

4) профессиональный политик, для которого политическая деятельность является не только главным занятием и источником существования, но и составляет смысл жизни;

5) политический лидер — человек, способный изменять ход политических событий и направленность политических процессов.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение субъекта политики.

2. Какими факторами обусловлено появление элит в обществе?

3. Какую роль выполняют политические элиты в современной России?

4. Дайте характеристику основным политическим ролям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *