роль папы на первом году жизни ребенка

Роль папы в жизни младенца

роль папы на первом году жизни ребенка

роль папы на первом году жизни ребенка

Важно ли отцу принимать непосредственное участие в жизни ребёнка сразу же после рождения? Или это исключительно «женские дела», в которых нужно помогать, только обеспечивая благополучие семьи? В своей книге «Понимание человека. Важность первых трёх лет жизни» Сильвана Монтанаро даёт однозначный ответ на этот вопрос – важно и нужно. Давайте узнаем почему.

Сегодня многое в культурной и социальной стороне нашего общества изменилось, и у мужчин уже нет большого количества ограничений для проявления своих отцовских чувств.

В современной семье роль отца уже не сводится только к обеспечению материального достатка. Не менее важна его любовь, забота и время, которое он проводит с ребёнком. Ведь детей в наших семьях теперь меньше и намного легче уделять внимание каждому из них. Тем более важно это внимание, что часто дети проводят большую часть своего времени только с матерью. А если учитывать тот факт, что мужчины редко работают в детских садах и дошкольных учреждениях, то маленькие дети сталкиваются со странной ситуацией, будучи окружёнными в основном женщинами. Получается, что первое время дети живут в несколько неестественной среде, которая не соответствует действительности в обществе. Поэтому даже ограниченное по времени участие отца очень ценно, т. к. оно даёт представление о другой половине человечества.

Первые недели жизни новорождённого – это особый период симбиотической жизни. Когда особенно важно, чтобы рядом был человек, который, так же как и мать, заинтересован в благополучии ребёнка, но которого он не зовёт постоянно, чтобы получить молоко. Самая главная роль отца в этот период – быть защитным барьером уединения матери и ребёнка.

роль папы на первом году жизни ребенка

Но не менее важны тактильные, обонятельные, звуковые и визуальные ощущения для налаживания непосредственных отношений с ребёнком. Отец может участвовать в купании, носить ребёнка на руках, разговаривать с ним, укачивать. Для новорождённого очень ценен контакт с отцом, который отличается от матери. Появляется ещё один любящий человек помимо мамы.

По мере взросления роль отца становится более понятной. Он даёт ребёнку иную модель поведения. Ведь каждый из родителей (помимо половой модели поведения) показывает ребёнку свой способ быть человеком, а он воспринимает это, наблюдая за родителями. Поэтому всегда лучше, чтобы в окружении присутствовали два человека.

Непосредственное участие отца с самого начала жизни может способствовать естественному стремлению ребёнка к независимости. Ведь мать для ребёнка часто единственный источник человеческого контакта и удовольствия, что может вызвать слишком сильную привязанность. Если же отец принимает активное участие во время множества значимых моментов жизни ребёнка (купание, переодевание, игры, приём пищи), то это даёт ему совершенно другие переживания и может стать фундаментальным вкладом в построение личности ребёнка.

К концу первого года жизни, как только ребёнок начинает много двигаться самостоятельно, отец может многое делать вместе с ребёнком и придать ему смелости в освоении среды.

Отец, который дарит ребёнку свою любовь и время, не просто учит его что-то делать, но предлагает ему модель поведения и самовосприятия. А это, в свою очередь, поможет дальнейшей позитивной адаптации в обществе. Ведь в каждой жизненной ситуации дома или вне дома ребёнку нужно будет уметь взаимодействовать с другими людьми. Именно через совместную с родителями деятельность дети могут познать радость сотрудничества, совместную работу для достижения общей цели.

Опыт, приобретённый с помощью отца в первые годы жизни, будет иметь огромное значение для благоприятного протекания процесса естественного разъединения с матерью. Поэтому очень важно, чтобы отец начал играть свою роль сразу же после рождения ребёнка.

Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома

Источник

Роль отца в первый год жизни ребенка

роль папы на первом году жизни ребенка

Рождение малыша – радостное событие для каждой семьи! 9 месяцев беременности остались позади, долгожданный младенец появился на свет и оказался рядом с родителями. Все ли готовы к этому счастью?

В женщине, которая все это время носила ребенка под сердцем, материнский инстинкт просыпается практически сразу. А вот мужчине для того, чтобы привыкнуть к новой роли, нужно чуть больше времени. Между тем присутствие папы в жизни грудничка, помощь в уходе за ним крайне важны! Современные психологические исследования доказали: чем больше времени отец проводит с новорожденным, тем крепче их эмоциональная связь в будущем.

Кстати, задуматься об этом стоит еще на этапе беременности. Процесс осознания и принятия роли отца проходит быстрее для тех, кто проводил много времени с будущей мамой, ходил с ней на УЗИ, посещал курсы для молодых родителей, поддерживал жену во время партнерских родов.

Многим мужчинам уход за грудным младенцем кажется сложным и даже скучным занятием, которое по силе только женщинам. Есть и жены, которые сами отстраняют мужей от заботы о новорожденном, опасаясь, что те не справятся. Вот этого делать НЕ СТОИТ. Папе вполне можно поручить такие обязанности, как прогулки, купание, смена одежды или подгузников и даже кормление. Если же глава семьи много работает и очень занят, то нужно постараться найти хотя бы 15-20 минут в день для малыша: поиграть с ним, пообщаться, устроить фотосессию и т.п.

Совместные прогулки в выходные дни крайне полезны для всей семьи. У малыша в такие моменты формируется базовое доверие к миру, закладывается понимание важности и авторитета родителей – и мамы, и папы. Конечно, катать коляску со спящим крохой не так увлекательно, как резвиться с шустрым двух- или трехлеткой. Но папе стоит немного подождать: сын или дочь скоро вырастут, научатся ходить, говорить, и тогда игры станут более разнообразными и интересными.

Источник

Роль и функции отца в воспитании и развитии ребенка раннего возраста

Роль и функции отца в воспитании и развитии

ребенка раннего возраста

Случилось! У вас родился долгожданный крепкий и здоровый малыш. И тут возникает вопрос «Что делать с этим крошечным беззащитным существом?». И правда, какое же место в воспитании малыша первых трех лет жизни занимает отец? Попробуем ответить на этот вопрос.

Уже на первом году жизни у ребенка формируется привязанность не только к матери, но и к другим взрослым, окружающим его. Младенец как бы выстраивает для себя некоторую иерархию предпочтений, напоминающую пирамиду, на вершине которой находится мать, а чуть ниже – остальные члены семьи. Но иногда ребенок бывает больше привязан к отцу, чем к матери. Вероятно, это связано с тем, что в отдельных случаях папа больше времени проводит с ребенком и чаще, чем мать ухаживает за ним.

Рассмотрим подробнее роль отца в воспитании ребенка. Некоторые полагают, что обычно в семье существует разделение обязанностей в вопросах, касающихся воспитания подрастающего поколения. Например, к матери младенец «склонен обращаться» в ситуациях, когда он чувствует дискомфорт, в частности, если он голоден, устал, испытывает легкое недомогание. Громкий крик ребенка в подобных случаях выражает призыв к матери, просьбу о помощи. Именно от матери эту скорую помощь ребенок чаще всего получает, именно от нее он вправе ожидать поддержки.

Когда у ребенка хорошее настроение и его непосредственные потребности удовлетворены, малыш охотно вступает в контакт с другими взрослыми, например, с отцом.

Наиболее распространенной формой этого контакта может стать игра. Играя с ребенком, отец поощряет его любопытство, формирует определенные двигательные навыки. Чаще всего именно в игре ребенок, которому нет и года, начинает понимать простейшие команды, такие как «возьми», «дай» и другие.

Но у главы семейства есть и своя, специфическая роль. И состоит она в том, чтобы быть мужчиной, мужем, родителем мужского пола, а это значит, что он несет ответственность за формирование у сыновей понятия о том, как относиться к жизни по-мужски, то есть думать, чувствовать и поступать так, как это делает он сам. Первое и главное качество хорошего отца заключается в том, чтобы являть собой образец настоящего мужчины.

Отец является для сына уже в раннем возрасте своеобразным примером, моделью подражания и, следовательно, значительно влияет на процесс половой идентификации. Психологические исследования показали, что первые признаки отождествления ребенка со своим полом проявляются у ребенка еще в возрасте до 3х лет.

В общении с отцом мальчик учится быть мужчиной путем подражания ему. А не будь мужчины в семье, мальчику многого не доставало бы, потому что матери может подражать только дочь.

Многие ученые полагают, что отец является для сыновей примером того, как следует сдерживать и контролировать себя. Другие считают, что отцы во многом влияют на моральное воспитание детей, формирование у них понятия о добре и зле.

Большинство исследований роли отца в воспитании касалось тех семей, где росли мальчики. А что происходит в семьях, где мать воспитывает дочь? Оказалось, что вплоть до юношеского возраста отсутствие отца никак не проявляется в поведении девочек. Однако, в юности возникают определенные сложности в установлении контактов и дальнейшем обращении с молодыми людьми. Причем подобные трудности появляются не в связи с общими подозрениями и сомнениями в отношении лиц мужского пола, а, скорее, из-за непомерной идеализации и нереалистического отношения к ним.

Хороший отец должен быть, прежде всего, образцом настоящего мужчины и уже потом – идеального мужа.

Быть отцом означает также хотеть и уметь общаться со своим ребенком. К сожалению, нет такого волшебного заклинания, которое помогло бы преуспеть в этом. Обычно характер взаимоотношений отца с ребенком отражает основные черты личности родителя.

И все-таки, что делает мужчину хорошим отцом? Ответ крайне прост. Если отец является яркой личностью, если он готов поделиться своими знаниями и опытом, несомненно, это хороший отец. Если же он идет на жертву, соглашаясь отправиться с детьми в цирк, а там оказывается беспомощным в шумной толпе, проку от него мало.

Бывает, отец стремится уделить своим детям больше внимания, чтобы они, набравшись его знаний и опыта, смогли бы достичь большего, чем достиг он. Но

Как стать НАСТОЯЩИМ отцом

А теперь вернемся к младенчеству малыша.

Умственное и физическое развитие выигрывает, если отец с самого начала заботится о своем ребенке. Проводившиеся педиатрами исследования подтвердили, что позднее такой малыш лучше справляется со стрессом, ему легче дается математика, он становится более самостоятельными и независимыми.Был сделан чрезвычайно важный вывод: у детей, которыми отцы занимаются с самого рождения, в большей мере развито чувство юмора. Дело в том, что отцы привносят в воспитание непринужденность и легкость, которых возможно недостает матерям из-за их повседневных бытовых забот. Поэтому рекомендуется больше внимания уделять своим младенцам.

Но мужчины на первых парах бывают так беспомощны, когда нужно покормить младенца, сменить подгузник, успокоить… Именно поэтому я привожу некоторые практические советы новоиспеченным папам, опубликованные в статье Андрея Ушакова «50 советом молодым отцам» (мой кроха и я)

Избегайте роли стороннего наблюдателя. Только постоянное участие в повседневной жизни ребенка позволит вам сблизиться.

Мужчина дает ребенку больше свободы, спокойно наблюдает, позволяет сделать что-то самостоятельно. Поэтому не пытайтесь копировать мать. И не позволяйте ей навязывать себе материнский стиль общения!

Когда малыш плачет, совсем не просто определить, чего ему не хватает. Может, он голоден? Или надо поменять подгузник? Он устал – или просто скучает? Чем внимательнее вы будете прислушиваться и реагировать, тем лучше Вы сможете истолковать плачь младенца.

Если младенец, несмотря на все усилия, продолжает плакать, не принимайте это на свой счет. Бывает, что ему надо выплакаться. Иногда бывает очень трудно успокоить младенца.

Если Вы берете на руки младенца, а он начинает плакать, пожалуйста, не делайте того, к чему склонны многие отцы. Не передавайте его матери, как бы повинуясь условному рефлексу.Не теряйте самообладания и попытайтесь успокоить младенца: дайте ему пустышку, положите животиком на руку, мягко покачайте туда-сюда. Или положите животиком на колени и помассируйте спинку малыша.

Заведите в первые же недели такой прекрасный ритуал: раз в день читайте младенцу что-нибудь вслух – неважно что, пусть даже какой-нибудь увлекательный роман. Младенец полюбит уютную атмосферу, привыкнет к ритму Вашего голоса.

На первом месяце время игрушек еще не пришло. Все, что нужно младенцу – это мать и отец. Младенец любит смотреть на вас, подражать вам.

Повесьте над кроваткой легкую подвижную игрушку. Вращающиеся предметы должны быть пестрыми и довольно крупными, чтобы малыш мог их хорошо видеть, когда лежит на спине в кроватке.

При купании младенца женщине нужна помощь. Воспользуйтесь этим! Купайте малыша вместе с женой.

Находите время для посещения детского врача. Это становится как бы обязанностью матери. А отец тем самым лишается возможности первым узнавать что-то о своем малыше.

Находите время, чтобы больше разговаривать с малышом обо всем, об окружающем вас мире, например. Он будет внимательно слушать вас. Рассказывайте ему о небе, о звездах, телефоне…

Спокойные ночи с младенцем – редкость. Чтобы помочь малышу спать все ночь не просыпаясь, укладывайте его в кроватку, когда он еще не спит. Если же ребенок будет постоянно засыпать у Вас на руках, то, проснувшись среди ночи в своей кроватке, он не поймет, где находится. И начнет плакать.

Большинство младенцев хнычут, прежде чем заснуть. Это не так страшно, можно и потерпеть минут 10-15. плач – другое дело. Младенец должен быть уверен в том, что его не оставят одного.

Как показывает опыт,уже на трех-четырехмесячного младенца стоит завести определенную процедуру приготовления ко сну: переодеть для сна, спеть песенку, почитать сказку, обойти с младенцем на руках все комнаты, пожелать спокойной ночи плюшевому мишке, поцеловать младенца и уложить его в кроватку.

Время от времени посвятите свой день только младенцу. Кормите его, прогуляйте, сходите с ним в магазин, навестите бабушку. Это придаст Вам уверенности, что Вы очень хорошо справляетесь с уходом за ребенком.

Езда с малышом в автомобиле – целое приключение.

Ведь нужно одеть младенца, уложить его в детскую коляску, доехать до машины, закрепить в машине детское сиденье, усадить ребенка, сложить детскую коляску. Съездите куда-нибудь с малышом без жены. Тогда Вы лучше поймете и оцените, чем ей приходится заниматься каждый день.

Никогда не наказывайте младенца за что бы то ни было! Ребенок в возрасте до года понятия не имеет о том, что правильно, а что неправильно. Он плачет, потому что не знает, что делать, он нуждается в помощи. А если он, например, снова и снова бросает соску на пол,то на это есть объяснение: он учится, накапливает опыт, делает выводы. Какой звук раздается при падении? Как часто папа будет наклоняться? Или, наконец, он просто привлекает Ваше внимание!

Примерно в девять месяцев отношения папы с малышом могут подвергнуться испытанию. В это время ребенок начинает дичиться и часто чувствует себя в безопасности только рядом с матерью. Чем спокойнее будет Ваша реакция, тем скорее это пройдет.

Как Вы представляли себя в роли отца? Наверное, Вы никогда не думали о том, какой будет жизнь с младенцем. Наслаждайтесь каждой секундой! Время с ним – самый большой подарок, который Вы можете сделать и себе, и ему.

Не торопите развитие ребенка! Все произойдет в свое время.

Чем старше становится ребенок, тем лучше вы будете понимать друг друга. Привязанность ребенка не возникает автоматически. Вы заслужите ее тем, что с самого начала будете активно участвовать в его развитии.

Какую роль играет папа в жизни дочери? Во-первых, это первый мужчина, которого она встречает в жизни. Во-вторых, долгое время она считает его единственным.

Начнем с утверждения: мужчинам легко любить своих дочерей. Почему? Прежде всего с ними они могут noстроить почти идеальную модель отношений. Сначала папа в «одностороннем порядке» заботится, опекает, защищает, учит, являясь при этом самым сильным, умным и авторитетным человеком из взрослого мира. Потом, когда дочь взрослеет, она в свою очередь принимается заботиться об отце, и мужчина перестает быть только обожаемым и нужным, а становится объектом трогательного и нежного внимания. В то же время сложившиеся отношения позволяют папе время от времени уходить в свою жизнь, работу, оставляя дочь на попечение матери, и не чувствовать при этом ни вины, ни необходимости выяснять отношения. То есть оставаться. свободным! Скажите, не это ли мечта всех мужчин?

Кроме того, над папой не довлеет груз его собственных недостатков. В сыне отец, прежде всего, видит самого себя, свое продолжение, а значит, и свои слабые места. Чтобы изменить это отношение к ребенку, нужно научиться видеть в мальчике другого человека и тем самым позволить ему пройти его собственный путь, не отвлекаясь на исправление ошибок, которые в свое время сделал его отец, и не доделывать то, чего папа не доделал. Но даже если мужчина правильно и мудро относится к сыну, ему все равно приходится мириться с некоторыми своими повадками, которые он, возможно, с удовольствием не замечал бы, но видит в своем сыне, как в зеркале. С дочерью мужчина чувствует себя свободнее, (не рискует встретиться с собственным несовершенством, и ему легче стать для нее хорошим отцом.

роль папы на первом году жизни ребенкаРоль кукольного театра в воспитании и развитии ребенка Тема: «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга.

Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Театр кукол – наиболее распространённая форма организации.

Консультация для родителей «Роль отца в воспитании детей» Известный психолог Э. Берн отмечал, что для ребёнка крайне ценны тёплые отношения с папой. Настоящее отцовство – это гораздо больше, чем.

роль папы на первом году жизни ребенкаКонсультация для родителей «Роль отца в воспитании ребёнка» В некоторых современных семьях сложился ошибочный стереотип: отец должен только добывать деньги и брать на себя все семейные расходы.

Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Спектакль возникает только тогда, когда его играют. (Ханс Георг Гадамер) Наиболее распространённой формой организации детского досуга в.

роль папы на первом году жизни ребенкаКонсультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

роль папы на первом году жизни ребенкаКонсультация «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Консультация. «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Кукольный театр – наиболее распространённая форма организации детского.

Источник

Роль отца в развитии ребенка в раннем возрасте

Авдеева Н.Н.

Журнал «Дошкольное воспитание» № 7, 2005.

Социально-психологические модели отцовства

Исторически развитие института отцовства связывают с возникновением частной собственности, когда появилась естественная необходимость ее наследования одним из сыновей. Так обществом за мужчиной, хранителем традиций, была закреплена функция обеспечения женщин и детей.

Итак, родительское поведение мужчины является по своей сути социальным и без соответствующих социальных условий может легко исчезнуть. Кроме того, психологическое содержание отцовской роли во многом зависит от опыта собственной социализации мужчины в родительской семье, от того, какую модель отцовства демонстрировал в семье отец.

Наиболее распространенной до недавнего времени была традиционная модель отцовства, в которой отец — кормилец, персонификация власти и высшая дисциплинирующая инстанция, пример для подражания и непосредственный наставник во внесемейной, общественной жизни. Отцовская роль включала в себя ответственность за воспитание прежде всего сына. В традиционном обществе труд отцов был всегда на виду. что являлось базой для повышения их авторитета. Отец был главой семьи, человеком, который, принимая важные решения, советовал, руководил, потому что из всех членов семьи он был наиболее умелым, опытным, сведущим. Данная модель отцовства в той или иной форме до сих пор встречается в обществах, где сохраняются традиционные виды хозяйственной деятельности.

В последнее время в публицистике и СМИ дискутируются вопросы, связанные с традиционным и современным пониманием роли отца, возникают мифы о «крахе семьи», «утрате отцовского авторитета», «доминировании матери в воспитании детей».

Чтобы понять особенности нынешних отцов, следует рассмотреть изменения, происходящие с семьей в обществе.

Изменения, связанные с семьей, наметились еще в 1960-е годы, когда резко возросла трудовая и профессиональная занятость женщин. Это привело к изменению их жизненных стратегий и положения в семье. Если раньше женщина социально и экономически зависела от мужа — главы и кормильца семьи, то теперь во многих семьях ответственность за материальное обеспечение семьи берут на себя женщины, успешно конкурирующие с мужчинами на производстве и в профессиональной карьере. При этом женщины все больше времени проводят вне семьи, и тогда перед супругами возникает вопрос распределения не только домашних обязанностей, но и воспитательных функций.

Новый взгляд на гендерные роли с ростом феминизации не мог не повлиять на институт отцовства. В традиционной модели роль отца в воспитании (особенно в первые годы жизни ребенка) рассматривалась как преимущественно вспомогательная. Однако уже в 1980-е годы в странах Европы и США социологи и психологи обозначили «новый образ мужчины», который был во многом противоположен традиционному. Отличия заключались прежде всего в отношении к маленьким детям: новая модель отцовства подразумевала участие в уходе, проявление заботы, умение вступать в эмоциональный контакт с ребенком.

Появление современной модели отцовства связывают с демократическими, гуманистическими тенденциями в обществе, равноправием супругов в распределении прав и обязанностей в семье. Отец и мать в современной семье представлены как равноправные партнеры. С точки зрения американских психологов, успешное отцовство характеризуется активным участием в воспитании детей, интересом к успехам ребенка и частым общением с ним. Обычно такие отцы менее суровы, лучше понимают своих детей по сравнению с отцами, проявляющими «чисто мужские» качества. Последние бывают гораздо более требовательными и строгими родителями, однако ежедневные заботы они склонны возлагать на жен.

В чем разница между материнским и отцовским воспитанием

С точки зрения Э. Фромма, отцовская любовь по сравнению с материнской — любовь «требовательная», условная, которую ребенок должен заслужить. Отцовская любовь не является врожденной, а формируется на протяжении первых лет жизни ребенка. Для того чтобы заслужить отцовскую любовь, ребенок должен соответствовать определенным социальным требованиям и отцовским ожиданиям в отношении способностей, достижений, успешности, Любовь отца служит как бы наградой за успехи и хорошее поведение. В ребенке для отца воплощена возможность продолжения рода, поскольку в соответствии с традиционными нормами мужчина должен воспитать наследника как продолжателя рода, хранителя традиций и родовой памяти. Таким образом, отец выполняет функцию социального контроля и является носителем требований, дисциплины и санкций.

Согласно представлениям А. Адлера, роль отца в воспитании заключается в поощрении активности, направленной на развитие социальной компетентности. Если мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, то отец проторяет ему путь к человеческому обществу. Отец является для детей источником познаний о мире, труде, технике, способствует формированию социально полезных целей и идеалов, профессиональной ориентации.

А. Греймс отмечает: «Материнская забота обеспечивает возможность принятия, отцовская же забота побуждает к отдаче. И то и другое необходимо для развития личности».

Отцы и дети: с чего начинается понимание

В одном из московских детских садов психолог предложил детям 5–6 лет поиграть в игру «Дочки-матери». Девочки быстро распределили между собой роли мамы, дочки, бабушки, однако никто из мальчиков не соглашался быть папой, в лучшем случае — только сыночком или собачкой. После долгих уговоров один из мальчиков согласился на роль отца — лег на диван и сказал: «Дайте мне газету и включите телевизор. Не шумите! Я посплю, а потом буду играть в компьютер». Так он провел всю игру. На вопрос психолога, что делают мамы, бабушки, все дети, включая мальчиков, отвечали охотно и подробно. О том, что делают папы, рассказали немногие, и в самых общих словах: «Ходят на работу», «Зарабатывают деньги», «Ругают маму», «Наказывают».

И в самом деле, современный папа часто становится для ребенка чем-то мифическим, непонятным и недоступным. Он уходит рано утром, целый день где-то «на работе» занимается чем-то важным, а вечером возвращается усталым. Его хватает только на газету и телевизор, иногда на компьютер. По существу, работа, увлечения, жизнь отца проходят мимо внимания ребенка. Отец — не партнер, не друг, а некая карающая инстанция. «Вот скажу отцу, он тебе покажет, как не слушаться», — часто грозит мама. Такое отчуждение, отстранение от воспитания детей, похоже, являются стереотипом нашей «культуры отцовства».

Психологи опрашивали молодых пап из семей с ребенком первого года жизни: «Интересно ли вам общаться со своим малышом? Сколько времени вы с ним проводите? Играете ли вы с ним? В какие игры?». Большинство отцов отвечали так: «Да что он понимает! Вот подрастет, будем с ним в футбол играть, на хоккей ходить… А пока пусть мама с бабушкой нянчат. Не мужское это дело».

Установка на отстраненность часто становится источником непонимания, недоверия, конфликтов в последующие годы, вплоть до отрочества и юности. Упущенные с самого начала, в раннем детстве, первые контакты с малышом, общение во время ухода за ним, совместные прогулки, игры проявятся впоследствии в трудностях взаимопонимания между отцами и детьми, отсутствии у ребенка доверия и привязанности к отцу.

Проблема установления контактов младенца с отцом начиная с первых дней жизни хорошо изучена зарубежными психологами. В исследовании Маргарет Родхолм отцы получали возможность контактировать с детьми, рожденными с помощью кесарева сечения, примерно в течение 15 минут. Им предлагали держать ребенка на руках, разговаривать с ним, поглаживать головку, ручки и ножки новорожденного. Так же, как и для матерей, ранний контакт с ребенком повлиял на последующее взаимодействие: такие отцы были более активны, проявляли больше понимания потребностей детей, испытывали больше положительных эмоций в контактах с детьми.

Отцы, присутствовавшие при родах, говорят, что они переживали эмоциональный подъем, гордость, росли в собственных глазах. В ряде исследований было установлено, что позднее эти отцы привязываются к своим детям и заботятся о них гораздо больше, чем те, кто увидел ребенка впервые через несколько дней после его рождения. Присутствие на родах, совместные переживания и привязанность к жене укрепляют чувство общности между мужем и женой, которое нередко ослабевает, когда центром интересов матери становится новорожденный.

По результатам психологических исследований, младенцы, чьи отцы ухаживали за ними начиная с первых дней жизни, показывают более высокий уровень умственного и физического развития, вырастают более эмоционально отзывчивыми. Между супругами возникает меньше трений, у них отмечаются единство целей и согласие в принятии решений по вопросам воспитания ребенка.

Однако психологи отмечали также, что отношение к младенцам отцов, стремящихся принять активное участие в заботе о ребенке, отличается от отношения матерей. Отцы преимущественно играют с ребенком, тогда как матери обычно пеленают, купают и кормят его. Даже ухаживая за ребенком, отцы предпочитают делать это в игровой манере. При этом они играют с детьми иначе, чем матери. Отцы больше склонны к энергичным играм, направленным в первую очередь на физическое развитие ребенка: они подбрасывают малышей, двигают их руками и ногами, играют в игру «по кочкам, по кочкам», качают на ноге, кружат, катают на спине… Матери же обращаются с малышами более осторожно, нежно разговаривают, поглаживают, бережно носят на руках. Интересно, что с самого раннего возраста младенцы при виде отца тянутся к нему и поднимают брови: «Раз папа здесь, будем играть». В ходе одного эксперимента малышам предоставлялась возможность выбора партнера по играм, и они, как правило, предпочитали отцов. Предполагается, что это можно объяснить тем, что отцы играют с ними в более подвижные игры (Бразельтон).

Отцы, у которых установились крепкие эмоциональные связи с детьми в младенческом возрасте, в дальнейшем оказываются более чуткими к изменяющимся потребностям и интересам своих взрослеющих детей. В целом такие отцы имеют большее влияние на своих детей, которые больше прислушиваются к ним, ориентируются на их мнение. Сыновья хотят походить на тех отцов, с которыми у них теплые, разносторонние взаимоотношения.

В США, Германии, Франции, других странах успешно функционируют «школы для пап», где учат ухаживать, общаться, играть с маленьким ребенком, понимать его, видеть в нем развивающуюся личность.

В России же с ее культурными и историческими особенностями наблюдается несколько иная ситуация, чем на Западе. Данные социологических исследований 1990-х годов хотя и отмечают рост приоритета семьи среди российских мужчин, но все же не выявляют трансформации образа отца в общественном сознании. Так, российские мужчины в большой мере сохраняют традиционный образ отца-кормильца и реализуют архаическую мужскую роль, продолжая считать уход за маленькими детьми и их воспитание преимущественно женским занятием. Этим отчасти социологи объясняют обнаруженную в результате опроса рассогласованность ожиданий мужчин и женщин относительно женской роли в обществе.

Тем не менее полученные данные показывают, что не только на Западе, но и в России отцы все чаще привлекаются к уходу за грудными детьми и участвуют в их воспитании наряду с матерями, причем в семьях возникает сотрудничество, какого прошлые поколения не знали. Таким образом, функции отца в семье претерпевают сравнительно быстрые изменения, складывается новая модель отцовства, сочетающая в себе две формы эмоционального отношения к ребенку — условную отцовскую и безусловно-принимающую материнскую любовь (0. Карабанова).

Готовность к отцовству

Существует психологическая связь между сформированностью отцовского чувства и уровнем зрелости личности родителя. Вот почему гораздо чаще отцовство в полной мере переживается отцами поздних детей. Основная психологическая трудность «незрелых» отцов (что, впрочем, свойственно и молодым матерям) заключается в неумении извлекать удовольствие, радость от общения с ребенком. Зрелость отцовских чувств выражается в любящем, принимающем стиле воспитания, ориентированном на ребенка. Таким отцам свойственно опекать ребенка, заботиться о нем. Отцовство со всей силой захватывает их именно в первые годы жизни ребенка. Характеризуя любовь к ребенку зрелых отцов, можно сказать, что они испытывают потребность в том, чтобы научить ребенка, передать ему свой опыт, сделать ребенка своим наследником – в высшем культурном смысле, то есть передать в будущее все лучшее, чем владеет сам. Эти отцы более эффективны во взаимодействии с детьми раннего и дошкольного возраста. В соприкосновении с ребенком созревают истинно мужские черты — потребность и способность защищать, принимать на себя ответственность, внутренняя энергия и сила.

Что происходит, когда отцовские чувства или роль отца в семье недостаточно выражены? Как это сказывается на развитии ребенка?

Психологами хорошо изучены ситуации, когда отец хотя и присутствует физически, но в воспитании или развитии ребенка либо бездействует, либо действует искаженно. В таких семьях обычно наблюдается инверсия ролей: строгий авторитет здесь чаще представляет мать. В результате доминирования матери и отчуждения отца нарушается положительная идентификация ребенка с родительскими моделями. Возникает опасность трансляции искаженной модели отцовства в последующие поколения.

При нормальных условиях отец значительно влияет на половую идентификацию ребенка. Для сына уже в раннем возрасте он является своеобразным примером, моделью для подражания — следовательно, воздействует на формирование половой идентичности. Как замечает И.С. Кон, пассивные, отстраненные отцы оказывают незначительное влияние на формирование собственно мужских черт у своих сыновей; при этом недостаточный опыт общения с отцом и отсутствие приемлемой модели идентификации ослабляют формирование отцовских чувств у мальчика и юноши, что часто в будущем неблагоприятно сказывается на воспитании своих собственных детей.

Психиатр Р. Кэмпбелл отмечает, что влияние отца на половую идентификацию девочки наиболее значительно проявляется в период юности. Половая идентичность девочки есть одобрение себя самой как достойной представительницы женского пола. Именно в этом возрасте (13–15 лет) она должна получить признание своей значимости как будущей женщины в основном от отца. Он способствует формированию у дочери позитивной самооценки, выражая одобрение ее действиям, способностям, внешности. У девочек, воспитывающихся без отцов, при отсутствии реальной модели отношений между мужчиной и женщиной, может сформироваться нереалистичное отношение к лицам мужского пола.

В сфере эмоционального развития выявлена связь между отсутствием или слабостью отцовского начала и гипермаскулинным или агрессивным поведением мальчиков. Чрезмерная враждебность по отношению к окружающим возникает у них как бунт против излишней зависимости от матери, ее феминизирующего влияния на протяжении первых лет жизни. Агрессивность, таким образом, есть выражение поиска своего мужского Я. Мальчики, чрезмерно привязанные к матери, могут испытывать затруднения при общении со сверстниками (Бютнер).

Известный отечественный психолог А.И. Захаров характеризует отцов, чьи дети болеют неврозами, как более робких, застенчивых, молчаливых, замкнутых, сдержанных в общении, чувствительных к угрозе, осторожных, негибких в суждениях, консервативных, ориентированных больше на собственное мнение, чем на мнение окружающих.

У импульсивных, порывистых отцов, склонных к неожиданным действиям, сыновья часто страдают неврозами в форме энуреза, тика, заикания. Мнительность, выражающаяся постоянными сомнениями в правильности своих действий, или педантизм отца также являются факторами невротизации ребенка.

Излишняя строгость отца может спровоцировать появление у сына страхов. Такой же эффект наблюдается у дочери в случае отсутствия четких требований и вседозволенности со стороны отца (А.И. Захаров).

Влияние отца на психическое развитие ребенка

Особенности отцовской роли в семье и воспитании детей определяются такими факторами, как доступность для ребенка, включенность в совместную деятельность с ним, ответственность за материальное обеспечение и организацию образовательно-воспитательной сферы ребенка. Сравнение «включеных отцов» и «включенных матерей», т.е. активно участвующих в воспитании, позволило сделать вывод о том, что такие отцы успешнее влияют на развитие ребенка, чем матери.

Психологами получены данные, свидетельствующие о том, что у детей, растущих без отца, получают большее развитие гуманитарные способности. При сравнении материнского и отцовского стилей воспитания было показано, что авторитарность отца оказывает на умственные характеристики детей положительное влияние, тогда как авторитарность матери — отрицательное. Обнаружена определенная связь между одаренностью детей и уровнем сложности отцовской профессии.

Многие исследователи подчеркивают исключительную важность поведения родителей в первые годы жизни ребенка для развития его самооценки. Были выявлены, например, такие факты, влияющие на формирование положительной самооценки, как теплые отношения, заинтересованность, забота о ребенке, требовательность, демократизм в семейных отношениях.

Взрослые, заботящиеся о ребенке, должны стараться удерживать его поведение в определенных рамках. Иногда родители думают, что любой контроль за действиями ребенка помешает его творческой активности и самостоятельности, и потому лишь беспомощно взирают на то, как малыш делает все, что ему заблагорассудится. Другие родители убеждены, что маленький ребенок во всем должен вести себя сознательно, как взрослый. Они контролируют и ограничивают поведение ребенка, практически не предоставляют ему самостоятельности. Недостатки подобных крайностей очевидны. Любые указания родителей не должны выходить за рамки здравого смысла и обязаны учитывать потребности детей в безопасности, независимости и творческой активности.

Установки родителей, благодаря которым ребенок чувствует, что его любят, принимают в семье, относятся с уважением, порождают у него аналогичную самоустановку, приводящую к ощущению собственной ценности и успешности. Таким образом, тепло, забота родителей и их требовательность, продиктованные любовью, должны способствовать развитию положительной самооценки, а холодные, враждебные отношения приводят к противоположному эффекту.

Несмотря на то, что практически все родители любят своих детей, между ними существуют различия в том, насколько часто и открыто они выражают это чувство и насколько им свойственны холодность и враждебность (которые иногда даже способны вытеснить теплое и сердечное отношение к ребенку).

Для нашей культуры нехарактерно внешнее проявление любви, нежности отца к ребенку. Редко увидишь на прогулке папу за руку с сыном — чаще они идут рядом и даже не разговаривают, как будто папа просто сопровождает ребенка. Обнять, посадить на колени, похвалить, расспросить, что видел на прогулке, в детском саду, удивиться, восхититься сооружением из кубиков, рисунком, умением танцевать, рассказывать стихотворение — все это несвойственно для большинства современных отцов.

В наши дни любовь отца к ребенку чаще всего выражается в покупке дорогой игрушки. Но гораздо больше даже самой привлекательной игрушки малышу нужны отцовские внимание, участие, понимание, дружба, общность интересов, дел, увлечений, досуга. Папа не просто кормилец — он человек, открывающий ребенку мир, помогающий ему расти умелым, уверенным в себе.

Очень осторожно следует пользоваться порицанием и запрещением. Младенцы уже в первом полугодии жизни чрезвычайно чувствительны к ним, а во втором становится очевидным, что поощрение взрослого приобретает роль стимула для развития действий ребенка. Доброжелательность, обращение к ребенку по имени, констатация его действия, сопровождаемая похвалой, будут способствовать тому, чтобы действие повторялось чаще и интенсивнее. Порицание и запрет следует высказывать мягко, доброжелательно; недопустимы порицания личности ребенка — их можно адресовать лишь отдельным его действиям. Так, следует говорить не «ты плохой», а «ты плохо сделал».

Еще одна негативная черта нашей традиции воспитания — преобладание порицания над похвалой. Многие папы думают, что воспитывать — значит делать замечания, запрещать, наказывать, и именно в этом видят свою родительскую функцию. В результате к 4–5 годам у ребенка складывается представление об отце как о человеке, который ожидает от него «неправильного», «плохого» поведения (в отличие от матери), низко его оценивает — не только тот или иной конкретный поступок, но и его личность в целом. В дальнейшем это представление распространяется на других людей — ребенок становится неуверенным в себе, ожидает от окружающих негативных оценок своих способностей и умений.

Особенно неблагоприятен для развития Я-концепции авторитарный стиль воспитания, характерной чертой которого является стремление к безапелляционности в суждениях и ясности во всякой ситуации. Поэтому любое наказание, любое требование к ребенку не содержат в себе даже намека на готовность принять его, помочь ему или убедить. Такие отцы могут временами искренне считать, что их ребенок плох целиком, без всяких оговорок. В результате у малыша с первых лет жизни растет уверенность в том, что его не принимают, не одобряют, и в конечном счете он приходит к убеждению в своей малоценности и ненужности для родителей. В поведении детей в результате такого воспитания отмечаются напряженность, отсутствие спонтанности. Кроме того, любая новая или неясная ситуация ассоциируется у детей с возможностью наказания, что в свою очередь сопровождается повышенной тревожностью и ощущением дискомфорта. А поскольку для ребенка раннего возраста очень многие ситуации являются незнакомыми, он почти все время пребывает в тревожном состоянии.

С воспитательной точки зрения поощрение более информативно, чем порицание. Когда ребенку запрещают что-либо, он узнает, чего не надо делать, но еще не знает, что и как следует сделать. Поэтому вслед за запретом или порицанием какого-либо действия необходимо показать ребенку положительный образец.

Собственные мотивы и побуждения авторитарных отцов всегда стоят на первом месте, а мотивы и побуждения ребенка для них второстепенны. Как правило, такие отцы убеждены в своей непогрешимости, уверены, что не могут ошибаться, поэтому требуют от ребенка абсолютного подчинения своей воле.

Однако, даже ругая и наказывая ребенка, родители наносят его самовосприятию меньший вред, чем проявляя к нему полное безразличие. Безразличие, незаинтересованность в ребенке приводят к деформации его образа Я.

Эффективный родитель выступает в роли консультанта своего ребенка по всем вопросам. Кроме того, он является «архитектором» окружающей среды. Мать и отец должны быть доступны для малыша, чтобы объяснять ему незнакомое явление, назвать новый предмет или новый субъективный опыт, похвалить за исследование, успешное действие. Важно также установить для малыша границы безопасной деятельности и помочь приспособиться к социальным требованиям. В то же время необходимо создавать среду, стимулирующую и поддерживающую познавательное и физическое развитие ребенка, побуждать его самостоятельно исследовать окружающий мир. Такое поведение родителей будет способствовать благоприятному умственному и эмоциональному развитию детей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *