роль обращения в жизни человека
Роль обращения в русском речевом этикете
Обращение – это самый массовый и самый насыщенный речевой этикетный признак.
В русском языке личных местоимений мало, но их вес в речевом этикете достаточно значителен. Особенно существенен выбор между «ты» и «вы». «Вы» вместо «ты» в обращении к одному в русском языке появилось относительно недавно, в XVIII веке. «Вы» закрепилось прежде всего среди образованных дворян. До этого «ты», само по себе этикетного содержания не имело. Но в сравнении с «вы» оно завоевало значение близости, а в общении людей не близких стало выражать социальное неравенство, общение сверху вниз. Ты говорили простолюдинам, слугам. Захватывая постепенно все новые и новые слои горожан, употребление «ты» и «вы» соответственно получало разнообразные оттенки в соответствии с типичными для каждой общественной группы отношение.
Личные местоимения имеют прямое отношение к речевому этикету.
У русского народа не принято именовать присутствующее при разговоре третье лицо местоимением он (она). Русский речевой этикет предусматривает называние третьего лица, присутствующего при разговоре, по имени (и отчеству).
Умение правильно пользоваться языком, употреблять правильные слова-обращения при беседе, включает в себя знания и соблюдение речевого этикета.
Обращение предполагает наличие еще одного слагаемого, еще одного компонента, проявляющего себя на всем протяжении общения, является его неотъемлемой частью, служит перекидным мостиком от одной сказанной реплики к другой. И в то же время норма употребления и сама форма обращения окончательно не установлены, вызывают разногласия, а также являются больным местом русского речевого этикета.
Выводы
Во взаимоотношениях людей обращения часто играют первостепенную роль. Обращение к собеседнику при налаживании контакта, установление межличностных связей обрекают его на изначальную эмоциональность и оценочность, выраженную либо прямо, либо скрыто, теневым смыслом высказывания. В спектре оценочных оттенков выделяется сфера выражения социального взаимодействия. Обращение является своеобразным индикатором сложностей, возникающих в процессе взаимоотношения людей.
Обращения способны отражать не только отношения между людьми, но и целую эпоху.
Список используемой литературы
1. Гольдин В.Е. Обращение: теоретические проблемы. – Саратов, 1987. – с. 125.
5. Скаженик Е.Н. Деловое общение. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006.
6. Фасмер М. М. Этимологический словарь русского языка. – 1973. Т. 4. с. 68.
Помогите написать сочинение рассуждение на тему: «Зачем нужны обращения? «
Максим, вот вам материал для написания сочинения.
Обращение — это слово или сочетание слов, называющее того, к кому (чему) обращена речь. Это может быть название лица, животного, неодушевлённого предмета или явления.
— В поэтической речи функции обращения расширяются и обогащаются.
В поэзии обращение может вводить основную тему, называть тот предмет, которому посвящено последующее высказывание (обычно это развёрнутые обращения, которые не только называют, но и характеризуют предмет) :
Подруга думы праздной,
Чернильница моя,
Мой век разнообразный
Тобой украсил я.
(А. Пушкин)
Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса,
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце оставляли след, —
Очаровательные франты минувших лет!
Обращение — это слово или сочетание слов, называющее того, к кому (чему) обращена речь. Это может быть название лица, животного, неодушевлённого предмета или явления.
— В поэтической речи функции обращения расширяются и обогащаются.
В поэзии обращение может вводить основную тему, называть тот предмет, которому посвящено последующее высказывание (обычно это развёрнутые обращения, которые не только называют, но и характеризуют предмет) :
Подруга думы праздной,
Чернильница моя,
Мой век разнообразный
Тобой украсил я.
(А. Пушкин)
Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса,
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце оставляли след, —
Очаровательные франты минувших лет!
Обращение — это слово или сочетание слов, называющее того, к кому (чему) обращена речь. Это может быть название лица, животного, неодушевлённого предмета или явления.
— В поэтической речи функции обращения расширяются и обогащаются.
В поэзии обращение может вводить основную тему, называть тот предмет, которому посвящено последующее высказывание (обычно это развёрнутые обращения, которые не только называют, но и характеризуют предмет) :
Подруга думы праздной,
Чернильница моя,
Мой век разнообразный
Тобой украсил я.
(А. Пушкин)
Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса,
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце оставляли след, —
Очаровательные франты минувших лет!
Презентация по русскому языку на тему «Роль обращений в речи и знаки препинания при них»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Сценарий учебного занятия по русскому языку в 8 классе школы № 17 городской этап конкурса «Учитель года 2015». Москаленко Светлана Николаевна
Крылья знаний Экипаж Салон Багаж знаний
Авиакомпания «АвиаМечта» Бортовой журнал участника полёта лайнера «Мечта» Москаленко Светлана Николаевна Двадцать седьмое января. Фамилия, имя участника полёта Дата вылета (прописью) Направление (тема) полёта:
Приятно познакомиться! Речевые ситуации
1 речевая ситуация: Вы – пассажир самолёта, инженер-конструктор. Ваш сосед – Ваш коллега, Николай Николаевич Васильев. Обсудите недавний запуск ракеты.
Вы – старик Хоттабыч. Ваш ковёр-самолёт не смог подняться в воздух, и вы вынуждены лететь на самолёте «Мечта». Обратитесь к стюардессе с просьбой рассказать, как летает эта чудесная железная птица. 2 речевая ситуация:
Вы – член экипажа, командир воздушного судна. Вам нужно связаться с центром управления полётами и сообщить о том, что полёт проходит успешно. 3 речевая ситуация:
Авиакомпания «АвиаМечта» Бортовой журнал участника полёта лайнера «Мечта» «Обращение и знаки препинания при нём» Фамилия, имя участника полёта Москаленко Светлана Николаевна Дата вылета (прописью) Двадцать седьмое января. Направление (тема) полёта:
«Мечта» 1. Друзья мои прекрасен наш союз! (А.С. Пушкин) 2. Зрелище бедствий народных невыносимо мой друг. (Н.А. Некрасов) 3. Мой друг настойчиво добивается цели. (В. Арсеньев) 4. До свиданья друг мой до свиданья. (С.А. Есенин) «Грозовое облако» «Грозовое облако» Задание: запишите предложения № 2 и № 3, подчеркните все члены предложения.
«Воздушные ямы» 1 2 7 8 3 4 5 6 9 «Мечта» Мне это известно Новое, неизвестное
Что нового я узнал(а) по данной теме? 1. Обращение может быть распространённым. 1. Приветствую тебя, пустынный уголок… (А.С. Пушкин) 2. Как хорошо ты, о море ночное! (Ф.И. Тютчев) 7. Жизнью пользуйся, живущий. (В.А. Жуковский) 3. Не гаси, любимая, огонёк. (В.Е. Малков) 4. Дай, Джим, на счастье лапу мне. (С. Есенин) 5. Милый мой, ты у меня в груди. (С. Есенин) 6. Что ты рано, осень, в гости к нам пришла? (А. Плещеев)
Что нового я узнал(а) по данной теме? 2. Обращение может быть нераспространённым. 1. Приветствую тебя, пустынный уголок… (А.С. Пушкин) 2. Как хорошо ты, о море ночное! (Ф.И. Тютчев) 7. Жизнью пользуйся, живущий. (В.А. Жуковский) 3. Не гаси, любимая, огонёк. (В.Е. Малков) 4. Дай, Джим, на счастье лапу мне. (С. Есенин) 5. Милый мой, ты у меня в груди. (С. Есенин) 6. Что ты рано, осень, в гости к нам пришла? (А. Плещеев)
Что нового я узнал(а) по данной теме? 3. Обращения могут быть выражены прилагательными или причастиями в значении существительных. 1. Приветствую тебя, пустынный уголок… (А.С. Пушкин) 2. Как хорошо ты, о море ночное! (Ф.И. Тютчев) 7. Жизнью пользуйся, живущий. (В.А. Жуковский) 3. Не гаси, любимая, огонёк. (В.Е. Малков) 4. Дай, Джим, на счастье лапу мне. (С. Есенин) 5. Милый мой, ты у меня в груди. (С. Есенин) 6. Что ты рано, осень, в гости к нам пришла? (А. Плещеев)
Что нового я узнал(а) по данной теме? 4. Обращения помогают выразить отношение говорящего к собеседнику. 1. Приветствую тебя, пустынный уголок… (А.С. Пушкин) 2. Как хорошо ты, о море ночное! (Ф.И. Тютчев) 7. Жизнью пользуйся, живущий. (В.А. Жуковский) 3. Не гаси, любимая, огонёк. (В.Е. Малков) 4. Дай, Джим, на счастье лапу мне. (С. Есенин) 5. Милый мой, ты у меня в груди. (С. Есенин) 6. Что ты рано, осень, в гости к нам пришла? (А. Плещеев)
Что нового я узнал(а) по данной теме? 5. В поэтической речи неодушевлённые существительные – олицетворение. 1. Приветствую тебя, пустынный уголок… (А.С. Пушкин) 2. Как хорошо ты, о море ночное! (Ф.И. Тютчев) 7. Жизнью пользуйся, живущий. (В.А. Жуковский) 3. Не гаси, любимая, огонёк. (В.Е. Малков) 4. Дай, Джим, на счастье лапу мне. (С. Есенин) 5. Милый мой, ты у меня в груди. (С. Есенин) 6. Что ты рано, осень, в гости к нам пришла? (А. Плещеев)
Что нового я узнал(а) по данной теме? 6. Перед обращением может быть частица О, которая не отделяется от него запятой. 1. Приветствую тебя, пустынный уголок… (А.С. Пушкин) 2. Как хорошо ты, о море ночное! (Ф.И. Тютчев) 7. Жизнью пользуйся, живущий. (В.А. Жуковский) 3. Не гаси, любимая, огонёк. (В.Е. Малков) 4. Дай, Джим, на счастье лапу мне. (С. Есенин) 5. Милый мой, ты у меня в груди. (С. Есенин) 6. Что ты рано, осень, в гости к нам пришла? (А. Плещеев)
«Обращение и знаки препинания при нём» «Мягкая посадка» Тест по теме
1. Одно из утверждений неверно. Найдите его: 1) Обращение — это конструкция, называющая человека, к которому обращена речь. 2) Обращение может быть распространённым и нераспространённым. 3) В роли обращения могут употребляться неодушевленные существительные. 4) В предложении обращение обычно является подлежащим.
2. Укажите предложение, в котором есть обращение (знаки препинания не проставлены): 1) «Чем вы гости торг ведете и куда теперь плывете?» 2) Гости князю поклонились, вышли вон и в путь пустились. 3) Князь шмелём оборотился, полетел и зажужжал. 4) Князь у синя моря ходит, с синя моря глаз не сводит.
3. Найдите предложение, в котором обращение выражено неодушевленным существительным. 1) Проснись же, смолкнувшее слово, раздайся с уст моих опять. 2) Свет Родионовна, забуду ли тебя? 3) Ты хочешь меду, сын? — Так жала не страшись. 4) Дорогая, сядем рядом, поглядим в глаза друг другу.
4. Найдите предложение без пунктуационной ошибки. 1) Здравствуй солнце да утро веселое! 2) Прекрасны вы, поля земли, родной. 3) Ускорь шаги прекрасная, весна, поторопи свой радостный приход. 4) Друзья! Вы хоть охрипните, хваля друг дружку.
5. Найдите предложение, в котором неправильно расставлены знаки препинания. 1) Твой лик, о ночь, не мог меня томить! 2) Внемлите ж, братья, слову брата. 3) Жалкое наследство о, Родина, оставлю я тебе. 4) Опять я в Москве, любезнейший Пушкин, действую снова в суде.
Ручная кладь 1. Напишите эссе «Роль обращений в жизни человека». 2. Заполните клише по теме «Обращение и знаки препинания при нём». 3. Из текстов художественной литературы, изученных вами в этом учебном году, выпишите 5 предложений с обращениями. (Не забывайте указывать произведение и автора.) 4. Напишите электронное письмо или смс-сообщение близкому и любимому человеку; используйте разнообразные обращения как средство выражения своего отношения к адресату.
«Мечта» «Будущее принадлежит тем, кто верит в красоту своей мечты» Элеонора Рузвельт Дорогие ребята! Мечтайте!
Б л а г о д а р ю з а в н и м а н и е!
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Номер материала: ДВ-484437
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения порекомендовало снизить бюрократическую нагрузку на учителей
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения опубликовало проект расписания сдачи ОГЭ и ЕГЭ в 2022 году
Время чтения: 1 минута
В Минобрнауки установили минимальные баллы ЕГЭ в вузы на следующий год
Время чтения: 1 минута
Екатерина Костылева из Тюменской области стала учителем года России – 2021
Время чтения: 1 минута
На «Госуслугах» пройдет эксперимент по размещению документов об образовании
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Исследовательская работа «Обращения в нашей речи (от истории к современности)»
Обращения в нашей речи
(от истории к современности)
Автор : Куликов Денис,
МОУ «Первомайская СОШ»
Руководитель : Стрижевец Ж.В.-
учитель русского языка и литературы
1.1.Основные функции обращения в устной речи…………………………. 4-5
1.2. История обращений и факторы, влияющие на их выбор……………….6-8
2. Исследование роли обращений в сферах общественной жизни
представителей разных возрастных категорий …………………………….9
2.1. Обращения в официальной сфере общения…………………………. 10-12
2.2. Обращения в неофициальной сфере общения………………………. 13-15
2.3 Обращения в семейно-бытовой сфере………………………………….16-18
Список использованной литературы ……………………………………….20
Объект исследования – речь наших современников
Предмет исследования – обращение в речи людей разного возраста
Цель исследования – выявить особенности употребления обращений, установить, каким образом менялась их форма в прошлом и настоящем
Для достижения цели были поставлены следующие задачи :
1.Изучить литературные источники об истории употребления обращений.
2.Изучить факторы, повлиявшие на выбор формы обращения в разные периоды русской истории.
3.Провести социологическое исследование и выявить, какие формы обращений преимущественно используют современные взрослые и подростки в разных сферах общественной жизни.
Гипотеза исследования : обращения способны отражать не только отношения между людьми, но и целую историческую эпоху.
Методы исследования : наблюдение, сравнительно-аналитический, социологический опрос
Практическая значимость заключается в возможности включения материала по данному вопросу в классные часы по этикету, использования в игровой форме на уроках развития речи и в разных формах словарной работы на уроках русского языка, введения элективного курса «Культура общения».
1.1. Основные функции обращения в устной речи
Обращение к собеседнику – это самая употребительная языковая единица, связанная с этикетными знаками. Установление речевого контакта, регулирование социальных взаимоотношений – важные общественные функции обращения, поэтому его употребление является предметом заботы и внимания людей. В человеческом обществе придают большое значение установлению контакта с собеседником. Все виды приветствий, обращений, титулований предназначены для установления контакта и демонстрации социальных отношений, в рамках которых люди намерены общаться.
Итак, суть обращения составляют языковые формы установления контакта с собеседником при демонстрации взаимных социальных и личностных отношений. Обращения возникают на базе слов-названий, которые указывают на разные признаки:
1) на наличие или отсутствие знакомства (родства) адресата с говорящим;
2) на возраст адресата в соотношении с возрастом говорящего;
3) на социальное положение адресата по отношению к говорящему;
4) на профессию, род занятий адресата;
5) на функцию адресата в данной житейской ситуации;
6) на личные качества адресата, проявляющиеся в его поведении в данной ситуации или известные говорящему из прежнего опыта;
7) на свойства адресата как объекта эмоционального воздействия и оценки со стороны говорящего.
Обращения возникают на базе слов, но сами они словами не являются. Это уже не слова-названия, а обращение к адресату, т.е. своеобразное речевое действие (речевой акт), состоящее из призыва и называния одновременно.
Основная функция обращения – привлечение внимания, призыв собеседника – дала ему определенную оформленность, специфическую звательную форму, существующую в ряде славянских языков и имевшуюся в древнерусском языке (сейчас у нас сохранились эти формы в таких междометиях, как господи, боже). Таким образом, главным формальным средством указания на обращение в русском языке считается особая звательная интонация, кстати, очень сходная с той, которой снабжаются другие выражения речевого этикета. Это, говоря обобщенно, интонация призыва собеседника. И по ней мы безошибочно выделяем обращение в потоке речи.
Вторым важным свойством обращений является обозначение адресата.
выбираем для него наиболее походящий случаю «ярлык». В русском языке есть великое множество обращений, они обслуживают самые разные ситуации общения, употребляются людьми, несущими разные социальные признаки.
1.2. История обращений и факторы, влияющие на их выбор.
История России представляет исключительно интересный материал для изучения влияния власти и социальных перемен на обращение людей друг к другу.
Существовал документ «Табель о рангах». В нем перечислялись военные (армейские и флотские) гражданские и придворные чины. Соответственно форма обращения зависела от чина.
Обращения к членам Императорского дома Романовых и лицам дворянского происхождения:
Лица, равные по чину или нижестоящие, были обязаны употреблять следующие титулы (в зависимости от класса):
Обращения к чинам, имеющим духовный сан, в России употребляются и поныне следующие титулования:
Монархический строй в России до XX века сохранял разделение людей на сословия: дворяне, духовенство, разночинцы, купцы, мещане, крестьяне. Отсюда обращение « господин», «госпожа» по отношению к людям привилегированных социальных групп; « сударь», «сударыня» – для среднего сословия или «барин», «барыня» для тех и других и отсутствие единого обращения к представителям низшего сословия.
В первые годы советской власти существовало противопоставление двух классов – «господ» и «товарищей», людей, употребляющих соответствующие обращения. Обращение « товарищ» для бывшей царской интеллигенции было оскорбительным, а для пролетариатов, которые пришли к власти, обращение « господин» свидетельствовало о принадлежности собеседника к идеологически враждебным элементам. Именно в период становления советской власти в русском языке появились новые значения слов «господа» и «товарищи». Эти слова стали обозначать соответствующие классы в обществе.
Сравним обращения « господин»/ «госпожа» и пришедшее им на смену слово « товарищ». Дореволюционные обращения различают пол адресата, подразумевают определенный и достаточно высокий социальный статус адресата и обычно используются вместе с фамилией, профессией и т.д. Обращение « товарищ» называет лицо независимо от пола и может употребляться как в сочетании с фамилией, так и без неё (товарищ Петров; товарищ майор; подождите, товарищ). С идеологической точки зрения слово « товарищ» имело очевидные преимущества: его использование в качестве обращения подразумевало равенство говорящего и собеседника.
В последнее время в среде официального общения и политической жизни страны данные обращения уместны, хотя наблюдается закономерное явление: слова товарищ и гражданин постепенно уступают место непривычному для нас слову « господин», которое
воспринимается как норма на заседаниях Думы, по телевидению, в среде бизнесменов, предпринимателей, преподавателей и т.д.
После распада СССР и советской культуры этикетная система оказалась вновь в неустойчивом состоянии. Начиная с конца 80-х гг. в официальной обстановке стали возрождаться обращения « сударь», «сударыня», «господин», «госпожа».
Обращение «девушка» (когда-то так называли служанку, горничную) вышло за возрастные границы и стало особенно распространенным. Оно является аналогом комплимента: о своей молодости или моложавости приятно слышать любой женщине. Именно поэтому многие считают это обращение максимально подходящим для представительниц прекрасной половины, но, согласитесь, как нелепо все же звучит оно применимо к женщине лет пятидесяти и старше.
Таким образом, социальные и культурные изменения в обществе находят свое отражение в языке, а также в обращении людей друг к другу.
Русская этикетная система сегодня на распутье: старая система обращений в значительной степени разрушена, дискредитирована, а новая еще не создана. Идеалом этикетной системы является сложившаяся совокупность нейтральных обращений. В этом случае этикетные формулы не вызывают в обществе болезненных реакций и свидетельствуют о своеобразном показателе «психологического здоровья» в межличностном общении. Если такие обращения отсутствуют, то речевой этикет перестает отвечать своему функциональному значению в человеческой культуре – бесконфликтности общения.
2.ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ОБРАЩЕНИЙ В СФЕРАХ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ КАТЕГОРИЙ.
Мы решили выяснить, что знают об обращениях наши современники. Учащимся МОУ «Первомайская СОШ», некоторым родителям и учителям был предложен следующий вопрос: «Какие из общепринятых обращений начала XX века вам известны?»
Среди ответов учащихся распространенными были такие: господин, госпожа, сударь, сударыня, ваше величество.
А вот ответы родителей и учителей показали наиболее широкий спектр знаний общепринятых обращений начала прошлого века: сударь и сударыня, дама и мадам, барышня и барыня, господин и госпожа, милостивый государь, ваше величество, ваше сиятельство, ваша милость.
Итак, приведенные данные свидетельствуют о том, что современное молодое поколение (школьники) недостаточно осведомлено об общепринятых обращениях начала прошлого века, наверное, потому что школьники мало читают художественные произведения, повествующие о том еще недалеком времени, невнимательно смотрят фильмы, плохо владеют историческими знаниями.
Более глубокие знания показали люди старшего возраста, что свидетельствует об их компетентности в данном вопросе, о более глубоких знаниях по истории своей страны.
На вопрос: «Какие обращения вы могли бы предложить в качестве общепринятых в наше время?» учащиеся затруднились ответить. Были такие варианты: господин и госпожа, сударь и сударыня.
Ответы родителей и учителей практически совпали: сударь и сударыня, дама, мадам, барышня, господин и госпожа.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в области обращений современный русский язык испытывает известный дефицит, имеющихся обращений явно недостаточно, поэтому возникает желание их разнообразить, что отражает мнение опрошенных. Конечно, трудно представить, что когда-нибудь мы будем называть друг друга милостивыми сударями и сударынями, но уже сегодня видно: прочно входят в обиходную речь обращения господин и господа.
Кто знает, может, приживутся в нашем языке и судари, и сударыни, и милостивые государи. Пусть язык и каждый из нас выбирает то, что ему кажется подходящим и что может удовлетворить всех. Дело не в отдельных словечках и не в языке в целом, дело в нас самих. В тех этических, моральных, культурных утратах, которые мы понесли и еще можем понести, если забудем о постоянном самовоспитании личности, о нравственной высоте и чистоте нашего общества.
2.1. Обращения в официальной сфере общения
Для исследования оценочной функции обращений были использованы сферы официального и неофициального общения школьников, учителей и родителей.
Было проведено анкетирование 42 учащихся разных классов МОУ «Первомайская СОШ», 16 учителей и 22 родителя. Им были предложены следующие вопросы:
« Какие обращения вы используете при официальном общении со старшими и учителями, сотрудниками по работе?»
Ответы учащихся были такими: 1) полное имя и отчество-80%, 2) без конкретизации имени, использование местоимения Вы-15%, 3) стяжение имени и отчества (Денис Анатолич, Пал Сергеевич)-5%
Ответы учителей и родителей: 1) полное имя и отчество-85%, 2) стяжение имени и отчества (Марь Ивановна)-5%, 3) только отчество (Петровна)-5%, 4) только фамилия-5%.
Данные анкетирования отображены в представленных диаграммах:
Использование в роли обращения к старшим по возрасту полного имени и отчества оказалось наиболее распространенной формой как для школьников, так и для людей более старшего возраста, однако форма умеренного стяжения имени и отчества, как подтверждает представленный материал, тоже используется. Кстати, умеренное стяжение является нормой устного произношения. Использование обращения без конкретизации имени (употребление местоимения Вы) при общении со старшими указывает на затруднения в выборе обращения у школьников. А вот использование в роли обращений отчества и фамилии свойственно для людей старшего возраста (для родителей и учителей).
« Какие обращения используют учителя, обращаясь к учащимся, как к группе лиц?»
Ответы учащихся: 1) ребята-58%, 2) дети-19%, 3) ребятки-7%, 4) мальчики и девочки-6%,5) без конкретизации адресата (Вы)-5%, 6) ребятишки-3%, 7) соколики-1%, 8) юные леди-1%.
Ответы родителей и учителей: в школе их называли – 1) дети-40%, 2) ребята-40%, 3) пионеры, комсомольцы и октябрята-20%.
Обработанные данные представлены в виде диаграмм:
Многообразие форм обращения учителей к учащимся как группе лиц выявляет широкий спектр оценочного воздействия (осуждения или одобрения) на адресата. Многие слова в роли обращения становятся штампами разговорной речи, например: дети, ребята; а многие характеризуются повышенной экспрессивностью и эмоциональностью, например: ребятки, ребятишки.
По мнению школьников, некоторые из обращений, свойственных определенным учителям МОУ «Первомайская СОШ», легко узнаваемы: например: обращение «соколики», «юные леди».
2.2. Обращения в неофициальной сфере общения
« Какие обращения используют учащиеся, родители и учителя в среде сверстников?»
Наблюдаемый процесс обусловлен, очевидно, стремлением русского языка к выражению оценочного смысла, связанного с эмоциями и интеллектом говорящего, намеренного даже в процессе установления контакта и общения с собеседником
определить его по «шкале ценностей». Наиболее нейтральными в этом плане стали собственные имена.
Особенными показались, на мой взгляд, обращения по имени – отчеству и по отчеству в неофициальной обстановке учителей, наверное, это обусловлено сферой их деятельности.
«Какие формы обращения используются при установлении речевого контакта с незнакомыми людьми в официальной и неофициальной обстановке?»
Ответы опрошенных практически совпали. В основном, при установлении речевого контакта с незнакомыми людьми используются следующие варианты: использование местоимения ВЫ вместо обращения ( скажите,…, не знаете ли вы,… ), использование вопросительных предложений вместо обращения ( Как пройти к автостанции? ), по полу ( мужчина, женщина ), формы речевого этикета в сочетании с местоимением ВЫ ( извините,…; скажите, пожалуйста. ; будьте добры,… ), по возрасту ( бабушка, дедушка ), по оценочному признаку ( малыш, красавица ), по профессии ( доктор, водитель ). Значительную группу составили те, кто испытывал затруднения при выборе обращения к незнакомому человеку.
Хочется отметить, что некоторые учащиеся отмечали более разнообразные формы обращений к незнакомым лицам: барышня, мадам, сударыня ; но таких обращений было незначительное количество, что говорит о том, что данные обращения еще не укрепились в среде нашего общения, только время покажет, укрепятся ли они в нашем языке.
Итак, в ситуации нейтрального, обиходно-делового обращения на улице, в общественном транспорте, в магазине, на почте, в больнице и т.д. наиболее распространенной стала форма использования местоимения ВЫ вместо обращения среди представителей молодого поколения, а этикетная форма в сочетании с местоимением ВЫ (извините, пожалуйста, Вы…) наиболее употребима среди людей зрелого возраста, что говорит о недостаточно высокой культуре общения современных подростков.
Итак, хочется отметить, что главный недостаток современных обращений подростков – отсутствие в них уважения, деликатности. Однако обращение – всего лишь «зеркало» отношений в обществе, поэтому можно сказать, что уважение – это не столько лингвокультурологическая, сколько социальная категория. Чтобы уважение стало фактом социального поведения, а значит – и фактом русской этикетной системы, нужно формировать такую социологическую и морально-этическую категорию, как личность. Именно личность – начало, основание, фундамент всей этикетной системы.