роль мышления в жизни человека

Роль мышления в жизни человека

роль мышления в жизни человека

Здравствуйте, любимые читатели. Давненько я не выкладывала на сайте ekstraverty.ru свои новые посты. Тема данной публикации — Роль мышления в жизни человека.

Главная особенность, отличающая человека от других млекопитающих – способность мыслить. Это умение лежит в основе развития науки, разных видов искусства, определяет политику и религию.

В сравнении с иными формами познавательной деятельности мышлению принадлежит одна характерная особенность. Она заключается в том, что личность, используя умения думать, наблюдать и изучать какие-либо явления, получает возможность анализировать, сравнивать и делать выводы.

Простыми словами, мышление – это высшая степень познавательного процесса. Основные его формы – понятие, суждение и умозаключение.

Без мышления невозможен ни один вид человеческой деятельности. Будь то работа, обучение или общение. Оно тесно связано с такими качествами личности как воля, мотивация, способности и эмоции.

Функции мышления

роль мышления в жизни человекаРеализация функций этого процесса в человеческой жизни довольно разнообразна. Из них можно выделить несколько основных:

Понимание – раскрытие сущности явлений или предметов. Осознание их значения, смысла и предназначения на основе уже имеющегося опыта. Более того, это выяснение способа возникновения явления, анализ условий, при которых оно могло возникнуть. Функция понимания необходима при усвоении любой информации и передаче ее при помощи перефразирования, то есть, своими словами.

Генерация или выстраивание целей – необходимое условие в процессе становления личности. Большую роль эта функция играет и при методах самосовершенствования. Только при постановке определенных задач, человек получает способность к развитию, освоению необходимых навыков, познанию нового.

Функция решения задач основана на выборе вариантов при прогнозировании событий или явлений. Например, если решение задачи в первый раз оказалось удовлетворительным, то во второй раз будет использован тот же способ решения уже на основе приобретенного опыта. Если какая-либо задача повторяется с определенной регулярностью, подсознательно на основе рефлексии просто будет выдан уже готовый рецепт успеха.

Виды мышления

роль мышления в жизни человекаВ определенных условиях или конкретной ситуации подключается определенный тип мышления. Это зависит от поставленных задач и способа их решения. Выделяют следующие его виды:

При помощи дедуктивного мышления находится решение от общего к частному. Метод часто используют в научных исследованиях, медицине, криминалистике. Применение дедукции в профессиональной деятельности подробно раскрывается в фильме о знаменитом сыщике Шерлоке Холмсе. Его наблюдательность, логика и феноменальная память помогают раскрывать самые загадочные преступления.

Индуктивный метод обратно пропорционален дедуктивному. При таком виде мышления, наоборот, общий вывод делается из нескольких частных ситуаций.

Творческий тип обладает наибольшей свободой. Оно доступно далеко не каждому, но ему можно научиться. Чаще всего оно бывает врожденным, унаследованным. Реже приобретается в течение жизни. Им обладают творческие натуры: художники, скульпторы, музыканты, деятели культуры.

Аналитический тип основан на глубоком анализе явлений и ситуаций. Он базируется на внимании к деталям и систематизации. Вывод в этом случае всегда основывается на анализе.

Критический образ предполагает не только анализ, но и выстраивание собственной цепочки суждений. Сомнительные факты обязательно подвергаются проверке для оценивания их достоверности.

Логический тип немыслим без интеллектуальной составляющей. Он базируется на строгих правилах и законах. Этот образ мышления еще раз доказывает разницу в мыслительной деятельности человека и животного.

Рациональный метод имеет большое сходство с логическим. Служит стандартным термином, обозначающим мышление в психологии. Оно подразумевает восприятие мира с разумной, критической точки зрения.

Подведем итоги

роль мышления в жизни человекаЗначение мышления в жизни человека для формирования успешной личности огромно. Без него ни один индивидуум не сможет воспользоваться необходимыми ему знаниями. И наоборот, максимальную пользу даже из минимума информации можно извлечь при достаточно развитой мыслительной деятельности.

Человеческая природа уникальная. Мы достаточно молодой вид живых существ, который смог встать на вершину пищевой цепи на планете Земля. Только интеллектуально развиваясь, мы сможем покорить новые пределы досягаемости и добиться успеха. Дерзайте!

На этом заканчиваю повествование. До скорых встреч. Пока!

Источник

Мышление

Мышление является высшим психическим процессом в человеческом сознании. Эта способность во многом определяет успешность человека в жизни, ведь от неё зависит умение решать повседневные задачи, добиваться поставленной цели.

роль мышления в жизни человека

Что такое мышление

Результатом мышления является мысль – понятие, идея, смысл. Мыслительные процессы противопоставляются низшим формам познания реальности, свойственным и животным – ощущению и восприятию.

То, что мышление является содержанием и сущностью человеческой деятельности, можно понять по тому факту, что оно окружает нас буквально повсюду. Мышление лежит в основе всей человеческой науки, искусства, политики, религии. Так, многие человеческие постройки обладают не только утилитарным назначением, но и символическим: определённое значение имеют архитектура здания, его расположение, характер подсветки, даже материалы, из которых оно было построено.

Мышление имеет одну отличительную особенность по сравнению с другими формами познания. С его помощью можно получить такую информацию о предмете, которая не может быть воспринята непосредственно. Это достигается с помощью таких мыслительных процессов, как дедукция и аналогия.

Виды мышления в психологии

Выделяется несколько видов мышления в психологии.

Все они представляют собой как бы различные уровни представления действительности, разные уровни абстрагирования:

роль мышления в жизни человека

Функции и процессы мышления

Любая разновидность мышления реализует определённый набор процессов, которые обеспечивают познание окружающего мира:

При этом маленькому ребёнку необходимо производить указанные действия буквально: разбирать, складывать предметы, раскладывать их по определённым признакам. Взрослому человеку достаточно мысленно представить все эти действия.

По своим функциям разновидности мышления в психологии разделяются на репродуктивное, продуктивное и творческое. Первый вид – повторение усвоенных правил по заданному алгоритму; таким образом, например, решаются типовые задачи в учебниках. Здесь мыслительные процессы направлены не на получение нового знания, а на закрепление имеющегося материала. Вторая разновидность – продуктивное мышление, при котором человек выходит за рамки имеющихся знаний и получает некие новые сведения; при этом новыми они являются только для данного индивида, но не для человечества. Если же полученная таким способом информация является новой и для человечества, то здесь задействована третья разновидность – творческое мышление. Мыслительные процессы в данном случае приобретают особую сложность и структуру.

Наглядно-образное мышление подчиняется единому алгоритму. Сначала человек приводит одно суждение, потом добавляет к нему другое, и на их основе делает третье суждение – умозаключение. Оно и является целью мыслительных процессов.

Типы мышления

Психологи выделяют также различные типы мышления. Обычно каждый тип разделяет людей на две категории:

В каждом из указанных типов мыслительная активность имеет свою специфику. От этого зависит, в частности, умение делать истинные и ложные умозаключения. Однако слишком выраженные представители какой-либо стороны склонны постоянно делать логические ошибки. Таковы, скажем, экстерналы и интерналы. Они часто не могут объективно оценить ситуацию и руководствуются простейшими изначальными установками: «Это произошло из-за меня» или «Это произошло из-за других», когда на самом деле ситуация произошла в силу стечения многих обстоятельств. И в ней есть как часть вины самого человека, так и часть вины окружающей обстановки.

роль мышления в жизни человека

Пример: «Мусульмане не едят свинину. Вася не ест свинину. Следовательно, Вася – мусульманин». Ошибка в рассуждении очевидна. Правильное рассуждение в данном случае было бы таким: «Мусульмане не едят свинину. Ахмет – мусульманин. Следовательно, Ахмет не ест свинину». Предикатив не является существенным признаком предмета, он актуален лишь на момент высказывания; поэтому один и тот же предикатив может прикладываться к множеству не связанных между собой предметов. Не едят свинину не только мусульмане, но и вегетарианцы (они вообще отказываются от мяса), бедняки (у них просто нет денег на свинину), стеклянные бутылки (это неодушевлённые предметы, они не могут питаться) и др.

Именно такой, предикативный тип рассудка стал причиной средневековой «охоты на ведьм», когда колдуны и ведьмы отыскивались по внешним признакам: рыжий цвет волос, особая одежда, голос и т. д. (всё это – признаки, несущественные для предмета со статусом «ведьма»). Он же порождал националистические, расистские теории, религиозную нетерпимость, столкновения разных молодёжных субкультур. В наше время предикативный рассудок заправляет так называемым потребительским обществом. Все хотят быть похожими на успешных людей, «крутых», богатых и знаменитых, при этом похожими чисто внешне. «Типичный потребитель» не понимает, что Павел Дуров успешен не потому, что он имеет много денег, а потому, что он талантливый программист, разработчик нескольких крупных проектов (и лишь поэтому имеет много денег). Предикативный рассудок порождает такое явление, как зависть, при этом человек сам не понимает, чему именно он завидует.

Источник

15.1. Понятие мышления

При разграничении сфер влияния философии и психологии главным, очевидно, является вопрос о том, чье мышление является объектом исследований. Для философии мышления возникает прежде всего как общественно-исторический процесс, как историческое развитие познавательных возможностей человечества, как родовое мышления человечества, а в конкретно-психологическом аспекте акцент ставят на мышлении конкретных людей, конечно, вызванного историческим развитием. Философию (теория познания) в первую очередь интересует конечный продукт познавательной работы человека (можно ли мышление рассматривать как отражение внешнего мира?)

А психологию интересует сам процесс порождения и сохранения продуктов познавательной работы.

Психологическая наука в процессе своего исторического развития постепенно отделялась от философии, поэтому не случайно, что в поле зрения психологов прежде всего попали те виды мышления, которые изначально привлекали внимание философов. Это теоретическое, міркувальне мышления.

Один из выдающихся философов Г. Декарт выдвинул формулу «Я мыслю, следовательно, я существую». Если оставить в стороне философский смысл формулы и рассматривать его только в конкретно-психологическом аспекте, то становится понятным, что эта формула очевидно выдвигает мышления на первый план в психическом жизни человека, считая мышления признаком существования человека.

И вполне справедливо: ничто так не убедительно доказывает существование человека, как акт мышления.

Понятие «ошибка» вообще трудно применять к характеристике поиска решения задачи: то, что является «ошибочным» с точки зрения конечного этапа, выполняет часто очень полезную подготовительную функцию.

С философским аспектом мышления тесно связан социологический, который ориентирован на изучение исторического развития процессов познания в зависимости от социальной структуры различных обществ.

Предмет психологии мышления размещен будто на пересечении двух отраслей: той, что относится к компетенции психологического изучения, и той, которая составляет предмет комплексных исследований мышления. С этим связана сложность выделения предмета психологии мышления, поскольку оно четко не отграниченное от других психологических явлений, а психологический подход к его изучению тесно переплетается с подходами других наук. Возникает вопрос, с чем, собственно говоря, имеют дело психологи, когда они изучают «мышление». Эта реальность не является однородной, поскольку существуют различные виды мышления, а также различия в подходах к его определения, которые реализуют различные науками.

Состав понятий, которыми оперирует мышления конкретного человека, не определяется свойствами ее нервных процессов. Собственно он определяется условиями усвоения этих категорий, условиями деятельности, жизни человека, различиями в культуре.

Итак, на одном и том же нервном субстрате, условно говоря, могут разыгрываться совершенно разные психологические процессы мышления. Именно поэтому психологический анализ в отношении независимый от физиологического анализа.

В последние десятилетия мышления интенсивно изучали и продолжают изучать в кибернетике, в пределах которой сложились различные отрасли, среди которых наибольший интерес представляет та, которую называют «искусственным интеллектом».

Кибернетика рассматривает мышление человека как информационный процесс, фиксирует то общее, что есть в работе электронно-вычислительных машин и в мышлении человека. А психологию прежде всего интересует специфика человеческого мышления, его отличия от информационных процессов, которые реализуются через современные технические устройства. Взаимодействие психологии и «искусственного интеллекта» существенно изменила содержание психологии мышления.

Отражая действительность, на чувственном уровне, человек получает разнообразную информацию о внешние свойства и признаки предметов, которые фиксируются в ее сознании в гамме звуковых, пространственных, временных, вкусовых, осязательных и других образов.

Но исчерпывающие знания о неощутимы, но существенные свойства и признаки предметов действительности человек получает с помощью мышления.

МЫШЛЕНИЕ — это процесс опосредованного и обобщенного отражения человеком предметов и явлений в их существенных связях и отношениях.

Особенности мыслительного отражения действительности являются такими:

С помощью мышления человек познает существенные признаки, которые оказываются общими для схожим в том или ином аспекте предметов, и осмысливает их обобщенно, оперируя понятиями.

Мышление человека неразрывно связано с языком, который является орудием формирования и способом существования мысли, поскольку в слове закрепляется накопленный познавательный опыт, который человек при необходимости использует.

Практика служит источником мыслительной деятельности. Мышление порождается потребностями человеческой практики и развивается в процессе поиска путей их удовлетворения.

Значение мышления в жизни человека заключается в том, что оно дает возможность:

Мышление является основанием сознательной деятельности личности, формированиями ее умственных и других свойств. Уровень его развития определяет, в какой степени человек способен ориентироваться в окружающем мире, как она овладевает обстоятельства и себя.

Мышление каждого человека развивается и формируется в процессе его собственной активной познавательной деятельности, его содержание и характер всегда обусловлены общим уровнем познания, которого достигло общество на определенном этапе своего развития. Это дает основания рассматривать мышление как продукт общественно-исторического развития.

Общественная природа мышления проявляется также и в потребностях общества, в характере тех познавательных задач, на решение которых оно направлено.

Источник

Развитие мышления

Правильно мыслить более ценно, чем многое знать.
Джон Локк

Развитие мышления – это, как я считаю, одна из наиболее важных задач для любого уважающего себя человека, а возможно и самая важная, которую необходимо решать любыми способами, причем в течение всей жизни. Я не преувеличу, если скажу, что от того, насколько развитым является мышление человека, напрямую зависит качество его жизни. А в ближайшем будущем эта зависимость станет еще больше, потому что мир сильно меняется, в нем определенным образом обесценивается роль знаний, которые быстро устаревают и становятся все более доступными, а на первое место выходит умение этими знаниями пользоваться, и особенно важно и ценно – умение создавать новые знания. А сделать это можно только с помощью мышления, и не абы какого, а очень качественного, очень активного, очень живого и плодотворного мышления, которое, как вы знаете, является главным преимуществом человека перед остальными живыми существами на этой планете. И это преимущество, нам нужно развивать. В этой статье, дорогие читатели, я расскажу вам о том, что такое мышление, зачем оно нам нужно, какую роль оно играет в нашей жизни и как его можно развивать. Также в конце статьи я представлю вашему вниманию свою программу развития мышления, которую я специально разработал для тех, кто хочет развивать свое мышление вместе со мной.

Что такое мышление

Итак, мышление – что это такое? Надо нам с этим словом, понятием, разобраться, ведь должны же мы с вами понимать, что именно нам нужно развивать. Существуют разные определения этого слова, понятия, процесса, навыка. Я расскажу вам о том, что я считаю мышлением и как я его понимаю. Мышление – это процесс, который протекает в нашей голове в виде поиска информации, причем как существующей в нашей памяти, так и несуществующей, то есть такой, которую мы можем придумать. Этот процесс запускается посредством постановки вопросов и поиска на них ответов. Такой процесс позволяет нам не только вспоминать, но и выявлять и даже создавать причинно-следственные связи между различной информацией, так как вопрос – это связующее звено между ответами, которыми являются наши мысли. Каждая наша мысль – это некий островок реальности, как виртуальной, так и действительной, который позволяет нам ориентироваться в этом мире. И собирая эти островки друг с другом – мы можем сформировать целостную, насколько это возможно, картину мира. Постановка вопроса – это как раз собирание из этих островков реальности целостной картины мира, с помощью которой мы стараемся что-то понять, что-то найти, что-то придумать. Таким образом, наше мышление, если смотреть на него как на структуру, представляет из себя сложную архитектуру вопросов и ответов, которые связаны между собой процессами поиска, а эти процессы поиска – это уже мышление как процесс. Я под мышлением понимаю прежде всего процесс, а не структуру.

Следовательно, человек-мыслящий – это человек, который умеет задаваться вопросами и искать, вспоминать или придумывать на них ответы. Вообще, сама жизнь постоянно ставит перед человеком различные вопросы, решая или пытаясь решить которые, каждый из нас думает настолько хорошо, насколько много ответов на эти вопросы он находит. Если на каждый поставленный перед вами жизнью или другими людьми вопрос у вас есть только один ответ – ваше мышление не очень хорошо развито. Если вы сами не умеете задаваться вопросами и искать на них ответы, то это совсем плохо. В таком случае вы будете подобны роботу – в вас загрузят готовые инструкции [знания], которыми вы будете руководствоваться при принятии решений. В этом случае все будет зависеть от качества и количества загруженных в вас инструкций – знаний, информации, которые, как вы знаете, могут быть неполными, могут устаревать, могут быть ошибочными или даже намеренно искаженными. Поэтому не обладая развитым мышлением, вы даже при наличии у вас хороших знаний, можете быть крайне неэффективны и совершать в своей жизни массу ошибок. Поэтому я считаю, что мышление – важнее знаний. И если вы мыслите очень хорошо, то даже не обладая достаточными знаниями, вы сможете многое понять, многое сделать, многое решить, многое придумать. Давайте теперь посмотрим, каким бывает мышление.

Какое бывает мышление

Существует много классификаций мышления. Я укажу вам, на, как я считаю, три наиболее важных вида мыслительной деятельности, или лучше сказать, на способы мышления, так как говоря о мышлении, я вижу в этом способ достижения какой-то цели. Для меня мышление – это не столько способность человека воспринимать действительность, хотя и для выполнения этой задачи оно также предназначено, сколько способность на эту действительность влиять, изменять ее, улучшать. Я предпочитаю взирать на мир через действия.

Так вот, виды мышления или способы мышления, могут быть следующими:

1. Творческое мышление – это, пожалуй, самая высшая форма мышления, позволяющая человеку создавать что-то новое, уникальное, особенное, интересное. Мне кажется, что люди несколько недооценивают этот вид мышления, так как не понимают, когда и в каких ситуациях оно может быть использовано. Между тем создать что-то новое, пусть даже относительно новое, действительно, очень непросто. Я не скажу, что нужно родиться гением, чтобы творить, но я считаю, что по-настоящему творческого человека нужно специальным образом воспитывать. Конечно, в повседневной жизни мы все способны время от времени демонстрировать элементы творческого мышления – используя творческий подход для решения различных проблем и задач. Но вот чтобы постоянно обращаться к этому мышлению, для решения в том числе и грандиозных задач – вот на это способны немногие. При этом, как и многое другое в этой жизни – творческое мышление можно развить, а значит, ни для кого из нас такой способ мышления не является недоступным. А то, что оно может понадобиться вам в самых разных жизненных ситуациях – не вызывает никаких сомнений. Вы может быть и не собираетесь творить, придумывать что-то новое, чем-то удивлять мир, но я уверен, что в вашей жизни не раз возникали такие ситуации, в которых вы просто не знали, как вам поступить. Вот для решения таких ситуаций вам и пригодится творческое мышление, благодаря которому вы сможете придумать необычное, нестандартное, но очень эффективное решение стоящей перед вами задачи или проблемы. Да и вообще, мало ли в нашей жизни таких дел, таких вопросов, для решения которых требуется применить нестандартный подход? По-моему, мы постоянно с ними сталкиваемся. И тот, кто умеет мыслить творчески, всегда оказывается в выигрыше.

2. Критическое мышление – это следующий по значимости и важности вид мышления. Хотя некоторые люди ставят этот способ мышления на условно первое место. Я к их числу не принадлежу, но тем не менее считаю, что роль критического мышления в нашей жизни огромна. Что же это за мышление такое? Если говорить коротко, то критическое мышление – это такой способ мышления, благодаря которому человек ставит под сомнение любую поступающую к нему информацию, независимо от ее источника. Также он ставит под сомнение собственные убеждения и правильность своего мировоззрения. Очень, согласитесь, разумный подход к жизни, в которой крайне опасно слепо кому-то доверять. И хотя это непросто – постоянно во всем сомневаться, ибо тогда многое надо будет проверять и над многим нужно будет задумываться, что не всегда представляется возможным, все же этим следует заниматься всегда, когда для этого есть возможности. А то ведь у нас как бывает – если какая-нибудь авторитетная личность что-то сказала или написала, значит нужно принимать эти слова на веру, даже не задумываясь не только над возможной ошибочностью этих слов, но и над их намеренным искажением. В действительности, этого делать не следует. Неважно, кто и что говорит или пишет – сомневаться нужно во всем. Только в меру, чтобы не стать параноиком. Проще говоря – автор, кем бы он ни был, может ошибаться или намеренно лгать. И мы должны допускать такую возможность, независимо от авторитета этого автора. Есть мнение, согласно которому, переход того или иного общества к критическому уровню мышления – это необходимая предпосылка для начала его цивилизованного развития. Я с этим полностью согласен и добавлю, что критическое мышление – это показатель зрелости психического развития человека. Точнее, один из показателей.

3. Логическое мышление – это тоже крайне важный для человека способ мышления. Это такое мышление, без которого человек не сможет адекватно воспринимать реальность и принимать правильные решения. Не будем сейчас говорить о значимости логического мышления, в сравнении с другими способами мышления, ибо мнения тут могут быть разные, но совершенно очевидно, что умение мыслить логически в нашем обществе является явным признаком здравомыслия. Можно сказать, что без здоровой логики в этой жизни не обойтись. Хотя есть люди, которым каким-то образом удается это делать. Но это не суть важно. Логика важна для нас, без нее нормально мыслить невозможно, поэтому у меня эта форма мышления идет третьей по счету. Логическое мышление позволяет человеку правильно понимать причину и следствие. Чтобы объяснить вам его суть, я не стану сейчас рассказывать о законах логики, о них мы с вами отдельно поговорим. Я лучше проведу аналогию с природой. Вот скажем, кинув в землю семя – вы ожидаете, что оно прорастет, и это логично. Здесь причина и следствие подчиняются законам природы, а вместе с этим и законам логики. Дальше можно рассуждать и над более сложными вещами, требующими больших познаний и состоящими из более длинных логических цепочек. Допустим, можно сказать, что за летом следует осень, за осенью зима, а за зимой весна, а затем опять лето – это логичное рассуждение. Такой может быть логическая цепочка, состоящая из нескольких звеньев, связанных между собой логическими выводами. А вот если вы скажете, что после лета наступает зима, или весна, то это нелогично. Понимаете, в чем заключается смысл логического мышления? В выявлении тех закономерностей, которые существуют в этом мире. Можно еще сказать, что логика позволяет понять законы бытия. Правда на понятийном уровне она не всегда безупречна, и некоторые мысли людей попадают в логический тупик, из которого не могут выбраться. Тем не менее, в большинстве ситуаций большинство людей руководствуются именно логикой в своих рассуждениях и размышлениях, даже когда она у них крайне неэффективная. Логика как раз тем и интересна, что ее используют практически все люди, независимо от того, знают они законы логики или нет. Поэтому логическое мышление обязательно нужно развивать, чтобы пользоваться им ни как получится, а как надо.

Давайте, друзья, пока на этом остановимся. Есть, конечно, и другие способы мышления, такие как аналитическое мышление; системное мышление; интуитивное мышление; латеральное мышление; стратегическое мышление; образное мышление и другие виды, формы, способы мышления. Мы обо всех этих способах мышления поговорим с вами в отдельных статьях – внимательно их все изучим, выясним, как, то или иное мышление следует развивать и как им пользоваться.

А пока давайте задумаемся над тем, что у всех этих способов мышления общего, что их все объединяет и с помощью чего человек может развивать свое мышление, независимо от его формы? Вот я подумал над этим вопросом и пришел к выводу, что общим у них у всех является способность человека задаваться определенными вопросами и умение искать на них ответы, ну и, разумеется, рано или поздно находить их. Выше, давая определение мышлению, я объяснил это более подробно. А определенные вопросы потому являются определенными, что в зависимости от того, какой именно способ мышления вы хотите развить, вам следует задаться подходящим под него вопросом. Например, когда вы тренируете аналитическое мышление – вы разделяете что-то, какой-то объект или какую-то мысль на части и изучаете эти части. Следовательно, вопросы здесь будут примерно такого рода: “Как это устроено или из чего это состоит?” и так далее. А вот если мы хотим мыслить логически, то нам нужно научиться определять причинно-следственные и следственно-причинные связи, путем постановки следующих вопросов: “Как и/или почему?” Если мы системное мышление развиваем, тогда перед нами встают такие вопросы как: “Какими функциями обладает тот или иной объект, какова его конструкция, структура, каков его жизненный цикл и частью чего он является?”

Понятно, что вопросов может и должно быть больше, ведь чем больше вопросов, тем качественнее мышление. Я вам привел очень простой пример того, как протекает мыслительный процесс в нашей голове, чтобы показать, что любая форма мышления состоит из подходящих под нее вопросов, некоторые из которых мы, кстати, можем даже не осознавать. Скажем, если мы просто на что-то смотрим, на какой-то объект или процесс, и испытываем какие-то эмоции, то совсем необязательно, что мы будем эти эмоции осознавать, объясняя себе свое состояние посредством постановки вопросов, таких как: “Что именно я вижу и почему меня это пугает или радует?” Весь этот процесс постановки вопросов и поиска на них ответов, может проходить в нашем подсознании, поэтому мы и не можем ничего объяснить, но мы можем испытывать определенные чувства и эмоции, то есть, просто переживать их. А вот когда мы начинаем задаваться вопросами и искать на них ответы, то есть, уделяем этому процессу свое внимание, вот тогда мы переводим этот процесс на уровень сознания, что позволяет нам управлять им и контролировать его. А управляя этим процессом и контролируя его – мы можем его и развить, тренировать, совершенствовать. Вот поэтому под развитием мышления я понимаю – осознанный, а значит и волевой процесс постановки перед самим собой правильных вопросов, ну, по возможности правильных, и поиск на них ответов. Ниже мы с вами поговорим об этом более подробно. А пока давайте посмотрим, какое значение имеет мышление в нашей жизни.

Значение мышления в жизни человека

Теперь давайте поговорим о том, какое значение имеет мышление в нашей жизни. А оно, друзья, огромно. Никакие знания не дадут человеку того, что может дать ему хорошо развитое мышление, по той простой причине, что, не имея достаточно развитого мышления, человек не сможет воспользоваться даже очень полезными знаниями. И наоборот, хорошо развитое мышление позволит человеку извлечь максимум пользы даже из небольшого количества информации.

Честно сказать, я не понимаю тех людей, которые не придают мышлению серьезного значения. Ведь жить не думая, на мой взгляд, очень рискованно. В мире, где тратятся гигантские средства на пропаганду, рекламу, маркетинг, не уметь мыслить, все равно что быть безоружным в диких джунглях, где тебя в любой момент могут съесть дикие животные. Как вот, к примеру, можно обойтись без критического мышления, что-то читая, смотря, слушая, когда для тебя могут что угодно написать, что угодно тебе могут показать и рассказать, а следовательно, и к чему угодно побудить? Или как обойтись без логики, которая позволяет человеку делать правильные выводы из поступков других людей и из своих собственных поступков, которая помогает ему задумываться о последствиях тех или иных его решений? А аналитическое мышление, разве можно без него в чем-то разобраться и что-то по-настоящему понять? Ну и так далее. Нам постоянно приходится использовать различные способы мышления для адекватного реагирования на внешние и внутренние раздражители. При этом под адекватностью я понимаю не столько этичность, сколько практичность поведения человека. А это, как показывает жизнь, во многих случаях разные вещи. Другими словами – нельзя выбрать для себя какую-то одну, общепризнанную и много раз проверенную модель поведения и придерживаться этой модели в течение всей жизни – нельзя постоянно использовать одни и те же решения в различных ситуациях. Жизнь настолько сложна, что постоянно требует от нас нестандартного или хотя бы немного измененного подхода к той или иной ситуации, которая в чем-то обязательно будет отличаться от предыдущих ситуаций. Другими словами – жизнь часто ставит перед нами новые вопросы, к которым старые ответы не всегда подходят. Да даже просто поиск правильного шаблонного решения требует от человека развитого мышления. И если мы не в состоянии проявить живость ума, когда это необходимо – мы совершаем ошибки, которые приводят нас к самым разным последствиям, в том числе и очень тяжелым. Ошибки, в любом случае неизбежны, это понятно, но имея развитое мышление – вы будете совершать их гораздо реже. И что особенно важно и ценно – вы будете учиться на них.

Вообще, мотивация к тому, чтобы развивать свое мышление и в целом развиваться – у разных людей может быть разная. Кому-то хочется просто жизнь свою улучшить, кто-то какие-то свои великие идеи хочет в жизнь воплотить, а кого-то быть может что-то не устраивает. Я считаю, что неважно, чем мотивируется человек, когда к чему-то очень сильно стремится, особенно в вопросе развития себя и своих способностей. Главное, на мой взгляд – это активность человека – она обязательно должна быть в его жизни, потому что она означает, что человек живет, а не просто присутствует на этом празднике жизни. Вот сколько мне доводилось встречать людей, которые были чем-то недовольны, которые ссылались на несправедливость этого мира в своих рассуждениях, которым что-то не нравилось. Но на мой вопрос о том, что они делают, чтобы что-то изменить – они ничего конкретного не отвечали. Обычно все заканчивалось тем, что человек убеждал меня, но в первую очередь себя, что от него ничего не зависит. Но это не так. На самом деле от каждого из нас может зависеть многое. Но при этом понятно, что одного желания мало. Если человек хочет на что-то повлиять, чтобы что-то изменить – он должен стать сильной личностью. А чтобы стать сильной личностью – он должен ее в себе развить. А чтобы ее в себе развить, ему нужно развивать именно те свои качества, которые для любого человека являются самыми важными. Если вы посмотрите на то, как устроен наш мир, то вы поймете, что для человека важно быть умным, если он хочет быть сильным. Не будем сейчас останавливаться на том, что значит быть умным, это мы обсудим в другой статье, но совершенно очевидно, что развитое мышление – это признак большого ума. Согласны? Уверен, что согласны. Тогда что может вас останавливать перед тем, чтобы не начать развивать его любыми доступными вам способами?

Так что мышление – это наша сила, великая сила. И ее нужно развивать и приумножать. Вы только подумайте, какие возможности открываются перед тем, кто обладает очень хорошим мышлением, и может комбинировать старыми идеями и генерировать новые для реализации в жизнь любых своих желаний. Конечно, чтобы воспользоваться имеющимися у тебя возможностями, одного только мышления недостаточно, нужно еще и мотивацию хорошую иметь, чтобы следовать намеченным целям, а она, как я уже сказал выше, может быть любой. Но без мышления, даже сама постановка цели становится крайне сложной задачей. Поэтому давайте теперь поговорим о том, как развить мышление.

Как развить мышление

Существует множество способов развития мышления, начиная с решения различных задачек и головоломок, к которым мы привыкли с детства, и заканчивая придумыванием чего-то принципиально нового, для чего необходимо задействовать свои творческие способности. В целом, в зависимости от того, какую задачу решает человек, у него будет развиваться тот или иной вид мышления. Но опять-таки, если говорить о чем-то, что будет общим для развития любого вида мышления, то мы с вами снова придем к нашему волшебному рецепту – к умению задавать и задаваться вопросами и умению искать и находить на них ответы. Чтобы начать это делать, я считаю, необходимо поставить под сомнение те представления о мире, которые мы имеем. Мы с вами знаем об этом мире не все, и это очевидно, а что-то мы знаем неправильно, в чем-то ошибаемся, это тоже не подлежит сомнению. Но при этом, многие из нас не знают о том, что они чего-то не знают и что-то не понимают. Вот в чем проблема. Понимаете – это начальный уровень развития человека – когда он не знает о том, что многого не знает и не понимает. Вот когда человек находится на этом уровне, то крайне важно вытащить его из той зоны его интеллектуального комфорта, в которой он находится. С этого шага может начаться и часто начинается его развитие. А развитие человека – это в первую очередь развитие его мышления.

Кто-то из вас может спросить – зачем вытаскивать человека из того состояния, в котором ему хорошо и комфортно. А я вам скажу зачем. Затем, что у всего в этой жизни есть своя цена, в том числе и у невежества, в том числе и у недостаточно хорошо развитого мышления. И надо сказать, что цена эта порой бывает очень высокой. Посмотрите, сколько ошибок разной степени серьезности люди совершают в своей жизни, и к каким страданиям они их приводят. Некоторые из этих ошибок ставят крест на всей жизни человека. А несчастная жизнь, загубленная судьба – это, на мой взгляд, слишком большая цена за то, чтобы не думать ни о чем и ничего не знать. Поэтому важно найти правильную мотивацию для каждого человека, чтобы побудить его к развитию своего мышления. Задача, сразу скажу, непростая, но выполнимая. Я с нею не раз справлялся. И эта статья, тоже кого-нибудь из вас обязательно побудит к работе над своим мышлением.

Не знаю, как вы, друзья, а я постоянно сомневаюсь в качестве и полноте своих знаний. Я знаю, что многого не знаю, и знаю, что все то, что я знаю, я не до конца понимаю. Поэтому в моей жизни полно вопросов, которые я задаю самому себе и другим людям, чтобы узнать и понять больше. Это тяжелая умственная работа, но это такая работа, делая которую, человек делает себя сильнее. Каждый заданный вами вопрос, как самому себе, так и другим людям – делает вас сильнее. Самый лучший вариант – это когда вы сами себе задаете вопрос и ищите на него несколько, подчеркиваю – несколько ответов. Наш мир чудовищно сложно устроен, и если вы знаете на тот или иной вопрос только один ответ – вы очень многого не знаете и не понимаете. Возможно, вам кажется, что задаться вопросом и найти на него ответ – это просто. А вы попробуйте это сделать – придумать правильный вопрос, то есть такой, на который не так просто найти готовый ответ в своей памяти, а затем найти на него несколько ответов, которые не будут теми шаблонными ответами, которые вам когда-то запихнули в голову. Затем попробуйте из этих ответов выбрать наиболее правильный и снова придумать для него правильный вопрос, чтобы еще лучше понять то, что вы хотите понять. Это занятие перестанет казаться вам простым уже на третьем-пятом ходу [у разных людей по-разному], поскольку все шаблонные вопросы и ответы, которыми вас пичкали с детства, к этому времени просто-напросто закончатся.

Люди, которые развивают свое мышление вместе со мной по моей программе [о ней будет сказано ниже], чаще всего испытывают трудности с поиском ответов на мои вопросы уже на четвертом ходу наших рассуждений. Кто-то, конечно, и до десятого хода доходит без особых проблем, но в большинстве случаев люди быстро начинают буксовать, понимая, что многого они не знают и не понимают, и даже то, что они понимают, является не совсем верным или не совсем полным знанием. При этом я не запрещаю людям пользоваться абсолютно любыми источниками информации, например, тем же интернетом, в котором, как считается, есть любая информация. Пожалуйста, пользуйтесь – ищите любую информацию, любые подсказки, пользуйтесь любыми шпаргалками, пользуйтесь всем, что поможет вам прийти к нужным ответам. И все равно у людей возникают проблемы. А знаете, почему они возникают? Нет, не потому что человек чего-то не знает – мы все чего-то не знаем, но при желании можем узнать, о чем угодно, если проделаем необходимую умственную работу. Проблемы возникают потому, что большинство из нас не учат думать – нас учат запоминать, а затем по команде воспроизводить необходимые знания, действия. А думать и знать – это совершенно разные вещи. Нам и то, и другое нужно. Но уметь думать, для нас важнее, чем просто что-то знать. Поэтому если мне зададут вопрос по такой теме, в которой я практически ничего не понимаю, я просто задамся вопросом о том, где мне нужно найти нужную информацию, как понять, что она нужная, какому человеку какой вопрос задать, как затем его ответ проанализировать и так далее и тому подобное. То есть, я буду думать – я буду задаваться различными вопросами и искать на них ответы. И в конечном счете я найду ответ на тот вопрос, на который я ответа изначально не знаю. Вот это, друзья, именно то, что нам необходимо в себе развивать – умение самообучаться с помощью мышления.

Давайте немного пофантазируем, чтобы понять, насколько это важно – запустить процесс развития мышления, чтобы потом уже развивать его постоянно, так сказать, по привычке. Вот как вы думаете, какую задачу будет в первую очередь выполнять сверхинтеллект, когда он появится, будь он хоть искусственным, хоть естественным? Он будет использовать свои интеллектуальные способности для собственного развития, то есть, он будет приумножать свое достоинство, свою силу – интеллект. Согласны? Это же логично. То, что делает тебя сильнее и дает тебе большие возможности – имеет смысл развивать в первую очередь. И я считаю, что и человеку, если он считает себя умным, необходимо использовать свой ум для улучшения, усиления, развития своего ума. А для этого нам нужно научиться задаваться вопросами и искать на них ответы. Вот как бы, все очень просто на словах. А на деле, конечно, надо реально напрягаться, чтобы развивать свои мозги. Но главное, что есть методология, с помощью которой можно это делать, вот что важно. Потому что если вы не хотите развиваться, не хотите становиться умнее, а значит и сильнее, но и не надо – это ваше право. Никто вас не заставляет. Я во всяком случае не настаиваю. Не будете развиваться вы, будут развиваться другие. И сами понимаете, кто потом будет иметь более качественную жизнь. Гораздо хуже, если человек хочет, но не может развиваться, потому что не знает, как ему правильно это делать. Вот тут ему надо помочь – надо показать ему те методы, с помощью которых он может развивать свое мышление. Я вот, многого не знаю, и вы тоже многого не знаете, ну так спрашивается, какая у нас проблема в том, чтобы что-то узнать? Давайте узнаем все, что нам надо. То же и с пониманием – мы ведь с вами многое не понимаем, но стоит нам поставить перед собой, хотя бы один правильный вопрос, и он может привести нас к таким открытиям, что у нас просто челюсть отвалится. Главное – начать. Надо начать сомневаться в том, что мы знаем достаточно, что наши знания правильные и что нам ничего больше знать не нужно. Как только вы нарушите эту привычную для вас гармонию, нужные вопросы сами полезут в вашу голову.

Обучение мышлению

Так вот, дорогие друзья, теперь я расскажу вам о том, каким образом я могу помочь вам развить свое мышление. Как вы понимаете, все эти разговоры об умении задавать и задаваться вопросами и искать на них ответы – основаны не на пустом месте. Я уже давно над этим всем работаю и дошел до того, что создал специальную программу, которая позволяет очень эффективно развивать мышление, благодаря грамотной постановке вопросов, с помощью которых мы можем с учеником как следует вдуматься практически в любую тему. Не скажу, что она совсем уж уникальная, велосипеда я тут не изобретал, сама методика известна давно, но своя изюминка в ней есть. И заключается эта изюминка в том, что вопросы, которые я задаю людям, в процессе нашего с ними общения – очень глубокие и чаще всего нестандартные, необычные, на которые не так-то просто найти ответ. При этом, чтобы этот ответ найти, не нужно копаться в энциклопедиях и справочниках – нужно просто подумать. То есть, не знания вам нужны для развития своего мышления, хотя и они тоже, а в основном только умственная активность, которая позволяет проводить очень сложные манипуляции с уже имеющимися знаниями.

Почему я считаю, что важен именно такой подход? Вот давайте с вами обратим свое внимание на то, как многие из нас поступают в большинстве случаев, когда надо решить какую-то задачу, ответить на какой-то вопрос, принять какое-то решение, разобраться с какой-нибудь проблемой. Мы [большинство из нас] в качестве ответа обычно выдаем то, что есть у нас в голове и более или менее подходит в качестве ответа, в качестве ответного действия, в качестве ответной реакции на ситуацию. Так ведь? Другими словами – мы подставляем шаблонные ответы под разные вопросы. Мало того, многие из нас и сами вопросы, которые встают перед нами, часто воспринимают шаблонно, то есть, совершенно не задумываясь над ними и потому часто понимая их не совсем правильно. И это, согласитесь, не признак мышления, это признак автоматизма. Вернее, это не очень эффективное мышление, которое нас часто подводит. А знаете, почему мы так поступаем? Потому что, во-первых, нас так учили, а во-вторых, потому что нам так проще – думать не надо, просто вытащил из памяти что-то знакомое и подставил туда, куда надо. Думать ведь сложно, порой очень сложно. Вот и выдаем мы автоматические ответы на любые ситуации, по сути, не отвечая на внешние раздражители, а просто реагируя на них. Вот я это безобразие с помощью своего метода исправляю – я побуждаю человека думать, мыслить, размышлять, ломать свою голову, напрягать извилины. Я приучаю людей к тому, чтобы всегда стараться сначала подумать, а только потом принимать решение и что-то делать. Благо, в большинстве ситуаций в нашей жизни, время на то, чтобы подумать, у нас есть. Таким образом, с помощью моего метода, люди приучают себя давать осознанные, обдуманные ответы на все те вопросы, которые другие люди и жизнь ставят перед ними.

Как я занимаюсь с людьми по своей программе? Все начинается с того, что мы с учеником, выбираем тему для обсуждения. Она должна быть интересна для человека или важна, чтобы у него была хорошая мотивация усиленно думать над ней. Имейте в виду, что данная методология развития мышления может использоваться везде, в любых областях, в любых науках, видах деятельности. Поэтому, какую бы тему для тренировки мышления вы не выбрали, мой подход будет одинаково эффективен во всех случаях. Потому что в любой области человеческой деятельности мы можем и должны задаваться правильными вопросами, чтобы думать Те же ученые, чтобы они не изучали, мыслят именно так, как я учу – они задаются вопросами и ищут на них ответы или придумывают их. Естественно, мне легче будет обучать вас мышлению на основе той области знаний, в которой я хорошо разбираюсь, то есть, на основе психологии. Но это необязательное условие для нашей с вами работы. Главное, повторю, чтобы то, что человек хочет обсудить со мной – имело для него большое значение. Вам должно быть интересно или необходимо думать о том, что мы будем обсуждать, развивая, тренируя ваше мышление. Я научу вас находить, оценивать, проверять, анализировать, использовать, применять, создавать знания. А вы уже потом сможете использовать эту методологию для решения каких угодно вопросов и задач, в любых видах деятельности, в любой науке, в любых ситуациях.

Так вот, выбрав тему для обсуждения – мы, собственно, начинаем ее обсуждать, вернее, исследовать, изучать. Например, если речь идет о какой-нибудь психологической проблеме, то мы ее изучаем с помощью правильно поставленных вопросов, на которые мой собеседник ищет ответы, либо в своей голове, либо из внешних источников, либо даже придумывает эти ответы, опираясь на уже имеющиеся у него знания. Лучше, конечно, придумывать ответы, в таком случае мышление будет работать сильнее всего. Или создавать их на основе уже имеющихся знаний. Ну, к этому я всегда побуждаю своих учеников, потому что знания из внешних источников мне не нужны, их я и сам могу найти. В такой работе еще важно обосновать свой ответ, чтобы не просто высказать свое мнение, но и объяснить, почему оно именно такое. А еще лучше, найти несколько ответов, выбрать из них самый правильный и объяснить этот выбор. На основании данного мне человеком ответа – я готовлю для него следующий вопрос, который будет углублять нас в этот ответ или расширять его, затем процедура повторяется, и таким образом мы с ним размышляем, находим все новые и новые ответы, проясняем для себя все новые и новые вещи, выводим на уровень сознания новые или уже имеющиеся у человека знания. Процесс этот непростой, но очень интересный и чертовски полезный. Потому что благодаря ему человек может многое переосмыслить, многое понять, многое увидеть, многое осознать. Ведь часто мы даже не знаем, какими знаниями мы обладаем, на чем они основаны, как они сказываются на нашем поведении и чем они вообще могут быть нам полезны или вредны. Также мы можем не знать о том, каких знаний нам не хватает, где их взять, как проверить, как применить и так далее. А тут сразу все начинает проясняться, благодаря развитию мышления, так как человек начинает обращать внимание на то, на что раньше по тем или иным причинам не обращал его. Он выявляет причинно-следственные связи во всем, что пытается понять, изучить, исследовать, что позволяет ему контролировать разные процессы, управлять ими в своих интересах. Мышление, друзья мои, как и знания – это великая сила, и если эту силу освоить, то возможности человека многократно возрастут. Ведь если хорошенько подумать, то можно решить практически любую проблему, любую задачу. Главное, приучить себя думать. Что я и помогаю людям сделать.

Моя основная задача заключается в том, чтобы не столько даже научить [это вы, я уверен, и сами умеете делать], сколько приучить вас думать, для чего мне нужно хорошенько и главное правильно загрузить ваши мозги, чтобы они привыкли к определенным нагрузкам и определенной работе. В этом смысл моей программы развития мышления.

Любой человек стремится к пониманию, систематизации и организации окружающего мира, к анализу фактов и выявлению взаимосвязей между ними, к построению некой упорядоченной системы ценностей, на основе которой он будет принимать свои решения. Это одна из врожденных потребностей человека – одна из его возвышенных потребностей. Я предлагаю вам ее удовлетворить.

Чтобы начать заниматься со мной по этой программе, напишите мне письмо на этот адрес: psichelvlasov@gmail.com

В своем письме просто скажите, что хотите начать развивать мышление и укажите, какую тему вы для этого желаете использовать, о чем хотите думать. Ее мы будем использовать в своей работе. Один курс обучения по моей программе состоит из 15 писем. В каждом письме я буду задавать вам по 5 вопросов, каждый из которых будет направлен на отработку определенного вида мышления: логического, аналитического, критического, системного, творческого и других видов, в зависимости от ваших пожеланий и выбранной вами темы. Мы можем и на каком-то одном виде мышления сосредоточиться, скажем, на логическом мышлении или творческом и развивать только его. Это зависит от вашего желания.

Стоимость такого курса 3000 рублей, за все 15 писем. Если мы с вами будем отрабатывать в день по одному письму, то получается, что курс продлится 15 дней. Но такая спешка необязательно, обычно люди работают с моими вопросами несколько дней, чтобы дать на них качественный развернутый ответ. Поэтому, такое обучение может затянуться на неопределенное время, хотя сам я отвечаю на письма обычно в течение одного-двух дней. Но это и не важно, спешка тут не нужна, главное, качество ответов.

Всего в моей программе предусмотрено три курса. В первом курсе я задаю вопросы ученику, во второй он мне их задает по такой же методике [я этому научу], а в третьем курсе мы с ним задаем друг другу вопросы в каждом письме, по три вопроса с каждой стороны. После, по желанию и необходимости ученика, мы можем любой из курсов повторить, в любой последовательности, хоть в такой же, в какой это изначально предусмотрено, хоть в любой другой. Что это дает? В конечном счете человек должен научиться вести полноценный внутренний диалог, задавая себе правильные вопросы по любой теме, ситуации и находить на них самые лучшие ответы, то есть такие ответы, которые помогут ему в чем-то разобраться, что-то решить. Делая это, он будет мыслить, думать и благодаря этому сможет решить любые свои задачи, проблемы, научится выходить из разных непростых ситуаций и добиваться своих целей.

Как в работе сыщика, чтобы раскрыть дело, ему нужно задаться нужными вопросами и задать нужные вопросы свидетелям, подозреваемому, другим людям, у которых он хочет что-то узнать. Если он умеет это делать, значит он мыслит хорошо, результативно, а значит и дело сможет раскрыть. Вот так и здесь, научившись задавать и задаваться вопросами, и находить на них правильные ответы, которые надо будет обосновать, чтобы убедиться, что они действительно правильные, вы будете мыслить, очень хорошо мыслить. Так что, если вас такая методика обучения заинтересовала, пишите мне, будем учиться. Сам я эту работу обожаю, с некоторыми учениками мы нескольку месяцев развиваем мышление, с незначительными перерывами и получаем огромную пользу от такой работы. Любой вопрос можем по косточкам разобрать, чуть ли не до молекул. После такой работы можно потом за решение любых задач браться, они все станут человеку по зубам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *