роль медсестры в формировании здорового образа жизни населения
Роль медицинской сестры в формировании здорового образа жизни населения
Значение сестринского персонала в оказании первичной медико-санитарной помощи с акцентом на профильную работу. Значимость ценностно-смысловых ориентаций в процессе формирования здорового образа жизни. Основные факторы, разрушающие здоровье человека.
Рубрика | Медицина |
Вид | дипломная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 08.05.2016 |
Размер файла | 207,2 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru
Размещено на http://www.allbest.ru
Потребление учтенного алкоголя на душу населения в нашей стране выросло с 5,38 литра абсолютного алкоголя в 1990 году до 10,1 литра в 2010 году, или в 1,8 раза.
Пропаганда ЗОЖ является одной из основных задач медицинских работников в деле укрепления здоровья пациентов. В настоящее время в этом направлении акцент делается на повышении роли медицинской сестры в формировании здорового образа жизни населения.
Медицинская сестра должна предоставлять максимально полную информацию о различных аспектах здоровья, помогать людям в формировании ответственного и позитивного отношения к своему здоровью и здоровью общества в целом, менять не всегда здоровые привычки своих сограждан и содействовать развитию навыков ЗОЖ.
Объект изучения является сестринская деятельность по формированию здорового образа жизни населения.
Предметом исследования являются этапы сестринской работы по формированию позитивного отношения населения к здоровому образу жизни.
В качестве гипотезы исследования выступило предложение о том, что ценностно-смысловые ориентации пациентов являются значимыми факторами и влияют на формирование их отношения к здоровому образу жизни.
Реализация поставленной цели и проверка выдвинутой гипотезы осуществлялись в процессе решения следующих задач:
1) Провести обзор литературы, современных научных подходов о здоровом образе жизни.
2) Выявить исходный уровень знаний о ЗОЖ, ценностно-смысловые ориентации пациентов и их связь на формирование отношения к здоровому образу жизни.
3) Провести контроль качества обучения, после проведенных бесед с пациентами.
4) Обобщить, интерпретировать и представить результаты исследования.
На различных этапах работы и при решении отдельных задач, поставленных в исследовании, использовался широкий набор методов: теоретических (анализ литературных источников, синтез данных, индуктивный и дедуктивный методы) и эмпирических (наблюдение, анализ документации, беседа, анкетирование, тестирование, методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.
Статистическая обработка данных включала в себя вычисление показателей средних выборочных значений, процентных долей.
Теоретическая значимость работы заключается в уточнении характера взаимосвязи между структурой ценностно-смысловых ориентацией и уровнем формирования отношения к здоровому образу жизни.
Практическая значимость результатов дипломного исследования состоит в возможности использования полученных эмпирических данных и сделанных на их основе выводов в практической медицинской деятельности при организации профилактических мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни населения.
1. Научные подходы к изучению здоровья и здорового образа жизни
Проблемы здоровья и здорового образа жизни изучают многие научные дисциплины, это:
Таким образом, здоровье имеет свою специфику проявления на физическом, психологическом и социальном уровне рассмотрения. Проблема здоровья и здорового образа жизни носит выраженный комплексный характер. На ее изучении сосредоточены усилия многих научных дисциплин.
Таким образом, здоровый образ жизни можно определить как повседневное личностно-активное поведение людей, направленное на сохранение и улучшение здоровья.
В практической деятельности при определении индивидуальных критериев и целей здорового образа жизни существуют два альтернативных подхода:
2) следующий подход имеет совершенно иные ориентиры, и в качестве здорового образа жизни рассматривается такой стиль поведения, который приводит человека к желаемой продолжительности и требуемому качеству жизни. В рамках этого подхода здоровый образ жизни определяется, исходя из индивидуальных критериев, личного выбора наиболее предпочтительных мер оздоровления и контроля за их эффективностью.
2. Значимость ценностно-смысловых ориентаций на формирование здорового образа жизни
Основой ценностно-смысловых ориентаций личности является многообразная структура потребностей, мотивов, интересов, целей, идеалов, убеждений, мировоззрения, участвующих в создании направленности личности, выражающих социально-детерминированные отношения личности к действительности.
По мнению большинства авторов, ценностно-смысловые ориентации, определяя центральную позицию личности, оказывают влияние на направленность и содержание социальной активности, общий подход к окружающему миру и самому себе, имеют огромное влияние на формирование отношения к образу жизни.
Ценностно-смысловые ориентации личности формируются и развиваются в процессе социализации. На различных этапах социализации их развитие неоднозначно и определяется факторами семейного воспитания и обучения, профессиональной деятельностью.
Ценностно-смысловым ориентациям присущ динамический характер. Если их существование не поддерживается человеком, если они не создаются, не реализуются и не актуализируются, то они постепенно теряются. Принятие и освоение ценностей долгий и длительный процесс. Осознание ценностей порождает ценностные представления, а на основе ценностных представлений создаются ценностные ориентации, которые, в свою очередь, и представляют собой осознаваемую часть системы личностных смыслов, отношение к себе и своему здоровью.
Проблема выбора жизненных ценностей возникает в юности. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе, по отношению к другим людям, формируется отношение к здоровому образу жизни.
Молодому человеку, обратившемуся к анализу и сопоставлению общечеловеческих ценностей и своих собственных склонностей и ценностных ориентаций, предстоит сознательно разрушить или принять исторически обусловленные нормативы и ценности, которые определяли его поведение в детстве и отрочестве. Он выбирает для себя определенное отношение к своему образу жизни, к своему здоровью и при этом считает, что именно избранная им позиция является единственно для него приемлемой и, следовательно, единственной.
По словам Б.Г. Ананьева, с началом самостоятельной общественно-трудовой деятельности строится собственный статус человека. Этот статус преемственно связан со статусом семьи, из которой человек вышел. Однако под влиянием обстоятельств жизни и исторического времени, ценностные ориентации и смысловые представления могут меняться и преодолевать старый уклад жизни, сохраняя, тем не менее, наиболее ценные традиции. Таким образом, семья, как социальный институт, оказывает влияние на формирование ценностно-смысловых предпочтений развивающейся личности и ее отношение к здоровому образу жизни.
3. Основные факторы, разрушающие здоровье и негативно влияющие на здоровый образ жизни человека
сестринский здоровый санитарный
Всемирная организация здравоохранения к наиболее распространенным факторам, отрицательно влияющим на здоровье современного человека при неправильной организации жизни, относит:
1) Психоэмоциональные перегрузки;
2) Недостаточную физическую активность;
3) Нерациональное питание и связанную с этим избыточную массу тела;
В первую очередь надо отметить, что Россия в настоящее время занимает первое место в мире по потреблению табака. И печальный факт, что мы на первом месте и по уровню подросткового курения. Приобщение к сигарете у 80 % курильщиков происходит еще до того, как они заканчивают школу.
В семьях, где родители курили, а потом перестали, тем не менее, начинают курить 67% мальчиков и 78 % девочек. По данным ВОЗ, 80% курящих детей сохраняет эту вредную привычку, став взрослыми. Установлено: если подросток выкурил хотя бы две сигареты, в 70 случаях из 100 он будет курить всю жизнь.
Нам «забыли» сказать о том, что никотин является наркотиком. Именно поэтому отказаться от сигареты так сложно. ВОЗ в Рамочной конвенции по борьбе с табаком, постановила (статья 4.1): «Каждый человек должен быть проинформирован о последствиях для здоровья, наркотическом характере и смертельной опасности в результате употребления табака». Эту конвенцию подписали уже 168 стран. Из крупных государств не подписали только США (основной производитель табака). Россия подписала ее одной из последних.
У курильщиков формируется психологическое привыкание к процессу курения, многие из них периодически ощущают сильную потребность закурить. Истинная химическая зависимость от никотина, содержащегося в табаке, и связанное с этим болезненное влечение к курению наподобие токсикомании возникают примерно у одной трети курильщиков [6]. Исследования показали, что в процессе курения табака образуются такие вредные вещества, как никотин, этилен, изопрен, радиоактивный полоний, мышьяк, висмут, аммиак, свинец, органические кислоты (муравьиная, синильная, уксусная), эфирные масла и ядовитые газы (сероводород, угарный и углекислый газы) и другие химические соединения. Наиболее ядовитыми компонентами табака являются никотин и синильная кислота. Их смертельные дозы равны 0,08 г, однако поступают они в организм человека не сразу. Дозированная форма приема ядовитых веществ способствует привыканию к яду, но наносит организму как физический, так и психический, ущерб.
Курение является одной из причин различных нервных расстройств у подростков. Они плохо спят, становятся раздражительными, рассеянными, у них ослабевает внимание, нарушаются память, умственная активность.
Убедительным подтверждением вредных последствий курения для здоровья являются данные ВОЗ:
1) вероятность инфаркта миокарда у курильщиков в 10-12 раз выше, чем у некурящих, а смертность от инфарктов выше в 5 раз;
2) каждая сигарета уменьшает продолжительность жизни на 5-15 мин;
3) смертность от онкологических заболеваний в 10-15 раз выше у курящих, чем у некурящих;
5) каждый пятый погибший ребенок остался бы жить, если бы их матери не курили.
Курение является одной из наиболее злостных привычек, так как ее приобретение не только отрицательно отражается на здоровье, но и создается наиболее благоприятный фон для приема наркотизирующих средств. Поэтому прекращение курения является обязательным условием здорового образа жизни.
Алкоголь также как и курение способствует развитию многих физических и психических заболеваний, приводит к несчастным бракам, рождению нездорового потомства. От употребления алкоголя особенно сильно страдает центральная нервная система. Злоупотребление спиртными напиткам приводит к уменьшению объема головного мозга, разрушению нервных клеток, нарушению процессов внутриклеточного обмена, психики человека, к появлению алкогольной зависимости.
Согласно отчетам психиатрических заведений Европы и США, алкоголь становится одной из самых частых причин в развитии психических заболеваний. О глубоком нарушении психики под влиянием алкоголя говорит и рост самоубийств среди пьющих. По данным ВОЗ оно в 80 раз превышает число самоубийств среди трезвенников.
У людей, употреблявших спиртное, часто появляется раннее так называемое «старческое» слабоумие. Нервные клетки начинают разрушаться очень рано, в результате чего после 60 лет у человека обычно снижаются мыслительные способности. Следовательно, имеет место и поголовное «оглупление» народа. Этот процесс еще усиливается из-за появления большого процента дефективных и умственно отсталых детей, родившихся от пьющих родителей. Вскрытия «умеренно пьющих» показали, что в их мозгу обнаруживаются «кладбища» из погибших корковых клеток.
Следует отметить, что алкоголь проявляет свои мутагенные свойства и в отношении других тканей. Около 5 % онкологических заболеваний (данные Национального института рака США) связаны с употреблением алкоголя.
Ридге еще в 1883 году исследовал в 34-х случаях влияние очень малых доз алкоголя на остроту зрения. От доз в 4-15 г зрение ухудшалось на 12-13%. Изучение эргографом количества мышечной работы спустя 10 минут после приема пива (эквивалентного 30 г алкоголя) обнаружило уменьшение выполняемой работы на 45%. В результате этих опытов, проведенных Крепелиным, установлено, что все интеллектуальные и социальные отправления мозга угнетаются и ослабляются от незначительных доз алкоголя с самого начала его введения. Степень и продолжительность ослабления функций прямо пропорциональна количеству вводимого алкоголя.
Алкоголь, принятый в больших дозах, вызывает более грубые нарушения. Восприятие внешних впечатлений затрудняются и замедляются, точность его понижается. Внимание и память нарушаются еще в большей степени, чем от малых и средних доз. Утрачивается способность внимательно выслушивать собеседника, следить за правильностью своей речи, контролировать свое поведение, появляется болтливость, хвастовство. Человек становится беззаботным. Настроение делается то безудержно веселым, то плаксивым, то гневным. Он поет, бранится, совершает агрессивные действия, непристойные замечания, упрощенные шутки, нередки грубо эротические разговоры, наносятся оскорбления и совершаются поступки, нарушающие общественную безопасность. Иногда отмечается пробуждение низших наклонностей и страстей.
В последние годы так называемый «менеджеровский» алкоголизм, то есть алкоголизм деловых людей, ответственных работников вышел на первое место в мире, потому что люди пьют для заключения сделок.
4. Алгоритмизация деятельности медицинской сестры в формировании здорового образа жизни населения
В связи с внедрением в здравоохранении России семейной и страховой медицины, новой концепции развития здравоохранения, предусматривающей в частности перераспределение части объемов помощи и дорогостоящего стационарного сектора в амбулаторный, первичная медико-санитарная помощь становится основным звеном при оказании населению медицинской помощи.
Особая роль сестринского персонала в оказании первичной медико-санитарной помощи с акцентом на профильную работу заключается в пользовании современных технологий профилактики, в том числе по формированию медицинской активности населения.
Возрастает роль сестринского персонала в санитарном просвещении населения по таким его важнейшим направлениям, как формирование здорового образа жизни, профилактика заболеваний.
В. Хендерсон отмечала, что «уникальная задача медицинских сестер в процессе ухода за отдельными лицами, больными или здоровыми, заключается в том, чтобы оценить отношение пациента к состоянию своего здоровья и помочь ему в осуществлении тех действий по укреплению и восстановлению здоровья, которое он мог бы выполнить сам, если бы имел для этого достаточно сил, воли и знаний». Следовательно, медицинская сестра, должна хорошо знать теоретически, и уметь применять сестринский процесс, как научно-обоснованный метод решения проблем пациента.
Сестринская диагностика (определение проблем) всегда отражает дефицит самоухода, имеющийся у пациента, и направлен на его размещение и преодоление. Сестринская диагностика может изменяться ежедневно и даже в течение дня по мере того, как изменяются реакции организма на болезнь. Сестринские диагнозы могут быть физиологические, психологические, духовные, социальные, а также настоящие и потенциальные. В конце второго этапа медицинская сестра определяет приоритетные проблемы.
На III этапе сестра формирует цели и составляет индивидуальный план сестринских вмешательств. При составлении плана ухода сестра может руководствоваться стандартами сестринской практики, в которых перечислены мероприятия, обеспечивающие качественную сестринскую помощь по данной сестринской проблеме. В конце третьего этапа сестра в обязательном порядке согласовывает свои действия с пациентом и его семьей и записывает в сестринскую историю болезни.
Обязанности медсестры в пропаганде здорового образа жизни.
Пропаганда ЗОЖ является компонентом первичной и вторичной профилактики заболеваний. В первичной профилактике пропаганда ЗОЖ может быть направлена на изменение образа жизни, общественных норм поведения больших групп населения или на обеспечение профилактического обслуживания лиц, подвергающихся особому риску заболевания (стратегия повышенного риска). Во вторичной профилактике пропаганда ЗОЖ направлена на предупреждение рецидивов и прогрессирования болезни у тех, у кого она уже есть. В приказе Минздрава СССР от 14.10.88 «О совершенствовании гигиенического воспитания населения и пропаганды здорового образа жизни» записано: «Считать участие в формировании здорового образа жизни неотъемлемой составной частью профессиональной деятельности каждого медицинского работника независимо от специальности и занимаемой должности».
Особенно восприимчивы к пропаганде ЗОЖ беременные, больные с острыми заболеваниями и больные с хроническими заболеваниями в период их обострения. Это и следует учитывать при разъяснении населению вопросов вторичной профилактики. Здесь нельзя ограничиваться одноразовой беседой. Каждая из названных групп требует системного обучения по вопросам ЗОЖ либо в «школе беременных», либо в «школе здоровья», либо в «курсе обучения» для диспансерных групп больных. Гигиеническое воспитание диспансеризируемых должно осуществляться не только в стенах поликлиники, но и при проведении медицинской сестрой патронажной работы на участке.
Уже в кабинете доврачебного приема пациент должен получить советы и рекомендации, нацеливающие его на активную охрану и укрепление своего здоровья.
Медицинская сестра вместе с врачом почти 30 % рабочего времени должны отводить на профилактические мероприятия и гигиеническое воспитание. Сюда относятся:
1) оказание помощи в оптимизации семейного уклада, режима труда, отдыха, питания;
2) работа по нормализации в семье психологического микроклимата и интимных отношений;
3) борьба с имеющимися вредными привычками;
4) борьба с самолечением, привлечение к уходу за больными здоровых членов семьи, заострение внимания на проблемах санитарии и гигиены.
В формировании здорового образа жизни большую роль играет профилактика ятрогенных заболеваний. Речь идет о болезнях, порожденных неверным словом и неверными действиями медицинских работников. Сейчас мы стоим перед фактом массовой ракофобии, радиофобии, СПИДофобии, возникшими большей частью по вине пропагандистов здоровья. Действия медицинского персонала учат элементам здорового образа жизни не меньше, чем слово.
Средние медицинские работники должны не только словом, но и делом, поступками, всем своим поведением агитировать за то, что входит в понятие «здоровый образ жизни».
Качество работы среднего медицинского персонала является индикатором состояния всего здравоохранения нашей страны в целом. В концепции развития сестринского дела, безусловно, следовало бы предусмотреть реорганизацию труда медицинских сестер. Медицинские сестры должны пользоваться передовыми технологиями в процессе предоставления медицинских услуг.
5. Профилактические мероприятия по укреплению здоровья населения
Если говорить о системе здравоохранения, то санитарное просвещение, как одно из основных направлений профилактической медицины, появилось в нашей стране в 20-е годы XX столетия и прошло путь от внедрения элементов гигиенической грамотности среди населения до формирования санитарной культуры, выросло в отдельную отрасль здравоохранения и медицинской науки.
На эту генеральную стратегию ВОЗ отреагировало и наше правительство: изданы соответствующие документы: приказ МЗ СССР от 14.10.98 № 770 «О совершенствовании гигиенического воспитания населения и пропаганды здорового образа жизни», приказ МЗ РСФСР от 28.02.99 № 45 «О совершенствовании гигиенического воспитания населения РСФСР и пропаганды здорового образа жизни».
Соответственно была проведена и реорганизация санитарного просвещения: стали открываться Центры здоровья. Центральный институт санитарного просвещения был преобразован в Институт медицинских проблем здорового образа жизни. Координатором профилактических программ, в том числе программ профилактики неэпидемических, хронических заболеваний, стал Всесоюзный научно-исследовательский центр профилактической медицины.
В соответствии с приказами МЗ РФ красной нитью прошла установка, что: участие в формировании здорового образа жизни является неотъемлемой составной частью профессиональной деятельности каждого медицинского работника. При этом используются методы устной, печатной, наглядной (изобразительной) и комбинированной пропаганды.
Рис. 1. Формы пропаганды здорового образа жизни
Метод устной пропаганды является наиболее эффективным. Это самый популярный, экономичный, простой и доступный в организационном отношении метод. Он включает следующие средства пропаганды: лекции, беседы, дискуссии, конференции, кружковые занятия, викторины.
Метод печатной пропаганды охватывает широкие слои населения, и включает в себя: статьи, санитарные листки, памятки, листовки, стенные газеты, журналы, буклеты, брошюры, книги, лозунги.
Научно-методическим и координационным звеном в организации пропаганды здорового образа жизни являются центры медицинской профилактики. Основные направления деятельности: консультации жителей региона по вопросам охраны здоровья, профилактики заболеваний; формирование гигиенических навыков, грамотного гигиенического поведения; борьба с вредными для здоровья привычками; преодоление факторов риска для здоровья; профилактическое лечение; формирование у населения установки на здоровый образ жизни. В центрах медицинской профилактики работают кабинеты: рационального питания, физической культуры, психогигиены и гигиены умственного труда, гигиены быта, профилактики вредных для здоровья привычек, брачно-семейных отношений, генетики (брака и семьи), профессионального ориентирования, регламентации (аутотренинга) и др.
Создание в системе первичного звена здравоохранения так называемых «школ здоровья» способствует решению проблемы. «Школа здоровья» является особой формой работы с пациентами. Медработнику важно осознавать потребности пациентов с учетом их эмоционального состояния и доходчиво рассказывать о заболевании, его причинах и методах лечения, помогать пациентам в управлении своим образом жизни и различными факторами, которые могут вмешиваться в лечебный процесс.
Учебные программы для «школ здоровья» основаны на активном обучении и укреплении способностей пациента в планировании и разработке собственного непрерывного обучения, сотрудничестве пациентов друг с другом и партнерстве медработника и пациента в управлении здоровьем. При ведении «школы здоровья» используются принципы групповой рациональной терапии. Медицинская сестра затрачивает меньше времени, так как может охватить целую группу. Формируется коллектив пациентов, который постепенно сам оказывает лечебное воздействие на участников. В условиях коллектива усиливаются внушаемость больного, формирование мотивации и ответственности за свое здоровье. В ходе занятий используются интерактивные формы обучения, ролевые игры.
Применение обучающих программ имеет не только медицинское, но и социально-экономическое значение, способствует лучшей социальной адаптации пациентов с хронической патологией, что ведет к уменьшению прямых и косвенных затрат на лечение.
6. Методы и процедура эмпирического исследования
Исследование проводилось на базе МБУЗ «ЦГБ» г. Горячий Ключ, в период с 20 апреля по 18 мая 2015 года. Выбор этой организации в качестве базы эмпирического исследования определялся логикой и задачами нашей работы. В исследовании принимали участие пациенты терапевтического и травматологического отделений, в количестве 31 человек, в возрасте от 20 до 50 лет. В таблице 1 представлены социально-демографические характеристики выборки.
Таблица 1. Социально-демографические характеристики выборки
Медицинские интернет-конференции
Языки
Роль среднего медицинского персонала в формировании здорового образа жизни
Маркина И.Е,Кострицина Г.К
Актуальность проблемы. Прогрессивный рост заболеваемости и смертности от туберкулёза констатируется не только в развивающихся странах, но и в преуспевающих государствах. Широкое распространение туберкулёза требует качественной профилактической работы.
Профилактика этого социально значимого заболевания является очень важным и ответственным разделом работы сестринского персонала. Особую роль играет формирование навыков здорового образа жизни (ЗОЖ) у больных туберкулёзом, их родственников и окружения.
Понятие «здоровый образ жизни» подразумевает выявление факторов риска у индивидуума и разработку конкретных программ для снижения потенциального вреда здоровью, а также изменение отношения индивидуума к состоянию собственного здоровья и осмысление здоровья как основополагающей человеческой ценности.
Целью работы является изучение роли среднего медицинского персонала в формировании здорового образа жизни у пациентов противотуберкулёзного диспансера.
Задачи исследования: 1) изучение литературных источников, посвящённых здоровому образу жизни и роли медицинской сестры в его формировании; 2) изучение практического опыта деятельности среднего медицинского персонала противотуберкулёзного диспансера; 3) изучение мнения врачебного персонала противотуберкулёзного диспансера о роли среднего медицинского персонала в формировании здорового образа жизни у пациентов.
Методы исследования: изучение литературных источников, социологический метод (анкетирование).
Полученные результаты. Путём сплошной выборки были опрошены врачи ГУЗ «Детский противотуберкулёзный диспансер» г. Саратова. Большая часть опрошенных (70%) не удовлетворены организацией проведения средним медперсоналом тематических занятий по формированию ЗОЖ с пациентами и их родственниками. Респонденты считают, что необходимо предоставлять больше информации пациентам о здоровом питании (60%), борьбе с вредными привычками (30%), физической активности (20%). Профилактическая работа является неотъемлемой частью повседневной деятельности медицинских сестёр противотуберкулёзного диспансера, 60% врачей оценивают проводимую ими работу как «хорошо», остальные – «удовлетворительно».
Выводы: Добиться положительных результатов в улучшении эпидемической ситуации по туберкулёзу возможно путём организации и проведения профилактических мероприятий, среди которых важное значение отводится формированию средним медицинским персоналом здорового образа жизни у больного и его родственников.