роль культуры в моей жизни
Роль культуры в жизни человека
«Роль культуры в жизни человека»
3. РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА………………………………. …..9
Одной из актуальных тем, на мой взгляд, является тема «культура и личность». В современном обществе два этих понятия не могут существовать друг без друга. С одной стороны, культура формирует личность, с другой – личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре.
Цель данной работы – показать её актуальность и доказать важность присутствия в жизни любого человека такого понятия как «культура».
Задачи данной работы – разобраться и изучить такие термины, как «личность» и «культура» и выяснить, какую роль играет культура в становлении личности.
Все знания, приобретенные в итоге прочтения данной работы, помогут каждому человеку в дальнейшем саморазвитии, многих заставят пересмотреть своё отношение к культуре. Ведь для того, чтобы стать интересной, разносторонней, умной, грамотной и культурной личностью в современном обществе, необходимо уважать, понимать культуру и хоть немного приобщаться к ней.
К настоящему времени ученые насчитывают более 500 определений культуры. Они разбили их на несколько групп. В первую вошли описательные определения. Например, культура — это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований. Во вторую — те определения, которые связывают культуру с традициями или социальным наследием общества. Культура — социально унаследованный комплекс практики и верований, определяющий основы нашей жизни. В третьей группе подчеркивалось значение для культуры правил, организующих человеческое поведение. В других случаях ученые понимали культуру как средство приспособления общества к природной среде либо подчеркивали, что она — продукт деятельности людей. Иногда о ней говорят как о совокупности форм приобретенного поведения, характерных для некоторой группы или общества и передающихся из поколения в поколение. [3; с.11-14]
«В современном языке термин «культура» употребляется очень часто преимущественно в двух значениях — «широком» и «узком». В широком смысле к культуре относят все общепринятые, утвердившиеся в обществе формы жизни — обычаи, нормы, институты, включая государство и экономику. В «узком смысле» границы культуры совпадают с границами сферы духовного творчества, с искусством, нравственностью, интеллектуальной деятельностью» [2; с 22]
Приверженцы более узкого подхода к пониманию культуры считают неправильным распространять ее на всю совокупность общественных явлений. В обществе много безобразного, отвратительного, которое никакие назовешь культурой. Наркомания, преступность, фашизм, проституция, войны, алкоголизм — все это искусственно создано человеком и принадлежит к сфере общественных явлений. Но вправе ли мы относить это к сфере культуры?
Если нечто направлено на уничтожение создаваемых человеком позитивных ценностей, то это нечто необходимо называть не культурой, а антикультурой. Критерием здесь выступает человек, мера его развития. И тогда культура — только то, что содействует развитию, а не деградации человека.
Думается, что оба значения, широкое и узкое, имеют равные права, а употреблять их следует в зависимости от ситуации и контекста. Разница между ними состоит вот в чем. В первом случае культура включает в себя социальные проблемы, в частности, социальные институт (религию, науку, семью, экономику, право).
Во втором — она ограничивается историей и теорией художественной культуры, искусства. В нервом случае больший акцент поставлен на социологических, антропологических, этнографических методах и данных, во втором — на искусствоведческих, философских и литературоведческих.
Второй, узкий подход предполагает, что культура — это а) сфера общества, б) аспект общества или видов общественной деятельности. Это разные вещи. При «сферной» трактовке все общество разделяют на несколько сфер — социальную, экономическую, политическую и культурную. Культурная сфера представляет один из сегментов общества. При «аспектном» подходе общество также разделяют на сферы. Например, нижегородские культурологи выделяют восемь сфер: экономическая, экологическая, педагогическая, управленческая, научная, художественная, медицинская, физкультурная. Но могут быть те же четыре главных сферы, указанные выше. Их количество здесь не так важно, как качество: «В обществе существует столько культур, сколько существует сфер общественной жизни» [1; с 7].
Культура — комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.
В этом определении органично соединились оба значения культуры — широкое и узкое. Культура — совокупность символов, верований, ценностей, норм и артефактов. В ней выражены характерные черты данного общества, нации, группы. Благодаря этому общества, нации и группы различаются именно своей культурой. Культура народа — это его образ жизни, его одежда, жилище, кухня, фольклор, духовные представления, верования, язык и многое другое.
В культуру входят также социально-бытовые установки, принятые в обществе жесты вежливости и приветствия, походка, этикет, гигиенические привычки. Домашняя утварь, одежда, орнамент, фольклор — все это имеет этническую тональность и передается из поколения в поколение, образуя этнический стиль. Надписи в подъезде и на заборах, далеко не всегда соответствующие нормам литературного языка, также выражают определенную культуру, а точнее сказать, молодежную субкультуру. Впрочем, об этом речь пойдет дальше. [3; с. 14-16]
Тема личности человека, динамика ее развития, процессы ее становления и существования волновали человечество с доисторических времен. Стремление познать самого себя, стремление разобраться в глубинах своего существа направляло мысли людей в сложный и запутанный мир человеческой психики.
По той причине, что человек внутренне весьма мало изменился за последние четыре-пять тысяч лет, мы можем утверждать, что актуальность самопознания остается неизменно высокой в системе ценностей человека.
Общая психологическая структура личности
Без сомнения, каждый взрослый человек, даже подросток не раз слышал и употреблял в жизни слово «личность». В милиции занимаются установлением личности, в школе пишут сочинения про личность того или иного литературного героя, изучают личность значимых в истории людей. Действительно, это слово многозначно. Но далеко не каждый представляет себе, что же такое есть на самом деле человеческая личность.
Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Итак, Личность- это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественной по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
3.РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Роль культуры в общественной жизни невозможно переоценить, так как, по большому счету, культура является той средой, в которой протекает человеческая жизнь, а значит, и жизнь всего общества.
Человек не может существовать вне культуры и не может развиваться без ее влияния. В данном случае, человек является творцом культуры, но и он сам же от нее зависит и попадает под ее влияние. От уровня приобщения человека к национальной или мировой культуры зависит его духовное и личностное развитие, мера его развития, как субъекта социума. Когда человек приобщается к мировым ценностях культуры, его кругозор значительно расширяется и становится более многообразным.
Этот процесс необходим и для постоянного повышения культурного уровня социальных масс и динамичного развития мира. И приобщение каждого человека к процессу культуры играет в данном случае важную роль, так как тогда возможно обеспечивать развитие культуры при помощи единства новаций и традиций.
Культура, концентрируя лучший социальный опыт множества поколений людей, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько полно использует богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Все типы общества, которые живут сегодня на Земле, существенно различаются, прежде всего, по этому признаку. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура, так или иначе, влияет на поведение людей и регулирует их действия, и даже выбор определенных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами, как мораль и право[3].
Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Естественные науки также располагают собственными знаковыми системами. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки[4].
Искусство — как часть духовной культуры
Другим важнейшим видом духовного производства является искусство. Создавая художественные образы, которые, с известной долей условности могут быть приравнены к научным моделям, экспериментируя с ними при помощи собственного воображения, люди могут лучше познать себя и мир, в котором они живут. При помощи искусства художники, писатели, скульпторы воспроизводят часто скрытые, незаметные, однако весьма существенные стороны окружающей действительности.
Искусство представляет собой высшую форму эстетического сознания. Оно является необходимым элементом общественного сознания, обеспечивающим его целостность, мобильность, устойчивость в настоящем и направленность в будущее.
Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой. Ученые выделяют следующие виды искусств.
Архитектура занимает особое место среди других видов искусств, поскольку она не изображает предметы, а создает их. Архитектура бывает общественная, жилая, градостроительная, садово-парковая, промышленная, реставрационная.
Общественно-преобразующая функция искусства проявляется в том, что оно, оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную и целостно ориентированную деятельность по преобразованию общества.
Утешительно-компенсаторная функция заключается в восстановлении в сфере духа гармонии, утраченной человеком в реальной действительности. Своей гармонией искусство влияет на внутреннюю гармонию личности, способствует сохранению и восстановлению ее психического равновесия.
Художественно-концептуальная функция выражается в свойстве искусства анализировать состояние окружающего мира.
Функция предвосхищения характеризует способность искусства предвосхищать будущее. На этой способности основаны фантастические, утопические и социально прогнозирующие произведения искусства.
Воспитательная функция искусства отражает роль искусства в формировании целостной человеческой личности, чувств и мыслей людей.
Внушающая функция проявляется в воздействии искусства на подсознание людей, на человеческую психику. В напряженные периоды истории она играет ведущую роль в общей системе функций искусства.
Гедонистическая функция показывает особый, духовный характер искусства, призванного доставлять людям удовольствие. Она опирается на идею самоценного значения личности и осуществляет ее, доставляя человеку бескорыстную радость эстетического наслаждения.
Познавательно-эвристическая функция отражает познавательную роль искусства и выражается в его способности к отражению и освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке.
В-третьих, огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играет воображение и фантазия пoзнающего субъекта. Художественный вымысел, допускаемый в искусстве, является совершенно недопустимым, например, в процессе научного познания.
В отличие от различных общественных наук, изучающих отдельные стороны жизни людей, искусство исследует человека в целом и наряду с другими познавательной деятельности является особой формой познания окружающей действительности.
Искусство включено в целостную систему форм общeственного сознания, куда наряду с ним входят уже рассмотренные выше философия, политика, право, наука, мораль, религия. Все они реализуют свои функции в eдином культурном контексте, возникающем благодаря иx взаимосвязям. [5]
Сочинение Культурный человек (рассуждение)
В переводе с латинского языка слово «культура» означает развитие, образование, воспитание. Это слово использовалось как противопоставление слову «природа». Все, к чему прикасалась человеческая рука, попадало под это определение. Изучая окружающий мир, человек изучал и себя, занимался самообразованием и самовоспитанием. За тысячелетия наше общество прошло большой путь, были созданы определенные нормы поведения, предметы обихода. С течением времени все это совершенствовалось, человечество изобретало новые средства самовыражения и налаживания отношений между собой. Всё это культура.
Культурный человек — воспитанный. Он не только усваивает правила поведения, прививаемые родителями, учителями, но и сам стремится к совершенствованию, следит за своей речью, своими действиями. Это человек, у которого есть мужество признать свою вину и извиниться за какой-либо проступок. Помимо прочего, это чуткий человек, который посочувствует другому в горе и порадуется его успехам. Культурный человек — просвещённый. Он интересуется всем, что унаследовал от предков, постоянно пытается узнать что-то новое, и не только в той области, которую он выбирает своей будущей стезёй. Он стремится прочувствовать жизнь во всех её воплощениях — в науке, здоровье, искусстве, политике, любви, дружбе, семейной жизни. У культурного человека есть определённое нравственное мышление.
Несмотря на существование в мире разных представлений о культуре, есть некоторые общие принципы. Для мужчины это уважение к женщине, а для женщины — те ценности, которые веками привлекали мужчин. Сюда также можно отнести богатый духовный мир и умение ценить и уважать других людей, быть к ним терпимым. Без терпимости невозможно быть культурным человеком, даже имея несколько образований. Культурный человек знает традиции своего народа и народов мира. Необязательно иметь при этом высшее образование, достаточно вести себя так, чтобы никто не мог сказать о человеке, что он невежественный.
Просвещённый, интеллигентный, воспитанный человек будет беспокоиться о своем будущем, не разрушая его вредными привычками, бессмысленными развлечениями и неприемлемым поведением. Он выбросит лист бумаги в урну, а не на землю, а вместо очередного сериала прочтет книгу, и все это благотворно скажется не только на нем самом, но и на дальнейшем культурном развитии человечества.
Сочинение 2
В наше время очень мало осталось культурных людей. В основном такие люди тихие, спокойные, вежливые и внимательные к другим собеседникам. Всегда внимательно выслушают, помогут советом (если их спросят). Могут помочь пожилой женщине донести сумку, сходить в магазин или аптеку. Помогают безвозмездно, взамен ничего не берут.
Чтобы быть культурно грамотным необходимо много читать, работать над собой, своей речью. Применять все правила поведения в общественном месте, всегда здороваться, мужчинам подавать руку при выходе дамам. Благодарить за различные дела: приятную беседу, помощь.
Чтобы стать таким человеком нужно много учиться, развивать внутренние качества, следить за правильным построением слов. В речи не должно быть грубых, нецензурных выражений. Стараться преображать всё вокруг себя. Беречь книги, произведения искусства, посещать театр, выставки. Знать знаменитых людей своего края, развивать умение сопереживать любому человеку.
Беречь природные богатства края, уважать близких людей. Следить за изменения в стране, делать добро. Стараться проявить свои лучшие качества, стремиться приносить пользу обществу. Трепетно относиться к книгам, произведениям различных искусств, уважать мнение и религиозный выбор, одинакова относиться к различным расам и национальностям. В нём должны быть собраны все положительные качества. При разговоре он молчит, глаза внимательно смотрят, произносит взвешенные слова, стараясь не обидеть и ни ранить, соблюдает тактичность.
Мне нравиться общаться с такими ребятами, так как они не завидуют, ведут себя воспитанно. С ними интересно разговаривать. Они много знают, могут поделиться бутербродом, дать списать домашнее задание. Объяснить тему. Не ругаются, не дерутся. С ними можно сходить в театр, на выставку.
Я стараюсь вести себя как воспитанный человек. Много времени уделяю своему интеллектуальному развитию. Помогаю родителям, пожилым людям, убираю общий подъезд. Если вижу мусор на улице выкидываю в урну. Занимаюсь в театральном кружке, сочиняю не большие стихотворения. Стараюсь не огорчать родителей. Внимательно слушаю собеседника, не обижаюсь, если не права могу извиниться. В тетрадях пишу аккуратно, чтобы учитель мог разобрать мой подчерк. Хочу получить высшее образование, выучиться на учителя. Я считаю, что педагоги все культурные люди, помогают людям, учат красиво писать, говорить и грамотно излагать свои мысли.
3 вариант
Каждый из нас хоть раз задавался следующим вопросом: «Как стать культурным человеком?». К сожалению, с современным ритмом жизни, постоянными делами и заботами, мы забываем о важности нравственных качеств и зачастую не пытаемся воспитать в себе культурного человека. А какие качества должен включать в себя культурный человек?
Стоит начать с того, что культурный человек наделен определённым мышлением, этикой и отражает в себе конкретные социально-групповые культурные традиции. У такого человека значимости духовного намного выше, чем материального. Несмотря на то, что в мире существует огромное количество мнений об определении самого термина «культура», существуют некоторые общие принципы, которые заложены в понятии «культурная личность».
Важно отметить, что культурный человек умеет находить общий язык с большинством людей, он деликатен и демократичен в своих взглядах, а значит, не конфликтует с окружающими и спокойно выслушивает их мнения.
Культурный человек терпим, принимает окружающую действительность такой, какая она есть. Он обладает терпимостью и к чужому мнению, даже если оно противоречит его взглядам.
Важным фактором культурной личности является то, что она несет в себе знания о культуре своего народа, своей истории, своих корней. Такая личность бережет память о предках, ценит, чтит подвиги своего народа, стремится к сохранению истории.
Не нужно путать два понятия «культурный человек» и «образованный человек». Это совершенно разные вещи, ведь мы должны понимать, что не каждый человек с высшим образованием носитель всех вышеперечисленных качеств. Образование дает знание в той или иной области, но не делает человека культурным.
Можно сказать, что понятие «культурный человек» базируется на трех важных составляющих. Перовое – это человек, который обладает культурой (художественной, нравственной, политической, правовой и т.д.); второе – это образованный человек, который не ограничивается узкими рамками (старается смотреть на мир во всем его многообразии); и третье – это воспитанный человек, у которого есть культура поведения, общения, чувств и сознания.
Каждый человек вправе сам выбирать: становиться ли ему культурной, высоконравственной личностью или нет. Важно помнить, что не важно, живешь ли ты в большом мегаполисе или в тайге, ты можешь быть культурной личностью, которая ведет себя достойно, уважает свое мнение и взгляды окружающих.
Глава 3. Роль культуры в жизни человека
Появление культуры было невозможно без человека, как её создателя и творца. Выделившись из природы, человек стал развиваться как социальное и культурное существо. Создаваемая людьми культура выступила как дальнейший шаг человека в его естественной эволюции, стала определять в нем меру человеческого.
Сегодня человек – единственный из живых существ, обитающий как бы в двух мирах одновременно. С одной стороны, он – природное тело, подчиненное всем физическим, химическим и биологическим законам и вне природного мира его существование немыслимо. С другой стороны, человек живет в мире неприродном, созданном им самим- в мире культуры., и в обществе человек и степень его развитости оцениваются в конечном счёте по социально-культурным качествам – уровню образованности, логическому мышлению, памяти, воли, целеустремлённости, наличию соответствующих моральных качеств, т. е. по самым важным признакам, отличающим человека от животных и делающих его личностью. Существует точка зрения, согласно которой культурное взросление человека идёт параллельно его биологическому созреванию.
Культурный облик человека в первую очередь формируется в семье. Кроме семьи большой воздействующей силой является непосредственное окружение человека. Постепенно человек входит в более крупные общности людей, через которые происходит его приобщение к принятой в обществе культуре. По мере своего развития и усвоения социального и культурного опыта людей человек постепенно превращается в человеческую личность. При этом он как бы рождается заново, второй раз.
В жизни человека культура выполняет несколько важных функций. Главной из них является функция социализации, или человекотворчества, т. е. формирования и воспитания человека. Только через культуру человек овладевает всем накопленным социальным опытом и становится полноправным членом общества. Культура при этом выступает в качестве «социальной наследственности», значение которой не меньше биологической наследственности животных. Реализация функции социализации зависит от других функций культуры. Среди них, прежде всего, выделяется познавательная функция, суть которой состоит в вооружении человека знаниями, необходимыми для овладения силами природы, для осуществления трудовой деятельности, для определения линии своего поведения в обществе.
Общество предписывает человеку определённые нормы его поведения. Выработка этих норм, регулирующих поведение людей в обществе, составляет содержание нормативной функции культуры. Эта функция осуществляется, прежде всего, через законы, мораль, а также правила поведения, соблюдение которых составляет необходимое условие нормального существования общества и человека. Нормативная функция культуры тесно связана с ценностной или аксиологической, которая способствует формированию у человека ценностных потребностей и ориентаций, позволяет ему различать хорошее и плохое, добро и зло, прекрасное и безобразное. Общество нуждается в том, чтобы знания, полученные в результате осуществления познавательной функции, сохранялись и становились достоянием людей. Отсюда информационная функция, обеспечивающая их сохранение и передачу, как в рамках данного поколения, так и будущим поколениям. Передача культурных ценностей невозможна без общения людей, при котором культура выполняет коммуникативную функцию. Коммуникативная функция осуществляется в первую очередь с помощью языка, являющегося главным средством общения людей. Но наряду с естественным языком, все области культуры – наука, искусство, техника – обладают своим специфическим языком, без которого невозможно овладение культурой в целом. Важное значение для человека имеет также развлекательная, или компенсаторная функция культуры, которая связана с восстановлением физических и духовных сил, проведением досуга и психологической разрядкой. Жизнь и развитие человека немыслимы без выполнения культурой этих функций.
Человек- существо не только социальное, но и историческое. Он живет в определенном, исторически конкретном обществе, овладевая необходимыми для этого личностными качествами.
Культура играет в жизни человека весьма противоречивую роль С одной стороны, она способствует закреплению наиболее ценных и полезных образцов поведения и передаче их последующим поколениям, а также другим группам. Культура возвышает человека над миром животных, создавая духовный мир, она способствует человеческом общению. С другой стороны, культура способна с помощью нравственных норм закрепить несправедливость и суеверия, бесчеловечное поведение. Кроме того, все созданное в рамках культуры для покорения природы может быть применено в целях уничтожения людей. Поэтому важно изучить отдельные проявления культуры, чтобы получить возможность снизить напряженность во взаимодействии человека порожденной им культурой.
Этноцентризм.
Этноцентризм может быть искусственно усилен в какой-либо группе с целью противостояния другим группам при конфликтном взаимодействии. Уже одно упоминание об опасности, например, для существования какой-либо организации, сплачивает ее членов, повышает уровень групповой лояльности и этноцентризма. Периоды напряженности в отношениях между нациями или национальностями всегда сопровождаются повышением интенсивности этноцентристской пропаганды. Возможно, это связано с подготовкой членов группы к борьбе, к предстоящим лишениям и жертвам.
Говоря о той значительной роли, которую этноцентризм играет в процессах групповой интеграции, в сплочении членов групп вокруг определенных культурных образцов, следует отметить и его консервативную роль, негативное влияние на развитие культуры. Действительно, если наша культура лучшая в мире, то зачем надо что-то совершенствовать, изменять и тем более заимствовать из других культур? Опыт показывает, что подобная точка зрения может значительно замедлить процессы развития, протекающие в обществе с очень высоким уровнем этноцентризма. Примером может служить опыт нашей страны, когда высокий уровень этноцентризма в довоенный период стал серьезным тормозом развития культуры.
Этноцентризм может также быть инструментом, действующим против изменений внутреннего устройства общества. Так, привилегированные группы считают свое общество самым лучшим и справедливым и стремятся внушить это другим группам, поднимая тем самым уровень этноцентризма. Еще в Древнем Риме у представителей неимущих слоев культивировалось мнение, что, несмотря на нищету, они все-таки граждане великой империи и потому выше других народов. Это мнение специально создавалось привилегированными слоями римского общества.
Культурный релятивизм.
Существует подход к другим культурам, который смягчает действие этноцентризма и позволяет находить пути к сотрудничеству и взаимному обогащению культур различных групп. Одним из таких подходов считается культурный релятивизм. Его основой служит утверждение, что члены одной социальной группы не могут понять мотивов и ценностей других групп, если они анализируют эти мотивы и ценности в свете своей собственной культуры. Для того чтобы достичь понимания, понять другую культуру, нужно связать ее конкретные черты с ситуацией и особенностями ее развития. Каждый культурный элемент должен соотноситься с особенностями той культуры, частью которой он является.
Ценность и значение этого элемента может рассматриваться только в контексте определенной культуры.
Теплая одежда хороша в Арктике, но нелепа в тропиках. То же можно сказать и о других, более сложных культурных элементах и о комплексах, которые они составляют.
Культурные комплексы, касающиеся женской красоты и роли женщины в жизни общества, различны в разных культурах. Важно только подойти к этим различиям не с точки зрения доминирования «нашей» культуры, а с точки зрения культурного релятивизма, т.е. признавая за другими культурами возможности иных, отличных от «наших» интерпретаций культурных образцов и осознавая причины таких модификаций.
Эта точка зрения, естественно, не этноцентрична, но помогает сближению и развитию различных культур. Нужно понять основное положение культурного релятивизма, согласно которому определенные элементы отдельной культурной системы являются правильными и общепринятыми потому, что они хорошо себя зарекомендовали именно в этой системе; другие же считаются неправильными и ненужными потому, что их применение порождало бы болезненные и конфликтные последствия только в данной социальной группе или только в данном обществе.
Заключение
Мир культуры столь сложен и многообразен что каждая наука–философия, история, искусствоведение, этнография, культурология, социология- находит свою специфическую предметную “нишу” при изучении этого явления. Социологию интересует прежде всего роль культуры в функционировании и развитии общества. Культура чутко реагирует на все перемены, происходящие в социуме, и сама оказывает определенное воздействие на него, формируя и определяя многие социальные процессы, включая процессы группообразования и социальной мобильности.
Изложенное выше позволяет сделать вывод, что социология культуры изучает все виды преобразовательной деятельности человека, социальных общностей и общества в целом, а также результаты этой деятельности. Сама целенаправленная созидательная деятельность формирует человека как субъекта исторического творчества. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к созданным в обществе ценностям, накопленным традициям, овладения опытом, навыками и приемами деятельности, присущими данной культуре.
Не будет преувеличением определить культуру как меру человеческого в человеке. Культура дает человеку чувство принадлежности к сообществу, воспитывает контроль за своим поведением, определяет стиль практической жизни. Вместе с тем, культура есть решающий способ социальных взаимодействий, интеграции индивидов в общество.
Социология культуры как отрасль социологического знания изучает указанные сложные феноменологические ряды и системы, стремится к пониманию и оформлению в научной терминологии закономерностей указанных явлений.