роль космоса в жизни человека

Роль космоса в жизни человека

Человек как сложноорганизованное социальное существо. Особенности культуры как отпечатка сложного символьного поведения. Проникновение человека в космическое пространство, появление русского космизма. Взгляд И. Канта на место человека во вселенной.

РубрикаФилософия
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления29.05.2016
Размер файла22,4 K

роль космоса в жизни человека

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Понятия: человек, космос

1.1.1 Поведение человека

1.1.3 Общество и культура

2. Человек в космосе

3. Космос в человеке

3.1 Появление русского космизма

3.2 Взгляд Иммануила Канта на место человека во вселенной

Сегодня основная масса ученых едина во мнении, что человек и человечество составляют часть живого вещества нашей планеты. Это означает, что люди также подвержены действию космических энергий и солнечной радиации.

Постепенно представления о связи биосферы и космоса, человека и космоса, общества и космоса вошли в научный оборот, став важной частью современного научного мировоззрения, характерной чертой современной культуры.

Следует обратить внимание на то, что освоение космоса стало важнейшим стимулом для развития целого ряда направлений и сфер современной науки и техники, для Решение многих научных, технических и технологических задач, без которых осуществлениекосмических полетов и решения новых, более сложных задач, связанных с освоением космоса, было бы невозможно, в этом и заключается актуальность рассматриваемой темы.

Отличительной особенностью человеческого общества является уровень развития образования, достаточный для сохранения накопленного опыта путём последовательной передачи информации от поколения к поколению. Известно, что некоторые животные также могут обмениваться умениями, но цепи передачи нового опыта слишком коротки и опыт зачастую оказывается утерян ещё в рамках того поколения, в котором он был обретён. Например, имеются данные, что имевшие взаимодействие с капканами волки при повторном столкновении с ними учат спутников распознавать и избегать ловушки, однако ни разу не наблюдалась передача подобного опыта волчатам.

Человеку присуща способность заранее предвидеть результаты своих действий и составлять планы, моделировать собственную деятельность и анализировать себя «со стороны». Некоторые приматы также обладают способностью предвидеть последствия своих поступков, однако она развита слабее, чем у человека.

Для человека характерно активное формирование сложных приобретённых потребностей, практически не наблюдавшихся у других животных. Способность к формированию приобретённых потребностей позволяет повышать стабильность общества путём прививания всем индивидам некой «общепринятой» морали.

В определённых условиях человеческий разум может пересилить инстинкты, даже инстинкт самосохранения. Примером этому являются самоубийства. Другим примером являются люди давшие обет безбрачия, например, монахи. Они способны долгое время сдерживать инстинкт размножения. [3]

1.1.3 Общество и культура

Культура в данном случае рассматривается в качестве отпечатка сложного символьного поведения, то есть поведения, которое не является врожденным, но которое должно быть изучено через социальное взаимодействие с другими, например, язык, мораль, традиции, верования и технологию. [3]

От этого слова происходит название науки космологии, которая изучает законы строения и развития межзвездного пространства. Как правило, когда говорят о космосе, то имеют в виду все, что находится вне планеты Земля и ее атмосферы. В астрономии космос разделяют на ближний и дальний. Первый активно исследуется, при этом используются разнообразные космические аппараты. О дальнем человек может лишь мечтать. Это мир непознанных звезд и галактик.

В Древней Греции слово «космос» имело значение порядка, чистоты и гармонии. Далее это стало означать Вселенную и мир. Пифагор первым назвал наш мир космосом. С его освоением такое понятие приобрело другое значение, которое связывают с осуществлением давней мечты человечества о полете в космическое пространство.

Космос настолько загадочен и таинственен, что говорить о нем можно достаточно долго. Любое небесное тело по-своему уникально. Исследовать космическое пространство будут до тех пор, пока живет на планете Земля сам человек. [5]

человек социальный космизм вселенная

2. Человек в космосе

Наши первые ракеты и спутники были автоматами. Они совершали свои полеты без человека, в соответствии с заданной программой. Их бортовая аппаратура производила всевозможные наблюдения и измерения. Выполнение программы этих измерений обеспечивала специальная электронная автоматическая аппаратура.

Современная космическая автоматика достигла еще более замечательных успехов. Достаточно вспомнить наши станции «Луна 9» и «Луна 13», совершившие мягкую посадку на лунную поверхность, автоматические станции «Электрон», проводившие разведку радиационных зон нашей планеты, тяжелые спутники «Протон», космические лаборатории, предназначенные для изучения космических лучей, ретрансляторы «Молния 1», а также высшее достижение современной космической техники— автоматическую стыковку и расстыковку советских спутников серии «Космос».

И все же успешно осваивать космос, добывать у него самые сокровенные тайны, познавать новые явления и законы природы невозможно без непосредственного участия человека, без полетов космонавтов в космических кораблях.

Но автомат не может исследовать то, что принципиально неизвестно. Он способен изучать лишь такие процессы и явления, которые в основных чертах уже знакомы человеку.

Только человек может эффективно исследовать неизвестное, принимать правильные решения в непредвиденных обстоятельствах, в полной мере использовать открывающиеся возможности изучения окружающего нас мира. А так как на данном этапе освоения космоса одна из главнейших задач состоит во все более глубоком познании природы, то непосредственное участие человека в космических полетах является совершенно необходимым.

Хотя человечество непрерывно развивается, овладевая все новыми и новыми рубежами, многое в его истории повторяется, разумеется, каждый раз в новой форме и в иных масштабах.

Обычно выдающиеся достижения науки и техники па первых порах воспринимаются подавляющим большинством людей как нечто неожиданное, сенсационное, из ряда вон выходящее.

Но постепенно, пропорционально тому, как растет число практических приложений данного открытия, оно становится привычным, входит не только в технику, но и в быт люден, а еще через некоторое время становится неотъемлемой стороной жизни человечества. Даже специальные термины, которые на первых порах являются достоянием лишь узкого круга специалистов, проникают в разговорный язык и становятся всеобщим достоянием. Так уже было с паровыми машинами, электричеством, радио и телевидением, атомной энергией. Так происходит сейчас и с освоением космоса.

Интересно отметить и еще одно обстоятельство. До сих пор все достижения науки и техники изменяли главным образом окружающую человека обстановку, не затрагивая, по существу, физических условий, в которых ему приходится жить. С каждым годом люди получали возможность пользоваться все новыми приспособлениями и техническими устройствами, но они продолжали обитать в том же самом, привычном для себя земном мире. И только космические полеты, и в особенности успешный выход советского космонавта Алексея Леонова в открытый космос, впервые изменили саму среду, в которой должен работать, жить и передвигаться человек.

Выходя в космос, люди вступают в особый мир, где все непохоже на земное, где окружающая обстановка, физические условия и даже характер движений всех предметов и самого человека иные, чем па Земле.

Было бы неправильно думать, что в открытом космосе действуют какие-то особые законы движения, отличные от тех, с которыми мы встречаемся на Земле. Просто, действуя в иных условиях, они по-иному проявляются?

Одним из основных законов движения является, как известно, закон инерции. Согласно этому закону любое движущееся тело, иа которое не действуют силы, т. е. тело, не взаимодействующее с другими телами, должно двигаться равномерно и прямолинейно. Однако в земных условиях закон инерции, строго говоря, никогда не выполняется. На Земле любое движущееся тело всегда взаимодействует с какими-либо другими телами: оно испытывает сопротивление воздуха или воды, трение, притяжение Земли.

Иное дело в «свободном» космосе. Конечно, и здесь движение по инерции полностью никогда не осуществляется, так как в любой точке космоса всегда действует притяжение тех или иных небесных тел. Но поскольку силы тяготения быстро ослабевают с расстоянием, то уже при сравнительно небольшом удалении от небесного тела величина создаваемого этими силами ускорения становится незначительной. Следует также учитывать, что в космосе практически отсутствует сопротивляющаяся среда, а перемещающееся тело не испытывает трепня с другими телами. Поэтому свободное движение тел в космическом пространстве можно считать близким к движению по инерции. Практически это означает, что любое тело, получив в результате действия какой-либо силы некоторую дополнительную скорость, будет сохранять эту скорость достаточно долгое время.

В космосе человек, получив некоторое ускорение, например, оттолкнувшись от космического корабля, продолжал бы двигаться в этом направлении до тех пор, пока на него не подействовала бы какая-либо другая сила.

Человечество уверенно идет по пути космических свершений. Каждый новый успешный шаг в космос люди воспринимают как великую победу, как выдающееся историческое событие в истории земной цивилизации. И это закономерно. Благодаря замечательным космическим успехам человек стал полнее ощущать свое могущество, свою власть над природой, свои поистине неограниченные возможности. [4]

3. Космос в человеке

3.1 Появление русского космизма

Философия Древней Греции в досократовский период трактовала взаимосвязь человека и природного окружения космоцентрически. Космос понимался как живое существо, состоящее из некоей телесной невидимой субстанции. У досократиков Космос, общество и человек подчинены одним и тем же законам, которые считались умопостигаемыми.

3.2 Взгляд Иммануила Канта на место человека во вселенной

Моральный закон во мне начинается с моего невидимого Я, с моей личности. Он представляет меня в мире, который поистине бесконечен, но незрим и воспринимается только рассудком. В этом умопостигаемом мире (а через него и в видимой Вселенной) я познаю себя не как что-то случайное, а во всеобщей необходимой связи.

Взгляд во Вселенную на бесчисленное множество миров как бы уничтожает моё значение как живого существа, которое должно будет вернуть планете (всего лишь точке во Вселенной) то вещество, ту материю, из которой оно возникло, после того как эта материя на короткое время неизвестно каким образом была наделена жизненной силой.

Осмысление нравственного закона, напротив, бесконечно возвышает мою ценность как мысляшего существа. Моральный закон, таящийся в моей личности, открывает жизнь, независимую от моей животной природы и даже от всего чувственно воспринимаемого мира.» [2]

На сегодняшний день человечество скопило множество сведений об окружающем мире и предложило теории, описывающие существующий мир, Вселенную, разные аспекты которой рассматриваются разными науками. Предметом космологии является вся объективно существующая Вселенная, или Метагалактика. Экзо-биология рассматривает условия и пригодность для жизни других планет. Космонавтика в узком смысле понимается как совокупность средств проникновения за пределы Земли. Во всех этих науках можно выявить философские, мировоззренческие аспекты. К философским вопросам исследования космоса, рассматриваемым в литературе, относят причины выхода человеческого общества за пределы породившей его планеты, перспективы дальнейшего космического исследования, освоения доступного космического пространства, вопросы существование и стратегии поиска других цивилизаций, проблемы происхождения и развития Вселенной.

Космос является глобальной средой, общим достоянием человечества. Теперь, когда космические программы существенно усложнились, их выполнение требует концентрации технических, экономических, интеллектуальных усилий многих стран и народов. Поэтому освоение космоса стало одной из важнейших международных, глобальных проблем.

Источник

Проектная работа «Человек и космос»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 10 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД МИХАЙЛОВКА

Выполнил: Е.А. Дмитриенко

Руководитель: Е.А. Кишаева

МКОУ СШ №10 городской округ

Тема проекта : «Человек и космос».

Тип проекта: кратковременный.

Актуальность выбранной темы.

Изучив взаимосвязь человека с космосом, я бы хотел рассказать об этом своим сверстникам, а так же приготовить наглядное пособие.

Ребята должны знать историю освоения космоса, гордиться своей страной-Родиной космонавтики.

Планеты, солнечная система, звезды и космос всегда интересовали Человечество. Многие ученые посвятили всю свою жизнь изучению космоса, космических явлений и процессов.

Объект исследования: космос.

Предмет исследования: взаимосвязь человека с космосом.

Цель: рассмотреть, какую роль играет космос в жизни
современного общества, и каково его влияние на человека.

— изучить материал о значимости космоса в современном обществе;

— провести опрос по теме проекта;

— приобрести и обобщить сведения о влиянии космоса на жизнь человека.

Гипотеза : космос и человек взаимосвязаны.

Какова история изучения и освоения космического пространства?

Какие космические технологии находятся на службе человека?

Какое влияние оказывает космос на человека?

Какое влияние оказывает человек на космос?

1.Чтение энциклопедий о космосе.

2.Просмотр документальных фильмов по теме исследования.

3.Поиск информации в Интернете.

Из истории освоения космического пространства. Изучение космоса началось еще с самых древних времен, когда человек только учился считать по звездам, выделяя созвездия. И только всего четыреста лет назад, после изобретения телескопа, астрономия начала стремительно развиваться принося в науку все новые открытия.

С глубокой древности люди мечтали летать, как пти­цы. Прошли века, и люди сумели покорить воздушное пространство Земли. Сначала они поднимались в небо на воздушных шарах и дирижаблях, позже стали бороз­дить воздушный океан на самолетах и вертолетах.

Но человечество мечтало о полетах не только в воз­душном, но и в космическом пространстве, о котором великий русский ученый и поэт Михаил Васильевич Ломоносов сказал так:

-Открылась бездна Звезд полна, Звездам числа нет, Бездне — дна!

Таинственная звездная бездна космоса притягивала людей, звала заглянуть в нее, разгадать ее загадки!

«Но человек полетит, опираясь не на силу своих мус­кулов, а на силу своего разума», — добавлял к сказан­ному ученый.

Циолковский доказал, что освоить космическое пространство можно только с помощью ракеты! Он разработал теорию аппара­та ракеты, предложил использовать для него жидкое топливо, про­думал устройство конструкции и вывел основную формулу ее дви­жения.

Этот замечательный ученый ярко нарисовал в воображении всю картину космического полета. Он предположил, что люди скоро запустят в космос спутники Земли, а космические корабли поле­тят к другим планетам Солнечной системы. Кроме того, он предсказал, что в космическом пространстве бу­дет постоянно находиться настоящий космический дом, где космо­навты станут подолгу жить, занимаясь исследованиями.

«Все неприкрепленные к ракете предметы сошли со своих мест и висят в воздухе, ни к чему не прикасаясь. Сами мы тоже не касаемся пола и принимаем любое положение: стоим и на полу, и на потолке, и на стене.

Масло, вытряхнутое из бутылки, принимает форму шара; разбиваем его на части и получаем группу из мелких шариков».

Это был первый, сотворенный человеком, объект, который не упал на Землю, а стал вращаться вокруг нее.

Это был небольшой шар диаметром около 60 см, снабженный радиопередатчиком и четырьмя антеннами.

Все радио- и телекомпании мира прервали свои передачи, чтобы услышать его сигналы, идущие из далекого космоса на Землю!

Ученые мечтали о полете человека в космос. Но прежде они ре­шили проверить безопасность полетов на наших верных четвероногих помощниках — собаках.

Для пробных полетов выбрали не породистых собак, а обыкно­венных дворняжек — ведь они и выносливы, и неприхотливы, и очей смышлены.

Сначала будущих четвероногих космонавтов долго тренировали. Для этого инженеры сконструировали специальную камеру.

Многие собаки не раз летали в космос. Они привыкали, что их одевают в комбинезоны, прикрепляют ремнями к кабине.

Большинство собак были храбрые, но однажды в космическое пространство поднялся пес-трусишка, а вот кличка у него как раз была — Смелый!

Во второй раз отправиться в космос Смелый побоялся. Вечером перед полетом собачек как всегда вывели прогуляться. Только лаборант отстегнул поводок, как Смелый кинулся прочь. Он убежал далеко в степь и на зов не откликался, будто чувствовал, что завт­ра утром ему предстоит полет.

Пришлось выбрать из собак, всегда гулявших около столовой, одного небольшого песика. Его покормили, помыли, подстригли шерсть и нарядили в комбинезончик.

Запуск прошел нормально, и пес благополучно вернулся на Зем­лю.

Но Главный конструктор все же заметил подмену и спросил, как зовут эту собаку.

Сотрудники ему ответили: « Зиб!»

— Какая странная кличка! — удивился Королёв. Тогда ему объяснили, что расшифровывается она так: «Запасной исчезнувшего бобика». ( Когда полет завершился, хитрый пес Смелый вернулся в отряд, как ни в чем не бывало!

Испытания продолжались. Для собак изготовили специальные скафандры из прорезиненной ткани и шлемы из прозрачной пла­стмассы.

«Раз в сутки из-под лотка, в котором лежала собака, выдвигалась коробка, наполненная специально приготовленной тестообразнойсмесью: это и еда и питье. Собаки были заранее приучены такими продуктами питаться и утолять жажду» (А. Добровольский).

Кроме собак на борту корабля были мыши и крысы, семена растений.

Фотографии всех этих смелых собачек облетели весь мир.

Наконец все было подготовлено для полета в космос человека.

В 1961 г. 12 апреля на околоземную орбиту был выведен косми­ческий корабль «Восток». Его пилотировал первый в мире космо­навт.

— Знаете ли вы его имя?

Правильно! Самый первый космонавт Земли — Юрий Алексее­вич Гагарин.

Этот отважный молодой человек первым из всех живущих на планете людей увидел Землю из космоса.

И она показалась ему прекрасной!

Летчик Юрий Гагарин родился 9 марта 1934 г. на Смоленщине. В 1941 г мальчик пошел в школу, но война прервала его учебу. Послушай те рассказ писателя Юрия Нагибина о первом школьном дне Юрия Гагарина.

После войны Гагарины поселились в городе Гжатске. Семья была дружная, трудолюбивая.

Юра отлично учился, был способным, старательным и исполни­тельным мальчиком.

В юности он увлекся спортом, занимался в аэроклубе, изучал устройство самолетов, прыгал с парашютом.

Небо влекло к себе талантливого юношу! Он закончил авиационное училище и стал военным летчиком. Уже в это время Юрий мечтал о полетах в космос. Когда он узнал, что создается отряд космонавтов, то написал заявление с просьбой принять его в этот отряд.

Скоро Юрий Гагарин был принят в отряд космонавтов. Начались долгие и трудные тренировки.

Космонавт должен быть смелым, тренированным, иметь крепко! здоровье и сильную волю, отличаться умом и трудолюбием.

Все эти качества у Юрия Гагарина были!

Очевидцы вспоминают, что «когда первый космонавт после по­лета ехал по улицам Москвы в открытой машине, встречать его вышли тысячи и тысячи людей. Всюду было веселье и ликование, радост­ные возгласы и сердечные объятия».

Вспоминали люди, что от Юрия Гагарина «шли какие-то волны жизнерадостности и творческого оптимизма».

Как же проходил полет Юрия Гагарина?

Вес корабля «Восток», на котором проходил полет, составлял 4730 кг Полет начался утром — в 9 ч 7 мин и проходил на высоте около 200 км над Землей. На стартовую площадку будущего космонавта провожали инже­неры, конструкторы, врачи, друзья.

Очень волновался Главный конструктор — Сергей Павлович Королёв. Ведь он любил Юрия, как родного сына!

Прежде чем шагнуть к ракете, Юрий воскликнул: «Ребята! Один за всех и все за одного!»

А когда ракета рванулась в небо, Юрий Гагарин крикнул слово, ставшее знаменитым: «По-е-ха-ли!»

«Он увидел в иллюминаторе голубую Землю и совершенно черное небо. Яркие немигающие звезды смотрели на него. Этого никогда не видел ни один житель Земли» — написал о полете Гагарина журналист Ярослав Голованов.

Вот как описал сам Юрий Алексеевич свой полет: «Двигатели ракеты были включены в 9 ч 07 мин. Я буквально был вдавлен в кресло. Как только «Восток» пробил плотные слои атмосферы, я увидел Землю. Корабль пролетал над широкой сибирской рекой. Отчетливо были видны островки на ней и освещенные солнцем лесистые берега. Смотрел то в небо, то на Землю. Четко различались горные хребты, крупные озера. Самым красивым зрелищем был горизонт — окрашенная всеми цветами радуги полоса, разделяющая Землю в свете солнечных лучей от черного неба.

Была заметна выпуклость, округлость Земли. Казалось, что вся она опоясана ореолом нежно-голубого цвета, который через бирюзовый, синий и фиолетовый переходит к иссиня-черному. ».

Юрий Гагарин принес славу нашей Родине. Мы с вами, дорогие ребята, можем гордиться им.

Первым космонавтом, вышедшим в открытый космос, стал Алексей Леонов. Под впечатлением своего полета он нарисовал замечательные картины, на которых изображал Землю и космическое пространство. С помощью спутников можно предсказывать погоду, осуществ­лять телевизионную, телефонную связь.

За 50 лет космической эры было запущено более 3000 искусст­венных спутников Земли.

Влияние космоса на человека.

Космос оказывал влияние на человека на протяжении всего его развития. Большое значение он имел и для экосистемы Земли. Так падение большого космического объекта привело к тому, что вымерли динозавры. Ледниковые периоды на планете, предполагается, зависят от того, что наша галактика попадает в пылевое облако. Выдвигается мнение, что за нами давно и до сих пор наблюдают более развитые космические существа – пришельцы. Факт их существования до сих пор не подтвержден, но показания многих очевидцев нельзя сбрасывать со счетов.

Ученые доказали – космос не прибавляет человеку здоровья, сообщает «МИР 24».

Так же на орбите космонавты теряют пару процентов костной массы. Этот синдром известен как космическая остеопения. Кроме того, меняется острота зрения и вкус.

Огромное влияние на человечество оказывает и Солнце. Солнечный ветер и вспышки приводят к появлению северного сияния и магнитных бурь. Не стоит забывать и о параде планет, последствием которого является гравитационное воздействие на человечество.

Влияние человека на космос

С началом космических исследований атмосферы Земли обнаружено нарушение озонового слоя над Антарктидой. Слой озона разрушается под воздействием загрязнения атмосферы оксидами азота, содержащимися в выбросах летательных аппаратов, при извержении вулканов, домашних и промышленных холодильниках, аэрозольных баллончиках! Точнее, это газ фреон. Он распадается под воздействием ультрафиолета и становится сильнейшим разрушителем озона. Несмотря на принимаемые меры, озонная дыра может разрастись. Наиболее технически реальным кажется «радиоштопка» — создание разряда в верхних слоях атмосферы с помощью радиоволн сверхвысоких частот.

Я решил с одноклассниками провести опыт.
Опыт №1 «День и ночь «2»

Цель : объяснить детям, почему бывает день и ночь.

Оборудование: фонарик, глобус.

Содержание: создаем модель вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Для этого нам понадобится глобус и фонарик. Расскажите детям, что во Вселенной ничего не стоит на месте. Планеты и звезды движутся по своему, строго отведенному пути. Наша Земля вращается вокруг своей оси и при помощи глобуса это легко продемонстрировать. На той стороне земного шара, которая обращена к Солнцу (в нашем случае к фонарику) – день, на противоположной – ночь. Земная ось расположена не прямо, а наклонена под углом (это тоже хорошо видно на глобусе). Именно поэтому существует полярный день и полярная ночь. Пусть ребята сами убедятся, что как бы ни вращался глобус, один из полюсов все время будет освещен, а другой, напротив, затемнен. Расскажите детям про особенности полярного дня и ночи и о том, как люди живут за полярным кругом.

Вместе с классным руководителем провел опрос среди одноклассников по теме : «Космос». Из опроса я сделал вывод, что большинство ребят привлекает тема космоса. Они считают, что это актуальная, интересная и ценная информация. (Приложение 1)

В ходе исследования я сделал следующие выводы:

— космос играет важную роль в жизни современного общества, он оказывает влияние, как на человека, так и на природу в целом;

— освоение космоса имеет как положительные, так и отрицательные последствия;

-история изучения космонавтики – это неотъемлемая часть процесса воспитания современного поколения.

Таким образом: в современном мире мы не можем себе представить жизнь без спутникового телевидения, навигаторов, Интернета, прогнозов погоды. Развиваясь, космонавтика, разрабатывает и внедряет передовые технологии. В скором будущем, возможно, в космос можно будет полететь даже школьнику, изучающему планеты. А может быть, там построят дома и гостиницы для Землян, и я смогу побывать на разных планетах. Уже сейчас на Земле существует понятие «космические туристы», а пройдёт время, и люди освоят для жизни другие системы. Ведь столько ещё неизвестного, неизученного в бесконечном космическом пространстве Вселенной!

И еще хотел бы добавить на основе моего проекта я изготовил наглядный материал ( макет земли), который может пригодиться на уроках окружающего мира при изучении темы «Вселенная», и на внеклассных мероприятиях посвященных Дню космонавтики.

1. Атлас по астрономии, М.«ОЛМА-ПРЕСС Экслибрисс», 2003, 96с.

2. Детская энциклопедия «Я познаю мир» (космос), М., АСТ 1999, 446с.

3. Детская энциклопедия «Я познаю мир» (природные катастрофы), М., АСТ 1999, 458с.

4. Усманский С.П. «Космонавтика сегодня и завтра», М.Просвещение, 1997, 326с.

5. Энциклопедия тайн и загадок по странам и континентам «Чудеса света», М. «Белый город», 2008, 360с.

6. Экология человека. Тамбов. ООО «Издательство Юлис», 2007 95с.

Результаты анкетирования учащихся 2-х классов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *