роль календарей в жизни людей

Роль календаря в современной жизни человека

роль календарей в жизни людей

Люди привыкли жить по расписанию. Успешные бизнесмены всегда более организованы, чем их штатные сотрудники. Возможно именно в этом секрет успеха и благополучия?

Новый календарь – новая жизнь!

Среди больших компаний принято дарить календарь накануне Нового года. Для людей, ценящих порядок и систематичность, важно, чтобы в новом календаре было место для небольших заметок.

Люди настолько привыкли к календарю под рукой, что просто перестали запоминать даты. Проще заглянуть за подсказкой в календарь, чем держать все даты в голове.

Совет психолога. «Планируйте свои достижения в календаре, пишите задания на каждый месяц. Таким образом, это станет не просто вашим желанием, а конкретным заданием».

С наступлением нового года люди меняют календари в своих квартирах и офисах. Именно этот период можно назвать началом нового этапа в жизни каждого человека.

Проблема в том, что не каждый умеет воспользоваться таким шансом. Давайте определимся, что обязательно нужно отметить в номом календаре:

Когда же красный день календаря?

роль календарей в жизни людей Ответ на этот вопрос поможет найти – производственный календарь. Такой календарь в своем арсенале должен иметь каждый работодатель, в нем отмечены все государственные выходные дни в году.

Не стоит и рядовым работникам отказываться от такого помощника.

роль календарей в жизни людей Заказывая новый календарь, обязательно укажите, что в нем должны быть отмечены все выходные дни. Люди, создающие календари, говорят — новый календарь может подарить новую жизнь. Не стоит недооценивать его свойства.

Попробуйте следовать нашим советам. Надеемся что благодаря им Вы станете более успешным и богатым человеком.

Источник

Календарь и календари в нашей жизни и на работе

Знаете ли вы, что слово календарь произошло от латинского calendarium, что означает «долговая книжка»? Как современно и по деловому звучит. Впрочем и тогда, видимо, оно звучала вполне по деловому, потому что каждую календу, т.е. в первые дни каждого месяца должникам, которых и в Древнем Риме было достаточно, приходилось платить проценты. Да уж, ничего в этом мире, кажется, принципиально не меняется.

Как и многое в этом лучшем из миров, календарь имеет два значения – очень большое и совсем маленькое. «Очень большое» подразумевает, что это некая система счисления значительных промежутков времени. Например, существуют солнечные календари, основанные на периодичности движения самого большого небесного тела нашей солнечной системы, лунные календари, отражающие особенности временного движения Луны вокруг Земли и т.п. Что такое «совсем маленькое» значение нетрудно понять, взглянув на стену или на письменный стол. Вполне возможно, что там у вас «висит» или «лежит» календарь. Но за 2012 года, а ведь не за горами уже и 2013! Где можно заказать календари в Череповце?! Точно знаем только одно место – это офис компании «Полиграфист» (Ленина, 80 – к.2.).

Лучший Григорианский – не лучший

Однако вернемся к календарям. Хорошо известно, что различных «больших» календарей было много. Все европейцы сейчас живут по Григорианскому календарю, у которого, как говорят, имеется масса недостатков. Мы знаем, что в феврале по этому календарю – 28 дней, в июне – 30, а в октябре – 31. Не будем спорить о том, справедлив это или несправедливо, но одно точно, что это – неудобно. Обидно и то, что в разных кварталах 90,91 и 92 дня, а в полугодиях – 181, 182 и 184. Бухгалтера с ума сходят, а ничего не поделаешь – отчетность приходиться сдавать поквартально, независимо от количества имеющихся в кварталах дней. А то, что каждый новый год наступает с нового дня недели, а за 3300, согласно этому календарю, набегают лишние сутки, вас не задевает?! Меня так очень и очень! И не меня одного.

Так уж получается, что проект нового календаря постоянно зреет, зреет, но никак не дозреет. Постав Аомелин, астроном из Франции еще в 1888 году предлагал продлить год на четыре квартала, в каждом из которых один месяц должен «железно» быть с 31 днём, а два тридцатью. При этом все дни недели в этом календаре должны быть строго привязаны к определённым числам. Забавно, что после 30 декабря француз предлагал оставить еще один день и отмечать в ходе него праздник мира и дружбы народов. Интересно, что проект этого календаря прошел «огонь, воду и медные трубы», но попав на обсуждение в ООН уже в 50-х годах прошлого столетия с треском провалился.

Настенные, квартальные, настольные и карманные

Это мы уже опять говорим о «небольших» календарях. Они замечательны тем, что всегда находятся перед глазами. Поэтому, если на них размещена какая-нибудь реклама и, при этом, дельная, то она едва ли не целый год будет «мозолить» кому-то глаза. Идеальный вариант, если этот «кто-то» относится к людям, которые принимают решения.

Настенные календари в компании «Полиграфист» вам напечатают хоть в виде плаката, хоть перекидными. При этом еще и любого размера. Плакат – это, прежде всего, бросающееся в глаза красочное, имеющее интересный сюжет изображение, а также годовая календарная таблица. Если добавить сюда еще и логотип компании, то ваши партнеры и клиенты, просто «сойдут с ума от счастья» получив такой подарок в качестве сувенира.

Квартальный календарь ценится в офисах, так как на нем видны сразу все три месяца, после которых надо сдавать отчетность. Согласитесь, иметь такой календарь перед глазами, здоров. Да еще и солидно: кто посмотрит, сразу же скажет, что «здесь по деловому относятся к составлению и сдаче отчетности». Хорошую репутацию в карман не положишь, но «свое дело она знает» и однажды сыграет в вашу пользу.

Настольные календари выполняют в в перекидной форме или же в виде домика. Положка у настольного календаря очень прочная, выполняется из плотной бумаги или картона. Для рекламных целей это прекраснейший инструмент. Правда, все должно быть в нем в меру: и шрифт, и расцветка, и дизайн в целом.

Наконец, карманные календари. Находясь в портмоне или внутреннем кармане пиджака, сумочке, они отлично служат продвижению компании. В самом деле, их можно брать везде и всюду, большого дискомфорта они не доставят, но во время проведения деловых встреч, презентаций, выставок свою работу они сделают на «отлично», поверьте.

Источник

Зачем людям нужен календарь

Многие говорят о том, что счастливые люди не наблюдают часов и дней. Однако современному человеку, который работает на благо семьи и общества, просто необходимо ограничивать себя некоторыми временными рамками. Если бы не календари, то в мире существовал бы хаос. Вряд ли представителям «безкалендарного» общества было бы знакомом такое понятие, как пунктуальность. О высокой производительности труда и командной работе также можно было бы забыть. Календарь на 2019 год легко можно найти на просторах интернета, так зачем портить себе жизнь и создавать проблемы.

Без разделения на дни, недели, месяцы и года человек бы банально перестал ориентироваться в пространстве. Излишняя привязка к датам также не сулит ничего хорошего, но это не значит, что их нужно полностью игнорировать. Без календаря можно забыть про день рождения друга или важное событие.

Даты управляют жизнью отдельного человека, и с этим фактом не поспоришь. Многие считают, что именно календари виновны в том, что нужно срочно сдавать отчёт, отпуск подходит к своему завершению или нужно в оперативном порядке сделать ту или иную работу. Однако без возможности отличать один день от другого сложно представить жизнь. Многие процессы просто бы остановились или стали невозможными.

Чтобы понять, какая на дворе дата, не обязательно покупать календарь. Можно воспользоваться онлайн-версией. При желании можно перейти на следующий год, вернуться к предыдущему или на много лет назад. Кроме того, календари ассоциируются с массой приятных моментов. К примеру, днём получения заработной платы, когда начинается отпуск и приходит конец для очередной рабочей недели, а также памятными датами.

Календарём люди пользовались испокон веков. В настоящее время он несколько трансформировался, но суть остаётся всё такой же ясной и понятной. Многие люди верят астрологическим прогнозам. Без календаря составить их было бы невозможно. Ведь все расчёты отталкиваются от даты и времени рождения.

Календарь вошёл в жизнь человечества стремительно и стал его неотъемлемой частью. Без него современный индивидуум просто не сможет существовать и справляться с поставленными задачами.

Источник

Творческий проект «Календари в жизни человека»

XI Региональный конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь – 2017»

«Календари в нашей жизни»

1. История появления календаря……………………………………….4-5

2. Виды календарей и их значение в нашей жизни………………. ……5-7

3. Анкетирование учащихся…………………. ………………………..7-8

Под Новый год пришел он в дом

Таким румяным толстяком,

Но с каждым днем терял он вес

И, наконец, совсем исчез.

Ещё в древние времена человек столкнулся с проблемой, как определять время, узнавать какой сейчас день, месяц, год. Мы привыкли жить по календарю, но ведь так было не всегда.

Проблема состоит в том, что мы не знаем историю возникновения календаря.

Мне захотелось узнать: когда и как возник календарь, откуда он пришёл в нашу жизнь. Поэтому свою работу я посвятила изучению возникновения, и созданию собственного календаря.

Цель работы : исследование значения календаря в жизни человека, создание макета собственного экологического календаря, удобного для использования во внеклассной работе.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

— изучить историю появления календаря;

— исследовать различные календари;

— исследовать разнообразие календарей и их использование в реальной жизни;

— выяснить, знают ли учащиеся нашей школы о календарях и используют ли они их в реальной жизни;

— проанализировать собранный материал и создать экологический календарь.

Гипотеза: может ли существовать человек без календаря в современном мире.

Объект исследования: календари прошлого и настоящего.

1. История появления календаря

Для проведения исследования по данной теме я обратилась к энциклопедической литературе, сайтам Интернета, обратились за поддержкой к учителю и родителям.

Из книги Татьяны Тарабариной « Детям о времени» я узнала, что раньше в неделе было 5,10, 13 суток и прошло много лет, когда в неделе стало 7 суток. Название их созвучно с порядковым номером. Суббота получила своё название по местечку Субботка, где был обычай благо думать в шестой день недели, а ещё в переводе с вавилонского «СУББОТА» означает шестой.

Прошли тысячи веков, прежде чем открылась вторая мера – месяц. Название месяцев получили своё название в честь богов, и пришли к нам из Рима. Например, месяц июль в честь полководца Юлия Цезаря, который ввёл високосный год. Високосным являются те годы, которые без остатка делятся на 4. Интересно, что в этом календаре не было 29февраля, а 2раза повторялось 23. В честь Юлия Цезаря календарь назывался Юлианским.

Сейчас мы живём по григорианскому календарю, в честь папы Римского.

С 1700 года Пётр 1 ввёл календарь с началом года 1 января (вместо 1 сентября.)

Ох, как трудно запомнить, сколько дней в каждом месяце? Но умные люди придумали, как легко их запомнить. Это вруцелетто-год в руке.

Из детской энциклопедии « Всё обо всём» я узнала, что первые календари появились много тысяч лет назад. Они создавались для того, чтобы облегчить людям жизнь: они сообщали, когда дожди сменяют засуху, когда изменится ветер, когда созреет урожай.

2. Виды календарей и их значение в нашей жизни

Какая всё-таки великая вещь – календарь! Он есть в каждом доме. Он висит на стене, лежит на столе. Календарём мы пользуемся каждый день, он наш верный помощник.

Даже знаменитый Робинзон Крузо, когда оказался на необитаемом острове, очень боялся остаться без календаря. Вот что он говорил: « Вскоре после того, как я поселился на острове, мне вдруг пришло в голову, что я потеряю счёт времени и даже перестану отличать воскресенья от будней, если не заведу календаря.

Календарь я устроил так: обтесал топором большое бревно и вбил его в песок на берегу, на том самом месте, куда меня выбросило бурей, и прибил к этому столбу перекладину, на которой вырезал крупными буквами такие слова:

СТУПИЛ НА ЭТОТ ОСТРОВ

30 СЕНТЯБРЯ 1659 ГОДА

С тех пор я каждый день делал на своём столбе зарубку в виде короткой чёрточки. Через шесть чёрточек я делал одну длиннее – это означало воскресенье; зарубки же, обозначающие первое число каждого месяца, я делал ещё длиннее. Таким образом я вёл мой календарь, отмечая дни, недели, месяцы и годы».

Календари можно увидеть повсюду: в магазине, на почте, в аптеке, в школе, в библиотеке, в парикмахерской, в поликлинике. Они есть в телефонах, в наручных часах. Каждый календарь имеет своё назначение.

Я предложила одноклассникам принести свои календари, и все охотно откликнулись на эту просьбу. Наши календари были разной формы и разные по теме : «Православный календарь», «Кулинарный календарь», «Лунный календарь» и другие.

Алевтина Алексеевна показала нам «Календарь учителя», в котором отмечены учебные триместры и каникулы. А ещё она показала нам необычный интересный календарь, который помогал ей ждать её сына, когда он был в армии.

У бабушки я видела календарь-огородника, из которого она узнаёт дни посева овощей. У мамы на работе висит большой на три года (он удобен для планирования своей работы). Есть свои календари у астрономов, у министров.

По содержанию информации, как выяснилось, календари делятся на: календари знаменательных дат; календари рыболова; рекламные; календари народных примет и обычаев; православные; производственные; исторические; кулинарные; астрологические и другие.

3. Анкетирование учащихся

Мною был проведён опрос в начальных классах нашей школы (24 человека) по теме «Календарь». Были заданы следующие вопросы:

1. Что такое календарь?

2. Когда вы родились?

3. Какой сейчас век?

4. Какой сегодня день, месяц, год и какой день недели?

5. В каком году вы пошли в школу?

Исходя из анкетирования можно сказать, что учащиеся 1-4 классов имеют представление, что такое календарь, но не могут грамотно это объяснить. 22 учащихся знают, когда они родились (век, год, месяц и день). 23 учащихся назвали, какой сегодня день по календарю и день недели. 20 ребят знают, в каком году они пошли в школу.

Вывод: из полученных результатов анкетирования видно, что ребята ориентируются в календарных датах, знают, когда их день рождения.

4. Создание календаря

Создание календаря проходило в несколько этапов:

1) Определение темы календаря.

2) Подбор материала из интернета.

3) Распечатка полученного календаря.

4) Оформление календаря.

В мире много разных календарей, но мне захотелось создать свой календарь. Передо мной встал вопрос: каким будет мой календарь? Я решила посоветоваться с ребятами, и на классном часе каждый высказал своё мнение.

Этот год объявлен Годом экологии, и многие ребята из нашего класса предложили создать «Экологический календарь», в котором будут перечислены международные дни, посвящённые защите природы.

Через такой календарь мы планировали показать актуальность экологических знаний, воздействие человека на окружающую среду в аспекте дат экологического календаря, загрязнение природной среды и необходимость её сохранения, снижение биологического разнообразия на планете, важность сохранения окружающей природы для будущих поколений.

Данный календарь поможет нам спланировать свою деятельность по проведению экологических классных часов и акций. Работа по данному календарю будет проходить под девизом: «От экологического праздника – к реальным природоохранным делам!»

Вместе с ребятами из нашего класса я разработала дизайн календаря. Решили, что на каждом листе календаря будет фотография одного животного, внесённого в Красную Книгу России. А рядом будет изображён рисунок, характеризующий один из дней. Также в нашем календаре будут помещены «Правила друзей природы», стихи, пословицы и поговорки о природе.

Для решения первой задачи дома и в библиотеке я искала необходимый материал по направляющим вопросам (в интернете, в энциклопедиях, в «Экологическом букваре»).

Я выбрала следующие даты для экологического календаря:

16 августа – День защиты бездомных животных

Неделя Акции «Очистим планету от мусора»

30 ноября – Всемирный День домашних животных

Для решения второй задачи, было организовано изучение Красной книги России животных. Для оформления были выбраны следующие животные: Белый медведь, Амурский тигр, дальневосточная черепаха, Полярная сова, Белка – летяга и др.

Напечатать календарь мне помогла моя старшая сестра и мама. После того, как календарь был распечатан, мы с ребятами в классе приступили к его оформлению. На каждой странице мы написали месяц и постарались нарисовать иллюстрацию, подходящую по тематике к тому или иному экологическому празднику.

Всем ребятам захотелось иметь свой личный «Экологический календарь». Для этого мы решили сделать небольшой календарь – открытку. Теперь у каждого из нас имеется свой личный «Экологический календарь»!

На этом моя работа над проектом не закончится. Мы решили всем классом создать ещё один календарь. В нашем календаре будут отмечены:

— день рождения школы

— дни рождения учащихся, номера их телефонов

— традиционные классные праздники.

— данные об учебных триместрах и каникулах.

У нас ещё есть время на его изготовление, так как наш календарь будет начинаться не с января, а с сентября месяца.

В результате работы я выяснила, что все мои сверстники и взрослые идут в ногу со временем. Практически у каждого дома есть календарь, либо на стене, либо на письменном столе, либо в портфеле или сумочке. Каждый из нас с помощью календаря старается планировать, и тем самым, беречь своё время. Календарь заметно вошел в нашу жизнь, и обратно уже хода нет. Вот, казалось бы, маленькая вещь, а без нее нам невозможно прожить и несколько дней. Людям, у которых нет календаря, например жертвам кораблекрушений, выброшенным на необитаемый остров, трудно не потерять счет дням.

Работая над проектом, я изучила историю календарей, рассмотрела разнообразие календарей, проанализировала несколько видов календарей. В результате мы с ребятами создали собственный экологический календарь на 2017 год, который, как я думаю, на сегодняшний день очень актуален.

Проанализировав всю литературу и данные анкетирования, могу смело утверждать, что:

1) календарь является хитроумным изобретением человечества;

2) гениальность календаря заключается в периодичности повторения циклов движения небесных тел;

3) календарь имеет важное значение в жизни современного человека.

Проект вызвал интерес, потому, что:

— в ходе исследования я узнала, что пользоваться календарями люди начали много тысяч лет назад.

— первые календари очень отличались от современных календарей по дизайну, по содержанию. Но все календари отражали интересы людей своего времени.

— в них обязательно присутствует определённая система счёта продолжительных промежутков времени с подразделениями их на отдельные более короткие периоды (годы, месяцы, недели, дни).

При создании календаря, мне помогали мои одноклассники. Мы учились работать в группах, и эта работа сдружила нас ещё больше.

Список источников информации

Источник

Место и роль календаря в жизни людей

Прежде всего, следует четко определить место и роль календаря в жизни людей. Это далеко не только «система исчисления больших промежутков времени». Как свидетельствует история, с древнейших времен календарь является основой того сложного культурно-религиозного комплекса, который в наше время принято называть традицией. Все древние календари теснейшим образом были вплетены в культовые практики местных религий и носили тем самым сакральный характер. Любые изменения календарной системы тем или иным образом вытекали из радикальных изменения в традиции, обычно являвшихся следствием политических потрясений. И здесь мы видим еще одно важнейшее предназначение календаря: с самой глубокой древности он служит средством культурно-политической консолидации и интеграции.

Характерно, что унификация того или иного календаря и его распространение на всё более широкие регионы далеко не всегда были следствием прямого политического давления государств имперского типа. Аналогичные процессы протекали и в ходе так называемой культурной экспансии, когда региональные традиции становились жертвой набиравшей силу доминирующей культуры. Так было с вавилонским лунно-солнечным календарем, распространившимся в свое время по всему Ближнему Востоку (кроме – что характерно – Египта); так было с китайской календарной системой, до сих пор господствующей во всех странах Дальнего Востока. При этом «точность» господствующей календарной системы – то есть ее соответствие астрономическим реалиям – вовсе не была ее обязательным качеством.

Так, римский юлианский солнечный календарь, распространившийся в имперскую эпоху от Испании и Британии до Египта и Месопотамии, по многим параметрам уступал и вавилонско-иудейскому, и греко-македонским календарям. Достаточно напомнить, что римский календарь совершенно не учитывал движения Луны – одного из библейских «великих светил», чье влияние на биосферные процессы и занятия человека трудно переоценить. Христианская пасхалия, формировавшаяся в эпоху римского господства в Средиземноморье, должна была оптимальным образом совместить практическое удобство юлианского солнечного года с библейским лунно-солнечным календарем, по которому справлялась Пасха.

С математической точки зрения календарь представляет собой уравнение между тремя основными астрономическими периодами: а) вращения Земли вокруг своей оси (1 сутки); б) вращения Луны вокруг Земли (сидерический месяц, определяющий наблюдаемые фазы луны, равен 29,5306 сут.); в) вращения Земли вокруг Солнца (тропический год, определяющий сезонные явления, равен 365,2422 сут.). Эти три цикла не связаны между собой целочисленными соотношениями, что сводит построение календаря к поиску такой системы вставки добавочных дней и месяцев, в которой точность сочеталась бы с практичностью. Для удобства пользования календарь должен иметь относительно короткий период и строгую и понятную систему интеркаляции.

Основные типы лунно-солнечных календарных циклов были разработаны уже в античности. Это:

8л = (8×12+3=) 99м = (96×29,5+3×30=) 2922д; средний год 365,25д, средний месяц 29,5152д

– 19-летний цикл Метона:

19л = (19×12+7=) 235м = (228×29,5+7×30+4=) 6940д; средний год 365,2632д, средний месяц 29,5319д

– 76-летний цикл Калиппа:

76л = (4×235=) 940м = (4×6940-1=76×365¼=) 27759д; средний год 365,25д, средний месяц 29,5309д.

– 304-летний цикл Гиппарха:

304л = (16×235 =) 3760м = (4×27759-1 =) 111035д; средний год 365,2467д, средний месяц 29,5306д

При создании христианской пасхалии за основу вначале был взят 8-летний цикл, который затем был преобразован в 84-летний:

– 84л = (84×12+31=) 1039м = (84×(12×29½+¼)+31×30-6=) 30681д; средний год 365,25д, средний месяц 29,5294д.

Но настоящим шедевром математической мысли стала пасхалия на основе 19-летнего цикла, наложенного на юлианский год и в результате достигшая точности Калиппова цикла:

– 19л = (19×12+7=) 235м = (19×12×(29,5+¼)+7×30-1 = 19×365¼ =) 6939¾д; средний год 365,25д, средний месяц 29,5309д.

Эту пасхалию изобрел, по всей видимости, александрийский ученый Анатолий, впоследствии епископ Лаодикийский, во 2-й половине III в. Впоследствии пасхалия Анатолия была преобразована в александрийскую пасхалию – ту самую, по которой тысячу лет (с VI по XVI в.) жил весь христианский мир и которой Православные Церкви пользуется до сих пор. Важно понимать, что с математической точки зрения александрийская пасхалия неотторжима от юлианского календаря.

Вопрос об унификация христианского календаря был поставлен сразу же после того, как христианство стало господствующей религией Римской империи. Св. император Константин проявил острый интерес к календарной проблеме, т.к. считал недопустимым, чтобы христиане в разных частях государства справляли свой главный праздник в разное время. Таким образом, и здесь мы встречаемся прежде всего с политической функцией пасхалии как общехристианского календаря. Однако преодолеть традиции местных Церквей – особенно Римской, – оказалось далеко не просто даже после решений Вселенского Собора 325 г.[1] Несмотря на несомненные преимущества александрийской пасхалии, папский престол перешел на нее не ранее VI в., а в Великобритании и других «захолустьях» Западной Европы старые пасхалии бытовали еще сотни лет. Тем не менее, с эпохи Юстиниана мечта Константина Великого о единообразии празднования христианской Пасхи обрела реальность не только на территории Империи, но и за ее пределами. Единственным исключением стала армянская «кривая Пасха», но и она выпадала всего 4 раза за 532 года.

При всем своем математическом изяществе христианская пасхалия далеко не идеальна. Каждые 128 лет юлианский год оказывается на сутки длиннее тропического, а каждые 312 лет указываемое в пасхалии полнолуние на сутки смещается от наблюдаемого. Мало-помалу эти погрешности стали заметны, что вызвало попытки устранить их. Однако выяснилось, что любая альтернатива александрийско-юлианской системе оказывается слишком громоздкой[2], и гораздо легче смириться с нарастанием погрешностей, не придавая ему большого значения. В XIV в. в Византии Никифор Григора и другие ученые предложили реформу пасхалии, по сути сводившейся к простому сдвигу 19-летнего цикла, структура которого оставалась в неприкосновенности. Их оппоненты (в частности, канонист Матфей Властарь[3]) указывали, что тем самым источник ошибки не устраняется, и отрицали, что отклонения от равноденствий и полнолуний влияют на истинность совершавшихся христианских праздников. Но главным доводом против всяких календарных реформ была необходимость единовременного и повсеместного отказа от многовековой традиции, что в император Андроник II счел не только крайне трудным, но и политически опасным.

На Западе разговоры о необходимости коррекции календаря велись с XIII в. Но только во второй половине XVI в. в Риме решились на проведение календарной реформы. И здесь необходимо учитывать обстоятельства, в которых эта реформа проводилась. Было бы наивным полагать, что папой двигало одно лишь благородное стремление вернуть христианскую пасхалию к ее «истинным» параметрам, на которых она была создана 13 веков назад. Ведь все прекрасно понимали, что сделать это удастся лишь ценой разрушения традиционной пасхалии и введения крайне неудобного, по сути нецикличного метода определения пасхального полнолуния. Но папа Григорий XIII в 1581 г. санкционировал реформу, дабы решить две цели: доказать потрясаемой Реформацией Европе, что Римская Церковь, храня провозглашенную на Тридентском Соборе неукоснительную верность св. Преданию, самостоятельно определяет его содержание и ради «научной точности» способна пожертвовать некоторыми традициями; кроме того, календарная реформа, готовившаяся много лет как поистине всеевропейское мероприятие, была призвана продемонстрировать политический авторитет понтифика, по мановению которого император Рудольф II и прочие правители от Польши до Испании с ее заморскими колониями должны были 4 октября 1582 г. разом изменить ритм жизни миллионов своих подданных[4]. План вполне удался, и даже самые непримиримые противники папства в Европе в конце концов были вынуждены смириться с папским нововведением. Дольше всех – почти 170 лет – «упрямились» протестантские Великобритания и Швеция, но и они в середине XVIII века перешли на григорианский календарь[5].

В XX в. триумфальное шествие григорианского календаря добралось до стран, чьи народы были традиционно привержены Православию. Примечательно, что процесс перехода на «новый стиль» начался в годы Первой мировой войны и последующего лихолетья: Болгария приняла его в 1916 г., Россия в 1918 г., Сербия и Румыния в 1919 г. Формально речь шла лишь о светском, но не о церковном календаре, однако было совершенно ясно, что возникшее в итоге «календарное расщепление» мирской и церковной жизни приведет к маргинализации Церкви, к ее вытеснению из общественной жизни. Любопытны те предлоги, которые выдвигались при проведении реформы. Вот, например, что гласил декрет советского правительства от 26 января 1918 г.: «В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени, Совет Народных Комиссаров постановляет ввести по истечении января месяца сего года в гражданский обиход новый календарь…». Подписан декрет Лениным и Чичериным, помощником народного комиссара по иностранным делам. Это еще раз доказывает, что календарь всегда был и остается тем элементом системы международных отношений, который наиболее ярким образом отражает так называемое культурное доминирование. И советская власть, которая обычно предстает антагонистом капиталистических стран Европы, в данном конкретном аспекте продемонстрировала заискивающую тягу к консолидации с «почти всеми культурными народами» – ядром которых некогда был папский Рим, а ныне стал «цивилизованный» Запад.

Разумеется, Православие вовсе не зависит от верности юлианскому календарю – изобретению языческих астрономов. Нельзя сводить вопрос и к чисто научным аспектам. Разумеется, григорианский календарь более точно соответствует астрономическим реалиям, но едва ли кто-то из нас сможет это оценить на практике. Что же касается одного из главных достоинств календарной системы – ее простоты, – в этом отношении григорианский календарь с его 400-летним периодом оставляет желать лучшего. Спросите любого профессионального астронома, каким календарем пользуется он в своих научных исследованиях, и он ответит: юлианским. Вопрос о календаре – это прежде всего вопрос о целостности традиции, вопрос о сохранении самодостаточного культурного бытия. Не удивительно, что сторонники и противники календарной реформы во все времена делились на «консерваторов» и «инноваторов». И не стоит выставлять «ревнителей старины» непроходимыми невежами: они прекрасно если не осознают, то чувствуют духовную суть проблемы.

Когда мы слышим, что «современность ставит вопросы», мы должны понимать, что речь идет об очередном этапе культурного натиска «цивилизованных стран» на все прочие формы человеческой культуры. Сдержать этот натиск непросто, и у «культурного» правительства нет никаких внятных аргументов для того, чтобы ему сопротивляться. Иное дело – Церковь. Только она, во всем величии своей укорененной в веках и устремленной в вечность традиции, способна бросить вызов могущественным, но преходящим «веяниям момента». Конечно, при желании это можно преподнести как косное упрямство и нежелание модернизации. Но всегда можно задать вопрос: а какова цель реформ?

Следует честно признать, что западный календарь в качестве светского календаря стал одной из вех на пути интеграции России в западную цивилизацию. Уступка эта была исторически обусловлена и, по всей видимости, неизбежна. Ее прискорбными результатами стало, с одной стороны, «раздвоение» церковного и светского календаря, а с другой – забвение традиционных дат христианских праздников (пресловутое «Рождество 7 января»). С последней тенденцией нетрудно бороться, вернув на подобающее место даты по старому стилю в церковных календарях (откуда они по какой-то причине стали исчезать в последние годы). Это предотвратит и возможность недоразумений в 2100 году, когда все даты неподвижных праздников переместятся на 1 день: проблемы не возникнет, если все верующие будут помнить, что речь идет о датах гражданского календаря, тогда как церковный календарь пребывает непреложно. Кроме того, не следует забывать, что сами по себе числа и месяцы – вещь условная, и уже в древности у одного и того же праздника мирно сосуществовали самые разные даты (по разным календарям). Так, в святоотеческую эпоху 25 декабря – это и 2 перития (в Асии), и 8 апеллея (в Тире), и 9 тевета (в Дамаске), и 29 хойака (в Египте). Более того, в некоторых календарях – например, в древнеармянском, – даты всех христианских праздников смещались каждые 4 года, что ничуть не мешало их соблюдать.

Что же касается унификации церковного и светского календарей, то она имела бы смысл только в том случае, если бы способствовала восстановлению некогда утраченного органичного единства мирской и религиозной жизни. Однако опыт тех православных стран, где именно под этим предлогом церковный календарь был реформирован вслед за государственным, показывает, что этого не произойдет. Напротив, результатом будет ослабление Церкви – как вследствие неизбежных консервативных расколов, так и из-за самого факта отказа от вековой традиции под давлением сугубо внешних, мирских сил и обстоятельств.

Что же касается проблемы «осенней Пасхи» и прочих аргументов такого рода, то они не только не выдерживают богословской аргументации, но и несостоятельны с точки зрения здравого смысла. Очевидно, что христианская Пасха – в отличие от иудейского Песаха – никак не привязана к временам года и таким сезонным явлениям, как созревание хлебов или рождение ягнят. Уже много веков Пасха празднуется в разных полушариях в разные времена года, и от этого не спасает григорианский календарь. Что же касается древнего установления справлять Пасху непременно после равноденствия, то оно имело единственную цель: избежать случаев, когда праздновались бы две Пасхи в один год и ни одной – в другой. Однако принимавшаяся при этом граница года – весеннее равноденствие – восходит не к христианской, а к вавилонской астрологической традиции, богословская ценность которой сомнительна, а естественнонаучная – ничтожна.
________________________________________ ___________________________
[1] При всей сложности вопроса о сути решений Никейского Собора его авторитет в вопросе пасхалии не следует недооценивать. Во всяком случае, уже у писателей IV–VI вв. не возникало сомнений по поводу того, что именно никейские отцы освятили своим авторитетом пасхальный цикл 19-летнего типа.
Об этом имеются свидетельства:
1) Свт. Амвросий Медиоланский, Письмо к епископам Эмилии (386/387 г.):
«Делом не среднего ума является определение дня пасхального празднования, о чем наставляет нас и божественное Писание, и предание предков, которые, собравшись на Никейском Соборе, помимо столь достойных восхищения постановлений о правой вере, приняли и достопамятные [правила] по поводу празднования: собранию опытнейших в счете следует взять в расчет 19 лет и составить цикл, который даст пример и для остальных лет». [PL 16. Col. 1026–1027]
2) Дионисий Малый, Записка о пасхальном цикле (525 г.):
«Расчет пасхального праздника, которого давно и часто требует от нас настояние многих, мы, при споспешестве Ваших молитв, постарались изъяснить — следуя во всем, особенно же в этом деле, абсолютному и истинному решению досточтимых 318 понтификов, которые собрались в вифинском городе Никее против безумия Ария. Кои твердо и незыблемо закрепили четырнадцатые луны пасхального соблюдения в цикле, каждые 19 лет возвращающемся всегда на свое место, каковые движутся без изменений во все века тем же самым повторяющимся упорядоченным ходом. Правило же это упомянутого цикла приняли они не столько по мирской опытности, сколько по озарению Святого Духа, и определили придерживаться этого расчета лунных возрастов как крепкого и надежного якоря». [PL 67. Col. 485].
Т.о., у нас есть все основания предполагать, что Собор рассмотрел и утвердил пасхалию на основе 19-летнего цикла александрийского типа — хотя и не сделал ее общеобязательной.
[2] Так, современный иудейский лунно-солнечный календарь, основанный на лунном месяце Гиппарха в 29 д. 12 ч. 793 хелека (1 хелек = 3 ⅓ с), построен не в виде цикла, а в виде бесконечного линейного ряда новолуний. Почти идеальный для луны, он немногим превосходит точность юлианского календаря в отношении тропического года, давая погрешность в 1 сутки за 216 лет.
[3] Алфавитная синтагма. Буква «П», глава 7 (Σύνταγμα τῶν θείων καὶ ἱερῶν κανόνων / Ἐκδοθὲν ὑπὸ Κ. Ῥάλλη καὶ Μ. Ποτλῆ. Ἀθῆναι, 1966. Τ. 6. Σ. 404–411).
[4] Следует отдать должное политическому такту папы: календарная реформа, «как дело, общее для всех», прошла широкое обсуждение среди «основных христианских наций», как о том оповещает булла «Inter gravissimas».
[5] Видимо, только по этой причине григорианский календарь не был введен в России уже при Петре I. Во время его знакомства с Европой голландцы, англичане и шведы еще держались юлианского календаря.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *