роль интернета в жизни подростка проект
Научно-исследовательский проект «Влияние интернета на современного подростка»
Научно-исследовательский проект
«Влияние интернета на современного подростка»
Проблемное обоснование
В эпоху бурного развития информационных технологий компьютер воспринимается как неотъемлемая часть нашей жизни. Большинство современных детей вообще не представляют себе без него ни учёбу, ни досуг и часами просиживают один на один со светящимся экраном. Хорошо это или плохо? Молодое поколение сейчас волнует много вопросов. Что заставляет молодежь уходить от активного образа жизни и часами просиживать в сети Интернет? Что именно привлекает их в сети, какие сайты они посещают?
Почему Интернет-зависимость проявляется в своеобразном уходе от реальности, при котором процесс навигации по сети «затягивает» субъекта настолько, что он оказывается не в состоянии полноценно функционировать в реальном мире.
Т.о. проблема использования детьми и подростками интернета, особенно использование его в качестве коммуникационной среды для образования, самообразования и проведения досуга становится все более острой. Именно эту проблему я считаю № 1 в среде молодежи, в среде моих сверстников, особенно в среде подростков.
Цель:
Выявить и изучить особенности интернет – зависимости у детей старшего школьного возраста. Установить влияние отдельных составляющих Интернета на психику подростка.
Задачи
• Провести изучение и теоретический анализ литературы по данной проблеме.
• Проанализировать результаты исследования, определить наличие проблемы Интернет зависимости у учащихся школы.
• Выявить причины возникновения интернет-зависимости.
• Раскрыть позитивные и негативные стороны влияния Интернета на подрастающее поколение.
• Выработать практические рекомендации по профилактике и предупреждению интернет- зависимости у подростка.
Объект исследования: интернет – зависимость подростка
( учащихся 9-10 классов).
Предмет исследования: особенности интернет – зависимости у детей старшего школьного возраста.
Область исследования: социология.
Методы исследования:
• Теоретический анализ научных источников.
• Метод анкетирования.
• Метод социологического опроса.
• Метод тестирования.
• Метод статистической обработки результатов.
Практическая направленность:
• Полученные результаты расширяют научное значение о сущности и тенденции влияния интернет – зависимости на психофизическое состояние организма подростка.
• Сформулированные выводы и практические рекомендации могут быть использованы в деятельности структур школы, СМИ, на классных часах и родительских классных собраниях.
Научная новизна работы:
• Определены основные причины и симптомы интернет – зависимости у подростков.
• Раскрыты особенности влияния интернет – зависимости на психофизическое состояние подростка.
• Проанализирована специфика негативного и позитивного влияния интернета на психофизическое состояние подростка.
• Разработаны практические рекомендации по профилактике интернет – зависимости у подростка.
Этапы работы:
1. Подготовительный ( поисковый).
• Определение темы исследовательской работы.
• Постановка проблемы исследования, цели, задач исследования.
• Поиск и анализ проблемы.
2. Планирование работы ( аналитический).
• Определение источников информации.
• Планирование способов сбора и анализа информации.
• Планирование итогового результата.
3. Исследовательский ( практический).
• Сбор информационных данных.
• Работа с учащимися школы: анкетирование, тестирование, соц.опрос.
4. Итоговый ( отчетный).
• Составление отчета о проделанной работе.
• Анализ результатов работы.
• Составление практических рекомендаций.
5. Презентационный.
• Подготовка и проведение презентации исследовательской работы.
Срок исследовательской работы: октябрь 2016 г – ноябрь 2016 г.
Мировой интернет: общая статистика.
Как техническая система, российский Интернет существовал уже в 1991 году, ежегодно численность пользователей удваивалась, и в конце первого полугодия 1991-го года аудитория российского Интернета, по данным, СОМСОN, составляла 2,4-3% (1,3-1,6 млн. человек).
Таблица 1.
Страна % пользователей в стране
Мальта 78.3%
Новая Зеландия 77.6%
Исландия 76.5%
Швеция 75.2%
Гон-Конг 70.7%
Дания 69.5%
США 68.7%
Норвегия 68.2%
Гренландия 66.6%
Нидерланды 66.2%
Южная Корея 65.2%
Швейцария 64.9%
Канада 63.8%
Великобритания 63.1%
Финляндия 62.6%
Япония 60.9%
Германия 57.0%
Россия 15.5%
С 2010 по 2016 год количество россиян, имеющих доступ в интернет, выросло приблизительно в 4 раза.
Общее количество пользователей интернетом в России составляет 15, 5 %. По сравнению с мировыми показателями других стран эта цифра не дает основания говорить об интернет – зависимости граждан России.
Чем же привлекает современное поколение «всемогущий Интернет»?
Т.О. Причины интернет – зависимости:
* доступность разнообразной информации
* широкая интерактивность, постоянное общение
* анонимность передаваемой информации
* проблема свободного времени
* невостребованность собственных возможностей в реальном мире.
* зависимость настроения и жизненных сил от нахождения в Интернете
* утрата контроля над деятельностью, связанная с неосвоенностью новой ситуации.
* недостаток живого человеческого общения.
Согласно исследованиям К. Янг симптомами Интернет – зависимости являются:
— навязчивое желание проверить электронную почту
— длительное просиживание в чатах
— неконтролируемое желание поиска и чтения информации различного рода в сети
— жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернете
— потеря ощущения времени on- line
— появление усталости, раздражительности, снижение настроения.
— способ уйти от проблем или заглушить чувства беспомощности, тревоги или подавленности.
— пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
— ощущение эмоционального подъема во время работы с Интернетом ;
— ощущение состояния депрессии без компьютера.
Интернет-зависимые игнорирует повседневные жизненные заботы, так же как и интересы близких. Зависимый становится озлобленным и старается защититься от всех, кто пытается ограничить его использование Интернета.
Интернет-зависимые начинают лгать о количестве времени, проведенного в Интернете.
Риск для здоровья при использовании Интернета минимален, но заметен. У человека возникает тенденция засиживаться в Интернете по ночам. Зависимый человек обычно встает позже остальных и использует Интернет до двух, трех часов ночи, после чего, например, до шести утра делает необходимую работу. Бессонные ночи, употребление кофе и других тонизирующих средств способствую появлению постоянной усталости и ослаблению иммунной системы человека. После этого вероятность какого-либо заболевания резко повышается.
2.2. Как показало анкетирование, подростки нашей школы, отмечают следующие негативные воздействия на психику и поведение подростка:
• Интернет дает иллюзию вседозволенности.
• В Интернете существуют клубы самоубийц, клубы наркоманов, клубы обучающие начинающих террористов, расистские и экстремистские сайты.
• В Интернете есть хакеры (уничтожающие все на своем пути ради удовлетворения своего ущемленного самолюбия, они не могут создать, могут только разрушить.)
• Огромное количество интерактивных компьютерных игр, за частую основанных на негативном воздействии на психику ребенка.
• Эго – распад: «Я виртуальное» и «Я реальное». Такое раздвоение личности приводит к психологическому разладу, к нервным срывам и беспричинной агрессии подростка.
• Негативная информация.
• Длительная работа за компьютером негативно сказывается на многих функциях нашего организма (высшей нервной деятельности, эндокринной, иммунной и репродуктивной системах, на зрении и костно-мышечном аппарате человека)
Исходя из вышеперечисленных ответов, можно сформулировать последствия: разрушение реальной личности, психические заболевания, а может быть, наоборот – это новая ступень развития интеллекта.
— Компьютер может стать причиной долговременных нарушений психического и интеллектуального развития. У так называемого компьютерного поколения хуже работают некоторые виды памяти, наблюдаются эмоциональная незрелость, безответственность.
— У подростков, «живущие » в Сети появляются проблемы с общением. Ведь навыки, приобретенные в виртуальном мире, в обычной не годятся.
— Возникают серьезные проблемы с учебой, потому что школьники или студенты посещают не относящиеся к делу сайты, часами болтают в чатах беседуют с знакомыми и играют в игры вместо занятий. У них появляются проблемы с выполнением домашних заданий, подготовкой к экзаменам.
— Низкий контроль за количеством времени, проведенного в Сети. В результате нарушается режим, сон.
Конечно, интернет сегодня все шире становится неизбежной частью нашей жизни, ведь возможности интернета практически безграничны.
Поэтому стоит обратить внимание и на положительные черты интернета, способные позитивно повлиять на психику и поведение подростка.
По результатам анкетирования среди подростков школы, можно сделать вывод о положительных аспектах влияния интернета на современную жизнь:
• Способ показать, проявить себя( разместив свою собственную страничку, написанные программы и прочее).
• Через Интернет можно найти друзей, родственников, с которыми давно оборвана связь.
• Получение электронной почты.
• Благодаря доступности информации, ребенок может за короткий срок разрешить все, некоторое время назад интересовавшие его вопросы.
• Общение самыми различными способами.
• Улучшение качества жизни людей, в том числе и подростков, с ограниченными возможностями (миллионы инвалидов получили возможность реальной удаленной работы, возможность общаться с друзьями).
• В Интернете существует огромные библиотеки всевозможной литературы, с очень интересной, за частую, редкой информацией, так необходимой в процессе учебы.
• Интернет дает возможность многому научиться, получить профессию, либо поднять свои навыки на иной уровень.
• Юные интернет – пользователи осваивают азы новых технологий, тем самым повышают уровень своей коммуникационной грамотности.
Результаты практической части исследовательской работы.
Выборка исследования:
Исследования проводились на базе МКОУ «Покровская СОШ Родинского района » Алтайского края. В эксперименте принимали участие ученики 7-11 классов в количестве 21 человек. Из них 13 девочек и 8 мальчиков.
В социологическом опросе приняло участи 8 учителей школы.
Результаты анкетирования учащихся.
Известно, что подростковый период – время стрессов. Подросток испытывает стресс везде: в школе, в семье, с друзьями. Что делать с эти чувством неудовлетворенности, где найти выход своим эмоциям?
Участие в виртуальном мире позволяет подросткам расслабиться и абстрагироваться от психологических проблем в реальном мире. Поиск собственного круга общения идет параллельно тенденции отделения от родителей. Подростки хотят быть независимыми, заниматься чем –то своим. Интернет в этом плане особенно заманчив: он удовлетворяет потребности в лидерстве и стимулирует предприимчивость. Подросток пытается жить в другом мире – виртуальном, где все возможно, где все дозволено, где он сам устанавливает правила общения, игры.
Поэтому проведенное нами анкетирование показало следующие результаты:
1. Какой из 3 предметов ( ПК, мобильный телефон или телевизор) наиболее необходим для вашей жизни?
Телефон – 25, ПК – 40, телевизор- 5 человек.
Диаграммы в % соотношении.
2.Знакомы ли вы с Интернетом?
Да – 58. Нет – 12 чел.
3. С какой целью вы используете Интернет?
Для поиска информации – 21,
Для отдыха – 15 человек
Для общения – 20
Для учебы – 6
Для развлечения – 21
4. Сколько времени вы проводите в сети – Интернет?
30 мин – 3 чел, 1 час – 8 чел, 2 часа – 7 чел, 3 часа – 2 чел, более 4 часов – 1 чел.
5. Как часто вы предпочитаете развлечения интернета и компьютерные игры общению с друзьями?
Часто – 15, редко – 2, выбираю общение с друзьями – 4 чел.
6. Какие сайты вы чаще всего посещаете?
Социальные – 15, развлекательные – 4, познавательные – 5, информационные – 15, тематические – 6.
Вывод: Анализ анкетирования подростков показал, что 83 % учащихся являются активными пользователями интернет – ресурсов, используя их с целью поиска информации, для учебы, а также для общения с друзьями, поэтому наиболее популярными сайтами среди подростков являются социальные и информационные. При этом проводят в интернете от 1 часа до более 4 часов в день 46 % опрошенных, которых можно назвать «тяжелыми» пользователями. Остальные учащиеся проводят в интернете не более 2 часов в день, относясь к группе «обычных пользователей Интернетом».
2.4. Результаты тестирования учащихся:
В 1996 году доктор Янг разработала краткий тест, с помощью которого можно определить степень зависимости от сети интернет. Это тест мы предложили учащимся нашей школы.
1. Есть ли у вас непреодолимое желание через небольшие промежутки времени снова и снова проверять свой e-mail или заходить в социальную сеть?
Да – 19, нет – 0, не всегда – 2 человек.
2. Ощущаете ли вы потребность в увеличении времени, проведенного в сети?
Да – 15, нет – 3, редко – 3человек.
3. Как часто вы замечаете слова «еще пару минут…….», когда находитесь в сети\ за игрой?
Часто – 21, редко – 0, никогда не замечал – 0, всегда замечаю – 5 человек.
4. Как часто вы огрызаетесь, кричите или действуете раздраженно, когда кто-то беспокоит вас, когда вы в сети Интернет?
Часто – 15, редко – 3, никогда – 0, всегда – 3 человека.
5. Страдает ли ваша учеба в школе или личная жизнь из –за Интернета?
Да – 16, нет – 3, не очень – 2 человек.
6. Находитесь ли вы в он- лайн больше, чем предполагали?
Да – 21, нет – 0, редко – 0 человек.
7. Используете ли вы Интернет для того, чтобы уйти от проблем или плохого настроения?
Да – 14, нет – 5, редко – 2 человек.
5. Результаты соц.опроса учителей школы: Диаграмма.
1.Как часто Вы используете Интернет?
Ежедневно-8чел, Часто-0 чел, по мере необходимости-0чел.
2.С какой целью Вы используете Интернет.
Для получения информации-8 чел, Для работы (подготовка к урокам, заполнение сетевого города)-4, Для общения 4 чел, Для развлечения-0 чел.
3.Какие сайты Вы чаще всего посещаете?
Социальные-0 чел, Развлекательные-0 чел, Познавательные-4 чел, Информационные- 2 чел., Тематические-8 чел.
4. Как Вы считаете, Интернет – это «благо» или «зло» для учеников?
Благо-0 чел, Зло-0 чел, И благо и Зло-8 чел.
Вывод: Анализ результатов социологического опроса учителей школы показал, что и среди учителей интернет пользуется большой популярностью, но в отличие от учащихся школы, интернет необходим им преимущественно для работы, для получения необходимой информации, поэтому наиболее популярными сайтами среди учителей являются информационные и познавательные.
Для учащихся, по мнению учителей, интернет – это очень важный и неотъемлемый информационный ресурс, необходимый, прежде всего для учебного процесса, для развития коммуникационных умений, навыков работы с ИКТ. Только в этом случае интернет будет приносить пользу ученику и создавать позитивные условия его обучения. В остальных случаях подростку необходима помощь и контроль учителя, родителя в поисках оптимального варианта использования интернета.
3. Часть. Заключительная часть.
Вывод. Итак, человечество погружается в компьютеры и компьютерные сети, с каждым днем все больше и больше людей (особенно детей) становятся психологически зависимыми от компьютерных игр. Каждый день они подходят к компьютеру и «получают дозу» — кто 20 минут, кто час, а кто и того больше… Это проблема. Можно только предполагать, к чему она может привести человечество в своем дальнейшем развитии. Мы должны задуматься над этим уже сегодня. Разные научные дисциплины должны объединиться в исследовании этой области, а психология должна стать во главе этих работ — работ по исследованию психологических аспектов взаимодействия человека с компьютером.
В нашем исследовании нами была сделана попытка выявить наиболее подверженные компьютерной зависимости группы подростков.
Результаты исследования показали:
Результаты исследования показывают, что школьники достаточно адекватно воспринимают возможности Интернета как источника информации в первую очередь. Но однако, не принятия учениками отрицательных сторон Интернета и компьютера могут привести к негативному влиянию на психическое и физическое здоровье личности.
Можно ли помочь этим молодым людям? Лечение компьютерной и интернет-зависимости разной степени может проводиться различными методами. Но, перед тем как принять окончательное решение о лечении человека от компьютерной зависимости, надо понять, почему он предпочитает жить в придуманном мире, а не в реальном, что заставляет его так поступать. А когда причины известны, то и методы должны выбираться в соответствии с ними, для того чтобы эти причины устранить. Чаще всего это неуверенность в себе и своих возможностях, неумение общаться с другими людьми, внутренние и внешние конфликты, которые подросток не может или не хочет решать.
Итак, можно сделать вывод:
человек, попадающий под зависимость от Интернета должен обладать определенными чертами характера, а именно слабой волей, страхом перед мнением общественности, стремлением к одобрению, повышенная чувствительность к критике и неодобрению. Человек, находящийся в группе риска боится брать на себя ответственность за свои поступки, он не может делать выбор.
Исходя из этого, мы разработали практические рекомендации по профилактике интернет – зависимости, опираясь на многочисленные литературные источники:
Информационно-исследовательский проект на тему «Влияние социальных сетей Интернет на подростков»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 1» р. п. Бисерть
Влияние социальных сетей Интернет на подростков
Исполнитель: Кошелев Филипп,
ученик 8 «А» класса МКОУ
«Средняя школа № 1» р. п. Бисерть
Руководитель: Сисина Галина Александровна,
учитель истории и обществознания
1. История возникновения социальных сетей………………………….5-7
3. Подростки и социальная сеть…………………………………………10-13
4. Рекомендации при работе в социальных сетях………………………14
Библиографический список и Интернет – ресурсы……………………..22
Мы живем в XXI веке, это век компьютерных, информационных технологий. Наша жизнь невозможна без Интернета. Многие подростки проводят свое свободное время в социальных сетях. Заменит ли «виртуальная реальность» реальную жизнь? Вопрос спорный. О вреде и пользе социальных сетей спорят ученые. Поэтому я и захотел выяснить, в чем заключаются положительные и отрицательные моменты при работе в социальных сетях и нужно ли подростку проводить там время.
Данная работа представляет собой исследовательский проект по изучению особенностей использования Интернета и социальных сетей подростком. Тема влияния социальных сетей является весьма актуальной в наши дни, когда подростки все больше используют социальные сети в своей жизни.
Я использовал несколько методов работы при написании данной исследовательской работы. Я искал информацию в Интернете и справочниках, создал анкету и провел анкетирование среди учащихся нашей школы, сделал выводы, рекомендации.
Проблема: негативное воздействие социальных сетей на процесс социализации ребенка.
Предметом исследования: социальные сети как средство влияния на личность подростка.
Объект исследования: процесс влияние социальных сетей на личность подростка.
Цель исследования: рассмотреть влияние социальных сетей на подростков.
Гипотеза1: «Зависание» в социальных сетях позволяет поднять настроение, способствует приобретению новых друзей, расширяет круг общения, кругозор; способствует развитию человека как личности.
• Определить степень влияния социальных сетей на ребенка.
• Выявить наиболее и наименее используемые социальные сети
• Составить и систематизировать рекомендации для родителей по контролю воздействия современных социальных сетей на развитие ребенка, рекомендации для подростков в виде памятки.
Практическим результатом исследования является создание памятки по использованию социальных сетей, рекомендованной для детей и родителей.
Научная новизна исследования:
на основе систематизации знаний о социальных «сетях» уточнены основы общения как социальной потребности;
конкретизирован понятийный аппарат;
предложена новая трактовка предпочтений в общении подростков.
История возникновения социальных сетей.
Социальная сеть – платформа, онлайн – сервис и веб – сайт, предназначенные для построения и организации социальных взаимоотношений в Интернете.
Основоположниками теории социальных сетей стали в 1951 году Рэй Соломонов и Анатоль Рапопорт. А через восемь лет стали появляться статьи венгерских математиков Поля Эрдоса и Альфреда Реньи. Писали они во временном промежутке – 1959-1968 гг. В статьях были изложены принципы формирования социальных сетей как таковых. Сам же термин «социальная сеть» был введен в обиход в 1954 году Джеймсом Барнсом, социологом из «Манчестерской школы».
К 70-м годам сформировался полный и окончательный комплекс социологических и математических исследований, который и стал научным фундаментом статистики и анализа социальных сетей.
4 февраля 2004 г. – создана социальная сеть facebook. Аудитория в России – 16%.
10 октября 2006 года появилась социальная сеть ВКонтакте, ресурс для студентов и выпускников российских вузов. Основан Павлом Дуровым. По данным на январь 2017, российская аудитория составляет 55% посетителей. ВКонтакте — современный молодежный ресурс для быстрого и удобного общения, а также поиска людей по всему миру. Одна из возможностей ресурса — смотреть видео и слушать музыку онлайн.
Мой мир@mail.ru – с мая 2007 г. Российская аудитория – 19% пользователей. Задача проекта «Мой мир» — помощь в поиске одноклассников, знакомых, коллег, друзей и родных. Здесь можно общаться с помощью личных сообщений, дарить друг другу виртуальные презенты, выражать эмоции, размещать свои фотографии и видеоролики, иметь личный блог и читать блоги других участников, загружать песни и слушать музыку.
WhatsApp — популярная бесплатная система мгновенного обмена текстовыми сообщениями, изображениями, видео и аудио через Интернет. Компания WhatsAppInc. основана Яном Кумом и Брайаном Эктоном (англ.) 24 февраля 2009 года. Приложением пользуется 27,9% жителей России.
Приложение Instagramm появилось в магазине приложений AppStore компании Apple 6 октября 2010 года. У Instagramm 9% пользователей в России. Instagram m — бесплатное приложение для обмена фотографиями и видеозаписями с элементами социальной сети, позволяющее снимать фотографии и видео.
Приложение Viber позволяет делать бесплатные звонки через Wi-Fi и мобильные сети 3G и 4G, а также передавать текстовые сообщения, картинки, видео- и аудиосообщения. У Viber 26,1% пользователей. Идея и первичная разработка приложения принадлежала израильтянам Тальмону Марко и Игорю Магазинику. Viber был первоначально запущен на iPhone в декабре 2010 года.
Все социальные сети имеют ряд общих черт:
• наличие регистрации (т.е. учетной записи) пользователя, при регистрации пользователь указывает некоторую информацию о себе, по которой его можно идентифицировать;
• вход в систему посредством открытия сеанса (пользователь указывает имя и подтверждает свою личность вводом пароля);
• настройка окружения (например, указание дополнительных данных о себе, своих интересов).
Научно-исследовательский проект «Подросток и интернет»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6
Научно-практическая конференция школьников
«Подросток и интернет».
На протяжении 2 недель я подбирала материал для написания исследовательской работы. В ней изложены основные проблемы, с которыми сталкивается подрастающее поколение при использовании социальных сетей.
В ходе работы реализованы следующие этапы:
1 этап – исследовательская и поисковая работа, включающая поиск информации в справочниках и Интернете.
2 этап – обобщение полученного материала.
3 этап – проведение опроса.
4 этап – фиксация результатов работы.
5 этап – анализ и объяснение результатов.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: изучение и анализ литературы и различных информационных источников по данной теме; сравнение, обобщение, моделирование; создание анкеты и проведение опросов.
Практическим результатом моего исследования является проведение и анализ опросов учащихся 5-11 классов МБОУ СОШ №6 ст. Курджипской.
История возникновения социальных сетей………..6-10
Проблемы влияния социальных сетей
2.1 Социальная сеть в нашей жизни…………11
2.2 Подростки и социальная сеть…………….12-13
3.1Позитивное влияние соц. сетей……………14
3.2 Негативное влияние соц. сетей……………15
Список используемых источников и литературы……20
Актуальность. В эпоху бурного развития информационных технологий компьютер воспринимается как неотъемлемая часть нашей жизни. Большинство современных детей вообще не представляют себе без него ни учебу, ни досуг и часами просиживают один на один со светящимся экраном.
В настоящее время в мире существует довольно много средств, форм и способов общения, в частности используют глобальную компьютерную сеть – Интернет. Где люди общаются, делятся какой-либо информацией, знакомятся. Следует заметить, что Интернет развивается довольно стремительно, превращаясь из большой игрушки для отдельных интеллектуалов в источник всевозможной полезной информации для всех, а также становится основной формой виртуального общения. Сейчас становится все сложнее не попасть в «сеть» и не приобрести компьютерную зависимость.
Актуальность выбранной темы объясняется тем что, исследование проблем компьютерной зависимости приобретает особую значимость в бурном развитие компьютерных технологий.
Цель исследования: рассмотреть проблему компьютерной зависимости
Изучить литературу по проблеме компьютерной зависимости.
Проанализировать полученные данные, и сформулировать выводы.
Объект исследования: учащиеся 5-11 классов.
Предмет исследования: проблема компьютерной зависимости среди подростков
Гипотеза: В наше время термин «компьютерная зависимость» все еще не признан многими ученными, занимающимися проблемами психических расстройств, однако сам феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером стал очевиден и приобретает все больший размах
Методы исследования: анализ специальной литературы, изучение терминологии, анкетирование.
1 глава. История возникновения социальных сетей.
Предпосылками возникновения социальных сетей стали гостевые книги (web-приложения, состоящие из списка сообщений, показанных от последних к первым, которые может оставить каждый посетитель), форумы (сообщения группируются тематически, каждый посетитель может оставить сообщение на заданную тему в ответ на предыдущее) и блоги (каждый участник ведет журнал, аналогичный личному дневнику, его сообщения сортируются в хронологическом порядке, а другие посетители могут оставлять комментарии к сообщениям, при этом пользователь может создавать списки «друзей» или ограничить доступ к своему журналу).
Постепенно на базе этих форм общения начали образовываться социальные сети, отличительной чертой которых является наличие явно установленных связей между участниками.
Все социальные сети имеют ряд общих черт:
наличие регистрации пользователя, при регистрации пользователь указывает некоторую информацию о себе, по которой его можно идентифицировать;
пользователь указывает имя и подтверждает свою личность вводом пароля;
настройка окружения (например, указание дополнительных данных о себе, своих интересов).
По мнению многих исследователей, социальные сети – основная причина, по которой сегодня растет количество времени, проводимого в интернете. Главные их преимущества – возможность пользователей заявлять о своих интересах, и разделять их с окружающими. И это дает основания утверждать, что социальные сети являются не только средством для общения, более того, исследователи полагают, что вскоре они станут необходимым инструментом для ведения деятельности. Социальные сети служат площадкой для неформального общения, помогают создавать новую музыку, служат серьезным инструментом для поиска сотрудников и партнеров.
Но один из существенных недостатков социальных сетей – это возможность упустить некоторые подробности, которые могут быть ключевыми для деловой репутации и которые могут оказывать существенное влияние на принятие решения в бизнесе.
С технической точки зрения, социальная сеть — интерактивный многопользовательский web-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети.
Представить современных подростков без социальных сетей сегодня просто невозможно. Вконтакте, Одноклассники, Фэйсбук заполонили разумы юных школьников. Как же появились и развивались эти социальные сети?В Интернете сей час существует множество различных соц. сетей, и рассказать обо всех просто нереально. Поэтому изложу самые популярные социальные сети среди подростков:
Задача проекта «Мой мир» — помощь в поиске одноклассников, знакомых, коллег, друзей и родных. Здесь можно общаться с помощью личных сообщений, дарить друг другу виртуальные презенты, выражать эмоции, размещать свои фотографии и видеоролики, иметь личный блог и читать блоги других участников, загружать песни и слушать музыку.
Девиз проекта: «Ваши друзья, однокурсники и одноклассники в контакте с Вами»!
Для регистрации на сайте достаточно создать учётную запись на бесплатном сервисе электронной почты Mail.Ru
ВКонтакте — современный молодежный ресурс для быстрого и удобного общения, а также поиска людей по всему миру. Наиболее популярен в России и странах ближнего зарубежья. Основан Павлом Дуровым в 2006 году. Первоначально задумывался, как сайт поиска сокурсников и одноклассников, однако с момента первого запуска потерпел множество изменений, и был упрощен. Одна из возможностей ресурса — смотреть видео и слушать музыку онлайн. Регистрация доступна всем желающим, достаточно указать мобильный номер телефона и на ваш телефон придет логин и пароль для входа.
Twitter — система, позволяющая пользователям отправлять короткие текстовые заметки, используя веб-интерфейс, SMS, средства мгновенного обмена сообщениями или сторонние программы-клиенты. Созданный Джеком Дорси в 2006 году, Твиттер вскоре завоевал популярность во всем мире. По состоянию на 1 января 2014 года сервис насчитывает более 200 млн пользователей. 100 миллионов пользователей проявляют активность хотя бы раз в месяц, из них 50 миллионов пользуются Твиттером ежедневно. 55 % пользуются Твиттером на мобильных гаджетах, около 400 миллионов уникальных посещений получает за месяц непосредственно сайт twitter.com Отличительной особенностью Твиттера является публичная доступность размещённых сообщений; это называется микроблоггингом. Твиттер оценивается как один из 10 самых посещаемых веб-сайтов по всему миру.
2 глава. Проблемы влияния социальных сетей на подростков.
2.1 Социальная сеть в нашей жизни.
Информационные технологии быстро вошли в нашу жизнь. Сегодня компьютеры стали мощным средством общения людей. Благодаря появлению Интернета пользователи получили уникальные возможности глобальной связи по всему миру.
В наше время широкое распространение получила глобальная сеть Интернет. Эта технология и все ее услуги: электронная почта, чаты, программы online общения (ICQ, YahooMessenger и др.), конференции, форумы и т.п. – могут негативно воздействовать на психику человека. На сегодняшний день большинство пользователей провели в свой дом и офис Интернет и локальные сети, а подростки спешат скорее зайти в какую-либо соц. сеть.
Социальная сеть — это интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети.
Для каждого пользователя интернет становится максимально персонализированным, потому что социальная сеть знает и помнит все о его предпочтениях, формируя вокруг него максимально аутентичную его потребностям среду.
Большинство людей проводят локальную сеть домой под предлогом, что будут искать что-либо полезно в Интернете, на самом деле, первое знакомство почти всех людей с Всемирной Паутиной начинается с регистрации в социальных сетях.
2.2. Подростки и социальная сеть.
Современные тинэйджеры значительно отличаются от подросткового поколения прошлых лет, когда мир существовал без компьютера и социальных сетей, которые стали смыслом жизни детей нашего времени.
Родители часто недоумевают, как можно проводить столько времени возле компьютера, когда на улице такая хорошая погода! Действительно, современные подростки и социальные сети стали почти неразделимыми, это интернет-зависимость, которая захватила сознание детей и заполнила весь их внутренний мир. Ведь еще десять лет назад во дворах можно было увидеть шумные подростковые компании и услышать звонкий детский смех. Сейчас дети и подростки все чаще проводят время у любимых компьютеров, которые заменили им настоящих друзей, развлечения и даже родителей.
Подростки и социальные сети — проблема ли это?
Примерно с 11 лет подростки начинают погружаться в активное общение со сверстниками, отводя родителей на второй план. Социальные сети дают возможность завести себе друзей, хобби, узнать много новой информации и избавиться от чувства одиночества, которое часто испытывают многие подростки. Там ребенок может найти единомышленников, поделиться душевными переживаниями, спросить совета у старших товарищей.
Общаясь в социальных сетях, подросток присоединяется к различным группам, субкультурам, знакомится с сомнительными людьми. Все это может плачевно обернуться для неустойчивой психики и даже жизни подростка, который легко входит в доверие и поддается влиянию.
Еще одна негативная сторона общения подростков в социальных сетях — ограничение коммуникативных возможностей в реальном мире. Часто подростки, привыкшие знакомиться «заочно», испытывают проблемы в завязывании реальных знакомств. Ведь в интернете ребенок может выбрать для себя любую роль, сделать себя лучше, красивее, придумать себя идеального, но в жизни все не так просто, ведь ты такой, какой ты есть, и некоторые оказываются не готовы принять это.
Искусственные друзья в социальных сетях лишают подростков возможности познать искренность настоящей дружбы. К сожалению, все чаще дружба измеряется количеством виртуальных друзей, нежели настоящих.
Безусловно, социальная сеть становится с каждым днем все популярнее среди подростков. И, к сожалению, не все умеют правильно ею пользоваться.