роль дождя в жизни растений и животных
Конспект ОД по познавательному развитию «Значение погоды и климата для жизни человека, животных и растений»
Кириллова Тамара
Конспект ОД по познавательному развитию «Значение погоды и климата для жизни человека, животных и растений»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №3 г. Данков
Конспект ОД
по познавательному развитию
«Значение погоды и климата
для жизни человека, животных и растений»
в подготовительной группе детей с ЗПР
воспитатель: Кириллова Т. Н.
1. Познакомить с понятиями «погода», «климат».
2. Дать знания, где на Земле какой климат.
3. Дать знания о значении погоды и климата в жизни человека, животных и растений.
Оборудование: глобус, презентация.
Словарная работа: Антарктида.
Ход занятия.
— Назовите времена года по порядку. (Ответы детей: зима, весна, лето, осень).
Люди всегда наблюдали за природой. Они узнали, что на смену зиме приходит весна и природа пробуждается. За весной наступает лето, и в природе всё цветёт, растёт. За тёплым летом наступает осень, и природа начинает готовиться к зиме.
Вы уже знаете, почему весна сменяет зиму, а лето – весну. Мы уже говорили с вами, что смена времён года связана с вращением Земли вокруг Солнца. Земля делает оборот вокруг Солнца за один год.
— Подумайте, когда территория нашей страны будет освещена Солнцем сильнее – летом или зимой?
2. Беседа «Погода и климат».
— Скажите,когда бывает теплее: в январе или июле? (Ответы детей).
Конечно, вы ответили правильно. Каждый из вас знает, что снег идёт зимой, а дождь бывает осенью; весной теплее, чем зимой, а осенью холоднее, чем летом.
Запомните, что называется погодой: состояние природы в определённое время года в определённом месте.
Мы всегда удивляемся нарушению нормальной погоды.Тогда мы говорим: «тёплая зима», «холодное лето». Почему мы так говорим? Мы знаем, что при нашем климате в январе бывает холодно и морозно, поэтому не ожидаем оттепели. А летом мы привыкли к тёплому и жаркому июлю и удивляемся внезапному похолоданию.
Каждый год погода одинаково изменяется по временам года.
Повторяющееся состояние погоды в течение года называется климатом.
Запомните, что климат в каждом месте Земли постоянен, а погода дарит нам сюрпризы: она разнообразна и может меняться неожиданно.
3. Рассказ «Зачем люди измеряют температуру воздуха?»
Каждый человек ощущает тепло по-своему. Один считает, что погода холодная, другой – тёплая. Чтобы не спорить, люди измеряют температуру – то есть количество тепла.
Температуру измеряют термометром, или градусником. Он показывает, сколько градусов (делений в столбике термометра) составляет температура в данное время. Градусы обозначаются значком С. Латинская буква °С произносится как «це» по имени учёного Цельсия.
Давайте подойдём к окну и посмотрим на табло температуры и узнаем, сколько градусов оно показывает.
4. Физкультминутка «Времена года».
В году четыре времени (Показать 4 пальца правой руки)
И все они дружны (Ладони обхватывают друг друга).
И эти четыре времени (Охватывают 4 пальца левой руки).
Ребята знать должны! (Указательный палец приставить ко лбу).
Зимой год начинается, все снегом покрывается (Присесть, развести руки
Весною продолжается, листочки появляются. (Изобразить руками листья).
Летом солнце греет, (Руки вытянуть вверх)
А листья зеленеют (Слегка покачивать ладонями).
Осенью листва желтеет, ветерок сорвет ее (Руки опустить вниз, качать из стороны и сторону)
И по полям развеет.
А после осени опять зима год будет продолжать. (Ходьба на месте).
5. Рассказ воспитателя «Где на Земле какой климат?»
Земля круглая, поэтому на её различные участки попадает разное количество солнечного тепла. Те области, на которые падает одинаковое количество солнечных лучей, называются климатическими поясами.
У берегов неподвижно лежат крокодилы, затаившиеся в ожидании добычи.
Пустынным животным необходимо пить воду, хотя бы изредка. Зато потом они могут долгое время не пить, а использовать вместо воды запасы жира в своём теле. Верблюд накапливает жир в горбах на спине.
Растения приспособились жить в жарких пустынях. Верблюжья колючка достаёт воду из-под земли корнем, который проникает на глубину, почти равную высоте двухэтажного дома. А кактусы сохраняют воду в толстом, мясистом стебле.
На Северный и Южный полюса падает меньше всего солнечных лучей. Там холодно. Вода замерзает и превращается в лёд. Холодный пояс вокруг полюса в Северном полушарии называется Арктикой (показываю на глобусе, а в Южном – Антарктикой. В холодных поясах полгода длится тёмная полярная ночь, а полгода – полярный день. В Арктике живут белые медведи, песцы. В Антарктике живут пингвины, тюлени Уэдделла.
Здесь созданы научные станции, где живут полярники и изучают природу Севера. Они наблюдают за погодой.
Между холодными и жарким поясом (и в Северном полушарии, и в Южном) расположен умеренный пояс. В умеренном поясе Северного полушария мы с вами живём. Летом здесь бывает тепло, а зимой – холодно. В умеренном поясе растут леса, живут зайцы, медведи, волки, лоси, лисы, белки, кабаны, много других животных и птиц.
Мы с вами живём в лесной зоне умеренного климатического пояса.Люди изменили здесь природу до неузнаваемости: выкорчевали деревья, распахали землю, застроили домами и заводами, затопили водой водохранилищ. Чтобы добраться до настоящего леса, иногда надо далеко ехать. Лесов становится всё меньше, потому что люди используют деревья как топливо, изготавливают древесину, пиломатериалы, мебель, бумагу и другие вещи.
Дополнительная информация об экстремальном климате.
— Почему происходит смена времён года?
— Что называется погодой?
— Скажите, какая погода чаще всего бывает в январе?
— Вспомните, каким был в этом году Новый год и начало января?
— Что называется климатом?
— Зачем люди измеряют температуру воздуха?
— Что вы узнали о жарком поясе?
— Что можете рассказать о жизни людей, животных в холодном поясе?
— Как называется пояс, в котором живём мы?
— Где бы вам хотелось побывать и увидеть что-то своими глазами?
Ветер. Влияние ветра на растения и животных.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Ветер
Ветры всегда влияли на человеческую цивилизацию. Благодаря парусным суднам, которые плыли за счет ветра, впервые появилась возможность преодолевать большие расстояния по морям и океанам. Воздушные шары, которые тоже двигались с помощью ветра, впервые позволили отправляться в воздушные путешествия, а современные летательные аппараты используют ветер для увеличения подъемной силы и экономии топлива.
Описание слайда:
Ветры разносят семена растений и помогают передвижению летающих животных, которые приводят к расширению видов на новой территории.
Описание слайда:
Ветер обеспечивает один из распространенных способов разнесения семян. Классическим примером растения, которое распространяется с помощью ветра, является одуванчик, что имеет пушистую видоизменённую чашечку цветка, прикрепленную к семени, с помощью которой семена долго плавают в воздухе и разносятся на большие расстояния.
Описание слайда:
Другой механизм распределения семян ветром имеет перекати-поле, что разносит его вместе со всем растением. А также ветра способны разносить пыльцу. Таким образом, опыляется большое количество видов растений, особенно в случае большой плотности растений одного вида в определенном районе.
Описание слайда:
Ветер также способен ограничивать рост деревьев. Из-за сильных ветров, на побережье и на отдельных холмах граница леса гораздо ниже, чем на безветренных высотах в глубине горных систем.
Описание слайда:
Сильные ветры эффективно способствуют эрозии почвы и повреждают побеги и молодые ветки, а более сильные ветры способны валить даже целые деревья.
Описание слайда:
Одним из эффектов ветра на животных является влияние на температурный режим, в частности увеличение уязвимости от холода. Коровы и овцы могут замерзнуть при условии комбинации ветра и низких температур, поскольку ветер скоростью более 10 м/с делает их мех неэффективным для защиты от холода.
Описание слайда:
Пингвины в целом хорошо приспособлены к низким температурам благодаря слоям жира и перьям, но при сильном ветре их плавники и ноги не выдерживают холода. Много видов пингвинов приспособились к таким условиям с помощью прижима друг к другу.
Описание слайда:
Летающие насекомые часто неспособны бороться с ветром и поэтому легко переносятся им из привычных мест обитания, а некоторые виды используют ветер для массовых миграций.
Описание слайда:
Птицы способны бороться с ветром,
но также используют его во время миграций для уменьшения затрат энергии.
Описание слайда:
Много других животных способны тем или иным образом использовать ветер для своих нужд или приспосабливаться к нему. Например, тараканы способны чувствовать малейшие изменения ветра в результате приближения хищника, такого как жаба, и реагировать с целью избежать нападения.
Благородный олень, который имеет острое обоняние, может чувствовать хищников на наветренной стороне на расстоянии до 800 м.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Конспект мероприятия Поле чудес «Все обо всем»
Тест «Правила остановки и стоянки»
Конспект урока по обусению грамоте на тему «Буква «О»» 1 класс
ПОЛОЖЕНИЕ о проведении конкурса профессионального мастерства «Лучший инструктор» среди педагогов дополнительного образования Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр» г.Салехард
Рабочая программа дисциплины ОП.03 «Информационные технологии»
БЕСЕДА «МЫ ПОДВИГ ВАШ НЕ ЗАБУДЕМ»
Положение о проведении открытого конкурса профессионального мастерства «Лучший водитель- 2019» среди обучающихся
Мониторинг по теме «Обгон». Карта 1
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5167898 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Разработчики ЕГЭ проведут онлайн-консультации в октябре
Время чтения: 1 минута
Екатерина Костылева из Тюменской области стала учителем года России – 2021
Время чтения: 1 минута
В Москве планируют внедрить экспресс-тестирование на коронавирус в школах
Время чтения: 1 минута
На «Госуслугах» пройдет эксперимент по размещению документов об образовании
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения откроет центр образования на русском языке в Таджикистане
Время чтения: 1 минута
В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Какую роль играют дождь и ветер в жизни растений и животных?
Окружающий мир 1 класс 1. Разгадайте кроссворды на с. 23—24. Подумайте и расскажите, какую роль играют дождь и ветер в жизни растений и животных.
Я сразу скажу, что роль дождей, как источника влаги для животных и особенно для растений трудно переоценить. Если растение не поливать оно быстро засохнет и погибнет, а дождь оказывается природным поливом. Так что дожди нужны растениям, чтобы расти, а растения нужны животным для пищи. То есть без дождей животные умрут если не от голода, то от жажды.
А вот как я заполнила кроссворды к этому заданию:
Одной из составляющих, за счет чего существует животный и растительный мир, является вода. И можно даже определить, как главная составляющая.
В курсе средней школы изучается такое явление, как круговорот воды в природе.
Вода в виде дождя падает на растения, дает им влагу, они растут, отмирают, затем при наличии определенной влажности, тепла идет процесс гниения, образования органики, на которой опять же при наличии воды, все растет снова. Вода испаряется, выдыхается из дыхательных путей, поднимается и образует облака, потом тучи и опять падает на землю. Животные также не могут обходится без воды, причем не только потому, что без нее не вырастет трава, но и за счет воды поддерживается жизнь самого организма, она растворяет питательные вещества, поддерживает осмотическое давление всего и вся, где невозможно без движения питательных веществ. Список можно продолжать.
А ответами ребуса стали следующие слова:
Какую роль в жизни растений, животных и человека может играть ветер?
Я очень люблю легкий летний ветерок и просто обожаю тихий морской бриз, но холодный и колючий зимний ветер для меня – настоящее испытание. Человек в своей обыденной жизни практически не обращает внимание на ветер, но его роль огромна.
Какой бывает ветер
Перемещение воздушных параллельно поверхности земли называют ветром, и на нашей планете он может быть слабым, сильным, постоянным, холодным и колючим. Так, в зависимости от силы и постоянства, ветер называют:
Бывают также кратковременные ветры, которые не имеют специальных названий, но они очень важны.
Значение ветра в жизни людей, животных и растений
Сильные ветра всегда влияли на все живое. Их разрушительная сила способна влиять на рельеф земли, вызывать сильные волны, лавины, раздувать пожары, разрушать города и села, убивать и уничтожать. Такие ветра – настоящее бедствие и сейчас ученые тщательно следят за их возникновением и передвижением, чтобы количество жертв свести к минимуму.
Постоянные и менее сильные ветра также очень важны в жизни всего живого. Для многих растений и диких животных ветер означает жизнь, ведь именно он опыляет многие растения и разносит семена. Животным ветер помогает почувствовать опасность или поймать добычу. Для птиц – ветер это возможность парить над землей. Но, кроме таких очевидных факторов, ветер еще и влияет на климат, он перемещает холодный и влажный воздух с моря на континенты, несет волшебную влагу и жизнь. Сила постоянных ветров также способна порождать постоянные океанические течения, которые влияют на климат и на животных.
Люди также стремятся использовать силу ветра в хозяйском значении. Они создают мельницы, генераторы, которые способны преобразовывать энергию ветра и направлять ее в нужное русло. Точно также первые мореплаватели использовали паруса и ловили ветер, с помощью ветра человек сумел оторваться от земли и до сих пор ветер помогает в воздухоплавании.
Ветер – это мощная, неукротимая стихия, но это также помощник, которого человек стремится использовать, главное, чтобы такое использование было правильным и разумным.
Каково значение растений в природе и жизни человека? 7 причин, почему растения важны
Каждый день мы встречаемся с растительным миром, будь то в парках, диких уголках природы, садах, огородах, на улице и даже в наших домах. Но действительно ли мы понимаем жизненно важную роль растений для человека и природы в целом? Сама мысль об этом должна заставить нас обратить больше внимания на прекрасную растительность, окружающую нас. Давайте рассмотрим 7 основных полезных качеств растений, без которых наша жизнь была бы не возможна.
Мы едим растения, чтобы получить энергию, хранящуюся в их клетках. Еще наши предки использовали растения в качестве источника питания. Они начали изучать способы ведения сельского хозяйства, чтобы упростить свою жизнь, и выращивали растения, которые обеспечивали их пищей. Около 7000 различных видов растений были окультурены и используются в пищу человеком. Хотя люди могут жить за счет продуктов животного происхождения, это не уменьшает нашу зависимость от растений, поскольку коровы, свиньи, овцы, куры, кролики и многие другие животные питаются растительной пищей.
ВОЗДУХ
Воздух, которым мы дышим, в основном состоит из 78% азота и 21% кислорода. Но именно кислород жизненно необходим нашим клеткам для производства энергии. В процессе фотосинтеза растения поглощают солнечный свет и углекислый газ для производства энергии и выделяют в атмосферу кислород в качестве побочного продукта своего метаболизма. Мы, в свою очередь, вдыхаем жизненно важный для нас кислород и выдыхаем углекислый газ, необходимый растениям. Глубоко вдохните насыщенный кислородом воздух и осознайте, что мы живы благодаря растениям.
Где вода, там и жизнь. Растения регулируют круговорот воды в природе, распределяя и очищая запасы воды на планете. За счет транспирации вода из почвы движется через тела растений и испаряется в атмосферу. Влага накапливается в облаках, и в конечном итоге капли воды возвращаются обратно в виде дождя, чтобы оживить жизнь на земле.
МЕДИЦИНА
Многие лекарства производятся из экстрактов растений или синтезированных растительных соединений. Аспирин получают из коры ивы. В листьях мяты есть мента, которую используют в леденцах от горла, мазях для мышц и лекарствах для носа. Хинин из коры хинного дерева входит в состав лекарства от малярии. По данным Всемирной организации здравоохранения, около 65–80% населения мира используют растительную медицину в качестве основной формы здравоохранения.
ЗДОРОВЬЕ
Внедрение зеленых технологий в различные сферы нашей жизни показывает, что общество осознает ценность включения природных компонентов в созданную человеком среду для психологического и физического здоровья. Окружающие нас растения способствуют укреплению здоровья, счастья, осознанности и продуктивности. Живые растения, размещенные в жилых или рабочих помещениях освежают воздух, контролируют влажность, снижает уровень стресса и улучшают общее самочувствие людей.
МЕСТО ОБИТАНИЯ И ОДЕЖДА
КЛИМАТ
Чрезмерный выброс углерода в окружающую среду является причиной нынешнего изменения климата, с которым мы сталкиваемся. Но не все знают, что растения накапливают углерод, захватывая его из воздуха. Растения помогают удерживать большую часть углекислого газа, образующегося при сжигании ископаемого топлива, из атмосферы. Мы обязаны своим умеренным климатом зеленому ландшафту, покрывающему наш мир.