роль честности в жизни человека

Как честность влияет на нашу жизнь?! +Видео от известных психологов

роль честности в жизни человекаМеня обманывать не нужно, я сам обманываться рад». Как часто мы слышим эту фразу? Настолько часто, что она уже не режет нам слух и даже воспринимается обыденно. Действительно, практически ежедневно, в своей жизни, мы сталкиваемся с обманом.

Он многолик, умеет хорошо маскироваться, и даже позиционирует себя, при этом, как благодетель. А что же честность? Какой глубинный смысл она несет в себе, или в нашей жизни, она уже не в почете? И сразу приходят на ум великие слова великого поэта:

«досадно мне, что слово честь — забыто, и что в чести наветы за глаза». Так говорил Высоцкий, и, несомненно, был прав во многом.

Общие понятия

Что такое честность

Заметим, что понятие «честности» неразрывно связано с такими понятиями, как: обман, ложь и правда, доверие, достоверность. И все они очень тесно связаны между собой, перекликаются и пересекаются. Однозначно судить о том, что обман — плохо, а говорить правду — хорошо, совершенно не верно. Не случайно, происхождение слова «честность», в нашем языке, идет от славянского «целостный».

Несомненно только одно: честность оказывает огромное влияние на нашу жизнь. Она наполняет нашу жизнь светом, легкостью, открытостью. Таким людям верят, к ним тянутся, и с ними хочется общаться. В какой-то степени, быть честным — это быть верным правде, какой бы она не была, выказывать свое уважение к другим, и, в первую очередь, к себе. Честность — это добродетель, к ней многие стремятся, но не у многих это получается. Почему быть честными не все могут?

Общество и честность

Очень часто, с понятиями «обмана», «недосказанности» или «искажения правды», мы сталкиваемся именно в обществе. Вернее, мы, практически, в них «живем». Обманывает продавец на рынке и в магазине, врач в больнице, средства массовой информации, нечестный банк при оформлении кредита, сосед по подъезду, коллега на работе. Примеров — масса.

А между тем, честность в обществе играет огромную роль, она оказывает самое, что ни на есть, прямое влияние на все его развитие в целом. При нечестном курсе правительства, страна и экономика придут в упадок, законы — будут нарушаться. Врачи и силовые структуры перестанут исполнять свои обязанности должным образом. Очень многое в нашей повседневной жизни, зависит от правдивости информации. Расписание самолетов и поездов; знания, получаемые в школе и университете; новости, произнесенные с экранов телевизоров. Мы постоянно нуждаемся в получении сведений и информации, и все они должна быть непременно истинны и верны. Иначе как жить в таком обществе: где кругом обман и ложь?!

Честность перед самим собой

Невозможно сформировать себя, как целостную личность, если честность — не ваша сильная сторона. Нужно уметь выполнять взятые на себя обязательства, добиваться поставленных целей только честным путем. Когда это не причиняет вреда другим людям. Человек должен поступать, в своей жизни так, как бы хотел, чтобы поступали с ним — прописная истина. Правильно — это придерживаться принципов правдивости, честности, чести, совести и этики, а не эгоцентризма и безразличия. Но это уже, скорее, вопрос личности, личного выбора и воспитания. Однако, не всегда человеку удается быть честным даже с самим собой.

Хорошо это или плохо. Однозначного ответа здесь нет. Несомненно, мы должны быть честны перед собой и прислушиваться к своему внутреннему «я». Ведь между тем, чтобы намеренно обманывать и лгать себе, и признавать обман и жить с ним — огромная разница.

Я съела этот торт, потому что у меня нет силы воли. Или я не бегаю по утрам, потому что: заболят ноги, я простужусь, не высплюсь и буду плохо работать — это самообман. Вы внушаете себе то, что может не соответствовать действительности. С этим, однозначно, нужно бороться. В таких случаях, честность — очень важна. Лишние калории приведут вас к лишнему весу, проблемам со здоровьем, низкой самооценке и, как итог, к депрессии. А занятия спортом, могли бы вам в этом помочь.

Другая ситуация: вы ходите на нелюбимую работу, но она приносит вам стабильный высокий доход. Когда в душе мечтаете заниматься совсем другим. А тут, как раз, муж остается без работы. Вы можете убедить себя, что значит — не судьба, вам стоит забыть о своей мечте и продолжать работать. А можно принять правду и сделать соответствующие выводы: да, сейчас эта работа является для меня идеальным вариантом. Надо просто подождать, пока муж найдет себе новую, а я, тем временем, разработаю бизнес- план для своего нового дела. «Самообман» и «обман себя ради конкретной, более значимой цели» — вещи абсолютно разные.

А так ли все однозначно?

В действительности же, все не так просто. Должен ли врач быть честным? Естественно! Как мы можем доверять ему свое здоровье и даже жизнь, если он будет нам врать, ставя не те диагнозы или выписывая не нужные лекарства.

А что если, по результатам ваших анализов, врач узнает страшную правду. Должен ли он в таком случае прийти и в лоб сказать вам: » Все очень плохо. Шансов нет. Вам никто и ни что не поможет». Вы уверены что хотели бы услышать такую правду от врача? И что такая честность действительно намного лучше недосказанности. Ведь врач, мог поступить и по-другому. Сказать вам, что его очень огорчили результаты ваших анализов. И он подумает, что можно сделать. Это и есть «ложь во благо». И говорить что это плохо — будет неверным.

А еще, в обществе, существуют стереотипы и догмы. И вы, совсем не обязаны им следовать. Если ваш путь саморазвития и самовыражения не соответствует чьим-то представлениям, это вовсе не значит, что вы должны им соответствовать. Живите так, что истинно и правильно лично для вас. Повторимся: если это никому не наносит вред, и никак не нарушает границы других людей.

Честность во взаимоотношениях

Есть реальные доказательства положительного влияния честности на здоровье человека. Результаты таких исследований проводились в Америке и там же были опубликованы.

Влияние исследований на мнение отказа от лжи

В результате исследований, те, кто перестал лгать, даже в малом, — стали меньше жаловаться на плохое настроение и напряженность.

Показали физического здоровья — также улучшились: стала меньше болеть голова, сократилось количество простудных заболеваний и ангины. Улучшения физического и психологического здоровья, а также межличностных отношений отмечали и сами испытуемые. Ученые сделали выводы, что улучшение отношений напрямую связано с улучшением здоровья.

Отказавших ото лжи, испытуемые говорили о том, что у них улучшилось настроение, самочувствие, снизилось чувство тревожности и напряжения. И в итоге, они стали добрее к окружающим. Исследования подтверждают, что ложь приводит к стрессу, а стресс — есть источник многих болезней. Не зря же говорят что все проблемы в организме — от нервов.

Тем не менее, плюсов при этом гораздо больше. Честность и искренность — важные составляющие психологического и физического здоровья человека. Это важный инструмент для достижения гармонии с обществом, а самое главное — с собой. Перестав постоянно обманывать себя — вы сможете качественно изменить и улучшить свою жизнь. Жить так — как всегда хотели. Через призму честности, человек учиться лучше понимать и принимать себя и окружающих, любить и сопереживать.

В глобальном смысле, честность, несомненно, является мощным толчком в эволюционном развитии. От того, насколько максимально правдивую и достоверную информацию мы получаем, человечество может создавать и развиваться, совершая все новые открытия и совершенствуя общество в целом.

Источник

По следам интуиции: почему важно быть честным с собой

Мы не привыкли говорить о честности и ее производной — правде, как о том, что может повлиять на нас, наше счастье в отношениях.

Мало кто задумывается, какую роль играет честность в его жизни и в формировании его личности. Посмотрите вокруг — ведь говорят о чем угодно: об эффективности, о навыках, о том, кто что умеет. Честность для большинства ассоциируется именно с обманом. Если человек не врет, он честный. Спросите любого, честный ли он? И он ответит: «Да, я честный!» И не будет никакого сомнения.

Я бы хотела поделиться с Вами о честности и правде в немного необычном ракурсе. Многие ошибки в жизни мы совершаем именно потому, что не разобрались с честностью к самим себе, не говоря уже о честности по отношению к окружающим.

О честности и нечестности

Честность — это очень глубинное понятие. На определенном уровне мы все честны, потому что никто не разбирается, врешь ты или нет. Но всегда есть моменты, когда только ты можешь видеть, что ты сейчас честен или нет, когда за свои слова и поступки ты отвечаешь своим достоинством. Но обычно в общении мы до такой глубины не доходим. Порой нам даже кажется, что нечестность не дает каких-то явных негативных последствий. Поэтому она кажется безобидной слабостью, которая не представляет особой опасности. Незаметно для самих себя мы к ней привыкаем. Можно думать про себя: “Да, я не соврал”. Но знаете, не соврать и быть истинно честным — разные вещи, потому что не обманывать — это не значит только говорить правду.

Это невероятно важно. Когда ты нечестен, ты запутываешься сам. Ты теряешься в ориентирах, перестаешь их замечать. И вдруг теряешься в непонимании, в каком направлении тебе двигаться и что вообще делать.

В чем главная опасность нечестности?

Ложь и нечестность формируют иллюзорный мир,

в котором можно надолго заблудиться

В то время как честность и правда формируют реальность, дают ориентиры и то самое ощущение себя настоящего — это и есть наш компас.

Вы не сможете выйти в море с неисправным компасом. Иначе Вы просто потеряетесь, ведь непонятно, в какую сторону двигаться. Ты поставил замечательную цель, но если у тебя нет прибора, по которому ты определяешь свое местоположение, где ты находишься и куда дальше двигаешься, ты не рассчитаешь количество топлива и будешь плыть неизвестно куда. Понимаете? По большому счету, от этого зависит наша жизнь, особенно если мы находимся в бушующем море. Если у тебя не работает прибор, ты не знаешь даже, где ты находишься, тогда как быть? Когда нет честности, нет понимания, что делать и куда двигаться.

Знаете, как это хорошо, когда Вы что-то не так сделали и честь всегда помогает. Обычно Вы пугались, но теперь ваш компас показывает: «Ты здесь нарушил, двинул не в ту сторону!» И ты сразу выправляешься. По крайней мере, уже не так страшно. Ты знаешь, что у тебя есть цель и нужно просто идти место прибытия. А с помощью честности Вы ориентируетесь, не сбились ли Вы с курса.

Абсолютно честным быть непросто, но важно над этим постоянно работать

Потому что это вопрос вашей силы и самоуважения. Это вопрос собственной ценности. В конце концов, это Ваша самооценка. Если ты соврал себе, за кого тогда ты себя держишь? Кто ты для самого себя? Можно подумать, что это неважно. Как это неважно? Тебе неважно, что ты со сломанным прибором вышел в море?

Скорее всего так происходит, когда человек даже не собирается в море выходить — то есть человек не настроен продвигаться и достигать чего-то в жизни. Когда корабль стоит у причала, то компас не нужен. Значит Вам никогда не стоит выходить в море. Значит, Вы не будете никуда двигаться. Живете, как живете. Но Вам же хочется узнать, а на что Вы способны? А где она, настоящая жизнь? Неужели это все, что я могу? Неужели я такой? Решитесь быть честными и Вы увидите, что Вы все же способны на многое, по крайней мере на большее, чем делаете сейчас.

Начните первые шаги в этом море. Иногда оно беспокойное, но такое прекрасное. Главное, у вас есть цель, куда двигаться. Есть исправный прибор, и Вы верите ему, потому что Вы верите в себя.

Важно верить в свой компас

Если не верить своему прибору и нет веры в себя, тогда все будет пугать. Все приводит к непониманию, к какой-то дезориентации. Тебе говорят одно, и ты движешься в этом направлении, другой говорит по-другому. И получается, твой внутренний компас заменяется мнением окружающих людей. Люди очень разные. Нет гарантии, что они дадут тебе верный ответ. В конце концов, если на то пошло, они же не отвечают за тебя. Это твоя жизнь, и тебе решать, в какую сторону ты хочешь двигаться. Многие хотят, чтобы Вы двинулись в их сторону, в которую они идут. Вдвоем и проще, и интереснее, а самое главное, не так страшно. Но где гарантия, что вам нужно то же, что и ему?

Поэтому, чтобы не быть зависимыми от окружающих, чтобы быть уверенным в себе, чтобы смочь двинуть далеко вперед, нужна честность.

Страхи вместо интуиции

И если Вы не дружите с честностью, Ваша интуиция перекрывается страхами, которые говорят: «Нет, не надо туда идти!» и заставляют нас идти только по пути самосохранения. Никто не против, что нужно внимательно относиться к себе. Но часто получается, что самосохранение — это просто уход от любой угрозы к состоянию своего полного комфорта. Это состояние характерно для тех, кто уже ничего не чувствует. Часто они даже не понимают, что уже сидят в комфорте. Поэтому абсолютного комфорта в принципе не существует. Есть состояние радости, счастья, преодоления, но комфорт, он чаще всего временный, когда Вы отдыхаете, но невозможно отдыхать все время. Нужно что-то делать в этой жизни. Поэтому очень важно мониторить свое поведение, свое состояние: «А честен ли я?»

И неважно, что эта работа будет известна только Вам, и что только Вы будете следить за этим со всей строгостью и ответственностью. Вы должны понимать, что если Ваша честность не работает, тогда жди беды. Значит Вы тут же слабеете, становитесь зависимыми

Честность — это основа для движения вперед

Честность — это как Ваш важнейший инструмент, как Ваша основа, которая помогает крепко стоять на ногах, двигаться, отвечать за свои поступки, быть сильным, эффективным. Честь — это сила. Это внутренняя сила, которая поможет Вам преодолеть абсолютно все, что встречается на пути. И шторм, и бури, и ураганы, с ней Вам ничего не страшно, потому что Вы надеетесь на себя. Потому что ваши приборы в сохранности, они работают. И Вы знаете, как работать по ним. Вы легко корректируете себя, когда вдруг сбиваетесь с курса. И тогда не страшно сбиться с него. В жизни ведь всякое бывает, чуть сбился: проспал или устал, не проконтролировал — и ты не понимаешь, где ты? А вопрос «где ты?» тянет за собой следующий вопрос «Кто я? Смогу ли я?». Т.е. очень много вопросов. Ожидание помощи и сомнение.

Интуиция — благодарный ответ на вашу честность

Поэтому так великолепно, когда мы дружим сами с собой, когда мы в ладу с самими собой. Тогда появляется действительно сила и уверенность. И мы готовы прислушиваться сами к себе. И тогда включается внутренний голос. Благодарность за то, что мы ценим инструмент, который есть в нашей душе. И тогда внутренний голос, зная, что мы не сойдем с маршрута, может подсказать. Потому что очень многое люди достигают благодаря своей интуиции. Интуиция — это запредельное знание.

Это более широкое знание, чем то, которым мы овладеваем в процессе обучения, в процессе накопления нашего жизненного опыта. Это знание, которое дается свыше. И значит, расширяет наши возможности до невероятных размеров. А это наша сила.

Источник

Честность

роль честности в жизни человекаЧестность – это способность личности выражать свою истинную позицию (мысли), говорить истину при любых обстоятельствах. Человек, обладающий честностью, умеет признавать свою вину, способный избегать лжи, недомолвки в суждениях в момент общения с другими. Честность признак совестливости личности, которая способна контролировать действия и слова, быть искренней, не переступать за грань. Личность, обладающая качеством честность, избегает обмана в любой обстановке, не располагая корыстными мотивами дезинформировать собеседника. В противоположность человеку правдивому честный индивид способен говорить неправду, но считается, что при этом он сохраняет свое свойство быть честным, так как верит в неправду сам.

Что такое честность

Честное признание своей вины или неправоты зачастую является сложным даже для самого правдолюбивого человека, это равнозначно совершению подвига индивидом. Быть честным нелегко и не всегда удобно. Это моральное качество характера, основа человеческой добродетели, отражающее важнейшее требование нравственности.

Как свойство индивида честность содержит в себе некоторые иные качества: верность установленным обязательствам, убежденность в действиях, в их правоте, принципиальность, искренность в отношении мотивов, которыми индивид руководствуется.

Честность перед людьми считается направленной из глубины человеческой психики – внешний вид честности (нередко используется как синоним слова искренность). Честность перед самим собой обозначается как внутренний вид честности. Откровенность с собой кажется более простым видом честности. В действительности это свойство индивида очень коварное. Человеку свойственно создавать вокруг себя иллюзии и искренне верить в них, запутывая себя самого в сеть, сотканную изо лжи и несправедливости. Так субъект, придумавший иллюзию верного друга, нашел его в своем знакомом, который попросту удачно воспользовался искренностью субъекта. Человек старается для своего друга сделать все, доверяет ему, помогает, искренне поддерживает, а потом разочаровывается за секунду. Все это время человек был честен с собой, верил и поступал по справедливости, но выходит совершенно иное – он искренне обманывал свою личность.

Индивид, владеющий качеством честности, первым делом характеризуется выполнением своих обещаний, способностью помочь, поддержать в любой жизненный момент. Зная о такой характеристике личности всегда можно поделиться и довериться ей. Ведь честный индивид говорит по делу, искренне, не желая обидеть собеседника. Но такая откровенность с окружающим миром под силу не каждому индивиду в суровой будничной жизни. Нынешнее общество ориентировано на индивидов способных схитрить, подстроиться под кого-то при помощи комплиментов и увиливаний от ответа.

Честность и справедливость в некоторой степени выступают качеством высокоморальных личностей, которые стремятся создать гармонию и совершенство в мире. Особой задачей честных людей есть еще искоренение лжи – не дать другим людям пользоваться благом созданным не правдой, любой ценой добиться справедливости.

Стать на тропу честности каждый решает самостоятельно, и приходит к этому совершенно различными путями. Верующие люди, опираясь на писания в Библии, живут по Божьим законам и этим подталкивают себя быть честными, справедливыми к каждому. Для неверующего, но живущего по принципам морали человека, честность выступает как способ существования, иначе жить он не может. Для таких личностей понятие честности не означает открыть все свои тайны, где и сколько у индивида есть денег, где они спрятаны, и как можно их отыскать. Честный индивид обладает свойством различения грани: где можно сказать истину, а когда лучше промолчать. Его совесть не позволяет откинуть доброту и забыть о переживаниях других. Она позволяет делать упор сначала на доброту, потом уже быть честным.

Понятие честности подразумевает, что индивид способен видеть других людей «насквозь», он не ищет в людях бесчестность и с чистой душой верит только в их благосклонность. На первый взгляд складывается мнение, что честного человека запросто можно обмануть. Если индивид пользуется своей честностью благоразумно, обмануть его не слишком просто, его способность сканировать других позволяет держаться от людей злых помыслом подальше.

Проблема честности

Честность и порядочность – это устойчивая склонность личности к выполнению важных моральных норм, неподкупность индивида. Честные люди осознают различия между правильными действиями и неправильными, между выдумкой и ложью. Люди, преуспевшие в экономическом плане развития своей жизнедеятельности, очень высоко оценивают честность и порядочность, придают им значимости как факторам успеха в развитии личности.

Честность и порядочность являются основой доверия. Одно из основных ее проявлений выражается в уважительном отношении к индивидам отсутствующим в момент разговора. Человек способный обсуждать и отзываться плохо касательно качеств людей за их спиной не заслуживает доверия присутствующих. Двуличный индивид не способный следовать канонам порядочности и честности, никогда не добьется высокого доверия. Даже если будет максимально стараться подстраиваться, исполнять обещанное, быть внимательным к каждой мелочи и стремиться к взаимопониманию. Порядочность подразумевает следование одинаковым принципам морали, безусловно, в каждой ситуации с каждым индивидом. Возможно, такое поведение сначала вызовет недопонимание и конфликт. Но после, когда человек сумеет доказать искренность своих намерений, такое поведение перерастет в абсолютное доверие к нему.

Понятие честность более узкое по сравнению с порядочностью. Зачастую говорят, что порядочность охватывает качество характера индивида честность, но не сводится к ней. Честность – это истинность в сказанных словах и совершенных поступках, когда слова соответствуют действиям. Порядочный человек способен подстроить свои дела соответствовать словам.

Честность и справедливость индивида зависят даже от малейшего выбора совершаемого ежедневно. Поэтому лишь кропотливая работа, нацеленная на саморазвитие способна приблизить человека к этим особенно ценным качествам индивида. Привнося любовь в окружающую среду, создавая гармонию, человек способен максимально быстро заслужить доверие окружающих людей.

Воспитание честности

Честность как черта характера, является не врожденным, а приобретённым в процессе воспитания индивида. Данное свойство необходимо формировать с ранних лет развития личности. Все окружение ребенка должно быть нацелено на воспитание в нем честного индивида с установками на справедливую жизнедеятельность. Именно в детстве стоит показать маленькому человеку, как быть максимально искренним, открыто высказывать мнение, признаваться в совершении поступков, не бояться наказания и не стесняться быть именно таким. Человека нужно приучать отвечать за совершённые деяния, и не бояться испытывать чувство вины, неловкости. Ребенок с пеленок не способен проявлять скрытность и хитрость, обманывать. Все его действия это полученный им опыт, благодаря взрослым окружающим его. Соответственно правдивость и честность должна формироваться на примере поступков людей в среде его жизнедеятельности. Стремительный малыш готовый впитывать как губка все, что совершает «непорочный» взрослый, прежде всего, ориентируется на авторитетные личности: родителей, бабушек, дедушек, учителей или воспитателей в детском саду. Поэтому, выбирая учебное заведение, родители должны адекватно оценить чему может там научиться их ребенок. Ведь непосредственно в этих учреждениях ребенок впервые знакомится с моральными нормами, обязанностями и правами, с примерами честного и правдивого поведения.

Специалисты дают несколько советов, для успешного воспитания честности еще с детства. В первую очередь это доверие ребенку. Если малыш будет чувствовать доверие взрослых, он так же будет вести себя по отношению к ним. Помимо доверия родители должны честно делиться с ребенком событиями, происходящими в жизни. Лгать не следует даже во благо, это будет сложно для осознания малышу. Воспитывая ребенка, нужно показать ему, что правда – это то, на чем строится мир, что она полезна для окружающих. При общении не нужно использовать метод допроса ребенка. Задавая при этом двусмысленные вопросы, которые словно подталкивают его выбрать ложь, нежели сказать правду, в последствие получить наказание.

Объясните ребенку, что за совершённые плохие действия, нужно нести ответственность. А за честные признания следует вознаграждать ребенка: сделайте его наказание условным, дабы показать, что плохой поступок имеет плохие последствия, в то же время искреннее признание вины позволит показать родителям возможные пути решения и дать ребенку возможность исправить свой проступок. Строгие наказания, сверх требования и давление на кроху свидетельствуют о недопонимании между родителем и ребенком. Как следствие малыш начинает говорить неправду из-за страха быть непринятым. Поэтому важнее всего в воспитании честности личности это собственный пример и любовь родителей.роль честности в жизни человека

Источник

Эволюционная роль честности в жизни человека

Данная работа посвящена вопросу эволюционной роли честности для роста и развития человека. Рассматриваются как причины, препятствующие проявлению честности в повседневной жизни людей, так и её влияние на разные сферы нашей жизни. Вопрос рассматривается с медицинской, философской, психологической и эволюционной (с позиций ииссиидиологии) точек зрения. В заключение даются на рассмотрения некоторые пути раскрытия у человека честности перед собой и большего проявления её в жизни.

1. Понятие честности

Так или иначе, каждый из нас задается вопросами о честности, будь то в учебе, в личных отношениях, в работе или другой деятельности. Честность затрагивает все сферы нашей жизни и непосредственным образом влияет на неё.

При этом наверняка каждый в жизни не раз встречал противоположные понятия: ложь людей как себе самим, так и другим, сокрытие правды, искажение того, что существует в действительности. С одной стороны, существует ряд «камней преткновения» для проявления честности: как внутренних, психологических, так и разнообразных общественных явлений. С другой же стороны, я думаю, что в жизни современного человека зачастую проявляется много нечестности потому, что весьма недооценивается степень её влияния на развитие нашей жизни. В частности, для меня важность честности в жизни значительно выросла после большего понимания того, как она влияет на эволюционное развитие человека, на скорость его личной эволюции, чем я рада поделиться в своей работе.

В частности, я поделюсь своими размышлениями, почему нечестность и закрытость –большие тормозы прогресса для человека и его движения вперёд по пути в наиболее благоприятствующем ему направлении развития. Также замечала, что многие люди, даже желая быть честными с собой, не всегда знают, как к этому прийти. Подробнее все эти вопросы рассматриваются в данной работе, начиная с того, что препятствует честности и что позволяет ей влиять на нашу жизнь, и заканчивая тем, что же всё-таки делать, чтобы стать честным.

2. Что препятствует честности, её влияние на жизнь человека, как обрести честность

2.1. Камни преткновения на пути к честности

2.1.1. Эго – первый и главный камень преткновения

Во множестве ситуаций человеку мешают честно взглянуть на себя такие внутренние качества, как высокомерие, завышенное самомнение, легко уязвимое честолюбие — это самые первые и главные камни преткновения, мешающие человеку честно взглянуть на себя. Часто именно они не позволяют нам признаться хотя бы самим себе в собственной некомпетентности, невежественности, несовершенстве и предпринять какие-то действия, чтобы восполнить подобные пробелы в знаниях или навыках и действительно улучшить свою жизнь.

2.1.2. Запрещение знать

Ряд социальных и психологических явлений современного общества поддерживает самообман и затрудняет возможность человеку быть честным с собой. Например, самообману способствуют отказ от ответственности, цензура, оценочные суждения, психологические проекции[1], моралистские суждения и многие другие общественные проявления. Неглубокое знание своей психики и неосознанность также не дают человеку правдивее взглянуть на себя.

Интересно описывает глобальный самообман теоретик и практик гештальт-метода Джон Энрайт в своей книге «Гештальт, ведущий к просветлению» (2). Автор пишет о наличии запрещения знать то, что человек знает. Это запрещение заключается в том, что человек учится не пользоваться тем знанием, которое у него есть в результате массы социальных запретов, запретов на использование внешних чувств, запретов чувствовать то, что человек чувствует и знать то, что он знает. Джон Энрайт говорит о наличии множества способов, посредством которых человек запрещает себе знать и чувствовать.

2.1.3. Вторичные выгоды
2.1.4. Отказ от ответственности

Самообман также может происходить по причине нежелания человека брать на себя ответственность за свои поступки и выборы (или их отсутствие). Автор книги «Язык жизни. Ненасильственное общение» (4) Маршалл Розенберг рассматривает отказ от ответственности как один из видов «жизнеотчуждающего общения».

Ссылаясь на книгу «Эйхман в Иерусалиме» Ханны Арендт, Розенберг упоминает в «Языке жизни» пример крайней степени отказа от ответственности на заседании суда над военными преступниками. Описывается наличие у подчинённых офицера-нациста специального языка («официальный язык» или «бюрократическая речь») для отказа от ответственности за свои поступки: «Например, когда их спрашивали, почему они делали то или другое, они отвечали: «мне пришлось это сделать». Если же следовал вопрос: почему «им пришлось», то ответ звучал: «приказ начальства», «такова политика организации» или «таков закон»».

Маршалл Розенберг пишет об отказе от личной ответственности, когда человек приписывает причину своих действий:

Взять на себя ответственность позволит замена выражений, подразумевающих отсутствие выбора, на те, которые подтверждают выбор: «Я делаю этот выбор, потому что… (имеется моя собственная потребность)». Тема ответственности широко раскрывается в книге Роджера Мартина «Вирус Ответственности» (см. список рекомендованной литературы в конце).

2.2. Влияние честности на жизнь человека

2.2.1. Достижение целей

Нечестность с собой может стать мощным тормозом в продвижении к цели. При отсутствии правдивости в оценках своих возможностей и реальных наработок, достижений, человек фокусируется на иллюзорных и надуманных ожиданиях, несмотря на реальное отсутствие нужных ему механизмов и возможностей. Тогда, как пишет Орис О.В., автор цикла книг «Ииссиидиология» (5): «обычно – в самый неподходящий момент придуманной вами Жизни – все ваши мечты и планы на благоприятное «будущее» могут обрушиться как карточный домик под несокрушимой мощью объективных обстоятельств … Поэтому в начале определения и детального планирования вашего Пути к Цели вам надо бескомпромиссно, беспристрастно и без малейшего преувеличения (а это именно тот случай, когда лучше недооценить что-то в себе, чем придумать то, чего нет, поскольку воспользоваться этим практически будет нельзя) проанализировать и реально оценить все свои качества, возможности и перспективы» (6).

Честность подобна лучу света фонарика в тёмном помещении. Чем более яркий свет, тем большее пространство вокруг он способен осветить и тем больше создает возможностей для правильного и быстрого перемещения к выходу. Таким образом, чем честнее и правдивее человек способен оценить себя и обстоятельства своей жизни, тем более и более качественные варианты сценариев жизни становятся ему доступными.

2.2.2. Целостность и полнота жизни

Нечестность ограничивает способности человека полно и глубоко переживать жизнь, будь то горе или радость и счастье. Выдавая желаемое за действительное, человек порождает сомнения в себе. Притворяясь и лицемеря, мы глубоко внутри всё равно знаем правду и боимся её раскрытия. При этом теряется ясность понимания себя и жизни, самооценка начинает базироваться на субъективных показателях, мнениях и оценках других людей. Так человек ставит своё счастье и свободу в зависимость от внешних, зыбких и изменчивых обстоятельств и мнений. С другой стороны, закрываясь от того, какой он есть на самом деле, человек закрывается не только от «плохого» в себе, но и «хорошего», всего того светлого и доброго, что у него есть.

Профессор-исследователь Хьюстонского университета Брен Браун, изучающая межличностные отношения, в своих лекциях и книге «Сила уязвимости» пришла к выводу, что невозможно избирательно подавлять эмоции (подробнее тема раскрыта в её одноименной книге): «Нельзя сказать, вот это для меня плохо. Вот уязвимость, вот горе, вот стыд, вот страх, вот разочарование, я не хочу это чувствовать. Я возьму пару бутылок пива и банановое пирожное с орешками. Я не хочу чувствовать это. …Нельзя подавлять эти тяжелые чувства, не подавляя впоследствии другие эмоции. Их невозможно заглушать избирательно. Итак, когда мы их подавляем, мы подавляем радость, подавляем благодарность, подавляем счастье. И тогда мы несчастны, и мы ищем цель и смысл, и мы чувствуем себя уязвимыми, и тогда мы берем пару бутылок пива и банановое пирожное с орешками» (7), (8).

Я действительно заметила, что когда человек открывается себе тому, какой он есть сейчас, искренне и честно признает свои недостатки, то он открывается и хорошему в себе. Так обретается целостность и гармония личности, понимание – что в человеке, как и во всём в мире, «добро» неотделимо от «зла», потому что одно невозможно без другого, всё «плохое» в нём является неотъемлемой частью его же «хорошего». Не зря в русском языке слово «честность» происходит от славянского слова «целостный».

Получая какой-то определённый жизненный опыт, мы остаемся неопытными в других областях, которым не уделяем внимание. Иначе выражаясь, наличие каких-то положительных качеств или наработок неизбежно сопровождается отсутствием этих наработок в других сферах жизни (в которых человек не выбрал активно развиваться). Отсутствие чего-то одного в человеке дало возможность проявиться тому прекрасному в нём, что есть сейчас. За каждым субъективным «недостатком», «неопытностью», нехваткой чего-то стоит глубинный эволюционный смыл, огромная польза и ценность. Учась принимать себя такого, каким он есть, познавая себя глубоко и честно, человек может намного лучше принимать и понимать других людей. Находясь в гармонии с самим собой – признавая с благодарностью и честно то, что есть на данный момент в его окружающей действительности, – человек способен воспринимать жизнь целостно, принимая и «хорошее» и «плохое» в себе и в других. Тогда нет смысла сопротивляться судьбе, бороться, занижать или возвышать себя по отношению к другим; тогда пропадает желание изменять других или их отношение к себе. Человек становится ближе к состоянию приятия и благодарности жизни за то, что она такая, какая она есть, и к видению блага во всём, что происходит. При этом человек остается активным творцом своей жизни, способным менять жизненные обстоятельства в соответствии со своими ценностями, представлениями и целями.

2.2.3. Скорость эволюции

Каково же влияние нечестности и её последствий на жизнь глобально? Глубже этот вопрос мне раскрылся после знакомства с ииссиидиологией. Во многом личные выводы и рассуждения данной работы основаны на изученной информации цикла книг «Ииссиидиология» и пережитом опыте в процессе её освоения и применения. Ииссиидиология – это знание, которое является совокупностью новейших прогрессивных высокоинтеллектуальных и нравственно-моральных представлений об окружающей действительности, природе человека (его самосознании) и о динамике становления общества (5).

Согласно ииссиидиологии, эволюция – это очень многогранное и сложное понятие, в целом отражающее непрерывное самосовершенствование, выход из более «примитивных» (упрощённых) состояний, кажущихся хаотичными, во всё более и более упорядоченную жизненную деятельность (9).

Синтез (иисс.) представлений (мыслей, чувств и переживаний) это основа всех эволюционных процессов (10). Синтез – это качественное преобразование жизненного потока, приобретение нового опыта, эволюционирование с целью гармонизации, уравновешивания «текущих» состояний. Таким образом, основой эволюции является непрерывное совершенствование представлений, повышение степени их сложности, качественности, глубины. Каждое представление можно рассматривать как набор энергетически-информационных взаимосвязей. Скорость формирования этих взаимосвязей отражает скорость протекания синтетического процесса (иисс.), скорость наработки опыта.

Каким же образом честность и открытость влияют на скорость приобретения нами опыта и на качество этого опыта, т.е. на скорость и качество нашей личной эволюции? Закрытость блокирует поступления новой информации и новых возможностей в нашу жизнь. Нечестность, в свою очередь, не дает объективно воспринять и усвоить имеющуюся информацию, в том числе не дает принять наиболее мудрые решения. Почему я так считаю? Нечестность вносит искажение в восприятие информации, скрывая её отдельные стороны и грани от нашего понимания. В результате вместо целостной картины человек способен увидеть только отдельные фрагменты. Вырванная из целостного контекста информация либо существенно теряет свой изначальный смысл, либо же может быть в корне иначе интерпретирована и понята, искажена. В итоге человек лишает себя возможности рассмотреть информацию наиболее полно, в том числе учитывая не только кратковременную выгоду, но и долгосрочную перспективу.

Самый простой пример тому – казалось бы невинная ложь в детстве. Недавно за обедом с коллегой зашел разговор о зубных коронках: почему и у него, и у меня в достаточно молодом возрасте уже стоят коронки. Он поделился, что принимай он решения сейчас, коронок бы у него не было. В детстве, когда мама спрашивала, почистил ли он зубы, он обманывал и отвечал «да», не думая о последствиях, чтобы получить краткосрочную текущую выгоду, например, поиграть на 5 минут дольше вместо того, чтобы чистить зубы. Последняя его фраза на данную тему мне очень запомнилась: «ложь всегда выгодна только в краткосрочной перспективе, но никогда – в долгосрочной». Нечестность же в зрелом же возрасте может иметь гораздо более ощутимые последствия, чем необходимость ставить коронки. Принимая те или иные решения, мы входим в соответствующий жизненный сценарий, который может на года привязать нас к определённым обстоятельствам жизни (например, получение определённого образования, рождение ребенка, переезд в другой город или страну).

Также в результате нечестности новые данные и опыт плохо усваиваются, потому что их просто некуда вместить: сознание занято не обработанной, не разложенной по полочкам предыдущей информацией. В результате закрытости и нечестности с собой происходит замедление и занижение качественности процессов получения опыта и осознавания – того, в чем заключается суть развития живого существа.

Следовательно, закрываясь от себя настоящего, от своих истинных интересов, желаний и потребностей мы существенно ограничиваем свои возможности изменений, роста и развития. Образно говоря, мы начинаем смотреть на портрет и пытаться исправить его, вместо изменения оригинала. Напротив, честность с собой – это открытость новой информации, а значит, и ускорение процесса получения опыта; чем быстрее и качественнее происходит энергетически-информационный обмен с окружающим миром, тем быстрее и лучше усваивается опыт. Поэтому открытость к обмену и взаимодействию с разными людьми, к разным видам деятельности тоже способна ускорить эволюцию человека. Всю недостающую для дальнейшего роста информацию невозможно получить только от одного человека или занимаясь постоянно только одним и тем же делом, т.е. непрерывно находясь в «зоне комфорта». Конечно же, чем более мудрой будет такая открытость, тем лучше будут результаты для человека. О некоторых особенностях, которые важно учитывать при открытости и проявлении честности, я упомяну в разделе «Правдивая интерпретация информации».

Нечестность и закрытость проявляются очень часто в связи с явным или неявным желанием получения некоей личной выгоды. Если эта выгода противоречит морально-нравственным, этическим представлениям человека или, например, социальным нормам и принципам, то возникает потребность скрыть эту информацию от других или даже от самого себя. Порой кажется, что быстрый выигрыш важнее долгосрочной перспективы; что мы эволюционируем, соперничая друг с другом для достижения временного успеха, пусть даже нечестным путём. Предлагаю рассмотреть отдельные наблюдения ученых разных областей науки (психология, биология, антропология) касательно эволюции человечества как вида.

Во введении в свою книгу «Создание команды» немецкий психолог, психотерапевт К.В. Фопель развинчивает четыре «мифа» о конкуренции, апеллируя тем самым к преимуществам кооперации (совместной работы) (11). Он приводит ряд исследований психологов и антропологов, подтверждающих эволюционно-значимое влияние кооперации, в противовес конкуренции, на развитие отдельных биологических видов, и, в частности, человеческого общества. Среди прочих данных, упоминаются результаты исследований психолога Эшли Монтегю, доказавшего, что именно нацеленность человека на коллективную деятельность и продвигало его от одной ступени эволюции к другой, что без такой деятельности общество вообще не могло бы существовать.

В качестве еще одно аргумента, К.В. Фопель приводит данные работы П.A- Кропоткина «Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса». В результате исследований автором механизма коллективной деятельности у животных, он пришел к выводу, что замена соперничества взаимной поддержкой способствует продолжению вида (12). К похожим выводам пришел и биолог С.Ж. Голд: что процесс эволюции по своей структуре вообще не нуждается в таком принципе, как соперничество. Со стороны же сравнительной антропологии, при исследованиях культуры первобытных Народов были найдены подтверждения того, что первобытные люди смогли выжить прежде всего благодаря своей способности и готовности действовать сообща, а вовсе не благодаря агрессии, использованию орудий труда или объему головного мозга. Например, исследования Маргарет Мид, Райн Айслер показали, что первобытные общества, сохранившиеся до сих пор, отличает высокая способность и готовность к групповой деятельности. Именно готовность «поделиться своими ресурсами» и групповая деятельность были характерной особенностью ранних человеческих обществ, в отличие от приматов. К.Ф. Фопель описывает также взгляд некоторых социальных психологов (например, Мортона Дойча, Дэвида Рисмана) на эту проблему, согласно которому: соперничество не является биологической характеристикой человека; конкуренция искусственно воспитывается исключительно человеческим обществом, а не является продуктом деятельности природы; мы начинаем конкурировать и соперничать с другими в процессе воспитания (11).

Наблюдая за результатами технического прогресса, мы можем явно видеть эволюционную значимость интеллектуального развития для человека. Действительно, интеллектуальное развитие обеспечило человечеству повышение комфортности и безопасности нашей жизни, создало большие возможности для творчества и самопознания. При этом в исследованиях учёных разных сфер прослеживается общая тенденция: именно нацеленность на коллективную деятельность, взаимная помощь, способность и готовность действовать сообща и делиться двигала человека от одной эволюционной ступени к следующей. А это значит, что наибольшие возможности для развития человека открывает объединение его интеллектуального развития с чувственной составляющей. А именно: с развитием таких качеств, как готовность к взаимопомощи, которую побуждает душевная инициативность; как готовность к взаимопониманию и сотрудничеству, которые невозможны без открытости, честности, ответственности перед друг другом и окружающим миром, доброты, и других позитивных качеств. Наблюдение таких закономерностей в результате исследований и анализа достижений человечества на сегодняшний день позволяют выделить некую оптимальную для человека программу саморазвития. Действия человека в согласии с такой программой приводят к созданию для него наиболее благоприятных условий как на физическом уровне, то есть в плане здоровья, так и на психическом уровне, в плане быстрого самосовершенствования его сознания.

Иисиидиология предлагает рассмотреть концепцию интеллектуально-альтруистичного развития (13) (14) как путь наиболее быстрой эволюции как отдельного человека, так и всего человечества как вида. Эта концепция включает в себя гармоничное и сбалансированное ментальное и чувственное развитие, в том числе развитие вышеперечисленных добрых человеческих качеств (интеллектуальность, сострадание, ответственность, доброта, открытость, инициативность, взаимопомощь и другие), в результате чего у человека формируются состояния высокочувственного интеллекта и высокоинтеллектуального альтруизма. Одной из характерных особенностей этих качеств является бескорыстие и благоразумие, что исключает проявление хитрости, лживости, нечестности. Глубокое сотрудничество, лежащее в основе эволюции человечества как вида, не может возникнуть в атмосфере закрытости, недоверия и нечестности.

2.3. Как быть честным с собой

2.3.1. Приятие реальности тотально

Специалист по семейной медицине, доктор Д.А. Шаменков в цикле лекций «Первый шаг к здоровью» (15) говорит о честности во всех отношениях как о первом и самом главном правиле поддержания здоровья. Д. Шаменков объясняет, что честность начинается с принятия реальности тотально в том виде, в каком она есть, и осознания, что вся реальность, в которой находимся, включая наше здоровье, наше собственное самоощущение, и является объективным существующим фактом, который не может быть иным, кроме того, каким он является.

В физиологии выделяют первую и вторую сигнальную системы (термины, введенные впервые учёным, физиологом И. П. Павловым). Первая сигнальная система составляет основу высшей нервной деятельности и сводится к совокупности (вплоть до весьма сложных) условных и безусловных рефлексов на непосредственные зрительные, звуковые и другие раздражители или их следы. Речь, как вторая сигнальная система, — это специальный тип высшей нервной деятельности человека, система «сигналов сигналов». Благодаря второй сигнальной системе человек способен формировать отвлечённый от обстоятельств образ и обобщение. В отличие от первой сигнальной системы, в этом случае раздражителями являются слова, а не непосредственные воздействия предметов на наши физические рецепторы. Когда человек произносит слово «лимон», то он может представить себе лимон на вкус: какой он кислый и как люди морщатся, съедая кусочек лимона – так действует вторая сигнальная система. Если же человек голоден и воспоминание о еде вызвало повышенное отделение слюны, то так проявляется действие первой сигнальной системы.

Таким образом, у человека есть две формы коммуникации, отвечающие двум системам: наша бессознательная часть связи с окружающим миром, которая отражает действительность в форме физических ощущений и восприятий (первая сигнальная система), и сознательная часть связи с реальностью благодаря мыслям и словам (вторая сигнальная система). Согласно Д. Шаменкову, ключ к здоровью – это постоянное следование честности в этих двух формах коммуникации, т.е. постоянное осознание самоощущений. Это постоянное осознание, что та реальность, в которой мы находимся, является отражением окружающей действительности и отражением нас самих, нашей собственной внутренней природы. Человек здоров, когда он просто честно реагирует на то, что приходит из окружающей среды, максимально в соответствии со своей внутренней честностью (15).

Рассогласование первой и второй сигнальных систем является причиной хронического психо-эмоционального напряжения или неразрешимых жизненных задач. Человек создает рассогласование, находясь под воздействием разнонаправленных стимулов: с одной стороны, находясь в объективной реальности (посредством бессознательного контакта с окружающей средой на уровне рефлексов), а с другой стороны, находясь в другой реальности – не реальной субъективной реальности, основанной на самообмане. В результате этого желаемое расходится с действительным. Как справедливо замечает Д. Шаменков, факты в виде увеличения количества заболеваний и нездоровых глобальных процессов говорят о наличии проблемы, причина которой одна – глобальный самообман (15).

Таким образом, честность отражает способность искренне и правдиво воспринимать и выражать то, что соответствует реальному положению вещей. Благодаря честности человек улучшает свое здоровье, обеспечивает себе хорошее чувствование себя и окружающей его реальности. Это дает возможность адекватно реагировать на жизнь и получать желаемые результаты. В противовес этому, нечестность оказывает весьма пагубное влияние на физическое и психоэмоциональное состояние человека.

В свою очередь, для того чтобы быть честным, важно связывать объективную реальность и получаемые извне самоощущения с внутренней субъективной реальностью. Осознание и принятие того, что окружающая нас реальность является отражением нас самих, поможет честно и беспристрастно воспринимать жизнь.

2.3.2. Правдивая интерпретация информации

Как упоминалось во вступлении, понятие честности непосредственно связано с правдивостью, т.е. выражением правды – того, что существует в действительности и соответствует реальному положению вещей. Таким образом, чем достовернее и глубже представления человека о жизни в целом, тем честнее он способен взглянуть на себя и воспринять обратную связь от жизни. Также, чем объективнее человек интерпретирует информацию, тем более полно и правдиво он способен увидеть ситуацию.

Я предлагаю рассмотреть два качества, которые уже упоминались в главе «Скорость эволюции»: высокочувственный интеллект и высокоинтеллектуальный альтруизм. По моим наблюдениям, и согласно опыту тысяч людей, следующих интеллектуально-альтруистичному направлению развития в разных странах мира, доминирование в представлениях этих качеств позволяет получить наиболее правдивую, глубокую оценку внутренних состояний и событий окружающего мира. Давайте же более детально разберемся, что это за качества и как они выражаются в жизни.

Альтруистичная любовь вызывается внутренней потребностью делиться с другими лучшим, что есть у человека, бескорыстно. Она выражается в активности человека в выражении заботы, заинтересованности в благополучии того, кого он любит. Когда альтруизм становится высокоинтеллектуальным, человек становится заинтересован и в духовном развитии любимых им людей. Такой человек способен прийти на помощь и пожертвовать своими эгоистичными интересами и ценностями ради чьего-то духовного самосовершенствования и развития. Такая любовь интеллектуальна, и базируется на глубоком и достоверном знании об окружающем мире и человеке. Она проявляется мудро, позволяя понимать суть того или иного явления, прояснять сложные причинно-следственные взаимосвязи жизни, «встать на место» другого человека.

Высокочувственный интеллект не содержит корыстных мотивов. Он помогает находить эволюционно наиболее эффективные решения и делать глубокие и самостоятельные выводы в любых обстоятельствах жизни. Такой интеллект учитывает существующие реалии и включает видение далёкой перспективы. Состояние высокой интеллектуальности – это умение отличать более истинное от более ложного, способность вникать и понимать суть происходящего. При этом естественно возникает искренняя потребность и даже необходимость делиться уже накопленными Знаниями с другими людьми (16) (17).

Сначала потребность в состоянии высокой интеллектуальности и альтруистичности возникает для обретения личного позитивизма, внутренней радости, гармонии с самим собой и с окружающим миром. Затем оно неизбежно распространяется на окружающих людей, потому что им невозможно не делиться с другими.

Чем больше человек проявляет в жизни качества высокоинтеллектуального альтруизма и высокочувственного интеллекта, тем выше становится его способность честно и ясно воспринимать информацию, глубоко и объективно интерпретировать события жизни. Благодаря высокой достоверности представлений намного легче увидеть то, что соответствует реальному положению вещей, и быть честным с собой и другими.

Напоследок хочу отметить, что очень важно воплощать альтруизм и интеллект совместно и проявлять честность с умом и сердцем. Честность без любви может стать лукавством, жестокостью, бездушным отношением к человеку и нанести глубокую душевную рану. Поэтому прежде чем что-либо честно высказать другому человеку, важно гармонизироваться, обдумать всё тщательно и найти насколько только можно более мудрые, сердечные слова, ведь отнюдь не стоит забывать очень важный принцип человеческих взаимоотношений – «не навреди!» Пусть проявление честности осуществляется максимально человечно, сердечно и интеллектуально.

2.3.3. Что же всё-таки делать

В этой главе я поделюсь своим личным опытом работы с этим качеством. Мои подходы, думаю, не новы. Вы наверняка сможете найти аналогичные описания в других источниках. В этой главе я постаралась обратить внимание на отдельные практические детали, которые для меня оказались важными.

У меня есть плохая и хорошая новость. Начну с плохой: задавшись целью работы с качеством честности я через несколько лет поняла, как же на практике это может быть непросто. Я думаю, что не одна я столкнулась с этим пониманием. Хорошая же новость заключается в том, что это оказалось всё-таки возможным и преодолимым. Раз за разом я видела, как способность предельно честно открыться или стремление поступать честно меняли в итоге мою жизнь в радикально лучшую сторону.

Повезло тем людям, у которых качество честности врождённое. В моей ситуации это не так. Хотя, бывало, наблюдая за жизнями людей, которые считали себя очень честными, я видела, как много они хитрят и скрывают в отдельных сферах, часто сами себе в этом не признаваясь. Я с детства была достаточно хитрой и лукавой, часто неосознанно, но очень ловко манипулировала родителями и людьми вокруг для получения эгоистичных кратковременных выгод. Со мной случались иногда, в том числе, случаи воровства игрушек или мелких денег. Делясь этим опытом со знакомыми и друзьями, я встречала разные реакции. Кто-то говорил, что я не должна себя корить за то, как меня воспитали. Но меня так не воспитывали: у меня в большой степени честные родители, хотя дело даже не в этом. Я думаю, что даже маленький ребенок всё равно обладает свободой выбора независимо от окружающих обстоятельств, и именно своими выборами определяет дальнейший ход своей судьбы. Но это тема отдельной работы, поэтому вернемся к актуальному для данной статьи вопросу: что делать, чтобы научиться честности?

Я начала хотя бы в какой-то степени осознавать глубину нечестности и хитрости в себе только к 27 годам, когда меня подпёрли к стенке, казалось бы, непреодолимые жизненные обстоятельства. Я очень хотела переехать жить в центр интеллектуально-альтруистичного развития (14) в Германии (18) и заниматься развитием этого проекта. Хотя в Германии я проживала уже несколько лет, но у меня были ограничения на пребывание в стране, связанные с условиями работы (уровень зарплаты, специальность, привязка к работодателю на несколько лет до получения постоянного вида на жительство). Разрешение находиться в Германии мне давали только при условии работы на нужной в данный момент для экономического развития Германии работе. Вполне стандартные, знакомые для многих иммигрантов условия, которые, казалось бы, невозможно обойти в строгой и правильной Германии.

Разрываясь между нелюбимой мной работой в IT, которой нужно было посвящать достаточно внутренних сил и внимания, и участием в Центре Интеллекта и Альтруизма, ради которого я переехала в Германию и которому, я видела, что очень нужна поддержка и намного больше времени, я дошла до внутреннего ощущения полного коллапса. Ощущения, что я больше так не могу: я или найду выход переехать на постоянно в Центр Интеллекта и Альтруизма, или вообще уеду из Германии в аналогичный Центр в России. Состояние внутреннего коллапса сопровождалось поиском выхода. Я придерживаюсь мнения, что внешние обстоятельства жизни с одной стороны соответствуют целям и интересам человека, с другой же стороны притягиваются по резонансу к его внутренним состояниям (подробнее об этой теме вы сможете узнать из источника (19)). Поэтому я сосредоточилась на работе с внутренними качествами для решения внешней ситуации.

А. Наблюдение и фиксация

Я решила начать более внимательно наблюдать за своими состояниями и письменно вести ежедневный, насколько могу детальный, самоанализ. Отслеживая периодически проявления хитрости или нечестности, я заметила, что полная картина теряется, если я не записываю свои наблюдения. Или же результаты наблюдений замыливаются в заботах будней и нивелируются: мол, это было неважно, ничего страшного не произошло. Тогда я начала кропотливо выписывать свои наблюдения, каждый раз, когда я замечала нечестность, как минимум стараться фиксировать её.

Первый шаг – наблюдайте и отмечайте, а намного лучше – фиксируйте письменно проявления нечестности, хитрости. Изучайте их проявления именно в вашей жизни.

Б. Количество переходит в качество

В один из вечеров, засидевшись допоздна в офисе, я при разговоре с другом отследила, что в очередной раз автоматически соврала, чтобы показаться лучше в его глазах: во время разговора я отвлеклась и начала параллельно делать что-то другое, слушая его невнимательно; он это заметил и спросил, печатаю ли я параллельно, на что я тут же сказала «нет». Через несколько минут после этого разговора я начала переживать состояние шока. Я вдруг осознала, что такая ложь и хитрость проявляется у меня чуть ли не на каждом шагу, каждый день. Я не могла понять: неужели я так прожила всю жизнь и даже этого не понимала? Я не могла понять, или это только сейчас, в связи с работой с качеством честности во мне вдруг так сильно активизировалась хитрость, или я так жила всё время? Как я могла этого не замечать?

Позитивное последствие шока: я начала лучше чувствовать состояние, когда начинаю хитрить или хочу соврать, по характерным физическим ощущениям или другим признакам (состояние неуверенности в выборе, расчетливые мысли для подтасовки фактов и выгораживания себя, и прочее). Теперь не всегда удавалось опередить состояние хитрости и лжи, но как минимум я чаще всего замечала, когда это происходит. Раньше же большая часть таких проявлений казалась нормальной и была такой естественной, что даже не замечалась.

Второй шаг: постарайтесь отследить, с какими внутренними признаками (например, внутренние мысленные диалоги, или, возможно, образы в сознании, или физические ощущения в определённой части тела) связано проявление нечестности.

Чем больше я наблюдала и фиксировала эти состояния, тем чаще удавалось определить эти состояния до момента их реализации, когда еще была возможность поступить честно. Самый действенный способ работы с этим качеством по моему опыту – это поступать наперекор желанию соврать и схитрить, даже если это сопряжено с временной невыгодой. Например, нужно больше заплатить, или признаться, что я сделала ошибку, или что я просто не такая идеальная, как в создаваемой мной для других картине. Чаще всего такие потери связаны с какими-то мелкими интересами эго, и в действительности такие временные невыгоды оборачиваются большим преимуществом в долгосрочной перспективе. Как минимум, это позволит развить в себе качество честности. Также может появиться мотивация действовать в следующий раз так, чтобы не возникало необходимости врать, вплоть до того, что поменять свои жизненные обстоятельства.

Если же всё-таки ложь проявилась, то можно открыться и признаться в ней или людям, которым вы доверяете и с которыми ощущаете себя в безопасности (объяснив потребность в таком методе внутренней работы), или хотя бы дневнику. Важно, чтобы такая открытость была мудрой и сердечной, не навредить голой правдой. Учитывать, какие представления и взгляды у людей, которым я хочу открыться, чтобы мои слова были поняты.

Еще можно устроить себе небольшую воспитательную работу, придумать «отработку»: за свой проступок сделать что-то неприятное, но полезное другим. Благодаря этому в следующий раз, зная последствия нечестности (что придется «отрабатывать»), возникнет меньше желания опять врать.

Для чего это делать даже, казалось бы, в «неважных» мелочах? Потому что в принятии решения огромную роль играют уже установленные, наработанные взаимосвязи определённых нервных цепочек. Мозг человека работает по принципу наименьших энергетических затрат: выбирает тот путь нервных импульсов, который требует наименьших усилий. Если у человека есть привычка врать в мелочах, она проявится и в решающих жизненных ситуациях, когда это в итоге может нанести большой вред как самому человеку, так и окружающим его людям.

Чем же закончилась моя история? Моя история с честностью только начинается. Моя же история с визой закончилась достаточно неожиданно. Я уже перестала о ней думать, всё внимание было сосредоточено на работе с внутренними качествами. После одного из писем открытости моим близким друзьям, в котором я просила прощение за отслеженные мной реакции, вечером в тот же день я неожиданно получила письмо: нашли способ снять ограничения с моей визы. Через два дня все формальные вопросы были решены: у меня было разрешение оставаться в Германии на ближайшие несколько лет без каких бы то ни было ограничений на условия работы и с возможностью открыть постоянный вид на жительство через некоторое время при выплате стандартных страховых начислений. По формальным правилам, которые можно найти на сайте посольства Германии, такое разрешение у меня должно было быть не раньше, чем через еще 3 года работы со строгими требованиями к сфере работы и зарплате. Даже сама скорость получения визы была для меня странной: обычно процесс оформления вида на жительство занимает несколько месяцев, в моем же случае всё решилось за 2 дня. Я не говорю, что только одна моя просьба о прощении к друзьям привела к такому результату.

Конечно же, с моей стороны были и действия в виде обращения в офис по делам иностранцев, и много других факторов. В частности, работа с качеством жадности и внутренняя готовность отказаться от хорошей, стабильной, защищенной работы с неплохим доходом. Но я знаю, что решающим фактором в разрешении этой ситуации были не мои внешние действия, а работа с внутренними качествами. Как минимум потому, что у меня даже мыслей не было о том, что такая ситуация вообще возможна. Ведь, казалось бы, объективные факторы внешнего мира говорили мне об этом. Я не верю в случайности и чудеса. Я думаю, что окружающий мир – очень сложно упорядоченная и абсолютно взаимосогласованная система, которая бы не могла существовать в хаосе случайностей. Для меня любое проявление жизни всегда является следствием той или иной закономерности, действия какого-то определённого закона (подробнее о теме устройства окружающего мира и его законах вы можете узнать из источника (20)). Если же люди не до конца понимают причинно-следственные связи или законы, стоящие за событием, они склонны приписывать это случайности или чуду. Из своего опыта я могу привести не один подобный пример таких «чудес» и «везения». Надеюсь, этот пример чем-то заинтересует вас, и послужит примером тому, насколько работа с качеством честности может улучшить жизнь человека, разрешая даже «неразрешимые» задачи.

3. Выводы о честности и её влиянии на жизнь человека

Получается, что быть честным бывает действительно трудно и с этим сопряжены те или иные сложности: отказ от ряда выгод, необходимость принять на себя ответственность за жизненные обстоятельства, возможно, встреча с болью и разочарованием. При этом я думаю, что обретаемые в результате честности плюсы многократно перекрывают временные неудобства, причиняемые эгоизму. Честность и открытость способствуют как физическому, так и эмоционально-психическому здоровью человека. Они позволяют гармонично и эффективно решать внутренние, а зачастую и многие внешние конфликты и трудности. Признав и осознав свои желания, интересы и представления, человек может преобразовать их в более конструктивные и позитивные проявления, обрести понимание и приятие тех или иных жизненных проявлений и найти лучшие решения. Для меня очень важным является то, что благодаря честности жизнь играет более яркими красками, возрождая способность сопереживать и любить. Честность ведет к глубинному пониманию и приятию себя и людей вокруг, она позволяет обрести целостность и ощущать полноту жизни.

В глобальном плане, честность и сопутствующая ей открытость способны мощно ускорить эволюционное развитие человека. Эти качества ускоряют и улучшают качественность процессов получения опыта и его осознания – сути развития. Честность открывает человеку новые возможности и поступление новой информации и улучшает способность объективно воспринять и усвоить имеющуюся информацию. В результате этого вместо того, чтобы испытывать состояния неопределенности, душевных метаний и множество противоречий, человек обретает чёткое понимание своей цели и смысла своей жизни, которая непременно улучшается.

4. Рекомендуемая литература

1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. «Толковый словарь русского языка». б.м. : «А ТЕМП», 2009 г. http://www.ozhegov.org/.

2. Энрайт, Джон. «Гештальт, ведущий к просветлению или пробуждение от кошмара». б.м. : Спб.: ЦГТ»Человек», 1994г.

3. Б. Э. Мур, Б. Д. Файн. «Психоаналитические термины и понятия» (серия «Библиотека психологии и психотерапии»). Москва : «Класс», 2000 г. http://yanko.lib.ru/books/psycho/psychoanalytic-terms&concepts.htm.

4. Розенберг, Маршалл. «Язык жизни. Ненасильственное общение». б.м. : София, 2009.

6. О.В., Орис. «Основы ииссиидиологии», Том 3, п. 3.0278. г. Казань : ОАО «Татмедиа», 2012 г. http://ayfaar.org/iissiidiology/books/item/457-tom-3.

7. Браун, Брен. «Как важно быть несовершенным». «ADME». [В Интернете] 2014 г. http://www.adme.ru/vdohnovenie-919705/kak-vazhno-byt-nesovershennym-566405/?fb_action_ids=741347272558996&fb_action_types=og.likes&fb_source=aggregation&fb_aggregation_id=288381481237582.

8. —. «Сила уязвимости» («The Power of Vulnerability: Teachings on Authenticity, Connection, and Courage»). б.м. : Audible Audio Edition, 2012. http://www.soundstrue.com/shop/The-Power-of-Vulnerability/4122.pd.

9. О.В., Орис. «Основы ииссиидиологии», Том 1, п. 1.0562. г. Казань : ОАО «Татмедиа», 2012 г. http://ayfaar.org/iissiidiology/books/item/435-tom-1.

10. О.В., Орис. «ИИССИИДИОЛОГИЯ. Комментарии к Основам. Бессмертие доступно каждому». Том 11, п. 11.12572. г. Москва : ОАО «Татмедиа», 2010 г. http://ayfaar.org/iissiidiology/books/item/415-tom-11.

11. К.В., Фопель. Создание команды. Психологические игры и упражнения. б.м. : Генезис, 2002. ISBN 5-85297-045-Х.

12. П.А., Кропоткин. Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса. б.м. : Либроком, 2015. ISBN 978-5-397-04905-4.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *