роль белинского в жизни гончарова
Цейтлин. И. А. Гончаров. Глава 3. Часть 2.
Эта тургеневская оценка личности Гончарова в какой-то мере характерна была и для других писателей круга Белинского. К Гончарову по тем же причинам относились недружелюбно и И. И. Панаев, и Д. В. Григорович, и Н. А. Некрасов. Все они были недовольны сдержанностью Гончарова и приписывали это умеренности его убеждений, которые им казались почти обывательскими. Не сошелся тогда Гончаров и с А. В. Дружининым. Сам он писал впоследствии: «Я. не сближался сердечно со всем кружком, для чего нужно было бы измениться вполне, отдать многое, чего я не мог отдать. Мне было уже 35 или 36 лет — и потому я, развившись много в эстетическом отношении в этом кругу (важное признание! — А. Ц. ), остался во многом прочем верен прежним основам своего воспитания. Я ходил по вечерам к тому или другому, но жил уединенно, был счастлив оказанным мне, и там, и в публике, приемом, но чуждался (между прочим по природной дикости своего характера) тесного сближения с тем или с другим, кроме семейства доброго Мих. Языкова, где меня любили, как родного, и я платил тем же» (НИ, 25). Итак, из всего кружка Белинского Гончаров ближе всего сошелся. с «добрым» М. А. Языковым! Последний не был литератором, и это, очевидно, располагало к нему Гончарова, всю жизнь чуждавшегося чисто литературных знакомств. Гончаров не любил среду литераторов как замкнутый в себе и мнительный человек, который боялся, что его заветные замыслы станут при этом близком знакомстве чужим достоянием. Д. Ефремовой от 22 июля 1847 г. Гончаров подробно рассказал об обстоятельствах гибели своего бывшего воспитанника, который в короткое время сделался видным русским критиком и публицистом. Гончаров высоко ценил дарование Валериана Майкова, хотя, конечно, разделял далеко не все его воззрения. Можно с полным правом утверждать, что ему были чужды те космополитические взгляды Майкова, против которых тогда же энергично выступал Белинский. В обзоре «Русская литература в 1846 году» Белинский со всей резкостью критиковал «фантастический космополитизм», согласно воззрениям которого «национальность происходит от чисто внешних влияний, выражает собою все, что есть в народе неподвижного, грубого, ограниченного, неразумного, и диаметрально противополагается всему человеческому» и т. д. 11 Белинский, конечно, имел в виду непосредственно Валериана Майкова. Гончаров в данном вопросе, вне всяких сомнений, был солидарен с Белинским (см. ниже главу о художественном методе романов Гончарова). Белинский о ГончаровеАвтор “Обыкновенной истории” поэт, художник, и больше ничего. Из всех нынешних писателей он один, только он один приближается к идеалу чистого искусства. У Гончарова нет ничего, кроме таланта. К особенностям его таланта принадлежит необыкновенное мастерство рисовать женские характеры. Он никогда не повторяет себя, ни одна его женщина не напоминает собою другой, и все, как портреты, превосходны. Что общего между грубой и злой, но по-своему способной к нежным чувствам Аграфеной и между светской женщиной, мечтательной и с расстроенными нервами? И каждая из них в своем роде мастерское, художественное произведение. Мать молодого Адуева и мать Наденьки — обе старухи, обе очень добры, обе очень любят своих детей и обе равно вредны своим детям, наконец, обе глупы и пошлы. А между тем это два лица совершенно различные: одна барыня провинциальная старого века, ничего не читает и ничего не понимает, кроме мелочей хозяйства; другая барыня столичная, которая читает французские книжки, ничего не понимает, кроме мелочей хозяйства. Что общего между этою живою, ветреною, своенравною и немножко лукавою Наденькою и тою спокойною по наружности, по пожираемою внутренним огнем Лизою? Тетка героя романа — лицо вводное, мимоходом очерченное, но какое прекрасное женское лицо! Как хороша она в сцене, оканчивающей первую часть романа! Женщины г. Гончарова — живые, верные действительности создания. Это новость в нашей литературе. Обратимся к двум главным мужским лицам романа — молодому Адуеву и его дяде, Петру Иванычу. Говорят, тип молодого Адуева — устарелый; говорят, что такие характеры уже не существуют на Руси. Нет, не перевелись и не переведутся никогда такие характеры, потому что их производят не всегда обстоятельства жизни, но иногда сама природа. Родоначальник их на Руси — Владимир Ленский, по прямой линии происходящий от гетевского Вертера. В нем есть чувство деликатности и приличия: если б он сделал хорошую привычку рассуждать о том, что всего ближе к нему, он пораздумался бы о темном чувстве, которое заставило его въехать в трактир, а не прямо на квартиру дяди, ж скоро понял бы, что нет никаких причин ожидать от дяди другого приема, кроме как разве равнодушно-ласкового, и что нет у него никаких прав на жительство у него в квартире. Но, к несчастию, он привык рассуждать только о любви, дружбе я других высоких и далеких предметах и потому явился к дяде провинциялом с ног до головы. Исполненные ума и здравого смысла слова дяди ничего не растолковали ему, а только произвели на него тяжелое и грустное впечатление и заставили его романтически страдать. Он был трижды романтик — по натуре, по воспитанию и по обстоятельствам жизни, между тем как и одной из этих причин достаточно, чтоб сбить с толку порядочного человека и заставить его наделать тьму глупостей. Полное изображение характера молодого Адуева надо искать в его любовных похождениях. В них он весь, в них он представитель множества людей, похожих на него, как две капли воды, и действительно обретающихся в здешнем мире. Эта порода людей, которых природа с избытком наделяет нервическою чувствительностью, часто доходящею до болезненной раздражительности (susceptibility). Они рано обнаруживают тонкое понимание неопределенных ощущений и чувств, любят следить за ними, наблюдать их и называют это — наслаждаться внутреннею жизнью. Поэтому они очень мечтательны и любят или уединение, или круг избранных друзей, с которыми бы они могли говорить о своих ощущениях, чувствах и мыслях, хотя мыслей у них так же мало, как много ощущений и чувств. Вообще они богато одарены от природы душевными способностями, но деятельность их способностей чисто страдательная. Это они называют жить высшею жизнью, недоступною для презренной толпы. От природы они очень добры, симпатичны, способны к великодушным движениям; но как фантазия в них преобладает над рассудком и сердцем, то они скоро доходят до сознательного презрения к “пошлому здравому смыслу”; сердце их скоро скудеет любовью, и они делаются ужасными эгоистами и деспотами, сами того не замечая, а напротив того, будучи добросовестно убеждены, что они самые любящие и самоотверженные люди. Так как в детстве они удивляли всех ранним и быстрым развитием своих способностей — естественно, что они были захвалены с ранних лет и сами о себе возымели высокое понятие. Природа и без того отпустила им самолюбия гораздо больше, нежели сколько нужно. Но самолюбие в них бывает всегда так замаскировано, что они добросовестно не подозревают его в себе, искренно принимают его за гениальное стремление к славе, ко всему великому, высокому и прекрасному. Они долго бывают помешаны на трех заветных идеях: это — слава, дружба и любовь. Им и в голову не приходит, что кто считает себя равно способным ко всем поприщам славы, тот неспособен ни к какому. Поэзия — вот они бросаются к ней со всего размаху и, еще ничего не сделавши, в мечтах своих украшают себя огненным ореолом поэтической славы. Главное их заблуждение состоит еще не в нелепом убеждении, что в поэзии нужен только талант и вдохновение, что кто родился поэтом, тому ничему не нужно учиться, ничего не нужно знать. Нет, главное и гибельное их заблуждение состоит в том, что они уверили себя в своем поэтическом призвании, как в непреложной истине, срослись с этою несчастною мыслию, так что разочароваться в ней — значит для них потерять всякую веру в себя и в жизнь и в цвете лет сделаться паралитическими стариками. Обыкновенно романтики придают страшную цену чувству, думают, что только одни они наделены сильными чувствами, а другие лишены их, потому что не кричат о своих чувствах. Любовь обходится им еще дороже, потому что это чувство само по себе живее и сильнее других. Обыкновенно любовь разделяют на многие роды и виды; все эти разделения большей частью нелепы, потому что наделаны людьми, которые способнее мечтать и рассуждать о любви, нежели любить. Прежде всего разделяют любовь на материальную, или чувственную, и платоническую, или идеальную, презирают первую и восторгаются второй. Человек не зверь и не ангел; он должен любить не животно и не платонически, а человечески. Родов любви также много, как много на земле людей, потому что каждый любит сообразно с своим темпераментом, характером, понятиями и т. д. И всякая любовь истинна и прекрасна по-своему, лишь бы только она была в сердце, и еще в голове. Но романтики особенно падки к головной любви, им любовь нужна не для счастья, не для наслаждения, а дли оправдания на деле своей высокой теории любви. Однако ж в любви молодого Адуева к Наденьке было столько истинного и живого чувства; природа заставила на время молчать его романтизм, но не победила его. Наденька была умнее его, а главное попроще и естественнее. Любя, он хотел быть театральным героем. Он скоро все переболтал с Наденькой о своих чувствах, пришлось повторять старое, а Наденька хотела, чтоб он занимал не только ее сердце, но и ум, потому что она была пылка, впечатлительна, жаждала нового; все привычное и однообразное скоро наскучало ей. Но к этому Адуев был человек самый неспособный в мире, потому что собственно его ум спал глубоким и непробудным сном: считая себя великим философом, он не мыслил, а мечтал, бредил наяву. Но вот мало-помалу он перешел от мрачного отчаяния к холодному унынию и, как истинный романтик, начал щеголять и кокетничать “своею нарядною печалью”. Адуев требует любви вечной, не понимая того, что чем любовь живее, страстнее, чем ближе подходит она под любимый идеал поэтов, тем кратковременное, тем скорее охлаждается и переходит в равнодушие, а иногда и в отвращение. Но вот судьба послала нашему герою именно такую женщину, то есть такую же, как он, испорченную, с вывороченным наизнанку сердцем и мозгом. Сначала он утопал в блаженстве, все забыл, все бросил, с утра до поздней ночи просиживал у ней каждый день. В чем же заключалось его блаженство? В разговорах о своей любви. Но наш герой не хотел знать законов сердца, природы, действительности, он сочинил для них свои собственные, он гордо признавал существующий мир призраком, а созданный его фантазией призрак — действительно существующим миром. Назло возможности он упорно хотел оставаться в первом моменте любви на всю жизнь свою. Однако ж сердечные излияния с Тафаевой скоро начали утомлять его, Тафаева начала смертельно надоедать ему своей привязчивой любовью; он начал тиранить ее самым грубым и отвратительным образом за то, что уже не любил ее. Измучивши бедную женщину самым варварским образом, взваливши на нее всю вину в несчастии, в котором он был виноват горазда больше ее, — он решился, наконец, сказать себе, что он ее не любит и что ему пора покончить с ней. Таким образом, его глупый идеал любви был вдребезги разбит опытом. Он сам увидел свою несостоятельность перед, любовью, о которой мечтал всю жизнь свою. Он увидел ясно, что он вовсе не герой, а самый обыкновенный человек, хуже тех, кого презирал. Это открытие словно громом прошибло его, но не заставило его искать примирения с жизнью. Он впал в мертвую апатию и решился отомстить за свое ничтожество природе и человечеству. Последняя его любовная история гадка. Он хотел погубить бедную страстную девушку, так, от скуки, и не мог бы в этом покушении оправдаться даже бешенством чувственных желаний, хотя и это плохое оправдание, особенно когда есть для этого путь более прямой и честный. Отец девушки дал ему урок, страшный для его самолюбия: он обещал поколотить его; герой наш хотел с отчаяния броситься в Неву, но струсил. Эпилог начинается через четыре года после вторичного приезда нашего героя в Петербург. На сцене Петр Иваныч. Петр Иваныч по-своему человек очень хороший; он очень умен, потому что хорошо понимает чувства и страсти, которых в нем нет и которые он презирает; существо вовсе не поэтическое, он понимает поэзию в тысячу раз лучше своего племянника; он эгоист, холоден по натуре, неспособен к великодушным движениям; не только не зол, но положительно добр. Он честен, благороден, не лицемер, не притворщик, на него можно положиться, он не обещает, чего не может или не хочет сделать, а что обещает, то непременно сделает. Героя романа мы не узнаем в эпилоге: это лицо вовсе фальшивое, неестественное. Его романтизм был в его натуре; такие романтики никогда не делаются положительными людьми. Придуманная автором развязка романа портит впечатление всего этого прекрасного произведения, потому что она неестественна и ложна. В эпилоге хороши только Петр Иваныч и Лизавета Александровна до самого конца; в отношении же к герою романа эпилог хоть не читать. Иван Гончаров: биография, творчество, значение в литературе. Произведения ГончароваИван Александрович Гончаров — писатель, литературный критик, публицист. Автор произведений «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв», объединенных в трилогию. Биография ГончароваИван Гончаров родился в городе Симбирск 15 сентября 1812 года. Его родители были купцами и проживали в каменном особняке с большим двором в самом центре города. Отец — Александр Иванович — умер, когда мальчику было восемь лет. Заботу об образовании Вани взял на себя Николай Николаевич Трегубов, который был его крестным отцом. Он был моряком в отставке. Все бытовые проблемы решала Авдотья Матвеевна — мать Гончарова. Образование и карьераНа начальном этапе образованием Ивана Гончарова занимался его крестный, а позже мальчика отдали в частный пансион. Когда Гончарову исполнилось десять лет, его отправили в Московское коммерческое училище, где он обучался в течение восьми лет. В 1831 году будущий писатель становится студентом факультета словесности Московского университета. После завершения обучения в университете в 1834 году Иван Александрович уезжает в родной Симбирск и поступает на должность секретаря губернатора, но через год возвращается в Москву. В Москве Гончаров поступает переводчиком на службу в Департамент внешней торговли Министерства финансов. В то же время он устраивается в дом художника Майкова, репетитором к Аполлону. В 1852 году И. А. Гончаров вместе с адмиралом Е. В. Путятиным отправляется в путешествие на фрегате «Паллада» на 2,5 года. В этот период он пишет серию очерков, которые впоследствии поразили читателей. Творчество Ивана ГончароваНачало творчества Ивана Александровича приходится на 1840-е годы. В это время он знакомится с Белинским. В 1846 году свой первый роман «Обыкновенная история» Гончаров сначала прочел Белинскому, а в 1847 году произведение опубликовали в журнале «Современник». Во время путешествия на фрегате «Паллада» писатель с первых дней начал вести подробные записи, которые потом легли в основу произведения «Фрегат «Паллада»», опубликованного в 1858 году. В литературных кругах книгу высоко оценили и посчитали ее беспрецедентной. Следующее произведение вышло в 1859 году. Это был роман, ставший необычайно популярным, — «Обломов». Благодаря ему появилось новое определение — «обломовщина». Гончаров работал над романом в течение 12 лет с перерывом на путешествие. Это произведение принесло ему огромный успех. После выхода в свет «Обломова» писатель возвращается к созданию произведения «Обрыв». На то, чтобы написать этот роман, у Гончарова ушло 20 лет, хотя идея книги родилась еще в 1849 году, когда он пребывал в Симбирске. Иван Александрович хотел передать атмосферу российской глубинки, где процветал еще не отживший свое патриархальный быт, но уже пустил побеги новый уклад жизни. Во время работы писатель часто впадал в уныние и несколько раз хотел оставить «Обрыв» недописанным, но все-таки закончил его. Это произведение завершило трилогию, отражающую определенный этап истории России. Впервые роман напечатали в 1869 году в журнале «Вестник Европы». После публикации заключительной части трилогии Гончаров больше крупных произведений не писал. Он работал над созданием нескольких очерков — «По восточной Сибири», «Слуги старого века». Некоторые из этих произведений опубликовали уже после смерти автора. Смерть Ивана ГончароваИван Александрович Гончаров умер от воспаления легких в ночь на 15 сентября 1891 года. Ему было 79 лет. Похоронили писателя на Новом Никольском кладбище. Позже, в 1956 году, провели перезахоронение на Литераторских мостках Волковского кладбища. Биография ГончароваИван Гончаров – русский писатель, прозаик, публицист и литературный критик. Член-корреспондент Петербургской академии наук по разряду русского языка и словесности, действительный статский советник. Именно из-под его пера вышел знаменитый роман «Обломов», в результате чего позже возникло нарицательное выражение «обломовщина». В биографии Гончарова много интересного и такого, о чем вы наверняка не знали. Обо всем этом мы расскажем прямо сейчас. Итак, перед вами краткая биография Ивана Гончарова. Краткая биография ГончароваИван Александрович Гончаров родился 6 июня 1812 г. в Симбирске. Он рос в интеллигентной семье, принадлежавшей к купеческому сословию. Его отца звали Александр Иванович, а мать Авдотья Матвеевна. Кроме Ивана, у его родителей родились две девочки и один мальчик. Детство и юностьДетство Гончарова было интересным и беззаботным, поскольку он ни в чем не испытывал нужды. Когда ему исполнилось 7 лет, умер его отец, однако у матери было достаточно средств, чтобы содержать семью и в будущем оплачивать обучение детей. Первым учителем в биографии Гончарова был его крестный Николай Трегубов. Он обучил ребенка чтению и грамматике.
После этого Ивана определили в частный пансионат, а затем помогли поступить в коммерческое училище. Стоит заметить, что учеба мало интересовала будущего писателя. Несмотря на это он очень любил читать книги русских писателей. В частности, ему нравились Пушкин, Карамзин и Державин. ОбразованиеОкончив училище, Иван Гончаров 3 года проучился в Московском университете. В этот период в его биографии произошел важный перелом. Он серьезно задумался о смысле жизни, о людях вообще и о своем будущем в частности. Интересен факт, что в Московском университете одновременно с Гончаровым также учились Герцен, Лермонтов, Тургенев и Станкевич. Когда Гончарову исполнилось 22 года он возвратился обратно в Симбирск, в котором устроился работать секретарем. Но поскольку данная профессия была очень скучной и однообразной, менее чем через год он принимает решение уехать в Петербург. Приехав в столицу он начал работать переводчиком иностранной переписки. Служба нравилась Ивану, поскольку она никоим образом его не обременяла. Кроме этого у него оставалось достаточно свободного времени для самообразования. Именно в этот период в биографии Гончарова произошло важное событие: он решил попробовать себя в качестве писателя. Позже он познакомился с семьей художника Николая Майкова и вскоре стал обучать его детей латинскому языку и русской словесности. В доме живописца постоянно собирались разные известные люди, любившие беседовать на интересные темы. Творчество ГончароваВ конце 30-х годов Иван Гончаров начинает писать первые произведения. В скором времени он знакомится с известным критиком Белинским (см. интересные факты о Белинском), который неоднократно приходил в гости к Майковым. Когда начинающий литератор прочитал ему свою «Обыкновенную историю», он услышал в свой адрес много похвалы. В 1847 г. данное произведение напечатали в «Современнике». Гончаров был благодарен Белинскому за советы, которые он от него услышал. Позже он напишет «Заметки о личности Белинского», где подробно опишет его роль в своей биографии. В 1852 г. Иван Александрович отправился на корабле в Японию в качестве секретаря адмирала. Это путешествие продлилось более 2 лет и прервалось из-за начала Восточной войны. Во время экспедиции Гончаров вел дневник, в котором записывал все события, происходившие с ним в эти годы биографии. В итоге, этот материал был положен в основу книги Гончарова «Фрегат «Паллада». Произведение сразу же получило большую популярность, поскольку читатели смогли впервые услышать о далекой стране и узнать множество интересных фактов о ней и об ее жителях. Прибыв на родину, Гончаров начал работать цензором в издании «Северная почта». В 1859 г. в свет вышел самый известный роман в биографии Гончарова – «Обломов». Иван Александрович настолько великолепно описал жизнь и характер главного героя, что вскоре в народе даже появилось выражение «обломовщина», обозначающее личностный застой, рутину, апатию и, в частности, леность.
В 1862 г. Гончарова назначили руководителем «Северной почты», а затем он стал членом Совета по делам печати. Через 5 лет писатель ушел на пенсию в звании генерала. С этого момента у него появилось больше времени для писательской деятельности. В 1869 г. он представил роман «Обрыв», над которым трудился около 20 лет. Личная жизньУспехи Ивана Гончарова на личном фронте оказались не такими яркими, как на литературном поприще. Ему так и не удалось найти себе вторую половину, хотя он всегда мечтал завести семью. Периодически он влюблялся в разных девушек, однако они не отвечали ему взаимностью. Одно время Гончаров дружил с Тургеневым (см. интересные факты про Тургенева), но когда он прочитал в его сочинении строки из своего «Обрыва», между литераторами произошла серьезная ссора из-за авторских прав. Иван Александрович даже хотел стреляться с Тургеневым на дуэли, но друзья отговорили его от этой идеи. СмертьВ конце жизни Иван Гончаров находился в депрессивном состоянии, чувствуя себя забытым и беспомощным. Он перестал писать и лишь иногда выпускал рецензии к разным книгам. Казалось, что в его биографии произошел тот неизбежный финал, который постигает всех одиноких людей. За несколько дней до смерти классик серьезно простудился. 15 сентября 1891 г. Иван Александрович Гончаров умер от воспаления легких в возрасте 79 лет. Изначально он был похоронен на Новом Никольском кладбище, однако в 1956 г. его останки перезахоронили на Волковском кладбище.
Имя Ивана Гончарова навсегда вошло в историю русской литературы, как выдающегося мастера художественной словесности. Фото ГончароваВ конце приведем несколько фото Ивана Гончарова. Интересен факт, что до самой старости он был узнаваем. Практически всю жизнь Гончаров носил бороду, и только несколько раз сбривал ее полностью. Иван Гончаровкраткая биографияРоль и место в литературеXIX век дал миру много самобытных литературных талантов. Среди них почетное место занимает русский писатель и критик Иван Александрович Гончаров. В своих произведениях он психологически точно отобразил современное ему общество. Знаток словесности вел активный образ жизни, служил действительным статским советником. Происхождение и ранние годыИван Гончаров появился на свет 18 июня 1812 года в Симбирске (сегодня город Ульяновск). Его семья принадлежала к купеческому сословию. Жили они в большом каменном доме в центральной части города. Дом Гончаровых в Симбирске Отец – Александр Иванович Гончаров. Когда Ивану было 7 лет, его не стало. Поэтому воспитанием мальчика занимались крестный отец Николай Николаевич Трегубов и мать Авдотья Матвеевна. Они объединили свои дворы и прислугу в один общий двор. Гончарова была расторопной хозяйкой и взяла на себя управление материальной частью, а Николай Николаевич занимался образованием крестника. Будущий писатель хорошо относился к своему дяде, называл его добрым моряком. Трегубов был человеком широких взглядов, что положительно повлияло на формирование характера Ивана. В результате слияния имений крестного отца и матери, маленький Гончаров жил в большом доме среди большого хозяйства, которое приравнивалось к целой деревне. Быт был налажен и понятен Гончарову с детства, поэтому в будущем он с легкостью о нем писал в своих произведениях. ОбразованиеМосковское коммерческое училище Свое первое образование Гончаров получил в частном пансионе, расположенном вблизи их дома. Когда Ивану исполнилось 10 лет, его отдали на учебу в коммерческое училище в Москве. Долгие восемь лет, проведенные в училище, были малоинтересным периодом в жизни юного Гончарова, по его же мнению. В 1831 году в Москве он поступает в университет, выбрав факультет словесности. Через три года Иван Александрович успешно его заканчивает. Вернувшись в родной город, он поступает на службу секретарем губернатора. Но эта работа показалась ему скучной — и он переезжает жить в Петербург, где устраивается в министерство финансов на должность переводчика. Там он успешно трудился до 1852 года. Творчество Иван Гончаров весьма рано пристрастился к чтению. В возрасте всего 15 лет он уже ознакомился с произведениями таких видных деятелей, как Карамзин, Пушкин Державин, Озеров. Так же рано у него проснулся талант к сочинительству. Ему с детства нравились гуманитарные науки, поэтому не удивительно, что при поступлении в университет он выбрал факультет словесности. Музей Гончарова в Ульяновске Первые сочинения автор публикует в 1838, 1839 годах под псевдонимом. В периодических изданиях «Подснежник» и «Лунные ночи» вышли произведения «Лихая болесть» и «Счастливая ошибка». Расцвет творчества Гончарова совпадает со стремительным развитием русской литературы. Немаловажное значение для автора имело знакомство с кружком Белинского в 1846 году. Спустя год в журнале «Современник» публикуют его «Обыкновенную историю» и еще через год – произведение «Иван Савич Поджабрин». В период с 1852 по 1855 год Гончаров находился в кругосветном путешествии. В этот время он создает цикл очерков под названием «Фрегат Паллада». Вернувшись в Петербург, писатель издает свои первые заметки о путешествии, а позже – целую книгу, которая станет большим прорывом в мире русской литературы. Основные произведенияНесомненно, главным произведением Гончарова является роман «Обломов». Его первое издание произошло в 1859 году и повлекло за собой появление нового понятия «обломовщина». Судьба главного героя романа показалась всем настолько вопиюще типичной для нового поколения, что имя героя стало нарицательным. Произведение, которое отобразило важную социальную проблему, быстро принесло известность писателю. Памятник Гончарову на родине В 1869 году Гончаров завершает работу над романом «Обрыв». Произведения «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв» считают своеобразной трилогией с одной общей социальной проблемой, над которой Гончаров работал около двадцати лет. Последние годыПосле выхода романа «Обрыв» писатель страдал от депрессии, писал уже мало, в основном этюды. Он был одинок и часто болел. 15 сентября 1891 года Ивана Гончарова не стало из-за воспаления легких. Хронологическая таблица (по датам)
Интересные факты из жизни писателяМузей Ивана ГончароваВ родном городе писателя Ульяновске (ранее называемом Симбирск) находится Историко-мемориальный центр-музей имени И.А. Гончарова.
|