родители салтыкова щедрина биография
Родословная М. Е. Салтыкова-Щедрина
Просим внести дополнения! 89262371485@mail.ru
=============================
САЛТЫКОВ (САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН)
Михаил Евграфович (1826-1889), писатель.
РГАЛИ, ф. 445, 314 ед. хр., 1617-1953.
РГБ, фф. 82 и 178, в составе фонда Лит. музея при ГБЛ и Музейного собрания №№ 4835, 8227, 8320, 6 ед. хр., 1857-1889.
РНБ, ф. 668, 15 ед. хр., 1857-1879, 1939.
ГЛМ, ф.161, 1 ед. хр., 1868-1874.
См. также Салтыковы, М.Е., Е.А. и др.
САЛТЫКОВЫ:
САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН, Михаил Евграфович (1826-1889), см. выше; его жена Елизавета Аполлонавна (урожд. Болтина) (1841-1910); его дочь Елизавета Михайловна (в 1-м браке Дистерло, во 2-м браке маркиза де Пассано) (1873-1927); его отец Евграф Васильевич (1776-1851); его мать Ольга Михайловна (урожд. Забелина) (1801-1874) и др. члены семьи.
ПД, ф. 366, 1902 ед. хр., 1765-1928.
====
===
Музей М.Е. Салтыкова-Щедрина в Твери.
Телефон: (4822) 34-34-96
Адрес: 170100, Тверская область, г. Тверь, ул. Рыбацкая, д. 11
.
Музей М.Е. Салтыкова-Щедрина в с.Спас-Угол
Телефон: (49620) 6-05-42
Адрес: 141923, Московская область, Талдомский район,поселение Квашёнковское, с. Спас-Угол.
Проезд: Из Москвы: с Савеловского вокзала электричкой до ст. Талдом; авт. № 310 «Москва-Талдом», далее авт. № 27 до с. Спас-Угол
Упоминает он и пруд, где водились большие караси, имея в виду действительное озеро Золотая вешка в деревне Бревново, и стекольные заводы, “которые в немного лет без толку истребили громадную площадь лесов”. Подобная история произошла на самом деле с арендованными матерью писателя у князей Волконских заводами.
Все земли, примыкавшие к селу Спас-Угол, после революции принадлежали крупному птицеводческому совхозу. В восьмидесятых годах Совхоз “Спутник” был единственный в районе, где работала экспериментальная бригада, чей труд оценивается по конечному результату. На центральной площади благоустроенного современного села были выстроены новые дома, в здании сельсовета размещалась библиотека имени М. Е. Салтыкова-Щедрина и небольшой музей.
Семилетняя вятская ссылка (с 1848 по 1855 гг.) стала важнейшей главой биографии писателя.
Дом, где поселился М. Салтыков, принадлежал мастеру Медянской бумажной фабрики И.Х. Рашу. Он был построен в 1848 г. по типовому проекту, с минимальным количеством комнат: столовая, гостиная, кабинет, спальня, людская.
___ Поколение 1 ___
___ Поколение 2 ___
___ Поколение 3 ___
3-2. Салтыкова Анна Васильевна
Пол: женский.
• Родилась. Отец: Салтыков Василий Богданович, мать: Нечаева Надежда Ивановна.
4-2. Салтыков Евграф Васильевич (1776-1851)
Пол: мужской, продолжительность жизни: 75.
• Родилась Вера (5-4)
• 1776: Родился. Отец: Салтыков Василий Богданович, мать: Нечаева Надежда Ивановна.
• 1818: Родилась Надежда (6-4)
• 1819: Родился Дмитрий (7-4)
• 1821: Родился Николай (8-4)
• 1823: Родилась Любовь (9-4)
• 1826: Родился Михаил (10-4)
• 1829: Родился Сергей (11-4)
• 1834: Родился Илья (12-4)
• 1851: Умер
Супруга: Забелина Ольга Михайловна.
• Умерла
• 1801: Родилась
___ Поколение 4 ___
5-4. Салтыкова Вера Евграфовна
Пол: женский.
• Родилась. Отец: Салтыков Евграф Васильевич, мать: Забелина Ольга Михайловна.
• Умерла
7-4. Салтыков Дмитрий Евграфович (1819-1885)
Пол: мужской, продолжительность жизни: 66.
• Женился
• Родился Михаил (14-7)
• Родился Евграф (15-7)
• Родился Василий (16-7)
• Родилась Надежда (17-7)
• Родился Робинзон (18-7)
• 1819: Родился. Отец: Салтыков Евграф Васильевич, мать: Забелина Ольга Михайловна.
• 1885: Умер
Жена: Брюн де Сент-Катрин Аделаида Яковлевна.
• 1862: Умерла
8-4. Салтыков Николай Евграфович (1821-?)
Пол: мужской.
• Умер
• 1821: Родился. Отец: Салтыков Евграф Васильевич, мать: Забелина Ольга Михайловна.
9-4. Салтыкова Любовь Евграфовна (1823-?)
Пол: женский.
• Вышла замуж
• Родился Пётр (19-9)
• Родился Александр (20-9)
• Родилась Надежда (21-9)
• Родилась Ольга (22-9)
• Умерла
• 1823: Родилась. Отец: Салтыков Евграф Васильевич, мать: Забелина Ольга Михайловна.
• 1856: Родилась Параскева (23-9)
Муж: Зилов Николай Александрович.
• 1858: Умер
10-4. Салтыков Михаил Евграфович (1826-1889)
Пол: мужской, продолжительность жизни: 63.
• Женился
• 1826: Родился. Отец: Салтыков Евграф Васильевич, мать: Забелина Ольга Михайловна.
• 1871: Родился Константин (24-10)
• 1873: Родилась Елизавета (25-10)
• 1889: Умер
Жена: Болтина Елизавета Аполлоновна, продолжительность жизни: 71.
• 1839: Родилась
• 1910: Умерла
11-4. Салтыков Сергей Евграфович (1829-1872)
Пол: мужской, продолжительность жизни: 43.
• Женился
• 1829: Родился. Отец: Салтыков Евграф Васильевич, мать: Забелина Ольга Михайловна.
• 1872: Умер
Жена: Ломакина Лидия Михайловна.
12-4. Салтыков Илья Евграфович (1834-1895)
Пол: мужской, продолжительность жизни: 61.
• 1834: Родился. Отец: Салтыков Евграф Васильевич, мать: Забелина Ольга Михайловна.
• 1895: Умер
___ Поколение 5 ___
14-7. Салтыков Михаил
Пол: мужской.
• Родился. Отец: Салтыков Дмитрий Евграфович, мать: Брюн де Сент-Катрин Аделаида Яковлевна.
15-7. Салтыков Евграф Дмитриевич
Пол: мужской.
• Родился. Отец: Салтыков Дмитрий Евграфович, мать: Брюн де Сент-Катрин Аделаида Яковлевна.
16-7. Салтыков Василий
Пол: мужской.
• Родился. Отец: Салтыков Дмитрий Евграфович, мать: Брюн де Сент-Катрин Аделаида Яковлевна.
17-7. Салтыкова Надежда
Пол: женский.
• Родилась. Отец: Салтыков Дмитрий Евграфович, мать: Брюн де Сент-Катрин Аделаида Яковлевна.
• Умерла
18-7. Салтыков Робинзон
Пол: мужской.
• Родился. Отец: Салтыков Дмитрий Евграфович, мать: Брюн де Сент-Катрин Аделаида Яковлевна.
19-9. Зилов Пётр Николаевич
Пол: мужской.
• Родился. Отец: Зилов Николай Александрович, мать: Салтыкова Любовь Евграфовна.
20-9. Зилов Александр Николаевич
Пол: мужской.
• Родился. Отец: Зилов Николай Александрович, мать: Салтыкова Любовь Евграфовна.
21-9. Зилова Надежда Николаевна
Пол: женский.
• Родилась. Отец: Зилов Николай Александрович, мать: Салтыкова Любовь Евграфовна.
22-9. Зилова Ольга Николаевна
Пол: женский.
• Родилась. Отец: Зилов Николай Александрович, мать: Салтыкова Любовь Евграфовна.
25-10. Салтыкова Елизавета Михайловна (1873-1927)
Пол: женский, продолжительность жизни: 54.
• Вышла замуж. Муж 1.
• Вышла замуж. Муж 2.
• 1873: Родилась. Отец: Салтыков Михаил Евграфович, мать: Болтина Елизавета Аполлоновна.
• 1898: Родилась Тамара (26-25(1))
• 1905: Родился Андрей (27-25(2))
• 1927: Умерла
Муж 1: Дистерло Николай Николаевич.
• После 1920: Умер
Муж 2: Пассано Евгений Адольфович.
• 1931: Умер
___ Поколение 6 ___
Арестованная в 1938 году, осужденная, конечно же, по “политической” 58-й статье, она погибла в том же
38-ом. Но в генеалогическом дереве, опубликованном в сборнике “М.Е. Салтыков-Щедрин. Тверские
страницы жизни» дата смерти обозначена 1945 годом. 51 год ее дочери Елена Александровна и Софья
Александровна ничего не знали о судьбе матери после ареста. Тайна приоткрылась только в мае 2016
года.
27-25(2). Пассано Андрей Евгеньевич (1905-1993)
Пол: мужской, продолжительность жизни: 88. Андреа да Пассано (Endr;)
ARTinvestment.RU 01 августа 2014
В каталог одного из ближайших аукционов AI включен эскиз театрального костюма работы автора под
псевдонимом Endr;. Французы считали его своим соотечественником, итальянцы — своим, а он родился в
Санкт-Петербурге и был родным внуком Салтыкова-Щедрина
В каталог одного из ближайших аукционов AI включен эскиз театрального костюма работы автора под
псевдонимом Endr;. Французы считали его своим соотечественником, итальянцы — своим, а он, между
тем, родился в Санкт-Петербурге, был сыном Лизы — любимой дочери писателя Салтыкова-Щедрина, и
стало быть, родным внуком великого русского сатирика.
Андрей Евгеньевич да Пассано (будем называть его именем, полученным при рождении, хотя имен и
псевдонимов у него было немало: Андрей Евгеньевич де Пассано, Андреа да Пассано, Andrea Da Passano,
DaP, Endr;) — дизайнер, художник комиксов и спиритуалист — родился 21 ноября 1905 года в
Санкт-Петербурге, в семье американского итальянца маркиза Эжена да Пассано и Елизаветы Михайловны
Салтыковой, дочери М. Е. Салтыкова-Щедрина. После Октябрьской революции нужда заставила семью
перебраться в Париж (думали, что ненадолго, оказалось — навсегда). Именно там Андреа (во Франции его
называли Эндре) начал развивать свои творческие способности. Уже с 16 лет он рисовал костюмы для
знаменитого мюзик-холла «Фоли-Бержер» (Folies Berg;res) на улице Рише, в 9-м округе столицы (под
псевдонимом Endr;). Помимо этого, он оформлял представления знаменитой Мистенгет в кабаре «Мулен
Руж» и рисовал плакаты для кутюрье Паско (Pascaud).
С приходом звукового кино мюзик-холл пришел в упадок, и Пассано был вынужден полностью уйти в
иллюстрацию. С 1926 по 1932 он оформлял игривый журнал «Le Sourire» («Улыбка»), а также сделал
иллюстрации к двум книгам французского писателя Фелисьена Шампсо (F;licien Champsaur) и
издательства Ференци (;ditions Ferenczi). Во Франции его лучше всего знают по серии работ 1932 года «Le
gigolo ; travers les ages» («Жиголо сквозь года»). Работы Эндре часто эротичны, в них видно увлечение
автора историческим костюмом, сказками и мифологией. Очередной экономический кризис вновь сорвал
художника с места, он попробовал счастья в Лондоне и США, но в конце концов в 1938 году обосновался в
итальянской Генуе.
Да Пассано вместе с философом Туллио Кастеллани (Tullio Castellani) основал в Милане
спиритуалистический центр. Тогда же он начал свою карьеру художника комиксов с книги о «белом Микки
Маусе» Кодино, опубликованной в 1939 году издательством Edital в коллекции «Gli Albi dell’Allegria»
(«Вопросы счастья»). Новая версия комикса вышла в серии «Albo dei Bambini» («Детский альбом») того же
издательства Edital в 1949 году. Среди других работ для Edital — комиксы «Barile e Sardella» («Бочка
сардин») и «La Signora Coccod;» («Синьора Коккоде»). Отслужив в итальянском флоте в годы войны,
Андреа Да Пассано вернулся к мирной жизни в сентябре 1943 года. Вскоре после этого он создал
юмористическую серию «Il Professor Distrattini» («Профессор Дистраттини») для журнала Albo Audace
издательского дома Bonelli и комикс «Isodoro, il bimbo che nacque da una fata» («Исодоро, ребенок,
рожденный феей») для издательства Valsecchi (1944).
В ноябре 1946 он продолжал сотрудничать с миланским издательством Casa Editrice Edital и начал
подписывать свои работы «DaP». Он стал главным художником серии комиксов этого издательства
«Chriche e Croc», основанной на знаменитом комедийном дуэте Стэна Лорела и Оливера Харди. Пассано
рисовал не только главных персонажей, но и элементы фона: так, в сотрудничестве со сценаристом
Роберто Ренци (Roberto Renzi) в 1946–1948 годах он оформлял комикс «Синьора Коккоде» и обновленную
версию «Профессора Дистраттини». В этот же период он создал комиксы «La vita nel bosco» («Жизнь в
лесу», 1946) и «I Terribli Moschettieri» («Грозные мушкетеры», 1949).
Да Пассано и сценарист Джанлуиджи Бонелли (Gianluigi Bonelli) создали также серию комиксов «Гипноз»
для коллекции «Таинственные вопросы» (номера Audace с 15 по 32 в феврале — августе 1947). Он,
очевидно, имел и собственную студию комиксов «DaP» в Милане, где выходили «Roal, Il Tarzan del Mare»
(«Роаль, морской Тарзан», 1947–1948), «Rizza manina d’acciaio» («Рицца стальная рука», 1948) и
«Biancaneve» («Белоснежка», 1948–1949) по текстам Роберто Ренци. Еще один комикс того времени — «Il
Professor Klop» («Профессор Клоп»). В 1948 Да Пассано нарисовал большую книгу комиксов «Bertoldino alla
Corte del Gran Can» для миланского издательства Edizioni E.S.A. В начале 1950-х он еще поработал с
издательствами Edital, Genio («Zig e Zag» и «L’ABC dei Cuccioli»), прежде чем отправиться по
образовательной программе ЮНЕСКО в Мексику.
В Мексике Андреа да Пассано основал культурный центр в парке Чапультепек (Мехико), а также работал
графическим дизайнером для компаний Chocolatera Larin, Ford, Palmolive, Gillette, Chevrolet, General Motors,
Fab и Pepsi Cola. Для рекламы Пепси он придумал персонажа Пепе Пепсиколеро (Pepe Pepsicolero). В 1956
году он писал в Париж дочери Георгия Плеханова: «В Мексике я нахожусь по приглашению здешнего
правительства как деятель культуры. (я здесь 5 лет). Я приехал для работы над алфавитной системой,
что является важнейшей национальной проблемой. В настоящее время помимо работы архитектора и
декоратора, я руковожу рекламным отделом крупного мексиканского промышленного предприятия. Я
выступал также с многочисленными лекциями, главным образом, по восточной философии, в последнее
время, в частности, по вопросам эпистемологии и её влияния на мировоззрение и ориентацию
современного человека (. ) Я говорю по-французски, итальянски, немецки, английски, и, самой собой
разумеется, по-русски» (цит. по: «О судьбе потомков писателя. “Враг народа” — внучка
Салтыкова-Щедрина»)
В 1961–1966 Андреа преподавал социологию культуры в университете Гвадалахары и делал иллюстрации
для Editorial Novarro.
В 1968 художник переехал в Техас, а в 1977 поселился в Лос-Анджелес, где основал Храм Эзотерической
Науки, посвященный сексуальности и магии. Пассано, исповедовавший буддизм с начала 1940-х,
разработал свой курс йоги «Путь мага»; он регулярно выступал на американском телевидении как эксперт
по эзотерическим вопросам (например, в передаче «Завтра с Томом Снайдером» в 1970–80-х). В начале
1980-х под своим прежним псевдонимом DaP он проиллюстрировал книги «Bolitas, el Pececito Rojo»
(«Болитас, красная рыбка», 1980) и «Групповые тренировки для собак» (1983). В 1984 году он написал
книгу «Белый свет, история реинкарнации», а в 1987 выступил соавтором книги «Внутренняя тишина».
Скончался Андрей Евгеньевич да Пассано в США в 1993 году.
Долгое время имя загадочного «итальянского» художника Да Пассано, подписывающегося псевдонимом
DaP, было окружено тайной. Строилось много предположений о том, как его зовут — то ли Гвидо, то ли
Андреа. Позже итальянский эксперт по комиксам Лука Боски (Luca Boschi) подтвердил, что его зовут
Андреа да Пассано. А Анджело Луерти (Angelo Luerti) в статье Vita di Andrea da Passano, in arte Endr;
(«Жизнь Андреа да Пассано, в искусстве Endr;), опубликованной в 131-м номере итальянского журнала
Charta в 2014 году (С. 60–65), раскрыл подробности обширной и разнообразной карьеры художника до и
после периода итальянских комиксов. Имя Андрея Евгеньевича да Пассано упоминается и в книге Анджело
Луерти Non solo Erte. Not only Erte. Costume design for the Paris Music Hall 1918–1940 (2006; «Не только
Эрте: Дизайн костюмов для парижского мюзик-холла 1918–1940»), в разделе итальянских художников.
• 1905: Родился. Отец: Пассано Евгений Адольфович, мать: Салтыкова Елизавета Михайловна.
• 1993: Умер
___ Поколение 7 ___
28-26(1). Зороастров Юрий Анатольевич (?-1940)
Пол: мужской.
• Родился. Отец: Зороастров Анатолий Всеволодович, мать: Дистерло Тамара Николаевна.
• 1940: Умер
___ Поколение 8 ___
___ Поколение 9 ___
Борец за правду и неисправимый романтик в любви: Михаил Салтыков-Щедрин
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Сатирик Салтыков-Щедрин вошел в сокровищницу русской литературы как автор прозы, носящей злободневный аллегоричный характер. А пробовал он свои силы и талант в различных литературных жанрах. Ему блестяще удавались и романы, и рассказы, и повести, и сказки для взрослых, в юности сочинял даже стихи. И это все помимо редакторской деятельности в культовых журналах той эпохи.
Увлекательные страницы из личной жизни
Холодным январским днем 1826 года в деревне Спас-Угол Тверской губернии, в поместье, принадлежавшем потомственному дворянину и коллежскому советнику Евграфу Васильевичу Салтыкову и его супруге Ольге Михайловне Забелиной, родился русский писатель Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Вернее Салтыков, приставка Щедрин возникла как псевдоним позже.
Есть несколько версий, объясняющих, происхождение этой приставки к его фамилии. Согласно одной из них, во время ссылки в Вятку Салтыков познакомился с казанским кузнецом Трофимом Щедриным, который был человеком честным, справедливым, отважным и очень мудрым. Нужно заметить, что эти качества писатель ценил превыше всего, и потому решил увековечить, таким образом, имя кузнеца.
Детство «милого Миши»
Его матушка была дочерью московского купца, которую в 15-летнем возрасте отдали замуж за сорокалетнего Евграфа Васильевича. Супруг увез молоденькую московскую барышню в тверское имение и доверил править своими крепостными. Вскоре молодая жена стала матерью пятерых детей. Ольге Михайловне было двадцать пять, когда она родила шестого сына, которого нарекли Михаилом. «Младшенького» матушка любила больше других детей, выделяя его незаурядные таланты. И даже, когда на свет появились еще двое сыновей, «милый Миша» все равно оставался «младшеньким» и «любимым».
С годами Ольга Михайловна сильно изменилась в характере. Ничего от веселой и добродушной москвички в ней не осталось, на смену пришла властная и жестокая барыня. И боялись ее до ужаса не только крепостные, но и ее собственные дети, которые старались не показываться на глаза маменьке лишний раз, дабы ненароком не схлопотать наказание. А о прислуге и дворовых и говорить было нечего. Пороли в доме Салтыковых по приказу барыни всех без разбору. К слову сказать, детей своих Ольга Михайловна четко делила на «любимых» и «постылых», к числу последних были причислены младшие сыновья. Пороли их практически ежедневно. Даже любимчику Мишеньке иногда доставалось. Воспоминания о порке розгами запечатлелись в его детской памяти на всю жизнь.
Что примечательно, одаренного от природы мальчика, азам грамоты учил крепостной живописец Павел Соколов; потом с ним занимались старшая сестра, священник соседнего села, гувернантка и студент Московской духовной академии. И этого оказалось достаточно, для того, чтобы мальчик блестяще сдал экзамены в престижное столичное учебное заведение.
К своей огромной радости на десятом году жизни Михаил покинул угрюмое родовое гнездо. Его ждал пансион при Московском дворянском институте, готовящим «золотую элиту» русского общества. Именно там юноша открыл для себя литературу, впоследствии ставшую смыслом всей его жизни.
По окончании лицея в его аттестате в подпункте «характеристика» наряду с другими дисциплинарными проступками будет записано: «курение и грубость, написание произведений неодобрительного содержания». Еще в те годы юный Михаил видел гнетущую несправедливость и пытался в своих произведениях показать свое отношение к существующему строю в России. За что в будущем и поплатился.
К слову сказать, и в нынешнее время творчество известного сатирика остается свежим и актуальным. Его сатира и ирония остра, как и 150 лет тому назад, в чем можете убедиться сами, прочитав 15 метких фраз о России.
Сразу же после окончания лицея будущий писатель был зачислен на службу в военную канцелярию. А спустя четыре года, за повесть «Запутанное дело», где отчетливо показал свое отношение к крепостному праву, был сослан на семь лет в провинцию. Эти рассуждения начинающего писателя о судьбе российского крестьянства могли бы остаться незамеченными, если бы не совпали с событиями французской революции 1848 года, которая всколыхнула не только Европу.
В Вятке, куда сослали «неблагонадежного писаку», Салтыков-Щедрин служил канцелярским чиновником в разных государственных конторах. И эта провинциальная жизнь дала возможность ему еще лучше узнать все темные стороны существования простого народа. Именно там он напишет «Губернские очерки» и составит «Краткую историю России». И именно там он себе найдет жену, одну и на всю жизнь.
Любовь к 12-летней девочке
И, что любопытно, невзирая на критическое восприятие существующей действительности, наложившем отпечаток на его характер, Михаил Евграфович в душе был большим романтиком. А позже стал хорошим семьянином. Свою будущую супругу Лизоньку Болтину, дочь вятского вице-губернатора, он впервые встретил и полюбил, когда ей было всего-навсего двенадцать лет. Молодой человек терпеливо и верно ждал, когда девочка повзрослеет, чтобы предложить ей руку и сердце. И этот день настал. С благословения родителей Салтыков-Щедрин в 30-летнем возрасте женился на юной девушке, почти вдвое его моложе. А любила ли она его тогда? Да, вряд ли.
К слову сказать, властная матушка Михаила Евграфовича выбор любимого сына не одобрила и отказала ему в материальной поддержке. Неудовольствие матери вызвал отнюдь не возраст невесты и отсутствие приданого.
И, невзирая на то, что оставалась она с писателем до конца его дней, платила за его безмерную любовь вовсе не взаимностью, называя мужа исключительно «мерзавцем» и неудачником, который сломал ей жизнь. В кабинет к Михаилу Евграфовичу она захаживала только для того, чтобы взять денег. Да и дети, видя такое отношение матери к отцу, вели себя соответственно. А он, как уверяли очевидцы, даже перед своей кончиной, заботясь о любимой жене, умолял сына беречь мать и позаботиться о ней.
«Я очень занят – умираю»
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин умер 1889 года. Ему было 63 года. Елизавета Аполлоновна пережила супруга на двадцать лет, но замуж больше так и не вышла.
Порой говорят, что талантливые люди бывают невыносимы в семье, чего не скажешь о нашем герое. По-видимому, он всю свою нежность души и мудрость направлял на то, чтобы любить, терпеть и очаровываться как в первый раз. Вполне вероятно, что именно такой подход и был секретом семейной жизни Михаила Салтыкова-Щедрина и его супруги Елизаветы, проживших вместе всю жизнь.
У многих великих и талантливых к семейному союзу было свое индивидуальное неординарное отношение. В продолжение этой темы читайте: Почему Николай Чернышевский прощал жене всё, даже супружеские измены.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Биография Салтыкова-Щедрина: личная жизнь и творчество писателя
Портрет Салтыкова-Щедрина: YouTube/Краткая Биография
Отец русской сатиры — Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин — умело подмечал недочеты государственного устройства России, бюрократизм системы и деградацию элиты. Все это стало предметом его литературных изысканий. Биография Салтыкова-Щедрина — яркий пример самоотверженного беззаветного служения обществу. Поинтересуйтесь фактами из жизни великого сатирика, его творческим наследием.
Биография Салтыкова-Щедрина: детство и юность
Тверская губерния, родовое имение помещиков Салтыковых (село Спас-Угол) — малая родина талантливого русского писателя-сатирика. Здесь через год после декабристского восстания, в 1826-м, в семье Евграфа Васильевича Салтыкова, женившегося на дворянке Ольге Забелиной, младшей его на 25 лет, родился шестой ребенок — Михаил.
Детство Михаила Евграфовича прошло в большом доме, который располагался практически на голом месте и не славился уютом. Дом напоминал серую коробку, к которой примыкали множественные постройки для дворовых, скота, клетушки для припасов, погреба. За имением тянулась болотистая равнина, на которой росли хвойные леса.
Салтыков-Щедрин, биография которого берет начало в этом угрюмом месте, не особо любил мать:
Михаил Салтыков-Щедрин в детстве: YouTube/Краткая Биография
Домашнее воспитание, которое получил Салтыков-Щедрин, было недостаточным. Грамоте его обучал крепостной Салтыковых художник Павел Соколов, который позже стал прототипом одного из персонажей в произведении «Пошехонская старина».
Когда ребенок освоил грамоту и научился читать, для его дальнейшего обучения пригласили священника. Затем образованием Миши занималась старшая сестра, студент, который учился в Московской духовной академии.
В десятилетнем возрасте мальчик сдал экзамены в Московский институт для дворян, куда был принят сразу в 3-й класс. В то время этот пансион входил в число лучших прогрессивных заведений, где обучались многие знаменитые писатели и поэты, среди которых:
Краткая биография Салтыкова-Щедрина рассказывает, что спустя два года после поступления в институт за выдающиеся заслуги в учебе Михаила перевели учиться в Царскосельский лицей за казенный счет, где будущий знаменитый писатель начал творческую деятельность.
Михаил Салтыков-Щедрин: творческий путь
Первые пробы пера знаменитого писателя приходятся на период пребывания в Царскосельском лицее.
Молодой Салтыков-Щедрин: YouTube/Краткая Биография
Салтыков-Щедрин, годы жизни которого связаны с литературой, начал писать вольнодумные стихотворения. Невзирая на то что после выпуска за выдающиеся успехи в учебе он должен был получить ранг титулярного советника, за неподобающее поведение Михаилу Салтыкову дали только коллежского секретаря.
После лицея (1845) Салтыков-Щедрин идет работать в военную канцелярию. В этот период Михаил Евграфович пишет заметки, ряд повестей, среди которых такие известные работы, как «Запутанное дело», «Противоречие».
Литературная деятельность писателя в 1848 году привела его к ссылке в Вятку, где он провел семь лет. Здесь Салтыков-Щедрин начал службу в ранге канцелярского чиновника, а позже стал советником в правлении губернии. В 1855-м литератор покинул место ссылки и стал чиновником министерства внутренних дел.
Годы жизни Салтыкова-Щедрина в ссылке не прошли даром. Накопленный опыт и материалы, которые автор собрал в наблюдениях за повседневной жизнью общества, помогли писателю творить с еще большим желанием. Его «Губернские очерки», опубликованные в «Русском вестнике», практически с первого выхода становятся популярными и любимыми у разных слоев российского общества.
После возвращения из ссылки Салтыков-Щедрин становится вице-губернатором Рязани (1858), а немного позже занимает такую же должность в Твери. В этот период автор много пишет и публикуется в различных изданиях, среди которых:
Фотопортрет Михаила Салтыкова-Щедрина: YouTube/Краткая Биография
Позже опубликованные в это время работы автора были собраны и выпущены в сборниках произведений «Невинные рассказы», «Сатира в прозе», которые трижды переиздавались при жизни автора и многократно после его смерти.
В 1864 году Салтыкова-Щедрина назначают управляющим казенной палаты в Пензе, а позже в Туле, Рязани. В этот период писатель практически не занимается творчеством: с 1865-го по 1867-й публикует лишь одну статью под названием «Завещание моим детям».
Но жажда творчества не покидает Щедрина. Когда издание «Отечественные записки» возглавляет Некрасов (1868), Михаил Евграфович уходит с государственной службы и становится сотрудником журнала. Позже он занимает руководящую должность, а спустя 10 лет, когда умирает Некрасов, занимает пост главного редактора.
В эти годы из-под его пера выходит множество произведений, среди которых:
Во время работы в «Отечественных записках» писатель публикует свои работы исключительно в этом издании.
В 1884 году происходит значительное для автора событие — «Отечественные записки» закрыли. Это стало большим ударом для Щедрина. После этого автор публиковал практически все произведения в издании «Вестник Европы».
Михаил Салтыков-Щедрин: личная жизнь, последние годы
Запрет любимого издания автора («Отечественные записки»), которому он отдавал все силы, подорвало здоровье Салтыкова-Щедрина. Силу впечатления от закрытия журнала автор изобразил в сказке «Приключения с Крамольниковым», а также в «Пестром письме».
Разрыв связи писателя с публикой был для Щедрина болезненным. Он ощущал себя одиноким, начал болеть. Последние годы жизни талантливого автора — медленная агония: Салтыков несчастен, но продолжает творить, пока рука может удерживать перо.
Жизнь и творчество Салтыкова-Щедрина всегда отличались свободой мысли и особой внутренней силой, а его произведения последних лет: «Пошехонская старина», «Забытые слова», «Сказки», «Мелочи жизни» — не уступают лучшим произведениям, написанным в молодые годы.
Михаил Салтыков-Щедрин женился на дочери вице-губернатора Вятки Елизавете Болтиной. Супруги не разделяли общих взглядов на жизнь и получили разное образование. Но, несмотря на то что союз был сложным, в нем не было взаимопонимания, супруги прожили вместе до конца жизни.
Салтыков-Щедрин с супругой Елизаветой: YouTube/Краткая Биография
Жена Лиза переписывала произведения мужа, была отличной хозяйкой и родила ему сына Константина и дочь Елизавету. К сожалению писателя, горячо любимые им дети не обладали даже долей литературного таланта и ничем себя не проявили.
Выдающийся писатель оставил огромное творческое наследие. Его произведения ценны обличительным пафосом и практически хронологическим изложением важных событий, происходивших в обществе России. Проза Михаила Щедрина поставила его в ряд с такими известными авторами, как Антон Павлович Чехов, Федор Михайлович Достоевский.
Творчество Салтыкова-Щедрина вошло в культурное мировое наследие, а его произведения продолжают будоражить умы и жить в сердцах читателей современного мира.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.