Музыкальный словарь Гроува лучшим произведением композитора называет оперу Христофор Колумб (1892). Однако наиболее популярной стала Германия (1902), вплоть до первой мировой войны эту оперу ставили крупнейшие театры мира, а Карузо неоднократно записывал арии из неё. С 1926 по 1928 год Франкетти работал директором Флорентийской консерватории имени Луиджи Керубини.
Оперы Франкетти были запрещены к постановкам в Италии в связи с фашистской антиеврейской политикой 1938 года. Пьетро Масканьи обратился к Муссолини с просьбой проявить терпимость к Франкетти, но ходатайство было отклонено незадолго до смерти композитора. Франкетти умер в 1942 году в Виареджо. Его сын Арнольд Франкетти (1911-1993) в 1949 году эмигрировал в США, где стал успешным композитором.
Слова музыкального критика Г. Б. Наппи резюмируют основные таланты Франкетти: «Его персонаж, возможно, не подходит для страстных драм, но скорее для тех предметов, где фантастика, романтика и эпичность требуются в симфонической фактуре и больших хоровых картинах. В этом отношении Альберто Франкетти знает, что у него нет соперника »(из« Орфео »6.3, 1915).
Недавние возрождения и записи Cristoforo Colombo и Germania (Berlin Oper 2006/7) демонстрируют подлинное качество его работ с прекрасными способностями в оркестровке и использовании хора, симфонического стиля. Эти черты, наряду с неудачной тенденцией к двумерным персонажам, были обнаружены рано.
Он также написал Симфонию ми минор. Он был директором Флорентийского музыкального колледжа с 1926 по 1928 год: это была единственная музыкальная должность, которую он когда-либо занимал. Он умер в Виареджо в 1942 году в возрасте 81 года. Основная резиденция Франкетти, солидная вилла Франкетти (Нарди) во Флоренции, была принята в качестве «исторической резиденции Италии» в 1991 году, а в 2009 году стала гостиницей и домом, сохранив многое. своей исторической ткани. Вилла с ее многочисленными хозяйственными постройками была спасена от почти запущенного состояния ее нынешним владельцем Густаво Нарди, который пишет о связях виллы с Франкетти ( http://www.villanardifirenze.com/History )
Его сын Арнольд Франкетти (1911–1993) стал композитором после эмиграции в США в 1949 году. До приезда в США он изучал физику во Флорентийском университете, музыку в Зальцбургском Моцартеуме, а затем переехал в Мюнхен, где учился. композиция и оркестровка с Рихардом Штраусом в течение трех лет. Он был членом подпольного движения итальянского сопротивления времен Второй мировой войны с 1946 по 1948 год. Арнольд Франкетти был профессором композиции в музыкальной школе Хартта Университета Хартфорда, Коннектикут, с 1950 года до выхода на пенсию в 1979 году.
Исполнилось 150 лет со дня рождения итальянского композитора Альберто Франкетти. Его имя блистало на афишах оперных театров мира, включая крупнейшие (Ла Скала, Ковент-Гарден, Метрополитен) на рубеже 19-20 веков. Крупнейшие мастера, в т. ч. Э. Карузо, участвовали в постановках его опер. Однако к концу двадцатых годов прошлого века творчество композитора постепенно было предано забвению. Как показало время, талант Франкетти был скромного калибра, да и стиль его сочинений, сочетающих в себе гремучую смесь Мейербера, Вагнера с новейшими изысками веризма, оказался на обочине мирового оперного процесса. Однако такое тотальное забвение все же кажется нам не вполне справедливым, да к тому же имеет причины не только художественного свойства.
Попробуем хотя бы теоретически восстановить некую справедливость и вспомнить в дни юбилея, пускай и кратко, творческий путь этого композитора.
Франкетти родился 18 сентября 1860 года в Турине в богатой еврейской аристократической семье. Его отцом был барон Раймондо Франкетти, мать Сара Луиза происходила из рода Ротшильдов. Прекрасно играя на рояле, она передала любовь к музыке и своему сыну. Учился юный Альберто сначала в Италии (Турин, Венеция), затем в Германии в Мюнхенской (у Й. Рейнбергера) и Дрезденской (у Ф.Дрезеке) консерваториях. Рейнбергер был авторитетным композитором и педагогом (среди его учеников Э. Хумпердинк, Э. Вольф-Феррари, В. Фуртвенглер), приверженцем старых классических традиций. Его педагогические принципы пользовались большим авторитетом, и он умел раскрывать в своих учениках способности к сочинению. Дрезеке, который вел класс композиции в Дрездене с 1884 года, наоборот был приверженцем новых тенденций в развитии музыки, которые прививал своим ученикам.
Среди первых крупных сочинений Франкетти отметим Симфонию e-moll (1886). Однако уже вскоре Альберто увлекся оперным сочинительством, которое стало основным делом его жизни.
Первая же опера Франкетти «Азраил» (1888, Реджо Эмилия, Театро Муниципале) на либретто Ф. Фонтаны по поэме Томаса Мура «Любовь ангелов» (о борьбе ангелов и демонов), имевшая подзаголовок «Легенда» и восходящая к поэме Байрона «Небо и земля», имела успех. Успех настолько большой, что в том же году ее поставили в Ла Скала, а в 1890 в Метрополитен. Почти одновременно состоялась немецкая премьера в Гамбурге. Опера произвела впечатление на Джузеппе Верди, и он рекомендовал молодого автора театру Карло Феличе в Генуе, который искал кандидатуру композитора для постановки оперы о Христофоре Колумбе, приуроченной к 400-летию со дня открытия Америки.
И такая опера была создана Франкетти. Премьера «Христофора Колумба» (либретто Л. Иллики) состоялась в Генуе 6 октября 1892 года под управлением Л. Манчинелли. Заглавную партию пел феноменальный баритон Иосиф (Джузеппе) Кашман (1850-1925), родившийся в ныне хорватском городке Мали Лошинь, затем эмигрировавший в Италию, много гастролировавший в России, и, по словам С. Левика, до появления Тита Руффо – «единственный соперник» Баттистини.
«Христофор Колумб» стал одним из двух наиболее известных опусов композитора. Написанная в духе «Африканки» Мейербера, с масштабными историко-приключенческими мотивами, опера также имела быстрый успех. В 1894 она звучала уже во многих городах Италии (в Ла Скала, Болонье, Тревизо и др.). В 1901 ее исполнили в Буэнос-Айресе, в 1907 вновь поставили в Ла Скала, в 1909 она шла в Монте-Карло. Американская премьера состоялась в Филадельфии (1913) с участием Розы Раизы в роли Королевы Изабеллы. Среди наиболее известных постановок первой трети 20 века спектакль Ла Скала 1923 года под управлением Тосканини.
После двух опер Франкетти становится признанным мэтром оперного искусства. Премьеры его следующих опер идут уже непременно в Ла Скала. «Альпийский цветок» (1894, либретто Л. ди Кастельнуово) и «Господин де Пурсоньяк» (1897, либретто Ф. Фонтана по одноименной комедии-балету Мольера), впрочем, не оставили следа в истории оперного искусства.
Ни одна последующая опера Франкетти не смогла сравниться с «Германией». Хотя он написал еще четыре опуса. Перечислим их для полноты картины:
После 1922 года Франкетти опер не писал, сосредоточившись на преподавательской работе и произведениях других жанров (симфонические поэмы, музыка для кино и т. д.). В 1926-28 он был директором Консерватории Керубини во Флоренции.
В 1929 в Ла Скала еще раз была поставлена опера «Германия». Начиная с 30-х гг. сочинения Франкетти постепенно забываются. Что же произошло? Наряду с чисто художественными причинами (талант Франкетти все-таки был вторичным и ни шел ни в какое сравнение со многими его современниками) были и другие. Ему не удалось, также как Леонкавалло («Паяцы»), Масканьи («Сельская честь»), Джордано («Андре Шенье»), написать хотя бы один абсолютный шедевр, который бы обессмертил его имя. Однако он вполне мог бы изредка исполняться на сценах мировых театров. Но и этого не произошло! И тут уж виной, как мы полагаем, стали причины иного свойства, а именно – политические. Две страны, в которых он был наиболее популярен – Италия и Германия – стали на путь фашизма, и «еврейской музыке», если только она не была гениальна, было трудно найти себе дорогу среди развившегося антисемитизма. Такие судьбы, как у Ф. Легара, остававшегося фаворитом и при Гитлере, который не тронул даже его жену-еврейку, случаются не так уж и часто.
Франкетти умер в самом разгаре войны (4 августа 1942 года). А после войны о нем уже никто и не вспоминал. Понадобилось еще полвека, чтобы «Христофор Колумб» извлекли из небытия по случаю 500-летия открытия Америки. В 1991 оперу исполнили во Франкфурте-на-Майне (концертное исполнение, в заглавной партии Р. Брузон), в 1992 она была поставлена в Майами с участием Х. Диаса и К. Неблетт, а также исполнена в Монпелье. Наконец, в 2006 в Германии вспомнили о «Германии» (уж простите за каламбур). В Немецкой опере Берлина была осуществлена постановка этого опуса Франкетти под управлением Р. Палумбо.
Таковы лаконичные факты из жизни и творчества одного из забытых композиторов прошлого века.
ФРАНКЕТТИ — (Pranchetti), Альберто, барон, род. 18 сент. 1860 в Турине в богатой семье, ученик мюнхенской и дрезденской консерваторий (Дрэзеке), композитор камерных и оркестровых произведений, а также опер Asraele (Реджио д Эмилиа 1888, исполн. также в… … Музыкальный словарь Римана
Джордано, Умберто — Умберто Менотти Мария Джордано (итал. Umberto Menotti Mari … Википедия
Умберто Джордано — Умберто Менотти Мария Джордано (итал. Umberto Menotti Maria Giordano; 28 августа 1867, Фоджа ― 12 ноября 1948, Милан) ― итальянский оперный композитор, один из заметных представителей веризма. Содержание … Википедия
Маджи, Фортунато — Фортунато Маджи итал. Fortunato Magi Дата рождения 6 октября 1839(1839 10 06) Место рождения … Википедия
Каталани Альфредо — Альфредо Каталани Alfredo Catalani Дата рождения 19 июня 1854 Место рождения Лукка Дата смерти 7 августа 1893 … Википедия
Фортунато Маджи — (итал. Fortunato Magi; 6 октября 1839, Лукка 26 мая 1882, Венеция) итальянский композитор, дирижёр и музыкальный педагог. Дядя и первый учитель Джакомо Пуччини. В 18 летнем возрасте начал преподавать в музыкальном лицее в Лукке сперва орган и… … Википедия
Романьоли, Этторе — Этторе Романьоли (итал. Ettore Romagnoli; 1871(1871), Рим 1938, Рим) итальянский филолог классик, переводчик и драматург. Преподавал в университетах Рима, Катании и Милана. Опубликовал ряд научных трудов, среди которых выделяются … Википедия
Благополучно начавший и «благополучно» забытый
Альберто Франкетти — 150 лет
Исполнилось 150 лет со дня рождения итальянского композитора Альберто Франкетти. Его имя блистало на афишах оперных театров мира, включая крупнейшие (Ла Скала, Ковент-Гарден, Метрополитен) на рубеже 19-20 веков. Крупнейшие мастера, в т. ч. Э. Карузо, участвовали в постановках его опер. Однако к концу двадцатых годов прошлого века творчество композитора постепенно было предано забвению. Как показало время, талант Франкетти был скромного калибра, да и стиль его сочинений, сочетающих в себе гремучую смесь Мейербера, Вагнера с новейшими изысками веризма, оказался на обочине мирового оперного процесса. Однако такое тотальное забвение все же кажется нам не вполне справедливым, да к тому же имеет причины не только художественного свойства.
Попробуем хотя бы теоретически восстановить некую справедливость и вспомнить в дни юбилея, пускай и кратко, творческий путь этого композитора.
Франкетти родился 18 сентября 1860 года в Турине в богатой еврейской аристократической семье. Его отцом был барон Раймондо Франкетти, мать Сара Луиза происходила из рода Ротшильдов. Прекрасно играя на рояле, она передала любовь к музыке и своему сыну. Учился юный Альберто сначала в Италии (Турин, Венеция), затем в Германии в Мюнхенской (у Й. Рейнбергера) и Дрезденской (у Ф.Дрезеке) консерваториях. Рейнбергер был авторитетным композитором и педагогом (среди его учеников Э. Хумпердинк, Э. Вольф-Феррари, В. Фуртвенглер), приверженцем старых классических традиций. Его педагогические принципы пользовались большим авторитетом, и он умел раскрывать в своих учениках способности к сочинению. Дрезеке, который вел класс композиции в Дрездене с 1884 года, наоборот был приверженцем новых тенденций в развитии музыки, которые прививал своим ученикам.
Среди первых крупных сочинений Франкетти отметим Симфонию e-moll (1886). Однако уже вскоре Альберто увлекся оперным сочинительством, которое стало основным делом его жизни.
Первая же опера Франкетти «Азраил» (1888, Реджо Эмилия, Театро Муниципале) на либретто Ф. Фонтаны по поэме Томаса Мура «Любовь ангелов» (о борьбе ангелов и демонов), имевшая подзаголовок «Легенда» и восходящая к поэме Байрона «Небо и земля», имела успех. Успех настолько большой, что в том же году ее поставили в Ла Скала, а в 1890 в Метрополитен. Почти одновременно состоялась немецкая премьера в Гамбурге. Опера произвела впечатление на Джузеппе Верди, и он рекомендовал молодого автора театру Карло Феличе в Генуе, который искал кандидатуру композитора для постановки оперы о Христофоре Колумбе, приуроченной к 400-летию со дня открытия Америки.
И такая опера была создана Франкетти. Премьера «Христофора Колумба» (либретто Л. Иллики) состоялась в Генуе 6 октября 1892 года под управлением Л. Манчинелли. Заглавную партию пел феноменальный баритон Иосиф (Джузеппе) Кашман (1850-1925), родившийся в ныне хорватском городке Мали Лошинь, затем эмигрировавший в Италию, много гастролировавший в России, и, по словам С. Левика, до появления Тита Руффо – «единственный соперник» Баттистини.
«Христофор Колумб» стал одним из двух наиболее известных опусов композитора. Написанная в духе «Африканки» Мейербера, с масштабными историко-приключенческими мотивами, опера также имела быстрый успех. В 1894 она звучала уже во многих городах Италии (в Ла Скала, Болонье, Тревизо и др.). В 1901 ее исполнили в Буэнос-Айресе, в 1907 вновь поставили в Ла Скала, в 1909 она шла в Монте-Карло. Американская премьера состоялась в Филадельфии (1913) с участием Розы Раизы в роли Королевы Изабеллы. Среди наиболее известных постановок первой трети 20 века спектакль Ла Скала 1923 года под управлением Тосканини.
После двух опер Франкетти становится признанным мэтром оперного искусства. Премьеры его следующих опер идут уже непременно в Ла Скала. «Альпийский цветок» (1894, либретто Л. ди Кастельнуово) и «Господин де Пурсоньяк» (1897, либретто Ф. Фонтана по одноименной комедии-балету Мольера), впрочем, не оставили следа в истории оперного искусства.
Композитор ведет роскошный образ жизни. И так не бедный, он приумножил свое состояние многочисленными постановками своих произведений. Он дружит с Пуччини, Джордано. Именно с этими именами связаны своеобразные факты из жизни композитора. Издатель Рикорди, уверовавший в успех Франкетти, поручил ему создание оперы на сюжет драмы В. Сарду «Тоска». Композитор уже приступил к сочинению оперы, однако, прослышавший о сюжете Пуччини настолько проникся им, что уговорил издателя расторгнуть контракт с Франкетти и передать ему. Не без некоторых колебаний, Рикорди все же сделал это. Инцидент положил начало некоторой трещине в отношении двух композиторов. Однако у Франкетти была широкая душа, и он не держал особого зла. Более того, еще один благодатный сюжет он просто подарил Умберто Джордано, другому своему приятелю. Вот как описывает этот факт в своих воспоминаниях Джордано: «Однажды мы сидели в солнечном сиянии… в одной из тех чарующих тратторий, с террасы которых открывается вид на Везувий …> Франкетти поинтересовался, как обстоят мои дела, и в порыве охватившего его альтруизма предложил уступить мне либретто «Шенье», которое Иллика обязался написать для него» (цит. по книге «111 балетов и забытых опер». СПб. 2004). Этот широкий жест никак не повлиял на дружбу, более того в дальнейшем одну из опер друзья написали вместе. Но вернемся к творчеству самого Альберто. Его следующая опера стала лучшей в его творчестве. Речь идет о «Германии», написанной на либретто Иллики и повествующей о борьбе немецкого народа против Наполеона («Германия!» – пароль немецких патриотов). Мировая премьера «Германии» прошла в Ла Скала в 1902 под управлением Тосканини с участием Э. Карузо (Федерико), М. Саммарко и др. Имя Карузо, разумеется, добавило популярности произведению Франкетти, а ария «Studenti, udite» в его исполнении была записана на граммофонные пластинки и стала тиражироваться по всему миру.
Ни одна последующая опера Франкетти не смогла сравниться с «Германией». Хотя он написал еще четыре опуса. Перечислим их для полноты картины:
«Дочь Йорио» – пасторальная трагедия на текст одноименной драмы Г. д’Аннунцио (1906, Ла Скала, дирижер Л. Муньоне, со звездным составом: А. д’Альбер, А. Пандольфини, Д. Дзенателло, Э. Джиральдони, А. Дидур). «Легендарная ночь» (1915, Ла Скала, либретто Д. Форцано). «Юпитер в Помпеях» – комедия (1921, Рим, театр Ла Париола, совместно с У. Джордано, либретто Иллики и Э. Романьоли). «Главк» (1922, Неаполь, Сан-Карло, либретто Форцано по одноименной трагедии Э. Морселли по мотивам античных мифов).
После 1922 года Франкетти опер не писал, сосредоточившись на преподавательской работе и произведениях других жанров (симфонические поэмы, музыка для кино и т. д.). В 1926-28 он был директором Консерватории Керубини во Флоренции.
В 1929 в Ла Скала еще раз была поставлена опера «Германия». Начиная с 30-х гг. сочинения Франкетти постепенно забываются. Что же произошло? Наряду с чисто художественными причинами (талант Франкетти все-таки был вторичным и ни шел ни в какое сравнение со многими его современниками) были и другие. Ему не удалось, также как Леонкавалло («Паяцы»), Масканьи («Сельская честь»), Джордано («Андре Шенье»), написать хотя бы один абсолютный шедевр, который бы обессмертил его имя. Однако он вполне мог бы изредка исполняться на сценах мировых театров. Но и этого не произошло! И тут уж виной, как мы полагаем, стали причины иного свойства, а именно – политические. Две страны, в которых он был наиболее популярен – Италия и Германия – стали на путь фашизма, и «еврейской музыке», если только она не была гениальна, было трудно найти себе дорогу среди развившегося антисемитизма. Такие судьбы, как у Ф. Легара, остававшегося фаворитом и при Гитлере, который не тронул даже его жену-еврейку, случаются не так уж и часто.
Франкетти умер в самом разгаре войны (4 августа 1942 года). А после войны о нем уже никто и не вспоминал. Понадобилось еще полвека, чтобы «Христофор Колумб» извлекли из небытия по случаю 500-летия открытия Америки. В 1991 оперу исполнили во Франкфурте-на-Майне (концертное исполнение, в заглавной партии Р. Брузон), в 1992 она была поставлена в Майами с участием Х. Диаса и К. Неблетт, а также исполнена в Монпелье. Наконец, в 2006 в Германии вспомнили о «Германии» (уж простите за каламбур). В Немецкой опере Берлина была осуществлена постановка этого опуса Франкетти под управлением Р. Палумбо.
Таковы лаконичные факты из жизни и творчества одного из забытых композиторов прошлого века.
На фото: Альберто Франкетти (1906 год)
По датам рождения
Родившиеся в январе
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Родившиеся в феврале
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
Родившиеся в марте
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Родившиеся в апреле
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Родившиеся в мае
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Родившиеся в июне
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Франкетти Альберто.
Альберто Франкетти Alberto Franchetti
Альберто Франкетти в 1906 году
Основная информация
Дата рождения
18 сентября 1860 ( 1860-09-18 )
Место рождения
Дата смерти
4 августа 1942 ( 1942-08-04 ) (81 год)
Место смерти
Страна
Профессии
Инструменты
Жанры
Альберто Франкетти (18 сентября 1860 – 4 августа 1942) – итальянский композитор.
Музыкальный словарь Гроува лучшим произведением композитора называет оперу Христофор Колумб (1892). Однако наиболее популярной стала Германия (1902), вплоть до первой мировой войны эту оперу ставили крупнейшие театры мира, а Карузо неоднократно записывал арии из неё. С 1926 по 1928 год Франкетти работал директором Флорентийской консерватории имени Луиджи Керубини.
Оперы Франкетти были запрещены к постановкам в Италии в связи с фашистской антиеврейской политикой 1938 года. Пьетро Масканьи обратился к Муссолини с просьбой проявить терпимость к Франкетти, но ходатайство было отклонено незадолго до смерти композитора. Франкетти умер в 1942 году в Виареджо. Его сын Арнольд Франкетти (1911-1993) в 1949 году эмигрировал в США, где стал успешным композитором.