рихард штраус биография и творчество

рихард штраус биография и творчествоРихард Штраус

Рихард Штраус – немецкий композитор, экспрессия произведений которого стала реакцией на жизнь социума 19-20 века. Один из известнейших создателей музыки в Германии, он реализовался как музыкант и дирижер. Штрауса уважали при жизни, слава сопутствует его имени и сегодня благодаря бессмертным произведениям.

Детство и юность

Рихард Штраус родился 11 июня 1864 года в Мюнхене. Отец Рихарда был выходцем из простолюдинов, сумевшим добиться признания и положения благодаря таланту валторниста. Он стал первым учителем сына. Мать мальчика была дочерью богатого пивовара и также располагала хорошим образованием и склонностью к музыке. В ее роду были оперные артисты.рихард штраус биография и творчествоРихард Штраус в детстве

В 4 года Рихард начал занятия на фортепиано, а к 6 знал нотную грамоту. К этому периоду относятся первые авторские произведения. Штраус-младший обожал музыку, учился ей с удовольствием и с таким же наслаждением занимался творчеством. Методики, которые передавал отец, казались юноше устаревшими, и он занимался поиском новых веяний.

В 10 лет мальчик впервые услышал музыкальные произведения Рихарда Вагнера. Штрауса покорило настроение и стиль опер автора. В этом он не сходился с отцом, считавшим творчество Вагнера низменным.

На репетициях придворного оркестра Штраус-младший изучал теорию музыки и оркестровки благодаря протекции отца. Кроме того, он занимался дома и изучил гимназический курс. Затем в Мюнхенском университете будущий композитор знакомился с историей искусства и философией.

Дирижер Фридрих Майер давал Штраусу уроки гармонии и объяснял анализ форм. Участвуя в любительском оркестре, Рихард пробовал знания на практике и создавал первые композиторские эксперименты. Его талант был столь очевиден, что поступать в консерваторию не было необходимости.

Музыка

Ранние работы Штрауса характеризовали как пример умеренного романтизма. Одаренность начинающего автора по достоинству оценили музыкальные критики, исполнители и дирижеры. Ханс фон Бюлов сделал Штрауса своим преемником, доверив молодому человеку руководство придворным оркестром герцога Саксен-Мейдингенского. Но того тянуло на широкие просторы, и Рихард покинул город, стремясь к большим свершениям.рихард штраус биография и творчествоКомпозитор Рихард Штраус

Он занял должность 3-го капельмейстера в Мюнхенской придворной опере. Музыкальные опыты сложились в симфоническую фантазию, навеянную поездкой в Италию, и в 1886 году родилось произведение «Из Италии».

Спустя 3 года в качестве служителя Веймарского придворного театра Штраус писал оперы и параллельно работал над симфонической поэмой «Дон Жуан», презентованной в 1889 году. Сочинение Штрауса имело ошеломительный успех. Рихарду было 25 лет, его творческая биография начинала становление, а музыкальный мир уже был готов ему покориться.

Следующим знаковым произведением стала опера «Макбет». Критики считали ее перенасыщенной, а отец резко высказывался о сочинении сына, прося доработать материал. Инструментальные излишества и чрезмерность портили впечатление от музыки. Но описанное в ней душевное состояние все же пришлось по вкусу некоторым слушателям. Шекспировский трагизм, напряженность и обреченность звучат в мелодике оперы.рихард штраус биография и творчествоПортрет Рихарда Штрауса

В 1889-м публика познакомилась со «Смертью и просветлением», описывавшей человеческие слабости и восприятие перемен. В произведении слышится страх перед изменениями, сопутствующий смене правительственного строя и неясным перспективам будущего.

В 1893 году Штраус преподнес публике музыкальную драму «Гунтрам». А в 1895-м показал аудитории «Веселые проделки Тиля Уленшпигеля», посвященные приятелю Артуру Зайдлю. 15-минутное произведение критики характеризовали как лучшее в числе авторских композиций. Короткая пьеса состоит из 27 эпизодов о жизни и похождениях литературного героя.

1896-й ознаменовался выпуском «Так говорил Заратустра». Зайдль принял участие в работе над музыкальной поэмой. По счастливой случайности он же стал и идейным вдохновителем, подарив другу книгу Ницше.

Симфоническая поэма, состоящая из 9 фрагментов в соответствии с главами книги, стала ярким примером немецкого романтизма. Штраус дирижировал на премьере во Франкфурте и привел критиков и публику в восторг. В 1904-м он написал «Домашнюю симфонию», которой ознаменовалось завершение работы над циклом произведений этого жанра.

В 1905 году для актрисы Сары Бернар Штраус написал драму по пьесе Оскара Уайльда «Саломея». Полтора года понадобилось Штраусу для работы над симфонией. Премьера стала скандальной. Чрезмерный эротизм, выразительные контрасты и иллюстративность на сцене создали апофеоз вокруг произведения.

Немецкий пуританский зритель с трудом принял сочинение Штрауса. Артисты отказывались исполнять пьесу. Затем последовала «Электра». Два произведения начали шествие по Европе, постепенно входя в репертуар различных театров.рихард штраус биография и творчествоДирижер Рихард Штраус

Рихард начал активнее работать в качестве дирижера и получил пост в Берлинском придворном оркестре. Затем его назначили музыкальным директором Берлинской придворной оперы. Музыкальные фестивали под эгидой имени Штрауса проводились в разных городах Германии. Новатор оказался востребованным. Его тепло принимали на гастролях, а слушатели в США на 2 месяца «похитили» дирижера, который дал в Америке 35 концертов. рихард штраус биография и творчествоПевица Элизабет Шуман и композитор Рихард Штраус

Энергичный и трудолюбивый музыкант создал «Кавалера розы» в 1911-м.

За ним последовали новые оперы, музыкальные сочинения для хоров и оркестровые пьесы. Штраус путешествовал с гастролями по Европе, США и в 1913-м добрался до России. В это время он уже работал над «Альпийской симфонией», увидевшей свет в 1915 году в Берлине. Ее мелодия считается одной из популярнейших в классической музыке.

Композитор сотрудничал с Гуго фон Гофмансталем в работе над «Женщиной без тени». Премьера оперы прошла в 1919 году. В это же время Рихард Штраус получил приглашение стать директором Венского оперного театра, где трудился в последующие 5 лет. Он создавал балеты и оперы.

В сложное время смены политических режимов Штраус всегда оставался при своем. Он чувствовал настроение народа и откликался на него музыкой. Не испытывая кризисов, композитор не переставал творить, сочиняя романсы и оперы.

рихард штраус биография и творчествоРихард Штраус и Гуго фон Гофмансталь

Композитор работал в легкой игривой манере, его музыка полна позитива и жизнелюбия. Авторству Штрауса принадлежат знаменитые оперы «Дон Кихот», «Жизнь героя» и сюита «Мещанин во дворянстве». Композитор с юмором относился к своему творчеству, называя себя «второсортным».

Личная жизнь

Свою любовь Рихард Штраус встретил в 1887 году, выступая дирижером оперы «Гензаль и Гретель». В постановке была занята артистка Паулина Мария де Ана, в которую без памяти влюбился композитор. Выступая ее покровителем, он предложил артистке партию в опере «Гунтрам».рихард штраус биография и творчествоРихард Штраус и Паулина Мария де Ана

Паулина обладала непростым характером. Несмотря на это, в 1894 году состоялась ее свадьба с Рихардом Штраусом. Брак сопровождали скандалы, провоцируемые женой. Штраус был счастлив в личной жизни и стойко переносил ее невзгоды. После ссор с супругой его часто посещало вдохновение, поэтому он считал Паулину музой. Для нее автор написал несколько песен, которые вознесли исполнительницу на пьедестал славы. Но это не уменьшало склонности Паулины ревновать мужа и устраивать сцены. рихард штраус биография и творчествоРихард Штраус и Паулина Мария де Ан

Несмотря на непростые отношения, у пары были дети. В 1896 году родился наследник композитора Франц Штраус. Его появлению на свет посвящена «Домашняя симфония».рихард штраус биография и творчествоРихард Штраус с женой и сыном

Но любимый сын не снизил градус вспыльчивости Паулины. Она открыто нелестно отзывалась о муже, критиковала его на публике, демонстрировала непутевый характер в обществе и дерзила влиятельным особам. Штраус души в ней не чаял, хотя и стал жертвой вспыльчивости. рихард штраус биография и творчествоРихард Штраус с родителями и сыном

Однажды получив записку о якобы начавшихся отношениях мужа на стороне, певица развелась с ним. После этого Штраус ни с кем не жил, так как всю жизнь любил одну женщину и продолжал посвящать ей свои произведения. рихард штраус биография и творчествоРихард Штраус с женой и сыном

Смерть

Любопытный факт связан с фамилией Штрауса. Его часто принимают за родственника другого известного композитора, Иоганна Штрауса, которого прославили сочиненные вальсы. Но единственным интересным фактом, объединявшим двух музыкантов, стал повышенный интерес нацистов с приходом к власти Адольфа Гитлера.

Музыку композитора Рихарда Штрауса во всем мире считают образцом позднего немецкого романтизма. Его называют оркестровым гением, его симфонические поэмы и оперы пережили столетия. В ноябре 1933 года Геббельс назначил аполитичного композитора президентом Немецкой музыкальной палаты. И Штраусу пришлось принять это назначение, ведь его невестка была еврейкой, и он стремился таким образом защитить ее, своего сына и внуков.

Источник

Рихард Штраус

Биография

Рихард Штраус – немецкий композитор, экспрессия произведений которого стала реакцией на жизнь социума 19-20 века. Один из известнейших создателей музыки в Германии, он реализовался как музыкант и дирижер. Штрауса уважали при жизни, слава сопутствует его имени и сегодня благодаря бессмертным произведениям.

Детство и юность

Рихард Штраус родился 11 июня 1864 года в Мюнхене. Отец Рихарда был выходцем из простолюдинов, сумевшим добиться признания и положения благодаря таланту валторниста. Он стал первым учителем сына. Мать мальчика была дочерью богатого пивовара и также располагала хорошим образованием и склонностью к музыке. В ее роду были оперные артисты.

рихард штраус биография и творчествоРихард Штраус в детстве

В 4 года Рихард начал занятия на фортепиано, а к 6 знал нотную грамоту. К этому периоду относятся первые авторские произведения. Штраус-младший обожал музыку, учился ей с удовольствием и с таким же наслаждением занимался творчеством. Методики, которые передавал отец, казались юноше устаревшими, и он занимался поиском новых веяний.

В 10 лет мальчик впервые услышал музыкальные произведения Рихарда Вагнера. Штрауса покорило настроение и стиль опер автора. В этом он не сходился с отцом, считавшим творчество Вагнера низменным. Отец запрещал сыну слушать эту музыку. Изучить ноты «Тристана и Изольды» Рихарду удалось, лишь став совершеннолетним.

На репетициях придворного оркестра Штраус-младший изучал теорию музыки и оркестровки благодаря протекции отца. Кроме того, он занимался дома и изучил гимназический курс. Затем в Мюнхенском университете будущий композитор знакомился с историей искусства и философией.

Дирижер Фридрих Майер давал Штраусу уроки гармонии и объяснял анализ форм. Участвуя в любительском оркестре, Рихард пробовал знания на практике и создавал первые композиторские эксперименты. Его талант был столь очевиден, что поступать в консерваторию не было необходимости.

Музыка

Ранние работы Штрауса характеризовали как пример умеренного романтизма. Одаренность начинающего автора по достоинству оценили музыкальные критики, исполнители и дирижеры. Ханс фон Бюлов сделал Штрауса своим преемником, доверив молодому человеку руководство придворным оркестром герцога Саксен-Мейдингенского. Но того тянуло на широкие просторы, и Рихард покинул город, стремясь к большим свершениям.

рихард штраус биография и творчествоКомпозитор Рихард Штраус

Он занял должность 3-го капельмейстера в Мюнхенской придворной опере. Музыкальные опыты сложились в симфоническую фантазию, навеянную поездкой в Италию, и в 1886 году родилось произведение «Из Италии».

Спустя 3 года в качестве служителя Веймарского придворного театра Штраус писал оперы и параллельно работал над симфонической поэмой «Дон Жуан», презентованной в 1889 году. Сочинение Штрауса имело ошеломительный успех. Рихарду было 25 лет, его творческая биография начинала становление, а музыкальный мир уже был готов ему покориться.

Следующим знаковым произведением стала опера «Макбет». Критики считали ее перенасыщенной, а отец резко высказывался о сочинении сына, прося доработать материал. Инструментальные излишества и чрезмерность портили впечатление от музыки. Но описанное в ней душевное состояние все же пришлось по вкусу некоторым слушателям. Шекспировский трагизм, напряженность и обреченность звучат в мелодике оперы.

рихард штраус биография и творчествоПортрет Рихарда Штрауса

В 1889-м публика познакомилась со «Смертью и просветлением», описывавшей человеческие слабости и восприятие перемен. В произведении слышится страх перед изменениями, сопутствующий смене правительственного строя и неясным перспективам будущего.

В 1893 году Штраус преподнес публике музыкальную драму «Гунтрам». А в 1895-м показал аудитории «Веселые проделки Тиля Уленшпигеля», посвященные приятелю Артуру Зайдлю. 15-минутное произведение критики характеризовали как лучшее в числе авторских композиций. Короткая пьеса состоит из 27 эпизодов о жизни и похождениях литературного героя.

1896-й ознаменовался выпуском «Так говорил Заратустра». Зайдль принял участие в работе над музыкальной поэмой. По счастливой случайности он же стал и идейным вдохновителем, подарив другу книгу Ницше.

Симфоническая поэма, состоящая из 9 фрагментов в соответствии с главами книги, стала ярким примером немецкого романтизма. Штраус дирижировал на премьере во Франкфурте и привел критиков и публику в восторг. В 1904-м он написал «Домашнюю симфонию», которой ознаменовалось завершение работы над циклом произведений этого жанра.

В 1905 году для актрисы Сары Бернар Штраус написал драму по пьесе Оскара Уайльда «Саломея». Полтора года понадобилось Штраусу для работы над симфонией. Премьера стала скандальной. Чрезмерный эротизм, выразительные контрасты и иллюстративность на сцене создали апофеоз вокруг произведения.

Немецкий пуританский зритель с трудом принял сочинение Штрауса. Артисты отказывались исполнять пьесу. Затем последовала «Электра». Два произведения начали шествие по Европе, постепенно входя в репертуар различных театров.

рихард штраус биография и творчествоДирижер Рихард Штраус

Рихард начал активнее работать в качестве дирижера и получил пост в Берлинском придворном оркестре. Затем его назначили музыкальным директором Берлинской придворной оперы. Музыкальные фестивали под эгидой имени Штрауса проводились в разных городах Германии. Новатор оказался востребованным. Его тепло принимали на гастролях, а слушатели в США на 2 месяца «похитили» дирижера, который дал в Америке 35 концертов.

Энергичный и трудолюбивый музыкант создал «Кавалера розы» в 1911-м. За ним последовали новые оперы, музыкальные сочинения для хоров и оркестровые пьесы. Штраус путешествовал с гастролями по Европе, США и в 1913-м добрался до России. В это время он уже работал над «Альпийской симфонией», увидевшей свет в 1915 году в Берлине. Ее мелодия считается одной из популярнейших в классической музыке.

Композитор сотрудничал с Гуго фон Гофмансталем в работе над «Женщиной без тени». Премьера оперы прошла в 1919 году. В это же время Рихард Штраус получил приглашение стать директором Венского оперного театра, где трудился в последующие 5 лет. Он создавал балеты и оперы.

В сложное время смены политических режимов Штраус всегда оставался при своем. Он чувствовал настроение народа и откликался на него музыкой. Не испытывая кризисов, композитор не переставал творить, сочиняя романсы и оперы.

рихард штраус биография и творчествоРихард Штраус и Гуго фон Гофмансталь

Композитор работал в легкой игривой манере, его музыка полна позитива и жизнелюбия. Авторству Штрауса принадлежат знаменитые оперы «Дон Кихот», «Жизнь героя» и сюита «Мещанин во дворянстве». Композитор с юмором относился к своему творчеству, называя себя «второсортным».

Личная жизнь

Свою любовь Рихард Штраус встретил в 1887 году, выступая дирижером оперы «Гензаль и Гретель». В постановке была занята артистка Паулина Мария де Ана, в которую без памяти влюбился композитор. Выступая ее покровителем, он предложил артистке партию в опере «Гунтрам».

рихард штраус биография и творчествоРихард Штраус и Паулина Мария де Ана

Паулина обладала непростым характером. Несмотря на это, в 1894 году состоялась ее свадьба с Рихардом Штраусом. Брак сопровождали скандалы, провоцируемые женой. Штраус был счастлив в личной жизни и стойко переносил ее невзгоды. После ссор с супругой его часто посещало вдохновение, поэтому он считал Паулину музой. Для нее автор написал несколько песен, которые вознесли исполнительницу на пьедестал славы. Но это не уменьшало склонности Паулины ревновать мужа и устраивать сцены.

Несмотря на непростые отношения, у пары были дети. В 1896 году родился наследник композитора Франц Штраус. Его появлению на свет посвящена «Домашняя симфония».

рихард штраус биография и творчествоРихард Штраус с женой и сыном

Но любимый сын не снизил градус вспыльчивости Паулины. Она открыто нелестно отзывалась о муже, критиковала его на публике, демонстрировала непутевый характер в обществе и дерзила влиятельным особам. Штраус души в ней не чаял, хотя и стал жертвой вспыльчивости.

Однажды получив записку о якобы начавшихся отношениях мужа на стороне, певица развелась с ним. После этого Штраус ни с кем не жил, так как всю жизнь любил одну женщину и продолжал посвящать ей свои произведения.

Смерть

рихард штраус биография и творчествоМогила Рихарда Штрауса

Любопытный факт связан с фамилией Штрауса. Его часто принимают за родственника другого известного композитора, Иоганна Штрауса, которого прославили сочиненные вальсы. Но единственным интересным фактом, объединявшим двух музыкантов, стал повышенный интерес нацистов с приходом к власти Адольфа Гитлера.

Источник

Рихард штраус биография и творчество

рихард штраус биография и творчество

Я хочу доставлять радость и сам в ней нуждаюсь.
Р. Штраус

Р. Штраус — один из крупнейших немецких композиторов, рубежа XIX-XX вв. Наряду с Г. Малером он был также одним из лучших дирижеров своего времени. Слава сопутствовала ему с юных лет до конца жизни. Смелое новаторство молодого Штрауса вызывало резкие нападки и дискуссии. В 20-30-х гг. XX в. поборники новейших течений объявляли творчество композитора устаревшим и старомодным. Однако, вопреки этому, его лучшие произведения пережили десятилетия и сохранили свое обаяние и ценность до наших дней.

Потомственный музыкант, Штраус родился и вырос в артистической среде. Его отец был блестящим валторнистом и работал в Мюнхенском придворном оркестре. Мать, происходившая из семьи состоятельного пивовара, имела хорошую музыкальную подготовку. Первые уроки музыки будущий композитор получил от нее, когда ему было 4 года. В семье много музицировали, поэтому неудивительно, что музыкальное дарование мальчика проявилось рано: в 6 лет он сочинил несколько пьес и попробовал написать увертюру для оркестра. Одновременно с домашними занятиями музыкой Рихард прошел курс гимназии, изучал историю искусства и философию в Мюнхенском университете. Мюнхенский дирижер Ф. Майер давал ему уроки гармонии, анализа форм, оркестровки. Участие в любительском оркестре дало возможность практически освоить инструменты, а первые композиторские опыты тут же исполнялись. Успешные занятия музыкой показали, что поступать в консерваторию юноше нет необходимости.

Ранние сочинения Штрауса написаны в рамках умеренного романтизма, но выдающийся пианист и дирижер Г. Бюлов, критик Э. Ганслик и. И. Брамс увидели в них большую одаренность юноши.

По рекомендации Бюлова Штраус становится его преемником — руководителем придворного оркестра герцога Саксен-Мейдингенского. Но кипящей энергии молодого музыканта было тесно в рамках провинции, и он покинул городок, перейдя на должность третьего капельмейстера в Мюнхенской придворной опере. Яркое впечатление оставила поездка в Италию, отразившаяся в симфонической фантазии «Из Италии» (1886), стремительный финал котооой вызвал бурные споры. Через 3 года Штраус переходит на службу в Веймарский придворный театр и одновременно с постановкой опер пишет свою симфоническую поэму «Дон-Жуан» (1889), выдвинувшую его на видное место в мировом искусстве. Бюлов писал: «„Дон-Жуан“. » имел совершенно неслыханный успех«. Штраусовский оркестр впервые засверкал здесь мощью рубенсовских красок, а в жизнерадостном герое поэмы многие узнавали автопортрет самого композитора. В 1889-98 гг. Штраус создает целый ряд ярких симфонических поэм: «Тиль Уленшпигель», «Так говорил Заратустра», «Жизнь героя», «Смерть и просветление», «Дон Кихот». В них многообразно раскрылось огромное дарование композитора: великолепная красочность, сверкающее звучание оркестра, дерзкая смелость музыкального языка. Созданием «Домашней симфонии» (1903) завершается «симфонический» период творчества Штрауса.

Отныне композитор посвящает себя опере. Первые его опыты в этом жанре («Гунтрам» и «Без огня») носят следы влияния великого Р. Вагнера, к титаническому труду которого Штраус, по его словам, испытывал «безграничное уважение».

К началу века слава Штрауса распространяется по всему миру. Его постановки опер Моцарта и Вагнера расцениваются как образцовые. Как дирижер-симфонист Штраус гастролирует в Англии, Франции, Бельгии, Голландии, Италии, Испании. В 1896 г. его талант по достоинству оценили в Москве, где он побывал с концертами. В 1898 г. Штрауса приглашают на должность дирижера Берлинской придворной оперы. Он играет видную роль в музыкальной жизни; организует товарищество немецких композиторов, набирается президентом Всеобщего германского музыкального союза, вносит в рейхстаг законопроект об охране авторских прав композиторов. Здесь же он знакомится с Р. Ролланом и Г. Гофмансталем — талантливым австрийским поэтом и драматургом, с которым сотрудничает около 30 лет.

В 1903-08 гг. Штраус создает оперы «Саломея» (по драме О. Уайльда) и «Электра» (по трагедии Г. Гофмансталя). В них композитор вполне освобождается от влияния Вагнера.

Библейский и античный сюжеты в трактовке ярких представителей европейского декаданса приобретают роскошный и тревожный колорит, рисуют трагедию заката древних цивилизаций. Смелый музыкальный язык Штрауса, особенно в «Электре», где композитор, по собственным словам, «дошел до крайних границ. способности к восприятию современных ушей», вызывал противодействие исполнителей, критики. Но вскоре обе оперы начали свое триумфальное шествие по сценам Европа.

В 1910 г. в творчестве композитора наступает перелом. В разгаре бурной дирижерской деятельности он создает популярнейшую из своих опер «Кавалер розы». Влияние венской культуры, выступления в Вене, дружба с венскими литераторами, давняя симпатия к музыке своего однофамильца Иоганна Штрауса — все это не могло не отразиться в музыке. Опера-вальс, овеянная романтикой Вены, в которой переплетаются забавные приключения, комические интриги с переодеваниями, трогательные взаимоотношения лирических героев, Кавалер розы имел блистательный успех на премьере в Дрездене (1911) и скоро быстро завоевал сцены многих стран, став одной из популярнейших опер XX в.

Эпикурейское дарование Штрауса расцветает с невиданной широтой. Под впечатлением давней поездки в Грецию он пишет оперу «Ариадна на Наксосе» (1912). В ней, как и в созданных впоследствии операх «Елена Египетская» (1927), «Дафна» (1940) и «Любовь Данаи» (1940), композитор с позиций музыканта XX в. отдал дань образам античной Греции, светлая гармония которой была так близка его душе.

Первая мировая война вызвала волну шовинизма в Германии. В этой обстановке Штраус сумел сохранить независимость суждений, смелость и ясность мысли. Антивоенные настроения Роллана были близки композитору, и друзья, оказавшиеся во враждующих странах, не изменили своей привязанности. Спасение композитор находил, по своему признанию, в «прилежной работе». В 1915 г. он заканчивает красочную «Альпийскую симфонию», а в 1919 — в Вене ставится его новая опера на либретто Гофмансталя «Женщина без тени».

В этом же году Штраус на 5 лет становится руководителем одного из лучших оперных театров мира — Венской оперы, является одним из руководителей зальцбургских фестивалей. К 60-летию композитора фестивали, посвященные его творчеству, прошли в Вене, Берлине, Мюнхене, Дрездене и других городах.

рихард штраус биография и творчество

Изумляет творческая активность Штрауса. Он создает вокальные циклы на стихи И. В. Гете, В. Шекспира, К. Брентано, Г. Гейне, «веселый венский балет» «Шлагобер» («Сбитые сливки», 1921), «бюргерскую комедию с симфоническими интермедиями» оперу «Интермеццо» (1924), лирическую музыкальную комедию из венской жизни «Арабелла» (1933), комическую оперу «Молчаливая женщина» (на сюжет Б. Джонсона, в содружестве с С. Цвейгом).

С приходом к власти Гитлера фашисты стремились вначале привлечь к себе на службу видных деятелей немецкой культуры. Не спрашивая согласия композитора, Геббельс назначил его главой Имперской музыкальной камеры. Штраус, не предвидевший всех последствий этого шага, принял пост, надеясь противостоять злу и способствовать сохранению немецкой культуры. Но нацисты, не церемонясь с авторитетнейшим композитором, предписывали свои правила: запретили поездку в Зальцбург, куда приезжали немецкие эмигранты, преследовали либреттиста Штрауса С. Цвейга за его «неарийское» происхождение и в связи с этим запретили исполнение оперы «Молчаливая женщина». Композитор не мог сдержать своего негодования в письме к другу. Письмо было вскрыто гестапо и в результате Штраусу было предложено подать в отставку. Однако с отвращением наблюдая за деятельностью нацистов, Штраус не мог отказаться от творчества. Не имея возможности больше сотрудничать с Цвейгом, он ищет нового либреттиста, вместе с которым создает оперы «День мира» (1936), «Дафна», «Любовь Данаи». Последняя опера Штрауса «Каприччио» (1941) вновь восхищает неисчерпаемой силой и яркостью вдохновения.

В годы второй мировой войны, когда страна покрывалась развалинами, рушились под бомбежками театры Мюнхена, Дрездена, Вены, Штраус продолжает работать. Он пишет скорбную пьесу для струнных «Метаморфозы» (1943), романсы, один из которых посвящает 80-летию Г. Гауптмана, оркестровые сюиты. После окончания войны Штраус несколько лет живет в Швейцарии, а накануне своего 85-летия возвращается в Гармиш.

Творческое наследие Штрауса обширно и многообразно: оперы, балеты, симфонические поэмы, музыка к драматическим спектаклям, хоровые произведения, романсы. Композитора вдохновляли самые разнообразные литературные источники: это Ф. Ницше и Ж. Б. Мольер, М. Сервантес и О. Уайльд. Б. Джонсон и Г. Гофмансталь, И. В. Гете и Н. Ленау.

Формирование стиля Штрауса проходило под влиянием немецкого музыкального романтизма Р. Шумана, Ф. Мендельсона, И. Брамса, Р. Вагнера. Яркая самобытность его музыки впервые проявилась в симфонической поэме «Дон-Жуан», которая открыла целую галерею программных произведений. В них Штраус развил принципы программного симфонизма Г. Берлиоза и Ф. Листа, сказав новое слово в этой области.

Композитор дал высокие образцы синтеза детально разработанного поэтического замысла с мастерски продуманной и глубоко индивидуализированной музыкальной формой. «Программная музыка подымается до уровня художественности, когда создатель ее прежде всего музыкант, обладающий вдохновением и мастерством». Оперы Штрауса принадлежат к наиболее популярным и часто исполняемым произведениям XX в. Яркая театральность, занимательность (а иногда и некоторая запутанность) интриги, выигрышность вокальных партий, красочная, виртуозно выстроенная оркестровая партитура — все это привлекает к ним исполнителей и слушателей. Глубоко усвоив высочайшие достижения в области оперного жанра (прежде всего Вагнера), Штраус создал оригинальные образцы как трагедийной («Саломея», «Электра»), так и комической оперы («Кавалер розы», «Арабелла»). Избегая стереотипного подхода в области оперной драматургии и обладая громадной творческой фантазией, композитор создает оперы, в которых причудливо, но достаточно органично сочетаются комизм и лиричность, ирония и драматизм. Иногда Штраус, как бы шутя, эффектно сплавляет разные временные пласты, создавая драматургическую и музыкальную путаницу («Ариадна на Наксосе»).

Значительно литературное наследие Штрауса. Величайший мастер оркестра, он пересмотрел и дополнил «Трактат об инструментовке» Берлиоза. Интересна его автобиографическая книга «Размышления и воспоминания», обширна переписка с родителями, Р. Ролланом, Г. Бюловым, Г. Гофмансталем, С. Цвейгом.

Исполнительская деятельность Штрауса как оперного и симфонического дирижера охватывает 65 лет. Он выступал в концертных залах Европы и Америки, ставил оперные спектакли в театрах Австрии и Германии. По масштабности дарования его сравнивали с такими корифеями дирижерского искусства, как Ф. Вайнгартнер и Ф. Мотль.

Оценивая Штрауса как творческую личность, его друг Р. Роллан писал: «Воля у него героическая, покоряющая, страстная и могучая до величия. Вот чем Рихард Штраус велик, вот в чем он уникум в настоящее время. В нем чувствуется сила, властвующая над людьми. Эти-то героические стороны и делают его преемником какой-то части мыслей Бетховена и Вагнера. Эти-то стороны и делают его одним, из поэтов, — быть может, самым крупным современной Германии. »

рихард штраус биография и творчество

Рихард Штраус — композитор выдающегося мастерства и огромной творческой продуктивности. Он писал музыку во всех жанрах (кроме церковной). Смелый новатор, изобретатель множества новых приёмов и средств музыкального языка, Штраус явился создателем оригинальных инструментальных и театральных форм. Композитор осуществил синтез различных типов классико-романтического симфонизма в одночастной программной симфонической поэме. Он в равной мере владел искусством выражения и искусством изображения.

Мелодика Штрауса разнохарактерна и пестра, ясная диатоника часто сменяется хроматикой. В мелодиях опер Штрауса наряду с немецким проступает австрийский (венский — в лирических комедиях) национальный колорит; в некоторых сочинениях господствует условная экзотика («Саломея», «Электра»).

Тонко дифференцированы средства ритма. Нервность, импульсивность многих тем связаны с частыми сменами метра, асимметричными построениями. Вибрирующая пульсация зыбких звучностей достигается полифонией разнохарактерных ритмомелодических построений, полиритмичностью ткани (особенно в «Интермеццо», «Кавалере розы»).

В области гармонии композитор шёл от Вагнера, усиливая её текучесть, неопределённость, подвижность и одновременно красочность, неотделимую от экспрессивной красочности инструментальных тембров. Гармония Штрауса наполнена задержаниями, вспомогательными и проходящими звуками. В своей основе гармоническое мышление Штрауса тонально. И в то же время в качестве особого выразительного приёма Штраус вводил хроматизмы, политональные наложения. Жёсткости звучания нередко возникали как юмористические приёмы.

Огромного мастерства достиг Штраус в области оркестровки, используя тембры инструментов как яркие краски. В годы создания «Электры» Штраус ещё был сторонником мощи и блеска оркестра увеличенного состава. Позже идеалом композитора становятся максимальная прозрачность, экономия средств. Одним из первых Штраус использовал тембры редких инструментов (альтовая флейта, малый кларнет, хекельфон, саксофон, гобой д’амур, трещотка, ветряная машина из театрального оркестра).

Творчество Штрауса — одно из крупнейших явлений мировой музыкальной культуры конца 19-20 вв. Оно глубоко связано с классической и романтической традициями. Подобно представителям романтизма 19 в., Штраус стремился к воплощению сложных философских концепций, к усилению экспрессии и психологическому усложнению лирических образов, созданию сатирических и гротескных музыкальных портретов. Вместе с тем он вдохновенно передавал высокую страстность, героический порыв.

Отражая сильную сторону своей художественной эпохи — дух критицизма и стремление к новизне, Штраус в такой же мере испытал на себе и негативные воздействия времени, его противоречия. Штраус принимал и вагнерианство и ницшеанство, не чуждался красивости и фривольности. В ранний период творчества композитор любил сенсацию, эпатировал консервативную публику и выше всего ставил блеск мастерства, рафинированную культуру творческого труда. При всей сложности художественных концепций произведений Штрауса им часто недостаёт внутреннего драматизма, значительности конфликта.

Штраус прошёл через иллюзии позднего романтизма и ощутил высокую простоту доромантического искусства, особенно любимого им Моцарта, а в конце жизни испытал вновь тяготение к глубокому проникновенному лиризму, свободному от внешней эффектности и эстетских излишеств.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *