рэй крок личная жизнь
Самые интересные факты о Рэе Кроке — основателе McDonald’s и революционере в индустрии быстрого питания
Бизнесмен, ресторатор, создатель американского бренда сетевых закусочных с многомиллиардным оборотом McDonald’s. За большие вложения в индустрию общепита в 1998 году журнал «Time» внес его в ТОП-100 наиболее значимых людей XX века.
Успех к нему пришел в 52 года, но это не помешало ему заработать состояние в 500 миллионов долларов. История его успеха уникальна и не имеет аналогов в мире по сей день.
Детство Рэймонда
Родился Рэймонд 5 октября 1902 года в Ок-Парк, Иллинойс, в семье эмигрантов из Чехии.
У него были еще брат Роберт и сестра Лорэн. Отец с детства работал в Western Union, а мать была обычной домохозяйкой, которая давала уроки музыки, чтобы помочь мужу с финансами. На плечи Рэя ложились разные домашние обязанности такие, как уборка и мытье посуды. Бабушка привила в нем любовь к чистоте и порядку, что впоследствии отразится на высокой планке обслуживания в McDonald’s.
Старший Крок был большим поклонником бейсбола, болел за чикагскую команду «Чикагские тигрята» и часто водил сына на стадион. Рэй пошел по стопам отца и тоже стал фанатом “тигрят”. В будущем, когда уже будет богатым человеком, он купит бейсбольный клуб San Diego Padres, чем сможет осуществить свою детскую мечту.
Его никогда не интересовала учеба, он любил мечтать, анализировать и делать свои выводы, которые пригодятся ему по жизни.
Юные годы
С юности его призванием были продажи. Но, чтобы найти ту самую область, где он смог бы показать свой настоящий талант продавца, ему пришлось дожить до преклонного возраста.
В школьные годы он продавал разные напитки у дяди в аптеке. Благодаря улыбчивости и подвешенному языку мальчика, товар разлетался на ура. Он прекрасно понимал, что это качество помогает ему раскрутить покупателя не только на газировку, но и мороженое к ней. Вскоре его заработок стал превышать зарплату отца.
После Рэй нашел подработку в гастрономе и, на самостоятельно заработанные деньги, открыл с друзьями маленький музыкальный магазин. Они торговали разными музыкальными принадлежностями, а для привлечения покупателей, Крок играл на фортепиано. Это был хороший опыт на рассвете трудовой деятельности Рэя.
Начало карьеры
В 20-ых Крок стал коммивояжером, устроившись в Lily Tulip, чикагскую компанию по продаже одноразовых стаканчиков, сделанных из бумаги, а по вечерам играл в джазовом оркестре на местной радиостанции. На сон оставалось всего лишь четыре часа, но это его ничуть не пугало, так как он никогда не боялся работы, она для него была почти игрой.
В 1938 году он открывает свою фирму «Malt-A-Mixer» Поначалу бизнес этот оказался не очень прибыльным и привел к долгам. Но он не унывал, ведь у него было свое кредо: “Не можешь рисковать, в бизнесе тебе делать нечего”. И уже в 1948 году, продав почти 9000 миксеров, он заработал больше 11.000$ за год. Позитивный настрой и миксеры привели его к ресторану быстрого питания, принадлежавшего двум братьям, Ричарду и Морису Макдональдам.
Личная жизнь
В том же 1922 году Рэй женится на Этель Флеминг. В браке, который продлился 39 лет, у них родилась дочь Мэрилин Крок. После развода он ей оставляет ежегодный доход в размере 30.000 американских купюр.
В 1963 году его женой становится Джейн Доббинс Грин. Но и этот союз тоже был обречен на развод уже через 5 лет.
Его третья жена Джоан Смит. Познакомились они пять лет назад и сразу влюбились, но тогда она не решилась уйти от мужа. Спустя годы, случайно встретившись на конференции, их любовь вспыхнула как огонь. Поженились они в 1969 году, после 12 лет с их первой встречи. Она была большой любительницей благотворительности. Ее пожертвование в 1,6 миллиардов долларов до сих пор является самым большим пожертвованием за всю историю США.
Как зарождалась империя
В 1954 году происходит знакомство Рэя с McDonald’s, которое положит начало новой эпохе в индустрии общепита.
Руководство ресторана заказало у него еще два миксера, что дало повод задуматься: ведь их конкуренты покупали всего один или два, а тут уже десять.
Крок направился в Сан-Бернардино.
Очередь в закусочную его буквально шокировала, он никогда раньше такого не видел. Рэй пробурчал недовольства, но женщина, стоящая впереди него, заверила в том, что он очень быстро окажется у кассы. И правда. Не успел он и глазом моргнуть, как уже держал в руках свой гамбургер, коктейль и картошку, за которые у него попросили намного меньше, чем в остальных точках общепита. Заказ был выполнен за молниеносные 15 секунд, а наличие бумажных одноразовых упаковок и отсутствие приборов привели его в еще больший восторг. Кроме того, ресторан блестел от чистоты, не было ни мух, ни даже лишнего мусора в мусорных баках.
Через огромные окна можно было спокойно наблюдать за персоналом кухни: как они легко и без паники готовили излюбленные всеми гамбургеры в огромном количестве. Дети любили сюда приходить, а значит, это место нравилось и их родителям.
Анализируя увиденное, Крок предлагает братьям открыть франшизу, но те, на удивление, отказываются. Макдональды довольны своим доходом и у них нет желания ввязываться в лишние хлопоты. Вдобавок ко всему, нет и доверенного лица, который мог бы следить за порядком на территории франшизы.
Естественно, у Крока таких денег не было. Банки в кредите отказывали, оно и понятно, кто даст кредит 52-ему человеку. Выхода не было: пришлось заложить дом и медицинскую страховку.
Таким образом, 15 апреля 1955 года в городе Дес-Плейнс открылся первый сетевой ресторан McDonald’s.
Открытие компании McDonald’s Corporation
В своем первом ресторане Крок сам лично следил за поварами. Он с ювелирной точностью установил диаметр булочек и процент жирности мяса, количество лука и кетчупа с горчицей.
Проверял каждый шаг уборщиков, саморучно отскабливал жвачки с земли, подметал и поливал территорию закусочной. В будущем эти его качества перешли на бумагу и стали обязательными пунктами выполнения при новой покупке франшизы.
Так повелось, что новые владельцы, которые покупали франшизу, всегда пытались внести свои изменения и в меню, и в политику обслуживания. Но Рэй не мог позволить таких действий ни в одном из его сетевых ресторанов. Потому он ужесточил правила: строго соответствовать всем стандартам бренда и выполнять все пункты инструкции договора.
Одна лицензия одного ресторана стоила 950$ на 20 лет. Если ресторан оправдывал себя, франчайзи давалось разрешение на покупку еще одной лицензии. Все рестораторы обязаны были поддерживать друг друга. Он сам много времени уделял владельцам лицензий, так как знал главное правило продаж: ставить интерес клиента на первое место. Он считал, что их успех обеспечивает успех ему самому.
Миллионы пришли к нему не сразу. Поначалу даже расходы превышали доходы, много денег уходило на рекламу и поездки. Но его это совсем не тревожило, ведь он был на верном пути к своей мечте — огромной сети ресторанов быстрого питания McDonald’s.
Уже к концу года Крок продал более 15 франшиз, одну из которых купил чикагский журналист Сэнди Эгет. Стройка же ресторана обошлась ему 25.000$. Уже на следующий год он открыл свою закусочную. Его ресторан сразу стал популярным, люди рекой шли за вкусными гамбургерами и картошкой. Доход журналиста вскоре превысил прибыль Рэя. Он был единственным на тот момент, кто смог переступить черту из бедности к богатству, и позволил себе купить огромный собственный дом.
История Эгета быстро распространилась по всей Америке и стала своего рода отличной рекламой для Крока. Одни покупали лицензии с мечтой о безмятежной жизни, умные же просто хотели стать частью бренда McDonald’s.
Рэй контролировал все франшизы, он разъезжал по городам и строго проверял рестораны на «ККЧД»: Качество, Культура обслуживания, Чистота, Доступность.
Он был помешан на чистоте, утром рано приходил с уборщиком и вместе с ним готовил свое детище к открытию. Уборки должны были производиться каждые два дня, а вытяжки и холодильники нужно было чистить каждый день. Он следил за поварами, не допускал неопрятного и неухоженного вида. У каждого из них всегда должна была быть тряпка, ведь Крок не переставал им напоминать, что если есть время присесть, значит есть время и убраться.
Строгое соблюдение корпоративных правил не отпугивало, наоборот, всегда приветствовало хорошие идеи и способность выделяться из толпы.
Так молодой Фред Тернер от плиты на кухне переместился в кресло президента и председателя совета директоров.
К 1960-му году работало уже огромное количество ресторанов McDonald’s и их общий доход был почти 75$ миллионов. Кроку же оттуда шло только 150 000$. Тут он соображает, что пришло время попрощаться с Макдоналдами и встать во главе всей сети. Для этого он убеждает их продать ему их фирменный знак, который уже был готовым брендом. Подумав, они соглашаются, назвав сумму в 2.700.000$. Он не владел такими деньгами, и тогда финансист компании Ричард Бойлан в «активы» компании записал арендуемые здания и землю, а в «доходы» – ожидаемый рост цен на недвижимость.
Гарри Зоннеборн, главный бухгалтер, нашел институты, которые были готовы дать им в кредит эти деньги, так как он сумел их убедить, что их компания занимается недвижимостью, а не продажей гамбургеров. Кредиторам ушли 0,5%, предназначавшиеся братьям, а Рэй получил полную свободу действий.
Зоннеборн придумал умную схему покупать земли или помещения для ресторанов, а потом сдавать их в субаренду владельцам лицензий, а те оплачивали ее процентом от доходов.
Крок сумел собрать уникальную команду, которая и построила огромную корпорацию McDonald’s. Кажется, что Крок был консерватором, это не так. Он представлял франчайзи полную свободу и всегда принимал новаторство и распространял его на всю сеть. К примеру, идея двухэтажного гамбургера «Big Mac», который за год с легкостью нашел свое место в меню ресторанов всей сети, принадлежит Джимму Деллигатти, франчайзи из Питтсбурга.
В середине 1960-ых годов в большинстве штатов США работали 710 ресторанов McDonald’s.
Появление клоуна
В 1963 году лицензиаты Вашингтона, создали увлекательного героя – клоуна Роналда Макдоналда, чтоб привлечь больше детей. Очаровавший публику персонаж, впоследствии стал символом McDonald’s. Крок восхитился успехом такого рекламного хода, решил, что закусочные сети должны стать местом счастья для всей семьи.
В 1966 году Майкл Поляковса переодел Рональда в желтый комбинезон с полосатой кофточкой под ним, а на голову надевал рыжий парик и делал густой грим.
Клоун Макдональд является лицом корпорации уже более 50 лет
Когда появилось понятие правильное питание, диетологи стали обвинять его в пропаганде вредной пищи, от чего популярность клоуна спала, Сократились ролики с его участием, но полностью отказываться от него компания не стала, ведь он был проверенным брендом.
Главным его достижением стало посещение благотворительных акций.
Существует такое понятие как «Дом Рональда Макдональда». Это здание рядом с больницей, специализирующейся на лечении детей. В доме проживают родители с маленькими пациентами, и те, в свою очередь, не испытывают страх одиночества в течение лечения.
Рональд известен во многих странах мира, но каждая страна вносит в него маленькую изюминку, принадлежащую собственной культуре или обычаям.
Наследие основателя
В наследие нам осталась автобиография «McDonald`s. Как зарождалась империя», которая была опубликована в 1992 году. Крок рассказал о мельчайших подробностях всей своей жизни: о взлетах и падениях, невзгодах и радостях. В книге автор написал о всех преградах, которые ему суждено было преодолеть, чтобы достичь такого успеха.
В первой части нас встречает уже состоявшийся миллионер, который уверен, что только человек отвечает за все хорошее и плохое, что случается с ним. Он твердит нам, что нельзя упустить момент, а для этого нужно впиваться ногтями за любую предоставленную возможность. Второго шанса может уже не быть никогда. Единственная проблема состоит в терпении дождаться того самого момента.
Рэй подробно рассказывает о встрече с McDonald`s и братьями Макдональдами. Как он на следующий день после знакомства предложил им расширить их ресторан по всем штатам, а они не изъявили желания. Крок сразу загорелся идеей франчайзинга.
Если Вы считаете, что большие деньги легко заработать, то после прочтения книги убедитесь, как ошибались.
Книга написана и читается очень легко, она будто пропитана позитивным настроем. Стиль написания и множество интересных фактов поражают читателя, который начинает сопереживать автору, когда тот описывает все сложности, выпавшие на его долю.
Всем известно, что это сказка со счастливым концом, но все равно все рвутся прочитать ее до конца, так как в ней собраны все эмоции переживаний и счастья.
К тому же данная автобиография может стать настольной книгой каждого предпринимателя.
Фильм «Основатель», снятый режиссером Джоном Ли Хэнкоком в 2016 году, также рассказывает о феноменальном карьерном взлете 52-летнего бизнесмена. В главной роли Майкл Китон, отличная игра которого полностью передает дух, настойчивость и стремление Крока.
Заключение
На сегодняшний день McDonald’s является одним из самых известных брендов во всем мире.
Кроме сети ресторанов, Рэй открыл университет гамбургерологии “The McDonalds’ Hamburger University”, который стал новым учебным заведением для главных руководителей при помощи современных систем образования.
Интересно вышло: человек без высшего образования открывает свое личное учебное заведение. Таких заведений в мире 8: в Чикаго, Лондоне, Сан-Паулу, Шанхае, Токио, Мюнхене, Сиднее и в Москве.
Крок основал основные принципы механизма работы McDonald’s: задал такой высокий уровень стандартов ресторанов быстрого питания, который и сегодня остается самым актуальным в данной сфере: чистота, низкие цены, качество, общительность и быстрое обслуживание. Рэй знал, что секрет успеха кроется в заботе о посетителях, умноженной на усердную работу персонала.
Мой же Вам совет: если желаете узнать больше об этом великом человеке, не бегите на сайт википедия, лучше прочтите книгу или посмотрите фильм.
Биография и история успеха основателя сети McDonalds Рэя Крока
Всем привет. Сегодня мы проследим биографию Рэя Крока – создателя империи фастфуда, основателя сети ресторанов общественного питания McDonald’s.
Тяжелые обстоятельства – не повод отказываться от мечты и жаловаться на судьбу. Ведь Крок не был ни везунчиком, ни человеком со связями.
Так что же привело его к успеху?
Пара слов о легенде
В этом году исполняется 117 лет со дня рождения удивительного человека, доказавшего, что успех не зависит от внешних ресурсов. Главное решение, которое приведет его к «большому кушу», было принято им в 52 года!
Совсем немолодой и далеко не здоровый – к тому моменту у него были обнаружены диабет, артрит, удалены щитовидка и желчный пузырь. Тем не менее, Крок говорил о себе вполне жизнеутверждающе:
«Весь в шрамах ветеран, закаленный на бизнес-фронтах, я всегда рвался в бой».
В 1998-ом он был включен в ТОП-100 самых значимых людей 20 века.
Давайте посмотрим, как же человек, который лично мыл полы и отковыривал жвачки от столов в своем первом ресторане, сумел сколотить состояние в полмиллиарда долларов.
Детство и семья
Рэймонд Альберт Крок родился 5 октября 1902 года в Оук-Парк (Чикаго). Родители – чешские иммигранты. Отец Луис работал в компании Western Union, мать Роуз была домохозяйкой.
Помимо Рэя в семье воспитывались еще двое детей – Боб и Лорэн.
Луис Крок был ярым фанатом бейсбола, к чему и приобщил старшего Рэя. Став миллионером, Рэй Крок купит клуб Национальной лиги San Diego Padres.
Семья мальчика не была обеспеченной. Мама была вынуждена давать частные занятия игры на фортепиано и часть работы по хозяйству оставляла старшему сыну.
Рэй с раннего детства был приучен к труду и порядку: он чистил полы, протирал пыль, убирал постели.
Бабушка относилась к чистоте с особой одержимостью: она застилала только что вымытые полы газетами, которые так и устилали помещение до следующей уборки. Получив по наследству чуть меньшую любовь к чистоте, Рэй в будущем установит высокие требования к порядку в своих Макдональдсах.
Рэя мало интересовали чтение и учеба. Много времени он проводил в размышлениях, за что его прозвали «мечтателем». Но мальчик не просто «витал в облаках»: он анализировал отдельно взятую ситуацию, и, хорошенько все обдумав, приступал к действию.
С ранних лет Крок тяготел к торговле. Еще будучи школьником он помогал своему дяде продавать напитки в его аптеке (в Америке аптеки выполняли еще и роль маленьких кафе).
Мальчику приходится по душе такая деятельность – улыбка, рукопожатия, энтузиазм и внимание к деталям.
Подростком он подрабатывает в гастрономе, а позже вместе с товарищами открывает небольшой музыкальный магазин: в крохотном чулане, взятом в аренду, они торгуют инструментами, нотами. Для привлечения покупателей Рэй играет на фортепиано.
И хотя вскоре лавку приходится закрыть, столь смелое начинание становится отличным практическим опытом для будущего бизнесмена.
Крок обладал уникальным даром ораторского искусства и способностью влиять на аудиторию слушателей. Свое умение во времена учебы он оттачивает в дискуссионном клубе: ему нравится быть в центре внимания.
Карьера и военные годы
В 1917-ом страна вступает в Первую мировую. В возрасте 15 лет Рэймонд приписывает себе на призывном пункте 2 года и уходит служить водителем санитарного фургона в штат Коннектикут.
Во время войны Крок познакомился с 16-летним Уолтом Диснеем, который тоже «накинул» себе год к возрасту.
Воюющие государства заключают перемирие и Рэй возвращается в Чикаго. Под натиском родительских уговоров он возвращается за парту, но не надолго: семестр спустя он уходит в уличную торговлю.
Вскоре на мелкой галантерее и кофе он выходит на достойные 30 долларов в неделю.
В 1922-ом Крок женится на Этель Флеминг. Родители невесты дают согласие на брак с условием, что их будущий зять найдет постоянную работу и Рэй устраивается продавцом бумажных стаканчиков в Lily Cup Co.
Спустя 2 года у пары рождается дочка Мэрилин. Чтобы прокормить семейство, по вечерам новоиспеченный отец играет на фортепиано на местном радио.
В середине 20-х Крок уезжает во Флориду и работает агентом по недвижимости. В 1926-ом возвращается к прежнему работодателю в родной город.
В конце 30-х годов он пробует себя в бизнесе. Крок берется реализовывать новое изобретение инженера Принса – мультимиксер, но 1939-ом он оставляет стабильную должность и открывает свою фирму Malt-A-Mixer по продаже миксеров.
Для продвижения продукта он даже придумывает рецепты коктейлей.
С приходом Второй мировой войны компания Крока почти на пороге банкротства. Дальнейшая карьера на этом поприще больше напоминает американские горки: то летит вверх вместе с продажами 9 тысяч миксеров ежегодно, то падает, вытесненная усовершенствованными изобретениями конкурентов.
Знакомство с Макдональдс
В 1954 году Рэй Крок заинтересовался закусочной братьев Макдональдов – Мака и Дика. Для своего небольшого производства они заказывали уже 10-ый по счету миксер, хотя аналогичным заведениям достаточно было 2-х.
Крок едет в Калифорнию, чтобы лично посмотреть, как идет дело.
Рекомендую посмотреть фильм об основателе Макдональдс — «Основатель», о котором я писал в этой подборке.
Рэймонд видит следующую картину: за гамбургерами стоит большая очередь, в кафе много семей с детьми, чистое помещение «без мух и мусора», заказы выполняются на потоке всего за 15 секунд. В чем секрет?
Пообщавшись с Макдональдами, Крок узнает, что открытую в 1940-ом году закусочную спустя 8 лет реорганизовали: сократили меню и штат команды, таким образом, люди выполняют на конвейере простую однотипную работу, что сокращает время приготовления.
За отточенными действиями с любопытством наблюдают дети, что обеспечивало заведению вереницу семейных посетителей.
Крок хватается за идею распространения закусочной Макдональдс и уговаривает братьев продать ему лицензию на это. За 15 тысяч долларов Рэй покупает право клонировать ресторан по всей стране. Поскольку банки отказывают ему в кредите, он закладывает дом и медстраховку.
2 марта 1955-го Рэй Крок создает «McDonald’s System Inc» и становится агентом франчайзинга. Он начинает продавать потенциальным партнерам лицензию «Макдональдс».
Его концепцией было: «Чем больше я помогаю партнерам добиться успеха, тем более успешен я сам».
Рэймонд не стал богатым за один день. Вначале он был вынужден сильно урезать свои расходы: отказался от членства в загородном клубе, медлил с оплатой коммуналки.
Но главной мечтой Крока была не прибыль – он мечтал построить совершенную сеть ресторанов быстрого общепита.
За первый год Крок продал 18 франшиз. Некоторые из покупателей сумели создать успешный бизнес и сколотить немалый капитал. С таких франчайзи и пошло становление империи Макдональдс.
А про нашего героя стали говорить, что он заселил Америку миллионерами.
Свой ресторан
Первый собственный Макдональдс Крок открыл 15 апреля 55-го года в Дес-Плейнс. Он продал франшизу сам себе, хотя договор и не позволял совершать подобные «фокусы».
Спустя 13 лет в стране откроется уже 1000-ый по счету ресторан.
В своем заведении он не стыдится выполнять всю грязную работу: он моет полы, чистит туалеты, даже если на нем надет дорогой костюм. Он считает: «Дивиденд пота – это удача. Чем больше ты потеешь, тем более удачлив ты будешь».
Но Крок тщательно следит за порядком не только в своем Макдональдсе. Он разъезжает по стране и контролирует, как покупатели его лицензии соблюдают строгое правило: «Качество. Культура общения с клиентами. Чистота. Доступность».
В 1961 году Крок целиком выкупает у братьев Макдональд торговую марку. Заявленные 2,7 млн. долларов пришлось собирать «с миру по нитке» и проводить махинации с бухгалтерскими отчетностями.
В 1965 году на экраны выходит реклама с клоуном Рональдом Макдональдом. Этот вымышленный персонаж становится для американских детей вторым по популярности после Санты.
Открытие университета
Человек, который никогда не заканчивал университетов, создал свой собственный. В 61-ом году открылось первое в мире корпоративное учреждение общественного питания – Университет гамбургерологии, где учатся современным стандартам компании и управлению.
На сегодняшний день в мире работают 7 таких институтов, в том числе и в Москве.
Последние годы
В последние годы жизни Рэй занялся благотворительностью. Для развития медицинской сферы он создал Фонд Крока.
14 января 1984 года он умер от разрыва сердца. Личный капитал на тот момент составлял уже половину миллиарда долларов, а Макдональдс продал 50-миллиардный гамбургер.
Его финансовую империю унаследовала третья жена – Джоан (дочь от первого брака скончалась в 1973-м), которая щедро жертвовала средства на благотворительность: после ее смерти по завещанию 1,7 млрд. направились в подобные Фонды.
Рэй Крок задал высочайшую планку стандартов для ресторанов быстрого питания: забота о потребителе вкупе с напряженной работой.
Какое качество победителя считает главным сам «отец» империи фастфуда?
«Иди вперед, не смотря ни на что: ничто на свете не заменит упорства и настойчивости. Ее не заменит ни талант, ни гениальность, ни образование».
На этой воодушевляющей ноте я заканчиваю. Благодарю всех за внимание.
Впереди только самое интересное. Подписывайтесь на обновления и делитесь статьей с друзьями в социальных сетях.
Более 6 лет изучаю инструменты интернет заработка, создал несколько источников дохода.
Активно инвестирую в различные направления.
На страницах блога помогаю людям становиться финансово грамотными и улучшать качество своей жизни.