рене жанмер личная жизнь
Верная Кармен
Умерла Зизи Жанмер
В Париже на 97-м году жизни скончалась Рене Марсель Жанмер, она же Зизи Жанмер, великая балерина ХХ века, актриса, певица, которая стала мировой звездой после первой же главной роли — Кармен в одноименном балете ее мужа Ролана Пети.
Рене Жанмер и Роман Пети в балете «Кармен» (1949 год)
Рене Жанмер и Роман Пети в балете «Кармен» (1949 год)
Непревзойденная Кармен — а за семь десятков лет и более пяти тысяч представлений никто не смог сравниться с Зизи в ее коронной роли — в жизни была однолюбкой. Едва поступив в школу Парижской оперы, девятилетняя ухоженная девочка из хорошей семьи влюбилась в своего одноклассника Ролана Пети — безбашенного сына владельца бистро. Замуж за него она выйдет только через 20 лет: баловень судьбы и женщин не сразу поймет, что без нее он не может не только работать, но и жить.
В академической балетной науке Рене Жанмер наставлял гениальный русский педагог Борис Князев, изобретатель знаменитого «партерного класса». И возможно, именно благодаря ему сказочно прекрасные и неправдоподобно длинные ножки ученицы обрели ту идеальную выворотность, которая и сейчас кажется недосягаемой, а всевозможные вращения отличались непоколебимой стойкостью. В кордебалет Оперы выпускницу взяли в 15 лет — в предвоенном 1939-м, а уже через четыре года она показала характер: не пройдя по экзамену на следующую ступень театральной иерархии, юная балерина бесповоротно уволилась. Выступала в Монте-Карло в сборных концертах, организованных Роланом Пети, но только в 1948-м связала с ним свою балетную судьбу, поступив во вновь образованную труппу «Балет Парижа».
«Кармен» Пети начал ставить в конце того же года и одноклассницу, с которой у них как раз начинался роман, в главной роли себе не представлял.
Чтобы отвязаться, хореограф объяснил, что видит Кармен стриженным под мальчика андрогином, почти клоуном. «Отлично,— ответила Жанмер,— когда репетиции?»
Спустя 60 лет Ролан Пети вспоминал время постановки так, будто только что вышел с репетиции: «Когда я взялся за «Кармен», Зизи еще танцевала в Парижской опере — всякие вариации и па-де-де из «Щелкунчика», тю-тю, сю-сю. Но танцевала так, что у всех мужчин в зале. Не знаю, может, это по-русски слишком вульгарно, ну, в общем, все в нее были влюблены».
В феврале 1949-го в нее влюбился весь мир, после того как в лондонском Театре принца состоялась премьера «Кармен». Героиня Жанмер — двусмысленный, провокационно эротичный гамен с черными лакированными, обсыпанными золотом короткими волосами, в корсаже с оборкой вместо юбки, бесконечными ногами и сексапильными узкими бедрами — была воплощением парижского шика, наглого, легкомысленного, циничного и победительного.
Впрочем, перед премьерой Жанмер не чувствовала себя победительницей: «Я стояла в кулисах и тряслась как осиновый лист. И Ролан взял и со всей силы пихнул меня на сцену. Буквально ударил меня. Я страшно разозлилась, но это только придало мне адреналина».
Аплодисменты длились дольше сорокаминутного спектакля. В Лондоне он шел без перерыва четыре месяца, в Париже — два, в США — три. Кармен-Жанмер ворвалась в историю балета, обязав будущих исполнительниц копировать ее облик во всех деталях. Попутно эта Кармен совершила революцию в мировой моде: узкобедрые стриженые девочки-мальчики стали новым эталоном красоты.
Голливуд первым оценил коммерческий потенциал Жанмер: за парижанку сражались главные продюсеры и режиссеры «фабрики грез». Она перетащила в Америку всю труппу Пети, для которой чуть ли не за ночь построили репетиционный павильон. Она приятельствовала с Авой Гарднер, Чарли Чаплином, Элизабет Тейлор, Марлоном Брандо, Джуди Гарленд, Фредом Астером, Мэрилин Монро, Гари Купером, Грейс Келли, снималась у Чарльза Видора, Жана Деланнуа, Теренса Янга. Ее ярым фанатом был Джозеф Корнелл, собиравший вырезки статей, ее афиши и фотографии. Всемогущий Сэмюэл Голдвин, отбивший актрису у не менее влиятельного Говарда Хьюза, придумал ей псевдоним Зизи. Бродвей тоже не остался в стороне, ангажировав Зизи Жанмер в мюзикл «Девушка в розовых колготках»: у француженки обнаружился голос — грудной, хрипловатый и столь же неотразимый, как ее умопомрачительные ножки.
Ролан Пети, задвинув балет на второй план, посвятил себя мюзик-холльной карьере жены. Высоких и низких жанров для него не существовало: пять лет он возглавлял «Казино де Пари», отмахиваясь от предложений Парижской оперы; звездой всех программ была Зизи, роскошная «пожирательница бриллиантов» — так назывался его первый балет с шансоном, поставленный для Жанмер.
Одевать ее считали за честь лучшие кутюрье. Ива Сен-Лорана в балет привлекла именно она.
Точнее, Ролан Пети: «В конце 1950-х это был никому не известный мальчик лет девятнадцати. Он работал в доме Кристиана Диора. Однажды я пришел к Диору с Зизи, для гала ей нужно было платье. Диор говорит: «У меня нет времени, вот этот мальчик тебе сделает платье». Видим мальчика, он приволок десяток метров ткани, уселся на колени перед Зизи, рот у него был весь в булавках, и он прямо по ней — р-раз ножницами, обрезал, заколол, и все. Сделал платье за 20 минут прямо по Зизи. Это была такая красота, что я ему тут же предложил сделать балет. Он мне прислал рисунки к «Сирано де Бержераку». Мы много работали вместе. И на «Соборе Парижской Богоматери» — тоже».
Рене Жанмер в Казино де Пари (1972 год)
Умерла танцовщица и певица Зизи Жанмер: ее называли символом Парижа
В пятницу во сне умерла Зизи Жанмер, выдающаяся танцовщица и певица, звезда «Казино де Пари», жена и муза великого французского хореографа Ролана Пети. Зизи, как её все называли, пережила своего мужа на 9 лет.
Её знал весь Голливуд: Чарли Чаплин, Элизабет Тейлор, Ава Гарднер, Джуди Гарленд, Фред Астер, Мэрилин Монро, Марлон Брандо, Гари Купер, Грейс Келли… Она снималась в фильмах-балетах с Барышниковым («Кармен») и Нуреевым («Юноша и смерть»). А в 70-е года на её вокально-танцевальные шоу рвался весь Париж… Эти программы создавал для неё её муж Ролан Пети. Лучшее его ревю, под названием «Зизи, я люблю тебя» (по сути, публичное признание в любви) часто начиналось с муляжа самолета, который зависал над сценой, а с трапа спускались закутанные в боа полуобнаженные девушки, загримированные под Зизи. Затем следовала напряженная пауза и последней появлялась она. Трудно описать, что начиналось при этом в зале…
Её фантастические, умопомрачительные наряды, в которые рядил её в этих постановках друг их семьи французский кутюрье Ив Сен-Лоран, воспроизводились на обложках парижских журналов мод: страусовые перья, корсеты с воланами, миниплатья – трапеции, в которых подражая ей щеголяли модницы по всему миру.
«Народ ломился в «Казино де Пари», чтобы посмотреть на Зизи, которая танцует, поет и декламирует в невероятных костюмах, которые создал Ив Сен-Лоран. Один из её номеров – «Mon Truc en Plumes», или «Штучка в перьях» она исполняла бесчисленное количество раз. Я прекрасно помню восторг, с которым публика встречала уже первые аккорды одноименной песенки, исполняемой Зизи в окружении мужчин с огромными «танцующими» веерами из страусиных перьев» – описывает Азарий Плисецкий одно из её парижских шоу.
Несмотря на довольно продолжительную работу за океаном, Зизи Жанмер всегда оставалась настоящей парижанкой. Стройная, длинноногая, шармантная, она была подстрижена под Гавроша, и именно с неё и началась мода коротких, почти «мужских», женских стрижек.
Познакомились они ещё в школе при Парижской Опере, вместе поступили в знаменитую труппу, из которой, не пройдя на следующую ступень в иерархии Оперы, вскоре она ушла. И вот в 1949 году Пети создает на неё «Кармен», которая станет настоящей революцией в хореографическом искусстве. Партию Хосе Пети станцует сам.
Если быть точным, балет создавался совсем на другую балерину, но неожиданно свои права предъявила на эту партию и настырная Зизи, тогда ещё Рене Жанмер (псевдоним в Голливуде ей придумает Сэмюэл Голдвин). Чтоб отвязаться от навязчивой красотки с красивой густой шевелюрой кудрявых волос, из-за которых у Жанмер куча поклонников, Ролан ставит невыполнимые, как ему кажется, условия…
После смерти мужа, жившего последнее время в роскошнейшем доме в живописном месте Колони на берегу Женевского озера, а затем в Женеве, Зизи переехала в тихое местечко под названием Толошна, находящееся недалеко от Лозанны, где много лет до самой смерти прожила знаменитая звезда Голливуда Одри Хепберн. Там Зизи и скончалась.
По свидетельству всех, кто её знал в последние годы, она «сохранила прекрасную память, жизнелюбие и ясный рассудок». До самого конца её не покинет Луижди Бонино – ассистент Ролана Пети, бывший танцовщик его труппы, который сегодня по всему миру ставит балеты своего мастера. «Поскольку Зизи является единственной наследницей авторских прав на все постановки Ролана, Луиджи обеспечил ей безбедное существование. Но одиночество её печально – вспоминает Азарий Плисецкий, часто навещавший звезду в эти годы в Толошне. – Зизи почти не поднимается с диванчика, на котором проводит практически всё время. Рядом с ней – только помощница. Поэтому Зизи всегда рада гостям. Когда мы говорим о Ролане, нет-нет да проскользнёт обида, что он часто бывал жесток и груб, несправедлив… Потом улыбка освещает лицо Зизи, и она добавляет: «Но никто и никогда не любил меня так, как Ролан».
Как стало известно «МК», тело Зизи Жанмер будет кремировано в Женеве, а отпевание пройдет в Париже, в сентябре, в соборе Сан-Рок.
Зизи Жанмер
Рене Марсель Жанмер, известная публике как Зизи Жанмер… у нее много талантов – она была и певицей мюзик-холла, и драматической актрисой, и киноактрисой. Но в первую очередь она прославилась как балерина, чей сценический путь неразрывно связан с творчеством французского хореографа Ролана Пети.
Будущая балерина появилась на свет во французской столице. Там же – в Париже – обучалась она искусству танца, поступив в девятилетнем возрасте в балетную школу Парижской оперы. Одним из ее соучеников был Ролан Пети. После семи лет обучения они оба начали карьеру в кордебалете Парижской оперы. По прошествии четырех лет она участвовала в конкурсе на повышение, но потерпела неудачу, а оставаться в кордебалете не пожелала и предпочла покинуть театр.
Жанмер стала артисткой труппы «Балет Монте-Карло», но уже через год покинула ее, чтобы присоединиться к другой труппе – «Балету Елисейских полей», которую только что основал Ролан Пети, начавший карьеру хореографа. В составе этой труппы Жанмер выступала всего несколько месяцев, после чего возвратилась в «Балет Монте-Карло», однако в 1948 году балерина вновь начала сотрудничество с Роланом Пети. В тот год хореограф основал новую труппу – «Балет Парижа», и Зизи Жанмер стала в ней прима-балериной.
Поистине звездный час настал для балерины в 1949 году. Пети задумал поставить балет «Кармен» на музыку Жоржа Бизе, и Жанмер пожелала исполнить в нем заглавную партию. Балетмейстер полагал, что она не подходит для этой роли, но отказать ей напрямую не мог – он прекрасно знал характер артистки, которая была вполне способна покинуть труппу, если не будет удовлетворено ее желание, а терять такую прекрасную исполнительницу он не желал. И тогда хореограф постарался сделать так, чтобы Жанмер сама отказалась от этой роли. Пети заявил, что у Кармен в его балете будет короткая стрижка (а у Рене в то время были роскошные волосы), что героиня должна быть абсолютно лишена женственности – это будет почти андрогин, что Кармен будет выглядеть скорее как мальчишка, а не как прекрасная женщина, что ее сценические движения будут напоминать поведение клоуна… Казалось бы, любая артистка после таких аргументов должна была отказаться от вожделенной роли – но только не Жанмер!
И она исполнила роль Кармен. Балет, созданный Роланом Пети, хотя и основывался на музыке одноименной оперы, напоминал скорее о новелле Проспера Мериме – акцент в нем делался на неприглядных сторонах жизни, на фоне которых разворачивается драма героев. Кармен в исполнении Жанмер была не только страстной и притягательной – она казалась и взбалмошной, и лживой, и даже жестокой. Для балерины эта роль стала серьезным испытанием – перед спектаклем она так волновалась, что не могла выйти из-за кулис – балетмейстеру пришлось вытолкнуть ее на сцену.
Успех «Кармен» был поистине грандиозным: аплодисменты длились дольше, чем сам спектакль. В скором времени балет был представлен в Лондоне, после чего Жанмер получила приглашение в Голливуд. Балерина поставила условие: вместе с нею должна отправиться труппа Пети – и условие было принято. Балетный класс для их занятий был оборудован за самый короткий срок.
В 1952 году Жанмер исполнила одну из ролей в фильме-мюзикле Чарльза Видора «Ганс Христиан Андерсен». Продюсером был Сэмюэл Голдуин – именно он посоветовал артистке взять псевдоним Зизи – и впоследствии балерина была известна как Зизи Жанмер.
Вскоре после выхода фильма пути Жанмер и Пети разошлись из-за некоторых разногласий. Балерина отправилась в Нью-Йорк, где выступала на Бродвее в мюзикле «Девушка в розовых колготках». В 1954 году, помирившись с Пети, Зизи Жанмер стала его супругой. В следующем году у них родилась дочь Валентина.
По возвращении во Францию Пети применил приобретенный в Америке опыт, создав постановку «Зизи в мюзик-холле». В последующие годы хореограф создал новые балеты с участием Зизи Жанмер: «Сирано де Бержерак», «Фантастическая симфония» на музыку одноименного произведения Гектора Берлиоза, «Летучая мышь» на музыку Иоганна Штрауса, «Паризиана 25». Продолжалась и кинематографическая карьера Жанмер: в 1956 году она снялась в американском фильме «Что бы ни случилось» и во французской кинокартине «Сумасшедшие глубокие кресла», а в 1957 – во французском фильме «Очаровательные мальчики». В 1960 году английский режиссер Теренс Янг создал фильм-балет «Раз, два, три, четыре или Черные чулочки». В него вошло несколько балетов Ролана Пети – и Зизи Жанмер участвовала в его съемках.
В 1960-х годах Зизи Жанмер много гастролировала: США, ЮАР, Япония, Китай, Гонконг, Израиль, Филиппины, Греция. В 1966 году она снялась в фильме-балете «Юноша и смерть», партнером ее был Рудольф Нуреев. В последующие годы артистка нередко участвовала в различных телевизионных шоу – например, «Сегодня вечером в мюзик-холле». С 1972 года она выступала в новой труппе Пети – «Балет Марселя». В 1980 году она приняла участие в экранизации балета «Кармен», партнером ее был Михаил Барышников. В следующем года артистка вновь выступала на Бродвее. Американские впечатления Жанмер были отражены в шоу «Голливудский рай», представленном в 1984 году в Театре Елисейских полей.
В 1990 году Ролан Пети поставил «Спящую красавицу», Жанмер исполнила в этом спектакле партию Феи Карабос.
В начале 2000 годов балерина завершила сценическую карьеру.
Умерла французская балерина Зизи Жанмер
В Швейцарии на 97-м году жизни скончалась знаменитая французская балерина Зизи Жанмер (настоящее имя – Рене Марсель Жанмер), пишет издание Giornale della danza.
«Мадам Валентина Пети с грустью объявила о смерти своей матери, мадам Зизи Жанмер 17 июля 2020 года. Женщина мирно ушла из жизни в своем доме в Швейцарии», – цитирует заявление адвоката семьи агентство AFP.
Рене Жанмер поступила в Парижскую оперную школу танца, когда ей было девять лет. Она дебютировала в Оперном балете в 1940 году. Однако спустя четыре года девушка бросила обучение, чтобы присоединиться к Елисейским балетам – группе, созданной знаменитым хореографом Роланом Пети, с которым училась в одном классе. В 1954 году Жанмер стала его женой и музой. В 1955-м у них родилась дочь Валентина.
Самой известнлой партией Зизи стала Кармен в одноименном спектакле, поставленном Пети в Лондоне в 1948-м. Этот спектакль шел всего 40 минут, при этом аплодисменты плосле него продолжались дольше. Ради этой роли балерина пошла на многое. В частности, она остригла свои роскошные локоны и осталась с короткой стрижкой.
«Я так волновалась. Это очень сложная роль. Я стояла в кулисах и тряслась, как осиновый лист. И Ролан взял и со всей силы пихнул меня на сцену. Буквально ударил меня. Я страшно разозлилась, но это только придало мне адреналина», – вспоминала балерина.
Позднее танцовщица признавалась, что эта роль полностью изменила ее. Именно в в ней Зизи нашла саму себя.
«Кармен» стал настоящей сенсацией в мире балета. Он шел четыре месяца без перерыва в Лондоне, два в Париже и три месяца в США. Молодой Пети купался в славе, однако мировой триумф закончился многолетним кризисом: за 17 следующих лет хореограф ничего подобного создать не смог.
Оккупацию Зизи прожила в Париже. До 1943 года была артисткой балета, а уже в 1944-м, не пройдя конкурс на повышение, ушла в никуда. Затем Зизи несколько лет прожила в Голливуде, где познакомилась с Авой Гарднер, Чарли Чаплином, Элизабет Тейлор, Марлоном Брандо, Мэрилин Монро и другими звездами кино. Танцевала с Рудольфом Нуреевым и Михаилом Барышниковым. Приняла участие в мюзиклах Ганс Христиан Андерсен (1952), Anything Goes (1956) и другими. Снималась в нескольких фильмах как актриса, в 60-е попробовала себя как певица.
Жанмер, Рене
Рене Марсель Жанмер
Содержание
Биография
Училась в балетной школе театра Гранд-Опера. В 1939 дебютировала в кордебалете этого театра. Среди наиболее ярких балетных работ — Кармен в лондонской постановке Ролана Пети (1949). В 1954 вышла замуж за Ролана Пети.
После 1954 выступала также как певица мюзик-холла, драматическая актриса, актриса кино. Снималась у Чарльза Видора, Жана Деланнуа и Теренса Янга, играла на Бродвее.
Известность
Жанмер посвящен документальный фильм Миши Скорера Zizi je t’aime (1998, см.:[1]).
Интересные факты
Фанатичным поклонником Жанмер был Джозеф Корнелл: он собирал вырезки статей о ней, ее афиши, фотографии, хранил ее автограф, посвятил ей свою работу La Lanterne Magique du Ballet Romantique.
Литература
Избранная фильмография
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Жанмер, Рене» в других словарях:
Жанмер — Жанмер, Рене Зизи Жанмер (фр. Zizi Jeanmaire, собственно фр. Renée Marcelle Jeanmaire, 29 апреля 1924, Париж) французская балерина, этуаль. Содержание 1 Биография 2 Известность … Википедия
Жанмер Р. — ЖАНМÉР (Jeanmaire) Рене (р. 29.4.1924, Париж), франц. артистка. В 193339 училась в школе при парижской Опере (позднее у А. Е. Волынина и Б. Князева), с 1939 в труппе этого т ра. В 194344 выступала в концертах с Р. Фенонжуа, в… … Балет. Энциклопедия
Кармен (балет) — У этого термина существуют и другие значения, см. Кармен. Кармен Carmen Композитор Жорж Бизе Источник сюжета «Кармен» Мериме … Википедия
Франция — (France) Французская Республика (République Française). I. Общие сведения Ф. государство в Западной Европе. На С. территория Ф. омывается Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш, на З. Бискайским заливом… … Большая советская энциклопедия
БАЛЕТ МИРОВОЙ — Великобритания. До гастролей труппы Дягилева и Анны Павловой в Лондоне в 1910 1920 х годах балет был представлен в Англии главным образом выступлениями отдельных известных балерин на сценах мюзик холлов, например датчанки Аделины Жене (1878 1970) … Энциклопедия Кольера
Утренняя серенада (балет) — Утренняя серенада Aubade Композитор Франсис Пуленк Автор либретто Серж Лифарь Источник сюжета античный миф о богине Диане и охотнике Актеоне … Википедия