рэмбо первая кровь актеры тогда и сейчас
Сценарий «Первой крови» переписывали 26 раз, а героя назвали в честь яблок: дикие факты о первом фильме про Рэмбо
19 сентября в прокат выходит «Рэмбо: Последняя кровь» — пятая часть боевика про Джона Рэмбо в исполнении Сильвестра Сталлоне. В честь этого мы решили заглянуть в истории и вспомнить, с чего начиналась эта франшиза. Как от «Первой крови» отказывались все голливудские студии, почему Сталлоне изначально не хотел играть в фильме, и как благодаря картине образовался новый жанр боевиков 80-х. Вспоминаем самые захватывающие факты о первом фильме про Джона Рэмбо.
Роман «Первая кровь» открыл обывателю внутренний мир вьетнамского ветерана
…но кажется, сделал это слишком рано. На тот момент образ безумного вьетнамского ветерана, который мы увидим у Копполы или Чимино, в культуре просто отсутствовал. Писатель Дэвид Моррелл был канадцем и не воевал, но сильно впечатлился студенческими волнениями в США 60-х, напрямую связанными с войной во Вьетнаме. Так родилась идея книги о вернувшемся домой солдате, который устраивает резню в родном городе.
Моррелл решил показать войну как ад, навсегда разрушающий психику и характер человека. Его Рэмбо был не просто ветераном, а искалеченным войной человеком, который обезумел от пережитого и продолжает убивать, даже вернувшись домой. Но в 72-м, когда вышла книга, и ко времени экранизации старания Моррелла не оценили: в кино Рэмбо предстает гораздо более адекватным героем.
Когда Морелл работал над книгой, его жена купила яблоки сорта Rambo
Этот сорт был выведен в Швеции несколько веков назад в семье фермера Питера Гуннарссона Рэмбо. Морреллу очень понравилось название: в нем он чувствовал какой-то «звук силы», и он решил так назвать своего героя. С шведского языка Rambo переводится как «воронье гнездо», поэтому бывший военный получил позывной «Ворон». В книге, кстати, у Рэмбо нет имени — Джоном он станет уже в кино.
Сценарий фильма пережил 26 драфтов
Сценарий на несколько лет отправился на полку, но успех «Охотника на оленей» и «Апокалипсиса сегодня» возродил к нему интерес. В итоге, после 26 итераций проект оказался в руках двух независимых продюсеров — Марио Кассара и Эндрю Вайны, которые довели его до кинотеатров.
Джона Рэмбо могла сыграть половина Голливуда
Пока сценаристы с продюсерами переписывали сценарий, кастинг-директора перебирали всех доступных актеров среднего возраста. На главную роль рассматривали Клинта Иствуда, Аль Пачино, Роберта Де Ниро, Пола Ньюмена, Майкла Дугласа, Ника Нолти, Джона Траволту, Дастина Хоффмана, Стива Маккуина и многих-многих других. Например, Пачино хотел сделать Рэмбо настоящим безумцем, но авторы фильма эту идею отвергли.
За другие роли тоже велась нешуточная борьба: шерифа Тизла мог сыграть Роберт Дювалл или Джин Хэкмен, полковника Траутмана — Ли Марвин или Кирк Дуглас. Дуглас покинул съемочную площадку за несколько дней до начала съемок из-за разногласий по сценарию. Он хотел, чтобы фильм заканчивался, как книга — смертью главного героя, но Сталлоне был против.
Сталлоне согласился играть Рэмбо при условии, что герой не будет таким отбитым, как его изобразил автор книги
Изначально актер от роли отказывался, как и многие: за 10 лет, что проект находился в производстве, у него появилась слава «проклятого». Он прошел через слишком много рук, никто не хотел за него браться. Но для Сталлоне начало 80-х было очень непростым временем в карьере — он уже был суперзвездой Голливуда, но помимо «Рокки» в его портфолио почти не было успешных картин. Сталлоне очень нуждался в еще одном суперхите. Когда ему повторно предложили роль в «Первой крови», он все же согласился, но поставил условие — сделать Джона Рэмбо более человечным персонажем, а не тем безумцем, которого описал в книге Моррелл.
В целях экономии фильм снимали в Канаде. Зимой!
Так как «Первой кровью» в итоге занималась не большая голливудская студия, а независимая — Carolco, съемки решено было перенести в Канаду, чтобы удешевить производство. Снимали в маленьком городке Хоуп зимой, и погода была не на стороне съемочной группы — постоянно шел дождь и снег, задувал мощный ветер. Во время съемок в лесу из-за плохой видимости кинематографистам запрещали отходить друг от друга на большое расстояние — заблудиться там было проще простого. Несмотря на плохую погоду и легкую одежду, Сталлоне умудрился ни разу не заболеть во время съемок.
Помимо места съемок были проблемы с реквизитом
На съемках Сталлоне повстречал фейковую фанатку
Случилось это в баре неподалеку от съемочной площадки. Актер рассказывал, что в один из вечеров к нему пристала какая-то девица, которая притворялась его неистовой поклонницей. Они провели весь вечер вместе, но в итоге оказалась, что она с ним любезничала только из-за выпивки. Много лет спустя, Сталлоне включит похожую сцену с «фанаткой» в «Рокки Бальбоа» (2006).
Почти все трюки Сталлоне выполнял сам — и страдал
В одной из сцен он даже сломал несколько ребер, но продолжил съемки. В некоторых сценах актер не играет, а действительно страдает от настоящей боли. Досталось и другим актерам: например, во время сцены побега из тюрьмы Сталлоне случайно сломал нос актеру Альфу Хамфрису, ударив его локтем по лицу. По случайному совпадению то же самое в книге — в той же сцене и с тем же персонажем! — делает и Рэмбо. Хамфрису, правда, это не очень понравилось — остаток съемок он проходил с пластырем на лице.
В это сложно поверить, но Рэмбо никого не убивает в фильме
На экране Рэмбо показывает не все возможности ножа, и у Сталлоне была идея включить в картину сцену с убийством какого-нибудь внушительного животного — кабана или волка. Но актера быстро отговорили: животные в канадских лесах были очень опасные, плюс на фильм могли ополчиться защитники природы. В итоге в фильме есть сцена с охотой, но момент убийства остается за кадром.
Съемочная группа долго не могла определиться с финалом фильма
Чтобы закончить съемки, продюсеры влезли в долги
Изначальная версия фильма шла почти три часа
По словам Сталлоне, это было так плохо, что он пришел в ярость. Актер хотел выкупить права на фильм и уничтожить его до выхода в прокат. Но потом в монтаж вмешались продюсеры и утрамбовали картину в 95 минут. В таком виде она и появилась в кинотеатрах.
Интересные факты о фильме «Рэмбо: Первая кровь» (11 фото)
Фильм «Рэмбо: Первая кровь» имел большой успех не только за рубежом, но и в СССР. Даже в наши дни находятся поклонники этого захватывающего боевика, а найти человека, который не смотрел или хотя бы не слышал про существование персонажа Рэмбо весьма проблематично. Далее мы расскажем об интересных фактах касательно киноленты «Рэмбо: Первая кровь», о которых вы, возможно, никогда не знали.
У нас фамилией главного героя Джона Рэмбо стали называть людей, помешанных на «военщине». Слово даже встречалось в некоторых советских фильмах. К примеру в фильме «Паспорт» один из героев говорит другому: «С предохранителя сними, Рэмбо».
Основой фильма послужила книга «Первая кровь» Дэвида Морелла, изданная в 1972-м году и сразу же ставшая бестселлером.
Фамилией героя книги, ветерана войны во Въетнаме, стал сорт яблок «рэмбо», которые были привезены одним швейцарским иммигрантом в США и куплены женой Дэвида Моррела.
Роль в фильме могла достаться таким актерам, как Аль Пачино, Дастин Хоффман, Клинт Иствуд и Джон Траволта.
Аль Пачино хотел играть полного психа, поэтому его кандидатуру отвергли.
Дастин Хоффман посчитал фильм слишком жестоким и вместо него сыграл роль женщины в фильме «Тутси».
Клинт Иствуд сослался на занятость.
Джону Траволте помешал сняться в фильме Сильвестр Сталлоне.
Изначально выделенных 11 миллионов долларов не хватило. Съемка увеличилась на целый месяц, а потому было потрачено порядка 15 миллионов долларов.
Сильвестру Сталлоне фильм в итоге не понравился. Он хотел сам купить киноленту, чтобы ее никто не увидел. Позже попросил продюсеров вырезать его лицо из фильма в тех кадрах, где это возможно сделать. Из-за этого хронометраж фильма уменьшился в 2 раза.
В книге писатель Дэвид Моррел «убил» своего героя, но после успеха фильма он написал вторую часть книги, в ней он описал и то, как Рэмбо выжил чудесным образом.
Фильм считают кровавым и жестоким. Но в фильме погибает всего 4 человека. Помощник шерифа, выпавший из вертолета, и три полицейских, преследовавших Рэмбо и взорвавшихся в машине. В книге ветеран убивает минимум 10 человек.
За роль Сильвестру Сталлоне досталось 2 миллиона долларов, однако, он первоначально просил 3,5 миллиона. Еще 1,5 миллиона актер получил от проката фильма на ТВ.
«Рэмбо: Первая кровь» не претендовал на различные награды, поэтому критики по-разному реагировали на него. Фильм стал более влиятельным и установил новую постановочную планку для реалистичного боевика.
Джонни, будь хорошим
«Его звали Рэмбо, и он был с виду вполне обыкновенным парнем с длинной густой бородой и спадающими на шею волосами. Он стоял у бензоколонки на окраине города Мэдисон, штат Кентукки, вытянув вперед руку в надежде, что его подберет машина, и потягивал кока-колу из большой бутылки; возле его ног лежал спальный мешок, и кто бы мог подумать, что через день, во вторник, на него будет охотиться вся полиция округа Бэзэлт…»
Так начинается книга американского писателя Дэвида Моррелла, в конце 60-х годов преподававшего литературу в университете Пенсильвании. Моррелл, на тот момент еще ничем себя не проявивший, мечтал написать роман, и однажды за просмотром новостей нашел свою тему. В вечернем выпуске шли подряд два сюжета – о Вьетнамской войне и массовых беспорядках в маленьком американском городе. Дэвид стал играть с идеей о том, что поставить целый город на уши может всего один человек. Человек, искалеченный Вьетнамом и доведенный до крайности тем, что, вернувшись домой, встречает везде одно отчуждение. Война на территории США – вот что могло ошеломить и шокировать читателя.
Среди студентов Моррелла были и бывшие солдаты, с которыми он часто беседовал после занятий о пережитых ими ужасных днях. Поднаторев в теме посттравматического шока, Дэвид сел за роман, персонаж которого, герой войны по фамилии Рэмбо, бродяжничал, потому что после вьетконговского плена не мог спать в помещении. Когда шериф очередного города попытался выставить его со своей территории, Рэмбо оказал сопротивление и был арестован. В подвале участка, где его хотели обрить, он впал в безумство при виде бритвы и сбежал, зарезав полицейского. Охота, которую открыл на него после этого разозленный шериф, привела к еще более печальным последствиям.
Выписывая своего бойца, названного в честь французского сорта яблок, очень кстати принесенных домой женой, Моррелл держал в уме образ Оди Мерфи – американского солдата, собравшего наибольшее количество наград на полях Второй мировой, а после войны снимавшегося в кино. Роман «Первая кровь» вышел в 1972-м году и стал бестселлером. Права на книгу сразу же выкупила киностудия Columbia Pictures, но позже предпочла передать их Warner Bros. Те тоже с готовностью взялись за дело – и с тем же результатом. Студии менялись, менялись сценаристы – одно время по Голливуду циркулировало около двух десятков скриптов разных авторов. На роль Рэмбо рассматривались актеры один мощней другого: Джефф Бриджес, Роберт Де Ниро, Пол Ньюман, Аль Пачино, Дастин Хоффман, Джон Траволта, Клинт Иствуд… Но дело не двигалось по одной простой причине: книга была слишком жестокой, и не поддавалась никакой адекватной адаптации. Увидев на экране такого «героя», зрители пришли бы в ужас.
70-е закончились, и Моррелл уже распрощался с идеей увидеть свое творение на экране, но тут проектом заинтересовались независимые продюсеры Эндрю Дж. Вайна и Марио Кассар, владевшие молодой компанией Carolco Pictures. Парочка несколько лет кое-как перебивалась, торгуя дистрибуционными правами и продюсируя малобюджетные фильмы. Чтобы взлететь, требовался хит, и когда режиссер Тед Котчефф рассказал Вайне о том, что потратил три месяца на доработку неплохого сценария «Первой крови», который Уорнеры так и не решились запустить в производство, партнеры решили рискнуть и выкупили права. Скрипт работы Майкла Козолла и Вилльяма Сакхэйма им в целом понравился, а на главную роль они захотели взять Сильвестра Сталлоне, игравшего в спродюсированной ими военной драме «Бегство к победе». «Мы отправили ему сценарий в понедельник, а во вторник после обеда он уже дал согласие», – вспоминает Котчефф.
Сталлоне понимал, что ему нужна роль, которая бы помогла сломать имидж Рокки Бальбоа – боксера-неудачника, пусть и любимого народом, но мешающего Слаю развиваться дальше. «Первая кровь» давала ему возможность сыграть профессионала и выразить свое сочувствие солдатам. «Их обманули, – комментировал актер. – В 70-м уже было ясно, что у нас нет шансов победить в этой войне. И мне тяжело было слышать, как их потом обзывали детоубийцами». Однако многолетние неудачи проекта едва не отпугнули и его: до Сильвестра дошло, что партия чокнутого убийцы может стать пятном на его карьере, и он уже готов был отказаться. Хозяева Carolco решили схитрить и попросили его доработать рукопись Козолла, Сакхэйма и Котчеффа. Уловка сработала: Слай втянулся и вскоре уже не представлял, что Рэмбо может сыграть кто-то другой. Поборов скепсис, он решил, что, возможно, именно его эта роль ждала целое десятилетие, и ударил с партнерами по рукам, согласившись на двухмиллионный гонорар.
Деньги на постановку Кассар одолжил у своего крестного отца, французского банкира; бюджет определили в размере 11 млн – хотя, как это часто бывает, удержаться в рамках предполагаемой суммы не удалось. «Мы были очень молоды, – вспоминает эту авантюру Марио. – Все в Голливуде говорили, что мы спятили, и что хороший фильм со Сталлоне нам никогда не снять». Однако отступать было некуда, и в октябре 1981-го съемки в Канаде стартовали.
Городок Хоуп (от англ. hope – «надежда») в муниципальном районе Британская Колумбия, что в сотне миль от Ванкувера, идеально подходил для целей фильммейкеров, равно как и расположенный неподалеку парк Golden Ears Provincal: там были горы, имелся лес, напоминавший тропические джунгли, а местные зимы считались очень мягкими. Но с погодой голливудцы просчитались, нарвавшись на самую холодную осень за много лет: температура периодически падала до +5, безостановочно лили промозглые дожди. Съемки затянулись до декабря, потом повалил снег, который приходилось растапливать мини-огнеметами, чтобы ранее отснятые кадры не контрастировали с белым ландшафтом. Сталлоне, полфильма бегавшему на ледяном ветру то в майке без рукавов, то обвязавшись куском найденного в лесу гнилого брезента, пришлось несладко. Из-за густого тумана члены съемочной группы боялись отойти в чаще друг от друга, чтобы не потеряться. На съемках сцены с пещерными крысами (добыть удалось только белых, лабораторных, которых покрасили краской для волос) замерзшие животные, постоянно карабкавшиеся актеру на голову, здорово его искусали.
«Я мог соскользнуть с края скалы, – вспоминает Слай знаменитую сцену с вертолетом. – Поэтому к моей лодыжке привязали веревку. Я все равно бы убился об отвесный склон, но веревка хоть дала бы возможность поднять обратно мое тело. Стоял дикий холод, да еще ветер шел от чертова вертолета, и ничего нельзя было с этим поделать».
Большинство опасных трюков Сталлоне исполнил сам, что стоило ему обожженной факелом руки и нескольких сломанных ребер при прыжке на сосну с высокой скалы. Когда снимали проезд на мотоцикле, забыли перекрыть дорогу, и Слай едва-едва разминулся с чьим-то грузовиком. «Чуть к ангелам не улетел, – комментировал актер. – Погода стояла дрянная, и у меня на скорости 45 миль в час от мороза буквально глаза начали стекленеть. Попробуй тут сконцентрироваться…» Сцену, где его бьют по почкам дубинкой, сняли за 15 дублей, за это время спина Слая вся покрылась кровоподтеками. Мелких же ран, требовавших штопки в больнице, никто и не считал. Брайан Деннехи, сыгравший упрямого шерифа Уилфреда Тисла, тоже сломал ребра и получил порез бутафорским ножом. В сцене погони он незапланированно скатился с обрыва и перевернулся вместе с машиной, чем порадовал режиссера; впоследствии этот кадр вошел в фильм.
Актер Ричард Кренна и предположить не мог, что роль полковника Сэмюэла Траутмана (получившего имя, разумеется, в честь Дяди Сэма), под руководством которого Джон Рэмбо превратился в идеального бойца, станет его звездным часом. Но вышло так, что утвержденный на эту партию Кирк Дуглас потребовал умертвить главного героя. Сталлоне сказал «нет», Дуглас осерчал и улетел обратно в Америку. Директор по кастингу приуныл, но вовремя вспомнил о Кренне. В тот же вечер агент актера огорошил его двумя новостями. Первая – Ричарда зовут на роль полковника. Вторая – в Канаде ему надо быть послезавтра. Кренна прилетел из Лос-Анджелеса днем, а уже вечером его снимали. Актер понятия не имел, что ему надо делать, так что режиссер подсказывал ему буквально каждую реплику.
Далеко не все удалось снять в Хоупе: сцены с пещерой и заброшенной штольней делались на огромном складе в Ванкувере. Устроить в городе большой погром Котчеффу тоже не удалось, зато ему разрешили переделать списанное здание банка в полицейский участок – с тем уговором, что потом киношники снесут постройку. Взорванная бензоколонка была вовсе построена с нуля.
Скандальная слава книги обеспечила фильму громкий киностарт в октябре 1982-го: »Первой крови« приписывали невероятный уровень жестокости, и каждый рвался в этом убедиться. Но вместо рек крови зрители получили высококлассный экшн, какого прежде не снимали в Голливуде, и это оказалось даже интересней. Критики хвалили также композитора Джерри Голдсмита и оператора Энди Ласло, весь фильм снявшего по принципу »золотого сечения«.
Когда Вайна и Кассар показали иностранным дистрибуторам 40-минутную нарезку из трюков, драк, погонь, стрельбы и взрывов, те обезумели от восторга и чуть не растерзали компаньонов, борясь за прокатные права. Присутствовавший при этом событии Кренна позже рассказывал: »Шум стоял, как на нью-йоркской фондовой бирже. В два счета все права были распроданы по самым высоким ценам«.
Скончался звезда фильма «Рэмбо: Первая кровь» Брайан Деннехи
«С тяжелым сердцем сообщаем, что прошлой ночью наш отец Брайан ушел из жизни по естественным причинам — у него не был диагностирован COVID. Его жена Дженнифер, семья и многочисленные друзья будут скучать по самому лучшему, очень щедрому, гордому и обожаемому отцу и дедушке», — написала дочь Деннехи в Twitter.
Коллега актера по фильму «Рэмбо: Первая кровь» Сильвестр Сталлоне посвятил трагедии пост на своей странице в Instagram и заявил, что «мир лишился великого артиста».
«Ушел из жизни великий актер Брайан Деннехи. Он был просто гениальным исполнителем. К тому же он был ветераном войны во Вьетнаме, который мне сильно помог при создании персонажа в «Рэмбо», — написал Сталлоне.
Актриса Миа Фэрроу опубликовала в Twitter милую фотографию Деннехи с щенком.
«Я опустошена новостью о смерти потрясающего Брайана Деннехи. Работать с ним было величайшим удовольствием моей карьеры. И в моей жизни мало столь ценных друзей. Я сделала это фото за сценой, когда мы оба играли в «Любовном послании». Он обожал моего щенка Боуи», — поделилась Фэрроу.
Популярная в 1960-х годах 79-летняя певица Нэнси Синатра выразила соболезнования в комментариях дочери Деннехи.
«Мне очень жаль, что вы потеряли своего замечательного отца, и я надеюсь, что теплые воспоминания поддержат вас в это самое трудное время. Мир тоже его любил. Мое сердце разбито», — написала Синатра.
Актер родился 9 июля 1938 года в Бриджпорте, штат Коннектикут. Он изучал историю в Колумбийском университете и успешно выступал за студенческую команду по американскому футболу. Отслужив в морской пехоте с 1959 по 1963 год, Деннехи получил степень магистра драматического искусства в Йельском университете. Позднее в одном из интервью он признавался, что во время срочной службы воевал во Вьетнаме.
В 1977 году актер начал сниматься в телевизионных сериалах «Коджак», «Серпико», «Династия», «Даллас», «Лу Грант» и других. В возрасте 39 лет Деннехи дебютировал в большом кино, появившись в фильме Ричарда Брукса «В ожидании мистера Гудбара». Далее последовали роли в лентах «Крутой наполовину», «Кулак», «Грязная игра», «Маленькая мисс Маркер» и других. В фильме Питера Гринуэя «Живот архитектора» Деннехи сыграл модного американского архитектора Сторли Крэклайта, за что был отмечен наградой на Чикагском кинофестивале.
Широкая известность пришла к актеру в 80-х, когда он исполнил роль противостоящего герою Сталлоне шерифа Уилла Тизла в фильме «Рэмбо: Первая кровь». Тогда же он снялся в детективе «Парк Горького», дилогии «Иллюзия убийства» и триллере «Бестселлер».
Критики высоко оценили гармоничный дуэт Деннехи с Джеймсом Вудсом в «Бестселлере», где они сыграли полицейского и мошенника. Также актер снялся в криминальной драме 1990 года «Последний из достойнейших», инди-фильме «Счастливые звезды над Генриеттой» с Робертом Дюваллом в главной роли и мини-сериале «Прогулка мертвеца». В 90-х Деннехи получил главные роли в фильмах «История Джеки Прессера», «Увалень Тони», «Уходящая жизнь». За главную роль в телеверсии бродвейской постановки «Смерть коммивояжера» по пьесе Артура Миллера актер завоевал «Золотой глобус» и был номинирован на премию «Эмми».
Также он получил номинации на телепремию за роли адвоката в драме «Убийство в маленьком городе», дельца фондовой биржи в мини-сериале «Под тяжестью доказательств» и серийного убийцы Джона Уэйна Гейси в телефильме «Поймать убийцу». Всего он был номинирован на «Эмми» шесть раз.
В 1995 году Деннехи дебютировал в бродвейском спектакле по пьесе Брайена Фрила «Нужен перевод» с Даной Дилейни. За роли в театральных постановках он дважды получал престижную премию «Тони».