ребенок не радуется жизни
Не умеете радоваться жизни? В детстве что-то пошло не так
Что самое главное в возрасте от 0 до 7 лет, от 7 до 14, от 14 до 21 года
Джон Грэй психолог, консультант по вопросам взаимоотношений полов
Все наши несчастья — от неудовлетворенных вовремя потребностей, считает психолог Джон Грей, автор известной книги про «мужчин с Марса». Потребностей таких всего 9, и удовлетворять их надо в строгой очередности: одну потребность — за 7 лет жизни человека. Итак, что мы теряем, если близкие игнорируют наши потребности от рождения до 21 года?
Каждая из важнейших духовных потребностей человека не менее значима, чем остальные. Однако всегда какая-то одна из них на время становится приоритетной, в зависимости от того, на каком этапе взросления находится человек.
Жизнь человека можно разделить на семилетние периоды, каждый из которых сопряжен с усилением какой-либо из девяти духовных потребностей. Если мы удовлетворяем эту потребность, то нам удается развить свои способности до того уровня, которого они, по замыслу Природы, должны достичь.
Многие психологические блоки, комплексы, страхи, которые вам приходится ощущать сегодня, являются следствием того, что в прошлом вы не удовлетворили целый ряд важнейших духовных потребностей.
Давайте подробнее рассмотрим девять семилетних этапов жизни и, соответственно, девять духовных потребностей, которые стимулируют человека на пути самосовершенствования.
Этап первый: 0–7 лет
Мы очень уязвимы, нуждаемся в заботе, полностью зависим от родителей.
От дня своего рождения до 7 лет человек целиком находится под влиянием мамы и папы. Он потихоньку начинает подражать им, поскольку это естественный, запрограммированный Природой способ научиться чему-либо. Если родители любят ребенка, то он вырастает с чувством собственной ценности и осознанием семейного «тыла».
Если в первые 7 лет жизни нам дают достаточное количество любви и заботы, то наша душа достигает оптимального уровня чувствительности и все лучше начинает понимать, что ей нужно для счастья. Чем чаще ребенок получает от родителей то, что ему действительно необходимо, тем проще ему в дальнейшем определять свои истинные потребности. Дети раннего возраста, на слова и нужды которых обращали слишком мало внимания, впоследствии плохо ориентируются в собственных мыслях и чувствах.
В разуме человека, получившего в ранние годы полноценную поддержку отца и матери, закрепляется убеждение в том, что он сильный и всегда сможет достичь своих целей. Если в младенчестве наши крики не остаются без внимания, а в дошкольном возрасте мы, столкнувшись с тревогами или страхами, всегда можем положиться на родителей, то в последующие годы для нас не составит большого труда смотреть на жизнь мудро и оптимистично.
Если в детстве рядом всегда были надежный папа и любящая мама, то, повзрослев, человек будет хорошо понимать и чувствовать, в каких именно случаях может попросить о помощи для себя, а в каких должен сам протянуть руку помощи другим.
Этап второй: 7–14 лет
Знакомимся с ровесниками, окружающим миром, учимся дружить, радоваться жизни.
От 7 до 14 лет мы неустанно соблюдаем различные нормы и стандарты. Взрослые разрешают нам участвовать в играх, но только в соответствии с определенными, и иногда довольно строгими, правилами. Таким образом они хотят обеспечить нам безопасное познание самих себя и окружающего мира.
Играя, мы учимся получать удовольствие от самого процесса и не привязывать позитивную эмоциональную реакцию только к отличному результату. Мы осознаем, что наибольшую радость можно испытать лишь в том случае, если дружишь с теми, кто тебя окружает, работаешь с ними сообща и не жадничаешь.
Взаимная поддержка, чувство причастности к коллективу позволяют детям развить в себе способность веселиться и быть счастливыми. Если есть дружеские отношения с окружающими, то можно легко осознать, что любая совместная игра — это всего лишь игра. Самое главное — хорошо провести время, а не зацикливаться на том, кто победитель, а кто — проигравший. Очень важно, чтобы ребенок понял это именно на втором семилетнем этапе жизни.
Очень хорошо, если в возрасте от 7 до 14 лет нам удается осознать, что самооценка не зависит от того, выигрываем ли мы в каком-то соревновании или проигрываем. Тогда у нас развивается умение любить жизнь просто так, без опоры на какой-то конкретный повод или общепринятый стандарт.
С помощью игры можно создавать условия, в которых ребенок раскрепощается, учится свободно выражать себя, чувствовать поддержку друзей и в свою очередь разумно рисковать, чтобы помочь окружающим. Пребывание в таком состоянии необходимо для правильного развития, и очень важно организовать это именно для детей от 7 до 14 лет.
Находясь под «куполом» безусловной родительской любви, мы получаем возможность познавать себя, не беспокоясь о том, что о нас думают другие. Не имея необходимости выглядеть и вести себя идеально, мы интуитивно начинаем понимать, что такое причина и следствие. Мы замечаем, что если совершаем хорошие поступки, то окружающие в большинстве случаев отвечают нам тем же.
Этап третий: 14–21 год
Совершаем первые значимые достижения, проявляем самостоятельность.
В этот период мы, продолжая в какой-то мере следовать требованиям и решениям взрослых, все-таки начинаем чаще руководствоваться своими собственными умозаключениями. Качество нашего развития в это время напрямую зависит от того, насколько разумны наставления и рекомендации наших родителей, учителей, старших товарищей.
В возрасте от 14 до 21 года человеку необходима разумная мотивация и правильные задачи, выполнение которых позволяет проверить себя, понять свои особенности и способности, а также укрепить чувство собственной ценности. Подросток осознает, что уже может попробовать себя в каком-либо деле и достичь очень хороших результатов. Он понимает, что теперь во многих вопросах может полагаться на самого себя и выбирать из разных способов достижения цели.
На третьей ступени роста мы учимся прощать не только окружающих, но и самих себя. Важно, чтобы человек в возрасте от 14 до 21 года понял: он не обязан быть безупречным. Он должен осознать, что ошибки и недочеты — это естественная составляющая повседневной жизни. Если к подростку предъявлять очень строгие требования и сурово наказывать за промахи, то его нормальное стремление к независимости перейдет в какую-нибудь радикальную форму.
С 14 до 21 года человеку необходимы правильные учителя и хорошие примеры для подражания. Только так можно понять, к чему именно надо стремиться, и научиться разумно расходовать свои силы на исследование разных областей жизни.
Ребёнок ничего не хочет делать: работаем с низкой мотивацией детей
Мотивация ребёнка – психологический термин, который приобрел актуальное значение в жизни мам и пап довольно давно и не собирается сдавать свои позиции. Ведь каждый родитель желает, чтобы его ребёнок был активным, целеустремлённым, хорошо учился, занимался языками и спортом, и, конечно же, вырос успешным человеком. Но все родительские старания будут равны нулю, если у ребёнка отсутствует мотивация.
Что такое мотивация? Какой она бывает? Как быть, если ребёнок ничего не хочет делать, как правильно его замотивировать? Эти и другие вопросы мы попробуем разобрать в нашей сегодняшней статье.
Содержание:
Ребёнок и мотивация
Для начала давайте попробуем разобраться в самом термине.
Само слово произошло от французского motif, которое в свою очередь произошло от итальянского moveo, в переводе означающего – «двигаю». Мотивация – это импульс, побуждение к действию, толчок, в результате которого мы готовы покинуть зону комфорта и преодолевать череду трудностей ради возможного достижения какой-то цели.
Самым сложным во взаимоотношениях с ребёнком родители называют именно тот момент, когда нужно не заставлять его что-то сделать, а правильно мотивировать.
Какой бывает мотивация?
Психологи выделяют несколько классификаций видов мотивации. Остановимся мы на классификации по источникам возникновения (внутренняя и внешняя мотивация) и по направленности на достижение целей (положительная и отрицательная).
Внутренняя мотивация
Вид мотивации, при котором ребёнок с удовольствием занимается какой-либо деятельностью, готов к достижению поставленных целей, так как это его собственное, никем не навязанное желание и личный интерес. Этот вид мотивации самый эффективный, вытекает из внутреннего, зачастую долгосрочного, ориентира самого ребёнка.
Ребёнок совершает какую-либо деятельность ради самой этой деятельности, не обращая внимания на внешние факторы. Ещё довольно часто внутренняя мотивация помогает ребёнку «креативить» – искать оригинальный, творческий подход к деятельности, а не просто идти к цели по самому краткому пути.
Внешняя мотивация
По сравнению с внутренней – менее эффективна. Но это и понятно, ведь когда заниматься плаванием заставляют мама и папа – это одно дело и совершенно другое, когда ты сам получаешь удовольствие от процесса и понимаешь, что это умение может сулить тебе в будущем (подтянутые мышцы, возможность работать в спортивной сфере и др.). Внешняя мотивация приносит плоды только в самом начале пути, когда энтузиазм ребёнка ещё не погас.
Положительная мотивация
К вариантам положительной мотивации можно отнести разного рода положительные методы: хорошая отметка, похвала, подарки. Всё это может формировать позитивную ассоциацию у ребёнка. Но это имеет и свои отрицательные стороны.
Отрицательная мотивация
Почему ребёнок ничего не хочет?
Источники и борьба с детской ленью
Родители всё чаще поднимают одну и ту же проблему: ребёнок ничего не хочет. Даже когда мама или папа берут на себя роль круглосуточных аниматоров с обширным списком вариантов и предложений: «Сходим в кино? Там классный фильм вышел!», «Рванём на выходные в зоопарк?!», «Давай попробуем танцы? Есть отличный клуб!», «А как идея насчёт робототехники?!», «Может спортивная секция? Дзюдо или гимнастика, волейбол или хоккей?».
Фонтан идей может быть непрекращающимися, но наталкиваясь на пассивность ребёнка, даже безудержный родитель-активист опускает руки. И тогда возникает вопрос: «Что не так с моим ребёнком?», «Это пройдёт?»
Попробуем кратко рассмотреть лень в разном возрасте.
«Лень» дошкольного возраста
За детсадовцев все важные решения принимают взрослые: настаивают, хитрят, иногда угрожают. Английский, спорт, подготовка к школе – этот перечень можно продолжать до бесконечности. В итоге бедный, перегруженный малыш теряем интерес ко всему, даже к тем занятиям, которые ему нравились изначально.
Родителям детей этого возраста следует помнить, что основная деятельность в этом возрасте – это игра! С помощью игр ребёнок познаёт мир.
Совет: не перегружайте ребёнка излишней информацией и занятиями. Выберете одно, которое ему нравится. Не ждите от него выдающихся результатов. Давайте возможность побездельничать. В момент, когда он «ничем не занят» идёт активный процесс обработки уже полученной информации. Не разрушайте этот процесс!
«Лень» младшего школьного возраста
Родители младших школьников недоумевают: на кружки не хочет, игрушки не интересуют, подавай диван и гаджеты…
Здесь следует выделить в отдельную категорию первоклассников.
Совет: не стоит нагружать ребёнка дополнительными занятиями (более одного в неделю) хотя бы в первое полугодие. Больше – уже по самочувствию и желанию ребёнка. Хочет отдохнуть и полежать после школы – не лишайте его такой возможности.
Вторая категория – начальные классы.
Если ребёнок валяется на диване в 8-11 лет и ничего не хочет, нужно обратить внимание:
Если у ребёнка есть одно занятие, которым он увлечён – это уже замечательно.
Совет: разговаривайте с ребёнком тактично, наводящими вопросами. На прямой вопрос ребёнок может не ответить из-за страха или стыда. С гаджетами должны быть чёткие рамки. Вы оговариваете их вместе с ребёнком. К примеру: пользоваться не более 1,5 часа в день после того, как выучены все уроки.
«Лень» у подростков
«Постоянно “тупит” в компе! Не нужны ни друзья, ни родители! Отвергает совместные путешествия!» – это не полный перечень проблем родителей подростков.
Со стороны может показаться, что подросток, выпадая из жизни семьи, бывших друзей, прошлых увлечений, ничем не занимается. На самом деле в этот период идёт сильнейшая внутренняя работа. Имя её сепарация – внутреннее отделение от родителей. На это уходит достаточно много сил и времени. В этот период подросток отвечает на вопросы: «Кто я?!», «Для чего я?!», «Что я люблю?», «Что мне не нравится?». В этот период он «отбрасывает» всё то, родительское, чем мы, родители, вольно или невольно «нагружаем» детей: наши взгляды, суждения, чувства. У них формируется своя собственная система ценностей.
Хотелось бы отметить, что так называемая «лень подростка» явление вполне типичное и с точки зрения физиологии. От неё страдают практически все подростки, даже отличники. Но у отличников более развит волевой компонент, поэтому у них это не так заметно. Взрослым следует помнить, что в этот период уровень дофамина в организме подростка значительно ниже, чем у взрослых. Но если он выделяется, то сразу «феерично», к примеру, от сильных ярких впечатлений (например, от компьютерных игр). В том числе и по этой причине его так сложно вытянуть из компьютера и занять банальными делами.
Совет: не стоит давить в этот период на подростка, это вызовет только агрессию. Если компьютер не наносит сильный вред на процесс обучения, то ищем в этом положительные моменты. Возможно, ваш ребёнок будущий сммщик или разработчик сайтов, игр и т.д. Дайте ему некоторую свободу, но в тоже время пытайтесь подключать к домашним делам: поход в магазин, выгул собаки. Эти небольшие дела будут заставлять его вставать из-за компьютера.
Важно не потерять в это период контакт. Если есть контакт – значит, есть возможность вести диалог, а это уже немало в период взросления.
Но если ваш подросток плохо спит, отказывается от еды, ни с кем не общается, постоянно в подавленном настроении и это начинает носить затяжной характер – это явный сигнал для родителей. Возможно, это самая настоящая подростковая депрессия. В этом случае вам лучше всего заручится поддержкой психолога.
Низкая мотивация
В чём кроются причины низкой мотивации ребёнка? Попробуем разобрать некоторые из них.
Отсутствие чёткой цели
В идеале ребёнок должен понимать и осознавать, для чего он выполняет ту или иную деятельность, какой будет итог. Если этого понимания нет, то и мотивация пропадает. К примеру, мальчик понимает, что он занимается плаванием для того, чтобы попасть в школу олимпийского резерва или поехать летом к бабушке в деревню и иметь возможность плавать в реке или озере. Есть цель, и мотивация, соответственно, не падает. Или другой пример: девочка ходит на хор. Процесс – нравится, но нет понимания: для чего она это делает. Со временем мотивация может снизиться или пропасть совсем.
Чужие или навязанные цели
К огромному сожалению, это довольно распространённое явление. Родители, мечтавшие о чём-то в детстве или юности, но не сумевшие реализовать мечты, перекладывают это бремя на плечи своих детей. При этом предпочтения самого ребёнка игнорируются, отвергаются и подвергаются сильнейшей критике. Здесь мотивация будет в лучшем случае нулевая.
Банальная усталость
Снижать мотивацию к чему бы то ни было может как физическое, так и психологическое (моральное) перенапряжение. Если у ребёнка нет времени на полноценный отдых, сон, переключение деятельности, то ребёнок со временем «выгорает». Неудивительно, что мотивация в этот период будет ничтожно низкой.
Решение проблемы: как мотивировать ребёнка и справляться с его ленью
Как мотивировать ребёнка? Давайте попробуем разобрать самые актуальные способы.
Слушать и слышать
Очень часто с запросом к психологам приходят родители с проблемой постоянного пребывания ребёнка в компьютере и «ничегонеделанья». Когда психолог начинает задавать вопросы следующего характера: «А в какие игры он играет?», «А что нравится ему в той или иной игре?» родители не знают что ответить. Они привыкли оценивать ситуацию поверхностно: «Играет в ерунду и ни о чём не думает!», не заглядывая в глубину и не интересуясь внутренним миром ребёнка.
Попробуйте попросить его рассказать о той или иной игре, о том или ином персонаже, и вы удивитесь тому, с какой радостью он это сделает. Покажите, что вам интересен его мир, не обесценивайте его. Не относитесь с пренебрежением к этим играм. Вполне возможно, что в процессе игры ребёнок решает свои психологические проблемы, отыгрывает страхи и напряжение, а в моменты «ничегонеделанья» — он фантазирует и мечтает.
Поэтому, главный на наш взгляд совет: слушайте своего ребёнка, узнавайте о его «хотелках» и потребностях. Учитесь не только слушать, но и слышать. И прежде чем мотивировать, уточните, верно ли вы оцениваете его интересы.
Показывать личный пример
Вы часто ругаете ребёнка за потерянное время, проведённое в интернете, а сами проводите длительное время в социальных сетях?!… Вы ругаете его за беспорядок в комнате, но сами не очень любите поддерживать порядок в доме?!…
Если вы не любите спорт и не занимаетесь гимнастикой, не стоит требовать этого и от ребёнка! Будьте примером! Если вы желаете, что бы ребёнок был мотивирован, будьте мотивированы сами!
Одобрять
В дошкольном возрасте одобрение носит очень ценный характер. Если у ребёнка есть опыт восхищения его достижениями, и он видел, ощущал радость родителей, связанных с его успехами, то он обязательно захочет повторения.
Не скупитесь на добрые слова! Даже если его достижения совсем незначительные на ваш взгляд, помните, что, возможно, ребёнок приложил к этому максимум усилий и провёл огромную работу!
С взрослением ребёнка становится всё сложнее мотивировать его через положительное подкрепление. Но безусловная родительская любовь и поддержка остаются необходимыми в любом возрасте. Поэтому не забывайте говорить ему о том, что вы его будете любить в любом случае, несмотря на то, сдаст ли он ЕГЭ или нет, поступит он в вуз или нет, достигнет высокого уровня в карьере или нет.
Поддерживать
Поддержка близких важна на любом жизненном этапе, но особенно она ценна для ребёнка. Если вы видите, что у ребёнка возникли проблемы в той или иной деятельности (будь то обучение или спорт), попробуйте проговорить с ним возможные пути решения, выберете оптимальные.
К примеру, на соревнованиях по гимнастике ребёнок стал показывать низкие результаты и больше не хочет заниматься. Уточните, не обижают ли его старшие дети, нравится ли ему занятия тренера. Возможно, будет достаточно просто сменить группу или руководителя, и желание заниматься опять вернётся.
Совершать совместную деятельность
В случае, если ребёнку предстоит выполнить сложную или достаточно скучную деятельность, правильным решением взрослого будет присоединиться.
Утешать
Когда мы выполняем какую-то задачу в первый раз, то не всегда и не у всех результат оказывается достойным. Нам, взрослым, это тоже знакомо. По этому, мы понимаем, как важно быть рядом с ребёнком в такие неприятные моменты.
Предлагать что-то новое
Оригинальный и действенный способ развития мотивации с помощью новой функции приложения Pingo «Задания для ребёнка». Выполняя различные творческие, развивающие задания или дела по дому, учёбе, ребёнок сможет получать баллы и поощрения, которые впоследствии обменяет на выбранную награду.
Родитель выбирает задание, назначает цену (в баллах) и следит за прогрессом. Желанная награда как ничто другое смотивирует ребёнка выполнять цели, организуя его досуг и развивая со всех сторон. Скачать приложение можно из стора.
Многие родители уже оценили эффективность этого способа и поделились своим опытом! Реальную историю пользователя можно прочитать здесь: Мотивация с Pingo поможет вашему ребёнку занять «место под солнцем» в будущем.
Ошибки родителей: чего нельзя делать?
Часто люди, двигающиеся к своей цели, сдаются из-за того, что никто не сказал им простые слова: «У тебя всё получится. Я верю в тебя!». Иногда для мотивации достаточно этой элементарной поддержки.
У одних детей мотивация исчезает, не успев появиться, у других – утрачивает свою силу со временем. Из-за чего так происходит? Поговорим варианты родительских ошибок.
Подводя итог всему вышесказанному, хочется пожелать вам, дорогие родители, чтобы вы не упускали возможность проживать свою жизнь, а не жизнь ребёнка: имели свои интересы, хобби, увлечения, ставили перед собой цели и достигали их, были мотивированы. Это будет самым ярким примером правильной мотивации для ваших детей!
Постарайтесь действовать индивидуально, ищите способы мотивации, подходящие именно для вашей ситуации. При этом не забывайте уважать интересы, желания, стремления ваших детей. И обязательно неустанно показывайте им свою любовь!
Маленькие оптимисты: как научить ребенка радоваться жизни?
Сургут • Разделы — Воспитание
Тогда я задумалась: а можно ли научить ребенка такому полезному в жизни качеству как оптимизм? Ведь именно эта черта позволяет находить выход из казалось бы совершенно безвыходной ситуации, наделяет умением радоваться каждому прожитому дню и пропускать мимо себя негативные мысли. Оказывается, привить это качество вполне возможно. Для меня очень полезными оказались советы родителей того мальчика – веселой и сильной духом семейной пары.
Начните с себя. В первую очередь, надо начать с себя. Если родители выглядят парой пессимистичных и постоянно жалующихся на жизнь людей – скорее всего, их дети станут жить с похожим отношением к жизни. Посмотрите на себя со стороны и признайтесь честно: как часто вы недовольны жизненными обстоятельствами? Как часто в семье вы обсуждаете негативные новости или истории из жизни ваших знакомых? Как вы ведете себя в сложных ситуациях: опускаете ли руки или смотрите на неудачи с улыбкой? Позволяете ли себе получать удовольствие от жизни: путешествовать, выбираться на природу, баловать себя? Какая атмосфера стоит у вас дома: атмосфера радости и любви или же постоянных ссор и недовольства? Ответы на эти вопросы помогут понять атмосферу вашего дома и задуматься над возможностью ее изменения.
Не бойтесь показывать любовь. Как ни странно, но многие родители останавливают проявления своих эмоций и сознательно держат ребенка в строгости, четко дозируя очередную порцию поцелуев или объятий. Важно всегда говорить ребенку о том, как вы его любите и цените. Делать это надо даже тогда, когда ребенок наказан. Малышу, как впрочем и взрослому человеку, важно знать, что он любим в семье. Именно это осознание нужности придает уверенности в своих силах и дарит ощущения радости и счастья.
Учите ребенка юмору. Регулярно предлагайте малышу вместе почитать детские анекдоты или смешные истории. Учите ребенка шутить и понимать шутки. Постоянно шутите и не бойтесь выглядеть смешно в детских глазах. Как правило, дети способны понимать юмор уже с года – даже годовалого малыша можно рассмешить (смешным голосом, нелепыми жестами или собственным смехом). И хотя многие полагают, что чувство юмора является врожденным, однако детские психологи уверяют: развить его у ребенка вполне возможно.
Дарите ребенку радостные моменты жизни. Не нужно ждать дня рождения или Нового года, чтобы преподнести подарок или устроить ребенку праздник. Делайте это просто так. Готовьте праздники вместе: пишите сценарий, накрывайте на стол и зовите гостей. Радостные эмоции ребенок испытает и от приготовления к торжеству, и от самого праздника. Устраивайте День осени, веселый Хэллоуин или придумайте другие тематические праздники. Пригласите на праздник друга ребенка или нескольких друзей, приготовьте им конкурсы, интересные игры и детскую дискотеку. Подарите малышу незабываемые впечатления и покажите, как легко можно радоваться жизни!
Привнесите домой традицию не обижаться. Покажите, что обиды – это лишняя потеря времени и настроения. Они нарушают хорошую атмосферу дома и отнимают много сил и эмоций. Научите ребенка решать конфликты без обид и быстро приходить в себя после конфликтной ситуации.
Например, мы постоянно говорили дочке, что в нашей семье не принято обижаться, пресекали любые попытки надуть губы или демонстративно уйти в свою комнату. Стоит признаться, что задатки такого поведения у нашей малышки были с годовалого возраста: не получая желаемое, дочь часто строила обиженные гримасы, демонстративно хлопала дверью и часами могла сидеть в детской комнате, всем своим видом показывая недовольство. Сейчас можно смело сказать: наш ребенок не умеет обижаться и предпочитает решать проблемы конструктивно – разговором и объяснением своей правоты. А не получая желаемое, принимать это как факт и быстро устранять чувство досады или разочарования.
Много путешествуйте. Незнакомые города и страны, интересные люди, новые впечатления способны вызывать немало положительных эмоций и расширить кругозор ребенка. Показывая малышу мир, вы учите его восприятию других людей, их обычаев и традиций, на деле объясняете многогранность нашего мира. Формируя глобального мышление, ребенок учится не обращать внимание на мелкие вещи и находить в проблеме или жизненных обстоятельствах главное.
Не жалейте ребенка, если у него есть физический изъян. Не акцентируйте внимание на этом. Не делайте культ из физических недостатков. Наоборот, постоянно говорите ребенку о его достоинствах и умениях. Не бойтесь хвалить ребенка. Дети, которых хвалили и поощряли в детстве, вырастают уверенными в себе и лишенными серьезных комплексов.
Признаюсь, что в нашей семье мы столкнулись с серьезной проблемой, связанной с телевизором, последствия которой мы устраняем до сих пор. Раньше, по своей глупости, мы не обращали внимания, что малыш играет возле включенного телевизора и постепенно, изо дня в день, впитывает передаваемую оттуда информацию. В итоге, когда ребенок к двум годам заговорил, мы к своему ужасу регулярно стали слышать от нашей дочки рассказы о ее страхах: о боязни летать на самолетах – «потому что они разбиваются», о страхе ходить по улице, так как «там ходят преступники и стреляют из пистолета» и много еще такого, что нас приводило в шок. В добавок ко всему, дочь долгое время всерьез полагала, что сцены, показанные в фильмах – это реальные сцены из жизни и начинала сильно переживать по любой неприятной мелочи, увиденной в фильмах. Нам понадобилось много терпении и сил, чтобы убедить наше чадо, что люди в фильмах – это актеры, а сюжеты – не более, чем постановочная игра… С тех пор телевизор в нашем доме включается только для просмотра мультфильмов и познавательных передач. Строго ограничивая нашему ребенку просмотр телевизора, мы и сами перестали его смотреть. И действительно: мир стал намного светлее и радостней.
Учите ребенка решать проблемы. Внушите ребенку мысль, что любая проблема решаема. Этот важнейший навык, привитый с детства, бесценен во взрослой жизни: он позволяет не опускать руки даже в самых сложных ситуациях. Когда у малыша возникает трудность, и он очень расстроен, предложите ему совместно подумать над решением его проблемы и найти несколько выходов из ситуации. Разберите с ребенком, какое решение наиболее реально в данный момент и сможет ли оно помочь устранить возникшую сложность.
Сегодня одним из популярных направлений в психологии является «позитивное мышление», при котором ежедневно человек дает себе установку на то, что у него все получается и что любое его желание выполнимо. Учите малыша быть уверенным в себе и смотреть на все проблемы позитивно. Программируйте ребенка только на хорошее!
Будет ли ребенок оптимистом или унывающим по любому поводу пессимистичным человеком – в первую очередь, зависит от родителей. То, как станет воспринимать это мир ваш малыш – в ваших руках. Учитесь вместе радоваться жизни и преодолевать трудности, смело и уверенно идя вперед!