развод по собственному желанию актеры и роли
Рецензия на фильм «Развод по собственному желанию»
Довольно топорный закос под советское кино слаб и драматически, и технически. Место фильму в телевизоре, а его героям стоило родиться на тридцать лет раньше
В семье тренера Сергея и основательницы сети книжных магазинов Елены вскрывается старый конфликт – властная женщина не только сына своей опекой достала, но и мужа довела до истерики. Сергей уходит из дома, но пойти ему некуда, старая квартира его сдана жильцам, приятель находится под пристальным оком полиции, а на работе не одобряют его круглосуточное присутствие. Вот и приходится гордому мужчине ночевать на скамейке в парке. Хорошо, помощница жены согласилась временно приютить Сергея, вот только намерения у этой дамы явно не самые лучшие для разваливающейся семьи.
Кадр из фильма » Развод по собственному желанию»
Советский кинематограф, с какой стороны к нему ни подходи, имел одно прекрасное свойство, делавшее его по-настоящему народным, – фильмы Гайдая, Рязанова, Микаэляна или Бежанова своей простой и понятной тематикой охватывали самую широкую аудиторию и становились любимым зрелищем для миллионов женщин и мужчин. Хочется сегодняшним режиссерам и продюсерам повторить кассовые результаты советского проката? Хочется, чтобы в кассы кинотеатров стояли очереди? Хочется, чтобы ленты их обрели статус легендарных? Да, да и да. Но к этому желанию нужно еще и умение. Вот его-то у нас и не хватает.
Кадр из фильма » Развод по собственному желанию»
Авторы «Развода по собственному желанию» пошли достаточно простым путем – не прямой калькой, но вполне очевидными аналогиями сценарист и режиссер Илья Северов старается достучаться до памяти своих великовозрастных зрителей. К чему апеллирует название? Верно, к мелодраме Сергея Микаэляна «Влюблен по собственному желанию». Туда же идет закадровый голос героев, их мысли предложены зрителям в избытке. На самой поверхности лежат параллели с «Самой обаятельной и привлекательной» и «Служебным романом», достаточно насмотренный зритель найдет отсылки еще к полудюжине советских романтических кинохитов, адресованных старшему поколению. И это неплохо. Просто это выстрел в молоко.
Кадр из фильма » Развод по собственному желанию»
Увы, такой подход совершенно не годится для сегодняшнего прокатного кино. В кинотеатры пока поколение, помнящее Наталью Гундареву, Олега Янковского и Ирину Муравьеву, заманить не удается – сомнительное удовольствие за весьма большие деньги. Но для кого в таком случае снято подобное кино? Для подростков, коротающих время между очередным клоном «Голодных игр» и стодесятой частью кинокомикса или автофраншизы? Так беда в том, что не поймут они ни юмора, заложенного в картину, ни ситуацию, ни интригу, формирующую сюжет.
Кадр из фильма » Развод по собственному желанию»
Поверхностный взгляд на ленту Северова и вовсе вызывает только отрицательные эмоции – в фильме нет положительных героев: сын врал родителям три года, разошедшиеся муж с женой думают друг про друга такие гадости, что зрителя покрывает румянец, среди знакомых главных героев аферистка с неудовлетворенными сексуальными фантазиями и недалекий алкаш. Даже случайные уличные знакомые оказываются то проституткой, то мерзавцем, мочащимся в парадном. Карикатура, а не реальный мир. Беда и с актерами, они играют не людей, а функции, заложенные автором в не самое элегантное повествование. Константин Юшкевич явно скован ограниченностью персонажа, Наталья Суркова отчаянно желает быть похожей на упомянутую нами уже Гундареву, а Юрий Гальцев, кажется, снимался, не приходя в сознание после очередного рейса парохода «Аншлага». Беда с актерами, двумя словами.
Кадр из фильма » Развод по собственному желанию»
Но даже не это самое страшное. Уже перечисленные нами картины советской эпохи, как и десятки их ровесников, кроме понятности для зрителя обладали душевностью, эмоциональным настроем, способностью воодушевлять. Герои в них действительно преображались к финалу, оставаясь самими собой по сути. Про «Развод» такого сказать нельзя. Нельзя назвать это кино трогательным, не получится найти в нем привлекательность и обаяние, вряд ли кто-то посчитает его комедией, да и романтики в фильме не слишком много. Возможно, не удалось в достаточной мере раскрыть прошлое героев, а ведь не понимая, что свело вместе Сергея и Елену, сложно представить, что может их развести и снова воссоединить. Нет от картины ощущения причастности или сочувствия, увы, сюжет предсказуем и совсем не изобретателен. Недостаточно в нем и внутреннего чувства юмора и самоиронии, чтобы зритель мог оттаять и принять происходящее в кадре.
Вот и остается наблюдать за тем, как бродит герой по берегам Фонтанки, канала Грибоедова и набережным Невы, любоваться видами Петропавловской крепости и ночным силуэтом стрелки Васильевского острова, вместо того чтобы горевать над чьим-то разводом. Да даже постер говорит о том, что весь ваш «Развод» похож на петербуржский развод мостов – створки обязательно соединятся после недолгого расставания. На большее фантазии авторов не хватило.
Олег Янковский то и дело разыгрывал режиссера. Как снимали фильм «Влюблен по собственному желанию»
Сыграв в фильме «Влюблен по собственному желанию», актриса Евгения Глушенко в 1983 году получила приз за лучшую женскую роль на XXXIII Берлинском кинофестивале. Но этот факт в СССР замалчивали. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
Ранее успешный спортсмен, а ныне злоупотребляющий алкоголем рабочий завода, и невзрачная библиотекарь случайно знакомятся. Заключают соглашение влюбиться друг друга с помощью аутотренинга и каждодневной работы над собой. Когда у них ничего не выходит, они готовы бросить затею, но любовь между ними возникает сама собой.
Пришел подкупить
Режиссер Сергей Микаэлян прошел войну, был дважды ранен. Тема отголосков войны так или иначе присутствует в его лентах. Поэтому герои фильма, далекого от военной тематики, в свободное время ездят за город и разыскивают захоронения пропавших без вести солдат по фамилиям на братских могилах. Но главное не это. По собственному признанию, еще во фронтовых окопах под Ржевом будущий режиссер боролся со страхом с помощью самовнушения. Потом всю жизнь занимался аутотренингом и мечтал поделиться опытом с другими. Поскольку аутотренинг, психоанализ в СССР официально считали чуждыми дисциплинами, о лентах с подобными идеями не могло быть и речи. Только к концу 1970-х решили, что никакой антисоветчины в подобных увлечениях нет.
Виктор Мережко
Тогда режиссер и начал писать сценарий под названием «Сотвори себя сам». Представьте себе, что это кино изначально задумывалось совсем не о любви! Микаэлян просто хотел приобщить зрителей к работе над собой. Правда, к этому моменту он снял уже девять фильмов и мог отличить хороший сценарий от неудачного. Вовремя почувствовал, что написанное им сильно хромает. Попросил о помощи журналиста «Известий» Александра Васинского. Но и это соавторство не сделало сценарий совершенным. В начале 1980-х одним из самых ярких сценаристов в Москве считался Виктор Мережко. С успехом шли его ленты «Вас ожидает гражданка Никанорова» (1978), «Родня» (1981). Режиссер купил большой брикет мороженого за 48 копеек и отправился к нему домой. С порога сказал: «Витя, я пришел тебя подкупать! Спасай». За 10 дней Мережко смог превратить сценарий о самосовершенствовании личности в лирическую комедию. Но не верил в успех будущей картины, попросил не упоминать его в титрах, о чем потом сожалел.
Абдулов слишком высок
Зная актерские работы Евгении Глушенко в фильмах «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977) и «Впервые замужем» (1979), режиссер без кинопроб утвердил ее на роль Веры. А вот главного героя найти не удавалось долго. На роль Игоря Брагина пробовались известные актеры. Александр Абдулов был очень высокого роста, в паре с миниатюрной Глушенко оба смотрелись комично. У Бориса Щербакова, по мнению режиссера, не хватало природного чувства юмора. Актриса посоветовала подумать о кандидатуре Олега Янковского. Он в 1974 году снимался в фильме Микаэляна «Премия» в роли парторга. Таким режиссер его и запомнил. Ему не пришло в голову предложить Олегу Ивановичу попробовать себя в качестве алкоголика на экране. Актер принял приглашение с восторгом.
Всеволод Шиловский сначала отказался от роли соседа-собутыльника Коли. В юности он сам занимался спортом. Ему показалось, что в сценарии автор глумится над спивающимся спортсменом. Но когда актер узнал, кого утвердили на главные роли, изменил свое решение.
Ирина Резникова
Если гора не идет
Поскольку Янковский параллельно снимался в «Полетах во сне и наяву», много играл в театре «Ленком», съемочной группе пришлось подстраиваться под востребованного актера. Плановое начало съемок совпало с гастролями «Ленкома» в Ташкенте. Микаэлян решил переместить съемки в столицу Узбекистана и окрестности. Именно там снимали загородные подмосковные сцены, что было непросто. Пришлось подбирать, а отчасти создавать с помощью декораций пейзажи среднерусской полосы, закрывать второй план искусственными деревьями. Из Ленинграда везли изготовленные на «Ленфильме» копии обелисков и памятников солдатам, так как братских могил времен войны в Узбекистане нет. До республики не докатились бои.
Олегу Ивановичу было под 40 лет. Герой по сценарию моложе. Актеру клеили челку. Он был неотразим и обаятелен до конца жизни. Но залысина сформировалась рано, и режиссеру казалось, что с ней герой выглядит совсем уж безнадежным пропойцей. Ее прикрыли полупариком.
С внешностью Евгении Глушенко гримеры творили чудеса. Героиня должна была эволюционировать на глазах у зрителей. В начале ленты Вера — полная сутулая неинтересная женщина с тяжелой походкой. Для этого актрисе под одежду крепили ватные накладки, которые по ходу сюжета постепенно удаляли, создавая на экране эффект похудения. С помощью профессиональных ухищрений гримеры имитировали ей проблемную кожу лица, прыщи, пигментные пятна, от которых она в конце избавилась. Актриса не жалела себя и вдобавок мазала волосы глицерином для создания эффекта неухоженности, который в конце пропадает. Мы, как и Брагин, должны были видеть, что девушка изменяется и хорошеет. Это сработало!
Приз Берлинале
Шиловский с Янковским то и дело разыгрывали режиссера. Однажды Микаэлян обнаружил актеров в гостиничном номере в крайне нетрезвом состоянии. Они отказывались от съемок, требовали везти их не в студию, а в ресторан. Когда до студии добрались, их не хотел впускать вахтер, грозил вызвать милицию. После того как помощники из съемочной группы с большим трудом заволокли их на 3-й этаж в режиссерскую комнату, выяснилось, что актеры трезвы!
К концу съемок директор группы обнаружил дефицит бюджета. Экономил на всем. А тут понадобились большие промышленные электронные часы, которые видны из окна героя Янковского. На них в финальной сцене в полночь обнуляется время и вновь начинает свой ход. Важный драматургический поворот. Но в начале 1980-х такие гигантские часы были новомодным сложным прибором, стоили более 1 000 рублей. На них уже не хватало денег. И тогда оператор-постановщик Сергей Астахов с помощью паяльника, лампочек, консервных банок и проводов создал бутафорские цифры часов на крыше. Фильм стал первой полнометражной работой для ныне легендарного кинооператора («Брат», «Брат-2», «Салют-7»).
Премьера состоялась 1 ноября 1982 года. Картину закупили 26 стран. В 1983-м на XXXIII МКФ в Западном Берлине (ФРГ) Евгения Глушенко получила приз «Серебряный медведь» за лучшую женскую роль. Триумфальное событие осталось незамеченным советской прессой. Тогда же по опросу «Советского экрана» Олега Янковского признали лучшим актером года.
В 2000-м Сергей Микаэлян предложил снять продолжение истории. Сценарий назывался «Развод по собственному желанию». Глушенко согласилась. Янковский сказал, что дважды в одну реку войти невозможно. В 2010-м Микаэлян подарил сценарий молодому режиссеру Илье Северову. Картина снята в 2015 году как отдельная история. Единственный мостик из прошлого — Сергей Астахов стал оператором-постановщиком нового фильма.
Развод по собственному желанию
Сергей и Елена прожили в браке двадцать лет. Он занимался профессиональными велогонками, но теперь обычный тренер. Она – бизнес-леди, которая основала собственную сеть книжных магазинов. Их супружеская жизнь кажется стабильной и счастливой, но неожиданно вспыхивает ссора, заставившая пару о многом задуматься. Серей, под воздействием порыва, решает все бросить и уйти из дома, начать жизнь с чистого листа. Он и не подозревает, как все может измениться буквально за пару часов.
Причина для конфликта была довольно банальная – сын Антон получил свой диплом не за знания, а за деньги, а из института, как выяснилось, его вообще давно выдворили. Именно на этой почве и ссорятся родители. Фильм расскажет о простых человеческих отношениях, о ценности брака и чувств, о том, что нужно всегда доверять друг другу. Но, чтобы понять простые истины, человеку приходиться проходит через испытания, иногда абсолютно нелепые. Так было и с нашими героями.
Несмотря на лиричность повествования, кинолента не лишена динамики: аресты, встреча старых друзей, интриги. В главных ролях снялись известные сериальные актеры Константин Юшкевич и Наталья Суркова. Первый полюбился зрителям после знаменитых Сыщиков и легендарного Марша Турецкого. Наталье Сурковой принесли популярность культовые телекартины Убойная сила, а также Мастер и Маргарита, имевшие колоссальный успех. Своеобразную изюминку привнес в фильм Юрий Гальцев, сыгравший роль лучшего друга главного героя. Этот актер не нуждается в представлении, он давно стал любимцем народа и его талант добавил фильму собственный, оригинальный комедийный окрас.