развитие статики и моторики ребенка первого года жизни
Моторное развитие до 1 года
В этой главе описывается моторное развитие ребенка с рождения до первых шагов без опоры. Обычно это развитие завершается к двенадцатому, самое позднее к восемнадцатому месяцу жизни. За первый год жизни ребенок приобретает базовые моторные возможности, на основе которых он может строить другие свои навыки. Сюда относится и поднимание тела в вертикальное положение с опорой на руки и ноги, и самое разнообразное применение ротовой моторики, основной предпосылки формирования речи. Первый год жизни ребенка венчается умением ходить в вертикальном положении.
Алгоритмы движения запоминаются
Во время первого года жизни ребенок знакомится со своим телом и с миром, окружающим его. Для этого он применяет собственную двигательную систему. Чувственные впечатления (сенсорика), их обработка и реакция на них тесно связаны с моторикой, и не могут рассматриваться отдельно от моторики. Так возникает функциональное единство, которое называют сенсомоторикой. Движение – это координированное взаимодействие различных мышц, суставов и органов чувств. В результате этих функций совместного взаимодействия вырабатывается сенсомоторный алгоритм, который вовлекает в движение все тело; поэтому такой алгоритм называют глобальным алгоритмом
Даже когда описание двигательных алгоритмов ограничивается определенными частями тела, например, рукой, или ногой, при оценке моторики нельзя оставлять без снимания постуральный задний план, то есть, работу всего остального тела. При оценке, например, движения руки необходимо наблюдать, какими движениями уклонения остального тела может (в определенных ситуациях) сопровождаться движение руки. Влияние позиции туловища на движение рук и ног можно четко наблюдать, например, у ребенка, начиная со второго месяца жизни. В этот период, когда ребенок отводит от тела руки, он одновременно отводит и ноги (координация «рука-рука»); когда ребенок поднимает руки, он одновременно (ассоциировано) поднимает ноги. Его туловище при этом вытягивается по продольной оси тела, держится в этом состоянии и не отклоняется в сторону.
Поначалу ребенок не имеет никакого представления о вещах, которые его окружают. Например, он не знает, каковы на ощупь различные материалы, каковы они на вкус, и что скрывается за тем, что он видит. Но ребенок любопытен, он постоянно проводит разведку, и исследует мир, окружающий его. Ребенок познает мир своими руками и ртом. Так ребенок познает формы, качества различных материалов, их разные вкусы; он получает так представление о познаваемости вещей, окружающих его. Одновременно он копит моторный опыт, который в этом возрасте очень хорошо запоминается.
Различные группы мышц познают общий для них двигательный алгоритм, отвечающий различным требованиям каждой отдельной конкретной ситуации. Одна мышца не воспринимается отдельно, как таковая. Регистрируется и запоминается не движение каждой отдельной мышцы, а общая картина движения. Отпечаток каждой совместной (глобальной) функции отображается в разных частях ЦНС подобно географической карте тела.
Если ребенок повторно использует двигательный алгоритм, который он запомнил, с каждым повтором его неумелые движения приобретают все больше элегантности. Различные группы мышц сотрудничают между собой самым разным образом, что позволяет мускулатуре выполнять разнообразнейшие задачи. Так формируются алгоритмы, которые можно впредь применять и всячески изменять в процессе освоения каждой новой моторной функции.
Двигательный опыт до родов и после рождения отличается различностью условий, с которыми ребенок должен сталкиваться Эмбрион парит во фруктовых водах, для него сила тяготения практически отключена. Поэтому на первый план у эмбриона выходит не сохранение позы тела, а движение, как таковое.
С ростом размера тела ребенка, пространство для движения становится меньше, и оболочка матки ограничивает движения, создавая сопротивление детскому движению, одновременно обеспечивая опору.
После рождения сила тяжести оказывает воздействие на ребенка без удерживающего ограничения за счет матки. В этих условиях ребенку сначала не хватает умения регулировать позу. Но все меняется уже на четвертой неделе, а к концу третьего месяца жизни ребенок может, например, находиться в положении “лежа на спине”, одновременно балансируя свое туловище. Для опоры в положении на спине он использует собственную спину. Способность ребенка опираться на спину открывает свободу движения рук, ног и головы.
Положения тела и опорные поверхности
Ребенок развивает свои моторные функции из положения на животе, положения на спине и положения на боку. С рождения до ходьбы без опоры ребенок постоянно выпрямляется, его тело располагается все выше. При этом он вынужден каждый раз по-разному бороться с силой тяжести, пытаясь удержать тело и сталкиваясь с различной степенью гравитации.
В положении на животе движения новорожденного спокойны, благодаря большой устойчивости тела. Ошибиться трудно. Из этого положения ребенок выпрямляется, и за первые три месяца переходит в позиции с опорой на локти.
В положении на спине осанка навороженного младенца сначала очень непостоянная и неуверенная. Здесь легко ошибиться, на что ребенок реагирует массой беспорядочных и не целенаправленных движений. Причина такой неуверенности лежит в отсутствии навыков регулирования позы. Новорожденный еще не умеет опираться своей спиной на постель. Только в течение первых трех месяцев жизни поверхность постели становится для ребенка опорной поверхностью. Но положение на спине и положение на боку остаются для ребенка неустойчивыми позами, которые требуют больше усилий для регулирования.
В процессе выпрямления тела ребенка и перемещения его вперед непрерывно изменяется площадь опоры тела ребенка. До конца восьмого месяца жизни, в положении на спине и в положении на боку ребенок все еще использует для опоры всю площадь туловища. С выпрямлением, площадь опоры становится все меньше. В конечном счете, ребенок начинает опираться только на руки и таз в положении сидя на боку, или только на руки, колени и голени при ползании на четвереньках. В результате дальнейшего выпрямления, в конце четвертого триместра весь вес тела направлен лишь на маленькую площадку ступней.
Поскольку опорные поверхности становятся меньше, требования ко всей сенсомоторной системе возрастают; равновесие тела становится более чувствительным к помехам, и должно непрерывно регулироваться.
Для обеспечения позы, ребенок осваивает различные функции мускулатуры туловища. Как правило, это происходит уже за первые двенадцать месяцев его жизни при опоре на руки, переворачивании, вставании и ходьбе, а также при схватывании предмета. Все эти различные последовательности движений требуют регулирования позы. Они показывают, что поза и движение взаимно зависимы уже в ранний период развития. Как правило, опорно-двигательному аппарату ребенка требуется 12-18 месяцев, чтобы надежно удерживать позу тела на различных этапах выпрямления и поднимания. Тем временем различные функции отдельных мышц комбинируются всегда в новых конфигурациях, так что ребенок отрабатывает и тренирует самые разные двигательные алгоритмы. Только после этого ему открывается доступ в горизонтальное и вертикальное пространство, поскольку он может поворачиваться, садиться, вставать, или ползать.
Движущей силой применения сенсомоторных алгоритмов в спонтанном процессе развития становится любопытство и интерес ребенка ко всему, что его окружает. Эти сенсомоторные алгоритмы служат средством для удовлетворения любопытства и потребности ребенка в общении.
Когда ребенок становится старше, круг его интересов расширяется, и многообразие двигательных алгоритмов, которые ребенок применяет для удовлетворения своего интереса, постоянно расширяется. Постоянная практика дает ребенку умение тонко настроить свой двигательный аппарат для самых разных целей, и применять его самыми разнообразными способами. С практикой ребенок приобретает широкий спектр воспоминаний о движениях (схему тела). Если ребенок разработал свой индивидуальный базовый двигательный алгоритм, он будет прибегать к нему снова и снова на протяжении всей своей жизни при изучении новых функций, например, в спорте, при вождении автомобиля или игре на музыкальном инструменте.
Но если ребенок на первом году своей жизни лишь в ограниченном объёме использовал какой-либо базовый моторный алгоритм, то по всей вероятности все его дальнейшее развитие будет испытывать дефицит, поскольку позы тела в процессе выпрямления становятся все труднее, а постуральные задачи балансировки и удержания туловища все сложнее.
Видимо, существует физиологическое окно времени, когда вся сенсомоторная система особенно быстро реагирует и хорошо обучается в процессе постурального развития. Совершенно очевидно, что в первые три месяца это окно широко распахнуто.
Двенадцать месяцев первого года жизни подразделяются в медицинской терминологии на 4 триместра (4 раза по три месяца = 12 месяцев), эти отрезки времени плавно перетекают один в другой. В каждом триместре ребенок проявляет развитие, типичное для данного периода; результаты этого развития становятся основой для развития ребенка в следующем триместре. В каждом триместре проявляются определенные признаки развития выпрямления тела и перемещения вперед.
► Выводы
Ребенок рождается с двигательным опытом, который он приобрел еще до родов. Стабилизация осанки его туловища развивается в течение первых лет жизни, образуя основу для дальнейшего выпрямления в вертикальное положение. Дефицит этих рано приобретенных постуральных навыков может стать причиной постуральных нарушений в процессе дальнейшего развития. В каждом триместре проявляются определенные признаки развития выпрямления и движения вперед. Так ребенок приобретает широкий спектр воспоминаний (схему тела). При частом повторении в течение первого года жизни ребенок запоминает свой индивидуальный базовый алгоритм, к которому он возвращается при изучении новых моторных функций снова и снова на протяжении всей своей дальнейшей жизни, например, в спорте или при игре на музыкальном инструменте. Для определения статуса развития ребенка анализируются проявления в виде спонтанных движений. При этом особое внимание посвящается постуральному регулированию туловища и позвоночного столба. Сравнивая спонтанно примененный двигательный алгоритм ребенка с двигательными алгоритмами, которые использует примерно половина нормально развитых детей, можно сделать заключение о качестве развития моторных функций.
Развитие статики и моторики ребенка первого года жизни
Выделяют следующие этапы раннего психомоторного развития ребенка (темпы развития могут варьироваться) (М. М. Кольцова, Н. С. Журба, Е. М. Мастюкова, Н. С. Жукова и др.):
В первые месяцы жизни у ребенка наблюдается сгибательная мышечная гипертония. Затем постепенно тонус мышц нормализуется, и развиваются свободные нецеленаправленные движения рук. Возникновение зрительного и слухового сосредоточения обеспечивает поворот головы и прослеживание взглядом движущегося предмета. Формируется умение удерживать голову лежа на животе, что способствует зрительному ознакомлению с окружающими предметами и активному бодрствованию. В 3 месяца возникает комплекс оживления (улыбка, активные движения рук и ног, гуление) в ответ на появление взрослого. Движения рук в системе комплекса оживления постепенно закрепляются, развиваются ощупывающие движения, формируются зрительно-тактильно-кинестетические связи. Но до 3-4 месяцев движения носят безусловно-рефлекторный характер, без целенаправленного волевого усилия.
В 3-4 месяца зрительный, слуховой и двигательно-кинестетический анализаторы включаются в процесс познавательного развития (ребенок начинает отыскивать источник звука, тянуться и захватывать игрушки, предметы). Взгляд начинает прослеживать движения руки, а затем направлять ее. В процессе захватывания и манипулирования игрушками и предметами улучшаются движения пальцев рук, совершенствуется зрительно-моторная координация, развиваются предметные действия. Предметная деятельность способствует познанию окружающего мира, возникновению ощущений, развитию мышления и речи. Дети учатся поворачиваться на бок, на живот, стараясь дотянуться до игрушек.
С 5 месяцев ребенок при манипулировании с предметами начинает активно действовать пальцами, может перекладывать предмет из одной руки в другую. С 6 месяцев ребенок может уверенно удерживать в руках предметы и игрушки. Совместные со взрослым предметные действия опосредуют процесс общения. На основе манипуляций с предметами (схватывание, притягивание, ощупывание, отталкивание, извлечение звуков, обследование губами и языком) малыш выделяет их постоянные свойства. Дети учатся ползать, что расширяет ориентировку в окружающем.
С 7 месяцев ребенок учится соотносить предметы друг с другом (вкладывать, вынимать, проталкивать, нанизывать, перемещать, использовать предмет в качестве орудия). Появляется реакция равновесия – ребенок начинает уверенно сидеть, ползать на животе. С 8 месяцев он пробует ползать на четвереньках и стоять при поддержке за руки; учится брать мелкие предметы двумя пальцами, манипулировать двумя предметами, подражает предметным действиям взрослых. Глаз уверенно направляет движения руки.
С 10-11 месяцев ребенок начинает стоять самостоятельно, делает первые шаги без опоры, выполняет функциональные действия, т. е. использует предметы по их назначению. Совершенствуются движения пальцев, что в свою очередь усиливает согласованную деятельность лобных и височных отделов головного мозга.
К концу первого года жизни ребенок начинает пользоваться ложкой, ходить без посторонней помощи, преодолевать небольшие препятствия. По показу взрослого может выполнять сложные действия руками: поставить друг на друга кубики, снять и надеть на стержень кольца. Интенсивно развивается артикуляционная моторика. Отношения ребенка с окружающим миром реализуются в совместной деятельности со взрослым.
В 1 год – 1 год 3 месяца у ребенка освобождаются большой и указательный пальцы, продолжается развитие тонких движений пальцев рук. В речевые области мозга поступает интенсивная импульсация от движения пальцев, что способствует активизации и более быстрому созреванию этих отделов (М. М. Кольцова, Л. А. Панащенко). Движения занимают почти все время бодрствования ребенка. Дети проявляют большой интерес к окружающему – могут подойти к любому интересующему предмету и начать с ним действовать, что создает благоприятные условия для психического развития.
В период от 1 года до 2 лет постепенно развивается равновесие, и ребенок начинает ходить уверенно. С появлением ходьбы интерес ребенка смещается со взрослого на мир предметов и действия с ними. Ребенок старается больше узнать о способах действий с предметами и их назначении (происходит усвоение конкретных действий, их отделение от предмета и обобщение, сравнение своих действий с действиями взрослых) – формируется предметная деятельность (в совместной деятельности со взрослым, затем в совместно-раздельной). В процессе освоения предметного мира развиваются все виды восприятия, на основе которых формируются представления о свойствах предметов, их назначении, общие понятия, развивается мышление, расширяется и обогащается словарь ребенка. Речь становится средством обобщения и более активного общения. Формируются первые игровые умения: дети усваивают способы действий с разными игрушками и предметами. Наблюдая за деятельностью взрослых, дети воспроизводят действия с предметами в соответствии с их назначением, с определенной целью. Совершенствуется моторика – ребенок учится координировать свои движения: ходить и одновременно действовать руками, подниматься и спускаться по лестнице, бегать, прыгать, подлезать, приседать, кататься на трехколесном велосипеде. К концу второго года малыш уже может бросать мяч, чертить карандашом, пользоваться ложкой и чашкой, перелистывать страницы в книге, строить из 2-4 кубиков «башню», завершить доску «Сегена» (круг, квадрат, треугольник). Ребенок в этот период нуждается в активном взрослом, в одобрении своих удачных действий. В результате поощрения у ребенка повышается эмоциональный тонус, растет чувство доверия, что влияет на успешность освоения предметной деятельности, на психическое развитие. Ребенок начинает себя оценивать в зависимости от успеха или неуспеха в деятельности. Поэтому важно быть внимательным к ребенку, помогать при неудачах.
В период от 2 до 3 лет происходит интенсивное развитие мыслительных процессов, усложняется деятельность ребенка (предметная деятельность становится ведущей). Действия с предметами формируются в совместно-раздельной деятельности, в деятельности по образцу, постепенно становятся самостоятельными и обобщенными. У детей совершенствуется моторика: они учатся бегать, стоять на одной ноге, ходить на носках, сидеть на корточках. Дети овладевают действиями с песком и глиной, учится рисовать простые линии и формы, резать ножницами, красить пальцем. Учатся правильно выделять форму, величину, цвет предметов. Выполняя орудийные и соотносящие действия, ребенок совершенствует процессы восприятия, у него развивается зрительное соотнесение предметов. Малыши учатся группировать предметы по форме, затем по величине, цвету. Постепенно дети начинают видеть в предметах весь комплекс основных их свойств. Уточняются представления о предметах, формируются образы, совершенствуется способность обобщения, благодаря чему развивается умение отгадывать простые загадки. В предметно-игровой деятельности начинает зарождаться игра – действия приобретают определенное значение, ребенок учится ставить и решать игровые задачи. Освоение предметных действий приводит к их обобщению и переносу в другие ситуации – так возникают игровые действия. Дети сравнивают свои действия с действиями взрослых и берут на себя роли взрослых, начинают использовать в игре предметы-заместители, взаимодействуют со сверстниками в совместных играх – складываются предпосылки сюжетно-ролевой игры. К 3 годам малыш становится более умелым и самостоятельным. Он умеет пользоваться многими предметами, одеваться. Осознает себя как инициатора собственной деятельности. Противопоставляет себя взрослым: «Я сам». Стремится к активному соучастию в жизни взрослых. Однако малыш не умеет еще многого. Возникает противоречие между стремлением к самостоятельности и ограниченными возможностями – развивается кризис 3 лет. В процессе становления предметной деятельности на фоне усложняющегося общения со взрослыми ребенок достигает нового уровня личностного развития. Сложность предметного мира и отношений между взрослыми побуждают детей понять мир взрослых, их действия и отношения.
В дошкольном возрасте развивается любознательность, ребенок начинает лучше ориентироваться в окружающем мире, приучается сравнивать, устанавливать связи между явлениями, выяснять причины и следствия, искать объяснения – развивается мыслительная деятельность. Происходит дальнейшее развитие моторики: ребенок учится ловить мяч, бросать его через голову; прыгать на одной ноге, ходить по лестнице, чередуя ноги, ходить по бревну, учится кататься на двухколесном велосипеде, на лыжах и коньках; правильно держать карандаш при рисовании, обводить, раскрашивать, рисовать, воспроизводить формы, писать буквы и цифры, лепить из пластилина, строить из кубиков, собирать пазлы.
Таким образом, нормальное сенсомоторное развитие составляет основу всего психического развития. В раннем детстве происходит усвоение важнейших компонентов общечеловеческого опыта, являющегося фундаментом дальнейшего развития: закладываются основы психической деятельности, эмоций, мотивационно-потребностной сферы, развиваются моторная сфера и речь.
Список литературы:
1. Аксарuна, Н. М. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медицина, 1977. – 303 с.
2. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие / Цветкова Л. С., Семенович А. В., Котянина С. Н. и др.; Под ред. Цветковой Л. С. – М.: Московский психолого-социальный ин-т; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2001. – 272 с.
3. Астапов, В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 216 с.
4. Бадалян, Л. О. Детская неврология. – 3-е изд. – М.: Медицина, 1984. – 567с.
5. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Просвещение; Учебный лист, 1996. – 158 с.
6. Воспитание детей раннего возраста: пособие для воспитателей дет. садов и родителей / Е. О. Смирнова, Н. Н. Авдеева, Л. Н. Галигузова и др. – М.: Просвещение; Учеб. лит., 1996. – 158 с.
7. Журба, Л. Т., Мастюкова, Е. М. Нарушения психомоторного развития детей первого года жизни. – М.: Медицина, 1981. – 270 с.
8. Кешинян, Е. С. Психомоторное развитие детей на первом году жизни (пособие для врачей). – М.: 2000. – 47 с.
9. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М.: Педагогика, 1973. – 143 с.
10. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева и др. – М.: Просвещение, 2003. – 253 с.
11. Мастюкова, Е. М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1997. – 304 с.
12. Педагогика раннего возраста / Под ред. Г.Г. Григорьевой, Н. П. Кочетовой, Д. В. Сергеевой. – М.: Академия, 1998. – 336 с.
Организация занятий для развития мелкой маторики и речи ребенка
Автор: Редакция Мастерслух
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
Уровень владения мелкой моторикой, то есть точность и ловкость движений, которые совершаются с помощью пальцев рук и кистей, напрямую влияет на развитие ребенка в целом и его речь в частности. Зависит он от того, насколько скоординированы три главные системы организма – нервная, костная и мышечная.
Развитие мелкой моторики и речи идет параллельно
Как и почему мелкая моторика влияет на развитие ребенка
Развитие мелкой моторики ребенка помогает повысить его уровень владения речью, создает благоприятный эмоциональный фон, учит концентрировать внимание и правильно его распределять. Это является залогом готовности к обучению в школе и формированию почерка. Все движения, которые совершаются нашими пальцами, способствуют развитию важных психических функций – памяти, внимания, мышления.
Мелкая моторика и речь у людей развиваются параллельно: сперва мы осваиваем тонкие движения пальцами рук, затем учимся произносить слова. В дальнейшем чем более ловкими становятся наши пальцы, тем больше совершенствуются речевые реакции. С точки зрения биологии эта связь обуславливается тем, что моторный и речевой центры в головном мозге располагаются рядом друг с другом. Если мы начинаем стимулировать первый, автоматически начинает активизироваться и второй.
Заниматься развитием мелкой моторики нужно начинать как можно раньше. У детей часто наблюдаются скованность движений, отсутствие гибкости и плавности в них, нарушение координации и ритма. Систематическая работа над совершенствованием двигательных навыков приводит к улучшению речевых реакций. Если же занятия по развитию мелкой моторики будут сопровождаться заучиванием и повторением стихов, речь ребенка станет более четкой, ритмичной и эмоционально окрашенной.
Начать никогда не поздно
Существует заблуждение, что эффект от занятий по развитию мелкой моторики можно получить только в младшем возрасте. На самом деле – в любом. Однако чем старше мы становимся, тем меньше работаем над тренировкой важных психологических процессов. Мы не просто не стремимся совершенствоваться, а перестраиваем функции нашего организма в сторону меньших требований. Поэтому считается, что дети в силу своего возраста эмоционально, интеллектуально, психически более пластичны, что помогает им добиться хороших результатов в короткие сроки.
Развивать мелкую моторику можно и нужно в любом возрасте
Как организовать занятия по развитию мелкой моторики
Выбор способов развития мелкой моторики зависит от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка: каждому присущи свои качества, у каждого свой уровень развития и свой первоначальный сенсорный опыт. Самое главное – занятия должны быть систематическими, это поможет сформировать необходимые моторные функции, а также добиться организованности и последовательности в достижении качественного результата на этапе раннего детства.
В этом возрасте процесс обучения лучше всего организовать в игровой форме: занятия не должны вызывать у ребенка скуку, он должен быть полностью вовлечен в процесс. Использование дидактических игр помогает совместить познавательную деятельность малыша и игровую.
Следуйте за интересами ребенка
Помните, что в индивидуальном подходе нуждаются все дети, а не только те, кто по каким-либо причинам выделяется из коллектива. Это является одним из важнейших принципов воспитания и обучения. Любой педагог и родитель должен стараться учитывать интересы ребенка, чтобы коррекционная работа позволила добиться положительных результатов с одной стороны и реализовать разностороннее развитие личности с другой. Так мы сможем сформировать у ребенка те черты и качества, которые будут ценны для него.
Занятия должны учитывать интересы ребенка
Чем можно заниматься с ребенком для развития мелкой моторики
Пальчиковая гимнастика
Дошкольников легко заинтересовать двумя формами пальчиковых упражнений:
Работа с массажными мячами и валиками, Су-Джок терапия
Игры с мелкими предметами
Это может быть все что угодно – бусы, пуговицы, мелкие игрушки, камешки, счетные палочки. Их можно по одному складывать в коробку и вытаскивать из нее; пытаться нащупать этот предмет в емкости, заполненной крупой; опознавать различные предметы на ощупь с закрытыми глазами и т. д.
Игры со шнуровками
В процессе этой игры ребенок научится делать различные стежки (простые, крест-накрест), продевать шнурки в дырочки, завязывать бантики, нанизывать мелкие предметы. Не менее важно, что потом ему придется все это расшнуровать, что может оказаться даже более сложным.
Вышивание
Для детей младшего возраста можно приобрести специальные наборы, которые представляют собой заготовки из пластика или картона и безопасную пластиковую иголку. В более старшем возрасте ребенок может учиться уже традиционной вышивке.
Работа с бумагой
Такие задания могут включать складывание, вырезание, выполнение аппликаций, оригами.
Работа с карандашом
Это может быть обычное рисование и с использованием трафаретов, раскрашивание и закрашивание фигур, обведение их по контуру, заполнение штриховкой.
Игры с песком
Ребенку можно предложить:
Лепка
Делать различные поделки можно из обычного пластилина, глины, соленого теста. Для начала это могут быть простые предметы – шарики, колбаски, фрукты, животные и др. Затем можно перейти к сюжетной лепке: ее герои должны быть связаны между собой какой-то историей, явлением, событием.
Игры с прищепками
Ребенку можно давать различные задания:
Массаж пальчиков рук
Это может быть пассивный массаж, который выполняется взрослым и комментируется потешками («Сорока-белобока» и т. п.). Или активный, когда ребенок по очереди разминает подушечки и фаланги пальцев, проговаривая стишки.
Хвалите ребенка даже за самые маленькие достижения
Как видите, процесс развития мелкой моторики можно сделать увлекательным для любого ребенка. Не забывайте хвалить его даже за небольшие достижения, заниматься систематически – и результаты не заставят себя ждать.
Расскажите или сохраните себе:
Еще в разделе “О слухе”
Потеря слуха у детей в разном возрасте. Как жить дальше?
Советы, как адаптироваться к новой жизни после потери слуха на разных возрастных этапах, дает сурдопедагог ООО «МастерСлух» Татьяна Васильева. Читать далее →
Внезапно. Вчера еще слышал. Сегодня – нет
Что нужно знать о внезапной потере слуха, можно ли ее вылечить и предупредить, рассказывает врач сурдолог-оториноларинголог ООО «МастерСлух-Москва» Зинаида Морозова. Читать далее →
Как у взрослых, только лучше, или Почему бабушкин слуховой аппарат не подойдет ребенку
Что нужно знать про слуховые аппараты для детей. Самые популярные вопросы и ответы. Читать далее →