развитие детей средствами природы длительное пребывание на воздухе жизнь в согласии с природой это
III. Предметно-методические знания
3.1. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
1.Педагогическое мастерство – это:
А) Высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека.
2.Педагогический мониторинг – это:
А) Постоянное отслеживание состояния педагогической системы принятия управленческих решений, её функционирование и развитие.
3. К индивидуальным формам методической работы относятся:
В) Наставничество.
4.Какой из документов определяет специфику организации учебно – воспитательного процесса в конкретном ДОУ с учётом стандарта дошкольного образования:
А) Образовательная программа.
5. Председатель Совета педагогов:
Б). Избирается Советом педагогов.
6.Важная функция управления, которая обеспечивает систематическую рациональную и эффективную работу всех подразделений ДОУ:
А) Планирование.
7. Организационно – юридический документ, регламентирующий одну из сторон деятельности учреждения:
В) Положение (локальный акт).
8.Последовательность выполнения действий – это:
Б) Алгоритм.
9. Заседания Совета педагогов правомочны, если на них присутствуют:
А) Половина его членов.
10. Как называется вид контроля, предполагающий изучение системы работы воспитателя в пределах определенной темы, предусмотренной программой?
В) Тематический.
11. Педагогическую диагностику с детьми целесообразно проводить:
Б) Два раза в год.
12.Календарный вид планирования:
В) Определяет порядок работы с детьми в течение дня.
13. ДОУ с этнокультурным компонентом образования – это учреждение, которое реализует образовательную программу дошкольного уровня обучения в пределах стандарта и обеспечивает изучение:
Б) Национального языка, культуры, традиций народа.
14. Форма методической работы, для которой характерны групповые занятия по определенному плану с целью повышения теоретического уровня педагогов – это:
А) Семинар.
15.Какие технологии можно отнести к инновационным для ДОУ:
А) Проблемное обучение.
В) Развивающее обучение.
16. Режим жизнедеятельности ДОУ, предполагающий качественно новое состояние всех элементов и системы в целом называется:
А) Режим развития.
17.Качество дошкольного образования – это:
А) …такая организация педагогического процесса в ДОУ, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка возрастает в соответствии с учетом его личностных, возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения.
3.2. Теория и методика формирования математических представлений
1. Сенсорное воспитание как основа математического образования дошкольников — это.
б) целенаправленный педагогический процесс, направленный на формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия;
2. Дидактический материал М. Монтессори направлен на развитие. :
б) сенсорных способностей;
3. Традиционными средствами формирования элементарных математических представлений являются:
а) оборудование для игр и занятий, комплекты наглядного дидактического материала, литература;
4. Занятия по развитию элементарных математических представлений нацелены на.
б) предъявление новых знаний, повторение и систематизацию пройденного материала, закрепление умений и навыков;
5. В младших группах использование словесного метода на занятиях по математике сопровождается:
г) загадочным, сказочным тоном, медленным темпом и многократными повторениями;.
6. Исключите лишнюю задачу математического развития дошкольников.
в) развитие конструкторской деятельности;
7. Развитие познавательного интереса детей к математике требует от педагогов.
а) создания предметно-развивающей, игровой и бытовой среды;
8. Направления работы по формированию математических представлений связаны с.
а) развитием интеллектуальных способностей и формированием содержательных, математических представлений и понятий;
9. Исключите лишний раздел программы по формированию математических представлений:
б) «Моделирование»;
10. По программе обучения дочисловая деятельность младшего дошкольника включает в себя.
б) выделение свойств предметов, необходимых для овладения математическими представлениями, действий сравнения;
11. Основанием для введения ребенка в мир числа старшего дошкольника является.
а) выполнение действий с величинами, пользование условной меркой;
12. Дидактические игры и упражнения на занятиях по развитию математических представлений способствуют.
а) закреплению знаний, умений и навыков, развитию психических процессов;
3.3. Теория и методика экологического образования дошкольников
1. Природа используется как средство:
в) для всестороннего развития детей;
2. Направления экологического образования Дошкольников в качестве временного стандарта сформулированы в книге:
а) «Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений»;
3. Какое из суждений не относится к понятию «экологическая культура»:
г) рассматривается как врожденное свойство личности;
4. Экологический подход к пониманию многообразия в живой природе состоит:
Варианты ответа:
а) в том, чтобы показать детям, что физиологические и морфофункциональные особенности организма соответствуют среде его обитания;
б) в необходимости демонстрировать детям, что на каждом этапе развития организма его связь со средой приобретает свое специфическое выражение;
в) в том, чтобы показать, что морфофункциональное сходство растений и животных обусловлено сходством взаимоотношения со средой обитания;
г) в том, чтобы на конкретных представителях растительного и животного мира демонстрировать дошкольникам последовательный процесс развития живого организма с различными требованиями к условиям среды;
д) все верно в совокупности.
5. Экологический подход к содержанию животных и растений в уголке природы ДОУ заключается:
б) в создании условий, в полной мере соответствующих потребностям и приспособленности живых организмов к ним;
6. Сезонными объектами уголка природы могут быть:
д) огород на окне.
7. Элементом экологоразвивающей предметной среды не может быть:
д) уголок ряжения.
8. Педагогический смысл экологических праздников досугов заключается в том, чтобы.
б) вызвать положительный эмоциональный отклик у детей;
9. Природоохранные акции — это социально значимые мероприятия, которые проводятся в ДОУ:
д) в старших группах с привлечением детей, сотрудников и родителей.
10. «Развитие детей средствами природы, длительное пребывание на воздухе, жизнь в согласии с природой» — это задачи:
в) Лесных школ Мулле в Швеции;
11. К парциальным программам социально-экологической направленности относится:
г) «Экономика и экология»;
14. Правильно и умело проведенная диагностика экологической воспитанности детей.
Варианты ответа:
а) показывает уровень развития детей;
б) определяет реальное продвижение в развитии детей;
в) выявляет отношение детей к объектам природы;
г) дает возможность увидеть эффективность программы с точки зрения ее влияния на развитие детей;
д) все ответы верны в совокупности.
3.4. Теория и методика развития речи детей
1. Что является предметом изучения методики развития речи?
а) процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического воздействия;
2. Какая функциональная нагрузка лежит на группе «личностных » характеристик языка?
12. Что не относится к задачам обучения детей иностранному языку? Варианты ответа:
г) формировать навыки и умения в вычислениях и измерениях;
13. В чем заключается суть планирования работы по развитию речи?
б) в проектировании становления и развития речи детей прогнозировании динамики педагогического воздействия на речь и его результативности;
14. В каком программном документе впервые был выделен самостоятельный раздел «Развитие речи»?
д) Типовая программа воспитания и обучения в детском саду.
15. Какое утверждение, касающееся адаптации программы развития речи детей к конкретным условиям работы ДОУ, неверно?
б) разделы по развитию речи представлены в программе изолированно, без учета взаимосвязи между ними;
16. Какова цель методики развития речи?
а) разработка на научно-педагогической основе наиболее эффективных средств, методов и приемов развития речи, повышающих успешность педагогического воздействия;
3.5. Методика развития детского изобразительного творчества
1. Определите показатели, характерные для детского восприятия в доизобразительном периоде:
д) нецеленаправленность.
2. Целью обучения изобразительной деятельности детей является.
г) содействие развитию творческой личности;
3. Какой прием обучения используется на I этапе работы с детьми?
г) рассказ-образец, раскрывающий эмоционально-личностное отношение педагога к картине;
4. Какие изобразительные движения осваивает ребенок в течение второго года жизни?
в) разнообразные рисовальные движения орудийного характера;
5. Какие качества характеризуют детские работы в изобразительном периоде?
в) глубина мысли;
6. Что не рассматривается учеными как вид изобразительной деятельности?
а) рисование;
7. К какому разделу программы относится задача обучения детей выполнению элементов декоративной росписи (за-1 виток, цветок, ягода, листок)?
а) составление узоров;.
8. Какая техника не используется в аппликации?
д) рисование по мокрому.
9. Интегрированные занятия по изобразительной деятельности направлены на.
г) предоставление детям большей самостоятельности в выборе техник и материалов;
10. Какое произведение, которое чаще всего используют в методике ознакомления дошкольников с живописью, написано В. А. Серовым?
г) «Девочка с персиками»;
11. С какой возрастной группы ДОУ начинают приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала с использованием клея и пластилина?
а) средней;
12. В каком возрасте становится возможным участие детей в таких видах ручного художественного труда, как лоскутное шитье, плетение, ткачество, вышивание?
г) старшем дошкольном;
13. Наличие регуляции рисовальных движений у ребенка не определяется по.
в) оригинальности изображения;
13. К разнообразным типам физкультурных занятий относятся занятия:
а) смешанного типа, спортивные, сюжетные, игровые, на тренажерах, ритмическая гимнастика, по интересам, контрольно-проверочное и др.;
3.7. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
1. Что в современных педагогических концепциях рассматривается как основной путь развития личности в онтогенезе приобщения детей к социальному миру?
г) единство социализации и индивидуализации;
2. Социализация — это.
в) процесс усвоения и активного воспроизводства ребенком социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности, и его результат;
3. Диагностика уровня усвоения детьми социальных норм — это изучение представлений детей.
Варианты ответа:
а) о правилах поведения в социуме;
4. Диагностика уровня сформированности эмпатии у дошкольников предполагает оценку уровня.
д) умений сопереживать взрослым и сверстникам.
5. Какой прием помощи со стороны взрослого наиболее эффективен для ребенка в преодолении отчуждения сверстников?
д) создание реальных жизненных ситуаций, обеспечивающих социальный успех в группе сверстников и их родителей.
6. Найдите цель, которая не соответствует содержанию программы С.А. Козловой «Я — человек»:
г) формирование национального самосознания и уважения к православию;
7. Роль игры в ознакомлении дошкольников с социальным миром заключается в.
а) усвоении основных векторов человеческих взаимоотношений;.
8. Социальный образ себя у дошкольника предполагает..
а) приобретение способности к самооценке;
9. Какое проявление социального развития характерно «кризиса 7 лет»?
д) осознание себя как субъекта общения.
10. Как меняется общение ребенка на протяжении дошкольного возраста?;
б) по форме общения и типу взаимоотношений;
15. При диагностике готовности ребенка к общению в школе внимание обращается на.
г) способность общаться в условиях школьных взаимоотношений;
16. Какому возрасту соответствует внеситуативно-познавательная форма общения со взрослыми, которую учитывают современные программы?
Варианты ответа:
г) от 3-4 лет до 5 лет;
17. Какова роль сюжетно-ролевой игры в социально-психологическом развитии дошкольника?
а) игра формирует начальные формы самоконтроля, самооценки, организованности, межличностных отношений детей;
18. Знания возрастных психологических особенностей социального развития детей помогают педагогу-воспитателю:
Варианты ответа:
а) диагностировать уровень социального развития;
б) адекватно оценивать поведение детей в группе сверстников;
в) организовывать коллективную работу;
г) разрабатывать методические рекомендации для родителей;
д) все ответы верны.
19. Одна из причин возникновения нарушений социальных контактов у детей — это.
Варианты ответа:
а) депривация;
б) врожденные физические дефекты;
в) отсутствие положительного опыта общения в семье;
г) недостаток внимания и любви со стороны взрослых;
д) все ответы верны.
Природа — главное средство экологического воспитания
Фаина Краснова
Природа — главное средство экологического воспитания
«Умение жить в согласии с природой,
с окружающей средой следует начинать как можно раньше.
Известно, также, что истинная красота заложена в природе
и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть её». Т. С. Комарова
Таким образом, ребёнок с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У него формируются конкретные первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия, многие в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление.
Разнообразие объектов природы позволяет педагогу организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе рассматривания картин, наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность. Бережное отношение к природе зависит от способности эстетически воспринимать ее, т. е. уметь видеть и переживать красоту природы
Экологическое воспитание дошкольников – достаточно новое направление, целью которого является формирование начал экологической культуры. Формирование начал экологической культуры –это становление осознанно правильного отношения:
— непосредственно к самой природе во всем ее разнообразии;
— к людям, охраняющим и созидающим ее;
— к себе, как части природы;
— к пониманию ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды;
— к осознанию своих умений созидательно взаимодействовать с природой.
В процессе педагогической работы используются такие ведущие методы как:
— словесные (объяснение, беседы, чтение художественной литературы, рассказывание, прослушивание аудиодисков, придумывание сказок познавательного характера к своим рисункам, стихи, загадки, пословицы, поговорки о животных, растениях, природных состояниях);
— наглядные (показ, рассматривание иллюстраций, репродукций пейзажей, натюрмортов, портретов, просматривание видео, наблюдения в природе, пример взрослого);
— практические (наблюдение, показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций, анализ, творческие задания, дидактические, словесные игры, творческая деятельность детей, работа в природе).
Каждый из видов работ решает определённые задачи экологического воспитания.
Эту работу нужно проводить обязательно на природе, во время целевых прогулок, экскурсий, в заранее выбранное место, где дети непосредственно видят объект, имеют возможность его обследовать, задавать вопросы, получить объяснения.
Ещё В. А.Сухомлинский писал: «…. во время экскурсий, вообще при каждом соприкосновении детей с природой, необходимо показать им мир, чтобы они задумались над той истиной, что природа – это наш дом, природа – частица нас самих, а равнодушие к природе – это безразличие к собственной судьбе…»
Все результаты наблюдений фиксируются детьми в рисунках, поделках, рассказах об увиденном.
В процессе экологического воспитания организовываются прогулки.Структурным компонентом которых являются:
— трудовые действия самих детей;
— подвижные игры и игровые упражнения.
(Например, зимой использую различные способы, чтобы помочь детям осознать изменения температуры воздуха, на улице холодно, сильный мороз. На прогулке предложила детям на короткое время снять варежки и ощутить холод. Обращала внимание на то, как тепло одеты дети и взрослые.)
(В начале весны обращаю внимание детей на то, что солнце стало ослепительно ярким. Наблюдали за солнечным лучом (солнечным зайчиком, организовала игру с водой «Весёлые ручейки» и т. д. Т. е. последующее наблюдение стараюсь связывать с последующим.)
Работа с природным материалом
Эта работа вызывает большой интерес у детей. Они всегда работают увлеченно и старательно. В зависимости от темы, занятия проводятся как в группе, так и на свежем воздухе. Обязателен показ образцов нескольких вариантов готовых работ, последовательное объяснение, а затем самостоятельная работа детей, которая позволяет детям погрузится в мир природы, познать ее красоту, «продлить жизнь», уже кажется, засохшему, ненужному природному материалу. Работа с природным материалом развивает фантазию, творческие способности детей, трудолюбие, умение видеть и ценить в природе прекрасное. Полученные на занятиях по изодеятельности и изобразительному искусству знания, умения и навыки дети закрепляют в работе с природным материалом, который заготавливается заранее летом и осенью. К заготовке можно подключить детей.
Дидактические игры чаще всего проводятся с детьми на каникулах. Творческие игры природоведческого содержания и игры с природным материалом (песок, глина, снег, камешки, шишки) проводят воспитатели.
Играя, дети уточняют, закрепляют, расширяют представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности.
Детям очень нравится поисковая работа, равнодушных к ней нет. Чаще всего участвует вся группа. К опыту готовится необходимый материал и оборудование. Проводить его можно и на занятиях и в свободное время.
Опыт включает в себя четыре этапа:
точно определяем проблему;
из предложенных детьми путей решения проблемы, выбираем самый подходящий;
проводим сам опыт или наблюдение;
в конце, беседуя с детьми, обсуждаем итоги, делаем выводы.
Благодаря опытам дети знакомятся с внешними признаками природных объектов, познают некоторые взаимосвязи и закономерности, раскрывают причины многих явлений природы.
Поисковая деятельность развивает интерес к природе, любознательность, стремление получить конечный результат, развивает логическое мышление, способность выражать свои мысли, делать выводы и умозаключения.
Формирование экологического сознания дошкольников как средство воспитания основ патриотизма в условиях реализации ФГОС Родина – это страна, где человек родился и живет, гражданином которой он является. Это ее земля, природа, богатства. Дошкольное детство.
Игра как средство экологического воспитания и значение использования игр Экологические игры предоставляют детям возможность оперировать знаниями, способствуя уточнению, закреплению, обобщению и расширению кругозора.
Презентация «Природа — важнейшее средство развития и воспитания детей дошкольного возраста» Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость,.
Опыт работы «Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников» Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников “Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить,.
Педагогический проект «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 «Забава» Педагогический проект «Дидактическая игра как.
Презентация на тему «Экологические сказки как эффективное средство экологического воспитания дошкольников» Экологическая сказка – это литературное произведение, отражающее природные явления, объекты природы, взаимосвязи и взаимозависимости, существующие.
Реализация проекта «Лэпбук как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» «Реализация проекта «Лэпбук, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» в рамках современного экологического.
Экологические игры как средство экологического воспитания дошкольников Экологическое воспитание детей – современное направление педагогики, сменившее традиционно представленное ознакомление детей с природой.
Экскурсия в краеведческий музей как средство экологического воспитания дошкольников Экскурсия в Томский Областной Краеведческий музей как средство экологического воспитания дошкольников Экологические проблемы в нашей стране.
Дошкольное образование. Помогите ответить на вопросы
2. Направления экологического образования Дошкольников в качестве временного стандарта сформулированы в книге:
Варианты ответа:
а) «Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений»;
б) М. В. Лучич «Детям о природе»;
в) Рыжова «Экологическое образование в детском саду»;
г) С. Н, Николаева «Воспитание экологической культуры в детском саду»;
д) Н. А. Рыжова «Наш дом — природа».
3. Какое из суждений не относится к понятию «экологическая культура»:
Варианты ответа:
а) развивается на протяжении всей жизни;
б) закладывается в дошкольном детстве;
в) становление происходит при участии и под руководством взрослого;
г) рассматривается как врожденное свойство личности;
д) охватывает практику бытовой и профессиональной деятельности.
4. Экологический подход к пониманию многообразия в живой природе состоит:
Варианты ответа:
а) в том, чтобы показать детям, что физиологические и морфофункциональные особенности организма соответствуют среде его обитания;
б) в необходимости демонстрировать детям, что на каждом этапе развития организма его связь со средой приобретает свое специфическое выражение;
в) в том, чтобы показать, что морфофункциональное сходство растений и животных обусловлено сходством взаимоотношения со средой обитания;
г) в том, чтобы на конкретных представителях растительного и животного мира демонстрировать дошкольникам последовательный процесс развития живого организма с различными требованиями к условиям среды;
д) все верно в совокупности.
5. Экологический подход к содержанию животных и растений в уголке природы ДОУ заключается:
Варианты, ответа:
а) в размещении объектов с эстетической точки зрения;
б) в создании условий, в полной мере соответствующих потребностям и приспособленности живых организмов к ним;
в) в возможности осуществлять уход за объектами уголка природы детьми;
г) в расстановке объектов уголка природы в одном определенном месте групповой комнаты;
д) в содержании животных и растений только на участке ДОУ в больших вольерах и теплицах.
6. Сезонными объектами уголка природы могут быть:
Варианты ответа:
а) хомячок;
б) попугай;
в) рыбки в аквариуме;
г) комнатные растения;
д) огород на окне.
7. Элементом эколого-развивающей предметной среды не может быть:
Варианты ответа:
а) мини-ферма;
б) аквариум;
в) комнатные растения;
г) огород на окне;
д) уголок ряжения.
8. Педагогический смысл экологических праздников досугов заключается в том, чтобы.
Варианты ответа:
а) сообщать детям новые знания;
б) вызвать положительный эмоциональный отклик у детей;
в) систематизировать имеющиеся знания у детей;
г) научить играть детей вместе;
д) сформировать мотивацию общения с родителями.
9. Природоохранные акции — это социально значимые мероприятия, которые проводятся в ДОУ:
Варианты, ответа:
а) с разрешения медсестры;
б) совместно с сотрудниками ДОУ и родителями детей;
в) не проводятся;
г) силами родителей;
д) в старших группах с привлечением детей, сотрудников и родителей.
10. «Развитие детей средствами природы, длительное пребывание на воздухе, жизнь в согласии с природой» — это задачи:
Варианты ответа:
а) массовых детских садов России;
б) Вальдорфских детских садов в Германии;
в) Лесных школ Мулле в Швеции;
г) Материнских школ во Франции;
д) экспериментальных садов в США.
11. К парциальным программам социально-экологической направленности относится:
Варианты, ответа:
а) «Юный эколог»;
б) «Семицветик»;
в) «Паутинка»;
г) «Экономика и экология»;
д) «Природа и художник».
12. Комплексной программой развития детей является:
Варианты ответа:
а) «Радуга»;
13. Педагогическая модель «Эколог» разработана в рамках парциальной программы:
Варианты ответа:
а) «Истоки»;
б) «Развитие»;
в) «Мы — земляне»;
г) «Паутинка»;
д) «Наш дом — природа».
14. Правильно и умело проведенная диагностика экологической воспитанности детей.
Варианты ответа:
а) показывает уровень развития детей;
б) определяет реальное продвижение в развитии детей;
в) выявляет отношение детей к объектам природы;
г) дает возможность увидеть эффективность программы с точки зрения ее влияния на развитие детей;
д) все ответы верны в совокупности.