рассказывая о свинцовых мерзостях жизни автор стремился показать
Рассказывая о свинцовых мерзостях жизни автор стремился показать
Наталья Шильцова запись закреплена
ЛИТЕРАТУРА
7 класс Тест по повести «Детство»
1. Укажите основной признак, отличающий автобиографическую повесть от других жанров:
А) Произведение, в котором изображаются одно или несколько событий жизни героя;
Б) Повествование основано на фактах биографии, которые художественно осмыслены автором;
В) Повествование о событиях прошлого, которое ведется от лица рассказчика;
Г) Описание жизни человека, основанное на точных фактах.
2. Что такое трилогия?
а) Это три произведения одного автора (писателя, музыканта), объединенные общим замыслом и преемственностью сюжета.
б) Это три трагедии, объединённые в одно целое единством фабулы или идейного содержания.
в) Это произведение, отдельные части которого обязательно воспроизводились в течение одного дня.
3. В каком городе жила семья Кашириных?
а) Астрахань
б) Москва
в) Нижний Новгород
г) Самара
4. К какому герою относится следующее описание?
Весь он был складный, точеный, острый. Его атласный, шитый шелками, глухой жилет был стар, вытерт, ситцевая рубаха измята, на коленях штанов красовались большие заплаты…
а) Дядя Яков
б) Дядя Михаил
в) Дед
5. Имя главного героя повести «Детство»
а) Цыганок
б) Николенька
в) Алёша
6. В описании портрета бабушки автор чаще всего использует:
а) сравнения;
б) противопоставления;
в) синекдохи;
г) эпитеты.
7. За что главный герой был наказан в первый раз?
а) за лень
б) за наперсток
в) за скатерть
г) за уроки
8. Кто научил героя грамоте?
а) тетка Наталья
б) бабушка
в) дедушка
г) отец
10. Какое чувство испытывал главный герой, находясь в семье деда?
а)любовь
б)равнодушие
в)желание вырваться из этой семьи
г)ненависть
12. Писатель вводит в повесть сцену «пляски бабушки» для того, чтобы показать:
а) красоту русского народного танца;
б) талант, одаренность, красоту души бабушки;
в)благотворное воздействие бабушкиного таланта на окружающих;
г) неумение отдыхать в семье Кашириных.
13. О ком таким образом отзывается Алеша: «Так закончилась моя дружба с первым человеком из бесконечного ряда чужих людей в родной своей стране — лучших людей её».
а) о Цыганке;
б) о дяде Якове;
в) о Хорошем деле;
г) о деде Каширине.
14. К какому герою относится следующее описание?
Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом…
а) Бабушка
б) Мама
в) Тётка Наталья
15. К какому герою относится следующее описание?
Тихонькая, пугливая …, женщина с детским личиком и такими прозрачными глазами, что сквозь них можно было видеть всё сзади её головы.
а) Бабушка
б) Мама
в) Тётка Наталья
16. Выражения «похожие на цветы», «тёмные как вишни, зрачки» – это:
а) сравнение;
б) антитеза;
в) метафора;
г) гипербола.
18. С кем подружился главный герой?
а) Леня
б) Михаил
в) Яков
г) Цыганок
19. Кто на пожаре проявил мужество?
а) дедушка
б) Цыганок
в) бабушка
г) мать героя
20. Куда после школы пошел учиться главный герой?
а) в гимназию
б) в люди
в) в училище
г) опять в школу
21. Что явилось «самым ярким впечатлением» в период болезни Алеши:
а) посещение Цыганка;
б) посещение деда;
в)сказки бабушки.
22. Как характеризует деда Каширина его поведение после пожара:
а) понимает неблаговидность своего поведения;
б)благодарен бабушке;
в) боится за детей и за свою семью;
г) боится потерять свои хозяйские права.
23. Прочитайте отрывок. Чем вызваны изменения в душе Алеши: «С тех дней у меня явилось беспокойное внимание к людям, и, точно мне содрали кожу с сердца, оно стало невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой».
а) путешествием на пароходе;
б) ссорой с дядьями;
в) несправедливым и жестоким наказанием;
г) встречей с Хорошим делом
25. Правильно сопоставьте слова с их характеристиками.
Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:
1) дугообразное деревянное приспособление для ручного ношения двух вёдер и других грузов
2) сельское кладбище
3) в русской армии и флоте до 1917 года солдат, состоявший при офицере или чиновнике в качестве казённой прислуги
4) верхняя женская одежда, широкая длинная накидка с прорезами для рук или с небольшими рукавами; скреплялась лентами или шнурами
а) салоп
б) денщик
в) коромысло
г) погост
Тест. «Детство» М. Горький
7 класс. Тест. М. Горький «Детство».
1. Настоящее имя писателя:
а) Максим Максимович Пешкин;
б) Алексей Максимович Пешкин;
в) Алексей Максимович Горький;
г) Алексей Максимович Пешков.
2. Первую часть своей автобиографии Горький написал:
3. Повесть, которой заканчивается жизнеописание автора, называется:
б) «Мои университеты»;
4. Что такое трилогия?
а) Это три произведения одного автора (писателя, музыканта), объединенные общим замыслом и преемственностью сюжета.
в) Это произведение, отдельные части которого обязательно воспроизводились в течение одного дня.
5. В каком городе жила семья Кашириных?
6. К какому герою относится следующее описание?
Весь он был складный, точеный, острый. Его атласный, шитый шелками, глухой жилет был стар, вытерт, ситцевая рубаха измята, на коленях штанов красовались большие заплаты…
7. Имя главного героя повести «Детство»
8. Акулина Ивановна приходилась главному герою
9. Кто является главой дома в семье Кашириных?
10. В описании портрета бабушки автор чаще всего использует:
11. Отличие от других произведений автобиографического характера заключается:
а) в романтическом воспевании детства;
б) в общности судьбы ребёнка с народом;
в) в отстранённости повествования от реальности;
г) в непонимании назначения человека на земле.
12. За что главный герой был наказан в первый раз?
13. Кто научил героя грамоте?
14. Какое чувство испытывал главный герой, находясь в семье деда?
в)желание вырваться из этой семьи
16. Писатель вводит в повесть сцену «пляски бабушки» для того, чтобы показать:
а) красоту русского народного танца;
б) талант, одаренность, красоту души бабушки;
в)благотворное воздействие бабушкиного таланта на окружающих;
г) неумение отдыхать в семье Кашириных.
17. О ком таким образом отзывается Алеша: «Так закончилась моя дружба с первым человеком из бесконечного ряда чужих людей в родной своей стране — лучших людей её».
18. Авторская позиция в произведении
б) выражена в авторском повествовании,
в) передана одним из персонажей.
7 класс. Тест. М. Горький «Детство».
1. Укажите годы жизни М. Горького
2. В каком городе родился М. Горький?
3. Какие произведения составляют автобиографическую трилогию писателя?
а) «Детство», «В людях», «Мои университеты»
б) «Детство», «Отрочество», «Мои университеты»
в) «Детство», «В людях», «Юность»
4. Что такое автобиографическое произведение?
а) Автобиографическое произведение – это произведение, в котором писатель наделяет героя своего произведения своей биографией, своим характером, отражает в судьбе персонажа свою судьбу. Нередко автобиографический герой внешне похож на автора произведения.
б) Автобиографическое произведение – это произведение, в котором автор описывает собственную жизнь.
в) Автобиографическое произведение – последовательное описание человеком событий собственной жизни.
5. К какому герою относится следующее описание?
Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом…
6. К какому герою относится следующее описание?
Тихонькая, пугливая …, женщина с детским личиком и такими прозрачными глазами, что сквозь них можно было видеть всё сзади её головы.
7. В каком году была написана повесть «Детство»?
8. От какого лица ведётся повествование?
9. Как ведут себя дядьки: Яков и Михаил?
б) постоянно ссорятся
в) уважают друг друга
10. Выражения «похожие на цветы», «тёмные как вишни, зрачки» – это:
а) «. Тот тесный, душевный круг жутких впечатлений, в котором жил. простой русский человек».
б) Что «это – живучая, подлая правда. Это та правда, которую необходимо знать до корня. ».
в) Что «русский человек все-таки настолько еще здоров и молод душой, что преодолевает и преодолеет их».
12. С кем подружился главный герой?
13. Кто на пожаре проявил мужество?
14. Куда после школы пошел учиться главный герой?
15. Что явилось «самым ярким впечатлением» в период болезни Алеши:
а) посещение Цыганка;
16. Как характеризует деда Каширина его поведение после пожара:
а) понимает неблаговидность своего поведения;
в) боится за детей и за свою семью;
г) боится потерять свои хозяйские права.
17. Прочитайте отрывок. Чем вызваны изменения в душе Алеши: «С тех дней у меня явилось беспокойное внимание к людям, и, точно мне содрали кожу с сердца, оно стало невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой».
а) путешествием на пароходе;
б) ссорой с дядьями;
в) несправедливым и жестоким на-казанием;
г) встречей с Хорошим делом
Ключи «Детство» М. Горький
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Номер материала: ДБ-163298
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Калифорнии детей учат молиться ацтекскому богу
Время чтения: 1 минута
В России оценили уровень комфорта обучения в образовательных организациях
Время чтения: 3 минуты
Екатерина Костылева из Тюменской области стала учителем года России – 2021
Время чтения: 1 минута
В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения опубликовало проект расписания сдачи ОГЭ и ЕГЭ в 2022 году
Время чтения: 1 минута
Счетная палата предложила ежегодно выплачивать к школе 20 тысяч рублей
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по литературе на тему «Свинцовые мерзости русской жизни» в повести М.Горького «Детство» 7 класс
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с
больших пальцев и говорят:
1. желаю (соприкасаются большими пальцами);
2. успеха (указательными);
3. большого (средними);
4. во всём (безымянными);
5. и везде (мизинцами);
6. Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
— Я вам предлагаю провести небольшую викторину «Литературный портрет», которая поможет нам узнать насколько вы внимательные читатели.
1. «Её большое, стройное тело, темное, железное лицо, тяжелая корона заплетенных в косы светлых волос – вся она, мощная и твердая, вспоминается мне как бы сквозь туман или прозрачное облако; из него отдаленно и неприветливо смотрят серые глаза…» (Мать)
2. «Тихая, пугливая…женщина с детским личиком и такими прозрачными глазами, что, мне казалось, сквозь них можно было видеть все сзади ее головы.» (Тетка Наталья)
3. «Весь он был складный, точеный, острый. Его атласный, шитый шелками, глухой жилет был стар, вытерт, ситцевая рубаха измята, на коленях штанов красовались большие заплаты…» (Дед)
4. «Вся она – темная, но светилась изнутри через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом…» (Бабушка)
5. «…маленький тихий, с печальными глазами и хорошей улыбкой он жил одиноко, любил сидеть в полутемных углах, а вечером у окна»( Саша Михаилов)
6. «…серьезный мальчик, со всеми ласковый, готовый всем и всячески угодить…Худенький, темный, с выпученными глазами говорил торопливо, тихо, захлебываясь рачьими словами…»(Саша Яковов)
7. «…квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой…Блестели его волосы, сверкали раскосые веселые глаза под густыми бровями…»(Цыганок)
III . Формулировка темы урока и цели. (формулируются вместе с детьми)
«Свинцовые мерзости русской жизни» в повести М. Горького «Детство»
Свинцовые мерзости — о неприглядных сторонах жизни, человеческих пороках.
Пороки 1) безнравственные черты характера
2) поступки, противоречащие общепринятой морали.
Подлый – низкий (плохой), последнего качества, плохого разбора.
— Какие слова помогают понять позицию автора к происходившему в его жизни?
( свинцовые мерзости, дикая русская жизнь, подлая правда, тяжкая и позорная жизнь)
— Ребята, на ваш взгляд, какое словосочетание дает общее название словам и может быть названием нашего урока?
( Коллективно выделяют словосочетание «свинцовые мерзости».)
— Давайте разберёмся почему свинцовые.
Свинец и его соединения токсичны, на детей воздействия
особенно страшны по своим последствиям. А чем же так опасен свинец.
Сообщение, подготовленное обучающейся:
— Так как же могут воздействовать «свинцовые мерзости», описанные М. Горьким на главного героя?
Сегодня мы с вами постараемся определить эти «свинцовые мерзости» жизни в повести и их воздействия на главного героя.
IV . Обобщение и систематизация знаний обучающихся.
1. Групповая работа : Обучающиеся делают выводы, записывая на листках.
1 группа: «Портрет» дома. (Дьякова, Тимошенко)
Портрет дома непривлекателен:
«одноэтажный дом, окрашенный грязно-розовой краской»;
«нахлобученная низкая крыша»;
«едкий, незнакомый запах»;
«суетились сердитые люди… стаей вороватых воробьев мечутся ребятишки».
Вывод: Дом Алеше неприятен. (запись: неприятный дом)
2 группа. Сцена «Обед в доме Кашириных». (Воликов, Иванов-Беспощадный, Емельянов)
Какими видит Алеша сидящих за столом?
«..дядя Михаил ударил брата наотмашь по лицу: тот взвыл, сцепился с ним, и оба покатились по полу, хрипя, охая, ругаясь..» Дед- «стуча ложкой по столу, покраснел весь и звонко – петухом- закричал:
«По миру пущу!». Во время драки бегал вокруг стола, «жалобно вскрикивал».
Бабушка – «болезненно искривив лицо», говорила «Отдай им все, отец…»; смывала…кровь с разбитого лица Якова.
Мать Алеши – «встала из-за стола и, не торопясь отойдя к окну, повернулась ко всем спиною».
Алеша – «испугавшись, вскочил на печь и оттуда в жутком изумлении смотрел»
Цыганок – «сел верхом на спину дяди Михаила», пытаясь сдержать разбушевавшегося «героя»
Григорий Иванович – «спокойно связывал руки дяди полотенцем»
Выводы (с записью): Взаимная вражда, раздел имущества.
3 группа. Отношение между родителями Алеши. (Солодуненко, Гула)
«…отец и мать жили не так: были у них другие речи, другое веселье, ходили и сидели они всегда рядом, близко. Они часто и подолгу смеялись вечерами…пели громко.»
Вывод: «В семье Кашириных Алеша чувствовал себя чужим»
Группы, прокомментировав и оценив поведение каждого участника эпизода, приходят к выводу, что автор- рассказчик рисует один из обычных эпизодов темной жизни «неумного племени».
Выводы групп фиксируются на доске.
Упражнение для мобилизации внимания.
2. Фронтальная работа.
— Проследим, как продолжается знакомство Алеши с жизнью семьи Кашириных.
(Ученики рассказывают, показывая отношение Алеши к происходящему, в таких эпизодах, как: случай с наперстком, наказание детей в субботний вечер).
— Как в сцене с раскаленным наперстком, подложенным Григорию, раскрываются нравы «Дикого племени»? Как реагируют на это взрослые, дети? (Коллективно делается вывод, что в доме Кашириных нет места состраданию. Бывший компаньон деда, всю жизнь, отдавший Кашириным, полуслепой и больной, выносит издевательства дядьев и детей, для которых это лишь шутка, развлечение от скуки).
— В случае с наперстком виноват дядя Михаил, а дед наказывает Сашу. Как вы думаете, справедливо ли это?
Выводы: Душный круг жутких впечатлений, нет места состраданию.
Выводы фиксируются на доске.
Тест «Повесть»Детство» М. Горького»
Тест по повести М. Горького «Детство» для 7 класса составила учитель русского языка и литературы Пушкарева Н.С.
1. Укажите годы жизни М. Горького
2. В каком городе родился М. Горький?
3. Какие произведения составляют автобиографическую трилогию писателя?
1) «Детство», «В людях», «Мои университеты»
2) «Детство», «Отрочество», «Мои университеты»
3) «Детство», «В людях», «Юность»
4. Что такое автобиографическое произведение?
1) Автобиографическое произведение – это произведение, в котором писатель наделяет героя своего произведения своей биографией, своим характером, отражает в судьбе персонажа свою судьбу. Нередко автобиографический герой внешне похож на автора произведения.
2) Автобиографическое произведение – это произведение, в котором автор описывает собственную жизнь.
3) Автобиографическое произведение – последовательное описание человеком событий собственной жизни.
5 В каком году была написана повесть «Детство»?
6. Имя главного героя повести «Детство»
7. Акулина Ивановна приходилась главному герою
8. От какого лица ведётся повествование?
9. Кто является главой дома в семье Кашириных?
10. Как ведут себя дядьки: Яков и Михаил?
2) постоянно ссорятся
3) уважают друг друга
11. К какому герою относится следующее описание?
Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом…
12. К какому герою относится следующее описание?
Весь он был складный, точеный, острый. Его атласный, шитый шелками, глухой жилет был стар, вытерт, ситцевая рубаха измята, на коленях штанов красовались большие заплаты…
13. К какому герою относится следующее описание?
Тихонькая, пугливая …, женщина с детским личиком и такими прозрачными глазами, что сквозь них можно было видеть всё сзади её головы.
14. Рассказывая о «свинцовых мерзостях жизни», автор стремился показать:
1) «. Тот тесный, душевный круг жутких впечатлений, в котором жил. простой русский человек».
2) Что «это – живучая, подлая правда. Это та правда, которую необходимо знать до корня. ».
3) Что «русский человек все-таки настолько еще здоров и молод душой, что преодолевает и преодолеет их».
15. Авторская позиция в произведении
2) выражена в авторском повествовании,3) передана одним из персонажей.
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Номер материала: ДБ-822914
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения опубликовало проект расписания сдачи ОГЭ и ЕГЭ в 2022 году
Время чтения: 1 минута
Сколько россияне тратят на репетиторов
Время чтения: 1 минута
Выпускники из регионов выбирают технические специальности
Время чтения: 2 минуты
Образовательные программы по профилям НТО создали для технологических кружков России
Время чтения: 3 минуты
Екатерина Костылева из Тюменской области стала учителем года России – 2021
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.