рассказ на тему жизнь мцыри в монастыре
Жизнь Мцыри в монастыре (рассказ, сочинение)
Маленький Мцыри жил когда-то в горах Кавказа со своей семьей. Ребенку было 6 лет, когда его взял в плен русский офицер. Понимая, что маленький горец не выдержит долгого пути, офицер оставил Мцыри в придорожном монастыре. Там старый монах взял ребенка на свое попечение, сделавшись его наставником. В стенах обители Мцыри провел большую часть своей жизни.
Первое время герой сторонился окружающих, был не весел, «был чужд ребяческих утех». Но постепенно он выучил чужой язык, принял крещение и стал привыкать к своей «тюрьме». Однако мысли о свободе, о своей родине, о семье никогда не покидали его сердце. Повзрослев, герой клянется себе сбежать из монастыря, чтобы увидеть родных.
Перед постригом, который окончательно сделал бы Мцыри пленником монашеской обители, герой покидает стены своей тюрьмы, чтобы отыскать дорогу к родному Кавказу. Однако на свободе молодой горец пребывает все три дня, но эти три дня становятся самыми счастливыми временем его недолгой жизни. Мцыри по-настоящему ощутил себя счастливым, лишь покинув стены ненавистной им тюрьмы. Но тщетны оказываются попытки юноши отыскать дорогу к родному аулу.
Мцыри встречает барса, в схватке с которым выходит победителем. Однако дикий зверь наносит юноше смертельные раны, от которых Мцыри теряет сознание. Вскоре раненого юношу монахи приводят обратно в обитель. Оказалось, что Мцыри, три дня блуждая на свободе, вернулся к стенам своей тюрьмы. Герой находится при смерти, он исповедуется старому монаху, своему настоятелю. Юноша не жалеет, что покинул монастырь. Он грустит лишь о том, что его похоронят не на родине. Мцыри просит монахов отнести его в сад, откуда виден Кавказ.
Свободолюбивая натура горца не может найти свой приют в теле монаха. Этот конфликт становится основной темой поэмы Лермонтова. Три дня, проведенные на свободе, становятся для Мцыри намного ценнее дней жизни в монастыре. Можно сказать, что молодого горца убивают не раны, полученные им схватке с барсом, а то отчаянье, которое он испытал, вернувшись обратно в свою тюрьму.
Замечательная поэма М. Ю. Лермонтова рассказывает читателю историю о маленьком горце, живущего длительное время в монастыре. Благодаря этой поэмы люди задумываются, что значит быть свободным, и почему Мцыри так желал её приобрести.
Когда-то юного Мцыри взял в плен русский офицер и затем оставил в монастыре, так как ребёнок был слабым и больным.
Юноша Мцыри рос в монастыре, воспитывая монахами. Казалось, что юноша счастлив, накормлен и имеет кров над головой. Но на самом деле ребёнок не был веселым и часто избегал окружающих людей. Спустя годы юноша выучил местный язык. Монахи его крестят. Монастырь для юноши, как тюрьма. Он мечтает вернуться в родительский дом, ведь они считают его погибшим. Спустя длительного времени пребывания в монастыре, юноша дает себе слово, что он будет свободным и увидит свою Родину. Его семья живет далеко, на Кавказе. Он мечтает увидеть её и обнять своих родителей.
Его готовили к постригу, он должен стать монахом. Но он не хочет принять постриг и совершает побег. Он убегает во время сильной грозы, его она не страшит. Перед ним стоит определенная цель – увидеть родной очаг, свою семью и друзей. Он мечтает увидеть свою Родину.
Несколько дней Мцыри был свободным. Он встречает красивую девушку, которая поразила его своей красотой. Он одерживает победу над диким барсом. Он восхищается окружающей природой. Он счастлив уже от того, что он свободен. Казалось бы, вот-вот и его мечты осуществляться.
В итоге он не достигает своей цели и мечты, уставший, голодный, израненный юноша заболевает. В результате болезни он теряет сознание. Он отчетливо понимает, что родные края ему уже не увидеть. Именно уставшим, потерянным находят его монахи и увозят снова в монастырь. Мцыри находится при смерти. За ним ухаживают монахи, пытаясь ему помочь. Но Мцыри готов умереть, лишь бы не жить в монастыре. Он исповедуется монаху о том, что хотел быть свободным. Он открывает ему истинную причину своего побега. Монахи выполняют последнюю просьбу юноши – он просит монахов перенести его в сад, откуда видна далекая Родина. Он умирает, но он счастлив, что, три дня был свободным человеком, хотя, так не увидев своих родителей, друзей и родную землю.
Также читают:
Картинка к сочинению Жизнь Мцыри в монастыр
Популярные сегодня темы
Образы женщин в «Герое нашего времени» раскрыты просто великолепно. Так отмечалось и профессиональными критиками, такими, как Белинский, который заметил эту особенность и описал ее как весьма удачную
Василий Быков был участником Великой Отечественной Войны, поэтому много его работ было посвящено этому историческому событию.
Новый год очень яркий и весёлый праздник. С малых лет и до взрослого возраста все с нетерпением ждут его. А все школьники ожидают празднование новогодней ёлки в своей школе.
Л.Н. Толстой назвал свой рассказ «После бала» так как чувства, мировоззрение, отношение к миру главного героя Ивана Васильевича поменялись после одного бала. Ведь все было иначе, если бы не один случай.
Многоточие – интересный и необычный знак препинания. Он используется авторами в разных целях. Рассмотрим это утверждение, чтобы понять, когда ставится многоточие.
Жизнь Мцыри в монастыре
В своей поэме “Мцыри” М. Ю. Лермонтов создал удивительно сильный и свободолюбивый образ молодого монаха. Главный герой – символ огромной воли, силы, свободолюбия и непокорности. Наша статья расскажет о жизни Мцыри в монастыре, его душевных переживаниях и мечтах.
История жизни монаха Мцыри
С шести лет Мцыри жил в монастыре, попав туда по воле случая. Его, как пленника, привёз русский офицер, понимая, что больной мальчик не выдержит дороги и умрёт. Мцыри воспитали монахи, он принял свою участь и почти смирился. Однако тоска по дому, воспоминания из детства: мать, отец, родное село – не оставляли его ни на минуту. Слова исповеди главного героя характеризуют его отношение к жизни в монастыре:
“ Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог”…
Мцыри рассказывает старику-монаху, который когда-то вылечил его, спас от смерти, о том, как каждодневная тоска по родине мучила его:
“ Я знал одной лишь думы власть,
Одну — но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
Я эту страсть во тьме ночной
Вскормил слезами и тоской.”
Жизнь в заточении
По словам главного героя, три дня, проведённые на свободе, для него ценнее тех лет, которые он прожил в монастыре. Монашеская жизнь никак не уживалась с внутренним миром Мцыри, с его натурой. Он называет свою жизнь – заточеньем, сравнивает монастырь с тюрьмой. Свободолюбивая природа горца не может смиренно покоиться в теле монаха. Этот конфликт – основа всего произведения. Характер и мечты юноши несовместимы с жизнью в монастыре, по этой причине его существование там было непрерывным испытанием.
История жизни Мцыри в поэме «Мцыри» Лермонтова: судьба, биография в цитатах
Мцыри. Художник Константинов Ф. Д. |
Мцыри является главным героем одноименной поэмы Лермонтова «Мцыри». Судьба и жизнь этого персонажа составляют центральную сюжетную линию произведения.
Ниже представлена история жизни Мцыри в поэме «Мцыри» Лермонтова: биография, судьба героя в цитатах.
Смотрите:
— Характеристика Мцыри
— Все материалы по поэме «Мцыри»
История жизни Мцыри в поэме «Мцыри» Лермонтова: судьба, биография в цитатах
«. Однажды русский генерал / Из гор к Тифлису проезжал; / Ребенка пленного он вез. / Тот занемог, не перенес / Трудов далекого пути. / Он был, казалось, лет шести. «
«. Из жалости один монах / Больного призрел, и в стенах / Хранительных остался он / Искусством дружеским спасен. «
«. Но, чужд ребяческих утех, / Сначала бегал он от всех. «
«. Но после к плену он привык, / Стал понимать чужой язык, / Был окрещен святым отцом. «
«. Я никому не мог сказать / Священных слов – «отец» и «мать». «
«. И я, как жил, в земле чужой / Умру рабом и сиротой. «
«. В душе я клятву произнес: / Хотя на миг когда‑нибудь / Мою пылающую грудь / Прижать с тоской к груди другой, / Хоть незнакомой, но родной. «
«. Уже хотел во цвете лет / Изречь монашеский обет, / Как вдруг однажды он исчез. «
«. И в час ночной, ужасный час, / Когда гроза пугала вас, / Когда, столпясь при алтаре, / Вы ниц лежали на земле, / Я убежал. «
«. жизнь моя / Без этих трех блаженных дней / Была б печальней и мрачней / Бессильной старости твоей. «
«. И я был страшен в этот миг; / Как барс пустынный, зол и дик, / Я пламенел, визжал, как он; / Как будто сам я был рожден / В семействе барсов и волков. «
«. Но скоро в глубине лесной / Из виду горы потерял / И тут с пути сбиваться стал. «
«. И смутно понял я тогда, / Что мне на родину следа / Не проложить уж никогда. «
«. опять / Вернулся я к тюрьме моей; / Что бесполезно столько дней / Я тайный замысел ласкал, / Терпел, томился и страдал, / И всё зачем. «
«. Тут я забылся. Божий свет / В глазах угас. Безумный бред / Бессилью тела уступил. «
«. Меня печалит лишь одно: / Мой труп холодный и немой / Не будет тлеть в земле родной. «
«. Когда я стану умирать, / И, верь, тебе не долго ждать. «
«. Увы! – за несколько минут / Между крутых и темных скал, / Где я в ребячестве играл, / Я б рай и вечность променял. «
«. Ты перенесть меня вели / В наш сад Оттуда виден и Кавказ! / Быть может, он с своих высот / Привет прощальный мне пришлет. «
Такова история жизни Мцыри в поэме «Мцыри» Лермонтова: судьба, биография героя в цитатах.
1390. Жизнь Мцыри в монастыре — сочинение рассказ Русский язык
Сочинение — Жизнь Мцыри в монастыре. Русский язык
Замечательная поэма Лермонтова рассказывает о молодом монахе, проживающем на Кавказе. Писатель описывает чрезвычайно мужественного и непокоримого героя.
В шесть лет Мцыри оказался в монастыре. Взяв в плен, но понимая, что больной мальчик по дороге просто умрёт, его в монастырь доставил русский офицер. Воспитанием Мцыри занимались монахи, и мальчик практически смирился со своей судьбой. Но каждую минуту тосковал по родному краю, вспоминал родителей.
С тех пор как главный герой проживает в монастыре, родные ничего не знают о нем и, скорее всего, думают, что он погиб. Известно, что родители мальчика проживают далеко в горах Кавказа.
Когда Мцыри подрастает, он клянется себе обязательно еще раз повидать своих родных.
Эта история завораживает и заставляет задуматься над тем, что представляет собой свобода, почему люди так к ней стремятся.
В этой поэме образ монастыря является одним из ключевых. С помощью монастыря и условий проживания в нем писатель демонстрирует глубину образа Мцыри. Для монаха стены монастыря являются границей вселенной. Так как герой проводит в монастыре большую часть времени, для него он является его миром. Он не видит жизни, кипящей вокруг него, не видит красоты природы, и не ощущает свободы.
Монастырский образ подобран для создания контраста, который невозможно не заметить: в тихом монастыре единственным звуком является колокольный звон. Он созывает всех в монастыре на молитву. Этой пустоте и тихому миру противопоставляется природа. Из поэмы становится понятны ее красочность, разнообразие, яркость, присущие природе Кавказа.
Перед постригом монах сбегает из монастыря. Ливень не останавливает его, душа хочет вернуться домой, повидаться с близкими. Несколько дней Мцыри провёл на воле, встретил свою вторую половинку, сражался с диким барсом, одержал победу над ним. Познакомившись с грузинской девушкой, монах был покорен её непорочностью, её глазах он увидел нечто завораживающее, поняв, что это любовь. Горы придавали ему сил, вокруг себя он увидел неописуемую красоту, почувствовав себя неотделимой частью этой природы. Дикий барс опустился перед ним на колени, проиграв схватку.
Проведя эти дни на воле, герой заболевает и теряет сознание. Через время его обнаруживают и вновь возвращают в монастырь.
Со слов юноши, три дня, которые он провёл на воле, стали для него самым ценным моментом последних лет, прожитых в монастыре. Натура Мцыри не могла подчиниться монашеской жизни. Он считал своё существование – тюрьмой. Свободолюбивая натура горца не может смириться с телом монаха. Через всё произведение проносится этот конфликт. Характер несовместим с желаниями молодого парня и с существованием в монастыре, в связи с этим оно ему кажется настоящим испытанием.
Из-за отсутствия сил это терпеть, Мцыри теряет интерес к жизни и решает умереть.
Юноша не сожалеет о совершенном побеге, его волнует лишь то, что он сдержал слово и возвратился домой. Мцыри уходит из жизни в согласии с собой, он свободен, его могила смотрит на родной Кавказ, ветер качает деревья и доносит отголоски далёкой Родины.
Вариант 2
Образ, созданный Лермонтовым, совсем не соответствует тому типу монахов, которые были присущи тому времени. Главный герой предстает перед нами сильным и свободолюбивым молодым человеком. В его характер автор вложил максимум стремления к свободе, он сильный духом и твердой воли и непокорности.
Возможно, этому послужило то, что он с малого возраста находился в монастыре, и его так тянуло к свободе, к полету. Мцыри попал в монастырь случайно, а не по зову сердца. Воспитывая маленького больного мальчика, монахи думали, что он станет хорошим монахом, и Мцыри почти смирился со своей участью, и принимает свою судьбу. Но время от времени мальчик вспоминает свою семью, родных и родное село, и его обуревает тоска по дому.
Свою жизнь в монастыре он характеризует как плен, и если бы в его власти он поменял бы свою жизнь, и если бы была еще одна, то и ее бы отдал за ту одну свободную, полную жизни и тревог.
Однажды в своем рассказе старику-монаху он жалуется на свою тоску, которая его одолевает, которая как червяк сидит в его душе и жжет оттуда из нутрии. Лишь мысли о свободе, где мир полный тревог и битв, подальше от душных келий, живут в его мечтах и в его молитвах.
Мир, который он себе представляет, красочен и прекрасен, и окружающий мир и люди, которых он воспринимает как вольных орлов.
По своему рождению он горец, а дух рожденного в горах, его нрав, пыл и страсть, и характер, не совместимы с тихой монашеской жизнью. Здесь автором на протяжении всего произведения описан конфликт души и судьбы. И действительно для главного героя жизнь в монастыре это своего рода испытание, и даже не жизнь для него, а существование. Он даже клянется сбежать из монастыря, из этой тюрьмы, чтобы увидеть свою родину, своих родных.
Монашеская жизнь Мцыри ни как не сочетается с внутренним миром юноши. Для него есть более ценные вещи. И даже те три дня, которые он прожил на свободе вне стен монастыря, он ценит больше чем всю свою маленькую жизнь, прожитую в монастыре. Три дня прожитые дома в родных краях, по настоящему делают его счастливым человеком, но он так и не находит дороги домой.
В целом поэма Лермонтова в целом трагична.
В борьбе с хищником Мцыри получает смертельные раны, и все же в бреду добирается до стен монастыря, где принимает по выздоровлении постриг. Его мысли теперь грустны и печальны, его теперь тревожит лишь одна мысль, то, что он не будет похоронен на своей родине на Кавказе. Об этом он говорит своему настоятелю. И ему так горьки мысли, что он не погиб от полученных ран, а волею судьбы вернулся в свой плен.
Монастырь, как символ неволи Мцыри
События поэмы «Мцыри», написанной Лермонтовым, относятся к концу XVIII века.
Такой-то царь, в такой-то год,
Вручал России свой народ.
Эти строки напоминают о Георгиевском трактате «О переходе Грузии под протекторат России». Историю несостоявшегося монаха Лермонтову рассказал, старый монах, вероятно, доживавший свой век в этом монастыре. История чрезвычайно поразила поэта. Он увидел в этом мальчике родственную душу, понял его переживания, думы. Но не сразу он приступил к написанию поэмы. Историю он услышал в 1837 году, во время первой ссылки, а поэма была написана 2 года спустя.
О монастырской жизни
Прежде чем говорить о Мцыри, следует вспомнить немного историю христианства, историю возникновения монастырского быта. Первые монастыри объединяли добровольных последователей Христа, которые стремились защититься от недружелюбного мира язычников и идолопоклонников. Огражденные стенами, христианские монахи отказывались от светских удовольствий, жили по уставу, трудились, молились, защищались.
До некоторых пор монашество было добровольным, пока церковь не объединилась с государством. В средневековье было в порядке вещей ссылать в монастыри неугодных властям. В монастырь могли сослать мужья своих поднадоевших жен (как, например, Петр 1 сослал свою первую жену Екатерину Лопухину), неугодных политиков. В средние века на Руси имели место случаи замены казни монастырем. Хотя в основе монастырского устава считался добровольный постриг, этот пункт нередко нарушался. Мало кому удавалось доказать насильный постриг и покинуть монастырь. Может быть, именно тогда, в средние века монастыри стали символизировать собой неволю. Отсюда нельзя было уйти. Решение принималось окончательно и навсегда.
Мцыри в монастыре
Мцыри попал в монастырь пятилетним ребенком случайно. Его из семьи увез русский генерал. Увез, скорее всего, потому, что семья ребенка была убита в неравном бою. Мальчик стал свидетелем гибели родителей, и это произвело на нго такое сильное впечатление, что он заболел. Поэтому генерал принял решение оставить его в монастыре, в надежде, что монахи достойно похоронят умирающего ребенка. Но ребенок выжил. Может быть, помогли молитвы монахов, может быть, хороший уход. А скорее, и то, и другое. Малыш выжил, и монахи оставили сироту у себя. Они не особо задумывались о его мусульманской вере. Они окрестили ребенка, обучили своему языку и воспитывали как истинного христианина и будущего монаха. Никто не задумывался о том, а нужна ли монашеская жизнь подросшему юноше?
Мальчик рос, превращался в мужчину, у него были собственные мечты, идеалы, вера. Он никогда не капризничал, не бунтовал, делал все то, что должен был делать послушник в монастыре. Но юноша мечтал вернуться в родной аул. Он знал, что приняв постриг, он не сможет никогда покинуть это место. Мцыри смотрел на монастырь, как на символ неволи, и в один прекрасный вечер, когда бушевала гроза, и небо метало стрелы молний, он бежал.
Оказавшись заточенным в монастырских стенах, юноша не жил полноценной жизнью, не ощущал радость от жизни. Даже на смертном одре он мечтал о свободе и родном крае. Мцыри всю жизнь стремился преодолеть тюрьму духовную и физическую, каковым был для него монастырь, где ему приходилось говорить на чужом языке и видеть чужих людей.