раскройте суть новых явлений в жизни стран европы после первой мировой войны

Новые явления в развитии стран Запада после Первой мировой войны

Последствия войны были катастрофическими для народного хозяйства большинства стран. Они вылились в повсеместные длительные экономические кризисы, в основе которых лежали гигантские хозяйственные диспропорции, возникшие в военные годы. Только прямые военные расходы воевавших стран составили 208 млрд. долларов. На фоне повсеместного падения гражданского производства и жизненного уровня населения шло укрепление и обогащение монополий, связанных с военным производством. Так, германские монополисты к началу 1918 г. аккумулировали в качестве прибыли 10 млрд. золотых марок, американские – 35 млрд. золотых долларов и т. д. Укрепившись за годы войны, монополии все более стали определять пути дальнейшего развития, ведущие к катастрофе западную цивилизацию. Подтверждением данного тезиса являются возникновение и распространение фашизма.

Версальский договор не только урегулировал отношения воюющих держав, но и изменил политическую карту Европы и соотношение сил на материке, что привело к формированию новой Европы, так называемой Версальской системы. С завершением Вашингтонской конференции окончатель­но оформилась новая модель международных отношений, получившая название Версальско-Вашингтонской системы. Напряженность в отношениях великих держав на некото­рое время была снята; спорные проблемы — устранены. Вместе с тем, новая система была полна внутренних недо­статков и противоречий. Исключительно жесткие условия мирного договора, продиктованного Германии, породили в немецком обществе устойчивые реваншистские идеи. Ос­тались нерешенными множество национально-территори­альных вопросов в Европе, порожденные во многом про­извольными перекройками границ. Наконец, на общеми­ровом уровне происходит все более очевидное ослабление европейских держав, чьи позиции были существенно по­теснены Японией и США. Быстрое усиление последних, наличие взаимопересекающихся интересов создавало ос­нову для столкновения между этими странами в будущем. Вне новой международной системы оставалась Советская Россия; проблемы стран Азии и Африки также были обой­дены молчанием. Таким образом, Версальско-Вашингтон-ская система не только не решила все стоявшие перед ней задачи, но и породила массу новых проблем, грозивших серьезными потрясениями для мировой цивилизации.

I Мировая война, будучи «войной экономик», привела к кризису не только Россию, но и, в той или иной степени, все воюющие страны. Особенно тяжёлой ситуация была в побежденных странах (Россия, Германия, Австро-Венгрия, Италия). Жизненный уровень упал настолько низко, что недовольство переросло в революционные движения. Наиболее значительные события происходили в Германии, где в результате революции 31 июля 1919 г. была принята новая Конституция, получившая название Веймарской. Разра­ботанная в условиях непрекращавшихся социальных кон­фликтов, она не могла не учитывать общего настроя об­щества. В Конституции декларировалось всеобщее, равное избирательное право для мужчин и женщин, достигших 20 лет. Права парламента (рейхстага) заметно расширя­лись, в отдельных случаях предусматривалось проведение всенародного референдума. Таким образом, новая герман­ская Конституция была одной из самых демократичных в Европе в тот период.

Послевоенная ситуация требовала восстановления разру­шенных хозяйственных связей, социальной и политической стабилизации. Процесс этот осуществлялся в основном в 1918—1932 гг.; несмотря на наличие общих тенденций, он во многом определялся спецификой каждой отдельно взятой страны.

В 20-30-е гг. мир потрясли два мощных экономических кризиса — послевоенный 1920-21 гг., и самый тяжелый в истории мирового капитализма — кризис 1929-33 гг.

Если кто и выиграл от I Мировой войны — так это США. США вступило в войну лишь на последней её фазе. Находясь вдали от военных действия, Соединённые Штаты не испытали военных разрушений, а её промышленность за годы войны сильно развилась за счёт военных заказов.

Поставляя вооружение и продовольствие странам Антанты, США смогли из должника Европы превратиться в её кредитора. Это бурое развитие превратило США в мирового промышленного и торгового лидера.

До I Мировой войны Англия была лидером в мировой капиталистической системе. Но война привела к потере этих позиций. Огромные людские потери и материальные затраты привели к тому, что из кредитора она превратилась в должника США. Экономические проблемы привели к социальным взрывам, но традиционная двухпартийная система позволила Лондону избежать политического кризиса (хоть и прослеживалось качание справа налево: консерваторы — лейбористы).

Англия очень тяжело выходила из послевоенного экономического кризиса 1920-21 гг. Здесь сказывалась неравномерность перестройки — представители крупного капитала предпочитали вкладывать средства в передовые конкурентоспособные отрасли (автомобильную, электротехническую и химическую), а в традиционных (угольной, судостроение и т.п.) сохранилась техническая отсталость, что приводило к застою.

Экономическая и политическая ситуация во Франции в годы частичной стабилизации после экономического кризиса 1920-21 гг. во многом была схожа с Англией — тот же самый приоритет передовым отраслям и отсталость традиционных, то же самое шатание справа налево (консерваторы — социалисты). Но, в отличие от Англии, Франция восстанавливалась быстрее. Этому способствовали и германские репарации, и возврат Лотарингии и Эльзаса, и страх перед Германией, который привел к милитаризации.

Совершенно в ином русле развивалась Италия, где уже в 20-х гг. к власти пришли фашисты во главе с бывшим социалистом Бенито Муссолини. Причины прихода фашистов к власти в Италии: слабость либерального государства (парламента); раскол демократических сил; чувство национальной ущемлённости, которая создала почву для шовинистической пропаганды фашистов (ведь Италия ничего не получила после I Мировой войны, и была «побежденной среди победительниц»); экономический кризис со всеми последствиями, что привело к революционному движению и стремлению высших слоёв подавить его с помощью правых экстремистов.

История Италии начала XX века была очень схожей с историей Россией. Здесь существовали те же проблемы, что и в России — малоземелье крестьян, недовольство тяготами войны и пр. И Октябрьская социалистическая революция в России нашла самый сильный отклик в Италии, подтолкнув рабочих к борьбе.

В 1918 г. в Италии начался революционный подъём, сопровождавшийся россом профсоюзов, захватами заводов и земель и пр.

1919-20-й гг. вошли в историю Италии под названием «красное двухлетие» и стали пиком революционного движения. Но раскол в социалистическом движении и внутренние противоречия привели к разочарованию рабочих и спаду, которым и воспользовались фашисты.

Фашистские организации стали создаваться в 1919 году. В своей пропаганде они использовали популярные в средних слоях лозунги: национализм; равенство и социальная справедливость;

борьба с монополиями и поддержка «трудящейся буржуазии» (т.е. опора на среднюю и мелкую буржуазию); заслон большевизму; «сильная власть».

Обеспокоенные революционным движением крупная буржуазия и помещики оказали фашистам финансовую помощь, что позволило им перейти к активным действиям. Боевые отряды фашистов устраивают погромы и убийства (террор), самодеятельные же рабочие отряды не смогли оказать им сопротивления.

И Муссолини, чувствуя, что в среде буржуазии усиливается влияние сторонников «сильной власти», взял курс на захват власти.

В начале 20-х гг. в Италии сложилось 3 силы:

с одной стороны фашисты, поддержанные буржуазией, помещиками, военщиной и Ватиканом;

с другой — разрозненные демократические силы, которые так и не сумели, как во Франции, создать единый антифашистский фронт;

между ними — слабое правительство, не поддержанное ни сверху ни снизу.

В октябре 1922 г. съезд фашистов потребовал от правительства передачи им ряда министерских портфелей. Одновременно, для давления на власть, фашисты двинули свои вооружённые отряды на столицу (в истории эти события получили название «поход на Рим»).

Слабое и никем не поддержанное правительство тут же ушло в отставку, и король поручил Муссолини сформировать новый кабинет министров. С этого момента Италия пошла по пути формирования тоталитарной фашистской диктатуры.

Внутренняя политика фашистов была направлена на установление однопартийной диктатуры и создания культа «дуче».

В 1926 г. были введены «Чрезвычайные фашистские законы»:

· запрет всех партий и профсоюзов (кроме фашистских);

· введение трибунала и смертной казни;

· создание «Большого фашистского совета», завладевшего функциями парламента и пр.

В экономике новый режим водил государственное регулирование через «корпоративную систему» (подобно США).

Было создано 22 корпорации по отраслям, которые включали в себя равное представительство от фашистских профсоюзов, предпринимателей и фашистской партии. Внутри каждой корпорации устанавливалась чёткая подчинённость снизу вверх.

Вверху всей экономической пирамиды стояло Министерство корпораций во главе с дуче Муссолини. Корпоративная система должна была охватывать все политические и экономические структуры общества снизу вверх, подчинив их интересам фашистского правительства. Для этого был даже выработан принцип: «Все для государства, и ничего вне государства».

Помимо этого были созданы государственные органы управления экономикой и планированием, основная помощь стала оказываться военной промышленности. Целью всей этой системы было создать впечатление единства интересов предпринимателей и рабочих, установить полный контроль (тоталитаризм) и подчинить экономику военным интересам.

Италия стала 1-ой страной, где установилась фашистская власть.

Внешняя политика фашистской Италии была крайне агрессивной, особенно в годы мирового экономического кризиса 1929-33 гг.

Во-первых, внешней экспансией фашисты стремились отвлечь массы от внутренних проблем;

Во-вторых, Италия, как молодое капиталистическое государство, остро нуждалась в колониях, и она старалась не опоздать к переделу мира, к которому также собирались приступить Япония и Германия.

Отношения Муссолини с Гитлером вначале были очень натянуты: Италия была первым фашистским государством, но Германия обладала бóльшим потенциалом и мощью.

И на первом этапе фашистская Италия явно претендовала на лидерство среди фашистских государств, но после неудачной попытки захвата Эфиопии в 1935-36 гг., Муссолини понял необходимость союза с Германией, согласившись пойти на него даже в качестве младшего партнёра.

Наиболее затяжным и всеохватывающим стал кризис 1929-1933 гг. он начался в октябре 1929 г. с паники на Нью-Йоркской фондовой бирже. Одной из главных причин экономического кризиса считается нарушения баланса между производством и потреблением, т.н. кризис перепроизводства. Обычный выход из кризиса – снижение цен – не сработал. Обладая монополией крупные корпорации сдерживали понижение цен, компенсируя это сокращением объемов производства. Что вело к массовой безработице, а значит обострению социальных проблем.

Важнейшей особенностью мирового экономического кризиса было совпадение циклического со структурным длительным характером.

Борьба с кризисом показала необходимость вмешательства государства в экономическую жизнь. Однако, степень вмешательства в различных странах определялась их особенностями исторического развития, уровня и спецификой социально-экономических и политических отношений. В этом случае выделяю три варианта выхода из кризиса:

· либерально-реформистский – наиболее яркое выражение получил в антикризисной политике «нового курса» президента Рузвельта в США. Это направление избрали страны с более высоким уровнем экономического развития.

· социал-реформистский – характерен для Скандинавских стран, Франции.

· тоталитарный вариант государственного регулирования наиболее полно был использован в Германии. Избравшие этот путь страны (Италия, Япония, Испания) пытались решить задачу на столько выхода из кризиса, сколько преследовали более дальнюю цель вооруженного передела мира. Именно тяжелейший кризис привел в Германии в 1933 г. к власти А. Гитлера.

В отличии от стран-победительниц в I Мировой войне, возможности германской буржуазии для преодоления кризиса были ограничены, внутренний рынок был узок, а потеря колоний лишала Германию маневра. До 1931 года она выплачивала репарации. В условиях кризиса националистам удалось создать массовую базу партии (Национал-социалистическая немецкая рабочая партия НСДАП). Гитлер и его единомышленники использовали национализм в качестве важнейшего средства добиться влияния на широкие слои немецкого населения. Национализм антисемитизм, культ насилия и ненависть к «врагам» составляли основные постулаты идеологии нацистов.

1 Этатизм – активное участие государства в экономической жизни общества, преимущественно с использованием прямых методов вмешательства.

Дата добавления: 2020-11-29 ; просмотров: 178 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Как изменилась Европа после Первой мировой войны?

После Первой мировой войны в Европе произошло много изменений. Например, произошел территориальный раздел государств, распад довоенных империй и коренное изменение границ. В ходе Первой мировой войны значительно изменились границы государств. С послевоенными соглашениями границы стран снова подверглись изменениям. Российская империя, Австро-Венгерская империя и Германия были больше всего подвержены этим изменениям

Статус границ после Первой мировой войны

Когда мы говорим о современных международных отношениях такие принципы, как территориальная целостность, целостность границ, суверенное равенство и невмешательноство во внутренние дела, появились впервые в результате подписания Вестфальского мирного договора. В соответствии с Вестфальским договором Маастрихтская система, которая организована как отдельное государство, не имеющее альтернатив для определения своего политического будущего и не принимающее внутреннее или внешнее влияние, формируется суверенными государствами. Этот порядок распространился по всему миру благодаря колонизации, позже деколонизации европейских империй и в результате Первой и Второй мировых войн. Таким образом, вестфальские принципы были основой глобальной системы, которая разделила все части мира границами.

Большие изменения произошли в границах государств, возникших после Первой мировой войны. Больше всего пострадали Российская империя, Австро-Венгерская империя и Германия.

После войны Российская империя потеряла Украину, Польшу, Литву, Латвию, Эстонию и Финляндию. Имперская Россия, которая сильно изменила свои границы, понесла большие потери на европейском континенте. Таким образом, можно утверждать, что больше всех пострадала от войны именно Российкая империя.

Австро-Венгерская империя является еще одним государством, сильно пострадавшим от войны. В послевоенный период Австро-Венгерская империя значительно изменила свои границы, отдав свои земли Чехословакии, Польше и Украине. Итак, эта империя сократилась на севере и северо-востоке. От Германии же были отторгнуты только часть Польши на востоке и Западная Пруссии.

Статус границ после соглашений

В результате Версальского мирного договора территория Германии была изменена только на западе и севере путем передачи территории Эльзаса и Лотарингии Франции, а также Бельгии и Дании. С этим соглашением Франция получила Рейнскую область, а Германии вернулась к границе 15-ого века. Затем 16 октября 1925 года Германия, Франция и Бельгия подписали Локарнское соглашение с Германией, призванным признать западные границы. Данное соглашение, хотя и устанавливало западные границы, не гарантировала определения восточных границ Германии.

раскройте суть новых явлений в жизни стран европы после первой мировой войныТерриториальные изменения по Версальскому договору

Кроме того, Германия серьезно истощена, на нее накладывались финансовые, коммерческие и экономические ограничения из-за того, что Рейн был полностью демилитаризован. Ни один немец не признал эти жесткие положения соглашения. В частности, правые партии приписали принятие тяжелых условий договора социал-демократам. Поэтому они нашли сторонников из-за быстро развивающегося экономического кризиса.

С Сен-Жерменским договором, заключенным между государствами Антанты и Австро-Венгерской империей, существенно изменились границы последней. В результате договоров границы этих стран сильно стали отличаться от довоенной ситуации. Австро-Венгрия была разделена на две части, и одна часть ее территории была отдана Румынии, а другая – Югославии, что тоже позволяет нам говорить, что в ее границах также произошли серьезные изменения. Этим соглашением были созданы ряд новых государств на территории бывшей империи, а Австрия и Венгрия стали двумя маленькими странами.

Однако произошли серьезные изменения и на границе с Россией. Часть Украины присоединилась к СССР, а Западная Украины была передана Польше.

В результате соглашений, заключенных после Первой мировой войны, Австро-Венгерская империя пострадала больше всего, а Литва пострадала частично. Югославия, Латвия, Италия, Польша и Румыния были затронуты положительно и расширили свои границы.

Заключение

Германия была наиболее влиятельной в изменениях границ между двумя мировыми войнами, наиболее негативно затронутыми государствами были Австро-Венгрия, Австрия, Царская Россия (позднее СССР) и Чехословакия. Кроме того, в этот период Румыния, Югославия, Польша и Венгрия также получили возможность расширить свои границы. Были также страны, которые оставались нейтральными в этой войне и практически меняли своих границ. В Эстонии, Норвегии, Швеции, Швейцарии, Испании и Португалии никаких изменений между двумя войнами не произошло. Хотя границы стран в Центральной Европы постоянно менялись, в течение этого периода не было никаких изменений в границах Швейцарии. Причиной отсутствия изменений в границах Швейцарии был тот факт, что в 1800-х годах, после уведомления о своем нейтралитете, он не был включен в Первую мировую войну и не объявил войну ни одной стране, и никакая другая страна не объявляла войну Швейцарии.

Хотя границы правящих государств после Первой мировой войны не изменились после определенного периода времени, эти границы начали меняться. Причины этой ситуации: случаи смены власти в этих государствах, изменение социально-экономических условий, этническое распределения населения. Границы были изменены, присоединив к территории страны, и также в качестве еще одного способа включения граждан, проживающих за ее пределами. Граждане Германии, проживающие в соседних государствах, являются самым ярким примером этого. Германия, например, заняла агрессивную позицию во внешней политике, когда нацисты пришли к власти, и оказывали политическое давление на соседние государства.

Источник

Европа после Первой мировой войны

События мировой войны оказались тяжёлым испытанием для народов. На её завершающем этапе стало очевидно, что некоторые из воевавших государств не выдержали обрушившихся на них трудностей. Прежде всего это были многонациональные империи: Российская, Австро-Венгерская и Османская. Бремя войны, которое они несли, обостряло социальные и национальные противоречия. Многолетняя изнурительная война с внешними противниками перерастала в борьбу народов против собственных правителей. Известно, как это происходило в России.

Образование новых государств

А вот как распалась Австро-Венгрия.

Даты и события

На завершающем этапе мировой войны произошёл также распад Османской империи, от которой отделились территории, населённые нетурецкими народами.

В результате падения многонациональных империй в Европе появился ряд новых государств. Прежде всего это были страны, восстановившие некогда утраченную независимость, — Польша, Литва и другие. Возрождение потребовало значительных усилий. Порой сделать это было особенно трудно. Так, «собирание» польских земель, разделённых ранее между Австро-Венгрией, Германией и Россией, началось ещё в ходе войны, в 1917 г., и лишь в ноябре 1918 г. власть перешла в руки единого временного правительства Польской Республики. Некоторые из новых государств впервые возникли на карте Европы в таком составе и границах, например Республика Чехословакия, объединившая два родственных славянских народа — чехов и словаков (провозглашена 28 октября 1918 г.). Новым многонациональным государством стало Королевство сербов, хорватов, словенцев (провозглашено 1 декабря 1918 г.), впоследствии получившее название Югославия.

раскройте суть новых явлений в жизни стран европы после первой мировой войны
Образование независимых государств. Территориальные изменения в Европе (1918—1923 гг.)

Образование суверенного государства было поворотным событием в жизни каждого из народов. Однако оно не решало всех проблем. В наследство от войны достались экономическая разруха и обострившиеся социальные противоречия. Революционные волнения не утихли и после обретения независимости.

Парижская мирная конференция

18 января 1919 г. в Версальском дворце под Парижем открылась мирная конференция. Политики и дипломаты из 32 государств должны были определить результаты войны, оплаченные кровью и потом миллионов воевавших на фронтах и работавших в тылу людей. Советская Россия приглашение на конференцию не получила.

Главная роль на конференции принадлежала представителям США, Великобритании, Франции, Италии и Японии, но реально основные предложения вносили три политика — президент США В. Вильсон, британский премьер-министр Д. Ллойд Джордж и глава французского правительства Ж. Клемансо. Они по-разному представляли условия мира. Вильсон ещё в январе 1918 г. предложил программу мирного урегулирования и послевоенного устройства международной жизни — так называемые «14 пунктов» (на её основе было заключено перемирие с Германией в ноябре 1918 г.).

В «14 пунктах» предусматривалось следующее: установление справедливого мира и отказ от тайной дипломатии; свобода мореплавания; равноправие в экономических связях между государствами; ограничение вооружений; урегулирование колониальных вопросов с учётом интересов всех народов; освобождение оккупированных территорий и принципы определения границ ряда европейских государств; образование самостоятельного польского государства, включающего «все земли, населённые поляками» и имеющего доступ к морю; создание международной организации, гарантирующей суверенитет и целостность всех стран.

В программе отражались как устремления американской дипломатии, так и личные воззрения В. Вильсона. До избрания президентом он в течение многих лет был университетским профессором, и если прежде стремился приобщить к истине и идеалам справедливости студентов, то теперь — целые народы. Не последнюю роль в выдвижении «14 пунктов», очевидно, играло и желание автора противопоставить «позитивную демократическую программу» идеям большевиков и внешнеполитическому курсу Советской России. В доверительной беседе в то время он признавал: «Призрак большевизма таится везде. Во всём мире серьёзнейшее беспокойство».

Иную позицию занимал французский премьер-министр Ж. Клемансо. Его цели имели практическую направленность — добиться возмещения всех потерь Франции в войне, максимальной территориальной и денежной компенсации, а также экономического и военного ослабления Германии. Клемансо придерживался девиза «Германия заплатит за всё!». За непримиримость и яростную защиту своей точки зрения участники конференции называли его закрепившимся за ним прозвищем «тигр».

раскройте суть новых явлений в жизни стран европы после первой мировой войны
Ж. Клемансо, В. Вильсон и Д. Ллойд Джордж в Версале. 1919 г.

Опытный и гибкий политик Д. Ллойд Джордж и здесь стремился уравновесить позиции сторон, избежать крайних решений. Он писал: «. мне кажется, что мы должны попытаться составить мирный договор как объективные арбитры (судьи), забыв о страсти войны. Этот договор должен иметь в виду три цели. Прежде всего — обеспечить справедливость в том, чтобы учесть ответственность Германии за возникновение войны и за способы, которыми она велась. Во-вторых, это должен быть договор, который ответственное германское правительство может подписать с уверенностью, что оно в состоянии выполнить предписанные ему обязательства. В-третьих, это должен быть договор, который не будет содержать никаких провокаций последующей войны и создаст альтернативу большевизму тем, что будет предлагать всем разумным людям настоящее урегулирование европейской проблемы. »

Обсуждение условий мира длилось почти полгода. За кулисами официальной работы комиссий и комитетов главные решения принимали участники «большой тройки» — Вильсон, Клемансо и Ллойд Джордж. Они вели закрытые консультации и согласования, «забыв» об «открытой дипломатии» и других принципах, провозглашённых В. Вильсоном. Важным событием в ходе затянувшихся обсуждений стало принятие решения о создании международной организации, способствующей поддержанию мира, — Лиги Наций.

28 июня 1919 г. в Зеркальном зале Большого Версальского дворца был подписан мирный договор союзных держав с Германией. По условиям договора Германия передавала Эльзас и Лотарингию Франции, округа Эйпен, Мальмеди — Бельгии, область Познани и части Поморья и Верхней Силезии — Польше, северную часть Шлезвига — Дании (по итогам плебисцита). Левый берег Рейна оккупировали войска Антанты, а на правом устанавливалась демилитаризованная зона. Саарская область на 15 лет переходила под управление Лиги Наций. Данциг (Гданьск) объявлялся «вольным городом», Мемель (Клайпеда) отошёл от Германии (позже включён в состав Литвы). Всего от Германии была отторгнута 1/8 часть территории, на которой проживала 1/10 часть населения страны. Помимо этого Германия лишалась колониальных владений, её права в провинции Шаньдун в Китае передавались Японии. Вводились ограничения численности (не более 100 тыс. человек) и вооружений германской армии. Германия должна была также выплачивать репарации — плату отдельным странам за ущерб, причинённый в результате германского нападения.

Версальско-Вашингтонская система

Версальский договор не ограничивался решением германского вопроса. В нём содержались положения о Лиге Наций — организации, создаваемой в целях урегулирования международных споров и конфликтов (здесь же приводился и Устав Лиги Наций).

Позже были подписаны мирные договоры с бывшими союзниками Германии — Австрией (10 сентября 1919 г.), Болгарией (27 ноября 1919 г.), Венгрией (4 июня 1920 г.), Турцией (10 августа 1920 г.). В них определялись границы этих стран, установившиеся после распада Австро-Венгрии и Османской империи и отторжения от них части территорий в пользу держав-победительниц. Для Австрии, Болгарии, Венгрии вводились ограничения численности вооружённых сил, предусматривалась выплата репараций победителям. Условия договора с Турцией были особенно жёсткими. Она лишалась всех своих владений в Европе, на Аравийском полуострове, в Северной Африке. Вооружённые силы Турции сокращались, держать флот ей было запрещено. Зона черноморских проливов переходила под контроль международной комиссии. Этот унизительный для страны договор был заменён в 1923 г., после победы турецкой революции.

Учреждённая в соответствии с Версальским договором Лига Наций приняла участие в переделе колониальных владений. Вводилась так называемая мандатная система, согласно которой отобранные у Германии и её союзников колонии по мандату Лиги Наций передавались под опеку «передовым» странам, в первую очередь Великобритании и Франции, которые сумели занять главенствующее положение в Лиге Наций. В то же время Соединённые Штаты Америки, президент которых выдвинул идею и активно способствовал созданию Лиги Наций, не вступили в данную организацию и не ратифицировали Версальский договор. Это свидетельствовало о том, что новая система, устраняя одни противоречия в международных отношениях, порождала новые.

Послевоенное урегулирование не могло ограничиться Европой и Ближним Востоком. Значительные проблемы существовали также на Дальнем Востоке, в Юго-Восточной Азии и на Тихом океане. Там сталкивались интересы ранее проникших в этот регион британцев, французов и новых претендентов на влияние — США и Японии, чьё соперничество оказалось особенно острым. Для решения проблем была созвана конференция в Вашингтоне (ноябрь 1921 г. — февраль 1922 г.). В ней участвовали представители США, Великобритании, Японии, Франции, Италии, Бельгии, Голландии, Португалии и Китая. Советская Россия, чьи границы находились в этом регионе, приглашения на конференцию и на этот раз не получила.

На Вашингтонской конференции были подписаны несколько договоров. В них закреплялись права США, Великобритании, Франции и Японии на принадлежавшие им территории в данном регионе (для Японии это означало признание её прав на захваченные владения Германии), устанавливалось соотношение военно-морских сил отдельных стран. Особо рассматривался вопрос о Китае. С одной стороны, был провозглашён принцип уважения суверенитета и территориальной целостности Китая, а с другой — положение о «равных возможностях» великих держав в этой стране. Таким образом предотвращался монопольный захват Китая одной из держав (подобная угроза существовала со стороны Японии), зато были развязаны руки для совместной эксплуатации богатств этой огромной страны.

Сложившиеся к началу 1920-х годов расстановка сил и механизмы международных отношений в Европе и мире получили название Версальско-Вашингтонской системы.

Старое и новое в международных отношениях

С 1920 г. Советское государство стало налаживать отношения с соседними странами, подписав мирные договоры с Эстонией, Литвой, Латвией, Финляндией. В 1921 г. были заключены договоры о дружбе и сотрудничестве с Ираном, Афганистаном, Турцией. Они основывались на признании независимости названных государств, равноправии партнёров и этим отличались от полукабальных соглашений, навязываемых странам Востока западными державами.

В это же время, вслед за подписанием англо-советского торгового соглашения (март 1921 г.), встал вопрос о возобновлении экономических связей России с ведущими европейскими странами. В 1922 г. представители Советской России были приглашены на международную экономическую конференцию в Генуе (она открылась 10 апреля). Советскую делегацию возглавил нарком по иностранным делам Г. В. Чичерин. Западные державы рассчитывали получить доступ к российским природным ресурсам и рынку, а также найти пути экономического и политического влияния на Россию. Советское государство было заинтересовано в налаживании экономических связей с внешним миром и дипломатическом признании.

Средством давления на Россию со стороны Запада стало требование об уплате ею внешних долгов царской России и Временного правительства и компенсации за имущество иностранных граждан, национализированное большевиками. Советская страна готова была признать довоенные долги России и право бывших собственников-иностранцев получить в концессию ранее принадлежавшее им имущество при условии юридического признания Советского государства и предоставления ему финансовых льгот и кредитов. Военные долги Россия предлагала аннулировать (объявить недействительными). Одновременно советская делегация внесла предложение о всеобщем сокращении вооружений. Западные державы не согласились с этими предложениями. Они настаивали на выплате Россией всех долгов, в том числе военных (в сумме около 19 млрд золотых рублей), возвращении всей национализированной собственности прежним владельцам, отмене в стране монополии внешней торговли. Советская делегация сочла эти требования неприемлемыми и со своей стороны предложила, чтобы западные державы возместили убытки, нанесённые России интервенцией и блокадой (39 млрд золотых рублей). Переговоры зашли в тупик.

Достичь общего соглашения на конференции не удалось. Но советские дипломаты сумели провести переговоры с представителями германской делегации в Рапалло (пригороде Генуи). 16 апреля был заключён советско-германский договор о возобновлении дипломатических отношений. Обе страны отказались от претензий на возмещение убытков, причинённых друг другу в годы войны. Германия признавала национализацию германской собственности в России, а Россия отказывалась от получения репараций с Германии. Договор оказался неожиданностью для международных дипломатических и политических кругов как из-за самого факта его подписания, так и по содержанию. Современники отмечали, что он произвёл впечатление разорвавшейся бомбы. Это был успех дипломатов двух стран и пример для прочих. Становилось всё более очевидным, что проблема отношений с Советской Россией превратилась в одну из основных проблем международной политики того времени.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *