раскрашенная птица актеры и роли
Глаза навыкате: «Раскрашенная птица» — самый адский фильм о войне
В конкурсной программе Венецианского фестиваля был фильм, который некоторые сочли лучшим из всех, другие — худшим. Это чешская «Раскрашенная птица», треш-хоррор под видом военной драмы. Картину показали на петербургском фестивале «Послание к человеку» (повтор — 17 сентября в 19:30). Редактор сайта «Искусство кино» Егор Беликов разбирает этот фильм на составляющие и находит среди сцен изнасилований (в том числе и педофильских) и расчленений некий смысл.
«Раскрашенная птица» выходит далеко за пределы очерченного круга фильмов о войне, являясь квинтэссенцией самых жестоких и непримиримых из них. Его невыразимо сложно воспринять, зрители на Венецианском фестивале, даже на пресс-показе, где вроде бы должны были оказаться самые подготовленные из нас, бежали, не дожидаясь окончания очередной сцены, а закрывая глаза, лишь бы больше ни секунды не увидеть, и прорываясь через соседские ноги (есть и такой, кстати, эпизод в фильме, только ноги там лошадиные, но дыра в одной из них — сквозная).
Все страны Восточной Европы смешиваются в кадре в одно большое грязное село и лес — прифронтовые государства теряют перед жестоким молохом всякую национальную идентичность. Главный герой, мальчик из еврейской семьи, живет с бабушкой (родители, видимо, спасаются от холокоста), пока та в одночасье не помирает. После чего он начинает почти что против своей воли скользить от города к городу, из одной приемной семьи в другую, от очередного поломанного где-то глубоко внутри, сумасшедшего человека к следующему на своем пути.
“Раскрашенная птица” – жестокая военная драма про еврейского мальчика в разгар Второй Мировой
На главную награду Венецианского кинофестиваля, прошедшего в начале сентября 2019 года, был номинирован фильм «Раскрашенная птица» (2019), точная дата выхода в России которого неизвестна, актеры и сюжет анонсированы, а трейлер уже выпущен. Кинолента так и не получила «Золотого льва», однако получила другой престижный приз кинофестиваля. Судя по реакции зрителей на кинофестивале, которые покидали свои места во время просмотра, этот фильм не для слабонервных.
Чехия, Словакия, Украина
Жанр: драма, военный, история
Режиссер: Вацлав Мархоул
Мировая премьера: 3 сентября 2019
В ролях: Стеллан Скарсгард, Харви Кейтель, Барри Пеппер, Удо Кир, Джулиан Сэндс, Алексей Кравченко, Тим Калкоф, Йитка Чванчароваъ, Павел Криз, Петр Ванек и другие.
Бюджет: 159 млн чешских крон
Оставшийся без опеки еврейский мальчик сталкивается с различными трудностями выживания в период Второй мировой войны.
Сюжет
В период Второй мировой войны евреи подвергаются особым гонениям и преследованиям. Желая спасти своего сына от неминуемой гибели, мать отправляет мальчика к родственникам в деревню в Восточной Европе. Однако тетка, которая давала еду и кров племяннику за его тяжелый крестьянский труд, неожиданно умирает. Ребенок остается один, случайно поджигает дом, и поэтому вынужден начать скитания в этом диком и враждебном мире, чьи законы крайне суровы. Мальчик бродит в одиночестве, скитается от деревни к деревне, борется не только за выживание, но и за спасение собственной души. Главный герой подвергается пыткам и гонениям, его бросают в яму с навозом, после чего тот становится немым.
Режиссер и съемки
Режиссером, продюсером и автором сценария проекта стал Вацлав Мархоул, чешский кинодеятель, создавший такие произведения, как «Гном», «Граффити», «Тобрук». Фильм основан на одноименном романе Ежи Косинского, номинанта на премию «Золотой глобус», работавшего над проектом «Будучи там».
Václav Marhoul
Оператором стал Владимир Смутны («Коля», «Куки возвращается», «Зияющая синева», «Вий 3D»), а за монтаж отвечал Людек Хадек («Неясная весть о конце света», «Тобрук»).
По словам режиссера Мархоула, минимальное использование диалога в фильме оставило большую часть рассказа этой истории в руках оператора. В фильме режиссер старался передать атмосферу Центральной или Восточной Европы тех годов, но не в одном конкретном месте.
Критика
В отличие от западной аудитории, российские кинокритики не оценили фильм:
Актеры и роли
Интересные факты
А знаете ли вы, что:
Каждый зритель должен сам для себя решить, понравился ли ему фильм «Раскрашенная птица» (2019), точная дата выхода в России которого неизвестна, актеры и сюжет анонсированы, а трейлер вышел. Лента буквально пропитана жестокостью, поэтому слабонервным смотреть ее крайне не рекомендуется.
Иди и не смотри: «Раскрашенная птица» — самый отталкивающий фильм Венецианского фестиваля
Конкурсную программу Венецианского кинофестиваля обескуражила польская картина «Раскрашенная птица» Вацлава Маргоула — экранизация романа Ежи Косински про мальчика и войну. То, что должно было стать оммажем «Иди и смотри», обернулось катастрофой с Удо Киром, Стелланом Скарсгордом и Харви Кейтелем.
Вторая мировая война в черно-белой палитре. Еврейский парнишка предпубертатного возраста попадает в избушку к странной пожилой женщине, избушка вскоре сгорает, а мальчик разворачивается и идет дальше. Он приходит к старику, который сквозь сигарету спрашивает: «Цыганенок?» Мальчик качает головой. Старик пару дней попьет водки, мальчишка ему немного поможет по хозяйству, а затем как‑то вечером старик повесится. Мальчик обнимет деда и вновь побредет себе, куда ноги поведут.
Среди программного шок-контента: забивание ногой бутылки в вагину, куннилингус, сделанный ребенком, сожжение хорька. Одноименную книгу писателя Ежи Косински тоже сильно ругали за смакование зверств польского народа. Но самое ужасное, что Маргоул бездарно проносит через изуверства мотив священной доброты главного героя. И трупик прижмет, и глазки в ручки вложит, и даже бездыханную раскрашенную птичку (читай, не такую как все), которую заклюет стая в небе, он поднимет с земли и возьмет в ладошки.
За два часа сорок минут сложно свыкнуться с жгучей самоуверенностью режиссера Маргоула. Каждый его символ в визуальном коде жутко фальшив, но когда дело доходит до того, что в церкви мальчику говорят, показывая на Иисуса, что он «терпел, как и ты, от многих людей», весь этот бэд-трип по деревенской глине, амбарам и пролескам, по мнению Маргоула, во мгновение должен расцвести библейскими садами. Расцветает только претенциозно банальным финалом. Мальчика после всех превратностей судьбы найдет папа, и по выбитому номеру на его руке мы поймем, что ребенка бросили не просто так. На то были веские лагерные причины.
Раскрашенная Птица | |
---|---|
Режиссер | Вацлав Мархул |
Сценарий от | Вацлав Мархул |
На основе | Нарисованная птица на Ежи Косински |
Произведено | Вацлав Мархул |
В главной роли | |
Языки | Межславийский чешский русский немецкий |
Бюджет | 175 миллионов чешских крон (7,5 миллионов долларов США) |
Театральная касса | 662 505 долл. США |
СОДЕРЖАНИЕ
участок
Мальчик находит ручную лошадь со сломанной ногой и отвозит ее в соседнюю деревню, где сельский житель убивает ее. Местные красноармейские казаки заставляют жителей села выдать его немцам, считая его евреем. Немецкий солдат, которому было поручено казнить мальчика, освобождает его. Позже, пойманный охранниками СС, которые привозят его в местный город, он спасен от казни. Местный священник принимает его, но затем принимает меры, чтобы он поселился у местного человека по имени Гарбос, который оказывается педофилом. Мальчик стал причиной ужасной смерти Гарбоса. После того, как благонамеренный священник умирает, его замена мальчику не нужна, и он бежит из города.
Бросать
Производство
Вацлав Мархул объявил о своем намерении адаптировать « Нарисованную птицу» Ежи Косиньского в сентябре 2012 года, когда получил права на рассказ. Мархул заявил, что бюджет фильма составит около 120 миллионов крон. Его план состоял в том, чтобы обеспечить финансы в течение следующих 2 лет. В 2016 году фильм получил финансовую поддержку в размере 15 миллионов чешских крон от Чешского кинофонда.
Съемки переместились на плотину Липно и Квильду в феврале и марте 2018 года. Экипажу пришлось столкнуться с плохой погодой, так как им понадобился лед на озере. Съемки завершились в июле 2018 года после 100 съемочных дней в течение 16 месяцев. Затем фильм вошел в постпродакшн. Постпродакшн завершился в феврале 2019 года.
Для диалога жителей Мархул решил использовать межславянский язык вместо любого этнического славянского языка :
Я не хотел, чтобы сельские жители (говорящие) по-украински, или по-польски, или по-русски, или что-то в этом роде, потому что эти люди (сельские жители в фильме) действительно плохие люди. [. ] Я не хотел, чтобы какая-то нация была связана с этим.
Выпускать
Театральный
Первый трейлер фильма был выпущен 28 июля 2019 года. Мировая премьера фильма состоялась на 76-м Венецианском международном кинофестивале 3 сентября 2019 года. Фильм был впервые показан в чешских кинотеатрах для журналистов 11 сентября 2019 года. Он поступил в прокат в Чехии. кинотеатры 12 сентября 2019 года. Изначально планировалось, что фильм будет выпущен в мае 2019 года.
IFC Films стала дистрибьютором фильма в США в октябре 2019 года. Премьера в США назначена на 10 июля 2020 года.
Премьера в Великобритании назначена на 27 марта 2020 года.
Домашние СМИ
Фильм выйдет на телеканале Home Media в Чехии и Словакии 25 марта 2020 года.
Прием
Критический ответ
The Hollywood Reporter выбрал «Нарисованную птицу» в качестве одного из 20 лучших фильмов, показанных на кинофестивалях осенью 2019 года.
Театральная касса
Фильм открылся в чешских кинотеатрах 12 сентября 2019 года. В нем приняли участие 26 094 человека, а за первые выходные его собрали 4034 060 чешских крон. Фильм собрал в чешских кинотеатрах 14 267 334 кроны, что равняется 620 319 долларам.
Похвалы
Нарисованная птица была номинирована на 11 премий «Чешский лев» и получила 9 из них, включая лучший фильм.
Международные фестивали
Фильм был отобран для показа на различных международных кинофестивалях. Это включает в себя:
Раскрашенная птица актеры и роли
«Дьявол — это ангел, которому стало скучно». Известный «злодей» мирового кинематографа — о ролях и звездах
Зрители кинофестиваля «Послание к человеку» первыми в России посмотрели фильм «Раскрашенная птица», премьера которого прошла 3 сентября на Венецианском кинофестивале. На показе в «Авроре» картину представил один из актеров, снявшихся в ней, — Удо Кир, один из любимых артистов Ларса фон Триера и крестный отец его дочери.
«Раскрашенная птица» — фильм о преследовании евреев в годы войны. Все ужасы показаны через историю одного ребенка, которому удалось выжить, предпринимая бесконечные попытки вернуться домой. Где этот дом — неизвестно: родители, пытаясь спасти сына от концлагеря, отослали его к тетке куда-то в Восточную Европу. Но женщина вскоре умерла, а дом сгорел.
Трехчасовой фильм поделен на «главы» — по именам тех, кто становился «хозяевами» мальчика: у каждого он жил на правах раба. Над героем издевались, били, насиловали, закапывали в землю по шею (тот самый знаменитый кадр с воронами на постере). В самых первых кадрах мальчика, бегущего по лесу, сбивают с ног и поджигают зверька, которого тот нес с собой, — мечась по поляне, животное сгорает заживо. Позднее птицелов отпустит в полет подкрашенную белой краской птицу — и сородичи заклюют ее прямо в небе. Метафора происходящего с еврейским мальчиком прямолинейна, тем не менее, именно она взята за название картины.
Брутальных сцен, от которых отвык современный зритель массового кино, в картине много. Как рассказал исполнитель одной из таких «злодейских» ролей Удо Кир, в Венеции зрители с кинопоказа выходили, в основном, после сцены, когда актёр, игравший ревнивого мельника, выковыривал ложкой глаза своему работнику. Тот заглядывался на его жену. Все эти ужасы становясь кирпичиками становления жестокости мальчика. Под конец он уже сам убивает. Побывав в советской военной части, парень получил в подарок револьвер, наставление «быть коммунистом» и совет снайпера: «Запомни: око за око, зуб за зуб».
Два года назад в Венеции показали отреставрированную версию фильма «Иди и смотри» Элема Климова. И нынешняя премьера «Раскрашенной птицы» — оммаж этой картине. Даже советского солдата, одного из немногих «положительных» героев «Птицы…», сыграл Алексей Кравченко — его мы помним по почти аналогичной роли подростка Флёры в ленте Климова. Вот только в фильме Вацлава Маргула по книге Ежи Косинского все самое страшное исходит не от войны — а от повседневности. При появлении беззащитного ребенка в обычных людях словно пробуждаются худшие качества, а фраза «он сирота» становится сигналом к атаке.
Подготовленного зрителя визуально показанные ужасы, впрочем, не испугают: режиссер не переходит грань, после которой шок оттесняет смысл картины. Едва ли не самым страшным оказывается прозвучавший в финале вопрос отца: «Ты хоть помнишь свое имя?», встреченный молчанием – мальчик убегает.
За три дня до Петербурга премьера прошла в Праге, а 16 сентября стало известно, что Чехия выдвигает фильм на «Оскар». Ранее «Раскрашенная птица» уже получила в Каннах приз имени Кшиштофа Кесьлевского за лучший сценарий и в Венеции — награду ЮНИСЕФ за борьбу за права ребенка. Возможно, у фильма хорошие шансы на главную кинонаграду мира: в картине снимались известные актеры — призер Берлинале и самый узнаваемый актер Швеции Стеллан Скарсгорд, актер фильмов Скорсезе и Тарантино Харви Кейтель (США), британский актер Джулиан Сэндз и, конечно, знаменитый немец, живущий в США, — Удо Кир. Именно представлял картину в Петербурге в субботу после первого показа.
«Любимая фраза фон Триера — «не играйте!»
Фильмография Удо Кира кажется бесконечной. «Тот факт, что я снимался в 250 фильмах, знает интернет, а я этого даже не знаю, — пожимает он плечами. — Но из них 100 фильмов — плохие, 50 можно посмотреть с бокальчиком вина, и еще 100 — хорошие. На протяжении 25 лет я работал с Ларсом фон Триером, успел поработать с Фассбиндером, Херцегом, Вендерсом, а для Америки меня открыл Гас ван Сент. Повезло: они все находили меня сами. Ни разу в жизни я не просил режиссера снять меня в его фильме. Даже Дэвида Линча».
«Раскрашенная птица» — не единственный фильм с участием Кира, штурмующий кинофестивали в 2019 году: картина «Бакурау» о маленьком бразильском городке уже получила приз жюри в Каннах. Но лента о судьбе еврейского мальчика для Кира имеет особое значение.
«Этот фильм оказался для меня важнее, чем для всех остальных актеров, в нем занятых — может быть, за исключением мальчика, — рассказал он. — Я родился в Кельне (в 1944 году – прим.ред.), который был разрушен практически полностью во время войны, и мое детство было очень похоже на детство этого ребенка — очень мало еды, постоянный голод и попытка выжить в условиях разрухи».
Вспоминая о том, как с «Раскрашенной птицы» некоторые зрители уходили в Венеции, Кир старается переключить внимание на другое: фильм очень сильный, черно-белый, и это придает ему документальности. А главное — не оставляет равнодушных. Недаром по окончании кино оставшиеся зрители устроили 11-минутную овацию.
Фото: Сергей Михайличенко
«Те ужасы, которые происходили в концентрационных лагерях, показать в кино без использования документального подхода невозможно, — объясняет актер. — Иначе мы не в силах рассказать и показать степень кошмара, который там происходил».
Актер признается, что и сам любит приятные во всех отношениях и красивые фильмы, типа «Касабланки» или «Сансет-Бульвара», но его сердце — с теми, кто снимает кино о том, что важно сейчас.
«Киноиндустрия в Америке (мне не очень нравится слово «Голливуд») создавала звезд — ту же Мэрилин Монро, Риту Хейворт, — и некий иллюзорный мир. И когда появились молодые режиссеры, которые хотели говорить о том, что важно, — мне это казалось очень существенным. Тот же Фассбиндер был первым из немецких режиссеров, готовых снимать и показывать Германию такой, какой она действительно была после войны. В отличие от других, что стремились уйти куда-то в горы или углубляться в философию».
Быть «злодеем» Киру не привыкать: он шутит, что немецкому актеру, живущему в Америке, не уйти от роли нацистов. Ему самому пришлось четырежды играть Гитлера — правда, в сатирических комедиях. «Я вспоминал «Диктатора» Чарли Чаплина и сцену, где диктатор подкидывает земной шар в виде шарика, и мне это помогало», — вспоминает он.
Актёр не впервые посещает Россию и не понаслышке знаком с русской культурой, для него большое значение имеет творчество Достоевского — а о своем знакомстве с первым фильмом Тарковского артист вспоминает, что просто не мог встать с места после просмотра.
«Я, действительно, очень люблю и Достоевского, и Булгакова — Воланда в его элегантном костюме и с большим котом всегда хотел сыграть, — делится Удо Кир. — Но мой любимый в этом смысле фильм — «Королевство» Ларса фон Триера, благодаря которому я стал, наверное, единственным актером, появившимся на свет на экране. Если помните, там показан момент рождения ребенка дьявола: для съемок была сделана модель женщины. Я должен был родиться: меня побрили наголо, обмазали кровью, какой-то грязью, положили на деревянную повозку на четырех колесах, и Триер сказал, что у нас есть только один дубль, потому что это очень дорогая декорация. Я туда залез, прозвучала команда «мотор!» — и я поехал, сначала не получилось, но я собрался с силами и резко вылетел, закричав, как новорожденный ребенок. В тот момент, когда дьявол, мой отец, подходит ко мне, он говорит: «Помни, ты мое дитя».
О Ларсе фон Триере Удо Кир может говорить бесконечно. Например, вспоминает, что любимая фраза, с которой режиссёр обращается к актерам — «Не играйте!». Кир отмечает, что играть зло ему интереснее, чем добро: у добра есть пределы, а у зла — нет. К тому же, зло можно воплощать по-разному: если бушевать на экране, достоверно не получится. А если «застрелить» кого-нибудь между делом — это будет гораздо внушительнее.
«На самом деле, дьявол — это ведь ангел, которому в какой-то момент стало скучно, —рассуждает актер. — Меня так часто приглашали играть зло, но ведь сам я человек неплохой. Мне кажется, что, будучи плохим человеком, убедительно зло сыграть не получится».
В широкий российский прокат «Раскрашенная птица», судя по всему, не пойдет. А вот на фестивале «Послание к человеку» ее еще можно будет увидеть — 17 сентября в 19.30 в «Великан Парке».