раневская биография дети личная жизнь
Фаина Раневская биография, личная жизнь, семья, муж, дети — фото
Великая советская актриса театра и кино 20 века Фаина Раневская – легендарная женщина, навсегда оставившая свой след в истории кинематографа и театральной жизни СССР. Это уникальный человек, которому суждено было прожить в одиночестве, но купаться в славе миллионов поклонников. Кого-то она раздражала своим характером, но большинство восхищались ею и продолжают это делать спустя многие годы. Актриса одна из немногих, кто сумел прославиться благодаря незначительным и эпизодичным ролям. Фаиной Раневской восхищались тогда и восхищаются сегодня, а ее знаменитые колкие фразы будет повторять не одно поколение.
Рост, вес, возраст. Годы жизни Фаины Раневской
В годы популярности актрисы, многие хотели знать, какой у нее рост, вес, возраст. Годы жизни Фаины Раневской 1896-1984. Она была немаленького роста (180 см) и никогда не отличалась точеной фигурой. С самого детства Фаина ощущала себя гадким утенком, а также постоянно поддавалась насмешкам дворовых детей из-за заикания.
Кто бы знал, что Фаина Раневская, уроженка Таганрога, станет такой популярной и почитаемой актрисой не только всесоюзного, но и международного масштаба. А возможно, что именно закалка сделала ее такой грубой и острой на язык. Неповторимая и незабываемая советская актриса навсегда останется в сердцах миллионов зрителей.
Биография Фаины Раневской
Родилась Фаина Раневская в Таганроге, в 1896 году. Росла она в зажиточной еврейской семье. Отец актрисы обеспечивал большому семейству безбедную жизнь. Мама же, трудилась в качестве домохозяйки, воспитывая пятерых детей. Помимо Фаины, в семье росли еще три брата и сестра. Один из братьев скончался еще ребенком. Несмотря на обеспеченность и хорошие условия, Фаина Раневская не была счастлива, ведь постоянно скучала и была одиноким ребенком, над которым смеялись многие сверстники. Все из-за того, что она не отличалась красивой внешностью и складным характером. Да и взгляды на будущее стали преградой в дальнейшем общении дочери и родителей.
С самого детства Фаина Раневская обучалась в элитной гимназии, но заикание стало поводом для насмешек и, вскоре, она отказалась там обучаться. Дальнейшее получение знаний происходило на дому, куда приходили учителя и репетиторы. Впрочем, это не помешало ей стать умной и образованной. Помимо обычной школьной программы, Фаина Раневская обучалась музыке, а также хорошо изучила несколько иностранных языков. Будущая знаменитая актриса также любила пение, а ее страстью стало увлечение чтением книг.
Все же, не только сверстники, но и сами родители иногда не нарочно напоминали Фаине о ее внешности, что изначально сеяло в ней неуверенность в себе и закалило ее. Со временем она научилась смеяться над собой, а также высмеивать человеческую глупость с присущим ей сарказмом.
Будучи пятилетней девочкой, Фаина Раневская заинтересовалась театром и кино. В особенности, впечатлил ее спектакль «Вишневый сад». Тогда, она твердо решила, какую профессию выберет и стала посещать театральные кружки. Когда Фаина поведала родителям о планах стать актрисой, те были не в восторге. Мало того, серьезно настроенная юная леди, не собиралась смириться с родительским запретом и уехала в Москву еще в 19 лет. Отец отказался оказывать дочери финансовую поддержку, из-за чего первое время ей пришлось туго. Она даже не смогла окончить театральный вуз по причине тяжелого финансового положения. Но это не станет преградой для ее будущей профессии.
В незнакомом городе, в мало знакомом театральном обществе, Фаину Раневскую заметили не сразу, ведь у нее даже не было возможности показать себя, так как ее имя никому и ни о чем не говорило, а внешность и грубость даже иногда отпугивали.
Познакомившись с известной советской актрисой Гельцер, которая заметила юное дарование и всячески ее поддерживала, понемногу проталкивая в актерские круги. Так Фаина Раневская получила свою первую работу в качестве актрисы в одном из подмосковных театров. Здесь она могла наслаждаться прекрасной игрой талантливых актеров, но сама приглашалась лишь изредка в массовку. Далее, Фаина Раневская сменила не одно место работы, перебираясь от театра одного города к другому.
Когда актрисе исполнился 21 года, она окончательно потеряла связь с родными из-за их вынужденной эмиграции, но зато, в это время происходит важное для нее событие – она становится сотрудницей московского Театра актера. Именно тут она смогла себя проявить как актриса в полной мере и именно с этого момента биография Фаины Раневской становится все красочней.
Первая заметная работа Фаины Раневской – спектакль «Роман», где ей досталась роль Маргариты. Далее она неоднократно играла не главные, но очень значимые роли, которые позволили выбраться таланту актрисы наружу. Именно на сцене этого столичного театра узнали об актрисе Фаине Раневской и благодаря всем работам, она обрела первую популярность.
Одну из ярких ролей (героиня Шарлотта) сама актриса сыграла в спектакле «Вишневый сад». Сотрудничество с данным театром длилось до 1931 года. Следующим местом работы стал уже прославившийся Камерный театр, где Фаина Раневская впервые вышла на сцену во время спектакля «Патетическая соната». Проработав здесь 4 года, актриса уходит театр Красной Армии, в котором она прекратит выступать уже в зрелом возрасте. Тут она часто получала различные роли, однако, самой известной становится роль в постановке «Васса Железова», где она сыграла в главной роли.
Год спустя Фаину Раневскую приглашают на работу в Театр им. Моссовета, где она отличилась не только своей талантливой игрой, но и многократными скандалами. Актриса оказалась настолько талантливой, что во многом превосходила не только партнеров по сцене, но и режиссеров, что казалось для многих возмутительным. Были случаи, когда зрители приходили в театр, а после сыгранного Раневской эпизода, уходили домой.
Фаина Раневская неоднократно переделывала тексты по-своему, что позволяло ей выделяться из массы других, но вызывало массу бурных эмоций у сотрудников. Скандалы с режиссером Завадским стали поводом для нескольких афоризмов и шуточек Фаины Раневской, которые надолго запомнятся и станут крылатыми. Несмотря на это, актриса проработала в этом театре почти 25 лет, именно в стенах этого театра Фаина Раневская обрела славу и стала известной театральной артисткой.
Последним театром, в котором выступала Фаина Раневская, стал Театр Пушкина, ранее называвшийся Камерным и с которого начинала свой творческий путь великая советская актриса. Карьера актрисы, как театралки, закончилась именно здесь в начале 60-х годов.
Часть своей карьеры актриса также посвятила съемкам в мире кинематографа, хотя всегда считала кино – недоискусством, отдавая предпочтение театру. Но, тогда, как и сейчас, истинную популярность можно было обрести лишь с помощью телевидения.
Первый опыт киноактрисы Фаина Раневская получила в фильме «Пышка», где она сыграла госпожу Луазо. Позже актриса также была приглашена вместе с труппой для постановки спектакля во Францию. Там она впечатлила не только публику, но и местного режиссера, который в мгновенье стал поклонником ее искусства.
Хотя Фаина Раневская снялась в небольшом количестве кинолент, однако, этого хватило, чтобы обрести всесоюзную узнаваемость и миллионы поклонников. Возможно, в тот тяжелый период, когда походила революция, а потом и война, люди не так часто посещали театры, а потому известность пришла к Фаине Раневской именно из-за нескольких ролей в кино.
Киносказка «Золушка», в которой Фаина Раневская сыграла роль феи, стала одной из самых запомнившихся зрителям и одной из самых заметных киноработ известной советской актрисы.
Одной из немногих, удостоившихся почетного звания Народной артистки СССР, в 1961 году стала и Фаина Раневская. Цитаты и афоризмы про мужчин и женщин, которые зачастую были произнесены в процессе съемок актрисы, пользуются успехом спустя десятилетия.
Личная жизнь Фаины Раневской
Личная жизнь Фаины Раневской, в отличие от карьеры, полетела под откос, а вернее не состоялась. Отчасти это из-за того, что актриса не блистала внешними данными, а отчасти от того, что была очень критичной и грубой. Умная и успешная женщина, способная на грубую критику часто отталкивала от себя мужчин. Фаина Раневская так и прожила всю жизнь в одиночку, не оставив за собой даже наследника.
В жизни актрисы был один молодой человек, в которого она была влюблена, но решившись на серьезный шаг, она была беспощадно отвергнута, поддавшись при этом насмешкам. Скорее всего, это стало одной из многих причин, повлиявших на тот факт, что Фаина Раневская так и не побывала замужем. Судя по колким высказываниям в адрес мужского пола, вероятно, что она в нем разочарована.
Кстати, довольно симпатичной была Фаина Раневская в молодости, фото можно найти в сети.
Однако актриса не была совсем одна, еще в 60-х к ней приехала на постоянное проживание вдовствующая сестра. К сожалению, вскоре сестра скончалась, и тогда, единственным верным другом и спутником жизни Фаины Раневской стал пес, которому она дала кличку Мальчик.
Великая советская актриса жила сценой, всю свою жизнь она посвятила искусству, отдавала себя без остатка. Это позволяло ей забыть о личных проблемах и неудачах. Часто случается так, что успешные актеры жертвуют всем ради своей карьеры, и действительно добиваются потрясающих успехов. Фаина Раневская также выбрала путь одинокой, но успешной и состоявшейся женщины.
Именно ради своего будущего, как актрисы, Фаина Раневская практически полностью разорвала отношения с родней и так и не завела свою собственную семью.
Семья Фаины Раневской
Семья Фаины Раневской большая – три брата и сестра. Один из братьев умер еще в детстве, а сестра скончалась уже, будучи вдовой. Хотя семейство было зажиточным, однако, это не означало, что они все жили мирно, дружно и счастливо. Бунтарство и упрямый характер Фаины Раневской нередко вызывали у родителей возмущения. Из всех пяти детей, именно Фаина Раневская приносила в дом больше всего хлопот, была довольно трудным и замкнутым ребенком.
Сообщив родителям о том, что собирается стать известной актрисой, она сразу же попала в немилость, так как отец был категорически против. Интересно, что юная Фаина, покинув отчий дом, испытывала острый недостаток средств для существования, а ее мать высылала ей переводы втайне от отца.
Дети Фаины Раневской
Дети Фаины Раневской – лишь мечта, которую она так и не смогла осуществить. Дело в том, что в то время не было возможности сделать искусственное оплодотворение или взять ребенка из дома малютки. Тогда признавались лишь официальные браки и дети, рожденные в них. Да и когда известной актрисе было заниматься этим? Многие декретные актрисы так и не сумели добиться высот в карьере. Все потому, что пока ты рожаешь и воспитываешь ребенка, на сцену выходят другие актеры, все время найдется тот, кто будет еще лучше.
Фаина Раневская настолько легендарная личность, что вряд ли ее имя сможет что-то или кто-то затмить.
Муж Фаины Раневской
Муж Фаины Раневской – лишь домысел, ведь она никогда не была замужем. Мимолетные романы и единицы мужчин, которыми она действительно восхищалась, были, но дальше не зашло. Здесь имел место быть первый горький опыт, когда в совсем юном возрасте, актриса влюбилась в мужчину, очень гадко поступившего с ней при первом же свидании.
Фаина Раневская не скрывала своей неприязни к мужчинам, высмеивала их, нередко давала советы девушкам, которых окрыляла любовь. Хотя актриса заводила несколько романов своей жизни, но ни один из них дальше не дошел.
Фаина Раневская: цитаты и афоризмы про мужчин и женщин
За всю свою жизнь Фаина Раневская прославилась не только как актриса, но и как мудрая женщина, слова которой цитируют и сегодня. Пользователи сети Интернет часто просматривают материал по теме «Фаина Раневская: цитаты и афоризмы про мужчин и женщин». Актриса неоднократно высказывалась о жизни, о поведении людей и их последствиях. Несмотря на не сложившуюся личную жизнь, многие современные люди пользуются ее советами, которые прозвучали когда-то из ее уст. Прожив 87 лет, Фаина Раневская многое повидала, многое пережила, а потому, ее мнение имеет место быть. Кто-то соглашается с фразами и мыслями актрисы, а кто-то относится к ним критически.
Инстаграм и Википедия Фаины Раневской
Есть ли Инстаграм и Википедия Фаины Раневской? Аккаунта в соцсети конечно же нету, а вот развернутая биография на сайте Википедии имеется. Любой желающий имеет возможность узнать здесь не только о семье великой актрисы 20 века, но и прочесть все работы Фаины Раневской в различных театрах и в кино.
На сайте Википедия также содержится информация о многочисленных наградах выдающейся актрисы и интересные факты из ее жизни. Помимо вышеперечисленного, Википедия содержит перечень документальных работ о Фаине Раневской.
«Великая и ужасная»: 125 лет со дня рождения Фаины Раневской (7 фото + 7 видео)
27 августа исполнилось 125 лет со дня рождения Фаины Раневской – одной из величайших актрис XX века, лауреата трех Сталинских премий, Народной артистки СССР, королевы эпизода, которую помнят и любят до сих пор, хотя сменилось уже не одно поколение зрителей.
Эта удивительная женщина – воплощенное противоречие. Она мечтала о большой любви, но всю жизнь была одинока, а если влюблялась, то безответно. Она хотела играть главные драматические роли, но получала в основном комические эпизоды. Однако ни у кого язык не повернется назвать ее путь на театральной сцене и в кино недостаточно успешным. Ее таланта с лихвой хватало на то, чтобы своим коротким появлением на экране вытащить самый скучный фильм в лидеры проката. Кажется, что одной своей харизмой она вполне могла бы создавать новые миры.
Но не только театральные и кинообразы сделали Раневскую звездой. Лишь единицы актеров, вошедших в мировую историю, знамениты не только своими ролями, но еще и репликами, причем сказанными не со сцены, а походя, в быту. Над ее афоризмами, собранными в отдельную книгу, хохочет уже не одно поколение читателей. Яркие, соленые, меткие, часто приправленные крепким непристойным словцом, они шокируют и вгоняют в ступор.
Вероятно, если бы Раневская могла предположить, что мы будем праздновать 125 лет со дня ее рождения, она и по этому поводу отпустила бы едкую, смешную и умопомрачительно неприличную шутку – как раз в ее духе.
Фамильный сарказм, или Сила слова вместо хорошенького личика
Жизнь этой женщины – целая эпоха. Рожденная в царской России, она играла на сцене при Ленине, Сталине, Хрущеве, Брежневе. А ведь актрисы Фаины Раневской могло бы не быть. Во всяком случае ее родители прочили девушке совсем другое будущее.
«Я родилась в семье небогатого нефтепромышленника», – написала она в своей анкете. Ее настоящее имя – Фанни Фельдман. Будущая великая актриса родилась 27 августа 1896 года в городе Таганроге, в очень состоятельной еврейской семье. Ее отец Гирш Хаимович Фельдман, промышленник и коммерсант, купец 1-й гильдии владел несколькими доходными домами, мельницей и пароходом «Святой Николай». Он занимался торговлей черным металлом, азотистыми удобрениями, имел фабрику масляных и сухих красок, а также цех для выделки шерсти. Кроме этого, ему принадлежал магазин строительных материалов и обширные склады. Об отце Раневской известно, что и он был весьма остер на язык, так что язвительность и меткость высказываний – фамильная черта, которую будущая актриса унаследовала от отца.
Как, впрочем, и чувство долга, ведь глава семейства не просто делал деньги, но и занимался благотворительностью. Он основал в Таганроге приют для престарелых евреев, а также приобрел на собственные средства орган и установил его в таганрогской хоральной синагоге, где был старостой.
Возможно, именно семейное воспитание привело к тому, что и Раневская, будучи уже знаменитой актрисой, спонсировала Дом ветеранов сцены, оставляя себе лишь небольшую часть денег – ровно столько, сколько хватало на питание и коммунальные услуги.
Мама будущей актрисы Милка Рафаиловна вела домашнее хозяйство, содержала в образцовом порядке семейный дом и была безупречной еврейской мамой. Именно она тайком от всего семейства несколько лет подряд поддерживала младшую дочку, когда та вдруг решила пойти наперекор всему и стать актрисой.
Фото: Википедия (мать Фаины Раневской)
Раневская: «Сказка – это когда женился на лягушке, а она оказалась царевной, а быль – это когда наоборот».
Непростой характер Фанни Фельдман демонстрировала с самого раннего детства. Она была пятым ребенком в семье и считалась почти дурнушкой. Трое старших братьев насмехались над ее заиканием, за что всегда получали от девочки яростный отпор. А с сестрой Изабеллой, которая была на четыре года старше ее самой, Фанни очень хотела дружить, но ничего не получалось. Еще бы – та была очень хороша собой, и маленькая Фанни, завидуя до слез, все время задирала ее, расстраивалась, просила прощения и – снова язвила.
Еще тогда, в детстве, начала появляться знаменитая манера отвешивать время от времени острые точные шуточки, которыми впоследствии так славилась «великая и ужасная» актриса Раневская.
«Натур и морды»: почему будущая звезда сбежала из родительского дома?
Девочкой она страдала от того, что не так красива, как ровесницы. Она получила неплохое семейное образование, как и все купеческие дети: музыка, иностранные языки, литература, живопись. Она пела и играла на фортепиано, писала пейзажи и натюрморты, которые сама называла «натур и морды». Но настоящей ее страстью было чтение. Отец мечтал выдать ее замуж за состоятельного фабриканта и надеялся, что острый язык она со временем сумеет попридержать, и тогда из нее получится благопристойная еврейская жена, которая будет рожать детей одного за другим.
«Семья заменяет все. Поэтому, прежде чем ее завести, стоит подумать, что тебе важнее: все или семья», – говорила впоследствии актриса.
Подросшая Фанни заявила родителям, что хочет стать актрисой, и решение это – окончательное. Мечта о театре появилась у девочки после того, как в 13 лет она посмотрела постановку «Вишневого сада» на сцене таганрогского театра. Именно в память о том спектакле актриса и взяла себе позже звучный псевдоним Раневская. Решимость стать актрисой (и непременно великой!) еще больше окрепла после просмотра американского немого фильма «Ромео и Джульетта».
Раневская: «Проклятый девятнадцатый век, проклятое воспитание: не могу стоять, когда мужчины сидят!»
17-летняя Фанни экстерном сдала экзамены в гимназии и поступила на актерские курсы. А вскоре девушка заявила родителям, что поедет в Москву, чтобы учиться в театральной школе. Отец сперва попытался вразумить и уговорить дочь, но потом устал от ее упрямства и просто заявил, что на эту затею она не получит ни гроша.
Фото: Википедия (отец Фаины Раневской)
Однако останавливаться будущая звезда сцены не собиралась и сбежала в Москву практически без денег. Просто выждала, пока семейные страсти улягутся, и уехала, не попрощавшись ни с кем, кроме мамы. Та потихоньку от отца дала упрямой дочке небольшую сумму на первое время, да и потом поддерживала ее переводами.
На эти деньги Фаина сняла в Москве крохотную комнатку и больше в родительский дом не вернулась. Впрочем, откуда ей было знать, что всего через пять лет грянет революция, а вслед за этим ее семья будет вынуждена эмигрировать из Таганрога. Они переправятся на собственном пароходе через Румынию и Турцию за границу и осядут в Праге. Родителей Фаина Раневская больше так и не увидела.
В Москве она так и не поступила в театральную школу и попыталась брать частные уроки театрального мастерства, а также играла в массовке Малаховского летнего театра. Тогда же ее посетила и первая любовь, которая обернулась тяжкой оплеухой ее самолюбию.
Играя в массовке, юная Раневская до беспамятства влюбилась в одного актера. Статный красавец, покоритель женских сердец – о нем девушка могла только мечтать да вздыхать. И вдруг он сам недвусмысленно напросился к ней в гости. Молоденькая актриса была так неопытна, что не догадалась о готовящейся насмешке: не смея верить в свое счастье, она спустила последние деньги на вино и закуски, накрыла стол, надела самое эффектное платье и стала ждать, замирая от страха. И он действительно пришел, но не один, а с красоткой, которую прижимал к себе. Остолбеневшую девушку он похвалил за накрытый стол и – попросил пару часов погулять. «А я вас здесь подожду», – заявил наглец и выпроводил хозяйку за порог.
В своих воспоминаниях Раневская писала, что это была ее первая и последняя любовь в жизни. Хотя, конечно, это не так: она влюблялась, и не единожды.
«Всю свою жизнь я проплавала в унитазе стилем баттерфляй».
В те годы судьба свела ее с будущей примой Большого театра Екатериной Гельцер, которая танцевала в антрепризе Сергея Дягилева. Собственно, именно балерина и устроила девушку на работу в ее первый театр, она уже тогда разглядела в юной актрисе зачатки большого, настоящего таланта.
Гельцер приютила Фаину Раневскую в своем доме и ввела ее в круг людей, о знакомстве с которыми многие могли только мечтать. В то время в Москве было что-то вроде закрытого клуба, куда приходили артисты, поэты, музыканты. Они приводили своих друзей, но для всех остальных попасть в этот закрытый клуб было очень непросто. Балерина познакомила юную Раневскую с Владимиром Маяковским, Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом и актером Василием Качаловым, в которого Фаина Раневская позже была тайно влюблена долгие годы. Началось все с того, что начинающая актриса решилась написать ему письмо.
Об этом Раневская вспоминала так: «Интересно, сколько мешков писем от таких ненормальных получал Качалов? Сколько бы ни получал, он ответил, и достаточно быстро. На мое имя у администратора театра были оставлены билеты! А подпись «Ваш Качалов»?! Боже, ради одной этой подписи стоило становиться актрисой и ехать в Москву! Я понимала, что он не мой и это просто вежливость короля, но зацеловала письмо до дыр».
С тех пор у них началась дружба, которая продолжалась долгие годы. Дружба, но – не больше.
«В жизни я любила только двоих. Первым был Качалов. Второго не помню».
В целом, у Раневской всю жизнь не складывались близкие отношения с мужчинами. Она бывала влюблена, и не раз, но ни об одном успешном романе актрисы ничего не известно.
Зато свои нерастраченные чувства, всю страсть натуры она воплотила в своих ролях. Театр был главной любовью всей ее жизни!
«Некиношная» внешность и поиски «своего» театра
Остроумная и резкая, она жила на сцене и каждый свой спектакль играла по-новому. Вворачивала «соленые» словечки, сыпала афоризмами. Зрители Раневскую обожали за непредсказуемость, за удивительный колорит. Называли великой. Миссис Сэвидж и Васса Железнова в исполнении Раневской вошли в золотой фонд отечественного театра. А ее Люси Купер в постановке «Дальше – тишина» зал аплодировал стоя.
Фото: ТАСС\Строков Михаил (Народная артистка СССР Фаина Георгиевна Раневская в роли Люси Купер и народный артист СССР Ростислав Янович Плятт в роли Барклея Купера в сцене из спектакля «Дальше-тишина»)
«Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене нужно жить».
Фаина Раневская за свою жизнь сменила множество театров, в первые годы она играла в Керчи, Феодосии, Кисловодске, Ростове-на-Дону, в Баку, Смоленске, Архангельске и многих других городах. В поисках «своего» театра она часто переходила из одного коллектива в другой.
У нее были очень выразительные, но как позже говорила сама Раневская, «некиношные» черты лица: крупный нос, большие темные глаза с поволокой и густые брови – это в те времена, когда идеалом считались брови-«ниточки». Кроме того, она была очень высокой (1 м 80 см), и поэтому найти партнера по сцене для нее было непросто. К тому же ей все время приходилось строго следить за фигурой, чтобы не выглядеть грузной. По этому поводу она много шутила.
«Я заметила, что если не кушать хлеб, сахар, жирное мясо, не пить пиво с рыбкой – морда становится меньше. Но грустнее».
Окончательно обосновавшись в Москве, она выступала в Камерном театре, Центральном театре Красной Армии, Театре драмы (сейчас – театр имени Маяковского). Она долгое время была актрисой Театра имени Моссовета, потом уходила на сцену Пушкинского театра и вновь возвращалась назад.
Фото: ТАСС\Евзерихин Эммануил (Актрисы Серафима Германовна Бирман (Карпухина) и Фаина Георгиевна Раневская (Москалева) (слева направо) в спектакле «Дядюшкин сон» в Государственном академическом театре имени Моссовета.)
Дело в том, что ее работа в театрах постоянно сопровождалась скандалами с режиссерами и актерами. Искрометный юмор и непримиримость Фаины Раневской служили ей не лучшую роль. Так, например, готовясь играть эпизодическую роль в спектакле «Шторм», она почти полностью переписала сценарий и представила образ совершенно по-новому. Работать с ней было трудно. Но возможно именно благодаря этому все роли актрисы имели частичку от нее самой: яркой, саркастичной, мудрой.
Почему Раневская так и осталась королевой эпизода?
В кино Фаина Раневская дебютировала в 1934 году. Режиссер Михаил Ромм пригласил ее на роль госпожи Луазо в фильме «Пышка» по знаменитой новелле Ги де Мопассана. С этого момента она снималась довольно много.
При этом режиссеры знали, что снимать Раневскую – это не простая задача. Она способна биться за каждое слово, перекроить всю роль и поставить все с ног на голову. Особенно если из фильма можно выжать больше, чем в нем было изначально заложено. Она не терпела фальши, как не терпела и посредственной, не в полную силу сыгранной сцены и киноленты в целом. Работать с ней было сложно, но режиссеры хорошо понимали, что фильм просто обречен на успех, если в нем есть Раневская!
«Получаю письма: «Помогите стать актером». Отвечаю: Бог поможет!»
Одним из любимых ее кинообразов стала роль злой Мачехи в сказке «Золушка» режиссера Надежды Кошеверовой. Автором сценария был Евгений Шварц, который позволил Раневской вставлять свои реплики. Благодаря этому роль Мачехи стала одной из лучших комедийных ролей актрисы. Однако настоящую популярность Фаине Раневской принесла комедия «Подкидыш», где она произнесла крылатое и знаменитое на всю страну: «Муля, не нервируй меня». Сама Раневская эту роль терпеть не могла. Тем более что после этого фильма многие годы люди при виде нее расплывались в улыбке и повторяли эту самую фразу.
И все же ее творческий путь в кино полон трагизма. «Тридцать шесть ролей в фильмах – и ни одной главной! Большой, настоящей – такой роли, о которой мечтает каждый актер», – писал в своей книге исследователь и писатель Збигнев Войцеховский.
Фаина Раневская могла играть главные роли, могла создавать на сцене и в кино сильнейшие образы, но для нее не нашлось того единственного режиссера, который увидел бы это.
«Вы знаете, милочка, что такое говно? Так оно по сравнению с моей жизнью повидло».
По одной из версий, виноват в этом был не ее вздорный характер, и уж, конечно, не то, что она была совсем не красавицей. Сохранилось письмо министра кинематографии Ивана Большакова, в котором тот недвусмысленно указывает режиссеру Сергею Эйзенштейну, который собирался снимать Раневскую в фильме об Иване Грозном: «Семитские черты лица Раневской очень ярко выступают, особенно на крупных планах», – в те годы это совсем не приветствовалось. Еврейке можно было играть вторые роли, но для главных нужно было иметь славянскую внешность, или, как вариант, грузинскую.
Итак, самой главной роли в ее жизни так и не случилось. Но она не была несчастна. Хотя она всегда хотела большего и прекрасно видела, что могла бы сыграть иные роли и сделать это по-настоящему гениально.
Ее манера играть и жить была истовой, искренней, всепоглощающей. Можно сказать, что свою жизнь, во всяком случае публичную ее часть она тоже гениально сыграла, словно восполняя то, что она не доиграла на сцене.
Ахматова и другие звезды: с кем дружила актриса
На протяжении всей жизни Фаину Раневскую связывала самая нежная дружба со многими очень не похожими на нее саму женщинами и мужчинами, хотя с людьми она сходилась непросто и в свой ближний круг допускала далеко не каждого.
Ближайшей ее подругой всю жизнь была актриса Павла Вульф, которая взялась учить юную Раневскую, когда та делала свои первые шаги на театральных подмостках. На закате жизни Фаина Раневская вспоминала: «Павла Леонтьевна спасла меня от улицы. Она меня очень любила, а я относилась к ней молитвенно. Только ей я обязана тем, что стала актрисой. В трудную минуту я обратилась к ней за помощью. Она нашла меня способной и стала со мной работать. Научила меня тому, что ей преподал ее великий учитель Давыдов и очень любившая ее Комиссаржевская. Она сделала из меня и человека, и актрису. Если я стала понимать, как вести себя на сцене, – я обязана этим только Павле Леонтьевне».
«Нас приучили к одноклеточным словам, куцым мыслям, играй после этого Островского!»
Одним из немногих по-настоящему близких друзей Раневской был театральный режиссер Соломон Михоэлс, погибший в 1948 году от рук сотрудников НКВД. Современники отмечали, что такие крепкие доверительные отношения, какие сложились между ними, встречаются крайне редко. Прямые свидетельства этой высокой дружбы – письма Фаины Георгиевны, которые она неизменно начинала словами «Мой дорогой, мой неповторимый».
С юности она дружила с Анной Ахматовой. Казалось бы, что связывало сдержанную, закрытую, величественно-чопорную поэтессу и активную, страстную актрису, которая своими саркастическими замечаниями была способна сразить наповал? Вот уж поистине – лед и пламень! Биографы обеих пишут, что, возможно их связывало то, что обе они ни под кого никогда не подлаживались и не подстраивались, не поступались своими принципами. Любили говорить правду в глаза и называть вещи своими именами, но дружбой своей взаимно очень дорожили.
Известно, что на самых близких друзей Раневская никогда не обращала свой сарказм, не допускала даже малейшей насмешки.
Особым доверием у Раневской пользовался и журналист Глеб Скороходов. Вот уж действительно редкий случай, когда между мужчиной и женщиной была самая что ни на есть настоящая дружба, без единой тени влечения, искренняя, крепкая. Ему она как-то призналась: «С вами я могу говорить то, что думаю, без оглядки, быть сама собой настолько, насколько я еще это умею».
«Шкаф Орловой так забит нарядами, что моль, живущая в нем, никак не может научиться летать!»
Близкими приятельницами Фаины Раневской были актрисы Рина Зеленая и Татьяна Пельтцер. А Любовь Орлова в Раневской просто души не чаяла. Она делилась с ней в письмах подробностями жизни, которые доверяют только близким подругам. И подписывала письма с искренней нежностью: «Любимая моя Фея! Обнимаю Вас! Целую!». Впрочем, и Орловой доставалось колкостей от Раневской. Но та никогда не обижалась, а лишь хохотала в ответ.
Житейские мудрости «великой и ужасной»
Про женские хитрости актриса высказывалась с присущей ей прямолинейностью. «Если женщина говорит мужчине, что он самый умный, значит, она понимает, что второго такого дурака она не найдет».
Она любила давать совет «слабому полу». Например такие: «Милочка, если хотите похудеть – ешьте голой и перед зеркалом!».
«Все приятное в этом мире либо вредно, либо аморально, либо ведет к ожирению».
Естественно, не обходилось и без вдумчивого анализа собственной жизни. Она говорила: «У меня хватило ума глупо прожить жизнь».
«Как старая пальма на вокзале – никому не нужна, а выбросить жалко».
«Поклонников миллион, а в аптеку сходить некому».
«Жизнь проходит и не кланяется, как сердитая соседка».
«Здоровье – это когда у вас каждый день болит в другом месте».
Раневская терпеть не могла фальши не только на сцене, но и в жизни. Когда тимуровское движение превратилось в показуху, к ней, уже пожилой женщине, как-то пожаловал отряд тимуровцев. Пионеры бодро отрапортовали, что собираются взять над ней шефство. Но корчить из себя умиленную старушку актриса была не намерена. По-королевски широко поведя рукой, она сказала своим фирменным, хорошо поставленным голосом: «Пионэры, возьметесь за руки и идите в ж. пу»!
«Меньше пафоса, господа», – призывала актриса. И неоднократно иллюстрировала этот тезис личным примером. Как-то раз она курила в своей грим-уборной совершенно голая, и в этот момент к ней без стука вошел директор-распорядитель театра имени Моссовета Валентин Школьников. «Вас не шокирует, что я курю?» – спросила ошарашенного посетителя актриса.
К себе самой Раневская относилась примерно в том же духе. На вопрос: «Вы заболели, Фаина Георгиевна?» – отвечала: «Нет, я просто так выгляжу».
Авторитетная Британская энциклопедия включила Фаину Раневскую в десятку самых выдающихся актеров всего XX столетия! Возможно, эту великолепную актрису сложно заподозрить в чрезмерном человеколюбии, но это не помешало ей дожить до 87 лет. Причем так, как ей хотелось – «чтобы тебя запомнили даже сволочи!».
Вспомним некоторые е роли: