рафаэль санти биография и творчество интересные факты

10 интересных фактов о Рафаэле Санти – гениальном художнике и архитекторе

Итальянский художник Рафаэль де Санти (1483-1520) является одним из величайших мастеров эпохи Возрождения. Прожив совсем недолгую жизнь (он умер в 37 лет), художник оставил после себя множество непревзойденных портретов, известных фресок и т. д. Основным в его творчестве является образ Богоматери.

Помимо занятий художественной деятельностью, Рафаэль Санти был выдающимся архитектором, графиком и поэтом. Некоторые свои рисунки он сопровождал сонетами. В его искусстве сочетались: мягкая грациозность и утонченная живопись Перуджино, творческая мысль Микеланджело и таинственность портретов да Винчи.

Безусловно, про итальянского живописца можно многое рассказать, что мы сейчас и сделаем. Мы постарались собрать наиболее интересные факты о Рафаэле Санти.

10. Первая работа Рафаэля – «Мадонна с младенцем»

рафаэль санти биография и творчество интересные факты

Главный образ в картинах художника – это Мадонна. Санти написал свою знаменитую «Мадонну с младенцем» совсем юным – на тот момент ему было 17 лет. В этой картине еще не чувствуется дух мастерского исполнения и блеска, но они свойственны более поздним работам Рафаэля Санти.

Но в «Мадонне с младенцем» есть другие особенности, которые хочется выделить: это тонкая лирика, пропитывающая все полотно, природа за спиной Мадонны с распускающимися почками говорит о новой жизни. На картине Богородица занята чтением – оно также увлекло и младенца.

9. Обучался живописи у художника Пьетро Перуджино

рафаэль санти биография и творчество интересные факты

С основами живописи итальянского художника познакомил его отец – Джованни Санти (1435-1494), позже он обучался у живописца Пьетро Перуджино (1446-1524) в Перудже, став впоследствии величайшим художником того времени.

В Перудже Санти написал свою первую главную работу «Обручение Марии» (1504 г.) Изначально художник копировал стиль своего учителя, а чуть позже выработал собственную манеру написания картин. Она стала неповторимой, потому что полотна Санти – чисты красками, фигуры на них обладают правильными формами, они легки.

8. Родился в семье придворного художника

рафаэль санти биография и творчество интересные факты

Будучи еще подростком, Санти унаследовал имущество своего отца – Джованни Санти, который служил художником при дворе Урбино Федерико да Монтефельтро. Джованно Санти обучал его сына – герцога Гвидобальдо искусству.

Рафаэль появился на свет, когда его отцу было 50 лет, и Джованни разглядел в нем наследственный талант и даже смог пристроить своего сына в ученики к маэстро Пьетро ди Кристофоро Ваннуччи.

Рафаэль стал любимым живописцем власть имущих – он легко и уютно чувствовал себя в светском обществе, несмотря на свое невысокое происхождение. Его отец умер, когда мальчику было 11 лет, он остался полным сиротой.

7. Был главным архитектором собора Святого Петра

рафаэль санти биография и творчество интересные факты

Рафаэль Санти был не только художником, но и архитектором. Некоторое время он являлся главным архитектором Святого Петра в Риме. На этот важный и ответственный пост он был назначен в 1514 году – тогда собор еще строился, и было необходимо сменить умершего Донато Броманте, для которого без всякого преувеличения, Собор Святого Петра был самым главным делом в жизни.

6. Рисунок «Голова молодого апостола» продан на аукционе за 29 721 250 фунтов стерлингов

рафаэль санти биография и творчество интересные факты

На торгах по случаю старых мастеров Sotheby’s рисунок Рафаэля Санти «Голова молодого апостола» был продан за 29 721 250 фунтов стерлингов. После напряженного 17-минутного спора круг претендентов замкнулся, когда раздался телефонный звонок. Рисунок приобрел анонимный покупатель, а зал устроил бурную овацию его обладателю.

«Голова молодого апостола» – самая дорогая графика в мире и самое дорогое произведение великого Санти. Работа уступает только «Избиению младенцев» Рубенса – картине, которая была продана на открытом аукционе.

5. Был влюблен в Маргариту Лути

рафаэль санти биография и творчество интересные факты

Когда Рафаэль Санти познакомился с Маргаритой Лути – девушка была на тот момент обычной булочницей. Однако, красивая жизнь, которой окружил ее художник, превратила Маргариту в порочную девушку. Без стеснения, она заводила романы на стороне, а вскоре стала известной куртизанкой.

Санти повстречал Маргариту, когда работал у Агостино Киджи, украшая его виллу фресками. Для одной из своих фресок он никак не мог найти натурщицу, и однажды, гуляя на территории виллы, Рафаэль повстречал прекрасную девушку – 17-летнюю дочь булочника.

Ее отец согласился, чтобы Маргарита позировала для художника, проводя с ней много времени, Рафаэль понял, что влюбился в нее, но девушка была уже помолвлена с пастухом. Художник, предложивший ее отцу 3 тысячи золотых, смог исправить эту ситуацию… Он стал «купать» свою возлюбленную в роскоши, однако это сгубило девушку из простой семьи.

Многие считают, что распущенность Маргариты и ее неподобающее поведение нарушило здоровье Рафаэля – он ушел из жизни, когда ему было 37 лет, завещая все свое состояние возлюбленной.

4. Получил приглашение от папы Юлия II

рафаэль санти биография и творчество интересные факты

В 1508 году папа Юлий II пригласил Рафаэля в Рим, чтобы тот украсил помещение фресками. В этом ему помогали ученики. В каждой комнате 4 фресковые композиции – каждая из них занимает одну стену.

Росписи отличаются глубиной замысла, образной насыщенностью и композиционной ясностью. Сюжет росписи: 4 сферы духовной человеческой деятельности: Философия, Теология, Юриспруденция и, конечно, Поэзия. Пространство покрыто аллегорическими фигурами.

3. За свою жизнь написал более 40 Мадонн

рафаэль санти биография и творчество интересные факты

За свою недолгую, но плодотворную жизнь Рафаэль Санти написал 42 картины с образом, который стал главным в его творчестве – образом Мадонны.

Первую Богородицу художник нарисовал в 1502 году, являясь еще учеником Перуджино. После этого периода он стал писать их всю жизнь.

«Сикстинская Мадонна» – самое известное из всех изображений Богоматери, принадлежащее к шедеврам Эпохи Возрождения. В глазах Мадонны отражены глубокая мудрость и нежная печаль. Работа Рафаэля Санти вдохновляла писателей и поэтов 19 века.

2. На фреске «Афинская школа» Рафаэль изобразил Леонардо да Винчи и Микеланджело

рафаэль санти биография и творчество интересные факты

«Афинская школа» представляет собой одну из четырех фресок – Философию. В облике греческих философов Рафаэль изобразил своих современников: Леонардо да Винчи, Микеланджело.

Рафаэль Санти пытался изобразить их востребованность и великую значимость. На фреске, погруженный в глубокую задумчивость, изображен Гераклит Эфесский – философ, сокрушающийся о человеческой безрассудности. На самом же деле этот человек – Микеланджело. Потрясенный его талантом Санти таким образом воздал ему хвалу.

1. Именем Рафаэля назван кратер на Меркурии

рафаэль санти биография и творчество интересные факты

Кратеры на планете Меркурий называют в честь выдающихся деятелей искусства: писателей, скульпторов, художников и т.д. Так было решено Международным астрономическим союзом.

В честь великого художника Рафаэля Санти был назван 350 км. кратер, примечательно, что другие крупнейшие кратеры получили названия таких выдающихся личностей, как Толстой, Вьяс, Мистраль, Бетховен, Достоевский, Шекспир и т. д.

Источник

535 лет со дня рождения Рафаэля Санти: о жизни, творчестве и смерти великого художника

6 апреля 1483 года в итальянском городе Урбино появился на свет Рафаэль Санти — великий живописец, график и архитектор эпохи Возрождения. В честь юбилея мастера представляю вашему вниманию подборку интересных фактов о жизни, творчестве, смерти и культурном наследии Рафаэля.

рафаэль санти биография и творчество интересные факты«Автопортрет», 1506

7 интересных фактов о художнике

1. Рафаэлю словно суждено было прославиться на поприще искусства: его отец, Джованни Санти, был придворным поэтом и художником герцога Урбинского. Так что первые уроки живописи мальчик получил именно от отца, однако, осиротев в двенадцать лет, был вынужден продолжить образование в Перудже.

2. Свой величайших шедевр — «Сикстинскую мадонну», — Рафаэль создал в возрасте 29 лет (работа продолжалась в течение года с 1512 по 1513 г.г.). Примечательно, что картина была написана мастером единолично, без помощи учеников и подмастерьев, как это часто практиковалось в то время.

рафаэль санти биография и творчество интересные факты

3. Всего кисти Рафаэля принадлежит сорок два живописных изображения Мадонны. Во многих из них читаются черты возлюбленной художника Маргариты Лути, более известной как Форнарина. Биограф художника, писатель XVI века Джорджио Вазари, даже предположил, что именно Форнарина послужила причиной раннего ухода мастера из жизни — то ли от невыразимой душевной муки вследствии многочисленных измен красавицы, то ли от переизбытка любовных утех.
рафаэль санти биография и творчество интересные факты

«Рафаэль и Форнарина», Jean Auguste Dominique Ingres, 1814

4. К слову о смерти: Рафаэль скончался в свой же день рождения в возрасте тридцати семи лет — 6 апреля 1520 года. По одной из версий, ослабленный организм творца не выдержал регулярных ночных приключений и последовавшего за упадком сил лечебного кровопускания.

рафаэль санти биография и творчество интересные факты

«Последние мгновения жизни Рафаэля», Henry Nelson O’Neil, 1866

5. Картина «Форнарина», изображающая любимую женщину художника в полуобнаженном виде, стала объектом неутихающих споров… современных медиков! Многие из них утверждают, что голубоватое пятно на груди натурщицы — не что иное, как следствие рака.

рафаэль санти биография и творчество интересные факты

7. Талантливый человек талантлив во всем! Рафаэль не только создавал великолепные картины, но и писал стихи. Ниже — сонет его авторства в переводе А. Махова:

3 самые дорогие и загадочные картины Рафаэля

1. Картина мастера «Портрет молодого человека» возглавляет список самых дорогих утерянных живописных произведений. Известно, что до 1939 года полотно принадлежало польским аристократам Чарторыйским, затем было захвачено нацистами, а после окончания Второй Мировой войны исчезло окончательно. Стоимость картины оценивается в сто миллионов долларов.

рафаэль санти биография и творчество интересные факты

2. Рисунок «Голова молодого апостола» к картине «Преображение» установил рекорд аукционной стоимости для графических работ: 5 декабря 2012 года на аукционе Sotheby’s рисунок был продан за 29 721 250 фунтов стерлингов — сумма вдвое превысила стартовую цену произведения.

рафаэль санти биография и творчество интересные факты

рафаэль санти биография и творчество интересные факты

3. Картина «Мадонна Грандука» является самой таинственной работой Рафаэля. Набросок полотна четко обозначает присутствие пейзажа на заднем плане, однако современные исследования показывают, что изначально фон был другим. Рентгеновский снимок и анализ краски подтвердили, что верхний слой был нанесен спустя сто лет после завершения картины в 1505 году. Предположительно, автором «переделки» был художник Карло Дольчи, владелец картины, предпочитавший темные фоны религиозных полотен.

рафаэль санти биография и творчество интересные факты

Пусть жизнь творца была короткой — несомненно, Рафаэль Санти оставил яркий след в истории мирового искусства, а его творчество до сих пор будоражит умы специалистов из самых разных областей.

рафаэль санти биография и творчество интересные факты
«Автопортрет с другом», 1519

Источник

Рафаэль

Рафаэль Санти (1483-1520) – итальянский живописец, график и архитектор умбрийской, а затем римской, школы. Один из самых выдающихся представителей эпохи Высокого Возрождения, или римского классицизма начала 16-го столетия.

За свою недолгую биографию Рафаэль стал одним из самых знаменитых и богатых художников Италии. Наряду с Микеланджело и Леонардо да Винчи составляет традиционную троицу великих мастеров того периода. Его картина «Сикстинская Мадонна» относится к числу наиболее узнаваемых в истории.

рафаэль санти биография и творчество интересные факты

В биографии Рафаэля есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Рафаэля Санти.

Биография Рафаэля

Рафаэль появился на свет 26 или 28 марта, или 6 апреля 1483 г. в итальянском городе Урбино. Его отцом был Джованни Санти – придворный художник и поэт герцога Урбинского, а мать – Марджи Чарла.

Еще в детские годы у Рафаэля начал проявляться талант к рисованию. Когда это заметил отец, он стал брать сына в мастерскую, в которой тот смог сделать первые шаги в искусстве.

Рафаэль рано лишился родителей и к 11-летнему возрасту уже был круглым сиротой. Любопытно, что к тому моменту биографии он уже смог зарекомендовать себя как подающего высокие надежды художника. В результате, он начал оттачивать свое мастерство у живописца Пьетро Перуджино.

Живопись

Рафаэль Санти быстро прогрессировал, что позволило ему не только обойти всех учеников Перуджино, но и превзойти своего наставника. В 1502 г. он написал свою первую мадонну – «Мадонну Солли». Стоит заметить, что изображать на холсте мадонн художник будет до конца творческой биографии.

С каждым годом манера исполнения работ Рафаэля становилась все более совершенной, вследствие чего у него выработался собственный стиль. В 1504 г. он представил свои первые крупные картины – «Обручение Девы Марии» и «Коронование Марии».

Тогда же Рафаэль обосновался во Флоренции, где ему посчастливилось познакомится с такими мастерами, как Леонардо да Винчи и Микеланджело. Он был потрясен творчеством этих живописцев, поэтому начал скрупулезно изучать их технику и художественные приемы.

За годы биографии, проведенные во Флоренции, Рафаэль написал порядка 20 мадонн, а также получал массу заказов на библейские сюжеты. Примечательно, что каждая из рафаэлевских мадонн отличалась индивидуальностью и некоей материнской прелестью.

По мнению искусствоведов, это могло быть связано с ранней кончиной матери художника. В скором времени, Рафаэль приобретает признание в стране, получая еще больше заказов на мадонн. В этот период он создал такие шедевры, как «Мадонна Террануова», «Мадонна со щеглом», «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем» и др.

В 1508 г. по приглашению папы Юлия II Рафаэль переезжает в Рим, в котором проживет до конца своих дней. По просьбе папы Санти предстояло расписать фресками некоторые залы (Станцы) Ватиканского дворца. Ознакомившись с эскизами мастера лидер Ватикана был настолько впечатлен увиденным, что предоставил ему поверхности ряда других помещений.

Станцы Рафаэля представляют собой 4 зала величиной 6×9 м, в каждом из которых по 4 фресковых композиции. Объем работ был настолько велик, что живописец решил прибегнуть к помощи учеников. К слову, четвертая Станца Константина – полностью расписана его учениками.

Отдельного внимания заслуживает фреска «Афинская школа» (500 × 770 см), на которой Рафаэль изобразил 50 философов, в облике которых узнаются черты лиц итальянских живописцев и мудрецов: Платон написан с да Винчи, Гераклит имеет сходство с Микеланджело, тогда как Апеллес похож на самого Рафаэля.

Данная фреска является одной из лучших произведений эпохи Возрождения. Занявший место усопшего Юлия II папа Лев X в 1513 г. также восхищался талантом художника. В связи с этим, он сделал его главным архитектором и хранителем ценностей.

рафаэль санти биография и творчество интересные факты «Сикстинская мадонна»

Позднее Рафаэль руководил постройкой собора Святого Петра, а также произвел перепись древнеримских памятников. Одновременно с этим, он продолжает создавать новых мадонн, количество которых перевалило за 4 десятка. Самой известной из них является «Сикстинская Мадонна».

Образ девы Марии, держащей в руках маленького Иисуса, Рафаэль писал с 17-летней Маргариты Лути. Женская фигура находится в центре композиции, а по обеим ее бокам располагаются папа Сикст II и Св. Варвара. В нижней части полотна находятся 2 маленьких ангела с задумчивыми взглядами.

Стоит заметить, что Рафаэль достиг больших высот и в области портретного искусства. Помимо этого, сохранилось порядка 400 его рисунков. Интересен факт, что в конце 2012 г. на аукционе с молотка ушел рисунок мастера – «Голова молодого апостола» (к полотну «Преображение»). Цена превысила 29,7 млн фунтов стерлингов, что стало абсолютным рекордом для графических работ.

Личная жизнь

Добившись большой славы и богатства, Рафаэль стал завидным женихом. Многие высокопоставленные религиозные и политические деятели мечтали выдать за него своих дочерей. Кардинал Биббиена добился того, чтобы его племянница обручилась с живописцем, но тот в последний момент отверг девушку.

В возрасте 30 лет у Рафаэля появилась возлюбленная и натурщица, которая была дочерью булочника. Маэстро прозвал ее «Форнариной» (булочка, пышка). С Маргаритой Лути, которой едва исполнилось 17 лет, он познакомился во время работы в саду.

Мужчина заплатил булочнику 50 золотых, чтобы дочь стала его натурщицей. Он настолько сильно увлекся юной девушкой, что выкупил ее у отца за 3 000 монет. На протяжении 6 лет Форнарина была музой Рафаэля. После его смерти она, получив в наследство роскошный особняк и содержание, отказалась от всего и ушла в монастырь.

Смерть

Врачи пытались сбить температуру посредством кровопускания, что является довольно опасным делом при заболеваниях такого типа. Рафаэль умер 6 апреля 1520 года в возрасте 37 лет. Его тело было похоронено в Пантеоне.

Источник

Рафаэль Санти

рафаэль санти биография и творчество интересные факты

Рафаэль Санти (Raffaello Santi) – итальянский художник, мастер графики и архитектурных решений, представитель умбрийской живописной школы эпохи Возрождения.

Биография

Рафаэль Санти появился на свет в три часа ночи в семье художника и декоратора 6 апреля 1483 г. в итальянском городе Урбино (Urbino). Он является культурным и историческим центром региона Марке (Marche) на востоке Италии. Поблизости от места рождения Рафаэля расположены курортные города Пезаро (Pesaro) и Римини (Rimini).

Родители

Отец будущей знаменитости, – Джованни Санти (Giovanni Santi) работал в замке урбинского герцога Федерико да Монтефельтро (Federico da Montefeltro), мать Марджи Чарла (Margie Charla) занималась домашним хозяйством.

Отец рано заметил способности сына к живописи и часто брал его с собой во дворец, где мальчик общался с такими известными художниками как Пьеро делла Франческа (Piero della Francesca), Паоло Уччелло (Paolo Uccello) и Лука Синьорелли (Luca Signorelli).

Школа в Перудже

В возрасте 8-ми лет Рафаэль лишился матери и отец привел в дом новую жену Бернардину (Bernardina), которая не проявляла любви к чужому ребенку. В возрасте 12 лет мальчик остался круглым сиротой, потеряв и отца. Попечители отправили юное дарование на обучение к Пьетро Ваннуччи (Pietro Vannucci) в Перуджу (Perugia).

До 1504 г. Рафаэль получал образование в школе Перуджино, с энтузиазмом изучая мастерство учителя и стараясь во всем ему подражать. Дружелюбный, обаятельный, лишенный заносчивости молодой человек всюду находил друзей и быстро перенимал опыт учителей. Вскоре его произведения невозможно стало отличить от работ Пьетро Перуджино (Pietro Perugino).

Первыми знаменитыми шедеврами Рафаэля стали картины:

В работах ярко прослеживается влияние Перуджино, собственный стиль Рафаэль начал создавать немного позже.

Во Флоренции

В 1504 году Рафаэль Санти переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино. Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо д`Аньоло (Baccio d’Agnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei). Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). До наших дней сохранилась копия картины «Леда и лебедь» («Leda and the Swan») Леонардо да Винчи, принадлежащая Рафаэлю (уникальна тем, что сам оригинал не сохранился).

Под влиянием новых учителей Рафаэль Санти, во время проживания во Флоренции, создает больше 20 Мадонн, вкладывая в них свою тоску по недополученной от матери любви и ласке. Изображения дышат любовью, нежны и утонченны.

рафаэль санти биография и творчество интересные факты

В 1507 г. художник берет заказ от Аталанты Бальоне (Atalanta Baglióni), у которой погиб единственный сын. Рафаэль Санти создает картину «Положение во гроб» (La deposizione), последнюю работу во Флоренции.

Жизнь в Риме

В 1508 г. папа римский Юлий II (Iulius PP. II), в миру – Джулиано делла Ровере (Giuliano della Rovere) приглашает Рафаэля в Рим для росписи старого Ватиканского дворца. С 1509 г. и до конца дней художник занимается станцами, вложив в работу все свое умение, весь талант и все знания.

Когда умер архитектор Донато Браманте (Donato Bramante) папа римский Лев X (Leo PP. X), в миру – Джованни Медичи (Giovanni Medici), с 1514 г. назначает Рафаэля ведущим архитектором возведения Базилики Святого Петра (Basilica Sancti Petri), в 1515 г. он еще становится и хранителем ценностей. Молодой человек взял на себя ответственность за перепись и сохранность памятников Древнего Рима. Для Храма Святого Петра Рафаэль составил другой план и закончил строительство двора с лоджиями.

Другие архитектурные произведения Рафаэля:

Папа Лев X боялся, что французы могут переманить к себе талантливого художника, поэтому старался давать ему как можно больше работы, не скупясь также на подарки и похвалы. В Риме Рафаэль Санти продолжает писать Мадонн, не отходя от любимой тематики материнства.

Личная жизнь

Картины Рафаэля Санти принесли ему не только славу выдающегося художника, но и большие деньги. Он никогда не испытывал недостатка как во внимании монарших особ, так и в финансовых средствах.

Во время правления Льва X он обзавелся роскошным домом в античном стиле, построенном по собственному проекту. Однако, множественные попытки женить молодого человека со стороны его покровителей ни к чему не приводили. Рафаэль был большим поклонником женской красоты. По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой.

Единственной женщиной, которой удалось покорить сердце богатого ловеласа, стала Маргарита Лути (Margherita Luti), дочка булочника, прозванная Форнарина (La Fornarina).

Художник встретил девушку в саду Киджи (Chigi), когда искал образ для «Амура и Психеи». Тридцатилетний Рафаэль Санти расписывал виллу Фарнезина (Villa Farnesina) в районе Трастевере в Риме, принадлежащую его богатому покровителю, а красота семнадцатилетней девушки как нельзя лучше подошла под этот образ.

Отец девушки за 50 золотых разрешил дочке позировать художнику, а впоследствии за 3000 золотых он позволил Рафаэлю забрать её с собой. На протяжении шести лет молодые люди жили вместе, Маргарита не переставала вдохновлять своего почитателя на все новые шедевры, среди которых:

После смерти Рафаэля юная Маргарита получила пожизненное содержание и дом. Но в 1520 г. девушка стала послушницей в монастыре, где впоследствии и умерла.

Смерть

Смерть Рафаэля оставила много загадок. По одной версии, утомленный ночными похождения художник вернулся домой в ослабленном состоянии. Врачи должны были поддержать его силы, но они сделали кровопускание, что погубило больного. По другой версии, Рафаэль простудился во время раскопок в подземных погребальных галереях.

6 апреля 1520 г. маэсто не стало. Его похоронили в Пантеоне (Pantheon) с подобающими почестями. Могилу Рафаэля можно увидеть во время индивидуальной экскурсии по достопримечательностям Рима на рассвете.

Мадонны

Подражая своему учителю Пьетро Перуджино (Pietro Perugino), Рафаэль написал галерею из сорока двух картин Богоматери с младенцем. Не смотря на разнообразие сюжетных линий, произведения объединены трогательной прелестью материнства. Недостаток материнской любви художник переносит на полотна, усиливая и идеализируя женщину, тревожно оберегающую ангелочка-младенца.

Первые Мадонны Рафаэля Санти созданы в стиле кватроченто (quattrocento), распространенному в период раннего Возрождения в XV веке. Образы скованы, сухи, человеческие фигуры представлены строго фронтально, взгляд неподвижен, на лицах спокойствие и торжественная отвлеченность.

Флорентийский период привносит в образы Богоматери чувства, проявляется тревожность и гордость за свое дитя. Усложняются пейзажи на втором плане, проявляется взаимодействие изображенных персонажей.

В более поздних римских работах угадывается зарождение барокко (barocco), чувства становятся сложнее, позы и жесты далеки от ренессансной гармоничности, пропорции фигур вытягиваются, наблюдается преобладание мрачных тонов.

Ниже приведены самые известные картины и их описания:

Сикстинская Мадонна

Сикстинская Мадонна (Madonna Sistina) – самое известное из всех изображений Богоматери размером 2 м 65 см на 1 м 96 см. Образ Мадонны взят с 17-летней Маргериты Лути (Margherita Luti), дочери пекаря и любовницы художника.

рафаэль санти биография и творчество интересные факты

Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара. В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. У ангела слева одно крыло. Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур – три главные составляют треугольник, фоном для композиции служат лица ангелов в виде облаков. Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров.

Мадонна с младенцем

Другое название картины, созданной в 1498 г. – «Мадонна из дома Санти» («Madonna di Casa Santi»). Она стала первым обращением художника к образу Богоматери.

Фреска хранится в доме, где родился художник, на улице Рафаэля (via Raffaello) в Урбино. Сегодня здание носит название «Дом-музей Рафаэля Санти» («Casa Natale di Raffaello»). Мадонна изображена в профиль, она читает книгу, установленную на подставку. На руках у нее спящий младенец. Руки матери поддерживают и нежно поглаживают ребенка. Позы обоих фигур естественны и непринужденны, настроение задает контраст темных и белых тонов.

Мадонна Грандука

рафаэль санти биография и творчество интересные факты

Мадонна Грандука (Madonna del Granduca) – самая таинственная работа Рафаэля, закончена в 1505 г. Её предварительный набросок четко обозначает наличие пейзажа на втором плане. Рисунок хранится в Кабинете набросков и этюдов в галерее Уффици (Galleria degli Uffizi), во Флоренции (Firenze).

Рентгеновский снимок готовой работы подтверждает, что изначально на картине присутствовал другой фон. Проведенный анализ краски указывает на то, что верхний слой на картину нанесен через 100 лет после ее создания. Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов. В 1800 г. Дольчи продает картину Герцогу Франциску III (François III) уже в том виде, в котором она сохранилась до нашего времени. Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции.

Мадонна Бриджуотер

рафаэль санти биография и творчество интересные факты

Впервые сходство Мадонны Бриджуотер (Madonna Bridgewater) со своей женой Натальей Николаевной А. С. Пушкин заметил летом 1830 г., увидев копию картины, созданной в 1507 г. в витрине магазина книг на Невском проспекте. Это еще одна загадочная работа Рафаэля, где пейзаж на втором плане закрашен черной краской. Она долго путешествовала по миру, после чего герцог Бриджуотер (Duke of Bridgewater) стал ее владельцем.

Впоследствии наследники более ста лет хранили работу в имении Бриджуотеров в Лондоне (London). Во Вторую мировую войну светловолосая Мадонна перевезена в Национальную галерею (National Gallery of Scotland) в Эдинбурге (Edinburgh), где и выставлена сегодня.

Мадонна Конестабиле

рафаэль санти биография и творчество интересные факты

Мадонна Конестабиле (Madonna Connestabile) – финишная работа маэстро в Умбрии, написанная в 1502 г. До приобретения ее графом Конестабиле делла Стаффа (Conestabile della Staffa), она назвалась «Мадонной с книгой» (Madonna del Libro).

В 1871 г. Александр II выкупил ее у графа, чтобы подарить супруге. Сегодня это единственная работа Рафаэля, которая принадлежит России. Она выставлена в санкт-петербургском Эрмитаже.

Работа представлена в богатой раме, созданной одновременно с полотном. При переводе картины с дерева на холст в 1881 г. было обнаружено, что вместо книги Мадонна сначала держала при себе гранат – знак крови Христа. Во время создания Мадонны Рафаэль еще не владел техникой смягчения переходов линий – сфумато (sfumato), поэтому представил свой талант не разбавленным влиянием Леонардо да Винчи.

Мадонна Альба

рафаэль санти биография и творчество интересные факты

«Madonna d’Alba» создана Рафаэлем в 1511 г. по просьбе епископа Паоло Джовио (Paolo Giovio) во времена творческого зенита художника. Продолжительное время, до 1931 г. полотно принадлежало санкт-петербургскому Эрмитажу, впоследствии было продано в Вашингтон (Washington), США и сегодня выставляется в Национальной галерее искусств (National Gallery of Art).

Поза и складки одежды Богоматери напоминают скульптуры античности. Работа необычна тем, что ее обрамлением является круг диаметром 945 мм. Название «Альба» Мадонне досталось в XVII веке в память о герцогах Альба (одно время картина находилась во дворце Севильи (Sevilla), принадлежавшему наследникам Оливареса (Olivares)). В 1836 г. российский император Николай I купил ее за 14000 фунтов и приказал перевести с деревянного носителя на холст. При этом оказалась утрачена часть природы справа.

Мадонна в кресле

«Madonna della Seggiola» создана в 1514 г. и выставлена в галерее Палатина (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti). Богоматерь одета в нарядную одежду женщин Италии XVI века.

рафаэль санти биография и творчество интересные факты

Мадонна двумя руками обнимает и крепко прижимает к себе сына, как будто чувствуя, что ему придется испытать. Справа на них взирает Иоанн Креститель в образе маленького мальчика. Все фигуры нарисованы крупным планом и фона для картины уже не требуется. Здесь нет строгости геометрических форм и линейных перспектив, зато есть бескрайняя материнская любовь, выраженная использованием красок теплых тонов.

Прекрасная садовница

рафаэль санти биография и творчество интересные факты

Большое полотно Рафаэля (1 м 22 см на 80 см) «Прекрасной садовницы» (La Belle Jardiniere), написанное в 1507 г., принадлежит к одним из самых ценных экспонатов парижского Лувра (Musée du Louvre).

Изначально картина называлась «Святая Дева в платье крестьянки» и только в 1720 г. искусствовед Пьер Мариетт (Pierre Mariette) решился дать ей другое название. Мария изображена сидящей в саду с Иисусом и Иоанном Крестителем. Сын тянет руку к книге и смотрит в глаза матери. Иоанн держит жезл с крестом и взирает на Христа. Над головами персонажей едва заметны нимбы. Умиротворение и спокойствие дарит бирюзовое небо с белыми облаками, озеро, цветущие травы и пухлые дети около доброй и нежной Мадонны.

Мадонна с щеглёнком

Mадонна с щеглёнком (Madonna del Cardellino) признана одной из наилучших творений Рафаэля, написана в 1506 г. Выставлена в галерее Уффици (Galleria degli Uffizi) во Флоренции.

Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе. В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). Он сделал все возможное, чтобы придать шедевру первоначальный облик, но следы повреждений полностью скрыть не удалось. На рентгеновском снимке видно 17 отдельных элементов, соединенных гвоздями, новую живопись и четыре вставки с левой стороны.

Малая Мадонна Каупера

рафаэль санти биография и творчество интересные факты

Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Святая Дева, как и на многих других картинах Рафаэля, представлена в красных одеждах, символизирующем кровь Христа. Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах. Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария. Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины.

Портреты

В коллекции Рафаэля не очень много портретов, он рано ушел из жизни. Среди них можно выделить ранние произведения, выполненные в флорентийский период и работы зрелой поры, созданные во время проживания в Риме с 1508 г. по 1520 г. Художник много рисует с натуры, всегда четко обозначая контур, добиваясь наиболее точного соответствия образа оригиналу. Авторство многих работ подвергается сомнению, среди других возможных авторов указываются: Пьетро Перуджино, Франческо Франча (Francesco Francia), Лоренцо ди Креди (Lorenzo di Credi).

Портреты, созданные до переезда во Флоренцию

Портрет мужчины

рафаэль санти биография и творчество интересные факты

Работа маслом на дереве (45 см на 31 см), выполненная в 1502 г. выставлена в римской галерее Боргезе (Galleria Borghese).

До XIX в. авторство портрета приписывалось Перуджино, но последние исследования указывают на принадлежность шедевра кисти раннего Рафаэля. Возможно, это изображение одного из герцогов, современников художника. Струящиеся локоны волос и отсутствие дефектов лица несколько идеализируют образ, это не соответствовало реалистичности художников севера Италии того времени.

Портрет Елизаветы Гонзага

рафаэль санти биография и творчество интересные факты

Портрет Елизаветы Гонзага (Elisabetta Gonzaga), 1503 года создания размером 52 см на 37 см выставлен в галерее Уффицы.

Елизавета приходилась сестрой Франческо II Гонзаге (Francesco II Gonzaga) и супругой Гвидобальдо Монтефельтро (Guidobaldo da Montefeltro). Лоб женщины украшает подвеска скорпион, прическа, одежда изображены по моде современников автора картины. По предположению искусствоведов, портреты Гонзага и Монтефельтро частично были выполнены Джованни Санти. Елизавета была дорога Рафаэлю потому, что занималась его воспитанием, когда тот остался сиротой.

Пoртрeт Пьетро Бембо

рафаэль санти биография и творчество интересные факты

Портрeт Пьетро Бембо (Pietro Bembo) – одна первых работ Рафаэля 1504 г., представляет юного Пьетро Бембо, ставшего кардиналом, практически двойником художника.

На изображении длинные волосы юноши мягко ниспадают из-под красной шапочки. Руки сложены на парапете, в правой ладони зажат листок бумаги. Рафаэль первый раз повстречался с Бембо в замке урбинского герцога. Портрет маслом по дереву (54 см на 39 см) выставлен в Музее изобразительных искусств (Szépművészeti Múzeum) в Будапеште (Budapest), Венгрия.

Портреты флорентийского периода

Донна Гравида

рафаэль санти биография и творчество интересные факты

Портрет беременной женщины Донна Гравида (La donna gravida) исполнен в 1506 г. маслом на холсте размером 77см на 111 см и хранится в Палаццо Питти.

Во времена Рафаэля женщин, вынашивающих ребенка, изображать было не принято, но портретист писал близкие его душе образы без оглядки на догмы. Тема материнства, проходящая через всех Мадонн отражалась и в изображениях мирских обывателей. Искусствоведы полагают, что это могла быть женщина семьи Буфалини Чита ди Кастелло (Bufalini Città di Castello) или Эмилия Пиа да Монтефельтро (Emilia Pia da Montefeltro). На принадлежность к богатому сословию указывает модный наряд, украшения на волосах, кольца с драгоценными камнями на пальцах и цепь на шее.

Портрет дамы с единорогом

рафаэль санти биография и творчество интересные факты

Портрет дамы с единорогом (Dama col liocorno) маслом по дереву 65 см на 61 см, написанный в 1506 г. выставлен в галерее Боргезе.

Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. VI). Работа интересна тем, что во время многочисленных реставраций образ дамы был многократно изменен. На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба. Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. Еще один более поздний слой краски увеличивает объем прически, изменяет рукава и дорисовывает собаку. Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще.

Автопортрет

Автопортрет (Autoritratto) размером 47,5 см на 33 см, исполненный в 1506 г. хранится в галерее Уффици, Флоренция.

Работа долгое время принадлежала кардиналу Леопольду Медичи (Leopoldus Medices), с 1682 г. вошла в коллекцию галереи Уффици. Зеркальное изображение портрета нанесено Рафаэлем на фреску «Афинская школа» («Scuola di Atene») в главной зале Ватиканского дворца (Апостольского дворца ( Palazzo Apostolico)). Художник изобразил себя в скромном черном одеянии, украсив его лишь небольшой полоской белого воротничка.

Портрет Аньоло Дони, портрет Маддалены Дони

рафаэль санти биография и творчество интересные факты

Портрет Аньоло Дони и портрет Маддалены Дони (Portrait of Agnolo Doni, Portrait of Maddalena Doni) написаны маслом по дереву в 1506 г. и прекрасно дополняют друг друга.

Аньоло Дони был богатым торговцем шерстью и заказал написать себя и свою молодую жену (в девичестве Строцци (Strozzi)) сразу после их свадьбы. Образ девушки создан по подобию «Моны Лизы» («Mona Lisa») Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci): тот же поворот корпуса, то же положение рук. Тщательная прорисовка деталей одежды и украшений указывают на богатство пары.

рафаэль санти биография и творчество интересные факты

Рубины символизируют процветание, сапфиры – чистоту, жемчужная подвеска на шее Маддалены – девственность. Ранее обе работы соединялись вместе шарнирами. С середины 20-х гг. XIX в. потомки семьи Дони передают портреты Палаццо Питти.

Немая

Картина Немая (La Muta) маслом на холсте размером 64 см на 48 см выполнена в 1507 г. и выставлена в Национальной галерее Марке (Galleria nazionale delle Marche) в Урбино.

рафаэль санти биография и творчество интересные факты

Праобразом изображения считается Елизавета Гонзага (Elisabetta Gonzaga), супруга герцога Гвидобальдо да Монтефельтро (Guidobaldo da Montefeltro). По другой версии, это могла быть сестра герцога Джованна (Giovanna). До 1631 г. портрет находился в Урбино, впоследствии его перевезли во Флоренцию. В 1927 г. работа вновь возвращена на родину художника. В 1975 г. картину похитили из галереи, через год ее обнаружили в Швейцарии.

Портрет молодого человека

рафаэль санти биография и творчество интересные факты

Портрет молодого человека (Portrait of a Young Man) маслом по дереву (35 см на 47 см), написанный в 1505 г. выставлен во Флоренции, в Уффици.

Представленный на изображении Франческо Мария делла Pовере (Francesco Maria della Rovere) был cыном Джованни дeлла Pовере (Giovanni Della Rovere) и Джулиaны Фeльтрии (Juliana Feltria). Дядя назначил юношу в 1504 г. своим наследником и незамедлительно заказал этот портрет. Юноша в красном одеянии представлен на скромной природе севера Италии.

Портрет Гвидобальдо дa Mонтефельтро

рафаэль санти биография и творчество интересные факты

Портрет Гвидобальдo да Mонтефельтро (Ritratto di Guidоbаldо da Montefeltro) маслом по дереву (69 см на 52 см) исполнен в 1506 г. Работа хранилась в замке герцогов Урбинских (Palazzo Ducale), после чего была перевезена в город Пезаро (Pesaro).

В 1631 г. картина вошла в коллекцию жены Фердинандо II Медичи (Ferdinando II de Medici), Виктории делла Ровере (Vittoria della Rovere). Монтефельтро в черном одеянии помещен в центр композиции, которую обрамляют темные стены комнаты. Справа изображено открытое окно с природой за ним. Неподвижность и аскетичность изображения долго не позволяли признать автором картины Рафаэля.

Станцы Рафаэля в Ватикане

Cтанца делла Cеньятура

Дословный перевод «Stanza della Segnatura» звучит как «кoмната пoдписи», её единственную не переименовали по теме исполненных фресок.

рафаэль санти биография и творчество интересные факты

Рафаэль трудился над ее росписью с 1508 г. по 1511 г. В помещении монаршие особы ставили подписи на важные бумаги и тут же была библиотека. Это 1-я станца из 4-х, над которыми работал Рафаэль.

Фреска «Афинская школа»

рафаэль санти биография и творчество интересные факты

Второе название «Scuola di Atene», лучшей из созданных фресок, – «Философские беседы» («Discussioni filosofiche»). Главная тема – спор Аристотеля (Aristotels) с Платоном ((Platon), написанным с Леонардо да Винчи) под сводами фантастического храма, призвана отражать философскую деятельность. Длина по основанию составляет 7 м 70 см, в композицию помещено более 50 персонажей, среди которых Гераклит ((Heraclitus), написан с Микеланджело), Птолемей (( Ptolemaeus), автопортрет Рафаэля), Сократ (Sokrates), Диоген (Diogen), Пифагор ( Pythagoras), Эвклид ((Evklid), написан с Браманте), Зороастр (Zoroastr) и другие философы и мыслители.

Фреска «Диспута», или «Спор о святом причастии»

рафаэль санти биография и творчество интересные факты

Размер «Спора о святом причастии» («La disputa del sacramento»), символизирующего теологию, 5 м на 7 м 70 см.

На фреске небесные жители ведут богословский диспут с земными смертными (фра Беато Анджелико (Fra Beato Angelico), Августин Блаженный (Augustinus Hipponensis), Данте Алигьери (Dante Alighieri), Савонарола (Savonarola) и другими). Четкая симметрия в работе не угнетает, наоборот, благодаря Рафаэлевскому дару организации, представляется естественной и гармоничной. Ведущая фигура композиции – полукруг.

Фреска «Мудрость. Умеренность. Сила»

рафаэль санти биография и творчество интересные факты

Фреска «Мудрость. Умеренность. Сила» («La saggezza. La moderazione. Forza») размещена на стене, прорезанной окном. Другое название работы, прославляющей законодательство светское и церковное, «Юриспруденция» (Giurisprudenza).

Под фигурой Юриспруденции на потолке, на стене над окном расположены три фигуры: Мудрость, смотрящая в зеркало, Сила в шлеме и Умеренность с поводьями в руке. Слева сбоку от окна изображен император Юстиниан (Iustinianus) и стоящий перед ним на коленях Трибониан (Tribonianus). Справа сбоку от окна изображение папы Григория VII (Gregorius PP. VII), вручающего постановления римских пап адвокату.

Фреска «Парнас»

рафаэль санти биография и творчество интересные факты

Фреска «Парнас» («he Parnassus») или «Аполлон и музы» («Apollo and the Muses») расположена на стене напротив «Mудрости. Умеренности. Cилы» и изображает древних и современных стихотворцев. В середине изображения древнегреческий Аполлон с ручной лирой в окружении девяти муз. Справа находятся: Гомер (Homer), Данте (Dante ), Анакреон (Anakreon), Вергилий (Vergilius), справа — Ариосто (Ariosto), Гораций (Horatius), Теренций (Terentius), Овидий (Ovidius).

Cтанцaди Элиoдоро

рафаэль санти биография и творчество интересные факты

Темой для росписи Станци ди Элиодоро (Stаnza di Eliodoro) выбрано заступничество высших сил за Церковь. Зал, работа над которым шла с 1511г. по 1514 г., получил название по одной из четырех фресок, нанесенных Рафаэлем на стену. Лучший ученик мастера, Джулио Романо (Giulio Romano), помогал учителю в работе.

Фреска «Изгнaниe Элиoдoра из Храма»

рафаэль санти биография и творчество интересные факты

Фреска «Cacciata di Eliodoro dal tempio» изображает легенду, по которой верный слуга царской династии Селевкидов (Seleukid) военачальник Элиодор был послан в Иерусалим (Jerusalem), чтобы забрать из храма Соломона казну вдов и сирот.

Когда он зашел в зал храма, увидел мчащегося разъяренного коня со всадником ангелом. Конь принялся топтать копытами Элиодора, а спутники всадника, тоже ангелы, несколько раз ударили грабителя плеткой. Папа Юлий II представлен на фреске сторонним наблюдателем.

Фреска «Месса в Больсене»

рафаэль санти биография и творчество интересные факты

Над фреской «Месса в Больсене» Рафаэль Санти работал один, не привлекая помощников. Сюжет изображает чудо, случившееся в храме Больсена. Священник немец собирался начать обряд причастия, в глубине души не веруя в его истину. Тогда из облатки (лепешки) в его руках потекли 5 струек крови (2 из них – символ пробитых Христовых рук, 2 – ступней, 1 – кровь из раны пробитого бока). В композиции звучат нотки столкновения с немецкими еретиками XVI века.

Фреска «Изведение апостола Петра из темницы»

рафаэль санти биография и творчество интересные факты

Фреска «Изведение апостола Петра из темницы» («la Delivrance de Saint Pierre») также работа полностью Рафаэля. Сюжет взят из «Деяний апостолов», изображение разделено на 3 части. В центре композиции изображен сияющий апостол Петр, заключенный в мрачную камеру темницы. Справа Петр с ангелом выходят из заточения, пока стражники спят. Слева третье действие, когда охрана просыпается, обнаруживает пропажу и поднимает тревогу.

Фреска «Bстреча Льва I Bеликого с Aттилой»

Значительная часть работы «The Meeting between Leo the Great and Attila» шириной более 8 м выполнена учениками Рафаэля.

Лев Великий имеет облик папы Льва X. По сказанию, когда предводитель гуннов подошел к стенам Рима, Лев Великий отправился на встречу с ним вместе с другими членами делегации. Своим красноречием он убедил захватчиков отказаться от намерений напасть на город и уйти. По легенде, Аттила увидел позади Льва священнослужителя, угрожавшего ему мечом. Это мог быть апостол Петр (или Павел).

Cтанца дeль Инчeндио ди Бoрго 1514-1517 гг.

рафаэль санти биография и творчество интересные факты

Станца «Stanza dell’Incendio di Borgo» – финишная зала, над которой трудился Рафаэль с 1514 г. по 1517 г.

Помещение получило название в честь главной и лучшей фрески Рафаэля Санти «Пожар в Борго» («Fire in the Borgo») кисти маэстро. Над остальными картинами работали его ученики по заданным рисункам.

Фреска «Пoжaр в Борго»

рафаэль санти биография и творчество интересные факты

В 847 г. в римском квартале Борго, прилегавший к ватиканскому дворцу, охватило пламя. Оно разрасталось, пока из Ватиканского дворца не появился Лев IV (Leo PP. IV) и не прекратил бедствие крестным знамением. На заднем плане изображен старый фасад собора Святого Петра. Слева наиболее удачная группа: атлетический юноша выносит старого отца на плечах из огня. Рядом пытается забраться на стену еще один юноша (предположительно, художник нарисовал самого себя).

Станца Константина

рафаэль санти биография и творчество интересные факты

Интересные факты

рафаэль санти биография и творчество интересные факты

Ваши отзывы, вопросы и комментарии по теме

Оцените пожалуйста статью нажав на звездочки рейтинга – ваш голос важен

84
Во цвете лет сражён недугом
Он первым занял Пантеон,
Там упокоился, и по заслугам –
Взгляните на его мадонн!

И Микеланджело, и Леонардо
Мог превзойти! – Поставил цель.
Но Бог не допустил: «Не надо!»
Что мог ответить…
Р&а&ф&а&э&л&ь&?!
(Из цикла моих стихов «Великие люди. Загадки с отгадками»
на портале «Стихи. ру» )

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *