рафаэль сахабиев биография семья жена дети

Сегодня в Татарстане умер известный татарский оперный певец Рафаэль Сахабиев (ВИДЕО)

29 ноября 2019, 10:53

Сегодня рано утром умер 67-летний татарский режиссер, оперный певец и народной артист ТАССР Рафаэль Сахабиев

рафаэль сахабиев биография семья жена дети

Сегодня рано утром умер 67-летний татарский режиссер, оперный певец и народной артист ТАССР Рафаэль Сахабиев. Об этом сообщил народный поэт Татарстана Разиль Валеев.

— Это был певец с уникальным голосом, талантом драматического артиста. Он пришел в оперный театр вместе с поколением таких известных певцов, как Зиля Сунгатуллина, Венера Ганеева, Клара Хайрутдинова, Хайдар Бигичев, был среди них ярким исполнителем. Мастерски исполнял оперные партии как мировых, так и татарских произведений. Для нас это большая потеря», — цитирует Валеева «Бизнес-Онлайн».

Рафаэль Сахабиев родился 8 июля 1951 года в селе Шингальчи Нижнекамского района ТАССР. В 1976 году окончил Казанскую государственную консерваторию. Солист Татарского государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля (с 1976 года). С 1974 года ведет концертную деятельность, с 2001 года — доцент.

Время похорон Рафаэль Сахабиева пока неизвестно.

UPD. Стало известно время и место прощания с певцов. Об этом по ссылке.

Источник

Умер известный татарский оперный певец Рафаэль Сахабиев

Известный татарский оперный певец, педагог, режиссер, народный артист ТАССР Рафаэль Сахабиев скончался сегодня рано утром на 68-м году жизни. Об этом сообщил «БИЗНЕС Online» народный поэт Татарстана Разиль Валеев.

Валеев отметил, что его кончина является большой утратой для татарского песенного искусства. «Это был певец с уникальным голосом, талантом драматического артиста. Он пришел в оперный театр вместе с поколением таких известных певцов, как Зиля Сунгатуллина, Венера Ганеева, Клара Хайрутдинова, Хайдар Бигичев, был среди них ярким исполнителем. Мастерски исполнял оперные партии как мировых, так и татарских произведений. Для нас это большая потеря», — подчеркнул он. Как говорят театральные критики, Сахабиев исполнил со сцены около 30 ролей, половина из которых принадлежит татарскому репертуару.

Продюсер Рифат Фаттахов сказал, что сейчас перед Татарстаном стоит главная задача достойно проводить Сахабиева в последний путь. «Сахабиев более 45 лет был ведущим солистом оперного театра, был очень ярким камерным певцом. Его творчество обладало очень высокой интеллектуальностью, глубиной. Ему удавалось объединить в своем творчестве национальное начало и высокий профессионализм, академическое начало. В жизни был честным и принципиальным, открытым и искренним. При жизни был, прямо скажем, недооценен. Очень надеюсь, что Татарстан сможет провести своего славного сына в последний путь красиво и достойно», — сказал он.

Время и место похорон пока еще неизвестно, но, по словам Валеева, министр культуры Татарстана Ирада Аюпова сейчас занимается этим вопросом.

Рафаэль Сахабиев родился 8 июля 1951 года в селе Шингальчи Нижнекамского района ТАССР. Артист оперы, камерный певец (лирический баритон), педагог, режиссер. В 1976 году окончил Казанскую государственную консерваторию. Солист Татарского государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля (с 1976 года). С 1974 года ведет концертную деятельность, с 2001 года — доцент. С 1997 года работал в оперном классе Казанской консерватории.

Подписывайтесь и читайте самое важное из новостей
в Telegram, Инстаграм и ВКонтакте

Источник

САХАБИЕВ РАФАЭЛЬ АХАТОВИЧ

Родился 8 июля 1951 г. в с. Шингальчи Нижнекамского района ТАССР. Артист оперы, камерный певец (лирический баритон), педагог, режиссер. В 1976 г. окончил Казанскую государственную консерваторию. Солист Татарского государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля (с 1976 г.). С 1974 г. ведет концертную деятельность, с 2001 г. — доцент. С 1997 г. работает в оперном классе Казанской консерватории.

Заслуженный артист ТАССР (1980).

Народный артист ТАССР (1987).

В 1974 году в стажерской группе Татарского театра оперы и балета появляется высокий молодой человек артистической наружности. Студент Казанской консерватории Рафаэль Сахабиев уже к этому времени имеет опыт выступлений. После окончания консерватории он приглашается в театр на должность солиста оперы.

С приходом в театр нового главного режиссера Н. К. Даутова создается самая благоприятная атмосфера для профессионального роста молодых певцов. Еще не окончившему курс консерватории студенту была предложена одна из главных партий в опере «Джигангир» композитора Р. Губайдуллина (либретто Х. Вахита). Роль Ислама, психологически сложная, требующая от исполнителя драматического таланта, как нельзя лучше удалась Р. Сахабиеву — его лирический баритон красивого тембра звучал по-оперному наполненно, молодой темперамент помог раскрыть образ героя естественно и убедительно. Татарский язык артиста был безупречен. Из более чем тридцати ролей в операх и опереттах, сыгранных Сахабиевым на сцене театра, половина принадлежит татарскому репертуару. После Ислама в «Джигангире» начинается настоящая оперная карьера талантливого артиста, в котором постановщики ценят не только звучный голос, но и актерский талант, который особенно ярко проявляется в партиях комического плана. Необыкновенно хорош Р. Сахабиев в роли Вафы в музкомедии «Башмачки» Дж. Файзи. Глуповатый зять «крутого» Карим-бая, безнадежно влюбленный в красавицу-свояченицу Сарвар, был так уморителен, что на гастролях театра в Москве в 1986 году московская публика и пресса отметили именно эту роль Р. Сахабиева, мастерски сыгранную.

Его Генрих Айзенштейн в «Летучей мыши» И. Штрауса — неисправимый волокита, с помощью вранья пытающийся «выкрутиться» из неловких ситуаций, по-настоящему комичен, но при этом держит «фасон» джентльмена. К этому же ряду можно отнести и смешного принца Ямадори из «Чио-Чио-сан» Пуччини.

Чувство юмора, присущее Р. Сахабиеву, делает его приятным собеседником, снисходительным к человеческим слабостям. Коллеги по сцене ценят в нем отличного товарища. На просьбу обрисовать творческий портрет Р. Сахабиева Эдуард Трескин своему коллеге по работе в оперном классе консерватории и в недавнем прошлом «двойнику» в роли Фигаро в «Севильском цирюльнике» выдал следующую характеристику: «Обладает красивым лирическим баритоном и неистощимым чувством юмора. Причем юмор в жизни не мешает реализации этого же качества на сцене. Любит литературу, написал серию рассказов о своем детстве. Со вкусом одевается, импозантен на сцене и в жизни». С этим трудно не согласиться.

Таких ловкачей и мастеров розыгрышей, как Фигаро и доктор Малатеста («Дон Паскуале» Доницетти), потребовавших от исполнителя каскада юмора, также следует отнести к актерским удачам Сахабиева. Но это не значит, что драматические роли и лирические образы не его амплуа, с них он начинал: Ислам («Джигангир»), Хан, Канзафаров («Алтынчеч» и «Джалиль» Н. Жиганова), Фредди («Моя прекрасная леди» Ф. Лоу), Марсель («Богема» Дж.Пуччини), Байназар («Крик кукушки» Р. Калимуллина) и др. Таков актерский диапазон Р. Сахабиева.

Концертная деятельность Р. Сахабиева не так велика, как филармоническая, но начал он ее рано, еще будучи студентом, и его тесная связь с татарскими композиторами и поэтами, особенно своими сверстниками, делала ее уникальной. Частые выступления на радио и ТВ прибавляли певцу популярности. Композиторы охотно доверяли Сахабиеву премьеры своих песен и романсов, об этом говорят имена авторов музыки в концертных программах певца: Р. Яхин, Н. Жиганов, С. Садыкова, Р. Еникеев, Ф. Ахметов, Л. Хайрутдинова, Ш. Шарифуллин, особая дружба связывала его с Р. Абдуллиным, Л. Батыркаевой, Р. Ахияровой. Их свежие современные ритмы привлекали молодежную аудиторию. Иногда сольные концерты Сахабиева превращались в музыкально-литературные вечера — популярны тогда были талантливые поэты, земляки Сахабиева Ф. Сафин, Р. Валеев, а также Р. Файзуллин, М. Аглямов, З. Маликов и др. Он и сам был частым гостем на поэтических вечерах.

Ни один пленум или съезд Союза композиторов Татарстана и РСФСР не обходился без участия Р.Сахабиева. За выступления в фестивалях Союза композиторов СССР в г. Омске, Алма-Ате, Саранске, а также на съезде Союза композиторов
в г. Москве певец был награжден Почетными грамотами Министерства культуры ТАССР.

В 1976 году, когда Рафаэль Сахабиев был уже официально зачислен солистом в оперную труппу театра, он выступал на самых престижных площадках Москвы и Ленинграда в рамках программы «Молодые голоса России», в которой принимали участие певцы и дирижеры театров оперы и балета РСФСР. Некоторые имена участников этого форума хорошо известны и казанским любителям: Е. Колобов, Ю. Кочнев, И. Лапиньш, Г. Васько, С. Лейферкус, Ю. Марусин, В. Огновенко, А. Стеблянко, Л. Сметанников, Э. Хабибуллина, Л. Шевченко и др. (Фамилии участников от нашего театра мы специально подчеркнули.)

В 1987—1988 годах для любителей легкого жанра в театре давались театрализованные представления в двух отделениях. Актеры с удовольствием выступали в них, создавая атмосферу праздничного вечера. Каждому предоставлялась возможность выбирать произведения по своему вкусу, разумеется, в пределах сценария. В «Вечере неаполитанской песни» Р. Сахабиев блистательно исполнял неаполитанскую народную песню «Марьянина», а во втором отделении — «Мне не забыть тебя» Э. Куртиса. Для татарской публики была представлена тщательно отобранная антология татарского романса и песни под названием «Приди ко мне, как солнце. ». Из богатого концертного репертуара Р. Сахабиева в программу вечера вошли замечательные произведения его любимых композиторов: Ф. Ахметова («Юатма син мине») и Р. Яхина («Для тебя», «Мы все равно будем вместе»). И вновь публика открыто выражала свои симпатии любимым певцам, не желая отпускать их со сцены.

Источник

Умер известный татарский оперный певец Рафаэль Сахабиев

Известный татарский оперный певец, педагог, режиссер, народный артист ТАССР Рафаэль Сахабиев скончался сегодня рано утром на 68-м году жизни. Об этом сообщил «БИЗНЕС Online» народный поэт Татарстана Разиль Валеев.

Валеев отметил, что его кончина является большой утратой для татарского песенного искусства. «Это был певец с уникальным голосом, талантом драматического артиста. Он пришел в оперный театр вместе с поколением таких известных певцов, как Зиля Сунгатуллина, Венера Ганеева, Клара Хайрутдинова, Хайдар Бигичев, был среди них ярким исполнителем. Мастерски исполнял оперные партии как мировых, так и татарских произведений. Для нас это большая потеря», — подчеркнул он. Как говорят театральные критики, Сахабиев исполнил со сцены около 30 ролей, половина из которых принадлежит татарскому репертуару.

Продюсер Рифат Фаттахов сказал, что сейчас перед Татарстаном стоит главная задача достойно проводить Сахабиева в последний путь. «Сахабиев более 45 лет был ведущим солистом оперного театра, был очень ярким камерным певцом. Его творчество обладало очень высокой интеллектуальностью, глубиной. Ему удавалось объединить в своем творчестве национальное начало и высокий профессионализм, академическое начало. В жизни был честным и принципиальным, открытым и искренним. При жизни был, прямо скажем, недооценен. Очень надеюсь, что Татарстан сможет провести своего славного сына в последний путь красиво и достойно», — сказал он.

Время и место похорон пока еще неизвестно, но, по словам Валеева, министр культуры Татарстана Ирада Аюпова сейчас занимается этим вопросом.

Рафаэль Сахабиев родился 8 июля 1951 года в селе Шингальчи Нижнекамского района ТАССР. Артист оперы, камерный певец (лирический баритон), педагог, режиссер. В 1976 году окончил Казанскую государственную консерваторию. Солист Татарского государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля (с 1976 года). С 1974 года ведет концертную деятельность, с 2001 года — доцент. С 1997 года работал в оперном классе Казанской консерватории.

Подписывайтесь и читайте самое важное из новостей
в Telegram, Инстаграм и ВКонтакте

Источник

70 лет назад родился Рафаэль Сахабиев – татарский оперный певец

рафаэль сахабиев биография семья жена дети

Рафаэль Сахабиев (1951-2019)

В этот день, 70 лет назад, 8 июля 1951 года родился выдающийся татарский оперный певец, режиссер, педагог, Рафаэль Сахабиев (1951-2019).

Рафаэль Ахатович Сахабиев (тат. Рафаил Әхәт улы Сәхабиев, 8 июля 1951, с. Шингальчи Нижнекамского района ТАССР – 29 ноября 2019, Казань). Артист оперы, камерный певец (лирический баритон), педагог, режиссер.

В 1976 г. окончил Казанскую государственную консерваторию. Солист Татарского государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля (с 1976 г.). С 1974 г. вел концертную деятельность, с 2001 г. — доцент. С 1997 г. работал в оперном классе Казанской консерватории. Заслуженный артист ТАССР (1980). Народный артист ТАССР (1987). В 1974 году в стажерской группе Татарского театра оперы и балета появляется высокий молодой человек артистической наружности. Студент Казанской консерватории Рафаэль Сахабиев уже к этому времени имеет опыт выступлений. После окончания консерватории он приглашается в театр на должность солиста оперы. С приходом в театр нового главного режиссера Н. К. Даутова создается самая благоприятная атмосфера для профессионального роста молодых певцов. Еще не окончившему курс консерватории студенту была предложена одна из главных партий в опере «Джигангир» композитора Р. Губайдуллина (либретто Х. Вахита). Роль Ислама, психологически сложная, требующая от исполнителя драматического таланта, как нельзя лучше удалась Р. Сахабиеву — его лирический баритон красивого тембра звучал по-оперному наполненно, молодой темперамент помог раскрыть образ героя естественно и убедительно. Татарский язык артиста был безупречен. Из более чем тридцати ролей в операх и опереттах, сыгранных Сахабиевым на сцене театра, половина принадлежит татарскому репертуару. После Ислама в «Джигангире» начинается настоящая оперная карьера талантливого артиста, в котором постановщики ценят не только звучный голос, но и актерский талант, который особенно ярко проявляется в партиях комического плана. Необыкновенно хорош Р. Сахабиев в роли Вафы в музкомедии «Башмачки» Дж. Файзи. Глуповатый зять «крутого» Карим-бая, безнадежно влюбленный в красавицу-свояченицу Сарвар, был так уморителен, что на гастролях театра в Москве в 1986 году московская публика и пресса отметили именно эту роль Р. Сахабиева, мастерски сыгранную. Его Генрих Айзенштейн в «Летучей мыши» И. Штрауса — неисправимый волокита, с помощью вранья пытающийся «выкрутиться» из неловких ситуаций, по-настоящему комичен, но при этом держит «фасон» джентльмена. К этому же ряду можно отнести и смешного принца Ямадори из «Чио-Чио-сан» Пуччини. Чувство юмора, присущее Р. Сахабиеву, делает его приятным собеседником, снисходительным к человеческим слабостям. Коллеги по сцене ценят в нем отличного товарища. На просьбу обрисовать творческий портрет Р. Сахабиева Эдуард Трескин своему коллеге по работе в оперном классе консерватории и в недавнем прошлом «двойнику» в роли Фигаро в «Севильском цирюльнике» выдал следующую характеристику: «Обладает красивым лирическим баритоном и неистощимым чувством юмора. Причем юмор в жизни не мешает реализации этого же качества на сцене. Любит литературу, написал серию рассказов о своем детстве. Со вкусом одевается, импозантен на сцене и в жизни». С этим трудно не согласиться. Таких ловкачей и мастеров розыгрышей, как Фигаро и доктор Малатеста («Дон Паскуале» Доницетти), потребовавших от исполнителя каскада юмора, также следует отнести к актерским удачам Сахабиева. Но это не значит, что драматические роли и лирические образы не его амплуа, с них он начинал: Ислам («Джигангир»), Хан, Канзафаров («Алтынчеч» и «Джалиль» Н. Жиганова), Фредди («Моя прекрасная леди» Ф. Лоу), Марсель («Богема» Дж.Пуччини), Байназар («Крик кукушки» Р. Калимуллина) и др. Таков актерский диапазон Р. Сахабиева. Концертная деятельность Р. Сахабиева не так велика, как филармоническая, но начал он ее рано, еще будучи студентом, и его тесная связь с татарскими композиторами и поэтами, особенно своими сверстниками, делала ее уникальной. Частые выступления на радио и ТВ прибавляли певцу популярности. Композиторы охотно доверяли Сахабиеву премьеры своих песен и романсов, об этом говорят имена авторов музыки в концертных программах певца: Р. Яхин, Н. Жиганов, С. Садыкова, Р. Еникеев, Ф. Ахметов, Л. Хайрутдинова, Ш. Шарифуллин, особая дружба связывала его с Р. Абдуллиным, Л. Батыркаевой, Р. Ахияровой. Их свежие современные ритмы привлекали молодежную аудиторию. Иногда сольные концерты Сахабиева превращались в музыкально-литературные вечера — популярны тогда были талантливые поэты, земляки Сахабиева Ф. Сафин, Р. Валеев, а также Р. Файзуллин, М. Аглямов, З. Маликов и др. Он и сам был частым гостем на поэтических вечерах. Ни один пленум или съезд Союза композиторов Татарстана и РСФСР не обходился без участия Р.Сахабиева. За выступления в фестивалях Союза композиторов СССР в г. Омске, Алма-Ате, Саранске, а также на съезде Союза композиторов в г. Москве певец был награжден Почетными грамотами Министерства культуры ТАССР. В 1976 году, когда Рафаэль Сахабиев был уже официально зачислен солистом в оперную труппу театра, он выступал на самых престижных площадках Москвы и Ленинграда в рамках программы «Молодые голоса России», в которой принимали участие певцы и дирижеры театров оперы и балета РСФСР. Некоторые имена участников этого форума хорошо известны и казанским любителям: Е. Колобов, Ю. Кочнев, И. Лапиньш, Г. Васько, С. Лейферкус, Ю. Марусин, В. Огновенко, А. Стеблянко, Л. Сметанников, Э. Хабибуллина, Л. Шевченко и др. (Фамилии участников от нашего театра мы специально подчеркнули.) В 1987—1988 годах для любителей легкого жанра в театре давались театрализованные представления в двух отделениях. Актеры с удовольствием выступали в них, создавая атмосферу праздничного вечера. Каждому предоставлялась возможность выбирать произведения по своему вкусу, разумеется, в пределах сценария. В «Вечере неаполитанской песни» Р. Сахабиев блистательно исполнял неаполитанскую народную песню «Марьянина», а во втором отделении — «Мне не забыть тебя» Э. Куртиса. Для татарской публики была представлена тщательно отобранная антология татарского романса и песни под названием «Приди ко мне, как солнце…». Из богатого концертного репертуара Р. Сахабиева в программу вечера вошли замечательные произведения его любимых композиторов: Ф. Ахметова («Юатма син мине») и Р. Яхина («Для тебя», «Мы все равно будем вместе»). И вновь публика открыто выражала свои симпатии любимым певцам, не желая отпускать их со сцены.


Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *