работа без авторства актриса

Мания превыше всего

Михаил Трофименков о «Работе без авторства» Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка

В прокат выходит «Работа без авторства» — новый фильм Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка («Жизнь других»), в котором режиссер возвращается к исследованию исторического прошлого Германии и, кажется, неожиданно для себя приходит к удивительным и почти скандальным выводам

работа без авторства актриса работа без авторства актриса

Фото: Pergamon Film

работа без авторства актриса работа без авторства актриса

Фото: Pergamon Film

работа без авторства актриса работа без авторства актриса

Фото: Pergamon Film

работа без авторства актриса работа без авторства актриса

Фото: Pergamon Film

работа без авторства актриса работа без авторства актриса

Фото: Pergamon Film

Фото: Pergamon Film

Фото: Pergamon Film

Фото: Pergamon Film

Фото: Pergamon Film

Фото: Pergamon Film

Славу и «Оскар» за лучший неанглоязычный фильм Флориану Хенкелю фон Доннерсмарку принес его дебют «Жизнь других» (2006): история слома сознания агента «Штази» — жертвы эмпатии к деятелям культуры, жизнь которых он прослушивает. После экскурса в жанр шпионского триллера — «Туриста» (2010) с Анджелиной Джоли и Джонни Деппом — Доннерсмарк, что делает ему честь, преодолел космополитический искус и вернулся на родную почву.

«Работа без авторства», эпопея о судьбе Германии с конца 1930-х по начало 1960-х, рассказанная на примере судеб двух дрезденских семей,— очень-очень германский фильм. И в том смысле, что противостояние отвратительного рационализма нацистов и сентиментальности хороших людей — зеркальное отражение борьбы и единства рационализма и сентиментальности в немецкой культуре в целом и в душе самого Доннерсмарка в частности. И в том, что, рассказывая историю любви Элли (Паула Бир), дочери врача-палача Зибанда (Себастьян Кох), и Курта (Том Шиллинг), племянника юной Элизабет (Саския Розендаль), павшей жертвой этого самого палача, он словно постоянно сверяется с учебником гегелевской диалектики. Проверяет, не пренебрег ли он частным во имя общего, не злоупотребил ли частным в ущерб общему.

работа без авторства актриса работа без авторства актриса

Фото: Pergamon Film

Фото: Pergamon Film

Режиссерская методичность — главный недостаток этого трехчасового фильма, слишком длинного для частной иллюстрации немецкой трагедии, слишком недоговоренного для столь амбициозного замысла. Кажется, «Работа. » была бы отменным сериалом, потому что сериальный формат искупил бы ее главный дефект — катастрофический дефицит страсти и в отношениях между героями, и в авторском к ним отношении.

Страсть тут несет в себе лишь ангельски прекрасная Элизабет, принудительно стерилизованная и убитая в газовой камере в те февральские дни 1945 года, когда ее родной Дрезден красиво до непристойности гибнет в геенне огненной. Но страстность для Доннерсмарка — синоним безумия, пусть и антифашистского. На поле боя рационализма с сентиментальностью страстность — третий лишний.

работа без авторства актриса работа без авторства актриса

Фото: Pergamon Film

Фото: Pergamon Film

Удостоенная чести вручить букет фюреру, Элизабет, вернувшись домой, разденется догола, сыграет на пианино, разобьет о голову несколько тарелок и окажется на приеме у психиатра. Кто бы в 1937-м знал, что психиатры в рейхе служат уже по карательному ведомству: девушку признают вырожденкой, угрожающей драгоценному арийскому генофонду. Но зрительское сострадание к ней выключается с осознанием, что Элизабет нужна режиссеру лишь как функция.

1937-й, 1940-й и 1945-й промелькнут, уступив место истории Элли и Курта и задав сюжету зеркальность. Элизабет в 1937-м водила маленького Курта на выставку «дегенеративного искусства», причащая преданной анафеме живописи Бекмана, Гросса и прочих Кандинских. Поэтому Курт станет после войны живописцем. И не абы каким: его прототип — один из самых дорогих ныне живущих художников Герхард Рихтер. Курт, как и Рихтер, перейдет из ГДР в Западный Берлин в 1961-м и быстро станет звездой с картинами на основе старых фотографий, осмысленных как свидетельства о германской судьбе.

Рихтер счел фильм «оскорбительным» и «искажающим». Художников слушать не стоит: мало ли на что Рихтер мог обидеться. Но, воспевая свободу творчества, Доннерсмарк слегка запутался. Выстроил слишком грубую, пропагандистскую параллель между нацистским истреблением модернизма и соцреалистическим его поношением, одновременно невольно дав понять, что свободы творчества в рыночном мире тоже нет. На Западе Курт обнаружит, что его живопись никому не нужна. Нужно тупо забивать гвозди в доски, резать холсты ножом и мазать жиром войлок, как мажет его в фильме не названный по имени Йозеф Бойс, изображенный вроде бы и с восторгом, но кажущийся тут красноречивым шарлатаном.

Попутно Доннерсмарк разрушает вульгарное представление о непроницаемом «железном занавесе», рухнувшем поперек Европы в 1945-м. Лишь однажды в мировой истории с 1945-го по 1961-й существовала открытая граница — между ГДР и Западным Берлином. Но еще интереснее оказывается фигура вроде бы второстепенного персонажа фильма — майора, а затем и генерала Муравьева, сыгранного Евгением Сидихиным. Палачу Зибанду удается избежать петли и процветать в ГДР только благодаря его покровительству. Но Муравьевым движет человеческое благородство: Зибанд спас в 1945-м его жену. Как только закончится срок службы Муравьева, мерзавцу придется делать ноги на Запад. Получается, что везение в ГДР — частный казус, возможный благодаря стечению обстоятельств, а в ФРГ, где никто о прошлом не спрашивает,— закономерность. Кажется, что впервые кино объединенной Германии признает разрекламированную денацификацию фикцией. Это признание рифмуется с новой, робкой тенденцией взглянуть на ГДР как на сложный, в чем-то очень успешный и очень немецкий феномен. Германии, впрочем, не впервой переоценивать исторический опыт.

Источник

ОгласКА: Рецензия Киноакадемии на фильм «Работа без авторства»

работа без авторства актриса

работа без авторства актриса

1. Персонажи. Фильм, претендующий едва ли не на историчность, слишком красит своих героев в белые и черные цвета. Максимально злодейский отец Элли, связанный с главным героем темным прошлым, максимально добрые влюбленные. «Серых» персонажей в фильме просто нет. В какой-то момент создается ощущение, что смотришь не немецкий фильм об искусстве, а американскую попсу.

Мое мнение будет непопулярно, но «Работа без авторства» похожа как раз на те самые картины Курта, которые сначала были созданы прекрасными и пронзительными, а затем замазаны, потеряв в выразительности и оригинальности. Впрочем, я признаю, что у меня к каким-то моментам фильма чисто личная неприязнь, а зритель, любящий размышлять об искусстве, останется фильмом доволен. Так что, несмотря на некоторый негатив, к просмотру все равно рекомендую.

Евгений S.h.
Фильм «Работа без авторства», как и жизнь молодого художника Курта Барнерта (Том Шиллинг), условно поделен на два этапа:

1. Детство, затронутое фашизмом, который пропагандирует превосходство одной нации над другими, но не прощает даже чистокровных арийцев за наличие у них недееспособности.

2. Юность под знаменами «красных» победителей нацистов, строящих и восхваляющих на территории социалистической ГДР коммунизм и отвергающих любое пагубное влияние капиталистического Запада на молодые умы.

Все случившиеся с главным героем события в эти периоды жизни формируют в юноше гения своего времени. Фильм Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка является доказательством того, что на любой период в истории человечества, даже самый ужасный и тяжелый, всегда найдется свой гений, который найдет луч света даже в самом темном царстве. И никакой режим и никакая война не станет для него помехой, не сможет помешать творить, нести свои произведения в массы. Такой человек всегда разглядит правду, какой бы страшной и невыносимой она не была, найдет нечто прекрасное и вдохновляющее для себя и своих потомков.

Не факт, что это тот фильм, к которому вы захотите вернуться в ближайшее время, но «Работа без авторства» не оставит равнодушным никого, даже самого далекого от искусства человека.

Stefa
Режиссер и сценарист Флориан Хенкель фон Доннерсмарк («Турист», «Жизнь других») определенно обладает своим видением/мнением. Как свободный художник он не боится изобразить мир таким, каким он и является – пошарканным, тусклым, несправедливым, но оставляет при этом в сердцах зрителей надежду на справедливость, надежду обрести смысл.

«Работа без авторства» – очень многогранное кино, так сказать, о высоком. рассказанное весьма тяжелыми инструментами. Как кисть художника, она резкими мазками проходится по нашему лицу, рисуя грусть и печаль. Смывает с нас фальшь, оставляя лишь истину. Курт Барнерт находится в поисках себя, в поисках настоящего, но что есть «Я»? Тот, кем ты был в прошлом или тот, кем стал? Сюжет базируется на биографии немецкого художника Герхарда Рихтера, на долю которого выпало немало невзгод, но, несмотря на все трудности, он шел к своей цели. Найти правду – найти себя. Авторская картина для всех, кто хочет насладиться прекрасными видами, отличной актерской игрой и музыкальным сопровождением. А на что пойдете вы, чтобы узнать правду и рассказать о ней миру?

OlegD
Фильмы Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка подобны музыке, которая прочно закрепляется на подкорке мозга и звучит там не переставая, порой напоминая о себе в самые неожиданные моменты. Для кино о живописи «Работа без авторства» удивительно музыкальна. Все ключевые моменты, пожалуй, связаны скорее со звуками, чем с картинкой. Возможно, это эффект таланта композитора Макса Рихтера, чьи мелодии неизменно задевают душевные струны, но тут кроется и нечто большее. Фон Доннерсмарк вкладывает в свой фильм много подтекста, часто выводя важные события за рамки объективности и обозначая их деликатными намеками. Тем самым он избегает главной ловушки кинематографистов: драматизировать материал до такой степени, что в него перестаешь верить. Героям «Работы без авторства» веришь всегда, будто переживая все их невзгоды с ними вместе, далеко не в последнюю очередь благодаря маститым актерам в главных ролях.

Понимаете, кинематограф столь разнообразен и его так много, что со временем он начинает смешиваться в один сумбурный, яростный поток, где сложно различить одно от другого. Однако такие фильмы как «Работа без авторства» будут выделяться всегда, как редкий пример потрясающей истории, которая попала в руки правильного рассказчика. Повторить это специально – невозможно, все равно, что пытаться поймать молнию в бутылку. Здесь не работают ни голливудские формулы, ни прекрасные технические аспекты (хотя и они важны, не зря же Калеб Дешанель был номинирован на премию Оскар за операторскую работу). Ты смотришь, затаив дыхание, как на твоих глазах разворачиваются жизнь и искусство, взболтанные, но не смешанные. Американские локализаторы как в воду глядели, когда нарекли фильм «Never look away» (на английском), ведь от этого трехчасового действа и вправду невозможно отвести взгляд.

Не менее сложны и противоречивы роли второго плана: странный профессор Антониус ван Вертен (Оливер Мазуччи), трепетная тетушка Элизабет (Саския Розендаль), нежная Элли (Паула Бир) и каждый персонаж пьесы. Даже массовка не оставит вас равнодушными: пример, душераздирающий эпизод в психиатрической лечебнице.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *