путилов предприниматель краткая биография
Биографии великих и известных людей
Биография Николая Путилова
Дата рождения: 1820 года
Место рождения: Новгородская губерния, Россия
Дата смерти: 18 апреля 1880 года
Место смерти: Санкт-Петербург, Россия
Путилов Николай Иванович – предприниматель, изобретатель, математик.
Николай Путилов был рожден в 1820 году в деревне Ерюхино Новгородской губернии. Семья была небогатая, но дворянская. Так как Николай был старшим сыном, ему предписывалось стать военным.
В 1830 году он поступает в морскую роту Александровского кадетского корпуса, а через 2 года переводится в Морской корпус, который закончил мичманом. Затем продолжает учиться в Морском кадетским корпусом и становится лейтенантом.
После этого Путилова назначают преподавателем таких наук как астрономия, навигация, математика.
В 1840 году выходит его первая статья о математике, которая заинтересовала академика Островградского. Совместно они изучают математику и делают открытия-публикации.
Здоровье Путилова становится хуже, и он вынужден был покинуть Санкт-Петербург на время, уехав на юга. Только в 1848 году он вернулся обратно на должность чиновника по особым поручениям при кораблестроительном департаменте.
В 1845 году началась Крымская война, Путилова назначают уполномоченным по сооружению канонерской флотилии Петербурга и руководителем строительства плавучих доков.
Путилову принадлежит постройка плавучих батарей, надежно защищавших город от нападений. Во время войны Николай Иванович ведет ее летопись и издает на свои средства 37 томов.
В 1855 году его назначают старшим чиновникам по особым поручениям все в том же кораблестроительном департаменте, а через 2 года назначают коллежским советником.
После войны он руководит постройкой заводов по выплавке железа и стали, а в 1864 году в альянсе с инженером Обуховым основывает сталепушечный завод «Обуховский», который начал выпускать снаряды, пробивающие броню. Также Путилов придумал модифицировать снаряды Грюзона, а чуть позже и выпускать их на заводах.
Путилову принадлежит изобретение новых рельсов для железной дороги – более дешевых, но из стали высшего качества. В честь изобретателя их назвали путиловскими.
В 1868 году Путилов получает от правительства новый завод и заключает контракт на поставку железных и комбинированных рельсов. На заработанные деньги Путилов выкупает завод и называет Путиловским. Это и стало делом всей его жизни.
Он реконструирует цеха, приглашает лучших специалистов, привлекает лучших крестьян на производство, расширяет помещения.
Через год после выкупа на заводе работает две тысячи рабочих и существует несколько мастерских. В 1870 году начинается постройка новых цехов – сталелитейного и мартеновского. В этом же году на Всероссийской промышленной выставке павильон Николая Ивановича признан лучшим. Его рельсы намного превосходили иностранные.
На своем заводе Путилов постоянно проводил обучение рабочих, открывал для них школы – первые в своем роде. Вскоре школы переименовывают в училища.
При них работает жена Николая Ивановича Екатерина, ей же принадлежит идея создания специальной библиотеки при школе.
Завод разрастается – строятся магазины, столовая, склад, квасоварня – Путилов заботится о рабочих и наращивает мощности.
В 1870 году на заводе появляется конвертор для литья снарядов, которые получаются на нем лучше, чем снаряды Круппа.
Ширится и ассортимент продукции: на нем изготавливаются опоры для мостов, узлы для паровозов, вагоны. Через несколько лет уже целые паровозы собираются на заводе и появляется собственная ветка железной дороги. Завод является старейшим и крупнейшим металлургическим во всей России.
В 1873 году завод становится акционерным обществом. Путилов хочет разрастаться еще и еще, но встречает преграду в виде властей, которые не хотят его монополии. Путилову не дают даже заема, и он встает перед тяжелым выбором – закрыть завод или сократить производство.
Но не выбрав ни того, ни другого – рабочие завода работают в долг, а Путилов как может возвращает им деньги, которые изначально предназначались для оплаты материалов. Постепенно кризис отступает и Путилов наращивает обороты – хочет построить морской порт и объединить все три пути поставки в один.
Ему не удалось этого сделать до смерти – 18 апреля 1880 года он скончался. Согласно завещанию его похоронили на взморье.
Достижения Николая Путилова:
• Основал крупнейшее в России металлургическое предприятие
• Продукция завода удостоена двумя государственными гербами
• Серебряный лавровый венок за наладку строительства военных кораблей
Даты из биографии Николая Путилова:
Интересные факты Николая Путилова:
• Путилову принадлежат несколько изобретений: методика рафинирования и обезуглероживания металлов, сращивание их и штамповка, способ утилизации старых рельсов
• С Путиловского завода началась революция 1905 года
Путилов, Николай Иванович
Содержание
Биография
Из мелкопоместных дворян, родился в Боровичском уезде, в деревне Ерюхино. Отец — инвалид Отечественной войны 1812 года.
В 1840 году окончил Морской кадетский корпус и офицерские классы. Был оставлен там на должности преподавателя математики.
Занимался научной работой, имел печатные труды. По состоянию здоровья перевёлся в Крым в Корпус инженеров военных поселений, где прослужил пять лет, отвечая за строительство различных объектов.
В 1854 году, во время Крымской войны Н. И. Путилов был рекомендован великому князю Константину Николаевичу в качестве талантливого организатора. Согласно легенде, великий князь вызвал Путилова и сказал ему: «Можешь ли ты, Путилов, сделать невозможное? Построить до конца навигации флотилию винтовых канонерок для обороны Кронштадта? Денег в казне нет — вот тебе мои личные двести тысяч».
В условиях англо-французской блокады Путилов, используя метод сетевого планирования, организовал в механических мастерских Санкт-Петербурга производство паровых машин, котлов и материалов для винтовых канонерских лодок, корветов и клиперов. При этом он, после соответствующего переобучения, широко привлекал потерявших работу из-за войны мастеровых-прядильщиков, из числа которые впоследствии отбирались механики на построенные военные корабли. Первые, оборудованные паровыми машинами Путилова, 32 винтовые канонерские лодки, предназначенные для плавания в мелководном Финском заливе, вошли в строй в мае 1855 года. В течение следующих восьми месяцев было построено ещё 35 канонерских лодок, а также 14 корветов и клиперов.
За эти заслуги в создании винтового парового флота Путилов был повышен в звании (был произведён в надворные советники с назначением старшим чиновником особых поручений кораблестроительного департамента), награждён орденом св. Станислава II степени. Отдельным фактом в послужном списке Путилова шло упоминание о том, что в процессе исполнения этого заказа не было перерасхода средств, наоборот, экономия составила около 4 процентов. От сообщества предпринимателей ему был преподнесён серебряный венок с 81 дубовым листком, на каждом листке было выгравировано имя построенного Путиловым корабля и имя подрядчика. К венку прилагалось письмо со словами:
«В 1854 году ни мы, заводчики, и никто другой не сознавали возможности выполнить такое задание: изготовить для России к следующей же навигации в течение пяти месяцев канонерскую флотилию. Но Н. И. Путилов рассчитывал, что, слив петербургские заводы в одно целое, есть возможность в назначенный срок изготовить её. Он, Путилов, принял дело… и исполнил его на удивление всем… С первого дня знакомства нашего Путилов столько внушил доверие к нему, что каждый из нас, в свою очередь, желал найти доверие его, Путилова. Довольно сказать, что мы вели дело изготовления многих, новых для нас, паровых машин и котлов без всяких формальных бумаг, а на чести. И по окончании дела у каждого из нас глубоко врезалось в душе искреннее уважение к уму и деятельности Николая Ивановича Путилова».
С 15 августа 1857 года в отставке.
На кредит Морского министерства перестроил несколько заводов в Финляндии и дал качественную котельную сталь взамен английской. Первым в России начал переплавку металлического лома в промышленном масштабе.
16 мая 1863 года совместно с полковником Корпуса горных инженеров Павлом Матвеевичем Обуховым и купцом 1-й гильдии С. Г. Кудрявцевым организовал металлургический завод, после смерти Обухова названный Обуховским. Позднее Путилов основал свой собственный завод, названный Путиловским. На указанном заводе организовал оружейное производство и выплавку стали, в том числе на экспорт, покончив с зависимостью в этом вопросе от Англии: заказы стальных орудий за рубежом снизились с 88,5 % до 17,7 %.
1868 — жестокая зима 1867—1868 годов привела к тому, что железнодорожное сообщение в России было практически парализовано, так как импортные рельсы полопались от мороза. Путилов решил проблему комбинированного рельса не только по прочностным и эксплуатационным характеристикам, но и по ценовым. Цена «путиловского рельса» была на 30 процентов меньше цены английского или немецкого. При строительстве завода по производству рельсов (Путилов принял заказ на производство рельсов в начале января, а 20 января завод начал прокатку рельсов в 3 смены) была отработана «путиловская схема запуска производства», которой позже пользовались в годы Великой Отечественной войны при переброске заводов за Урал.
В 1874 году осуществлён последний проект Николая Ивановича — это Морской порт Петербурга и Морской канал (из Кронштадта в Петербург). Из-за интриг финансирование из казны было прекращено и Путилов вёл строительство на свои деньги. Этот проект истощил бизнес предпринимателя и он был разорён. 18 апреля 1880 года Путилов умер.
На завещании Путилова, где он просил похоронить его не на кладбище, а на дамбе Морского порта, Александр II наложил резолюцию: «Если бы Путилов завещал похоронить себя в Петропавловском соборе, я и то согласился бы» (Петропавловский собор — усыпальница императоров России). Гроб с телом Путилова рабочие завода пронесли весь путь на руках — это более 20 километров.
15 мая 1885 года 32-километровый канал был открыт для прохода судов и заработал новый Морской торговый порт.
Безымянная набережная Морского канала (встречающего в 2010 году свой 125-летний юбилей) на Канонерском острове, теперь названа Путиловской — в память о человеке, которому петербургский Морской канал обязан своим существованием.
Фильмография
В 2004 году студия «Мастерская Игоря Шадхана» Петербургского телевидения завершила в Боровичах съёмки документального фильма под названием «Вопрос Отечеству», посвящённого знаменитому русскому промышленнику Николаю Ивановичу Путилову.
Ученик Витте: как клерк Алексей Путилов стал одним из крупнейших в стране финансистов
Обозреватель vc.ru изучил биографию финансиста Алексея Путилова, который был председателем правления Русско-Азиатского банка и создал мощный военно-промышленный концерн.
Многие предприниматели Российской империи родом из крестьянства или купечества, некоторые даже выкупали себя и родных из крепостных. На этом фоне выделяется потомок дворянского рода Алексей Иванович Путилов. Прежде чем начать свое дело, он получил отличное образование и сделал блестящую карьеру в министерстве финансов. Опыт и связи Путилов перенес в предпринимательскую деятельность: возглавленный им Русско-Китайский банк стал одним из мощнейших банков того времени, который контролировал около 160 предприятий. Предпринимателя называли финансовым гением, а его мнение о развитии экономики считалось чуть ли не истиной в последней инстанции.
Ранние годы. Карьера в министерстве финансов
Алексей Иванович родился в 1866 году в Новгородской губернии в дворянской семье, история рода Путиловых начинается в 16 веке. Особыми богатствами семья не владела. Отец Алексея Иван Путилов за многолетнюю государственную карьеру дослужился до звания тайного советника и почетного мирового судьи.
Двоюродный дед Алексея Николай Иванович Путилов был одним из крупнейших предпринимателей империи: он приложил руку к строительству железных дорог и создал знаменитый Путиловский завод. Во время Крымской войны он организовал экстренную постройку флотилии канонерок, которая спасла Санкт-Петербург от возможного штурма британского флота.
На судьбу Алексея незаурядный родственник не повлиял: прежде чем тот достиг более или менее сознательного возраста, Николай Иванович успел разориться, и вряд ли будущему предпринимателю хотелось подчеркивать их связь. Часто встречается версия, что историкам пришлось предпринять целое расследование, чтобы доказать родство двух Путиловых.
О детстве Алексея Путилова известно не так уж много. Исследователи в основном шаблонно рассказывают, что он был чрезвычайно умным мальчиком, еще в детстве проявлял блестящий талант и подавал надежды на великое будущее. Ранние годы будущий предприниматель провел в Санкт-Петербурге: окончил здесь академическую гимназию и поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Многие исследователи сходятся во мнении, что Алексей собирался повторить путь отца.
Во время учебы Путилов познакомился с Александром Вышнеградским, чей отец приблизительно в это время получил должность министра финансов, а позже, по некоторым источникам, дал первый толчок государственной карьере Алексея. Но это будет позже, а пока будущий финансист вовсю учит юриспруденцию. В 1889 году он окончил магистратуру и защитил диссертацию, за которую был удостоен золотой медали. Способности Путилова оценило научное сообщество: ему предложили остаться в университете и готовиться к получению профессорского звания.
Алексей же хотел заниматься практической деятельностью, а карьера кабинетного ученого ему не подходила. Путилов оставил университет и вскоре начал работать в министерстве внутренних дел. Долго он там не продержался и занял должность помощника юридического консультанта в министерстве финансов — по некоторым сведениям, не без помощи Вышнеградского. Несколько лет его карьера почти не развивалась, и Путилов оставался на вторых ролях.
В 1892 году министром финансов стал Сергей Юльевич Витте, предпочитавший работать с умными молодыми людьми, которые бы понимали, что их карьера развивается только его милостью. После вступления в должность его внимание привлек Путилов, известный своим умом и способностями, но не сумевший добиться высокого поста.
В 1898 году Витте сделал Алексея Ивановича делопроизводителем, а позже — своим секретарем. Кроме того, министр стал для Путилова своего рода учителем. Эти два незаурядных человека останутся друзьями на всю жизнь, а то, чему обучил Путилова Витте, станет основой для его дальнейших успехов в предпринимательстве. В 1902 году Алексей Иванович уже возглавлял общеминистерскую канцелярию и делал явные карьерные успехи.
В 1903 году Витте занял должность председателя Совета министров, а Путилова повысили до заместителя министра финансов. Вместе с тем Алексей Иванович стал руководителем двух государственных банков — Дворянского и Крестьянского. Заняв эту должность, Путилов предложил Николаю II неординарный шаг: пусть государство выкупит земли, принадлежащие помещикам, а после этого распродаст их крестьянам. Этот замысел мог бы воспрепятствовать дальнейшим народным волнениям.
Императору идея Путилова показалась слишком революционной и несвоевременной. Некоторые исследователи говорят, что Путилов уже тогда разочаровался и в Николае II и в монархии вообще. Впрочем, он продолжил работу и больше ничего революционного не предлагал.
В 1906 году закончилась политическая карьера Витте. По воспоминаниям Николая II, несмотря на ценность Сергея Юльевича, он испытал облегчение, когда тот покинул пост. Вслед за Витте ушел и Путилов — можно предположить, что Алексей Иванович подал в отставку по собственной инициативе. Некоторые исследователи считают, что он просто окончательно разочаровался в государственной службе и ее перспективах. Другие говорят, что был распущен весь кабинет министров и отставка Алексея Ивановича была неминуемой.
Как бы то ни было, человек с опытом управления банками, который долго был на первых ролях в министерстве финансов, вряд ли мог надолго остаться без работы. С новой должностью ему помог все тот же Витте. Волей Сергея Юльевича в то время существовал Русско-Китайский банк. Его доли были разделены между государством и иностранными акционерами, часть из которых входили в крупную французскую финансовую группу PARIBAS. Последние таким образом хотели выйти на восточные рынки и увеличить свое присутствие в Российской империи. Банк работал в основном в азиатском направлении и финансировал общие проекты с Китаем, в том числе Китайско-Восточную железную дорогу.
Создание Русско-Азиатского банка
В 1906 году Русско-Китайский банк переживал не лучшие времена. Неудача в войне с Японией и, как следствие, усложнение отношений с Китаем были лишь вершиной айсберга — главной проблемой учреждения были годовые убытки в 11 миллионов рублей. Витте предложил банку Путилова на должность директора-распорядителя. Первые два года Алексей Иванович просто входил в правление и был кем-то вроде консультанта и лишь в 1908 году возглавил финансовое учреждение.
Перед ним стоял дерзкий вызов — восстановить Русско-Китайский банк, обеспечить приток капитала и превратить его в крупнейший банк империи. Путилов принялся за разработку антикризисной стратегии. Ему предстояли длительные переговоры с недовольными французскими акционерами. Европейским партнерам Путилов предложил решить финансовые проблемы учреждения путем слияния с другими банками.
Первой идеей Путилова было объединение с Сибирским торговым банком, но реализовать его не удалось. Следующим кандидатом на возможное слияние стал Северный банк, также переживавший не лучшие времена. Одним из акционеров Северного банка был французский финансовый конгломерат Societe Generale: это была лазейка для иностранцев, которые по российскому законодательству не могли открывать в стране филиалы собственных банков.
Спасая Русско-Китайский банк, Путилов использовал для переговоров иностранных акционеров, и общими усилиям сделку все же удалось заключить. Так появился Русско-Азиатский банк с уставным капиталом в 35 млн рублей. Путилов занял в нем должность председателя правления.
Первое время французская сторона пыталась активно влиять на управление учреждением. Особых успехов акционеры не добились, да и руководить банком в российских реалиях оказалось сложно. В итоге эти эксперименты прекратил сам Путилов. В 1911 году он поставил перед своими партнерами ультиматум: либо ему передают полное управление банком, либо он уходит с поста. Французы за год ничего особенного не добились, а терять председателя правления не хотели и были вынуждены согласиться. Путилов наконец-то действительно вошел в бизнес-круги, где менее чем за десять лет создал себе славу, пережившую его самого.
По определению Русско-Азиатский банк должен был сосредоточиться на операциях в Азии, но Алексей Иванович не собирался ограничивать работу только этим направлением. Он вкладывал деньги учреждения в каждый проект, обещавший солидную прибыль и перспективы.
Одним из главных направлений деятельности стала тяжелая промышленность. Наработки появились еще в 1910 году: от осталось Общество Путиловских заводов. После банкротства Путилова предприятие перешло к Государственному банку, но по-прежнему представляло ценность, вот только с владельцами ему не везло. Почти за 20 лет акции Общества сменили нескольких хозяев и в итоге полностью перешли во владение правления фирмы, неспособного обеспечить его дальнейшее развитие. Кроме того, рабочие Путиловского завода были известными участниками всевозможных стачек и забастовок.
В общем, в 1910 году фирме нужны были инвестиции, и фон Дрейер, входивший в правление Общества Путиловских заводов, обратился за ними к Алексею Ивановичу. По воспоминаниям, руководство фирмы не надеялось на крупные инвестиции. Фон Дрейера сбили с толку попытки Путилова сменить тему в процессе диалога о перспективах и возможностях фирмы. Как бы то ни было, в конце встречи Алексей Иванович дал согласие и немедленно приступил к делу.
Путилов понимал, что без крупной войны дело не обойдется. Государственные военные контракты могли стать золотым дном, но для этого нужно было создать группу компаний, которая обеспечит достаточный масштаб производства. Впрочем, всему свое время: пока Путилов строил планы относительно дальнейшего развития, он с помощью связей добыл контракт на производство снарядов, что улучшило положение предприятия.
Здесь стоит остановиться на том, каким образом Алексей Иванович курировал деятельность фирм, в которые инвестировал деньги. Он не доверял партнерам, и одним из условий было вхождение в правление фирм представителя Русско-Азиатского банка со всеми полномочиями. Несложно догадаться, что в большинстве случаев в совет директоров входил сам Путилов, чтобы держать ситуацию под контролем. По словам знакомых Алексея Ивановича, во время наибольшей нагрузки он работал чуть ли не круглосуточно.
Под руководством Путилова банк вскоре начал наращивать активы благодаря удачной игре на бирже, строительству железных дорог и торговым операциям в Азии. Алексей Дмитриевич тем временем приступил к созданию банковского консорциума, чтобы увеличить подконтрольный ему капитал. В это объединение вошло несколько крупных банков — среди них тот же Сибирский торговый, Частный и Русский торгово-промышленный.
Одной из крупнейших сделок, проведенных Путиловым с 1910 по 1914 год, стало приобретение доли синдиката «Продамет». Алексей Иванович курировал деятельность этого образования, и в середине 1914 года под его контролем оказалось 90% производства металлургических предприятий страны, а еще угольные, нефтепромышленные и железнодорожные предприятия. Каждое вложение оборачивалось ростом банка, и акционеры вскоре прозвали директора-распорядителя финансовым провидцем.
В 1917 году, на пике роста, Русско-Азиатский банк имел доли в 160 компаниях, работавших почти во всех отраслях, а капитал банка составлял почти 1 млрд рублей.
Одним из известнейших проектов Путилова стал табачный трест, основанный в 1913 году. Учредить его решили в Англии, чтобы не сталкиваться с бюрократическими сложностями. Русско-Азиатский банк сделал предложение табачной компании «Лаферм», ее руководители провели несколько совещаний с пайщиками и решили поучаствовать в деле. Далее началось приобретение акций крупных табачных фабрик — в тресте их оказалось более 11.
Следующим шагом стало образование общей компании в Лондоне. Так в 1913 году появилась «Русская табачная компания», около 60% которой контролировал Русско-Азиатский банк. Часть осела в других банках, входивших в консорциум Путилова. Иностранные акционеры компании получили около 2%. Компания начала работать в 1914 году, а до того момента продолжалось приобретение оставшихся паев табачных фабрик. Путилов успокоился только тогда, когда под контролем будущего предприятия оказалось около 57% производства табачных изделий в Российской империи. Министерство торговли и промышленности Российской империи поддерживало это учреждение, справедливо считая, что трест сможет вывести пребывающую в упадке отрасль на новый уровень.
Развитие военно-промышленного концерна. Поддержка фирмы Стахеева и Батолина
В это же время Путилов продолжал наращивать мощности своего военно-промышленного концерна, который строился вокруг Общества Путиловских заводов. Первым делом Алексей Иванович приступил к частичному переоборудованию завода: с 1912 по 1914 год на это потратили более 30 млн рублей.
Далеко не все безропотно принимали активность Путилова: как-то один из главных инженеров во время совещания открыто выступил против идеи Путилова. Инженер отметил, что Путилов не разбирается в производстве, а если уж собирается все решать самостоятельно, то почему бы не уступить ему свое место. Оратор встал, а Путилов, вместо того чтобы попытаться сгладить углы, молча пересел на предложенное место, чем вверг присутствующих в минутный шок.
Впрочем, вложение в Путиловский завод стало лишь частью замысла. Намного важнее было расширение планируемого холдинга. Русско-Азиатский банк приобретал части крупных сталелитейных и военных заводов, немного позже сюда вошли судопроизводственные. Кроме того, Путилов активно привлекал специалистов, встречаясь с ними лично и не стесняясь методов вроде взяток и давления при помощи связей в правительстве. Военно-промышленный концерн должен был обрести достаточный масштаб для полного контроля государственных заказов. Некоторые исследователи даже указывают, что Путилов назвал проект «Русский Крупп». Впрочем, вряд ли Алексей Иванович стал бы выдумывать что-то подобное.
По слухам, чтобы обратить на себя внимание правительства, Путилов заполучил под свой контроль несколько газет. В них печатали статьи о необходимости подготовки к войне и о том, что государству нужна тяжелая артиллерия. Если Алексей Иванович и использовал подобный подход, то особых успехов не добился. Правительство решило провести конкурс по выбору производителя тяжелых пушек, в котором приняли участие заграничные компании и Путиловский концерн.
Специалисты, которые учитывали время на разворачивание такого производства, предпочли проект Путилова, но победить ему не удалось: великие князья и военный министр выбрали компанию Vickers. Некоторые историки говорят, что иностранцы добились своего при помощи взятки и лоббирования на международном уровне.
Путилов принялся вкладывать еще больше, зная, что конкуренты вряд ли успеют к войне что-то организовать на территории России и государству придется передать заказы ему. Забегая вперед, можно отметить, что так и произошло. Впрочем, это позволяет некоторым исследователям обвинять во взяточничестве уже Путилова. В любом случае выстроенный им военно-промышленный концерн стал прибыльной затеей: в 1914 году здесь выпускалась едва ли не половина артиллерийских орудий. Путилов не ограничился пушками — он постоянно отправлял в правительство все новые и новые проекты и получал контракты. В 1913 году здесь были построены два военных крейсера, и в дальнейшем предприятие выполнило достаточно заказов от адмиралтейства.
В 1915 году предприятие снизило темп роста — как говорят, по распоряжению Путилова. Финансист якобы предположил, что война долго не продлится и объемы производства нужно уменьшить. В обществе действительно некоторое время считали, что немцев ждет быстрый разгром, но Алексей Иванович славился тем, что видел и знал больше, чем обыватели. Официальную версию дополняют несколько десятков теорий, в которых обыгрываются и нечестные сделки, и даже заговор, ведь Путилов состоял в масонской ложе. Сложно определить точно, почему Путилов не продолжил вливать деньги в военно-промышленные предприятия и не укрепил положение монополиста.
Работа вполсилы вскоре вызвала у правительства недовольство: на заводы отправили комиссию, которая нашла работу неудовлетворительной, и власти решили забрать контроль над предприятиями себе. Сделать им это не удалось: среди хороших знакомых Путилова числился сам Распутин, чье влияние тогда было неоспоримым. Решение по конфискации заводов было отложено на неопределенный период.
Историю военно-промышленного холдинга под руководством Путилова завершил 1916 год. На Путиловских заводах, и раньше известных своими забастовками, опять началась стачка. Путилов попытался договориться с рабочими, выполнил все их условия, но волнения не успокоились. Тогда Алексей Иванович сам отдал заводы правительству, и забастовка рабочих стала проблемой уже не Путилова, а государства. Есть и другая версия событий: власти сначала помогли подавить забастовку, отправив на фронт 2000 рабочих, а позже отобрали предприятие.
Втроем бизнесмены включили в товарищество около 50 производств разного направления, начиная с нефтедобычи и заканчивая текстильной промышленностью. Есть информация, что они монополизировали производство хлеба и выполняли большую часть государственных контрактов на него. Путилов не выходил на первый план: похоже, он вполне доверял своим партнерам. В 1917 году обороты предприятия достигли 300 млн рублей.
Политическая деятельность. Корниловский переворот
В 1916 году Алексей Иванович официально вернулся в политику: его выбрали гласным в Санкт-Петербургскую думу. Добиться чего-то на этой должности он попросту не успел, ведь близился 1917 год. По воспоминаниям близких, Путилов уже в 1915 году предрекал падение монархии и понимал, что победа последующей рабоче-крестьянской революции будет ему дорогого стоить. Февральская революция, отречение Николая II и приход к власти князя Львова, а позже Керенского не добавляли ему оптимизма. Временное правительство Путилов считал бесхребетным и бесперспективным.
Тогда Алексей Иванович решил принять участие в одной из самых громких авантюр в своей жизни. Для начала он, уверенный, что государству нужны экономические реформы, принялся за создание Общества экономического возрождения России, которое возглавил Александр Гучков. В общество вошли видные финансисты и предприниматели, и первым делом они развернули на фронте масштабную антибольшевистскую пропаганду. Далее финансисты решили, что Временное правительство не годится, а потому стране нужна сильная рука. Для этого они избрали генерала Лавра Корнилова, который был чрезвычайно популярен в армии и уже сделал несколько шагов к получению власти.
Путилов лично встретился с Корниловым. Неизвестно, о чем конкретно говорили крупнейший финансист и генерал, претендовавший на лавры Наполеона. Более или менее точно можно сказать, что Корнилов запросил у Общества экономического возрождения деньги для будущего переворота, а Путилов согласился помочь. Это косвенно подтверждается фактом, что Алексей Иванович рассматривался как кандидат на пост министра финансов. До назначений дело не дошло: Корнилов все же недооценил Керенского, был объявлен мятежником и власти не получил. По одной из версий, это произошло отчасти потому, что Путилов не обеспечил заговорщиков деньгами. Есть мнение, что в преддверии событий военные получили 3 млн рублей.
Популярнее всего такой вариант: корниловцам выделили 3 млн и готовились сделать еще один крупный взнос, но Путилов, встретившись с ними, передумал. Есть еще комичное предположение, что за деньгами просто никто не пришел: офицеры, уверенные в собственной победе, пьянствовали в ресторанах, махнув рукой на предложение предпринимателей. Как бы то ни было, ни Корнилов, ни Керенский, ни Путилов, которые больше всего боялись прихода к власти большевиков, не смогли этому воспрепятствовать.
После Октябрьской революции Алексей Иванович, понимая, что ему не следует ждать почестей и доверия от новых властей, ушел в подполье. Его попытались вызвать на допрос как врага новой власти, но Путилов не явился, эмигрировав сначала в Шанхай, а позже в Париж. Весомая часть его имущества осталась в России, но и за границей он неплохо устроился, возглавив остатки Русско-Азиатского банка, филиалы которого были во многих странах мира. Финансовое учреждение вскоре стало называться Франко-Азиатским банком.
Также Путилов некоторое время продолжал финансировать Белое движение. В отличие от многих соотечественников, после окончательного поражения он к этой теме охладел, уже не надеясь на возможные изменения. Последним его громким поступком стала попытка договориться с советским правительством о создании эмиссионного банка. Большевикам идея не понравилась, а у эмигрантов, судя по всему, вызвала негативное отношение к предпринимателю-перебежчику. Из-за этих слухов Алексей Иванович в 1926 году потерял должность в банке. Далее след Путилова теряется, и исследователи даже не рискуют назвать точную дату его смерти, указывая в основном период от 1937 года до начала Второй мировой войны.
Алексей Иванович Путилов при жизни считался едва ли не самым крупным финансистом империи. Начав карьеру клерком в министерстве, он сумел возродить Русско-Азиатский банк, получить контроль над 160 предприятиями, организовать несколько трестов и скопить состояние в 10 млн рублей. Единственной его крупной неудачей стал Корниловский переворот, успех которого мог бы принести Алексею Ивановичу должность министра финансов.