путевка в жизнь проект
Получить профессию уже в школе: как работает проект «Путевка в жизнь»
В Королеве в 2018 году стартовал приоритетный проект Московской области «Путевка в жизнь». Благодаря ему ученики 8–9 классов могут получить рабочую профессию и выйти из стен школы не только с аттестатом, но и с сертификатом. Корреспондент «РИАМО в Королеве» выяснил, как работает проект, чему учатся школьники и есть ли первые успехи.
Не просто кружок
Проект «Путевка в жизнь школьникам Подмосковья – получение профессии вместе с аттестатом» призван дать ученикам школ возможность получить профессиональное образование одновременно со средним общим образованием.
«Пока школьник учится, он может параллельно освоить рабочую профессию. Это помогает создать условия для устойчивого самоопределения подростков в профессиональной деятельности и повышению интереса к трудовому и профессиональному обучению», – сообщила председатель Комитета образования администрации Королева Ирина Ваврик.
Она добавила, что такой способ обучения помогает подросткам социализироваться, определиться в жизни, стать взрослее, а также учит брать на себя ответственность.
«Дети получают профессию, и это помогает им определиться в будущем. Они могут попробовать свои силы и понять, чем им хочется заниматься, действительно ли выбранное направление им подходит. Это важное звено самоопределения школьников в жизни», – считает Ирина Ваврик.
Профессионалы востребованы
«В настоящее время предприятия Московской области заинтересованы в профессиональных рабочих кадрах», – отметила Ирина Ваврик.
И добавила: например, практические задания по профессии «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин» составлялись совместно с представителями будущих работодателей – градообразующих предприятий Королева.
В реализации проекта участвуют различные организации и градообразующие предприятия, такие как «КБ ХимМаш имени А.М. Исаева – филиал ФГУП «ГКНПЦ имени М.В. Хруничева», АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», ПАО «РКК «Энергия», союз «Молодые профессионалы WorldSkills Russia», ПАО «Большевичка», спа-клуб «Лимон».
Школьники в рамках проекта могут получать образование в Техникуме технологий и дизайна, Колледже космического машиностроения и технологий, Межрегиональном центре компетенций – Техникуме имени С.П. Королева.
Комфортные условия
Чтобы проект действительно работал, в Комитете образования вместе с Учебно-методическим образовательным центром разработали карту удаленности школ от учреждений профессионального образования.
«Мы исходили из того, что школьник не должен добираться до места дополнительного образования через весь город. Близость школы к техникуму или колледжу экономит время и обеспечивает безопасность учеников. Поэтому сначала мы провели анализ контингента обучающихся, запросов родителей и школьников. Для чистоты апробации в список включили одну гимназию и одиннадцать средних общеобразовательных школ», – рассказала Ирина Ваврик.
В итоге удаленность колледжей и техникумов от школ, участвующих в проекте, составляет в среднем чуть больше двух километров, а дорога занимает порядка 25 минут. Так создали комфортные условия для школьников.
Особенности расписания
Программы профессионального обучения предполагают изучение различных модулей, каждый из которых завершается аттестацией и вручением сертификатов.
«Совместно с родителями мы разработали расписание. Сначала планировалось вести трехлетнее обучение, но, учитывая запросы родительской общественности и возможности учреждений среднего профессионального образования, Технологический университет внес изменения, сократив его до двух лет», – отметила Ирина Ваврик.
Школьники получают дополнительное образование по несколько раз в неделю после учебы в школе. Также можно выбрать другой график посещения с учетом возможностей учебных заведений. У каждого старшеклассника свой педагог.
Первые результаты
Этот учебный год стал первым, пилотным. Все школьники, решившие получить профессиональное образование, стали пионерами проекта.
«В этом году проект только стартовал, но уже есть основания говорить, что он будет популярен среди школьников. Многие с удовольствием ходят на занятия. У нас есть и победитель – ученик школы № 14 Дмитрий Демьянов занял первое место в компетенции «Кирпичная кладка» на региональном чемпионате «Молодые профессионалы» WorldSkills Russia Московской области и прошел стажировку в Германии», – поделилась Ирина Ваврик.
И добавила, что по итогам первого полугодия профессиональный модуль № 1 «Введение в профессию» успешно закончили все школьники.
«Хороший старт в профессии!»
В подразделении Технологического университета в Колледже космического машиностроения и Техникуме технологий и дизайна обучаются 94 школьника из 7 и 8 классов общеобразовательных школ. Они получают профессии: исполнитель художественно-оформительских работ, портной, оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин.
Восьмиклассник Антон, который в этом учебном году начал осваивать профессию оператора ЭВМ, сказал, что рад возможности получить рабочую специальность до окончания школы.
«Мне интересно это направление, после окончания 9 класса планирую учиться в этом же колледже информационной безопасности. Данный проект – это очень хороший старт в профессии! Я уже многому научился. Понимаю, чего хочу и к чему мне нужно стремиться. Считаю, что мне повезло стать участником такого проекта», – делится Антон.
Педагог колледжа Влада Никитенко рассказывает, что пока трудно оценить востребованность такой программы, но из уже обучающихся в колледже 90% выразили желание после школы продолжить обучение в колледже и техникуме.
«Кроме того, у детей появляется возможность участвовать в чемпионатах WorldSkills Russia, проявить себя в них, получить опыт и хороший старт в профессии. Знаний, которые мы даем на занятиях, хватает, чтобы начать работать», – подчеркнул педагог.
Участники проекта добавили, что помимо хорошего старта, получение дополнительного профессионального образования дает возможность помогать родителям и получать высшее образование, параллельно работая и обеспечивая себя.
Шанс попробовать свои силы
Большая часть участников проекта учится в Межрегиональном центре компетенций – Техникуме имени С.П. Королева. Здесь можно получить свидетельства о присвоении 7 профессий: парикмахер, повар, кондитер, оператор станков с программным управлением, садовник, слесарь по ремонту автомобилей, оператор ЭВМ и ВМ. Всего в Техникуме обучаются 249 школьников из 10 школ.
Ученик Техникума и школы № 14 Дмитрий Демьянов, который стал победителем регионального чемпионата «Молодые профессионалы» WorldSkills Russia Московской области, рассказал, что сначала занимался на курсе «Ландшафтный дизайн» и только потом решил освоить кирпичную кладку.
«Мне предложили попробовать построить небольшой домик из кирпича, я попал на конкурс и занял там первое место. Со временем мне понравилось выкладывать стенки из кирпичей, я освоил многие хитрости. На конкурсах нужно на время выложить определенный модуль, не всегда получается быстро и качественно, но тренировки помогают отточить мастерство», – отметил Дмитрий.
Школьник пока не определился с профессией, но уверен, что приобретенные навыки вполне могут стать и профессией, и способом дополнительного заработка. Сейчас он тренируется для отборочных соревнований национального чемпионата «Молодые профессионалы» WorldSkills Russia, который пройдет в мае 2019 года в Казани.
«Проект развивается! Приятно, что ребята делают успехи, – значит, все наши планы и разработки реально работают, а не существуют на бумаге. Мы стремимся к тому, чтобы помочь школьникам определиться с профессией, помочь им в адаптации и социализации. Результатом обучения станет получение свидетельства о рабочей профессии, возможность осознанного выбора специальности для дальнейшего обучения по программам среднего профессионального и высшего образования. Даже если полученные знания не пригодятся и школьник выберет совсем другую дорогу, мы все равно дали ему шанс попробовать свои силы. Это самое главное в образовании – помочь ребенку найти свою дорогу в жизни», – заключила Ирина Валерьевна.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Электростальский колледж»
ГБПОУ МО «Электростальский колледж»
ГБПОУ МО «Электростальский колледж»
Проект «Путёвка в жизнь»
ГБПОУ МО «Электростальский колледж» приветствует Вас на наших с вами встречах в рамках проекта “Путевка в жизнь”.
Мы с радостью сообщаем Вам, что продолжаем наши занятия. Мы предлагаем новый формат общения, который не помещает вам стать настоящими профессионалами своего дела. Мы подготовили интересные задания для вас.
Проект Министерства образования Московской области «Путёвка в жизнь школьникам Подмосковья — получение профессии вместе с аттестатом»
В 2018 году в Московской области стартовал приоритетный проект «Путевка в жизнь школьникам Подмосковья — получение профессии вместе с аттестатом».
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации по вопросам создания современных условий для развития и самореализации детей в процессе обучения и воспитания в общеобразовательных организациях (наименование профессиональной образовательной организации) реализует программы профессионального обучения, в ходе которой обучающиеся 8-10 классов общеобразовательных организаций могут получить соответствующую квалификацию одновременно с общим образованием.
Освоение квалификаций организуется во внеучебное время в (наименование профессиональной образовательной организации).
Обучение проводится БЕСПЛАТНО.
По окончании обучения, после успешного прохождения квалификационного экзамена выдаётся свидетельство о профессии рабочего, должности служащего установленного образца.
Дорогие девятиклассники!
ГБПОУ МО «Электростальский колледж» с нетерпением ждет встречи с Вами.
Мы продолжаем проект «Путевка в жизнь школьникам Подмосковья».
В этом году наши преподаватели подготовили для Вас интересные занятия.
Семь тысяч подмосковных школьников будут дополнительно получать профессию с сентября
Школьники на лекции
В рамках проекта «Путевка в жизнь» 7 тысяч школьников Московской области с сентября смогут дополнительно получать профессию, в этом году на эти цели выделили почти 12 миллионов рублей, сообщает РИАМО.
Проект «Путевка в жизнь» предполагает, что школьники еще во время обучения смогут дополнительно получать профессию. В итоге вместе с аттестатом они получат сертификат об окончании профессиональных курсов, что поможет молодым лучше сориентироваться на рынке трудоустройства, поясняется в материале.
«Обучение 7 тысяч школьников запланировано с первого года по 46 профессиям. 346 договоров заключено между школами и колледжами, 52 организации профессионального образования участвуют в этом процессе. (В программе – ред.) представлены школьники из 57 муниципальных образований Московской области», – сообщила заведующая отделом подготовки рабочих кадров и допобразования управления развития профобразования регионального министерства образования Инна Сорокина, чьи слова приводятся в материале.
Она отметила, за три года школьники прослушают программу, которая рассчитана на 216 часов, однако в этом году курс будет длиться только четыре месяца.
«Закончив школу, выпускник получит не только аттестат, но и свидетельство о получении профессиональных курсов, которое позволит ему найти работу», – подчеркнула Сорокина.
По ее словам, данные уроки планируется проводить на базе колледжей и техникумов, которые находятся рядом со школами, так как у них есть необходимые лицензии, лаборатории и преподаватели.
Кроме того, она добавила, что профобучение подмосковных школьников будут финансировать из бюджета Московской области, в этом году выделили около 12 миллионов рублей.
Как школьнику получить профессию: проект «Путевка в жизнь» в Гидрометтехникуме
В Балашихе в 2018 году стартовал приоритетный проект Московской области «Путевка в жизнь школьникам Подмосковья – получение профессии вместе с аттестатом». Благодаря ему ученики 8–9 классов могут освоить рабочую профессию или должность служащего. Так, в Гидрометеорологическом техникуме http://mgmteh.ru школьники занимаются по трем профессиям. Корреспондент «РИАМО в Балашихе» выяснила у директора учреждения Ирины Никитиной, как работает проект, чему учат ребят, есть ли заметные успехи и какие новые направления появятся в следующем учебном году.
Знакомство с азами профессий
Благодаря проекту «Путевка в жизнь» школьники региона во время учебы в школе имеют возможность дополнительно получать профессию на базе колледжей и техникумов. Двухлетнее профобучение финансируется из бюджета региона. Через два года вместе с аттестатом ребятам выдадут свидетельство о получении рабочей профессии или должности служащего, что поможет им лучше сориентироваться при выборе вуза, а потом и работы.
В Подмосковье 49 колледжей, и у каждого есть свои ключевые направления подготовки – соответственно, выбор специальностей очень велик.
«Мы возвращаемся к тому, что было в советское время, когда обучение школьников первоначальным навыкам труда по избранной профессии, осуществление профессиональной ориентации учащихся с целью подготовки их к сознательному выбору профессии брали на себя учебно-производственные комбинаты. Но если они создавались специально для школьников, то сейчас у ребят есть возможность обучаться на базе профессиональных образовательных организаций – техникумов и колледжей, так как у них есть необходимые лицензии, лаборатории и преподаватели», – рассказывает Никитина.
На базе Гидрометтехникума школьники знакомятся с азами трех профессий: лаборант химического анализа, куратор цифровых технологий, гидрометнаблюдатель. Учащиеся сами выбирают одно из направлений и занимаются с преподавателями техникума один-два раза в неделю по 90 минут.
Три направления
«В первый год старта проекта мы предложили ребятам профессию лаборанта химического анализа. В 2018 году к нам поступили первые 50 человек из восьми школ Балашихи, которых мы разделили на четыре группы», – рассказывает Никитина.
Когда перед коллективом Гидрометтехникума встал вопрос, по каким специальностям набирать школьников в 2019 году, решили, что спектр нужно расширить, и ввели еще две профессии – куратор цифровых технологий и гидрометнаблюдатель.
«На сегодняшний день по трем направлениям у нас обучается уже 100 человек. В течение семестра ребята осваивают один модуль. Каждый модуль заканчивается демонстрационным экзаменом, когда дети показывают навыки, которым они научились. По окончании каждого модуля дети получают сертификаты», – рассказывает Никитина.
К окончанию курса у учащихся накапливаются сертификаты за каждый модуль, логическим завершением чего становится получение свидетельства о получении рабочей профессии.
Первый выпуск по проекту «Путевка в жизнь» в Гидрометеорологическом техникуме Балашихи состоится в 2021 году.
Лаборант химического анализа
На сегодняшний день на лаборанта химического анализа в Гидрометтехникуме обучается 75 человек: 50 школьников учатся уже второй год, 25 учеников приступили к занятиям в 2019 году.
«Когда мы набирали первую группу, то рассчитывали, что школьники будут обучаться три года. Через год было принято решение уменьшить срок обучения, но увеличить годовую нагрузку. В итоге первая группа ребят пройдет трехгодичное обучение, а остальные будут заниматься два года», – поясняет директор Гидрометтехникума.
Лаборант химического анализа выполняет лабораторные анализы и измерения, определяет качественный химический состав вещества и количественные соотношения элементов и соединений, занимается синтезом химических веществ в лаборатории и оформляет результаты.
В современных лабораториях, помимо колб, пробирок, реактивов и весов, есть возможность использовать компьютерные программы обработки данных, механические и автоматические измерительные приборы разной степени сложности.
В новую профессию детей погружают и на экскурсиях по предприятиям Балашихи, занимающимся аналитической химией – это филиал ЦЛАТИ по ЦФО, «Роквэлл» и другие.
«Школьники с интересом изучают работу с приборами и лабораторным оборудованием, физико-химические методы анализа. С ними работают преподаватели и кураторы, наши студенты, призеры региональных чемпионатов WorldSkills Russia, которые так проводят занятия, чтобы детям было понятно и интересно. Наша главная задача – заинтересовать их профессией», – говорит Никитина.
По ее словам, школьники второго года обучения уже стали мастерами своего дела. В текущем году они принимали участие в профессиональном конкурсе WorldSkills Russia в качестве юниоров и показали блестящие результаты, выступив не хуже, чем студенты.
«С одной стороны, они показывают хороший уровень знаний, с другой, еще и имеют возможность подтянуть учебные предметы, чтобы в будущем успешно сдать ОГЭ и ЕГЭ, так как в заданиях есть практическая часть, которую они выполняют на занятиях», – рассказывает Никитина.
Одна из победительниц конкурса – девятиклассница Мария Леонтьева, ученица школы № 4. Она занимается уже второй год и в 2021 году получит свидетельство об окончании курса с присвоением квалификации. Она планирует поступать в Гидрометтехникум.
«На занятия я хожу с 8 класса – с прошлого года. Нам рассказали про технику безопасности, затем мы прошли теорию, а потом стали заниматься с преподавателями практическими заданиями. Удобное расписание, современная и хорошо оборудованная лаборатория, приятные учителя и лаборанты, которые всегда помогут и направят. Здесь интересно учиться! В школе такого не покажут! Мне здесь очень нравится», – делится впечатлениями Мария.
Получив квалификацию лаборанта химического анализа, школьники смогут работать в различных отраслях промышленности: химической, нефтехимической, строительных материалов, анилинокрасочной, лакокрасочной, а также в сфере экологии и природопользования.
«Конечно, я не могу дать гарантию, что получившие у нас профессию школьники непременно продолжат учиться по ней, а потом и работать. Но эта компетенция в любом случае расширяет кругозор и дает дополнительные возможности для трудоустройства», – поясняет Никитина.
Куратор цифровых технологий
По направлению цифровой куратор – консультант в области развития цифровой грамотности населения – в Гидрометтехникуме занимаются 15 школьников. Дважды в неделю по 90 минут они учатся работать на компьютере и искать в интернете информацию – это то, с чем они будут помогать другим людям.
«Сейчас очень много людей, которые плохо ориентируются в современном мире: пожилые граждане, люди с ограниченными возможностями здоровья, дети, которых нужно сориентировать в школе, библиотеке, доме творчества. Поэтому молодые люди, которые могли бы помочь им в освоении информационных технологий, сейчас очень необходимы», – подчеркивает Никитина.
Студенты Гидрометтехникума совместно с Общественной палатой Балашихи с апреля 2019 года организовали обучение компьютерной грамотности для пенсионеров.
Их учат пользоваться интернетом, рассказывают о полезных электронных сервисах. Занятия продолжаются и сейчас. По словам Никитиной, когда цифровые кураторы подрастут, их тоже будут привлекать к этому процессу.
Преподаватель информатики Анна Зыбина рассказала, что на занятиях дети учатся прежде всего обрабатывать информацию.
«Да, дети сегодня лучше взрослых ориентируются в информационных технологиях, общаются в социальных сетях и мессенджерах, умеют найти информацию. Но часто они не могут правильно обработать ее – например, написать заявление в какую-либо инстанцию. Наша задача – научить их этому», – рассказывает Зыбина.
Лиза Карташова – 14-летняя ученица гимназии № 2 имени Михаила Грачева – обучается по профессии «цифровой куратор».
«Я узнала о проекте от своего классного руководителя – она порекомендовала мне обучаться здесь, чтобы потом получить свидетельство и работать. В будущем планирую получить высшее педагогическое образование, поэтому учеба здесь – это отличный опыт!» – подчеркивает Лиза.
Гидрометнаблюдатель
Гидрометнаблюдатели работают на метеорологических станциях, измеряют параметры – давление, температуру и влажность, а также определяют тип, форму, высоту облаков и посылают данные в центр обработки. Там синоптики анализируют полученную информацию и составляют прогноз погоды.
Заслуженный метеоролог России, преподаватель метеорологии, метеонаблюдения и организационной работы на метеорологических станциях Екатерина Пишняк закончила Гидрометтехникум и работает в нем с 1969 года. Она говорит, что ребята, которые выбрали профессию гидрометнаблюдателя, должны хорошо знать физику, представлять процессы в атмосфере, разбираться в математике.
«Они должны знать и географию. Какое-то время этому предмету в школе уделяли мало времени, и это очень негативно повлияло на учеников: бывает, что некоторые начинают искать Байкал в Африке», – рассказывает Пишняк.
По словам Никитиной, вместе с преподавателем дети ходят на экскурсии на метеоплощадку, знакомятся с приборами, учатся делать подсчеты и записывать наблюдения.
«Дети приходят хорошие, увлеченные. Кто-то живо интересуется данной профессией, метеорологическими сводками. Понимаем, что не все в дальнейшем выберут это направление, но после обучения ребята будут представлять, от чего зависит погода, как атмосферное давление влияет на самочувствие человека, почему меняется наш климат», – поясняет Никитина.
Оскар Купайсинов, 13-летний ученик гимназии № 3, рассказал, что многие темы, которые они обсуждали на занятиях в техникуме, потом встречались ему на уроках географии в школе. И полученные знания очень помогли получить хорошие отметки.
«Окончательное решение насчет профессии я еще не принял, но в любом случае данный проект – это очень хороший старт в профессии! Я уже многому научился. Понимаю, чего хочу и к чему мне нужно стремиться. Считаю, что мне повезло стать участником этого проекта», – говорит Оскар.
Другие ребята добавляют, что получение дополнительного профессионального образования дает возможность помогать родителям и получать высшее образование, параллельно работая и обеспечивая себя.
Учебный процесс
Занятия по каждому направлению в Гидрометтехникуме начинаются, как и в школе, с сентября. Расписание согласовывается со всеми учебными заведениями. Каникулы дважды в год – зимние и летние.
Если школьники что-то не успевают, то преподаватели всегда идут им навстречу и могут не только повторно объяснить, но и дополнительно позаниматься с ними.
«Все школы, которые начинали с нами этот проект, в этом учебном году снова привели своих учеников. Это самый лучший показатель того, что детям здесь интересно», – рассказывает Никитина.
И поясняет: из управления по образованию Балашихи поступают письма во все школы округа. Задача их сотрудников – обойти восьмые классы и рассказать ребятам о разных направлениях в колледжах и техникумах, чтобы ученики могли определиться с выбором.
«Мы поставили себе планку ежегодно набирать 50 человек. Это удобно нашим преподавателям и хорошо согласуется с нашим учебным планом», – отмечает Никитина.
Итоговый экзамен
Уже сегодня есть основания говорить, что проект «Путевка в жизнь» популярен у школьников Балашихи. Многие с удовольствием ходят на занятия.
«Проект развивается! Приятно, что ребята делают успехи, – значит, все наши планы и разработки реально работают. Мы стремимся к тому, чтобы помочь школьникам определиться с профессией, помочь им в адаптации и социализации», – рассказывает Никитина.
В финале обучения ребятам предстоит сдать итоговый экзамен.
Он будет демонстрационный – по стандартам WorldSkills, то есть ученики должны будут показать свои практические навыки. Лаборанты химического анализа продемонстрируют, что умеют обращаться с химическими реактивами и проводить анализы, гидрометнаблюдатели – определять метеорологические явления, цифровые кураторы – искать в интернете информацию и обрабатывать ее.
На экзаменах будут присутствовать независимые эксперты и потенциальные работодатели, которые будут оценивать студентов.
«Даже если школьник потом выберет совсем другую сферу, наши старания не пропадут даром, ведь мы дали шанс попробовать свои силы. Это самое главное в образовании – помочь ребенку найти свою дорогу в жизни», – подчеркивает Никитина.
Два новых направления
В 2020 году Гидрометтехникум в рамках проекта «Путевка в жизнь» планирует ввести еще две новые профессии: секретаря руководителя и электомонтера.
«У нас в техникуме действует радиотехнический кружок, на котором ребята учатся паять или собирать схемы беспаечным методом. Его популярность говорит о существующем среди молодежи интересе к техническим специальностям. Главной задачей электромонтеров является своевременный ремонт и обслуживание электрической техники. Так, например, электромонтеры второго и третьего разряда могут проводить несложный ремонт электропроводки, промывать детали, чистить контакты и так далее. Начальные знания по профессии электомонтера мы можем дать на нашей базе», – рассказывает Никитина.
По ее словам, главная задача – заинтересовать детей профессией.
Получение профобразования параллельно с учебой в школе помогает подросткам социализироваться, определиться в жизни, стать взрослее, а также учит брать на себя ответственность.
«Мы ждем ребят на наших занятиях – там они смогут попробовать свои силы и понять, чем им хочется заниматься, действительно ли выбранное направление им подходит. Это очень важно для самоопределения в жизни», – сказала в заключение Никитина.