пушкин биография для детей дошкольного возраста

Презентация «Детям о Пушкине»

пушкин биография для детей дошкольного возраста Толстопятова Наталья Андреевна
Презентация «Детям о Пушкине»

Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 6 июня 1799г. С раннего детства Пушкин рос и воспитывался в литературной среде, так что можно с уверенностью сказать о том, что его будущее было предопределено. Отец Александра Сергеевича был ценителем литературы, имел большую библиотеку, дядя был известным поэтом, в гостях у которого часто бывали многие известные деятели литературы того времени. До семи лет Александр Пушкин был пухлощеким и нерасторопным мальчиком. После семи лет он вдруг переменился – стал активным и проворным. Устраивать маленькие комедии, начал читать свои собственные стих. Его первым зрителем и слушателем была родная сестра Ольга.

Огромное влияние на будущего поэта оказала его няня, Арина Родионовна, которую поэт будет вспоминать всю свою жизнь и посвятит не мало литературных произведений.

По мотивам его произведений было снято очень много художественных и мультипликационных фильмов.

Прикреплённые файлы:

Презентация «А вы читаете детям книги?» Любовь к книге, к чтению нужно воспитывать с детства. Ребенок, которому с младенчества читают книги, быстрее развивается. Ребенок раньше.

Презентация «Расскажите детям про березу» Береза – самое распространенное дерево в нашей стране. Она растет в деревнях и городах, в лесах вперемешку с елями и соснами или целыми.

Презентация «Детям о писателях» Текст к презентации • Каждый писатель хочет, чтобы его книжки ребята читали с радостью, с интересом. И поэтому делится с тобой всем, что.

Презентация по проекту «Детям о празднике Белого месяца» Цель: Знакомство детей с культурой, бытом и обычаями бурятского народа. Развитие познавательных навыков через бурятский фольклор. Задачи:.

пушкин биография для детей дошкольного возрастаКонспект беседы о А. С. Пушкине Программное содержание. Познакомить детей с жизнью А. С. Пушкина и его произведениями. Воспитывать любовь и интерес к поэту, к русской литературе.

Презентация «Правила дорожного движения детям!» 1 слайд Знакомить детей с правилами дорожного движения в настоящее время жизненно важно и необходимо. Для лучшего восприятия ребенком этой.

Презентация к проекту «Подарите детям сказку» Слайд 1портрет педагога. Название проекта: «Подарите детям сказку»слайд 21. ВВЕДЕНИЕ. Овладение родным языком является одним из важных приобретений.

Презентация «Детям о Великой Победе!» Цель: формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с событиями Второй Мировой войны.

Презентация «Читайте детям книги» Главная задача знакомства детей дошкольного возраста с художественной литературой – это воспитание интереса и любви к книге, стремления.

Источник

Конспект НОД «Беседа о Пушкине»

пушкин биография для детей дошкольного возраста Светлана Иванова
Конспект НОД «Беседа о Пушкине»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Восточненская средняя

общеобразовательная школа», Группы дошкольного образования Тындинского района

пушкин биография для детей дошкольного возраста

Беседа о Пушкине А. С.»

высшей квалификационной категории

Цель: Закрепить знания детей о великом русском поэте Александре Сергеевиче Пушкине.

1. Продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством А. С. Пушкина;

2. Способствовать активизации процесса восприятия творчества А. С. Пушкина

3. Обращать внимание детей на выразительные средства языка, используемые поэтом (ритмичность, музыкальность, поэтичность, выразительность, точность, характер).

4. Побуждать детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;

5. Обогащать и расширять словарный запас детей;

6. Развивать воображение, фантазию, творческое мышление;

7. Воспитывать любовь и интерес к поэту.

Чтение произведений А. С. Пушкина; прослушивание аудиозаписей его сказок, просмотр мультфильмов, презентаций по теме; беседы о творчестве великого поэта; рассматривание иллюстраций из жизни А. С. Пушкина; разучивание с детьми стихотворений поэта; оформление выставки из детских рисунков по сказкам Пушкина.

Оборудование: Мультимедийная аппаратура; презентация «Пушкин»; музыкальное оформление отрывок из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила», «Богатырская наша сила»; сундук с предметами из сказок; мяч; пазлы с изображением сказок.

Словарная работа: ветхая, невод, землянка

Место проведения: музыкальный зал.

Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Социально-личностное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».

Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам с вами сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

С добрым утром! С новым днём!

С новым солнцем за окном!

Утро доброе встречайте!

День хороший начинайте!

Воспитатель обращает внимание детей на выставку книг А. С. Пушкина.

— Какие книги вы видите на столе?

— Кто автор этих книг?

— Что вы знаете об Александре Сергеевиче Пушкине?

— Дети, сегодня мы посетим чудесную страну поэзии А. С. Пушкина.

Педагог обращает внимание детей на портрет Пушкина А. С.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, перед вами портрет замечательного русского писателя А. С. Пушкина. (На экране потрет А. С Пушкина)

Под тихую музыку (отрывок из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила») воспитатель читает стихотворение.

Есть имена, как солнце! Имена –

Как музыка! Как яблоня в расцвете!

Я говорю о Пушкине: поэте,

Действительном, в любые времена!

Портрет Александра Сергеевича Пушкина всем знаком. Всякий, взглянув на это лицо с живыми, ясными глазами, на вьющиеся волосы и курчавые бакенбарды,скажет: это Пушкин.

В нашей стране нет человека, который не читал бы произведения Пушкина.

Многие из вас уже слышали сказки о попе и его работнике Балде, о мертвой царевне и семи богатырях, о золотом петушке, о Руслане и Людмиле.

По произведениям Александра Сергеевича Пушкина созданы мультфильмы и фильмы. А очень скоро вы сможете самостоятельно прочитать эти чудесные сказки.

Александр Сергеевич Пушкин родился в дворянской семье в Москве 6 июня 1799 года.

Родители поэта Сергей Львович и Надежда Осипова были не богатыми, но умными, образованными, интеллигентными людьми, они очень любили литературу. Поэтому у них в доме была большая, богатая библиотека.

Маленький Саша часто засиживался там. А отец не запрещал ему брать и читать самые взрослые, самые сложные книги.

Укрывшись в кабинет

И часто целый свет

С восторгом забываю.

У Пушкина была особая страсть к поэзии, он, казалось, и думал стихами.

Александр Сергеевич любил природу с самого раннего детства. В стихах о природе можно найти все четыре времени года. Послушайте, как о чудесном морозном дне написал в своём стихотворении Пушкин:

Под голубыми небесами

Блестя на солнце снег лежит.

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит

Пушкин написал чудесные стихи об осени.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

Огромное влияние на будущего поэта оказала его няня, Арина Родионовна.

«Моя подруга, и с нею только мне не скучно» – писал Пушкин приятелю.

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя.

Одна в глуши лесов сосновых

Давно-давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих натруженных руках.

Арина Родионовна знала много песен, сказок и замечательно их рассказывала. Маленький Саша очень любил эти длинные, певучие сказки. Он часто просил ещё и ещё повторить их. Саша садился у её ног на маленькую скамеечку, няня брала в руки вязание и начиналась сказка. А Саша сидит не шелохнётся, боится, слово пропустить.

Когда А. С. Пушкин стал взрослым, попросил Арину Родионовну рассказать ему, те детские сказки, он записал их.

Александр Сергеевич говорил: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!».

Пушкин создавал свои произведения для взрослых, но он умел писать так просто и, в то же время так интересно, что многое из написанного им понятно и близко детям.

Воспитатель: А почему сказки Пушкина называются сказками, а не рассказами?

(В сказках много чудес, волшебства, колдовства, а рассказы похожи на правду.)

Ребенок рассказывает отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» (У лукоморья)

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Всё ходит по цепи кругом;

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Воспитатель: Мы с вами тоже читали сказки Пушкина. Отличаются они стихотворной формой, красотой русского языка. А насколько вы их хорошо знаете, мы сейчас проверим. Кто назовёт сказки, которые написал А. С. Пушкин?

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;

«Сказка о рыбаке и рыбке»;

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»;

«Сказка о золотом петушке»;

«Сказка о попе и работнике его Балде»

Воспитатель: А теперь, ребята я предлагаю вам поиграть.

Проводится игра «Отгадай сказку С. Пушкина»

Одни дети по очереди рассказывают отрывки из сказки, а другие должны отгадать название сказки.

Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы.

Чуть опасность где видна,

Верный сторож как со сна

К той сторонке обернётся

Царствуй, лёжа на боку!”

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

Пошёл поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда

Идёт, сам не зная куда.

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд;

Слуги белку стерегут.

Час обеда приближался,

Топот по двору раздался:

Входят семь богатырей,

Семь румяных усачей.

Старший молвил: “Что за диво!

Всё так чисто и красиво.

Кто-то терем прибирал

Да хозяев поджидал.

Кто же? Выдь и покажися,

С нами честно подружися.

Коль ты старый человек,

Дядей будешь нам навек.

Коли парень ты румяный,

Братец будешь нам названый.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какой красивый сундук, словно по волшебству появился у нас. Давайте подойдём и посмотрим, что в нём.

В: Я волшебный сундучок,

Вам ребята я дружок

Очень хочется мне знать,

Как вы любите играть.

Воспитатель. В этом сундучке волшебные предметы. Кто угадает из какой сказки эти предметы и кому они принадлежат, тот возьмёт их себе.

Итак (достаю зеркальце). Из какой сказки этот предмет и чей он?

Это зеркальце из «сказки о мёртвой царевне».

«Свет мой зеркальце скажи

Да всю правду расскажи,

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

Воспитатель. (Достаю рыбку). Из какой сказки этот предмет?

Из сказки о золотой рыбке.

Воспитатель. Правильно, ребята.

Воспитатель. (Достаю петушка). Из какой сказки этот предмет?

— Из сказки «О золотом петушке».

Воспитатель. Дети, вам понравилось играть?

Воспитатель: Дружно дети в круг вставайте и новую игру начинайте.

Игра «Подбор признаков к предметам». (с мячом)

Рыбка – золотая, добрая, справедливая, умная, красивая, волшебная.

Старуха – злая, грубая, сварливая, жадная, алчная.

Землянка – ветхая, старая, дряхлая, дырявая.

Воспитатель. Молодцы, ребята. А теперь посмотрите на экран. На экране иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина. Вы должны отгадать, к какой сказке эта картина.

Чтобы сказку нам узнать,

Нужно пазлы нам собрать.

На столах они лежат,

Раз, два, три игру начни.

Их в картинку собери,

И получишь сказку ты.

Игра: «Пазлы соберите, сказку получите».

— Ребята, о творчестве какого поэта мы сегодня говорили? (ответы детей)

— Что писал А. С. Пушкин? Какие произведения, для кого?

Сегодня мы побывали в прекрасной стране пушкинской поэзии.

Свой рассказ о А. С. Пушкине я закончу словами:

Читайте Пушкина, друзья!

И будет жизнь тогда полна

Читайте Пушкина всегда –

И пронесете сквозь года

Вы пушкинские сказки.

пушкин биография для детей дошкольного возраста пушкин биография для детей дошкольного возраста пушкин биография для детей дошкольного возраста пушкин биография для детей дошкольного возраста

Консультация «Расскажите детям о Пушкине» для старшего дошкольного возраста » Расскажите детям о Пушкине» старший дошкольный возраст. Рассказать о Пушкине дошкольнику и просто, и трудно. Просто – потому, что об.

пушкин биография для детей дошкольного возрастаВидео беседы «Детям о А. С. Пушкине» с детьми старшей группы Цель: Рассказать детям о великом русском поэте; вызвать чувство радости от восприятия его стихов и желание услышать другие произведения.

Конспект НОД «Беседа о грибах» Беседа о грибах (для детей старшей группы) Халина Галина Владимировна. Цель – дать базовые понятия по теме «Грибы»; уточнить представления.

Конспект ООД для детей 4–5 лет «Беседа о насекомых» Подготовила : Прошина Юлия Сергеевна, воспитатель «Детского сада №86 комбинированного вида» Для детей средней группы 4-5 лет. ООД «Беседа.

Конспект НОД «Беседа о работе пожарных» Конспект «Беседа о профессии пожарного» Программное содержание: Дать детям знания о труде пожарных, об элементарных правилах поведения.

Конспект занятия «Беседа о диких животных в лесу» Конспект по развитию речи на тему «Беседа о диких животных в лесу» Цель: составление описательных рассказов. Образовательные.

пушкин биография для детей дошкольного возрастаКонспект НОД «Беседа об осени» (средняя группа) Цель: Создание условий для формирования у детей представлений о природных явлениях в осенний период. Задачи: Создать условия для закрепления.

Конспект занятия «Беседа о космосе» Программное содержание: Продолжать дополнять знание детей о космосе, о космонавтах, о полетах в космос. Совершенствовать диалогическую и.

Источник

Беседа с детьми подготовительной группы «А. С. Пушкин»

пушкин биография для детей дошкольного возраста Гаянэ Швец
Беседа с детьми подготовительной группы «А. С. Пушкин»

пушкин биография для детей дошкольного возраста

— углубить знания детей о русском поэте А. С. Пушкине;

— развивать у детей познавательный интерес и любознательность, умение внимательно слушать, отвечать на вопросы;

— формировать интерес к его творчеству, как о великом сказочнике;

— прививать любовь к книгам, русскому языку; гордость и уважение к великому поэту.

чтение сказок, рассматривание иллюстраций и просмотр мультфильмов по мотивам сказок А. С. Пушкина.

портрет А. С. Пушкина, книги по сказкам.

1-ая часть. Вводная беседа

(Воспитатель читает детям отрывки из сказок А. С. Пушкина и просит отгадать из какой сказки)

.Раз он в море закинул невод,-

Пришёл невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод,-

Пришёл невод с травой морскою.

Дети : Сказка о рыбаке и рыбке

«Свет мой, зеркальце скажи!

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

Дети : Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях.

Воспитатель : Кто написал эти сказки?

2. Основная часть. Рассказ воспитателя.

(Воспитатель демонстрирует на мольберте портрет А. С. Пушкина)

Воспитатель : Узнали. чей портрет?

Дети : Да, это Пушкин.

Воспитатель :А кто знает и сможет назвать имя и отчество Пушкина?

Дети : Александр Сергеевич (не все дети знали)

Воспитатель : Какие ещё сказки А. С. Пушкина знаете?

(дети вместе с воспитателем вспоминают все знакомые сказки, в случае затруднения, читает отрывок из сказки)

Воспитатель : А что еще можете рассказать о нём?

(ответы детей: пишет сказки, ещё стихи)

Воспитатель: Садитесь поудобнее и слушайте, сегодня вы узнаете о нём очень много интересного.

Много лет назад, 26 мая на одной из улочек Москвы в дворянской семье, у майора Сергея Львовича Пушкина родился кудрявый мальчик. Рос он очень упрямым, рассеянным, задумчивым мальчиком, был диковат, грыз даже ногти и был непохож на других детей.

В гости в семью Пушкиных бывали много писателей, поэтов. Они вели очень увлекательные разговоры, спорили, а маленький Саша забирался в уголок, старался, чтобы его не видели и подслушивал взрослые разговоры.

Воспитывали его французские гувернантки и гувернеры, которые жили в доме. Он слышал только французскую речь. Его учили танцам и возили на детские балы.

Когда он подрос, стали его учить и другим предметам арифметики, истории. И вообще он изменился, стал наблюдательным, живым, шаловливым ребёнком, с необыкновенной памятью. Саша очень любил читать. Он проводил бессонные ночи, забирался в кабинет отца и тайком читал одну книгу за другим. Из книг он пополнял свои знания.

Маленький Саша очень рано стал писать,когда ему было 8 лет сочинил на французском языке маленькие комедии, а в 9 лет писал басни, пьесы и даже сказочную поэму.

Его бабушка и няня Арина Родионовна, сыграли в его жизни огромную роль. Читать и писать по-русски научила бабушка, а вечерами они рассказывали волшебные сказки. Любимая няня брала в руки вязание и начинала рассказывать сказки, которых она знала очень много. Именно она, Арина Родионовна познакомила маленького кучерявого Сашу с чистой речью и русским народным творчеством. Он очень полюбил фольклор. Её сказки запали в душу. И когда Пушкин вырос, стал взрослым пересказал эти сказки в стихах.

На сказках Пушкина выросли наши бабушки, мы и еще вырастут многие поколения. Когда читаем его сказки мы попадаем в Древнюю Русь с её рубленными избами, боярскими палатами, высокими теремами и маковками церквей. Он давно умер, прожил недолго но написал много сказок, стихов, поэм, романов в стихах. Нет такого человека,

который не знал бы Пушкина. Его сказки в стихах это волшебные истории очень добрые и поучительные.

Ещё при жизни его признали величайшим национальным поэтом. День рождение А. С. Пушкина отмечает вся наша страна каждый год.

Скажите, а вам нравятся сказки А. С. Пушкина? (ответы детей)

Какую сказку вам почитать? (дети выбирают сказку, берут с собой книгу и отправляются на прогулку)

пушкин биография для детей дошкольного возраста пушкин биография для детей дошкольного возраста пушкин биография для детей дошкольного возраста пушкин биография для детей дошкольного возраста пушкин биография для детей дошкольного возраста пушкин биография для детей дошкольного возраста пушкин биография для детей дошкольного возраста

Беседа с детьми 6–7 лет подготовительной к школе группы о зиме Беседа с детьми(6-7 лет) подготовительной к школе группы о зиме Программные задачи: Обобщить представление о зиме: состояние погоды, осадки,.

Беседа с детьми подготовительной группы «Огонь — наш друг, огонь — наш враг!» Беседа в подготовительной группе «Огонь – наш друг, огонь – наш враг!» Цель: Обобщить и углубить представления детей о пожарной безопасности.

Беседа с детьми средней группы «Зимующие птицы» Беседа в средней группе: «Зимующие птицы». Цель: закрепить знания о зимующих птицах; формировать представление о добывании пищи зимующими.

Беседа с детьми старшей группы «Приметы весны» Задачи. Продолжать знакомить детей с изменениями в природе, с изменениями в жизни животных и растений. Материалы: иллюстрации с изображением.

Беседа с детьми в подготовительной группе «Футбол — старинная игра» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №2 Г. КАМЕНКИ КАМЕНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Беседа с детьми.

пушкин биография для детей дошкольного возрастаФотоотчет познавательного проекта «Мой Пушкин» с детьми подготовительной группы Предлагаю вашему вниманию фотоотчет познавательного проекта «Мой Пушкин» с детьми, который проходил 2 недели. Цель проекта:: Формирование.

История возникновения города Беседа с детьми подготовительной к школе группы История возникновения города Беседа с детьми подготовительной к школе группы Цель: знакомство с историей возникновения города, его развитием.

«Наша Родина-Россия». Беседа на патриотическую тему с детьми подготовительной к школе группы НАША РОДИНА – РОССИЯ (беседа на патриотическую тему с детьми подготовительной к школе группы) Виды детской деятельности: коммуникативная,.

НОД с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с искусством скульптуры «Пушкин и Натали» Программное содержание. Учить детей рассматривать скульптуру, видеть и понимать средства выразительности (поза, настроение, одежда, замечать.

Источник

Биография Пушкина: краткая биография для детей 2, 3 и 5 класса

Краткая биография Александра Сергеевича Пушкина. Кратчайшая история жизни поэта для детей со 2-го по 5-й класс. Самое главное о Пушкине: от рождения до дуэли с Дантесом. Факты о Пушкине.

пушкин биография для детей дошкольного возраста

За свою недолгую жизнь Пушкин создал сотни произведений всех видов и жанров: поэм и стихотворений, повестей и романов, заметок и критических статей. Еще при жизни он был признан величайшим из русских поэтов.

пушкин биография для детей дошкольного возраста

Портрет А.С. Пушкина работы Ореста Кипренского. 1827 год

Пушкин не сделал карьеры: он никогда не был приспособлен к службе и рано осознал, что его призвание — поэзия. Александр Сергеевич отличался бурным характером: любил женщин, проигрывался в карты, дрался на дуэлях и всегда нуждался в деньгах. В то же время он ценил радости простой сельской жизни, а лучше и больше всего писал в уединении, вдали от людей. Пушкин пользовался покровительством царя, но не ладил с властями и постоянно находился под тайным полицейским надзором.

Самая краткая биография Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве в 1799 году. Образование он получил в Царскосельском лицее для дворянских детей, там же начал писать стихи.

Окончив учебу, Пушкин стал чиновником, но его больше увлекала литература, а не служба. За вольнодумные стихи молодого поэта отправили на юг страны, где он прослужил несколько лет. Обязанности тяготили Пушкина, он осознавал себя в первую очередь поэтом.

В итоге за неблагонадежность его уволили и отправили в ссылку. Два года Пушкин прожил в селе Михайловском — имении своих родителей под Псковом. Там он смог заняться литературой в полную силу.

В 1826 году новый император Николай I вернул Пушкина из ссылки, взял под покровительство и обещал лично решать судьбу его сочинений. Но власти до конца жизни относились к Пушкину с подозрением, сам он не всегда ладил с императором.

В 31 год Пушкин женился на красавице Наталье Гончаровой. Она родила ему четырех детей. Когда через несколько лет поползли слухи, что жена ему изменяет, Пушкин обвинил в этой клевете иностранного посла Геккерна и его приемного сына Дантеса. Пушкин и Дантес дрались на дуэли, где французский офицер смертельно ранил поэта.

Спустя два дня Пушкин скончался: «Солнце русской поэзии закатилось». Ему было всего 37 лет.

пушкин биография для детей дошкольного возраста

Дуэль Пушкина с Дантесом. Картина Алексея Наумова. 1884 год

Биография Пушкина: главные факты о поэте

Детство и учеба в Лицее

Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 6 июня 1799 года. Он происходил из старинного, но не очень богатого рода Пушкиных. По матери Александр Сергеевич был правнуком Абрама Ганнибала — пленного африканца, сделавшего карьеру при покровительстве царя Петра I. От прадеда Пушкин унаследовал характерные «африканские» черты.

пушкин биография для детей дошкольного возраста

Портрет работы Сергея Чирикова. 1810 год

О родителях в своем творчестве Пушкин почти не упоминал. Зато посвящал стихи няне Арине Родионовне, которая его воспитывала и которую он нежно любил всю жизнь («Подруга дней моих суровых, / Голубка дряхлая моя!»).

В 1811 году будущий поэт поступил в только что открывшийся Царскосельский лицей. Шесть лет Пушкин жил там и учился, навсегда сдружился с однокашниками. Его ближайшим другом стал Иван Пущин, будущий декабрист. В Лицее Пушкин носил кличку «tigre-singe» («смесь обезьяны и тигра» — в переносном смысле «француз»). Там же он начал активно писать стихи.

В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея,
А Цицерона не читал,
В те дни в таинственных долинах,
Весной, при кликах лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне.

Из «Евгения Онегина»

На одном из экзаменов Пушкин читал свои стихи перед Державиным, который в ту пору считался главным русским поэтом. Пожилой Державин был настолько впечатлен талантом лицеиста, что сказал: «Я не умер. Вот кто заменит меня».

пушкин биография для детей дошкольного возраста

Пушкин на лицейском экзамене. Картина Ильи Репина. 1911 год

Пушкин на юге

Окончив Лицей, Пушкин был определен чиновником в Коллегию иностранных дел. Но чиновничья работа мало его занимала: живя в Петербурге, он предпочитал театр, литературу и компанию друзей. В 1820 году он опубликовал поэму «Руслан и Людмила».

В том же году за дерзкие стихи, высмеивающие чиновников и самого царя, Пушкина хотели сослать в Сибирь, но в итоге наказали мягче: перевели из столичного Петербурга работать на юг, в Кишинев. Из-за болезни он доехал до нового места службы не сразу, а сначала провел лето и начало осени на Кавказе и в Крыму. В Кишиневе Пушкин создал ряд «южных» поэм: «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», начал роман «Евгений Онегин».

В июле 1823 года Пушкин добился перевода в Одессу. Там он окончательно осознал свое призвание — быть поэтом, а не чиновником. В Одессе у него были очень натянутые отношения с начальником — генерал-губернатором Воронцовым. Ходили слухи, что поэт ухаживал за женой Воронцова.

В 1824 году Пушкина уволили со службы за неблагонадежность: полиция прочла его письмо об увлечении атеизмом. Поэта отправили в ссылку.

Ссылка в Михайловском

Два года, с 1824-го по 1826-й, Пушкин прожил в ссылке в селе Михайловском — имении своих родителей. В деревенской глуши он много писал и читал. Продолжал работу над «Евгением Онегиным», закончил поэму «Цыганы»; всего в Михайловском Александр Сергеевич создал около сотни произведений. Пушкин проводил много времени в имении соседей, Тригорском, там встретил и полюбил Анну Керн, которой посвятил знаменитые стихи:

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

Также во время ссылки у Пушкина был роман с крепостной крестьянкой Ольгой Калашниковой, которая родила ему сына.

В декабре 1825 года, когда умер царь Александр I, Пушкин пытался воспользоваться всеобщей суматохой и тайком поехать в Петербург, чтобы повидаться с друзьями. Однако до столицы не доехал: суеверный поэт велел повернуть назад, встретив по дороге зайца и сочтя, что это плохая примета. Возможно, благодаря этому Пушкин не оказался среди друзей-декабристов и не был отправлен вместе с ними на каторгу.

пушкин биография для детей дошкольного возраста

Пушкин на портрете Василия Тропинина. 1827 год

После ссылки

В сентябре 1826 года Пушкина вызвали к новому императору, Николаю I. Царь объявил об окончании ссылки и пообещал быть личным цензором поэта — читать его произведения и пропускать их в печать.

В ту пору Пушкин увлекся русской историей, создал поэму «Полтава», воспел фигуру Петра Великого. Однако он продолжал считаться подозрительным человеком, за ним установили негласный полицейский надзор.

В 1828 году Пушкин познакомился с будущей женой — 16-летней красавицей Натальей Гончаровой, в которую влюбился с первого взгляда. Через год он посватался к Наталье Николаевне, но мать велела подождать со свадьбой, поскольку девушка еще была слишком молода.

В 1829 году Пушкин побывал в действующей армии на Кавказе, где во время войны с Турцией служил его брат. Поэт описал свои впечатления в «Путешествии в Арзрум». На обратном пути он успел пожить в Тифлисе, планировал поехать за границу, но царь отказался выпускать его из России.

пушкин биография для детей дошкольного возраста

Пушкин на Русско-турецкой войне: в бурке и с пикой. Рисунок сделан самим А.С. Пушкиным в 1829 году

Болдинская осень

В 1830 году Пушкин вновь посватался к Гончаровой и на этот раз получил согласие.

Осенью поэт поехал в нижегородское имение Болдино: отец к свадьбе подарил ему расположенную рядом деревню, и нужно было уладить дела. Пушкин застрял в Болдино на три месяца из-за карантина, вызванного холерой.

Болдинская осень 1830 года стала самым продуктивным временем в жизни поэта. За считанные недели он написал «Маленькие трагедии», закончил «Евгения Онегина», десятки стихотворений и «Повести Белкина» — свое первое прозаическое произведение.

Женитьба и поздние годы

В 1831 году Пушкин и Наталья Николаевна Гончарова венчались в Москве. Они поселились на Арбате (в этом доме сегодня находится музей поэта), но вскоре уехали в Петербург — Александр Сергеевич не нашел общего языка с тещей.

пушкин биография для детей дошкольного возраста

Портрет Н.Н. Пушкиной работы Александра Брюллова. 1831–1832 годы

Взгляды Пушкина в последние годы жизни стали более консервативными, он все чаще выступал за сильную царскую власть и противопоставлял Россию Европе. В стихотворении «Клеветникам России» поэт гневно обращался к иностранцам, критиковавшим подавление польского восстания русскими войсками:

Вы грозны на словах — попробуйте на деле!
Иль старый богатырь, покойный на постеле,
Не в силах завинтить свой измаильский штык?
Иль русского царя уже бессильно слово?
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?

Летом 1831 года Пушкин попросил у царя дозволения работать в государственных архивах и библиотеках, чтобы написать историю Петра Великого и его наследников. С этой целью поэта вновь зачислили на государственную службу.

Тогда же Пушкин активно писал прозу. Например, создал роман «Дубровский», опубликованный лишь после смерти автора. Начал работать над историей пугачевского бунта, для этого ездил на Волгу и на Урал. Впечатления от этой поездки легли в основу «Капитанской дочки».

Осенью 1833 года Пушкин вернулся в Болдино в поисках вдохновения. Там он начал «Пиковую даму», написал «Медного всадника», «Сказку о рыбаке и рыбке» и «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях».

Поздние годы

После возвращения в Петербург Пушкин получил от царя звание камер-юнкера. Поэт был в бешенстве: камер-юнкер — низшее придворное звание, которое обычно давали юношам, а не взрослым мужчинам и уж конечно не лучшему поэту страны. Это унизительное назначение Пушкин связывал с тем, что на придворных балах хотели видеть его красавицу-жену.

Летом 1834 года Пушкин подал в отставку, но просил сохранить за ним право работы в архивах. Литератору разрешили уйти со службы, но одновременно запретили доступ к архивам, и работу над историческими сочинениями пришлось прекратить. Он был вынужден отозвать прошение об отставке.

К этому времени Пушкин глубоко погряз в долгах. Находясь в отпуске и не получая жалования, он целиком зависел от гонораров. Так Пушкин стал первым в России профессиональным литератором, который зарабатывал исключительно своими произведениями.

Дуэль и смерть

Осенью 1836 года семья Пушкина оказалась в центре скандала: друзьям поэта разослали анонимный пасквиль с намеками, что Наталья Николаевна изменяет мужу. Оскорбленный Пушкин был убежден, что на его жену клевещут голландский посол Геккерн и его приемный сын Жорж Дантес.

Пушкин вызвал Дантеса на дуэль, но в первый раз поединка удалось избежать. Дантес вскоре женился на сестре Натальи Николаевны. Они с Пушкиным породнились; и конфликт, казалось, был исчерпан. Но слухи о том, что Дантес преследует жену Пушкина, не утихали.

Зимой 1837 года Пушкин намеренно оскорбил Геккерна в письме. В ответ Дантес вызвал поэта на дуэль. 27 января 1837 года Пушкин и Дантес стрелялись на Черной речке. Александр Сергеевич получил смертельное ранение и спустя два дня мучений умер в своей квартире на Мойке.

пушкин биография для детей дошкольного возраста

Последний выстрел А. С. Пушкина. Картина Адриана Волкова, 1869 год

Семья поэта осталась без средств к существованию. К счастью, на помощь пришел император Николай I. Он выплатил долги Пушкина и назначил его родным содержание. А о том, что было дальше с Дантесом, вдовой и детьми поэта, читайте в нашей отдельной статье.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *