пуленк композитор краткая биография

Пуленк композитор краткая биография

Моя музыка — это мой портрет.
Ф. Пуленк

пуленк композитор краткая биография

Ф. Пуленк — один из самых обаятельных композиторов, которых дала миру Франция в XX столетии. Он вошел в историю музыки как участник творческого союза «Шести». В «Шестерке» — самый молодой, едва перешагнувший порог двадцатилетия, — он сразу завоевал авторитет и всеобщую любовь своим талантом — самобытным, живым, непосредственным, а также чисто человеческими качествами — неизменным юмором, добротой и чистосердечностью, а главное — умением одаривать людей своей необыкновенной дружбой. «Франсис Пуленк — это сама музыки», — писал о нем Д. Мийо, — «я не знаю другой музыки, которая действовала бы столь же непосредственно, была бы столь же просто выражена и достигала бы цели с такой же безошибочностью».

Будущий композитор родился в семье крупного промышленника. Мать — прекрасная музыкантша — была первой учительницей Франсиса, она передала сыну свою безграничную любовь к музыке, преклонение перед В. А. Моцартом, Р. Шуманом, Ф. Шубертом, Ф. Шопеном. С 15 лет его музыкальное образование продолжалось под руководством пианиста Р. Виньеса и композитора Ш. Кеклена, которые приобщили молодого музыканта к современному искусству, к творчеству К. Дебюсси, М. Равеля, а также к новым кумирам молодых — И. Стравинскому и Э. Сати. Молодость Пуленка совпала с годами первой мировой войны. Он был призван в армию, это помешало ему поступить в консерваторию. Однако на музыкальной арене Парижа Пуленк появился рано. В 1917 г. восемнадцатилетний композитор дебютировал на одном из концертов новой музыки «Негритянской рапсодией» для баритона и инструментального ансамбля. Это произведение имело такой шумный успех, что Пуленк сразу стал знаменитостью. О нем заговорили.

Вдохновленный успехом, Пуленк вслед за «Негритянской рапсодией» создает вокальные циклы «Бестиарий» (на ст. Г. Аполлинера), «Кокарды» (на ст. Ж. Кокто); фортепианные пьесы «Вечные движения», «Прогулки»; хореографический концерт для фортепиано с оркестром «Утренняя серенада»; балет с пением «Лани», поставленный в 1924 г. в антрепризе С. Дягилева. Мийо откликнулся на эту постановку восторженной статьей: «Музыка „Ланей“ как раз такова, какую и можно ожидать от ее автора. Этот балет написан в виде танцевальной сюиты. с таким богатством оттенков, с такой элегантностью, нежностью, очарованием, с каким нас столь щедро одаривают лишь произведения Пуленка. Значение этой музыки непреходящее, время ее не тронет, и она навсегда сохранит свою юношескую свежесть и оригинальность».

В ранних произведениях Пуленка проявились уже самые существенные стороны его темперамента, вкуса, творческого почерка, особая чисто парижская окраска его музыки, ее неразрывная связь с парижской шансон. Б. Асафьев, давая характеристику этим сочинениям, отметил «ясность. и живость мышления, задорный ритм, меткую наблюдательность, чистоту рисунка, сжатость — и конкретность изложения».

В 30-е годы расцветает лирический талант композитора. Он с увлечением работает в жанрах вокальной музыки: пишет песни, кантаты, хоровые циклы. В лице Пьера Бернака композитор обрел талантливого интерпретатора своих песен. С ним в качестве пианиста он много и успешно гастролировал по городам Европы и Америки на протяжении более чем 20 лет. Большой художественный интерес представляют хоровые сочинения Пуленка на духовные тексты: Месса, «Литании к черной Рокамадурской богоматери», Четыре мотета на время покаяния. Позднее — в 50-е годы будут созданы также «Stabat mater», «Gloria», Четыре рождественских мотета. Все сочинения — очень разноплановые по стилю, в них отразились традиции хоровой музыки Франции различных эпох — от Гийома де Машо до Г. Берлиоза.

Годы второй мировой войны Пуленк проводит в осажденном Париже и в своем загородном особняке в Нуазе, разделяя со своими соотечественниками все тяготы военной жизни, глубоко страдая за судьбу родины, своего народа, родных и друзей. Горестные мысли и чувства этого времени, но также и веру в победу, в свободу отразила кантата «Лик человеческий» для двойного хора a cappella на стихи П. Элюара. Поэт французского Сопротивления Элюар создавал свои стихи в глубоком подполье, откуда тайно под вымышленным именем переправил их Пуленку. Композитор также хранил в тайне работу над кантатой и ее издание. В самый разгар войны это было актом большого мужества. Не случайно в день освобождения Парижа и его предместий партитуру «Лика человеческого» Пуленк с гордостью выставил в окне своего дома рядом с национальным флагом. Выдающимся мастером-драматургом проявил себя композитор в оперном жанре. Первая опера «Груди Терезия» (1944 г., на текст фарса Г. Аполлинера) — веселая, легкая и фривольная опера-buffа — отразила склонность Пуленка к юмору, шутке, эксцентрике. 2 последующие оперы — в ином жанре. Это драмы с глубоким психологическим развитием.

Наследие композитора составляют около 150 произведений. Наибольшей художественной ценностью обладает его вокальная музыка — оперы, кантаты, хоровые циклы, песни, лучшие из которых написаны на стихи П. Элюара. Именно в этих жанрах по-настоящему открылся щедрый дар Пуленка-мелодиста. Его мелодии, подобно мелодиям Моцарта, Шуберта, Шопена, сочетают в себе обезоруживающую простоту, тонкость и психологическую глубину, служат выражением души человеческой. Именно мелодическое обаяние обеспечило длительный и непреходящий успех музыке Пуленка во Франции и за ее пределами.

Источник

Francis Poulenc

Биография

Год рождения

Место рождения

Paris, Île-de-France, Франция

Дата смерти

30 января 1963 (возраст 64)

ПУЛЕНК, ФРАНСИС (Poulenc, Francis) (1899–1963), французский композитор и пианист. Родился 7 января 1899 в Париже. Пуленк был в основном самоучкой, хотя в студенческие годы вместо того, чтобы исполнять строгие предписания родителей в отношении его образования, успешно использовал свободное время для занятий по фортепиано и композиции. Настроенный вполне антиромантически, попал под влияние Э.Сати и в 1920-е годы был членом знаменитой французской «Шестерки». Впоследствии Пуленк сохранил верность эстетической программе этой группы и продолжал сочинять добротную музыку, которая, отвергая излишества вагнеровско-штраусовской эры, культивировала простоту, безыскусственность, использовала «мюзикхолльные» мотивы и часто скрывала чувство под маской иронии. Пуленк много писал на тексты современных ему поэтов (Кокто, Элюар, Арагон, Аполлинер и Ануй), а равным образом и на тексты поэта 16 в. Ронсара. Вокальные циклы Стихи Ронсара (Pomes de Ronsard, 1924–1925) и Галантные празднества (Ftes galantes, 1943) – в числе наиболее часто исполняемых произведений композитора. Пуленк был первоклассным аккомпаниатором при исполнении собственных вокальных сочинений. Блестящее владение фортепиано отразилось в ряде пьес Пуленка для этого инструмента, таких, как Вечные движения (Mouvements perptuels, 1918) и Вечера в Назелле (Soires de Nazelles, 1936). Но Пуленк был не только миниатюристом. В его наследии есть и сочинения крупной формы – например, Месса (1937), остроумный концерт для двух фортепиано с оркестром (1932), Концерт для органа с оркестром (1938) и другие удачные хоровые и инструментальные циклы. Пуленк писал также музыку для театра, кино, балета; сочинил две оперы – Груди Тирезия (Les Mamelles de Tirsias, 1944) и Диалоги кармелиток (Les Dialogues des Carmlites, 1957), а также монооперу Человеческий голос (La voix humaine, 1959). Умер Пуленк в Париже 30 января 1963.

Источник

ПУЛЕ́НК

Скопировать библиографическую ссылку:

пуленк композитор краткая биография

ПУЛЕ́НК (Poulenc) Фран­сис (7.1.1899, Па­риж – 30.1.1963, там же), французский ком­по­зи­тор. Систематического музыкального образования не получил. Иг­ре на фортепиано учил­ся у Р. Винь­е­са (1914–17). Композиторский дебют («Негритянская рапсодия» для голоса и инструментального ансамбля) состоялся в Париже в 1917. Ус­пешными были первые исполнения (также в Париже) других камерных сочинений П уленка — вокального цикла «Бес­тиа­рий» на сло­ва Г. Апол­ли­не­ра («Le bestiaire», 1919) и фортепианной сюиты «Три вечных движения» (1919). В 1921–24 брал уроки ком­по­зи­ции у Ш. Кёк­ле­на. Один из наи­бо­лее зна­чительных ком­по­зи­то­ров «Шес­тёр­ки», при­ни­мал уча­стие в кол­лек­тивных со­чи­не­ни­ях этой груп­пы (написал 2 части ба­лета «Но­во­брач­ные на Эй­фе­ле­вой баш­не», Па­риж, 1921). По за­ка­зу С. П. Дя­ги­ле­ва на­пи­сал од­но­акт­ный ба­лет «Ла­ни» («Les biches», по мо­ти­вам кар­тин А. Ват­то ; Мон­те-Кар­ло, 1924, ба­летмейстер Б. Ф. Ни­жин­ская ). В даль­ней­шем соз­дал ещё два со­чи­не­ния в ба­лет­ном жан­ре: «Ут­рен­няя се­ре­на­да» («Aubade»; Па­риж, 1929, ба­летмейстер Ни­жин­ская) и «При­мер­ные животные» («Les animaux modèles», по бас­ням Ж. де Ла­фон­те­на; Па­риж, 1942, ба­летмейстер С. Ли­фарь ). Фортепианные партии собственных сочинений П уленк зачастую исполнял сам, в том числе в 1948 и 1950 солировал в Карнеги-холле. До конца 1950-х гг. гастролировал на концертной эстраде как ак­ком­па­ниа­тор пев­ца П. Бер­на­ка и певицы Д. Дюваль.

Источник

ПУЛЕНК Франсис

Смотреть что такое «ПУЛЕНК Франсис» в других словарях:

Пуленк Франсис — Пуланк (Poulenc) (1899 1963), французский композитор, пианист. Входил в «Шестёрку». Буффонная опера «Груди Тирезия», трагедийная «Диалоги кармелиток», лирико психологическая моноопера (для одного исполнителя) «Человеческий голос» (1958),… … Энциклопедический словарь

Пуленк, Франсис — Франсис Пуленк Francis Poulenc Photo by Roge … Википедия

Пуленк Франсис — Франсис Пуленк. Photo by Roger Viollet (1949 год) Франсис Жан Марсель Пуленк (фр. Francis Jean Marcel Poulenc; 7 января 1899, Париж 30 января 1963, там же) французский композитор, пианист, критик. Биография Происходит из богатой и известной (по… … Википедия

Пуленк Франсис — Пуленк (правильнее Пуланк) (Poulenc) Франсис (7.1.1899, Париж, 30.1. 1963, там же), французский композитор. Ученик Р. Виньеса (фортепиано) и Ш. Кёклена (композиция). Входил в «Шестёрку» (с 1920). Воспитывался на образцах классической и… … Большая советская энциклопедия

Пуленк, Франсис — ПУЛЕНК (Poulenc) Франсис (1899 1963), французский композитор. Участник “Шестерки”. Композитор лирик, Пуленк особое внимание уделял мелодии (Пуленка называли “французским Шубертом”). Высшие достижения связаны с оперой: буффонная “Груди Тирезия”… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Пуленк, Франсис Жан Марсель — Франсис Пуленк. Photo by Roger Viollet (1949 год) Франсис Жан Марсель Пуленк (фр. Francis Jean Marcel Poulenc; 7 января 1899, Париж 30 января 1963, там же) французский композитор, пианист, критик. Биография Происходит из богатой и известной (по… … Википедия

Пуленк — Пуленк, Франсис Жан Марсель Франсис Пуленк Francis Poulenc, Photo by Roger Viollet (1949) Основная информация Дата рождения … Википедия

Франсис Пуленк — Франсис Пуленк. Photo by Roger Viollet (1949 год) Франсис Жан Марсель Пуленк (фр. Francis Jean Marcel Poulenc; 7 января 1899, Париж 30 января 1963, там же) французский композитор, пианист, критик. Биография Происходит из богатой и известной (по… … Википедия

Франсис Планте — (фр. Francis Planté; 2 марта 1839 19 декабря 1934) французский пианист. Учился у Антуана Мармонтеля. Начал выступать с семилетнего возраста, одиннадцатилетним был замечен и поддержан Джоакино Россини и благодаря выступлениям в салоне Россини… … Википедия

Источник

Франсис Пуленк

Происходит из богатой и известной (по сегодняшний день) французской буржуазной семьи фабрикантов. В 1910 году из-за наводнения в Париже семья перебралась в Фонтенбло. Там Франсис случайно купил «Зимний путь» Шуберта — произведение, по его признанию, сыгравшее немаловажную роль в решении стать музыкантом. Ученик Р. Виньеса (фортепиано) и Ш. Кёклена (композиция). В начале 1920-х гг. участник творческого содружества «Шестёрка». Испытал влияние Э. Шабрие, И. Ф. Стравинского, Э. Сати, К. Дебюсси, М. Равеля, С. С. Прокофьева, выступал с докладами о творчестве М. П. Мусоргского. Период, когда Франсис Пуленк состоял в группе «Шести», является самым ярким в его жизни и творчестве, одновременно заложившим основы его популярности и профессиональной карьеры. Вот что сам Пуленк говорил об этом времени четверть века спустя:

Под влиянием Эрика Сати и Жана Кокто, вместе с присоединившимся к нам (вернувшимся только что из Бразилии) Мийо, мы сплотились ещё теснее. Нас было достаточно много, чтобы выступать с самостоятельными концертами в зале Юген. Тогда нас было шестеро, но мы себя не пересчитывали. Это Анри Колле впервые нас пересчитал и назвал «Шестёркой». (Поль Ландорми. «La musique francaise apres Debussy» p. 116)
Безо всякого сомнения, для меня и для многих других композиторов Сати открыл совершенно новый путь. Разумеется, я не говорю, что все музыканты моего поколения находились под влиянием Сати…, но Орик, Мийо, Соге и я не можем не считать Сати своим вождём. Кроме того, Сати — совершенно особое явление, потому что он оказывал влияние и прямо, и косвенно — я хочу сказать, как своей музыкой, так и своими словами — на совершенно разных композиторов, таких как Дебюсси, Равель, Стравинский и многие другие.
— Франсис Пуленк, «Мои друзья и я».

Впрочем, уже в 1924 году отношения между Пуленком и Сати были навсегда прерваны «вследствие возникших расхождений в эстетических взглядах».

Из переписки композитора видно, насколько он был близок к Д. Мийо, А. Соге, как он восхищался Ж. Ориком, и какие непростые отношения складывались у него с Э. Сати.

Пуленк был близко знаком с С. С. Прокофьевым. Так, В. Чемберджи, опираясь на воспоминания Лины Прокофьевой, пишет: «Сергей особенно дружил с Франсисом Пуленком. Оба обожали шахматы и бридж. Перед исполнением своих концертов Прокофьев всегда репетировал их с Пуленком на двух роялях: Первый, Второй, Третий и Пятый концерты для фортепиано с оркестром они проигрывали целиком — Пуленк исполнял партию оркестра. Для Прокофьева это было необходимым повторением перед исполнением, для Пуленка — прекрасным музицированием с композитором, которого он ценил чрезвычайно высоко». В переписке с В. Держановским русский композитор предлагал к исполнению в СССР Концерт для клавесина с оркестром Пуленка. Уже после смерти Прокофьева, в 1962 году Пуленк написал Сонату для гобоя и фортепиано и посвятил её памяти Сергея Прокофьева.

Начиная с 1933 много выступал как аккомпаниатор вместе с певцом Пьером Бернаком, первым исполнителем многих вокальных сочинений Пуленка.

В начале Второй мировой войны Пуленк был призван армию, в зенитное соединение, и к моменту перемирия — июнь 1940 — оказался в Бордо. В годы оккупации в его творчестве ярко выступают патриотические мотивы. Уже через месяц после того как в Париже приняли немецкую капитуляцию, по радио прозвучала кантата для двойного хора a cappella на стихи Поля Элюара (поэт тайно под вымышленным именем переправил их Пуленку) — «Лик человеческий», которую композитор втайне подготовил и партитуру которой с гордостью выставил в окне своего дома рядом с национальным флагом в ко дню освобождения, а на титульном листе композитор написал следующие строки: «Посвящаю Пабло Пикассо, работой и жизнью которого восхищаюсь».

Франсис Пуленк был одним из первых французских композиторов, который не скрывал свою нетрадиционную сексуальную ориентацию. В частности, до 1931 г. композитор состоял в отношениях с художником Ришаром Шанлером (Richard Chanlaire) Вскоре после войны у Пуленка случился роман с Фредерикой Лебедефф. Дочь Мари-Анж (р. 1946), рождённая от этой связи, впоследствии стала главным бенефициаром завещания Пуленка.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *