птицы выбирая себе спутников жизни придают большое значение оттенкам оперения и если у пернатого нет

Птицы выбирая себе спутников жизни придают большое значение оттенкам оперения и если у пернатого нет

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Птицы (1) выбирая себе (2) спутников жизни (3) придают большое значение оттенкам оперения. И если у пернатого кавалера нет (4) присущей (5) его собратьям шапочки, то шансы получить благосклонность от невесты невелики.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведем верное написание.

Птицы, (1) выбирая себе (2) спутников жизни, (3) придают большое значение оттенкам оперения. И если у пернатого кавалера нет (4) присущей (5) его собратьям шапочки, то шансы получить благосклонность от невесты невелики.

1, 3 выделение деепричастного оборота выбирая себе спутников жизни

4 не нужна, так как причастный оборот присущей его собратьям стоит до главного слова шапочки

ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

16.1 Обособленные определения. Основные понятия.

Обособленные определения — это вы­де­лен­ные по смыс­лу при по­мо­щи ин­то­на­ции и за­пя­тых определения.

* Обратите внимание : случаи обособления несогласованных определений, выраженных именами существительными, в данном разделе не рассматриваются, так как задания ЕГЭ не содержат подобных примеров.

И причастный, и опре­де­ли­тель­ный обо­рот яв­ля­ют­ся одним чле­ном предложения — определением.

Приведём при­ме­ры распространённых од­но­род­ных определений, вы­ра­жен­ных при­част­ны­ми оборотами:

К главному слову мальчишка относятся два распространённых определения, каждый из которых выражен причастным оборотом: «катавшийся» + зависимые слова и «игравший» +зависимые слова

Как видите, между двумя од­но­род­ны­ми ПО за­пя­тая не ставится, по об­ще­му пра­ви­лу упо­треб­ле­ния за­пя­тых при од­но­род­ных членах, соединённых оди­ноч­ным со­ю­зом И.

Пример 4: В сле­ду­ю­щем при­ме­ре распространённые определения не яв­ля­ют­ся однородными, так как от­но­сят­ся к раз­ным чле­нам предложения:

16.1.1. БАЗОВОЕ ПРАВИЛО обособ­ле­ния определений

Почему после слова «мальчишка» перед ПО (=причастным оборотом) стоит запятая, а перед словом «сосед» нет?

Существует ряд правил, регламентирующих это. Определим самое важное, практически единственное правило, которое нужно знать при выполнении задания 16 при работе с определениями.

Причастный (определительный) обо­рот всегда обособляется, если стоит после глав­но­го слова.

Вот по этой схеме обособление происходит всегда: ГС+ПО.

Обособился определительный обо­рот, стоящий после после глав­но­го слова

Меняем ме­ста­ми ПО и ГС в приведённых предложениях:

Пример 7. |Не пом­ня­щий прошлого| человек ли­ша­ет себя будущего. Обособ­ле­ния нет, так как схема иная: ПО+ГС

Пример 8. Были слыш­ны |похожие на стоны деревьев| звуки.Обособления нет. Схема: ОО+ГС

16.1.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРАВИЛА обособ­ле­ния определений

Нижеприведённые правила можно назвать дополнительными только с точки зрения необходимости для выполнения задания 16. Эти правила входят в школьный курс русского языка, обязательны для изучения, но в заданиях ЕГЭ написания, регламентированные данными правилами, не встречались.

Пример 10: | Украшенная блестящими шарами |, ёлка то и дело привлекала внимание котёнка. Почему елка привлекала внимание? Потому что была украшена. Схема: ПО+ГС.

Если зна­че­ния причины нет, то обо­рот по об­ще­му пра­ви­лу не выделяется.

|Повешенный на дерево| скворечник в этот же день ока­зал­ся заселенным. (Нет причины, нель­зя утверждать, что его за­се­ли­ли потому, что он ока­зал­ся повешенным. Обособ­ле­ния нет, действует базовое правило.)

2.Обособление про­ис­хо­дит всегда, если опре­де­ле­ние от­но­сит­ся к лич­но­му местоимению.

Очень часто эти два правила сочетаются в одном предложении:

Пример 15 Утомленный ходьбой по болоту, забрел я в сарай и заснул глубоко: с одной стороны есть причина (почему заснул?), с другой — главное слово-личное местоимение.

Вышеперечисленные правила относились к обособлению причастных и определительных оборотов.

Существует ещё один тип обособления, отличающийся от других.

3. Обособляются несколько нераспространённых определений, соединённых со­ю­зом и (или без него, с запятой), стоящие после глав­но­го слова.

Схема: ГС+Определение + И+ Определение.

Обращаем вни­ма­ние на то, что в за­да­ни­ях очень часто встре­ча­ют­ся предложения с двумя−тремя при­част­ны­ми (определительными) оборотами, что услож­ня­ет процесс вы­де­ле­ния их границ. При этом может получиться, что обо­ро­ты либо по­сле­до­ва­тель­но идут друг за другом, либо встра­и­ва­ют­ся один в другой, либо находятся справа и слева от ГС. При этом в предложениях могут быть и будут необособленные определения, выраженные одиночными прилагательными, причастиями и местоимениями.

Приведём при­ме­ры разбора наи­бо­лее трудных пред­ло­же­ний с обособ­лен­ны­ми и не­обособ­лен­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми

ПРИМЕР 2. Над ещё не улёгшим­ся после не­дав­ней бури бес­край­ним морем воз­вы­ша­лось небо, уни­зан­ное ярко мер­цав­ши­ми звёздами.

16.2. Обособленные обстоятельства. Основные понятия

16.2.1 Основное пра­ви­ло обособления де­е­при­ча­стий и де­е­при­част­ных оборотов.

Случаи, когда деепричастия не выделяются, то есть не обособляются, не влючены в задания ЕГЭ и не входят в объём информации, необходимой для выполнения задания 16.

16.2.2 Особые случаи. По­ста­нов­ка запятых при не­сколь­ких сказуемых или не­сколь­ких оборотах (одиночных деепричастиях).

Сложность за­да­ний состоит за­ча­стую в том, что в пред­ло­же­нии могут быть раз­лич­ные комбинации со­че­та­ний обособленных об­сто­я­тельств и сказуемых. Например, при одном ска­зу­е­мом могут быть два (и более) ДО или оди­ноч­ных деепричастия; могут быть два, три сказуемых, и каж­до­му свой (свои) ДО. Рас­смот­рим эти ва­ри­ан­ты подробнее.

1. В предложении два однородных сказуемых, а деепричастный оборот относится к одному из них.

В пред­ло­же­нии два од­но­род­ных сказуемых, ДО от­но­сит­ся к ска­зу­е­мо­му «завернул». Де­е­при­част­ный оборот, на­хо­дя­щий­ся после союза И, от­де­ля­ет­ся от него за­пя­той (союзы не вклю­ча­ют­ся в де­е­при­част­ный оборот). Заметим, что ДО легко ис­клю­ча­ет­ся из предложения, если гра­ни­цы оборота вы­де­ле­ны верно, то пред­ло­же­ние не сломается: В кар­ма­не галифе Сер­гей нащупал крош­ки махорки и завернул тол­стую неуклюжую цигарку.

3. Де­е­при­част­ные обороты, от­но­ся­щи­е­ся к разным глаголам-сказуемым, вы­де­ля­ют­ся по отдельности:

Если рядом сто­я­щие деепричастные обо­ро­ты относятся к раз­ным глаголам-сказуемым и союз и не вклю­ча­ет­ся в их состав, то каж­дый из них вы­де­ля­ет­ся отдельно:

Источник

Птицы выбирая себе спутников жизни придают большое значение оттенкам оперения и если у пернатого нет

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Птицы (1) выбирая себе (2) спутников жизни (3) придают большое значение оттенкам оперения. И если у пернатого кавалера нет (4) присущей (5) его собратьям шапочки, то шансы получить благосклонность от невесты невелики.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведем верное написание.

Птицы, (1) выбирая себе (2) спутников жизни, (3) придают большое значение оттенкам оперения. И если у пернатого кавалера нет (4) присущей (5) его собратьям шапочки, то шансы получить благосклонность от невесты невелики.

1, 3 выделение деепричастного оборота выбирая себе спутников жизни

4 не нужна, так как причастный оборот присущей его собратьям стоит до главного слова шапочки

ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

16.1 Обособленные определения. Основные понятия.

Обособленные определения — это вы­де­лен­ные по смыс­лу при по­мо­щи ин­то­на­ции и за­пя­тых определения.

* Обратите внимание : случаи обособления несогласованных определений, выраженных именами существительными, в данном разделе не рассматриваются, так как задания ЕГЭ не содержат подобных примеров.

И причастный, и опре­де­ли­тель­ный обо­рот яв­ля­ют­ся одним чле­ном предложения — определением.

Приведём при­ме­ры распространённых од­но­род­ных определений, вы­ра­жен­ных при­част­ны­ми оборотами:

К главному слову мальчишка относятся два распространённых определения, каждый из которых выражен причастным оборотом: «катавшийся» + зависимые слова и «игравший» +зависимые слова

Как видите, между двумя од­но­род­ны­ми ПО за­пя­тая не ставится, по об­ще­му пра­ви­лу упо­треб­ле­ния за­пя­тых при од­но­род­ных членах, соединённых оди­ноч­ным со­ю­зом И.

Пример 4: В сле­ду­ю­щем при­ме­ре распространённые определения не яв­ля­ют­ся однородными, так как от­но­сят­ся к раз­ным чле­нам предложения:

16.1.1. БАЗОВОЕ ПРАВИЛО обособ­ле­ния определений

Почему после слова «мальчишка» перед ПО (=причастным оборотом) стоит запятая, а перед словом «сосед» нет?

Существует ряд правил, регламентирующих это. Определим самое важное, практически единственное правило, которое нужно знать при выполнении задания 16 при работе с определениями.

Причастный (определительный) обо­рот всегда обособляется, если стоит после глав­но­го слова.

Вот по этой схеме обособление происходит всегда: ГС+ПО.

Обособился определительный обо­рот, стоящий после после глав­но­го слова

Меняем ме­ста­ми ПО и ГС в приведённых предложениях:

Пример 7. |Не пом­ня­щий прошлого| человек ли­ша­ет себя будущего. Обособ­ле­ния нет, так как схема иная: ПО+ГС

Пример 8. Были слыш­ны |похожие на стоны деревьев| звуки.Обособления нет. Схема: ОО+ГС

16.1.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРАВИЛА обособ­ле­ния определений

Нижеприведённые правила можно назвать дополнительными только с точки зрения необходимости для выполнения задания 16. Эти правила входят в школьный курс русского языка, обязательны для изучения, но в заданиях ЕГЭ написания, регламентированные данными правилами, не встречались.

Пример 10: | Украшенная блестящими шарами |, ёлка то и дело привлекала внимание котёнка. Почему елка привлекала внимание? Потому что была украшена. Схема: ПО+ГС.

Если зна­че­ния причины нет, то обо­рот по об­ще­му пра­ви­лу не выделяется.

|Повешенный на дерево| скворечник в этот же день ока­зал­ся заселенным. (Нет причины, нель­зя утверждать, что его за­се­ли­ли потому, что он ока­зал­ся повешенным. Обособ­ле­ния нет, действует базовое правило.)

2.Обособление про­ис­хо­дит всегда, если опре­де­ле­ние от­но­сит­ся к лич­но­му местоимению.

Очень часто эти два правила сочетаются в одном предложении:

Пример 15 Утомленный ходьбой по болоту, забрел я в сарай и заснул глубоко: с одной стороны есть причина (почему заснул?), с другой — главное слово-личное местоимение.

Вышеперечисленные правила относились к обособлению причастных и определительных оборотов.

Существует ещё один тип обособления, отличающийся от других.

3. Обособляются несколько нераспространённых определений, соединённых со­ю­зом и (или без него, с запятой), стоящие после глав­но­го слова.

Схема: ГС+Определение + И+ Определение.

Обращаем вни­ма­ние на то, что в за­да­ни­ях очень часто встре­ча­ют­ся предложения с двумя−тремя при­част­ны­ми (определительными) оборотами, что услож­ня­ет процесс вы­де­ле­ния их границ. При этом может получиться, что обо­ро­ты либо по­сле­до­ва­тель­но идут друг за другом, либо встра­и­ва­ют­ся один в другой, либо находятся справа и слева от ГС. При этом в предложениях могут быть и будут необособленные определения, выраженные одиночными прилагательными, причастиями и местоимениями.

Приведём при­ме­ры разбора наи­бо­лее трудных пред­ло­же­ний с обособ­лен­ны­ми и не­обособ­лен­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми

ПРИМЕР 2. Над ещё не улёгшим­ся после не­дав­ней бури бес­край­ним морем воз­вы­ша­лось небо, уни­зан­ное ярко мер­цав­ши­ми звёздами.

16.2. Обособленные обстоятельства. Основные понятия

16.2.1 Основное пра­ви­ло обособления де­е­при­ча­стий и де­е­при­част­ных оборотов.

Случаи, когда деепричастия не выделяются, то есть не обособляются, не влючены в задания ЕГЭ и не входят в объём информации, необходимой для выполнения задания 16.

16.2.2 Особые случаи. По­ста­нов­ка запятых при не­сколь­ких сказуемых или не­сколь­ких оборотах (одиночных деепричастиях).

Сложность за­да­ний состоит за­ча­стую в том, что в пред­ло­же­нии могут быть раз­лич­ные комбинации со­че­та­ний обособленных об­сто­я­тельств и сказуемых. Например, при одном ска­зу­е­мом могут быть два (и более) ДО или оди­ноч­ных деепричастия; могут быть два, три сказуемых, и каж­до­му свой (свои) ДО. Рас­смот­рим эти ва­ри­ан­ты подробнее.

1. В предложении два однородных сказуемых, а деепричастный оборот относится к одному из них.

В пред­ло­же­нии два од­но­род­ных сказуемых, ДО от­но­сит­ся к ска­зу­е­мо­му «завернул». Де­е­при­част­ный оборот, на­хо­дя­щий­ся после союза И, от­де­ля­ет­ся от него за­пя­той (союзы не вклю­ча­ют­ся в де­е­при­част­ный оборот). Заметим, что ДО легко ис­клю­ча­ет­ся из предложения, если гра­ни­цы оборота вы­де­ле­ны верно, то пред­ло­же­ние не сломается: В кар­ма­не галифе Сер­гей нащупал крош­ки махорки и завернул тол­стую неуклюжую цигарку.

3. Де­е­при­част­ные обороты, от­но­ся­щи­е­ся к разным глаголам-сказуемым, вы­де­ля­ют­ся по отдельности:

Если рядом сто­я­щие деепричастные обо­ро­ты относятся к раз­ным глаголам-сказуемым и союз и не вклю­ча­ет­ся в их состав, то каж­дый из них вы­де­ля­ет­ся отдельно:

Источник

Птицы выбирая себе спутников жизни придают большое значение оттенкам оперения и если у пернатого нет

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Птицы (1) выбирая себе (2) спутников жизни (3) придают большое значение оттенкам оперения. И если у пернатого кавалера нет (4) присущей (5) его собратьям шапочки, то шансы получить благосклонность от невесты невелики.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Отважен был пловец (1) решившийся в такую ночь (2) пуститься через пролив (3) на расстояние двадцати верст, и важная должна быть причина (4) его к тому побудившая!

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Привлечённые запахом (1) цветущей в парке (2) акации (3) мы остановились (4) наслаждаясь ароматом.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Ровный белый свет уличного фонаря (1) наполняя комнату (2) причудливыми бликами (3) придавал зимнему пейзажу (4) поразившее нас (5) очарование.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Сова ухнула (1) нарушив тишину ночного леса (2) и (3) захлопав крыльями (4) полетела во тьму.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Земля (1) размякшая под дождём (2) поддавалась лопате легко, ход получался широким, и в него (3) захватывая с собой кусочки прелых листьев (4) потекла вода.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Старички принялись обсуждать последние события (1) значительно поджимая губы (2) и (3) обменявшись мнениями (4) стали пить чай.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Я без особого труда дотянулся до перил (1) покрытых слоем пыли (2) и (3) убедившись в их надёжности (4) стал медленно подниматься по лестнице.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Ребята из нашего класса столпились около школьной ограды (1) что-то обсуждая (2) и я (3) заинтересованный (4) подошёл поближе.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Спокойная величавая река с точками лодок и их пропадающими следами расстилалась между берегами и уходила вперёд (1) сжимаясь меж громадными уступами скал (2) и затем исчезала (3) в ярко зеленеющих (4) долинах.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Старика радовал и обнадёживал (1) рано проснувшийся в девочке (2) интерес ко всем профессиям (3) входившим (4) в круг отцовских дел и предприятий.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Вокруг одного из столов сбились в кучу (1) следя в жадном молчании за руками банкомёта (2) десять или двенадцать игроков с бледными и измятыми лицами (3) казавшимися совсем мёртвыми (4) при слабом утреннем освещении.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В лучах солнца роща озарялась, словно в ней всё улыбалось, тонкие стволы берёз (1) принимавшие отблеск белого шёлка (2) были ещё влажными от дождя, пестрели и загорались червонным золотом (3) лежавшие на земле (4) листья.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Фёдор Иванович вошёл ко мне в кабинет, что-то спросил и тут же (1) не дожидаясь ответа (2) подошёл ко мне и бесцеремонно заглянул в (3) лежавшую передо мной (4) книгу.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Я сидел один в полутёмной комнате (1) погружённый в книгу (2) и вдруг (3) услышав какие-то звуки (4) увидел на пороге знакомую фигуру в распахнутой шубе и высокой бобровой шапке.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Поэт, который умеет пользоваться всей энергией слова (1) накопленной веками (2) способен волновать и потрясать души (3) легко и просто сочетая (4) всего несколько слов.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Шиповник (1) покрытый множеством острых игл (2) стоял на опушке (3) повернувшись большими цветами (4) к солнцу.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Во время работы над картиной И. Левитан иногда откладывал кисти, вставал (1) и (2) отойдя на несколько шагов (3) смотрел на своё полотно (4) постепенно (5) приобретавшее черты художественной завершённости.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Вертлявая речушка (1) петлявшая по лугам (2) в это весеннее половодье разлилась необычайно широко (3) затопив (4) рощу и луг.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Плохим лектором считается тот, кто монотонно читает лекцию (1) не отводя взгляда (2) от (3) принесённой из дома (4) рукописи.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Левитан (1) возвращаясь в этот день с прогулки (2) долго смотрел на церковь (3) стоявшую рядом с часовенкой (4) на заволжский лесной простор.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Все события (1) обдуманные (2) и пережитые Ф.И. Тютчевым (3) облекались им в художественные образы (4) поднимавшиеся на высоту философского обобщения.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Всех птенцов (1) выпавших из гнезда (2) мы поймали и (3) приставив лестницу (4) бережно посадили обратно в гнездо.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Едва (1) поднявшееся над горизонтом (2) солнце (3) разрывая густую завесу туч (4) пронизывало морские волны золотым сиянием.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В тишине сонно ползали пчёлы по цветам у балкона (1) совершая свою неспешную работу (2) и слышался (3) едва уловимый (4) лепет серебристой листвы тополей.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Утром метель улеглась, было тихо, только изредка набегал прохладный ветер (1) приподнимая (2) покрытые инеем (3) гривы лошадей (4) да шевелил ветви деревьев.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Женщина (1) подойдя к изгороди (2) застыла на месте, и (3) только по выходившему из ноздрей (4) пару можно было понять, что это не каменное изваяние, а живой человек.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Но она всё-таки не рассмотрела бы его лица, если б опять молния (1) скрывшая звёзды (2) не осветила его. При свете молнии она разглядела всё его лицо и (3) увидав на нём спокойствие и радость (4) улыбнулась ему.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Петровская реформа решила национальные задачи (1) создав государственность (2) обеспечившую России (3) двухсотлетнее существование в ряду главных европейских держав (4) и построив одну из самых ярких культур в истории человеческой цивилизации.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Большинство читателей и критиков (1) опубликованных глав романа «Герой нашего времени» (2) восприняли Печорина как героя отрицательного. Император Николай I (3) знакомясь с первой частью произведения (4) решил, что «героем наших дней» будет непритязательный и честный Максим Максимыч.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Математика (1) зародившаяся в Древней Греции (2) имеет двух «родителей» – логику и геометрию, поэтому (3) не разобравшись (4) в природе «родителей» (5) её суть невозможно понять.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

К вечеру дед Трофим (1) надев тулупчик (2) вышел из избы и появился на пороге только через пару часов с вязанкой дров; покрытый (3) сизым инеем (4) он был похож на Деда Мороза.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Отважен был пловец (1) решившийся в такую ночь (2) пуститься через пролив на расстояние двадцать вёрст (3) и важная должна быть причина (4) побудившая его к этому.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Никита (1) с трудом выпрямляя ноги (2) и (3) ссыпая с них снег (4) поднялся, и тотчас же мучительный холод пронизал его тело.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Николай Иванович (1) будучи от природы крепким и здоровым человеком (2) в тот день ни с того ни с сего почувствовал себя плохо и (3) немедленно прервав совещание (4) и (5) вызвав автомобиль (6) уехал к себе домой.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

На берегу реки (1) склонившись над самой водой (2) росла старая ива; сгорбленная и поникшая (3) она будто скорбела – так, как скорбят матери (4) по погибшим на войне (5) сыновьям.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Возвращая первоначальную красоту и великолепие (1) Шуваловскому дворцу в Санкт-Петербурге (2) реставраторы согласовывали этапы своей работы со специалистами (3) готовившими открытие в его залах музея Карла Фаберже (4) прославившегося созданием уникальных ювелирных изделий.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Во время представления один пожилой господин в маске (1) старательно танцуя (2) толокся на одном месте с солидным выражением на лице (3) часто и мелко (4) семеня ногами (5) и (6) почти не сдвигаясь с места.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Будто (1) окружённый синим воздухом (2) он быстро приближался (3) по привычке своей торопливо и шумно влетая (4) в класс (5) и потом долго и увлечённо говорил.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Охваченный порывом радости (1) и (2) затрепетавший от переизбытка чувств (3) он (4) увидев (5) возлюбленную перед собой (6) остановился и замер.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Она взглянула (1) легко улыбнувшись (2) на (3) сидевшую в углу (4) приятельницу, которая (5) оставив чистку гребешка (6) тоже слушала с вниманием нового проповедника.

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Завершив первый этап приготовления (1) в блюдо можно добавить (2) мелко нарубленные трюфели (3) или (4) заранее сваренные шампиньоны.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Высокие, узкие клочья тумана (1) густые и белые (2) бродили над рекой (3) заслоняя (4) отражение звёзд (5) и (6) цепляясь (7) за ивы.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Каждый палец парикмахера Леонарда (1) бледный и изящный (2) жил своей осмысленной жизнью (3) подхватывая (4) кольцо ножниц (5) зажимая (6) гребёнку (7) или (8) выбивая (9) трель на машинке.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В маленькое створчатое окно (1) слегка пошевеливая волосами на потном лбу Нехлюдова (2) и записками (3) лежавшими на (4) изрезанном ножом (5) подоконнике (6) тянулся свежий весенний ветерок.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Чувствуя (1) направленные на себя (2) взгляды (3) арестантка Маслова (4) не поворачивая головы (5) косилась на тех, кто смотрел на неё, и это (6) обращённое на неё внимание (7) веселило Маслову.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Уже ни о чём другом не мог думать Дмитриев (1) стоя на троллейбусной остановке под моросящим дождём (2) или (3) пробираясь внутрь вагона среди мокрых плащей и пальто (4) пахнущих сырым сукном (5) сбегая по скользким ступеням метро (6) или (7) стоя в короткой очереди в кассу.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Я ухватился одной рукой за выбоину в стене, другой упёрся в дверную ручку и (1) подтянувшись (2) сунул ноги в дыру; обеспозвоноченный страхом (3) я некоторое время висел в воздухе (4) сильно изогнувшись (5) и (6) наконец нащупав пол (7) втащил в помещение и верхнюю часть своего туловища.

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Уже (1) выйдя из университета (2) и (3) приготовляясь на свои две тысячи съездить за границу (4) Иван Фёдорович вдруг напечатал в одной из больших газет странную статью (5) обратившую на себя внимание даже неспециалистов.

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Весной (1) выдавленные из недр (2) сваи торчали наперекосяк и играли домиком и так и сяк (3) расшатывая и без того хлипкие стенки (4) и (5) заклинивая окна и двери.

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Мы поднялись по трапу на верхнюю палубу и (1) увидев (2) светившиеся квадратные окна кают-компании (3) находившейся в носовой надстройке (4) пошли на этот свет (5) почувствовав себя (6) заблудившимися в ночи (7) путниками.

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Сосредоточенный (1) он несколько секунд сидел неподвижно (2) просчитывая (3) пришедшую в голову (4) комбинацию (5) затем принялся листать свой ежедневник (6) набитый именами (7) и (8) переполненный списками дел.

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Широко замотанная (1) чёрным платком (2) она с раннего утра уже ворчала и бранилась с работниками и работницами (3) переворачивая (4) проветривавшиеся на дворе (5) кадки и громадные чугуны.

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Свирепый рыцарь (1) закованный в золотую броню (2) скакал верхом между рядами войск (3) воодушевляя своих (4) изрядно уставших (5) воинов.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Горный воздух (1) наполненный звонкой тишиной (2) привлекает людей (3) стремящихся к единению с природой и (4) получающих прилив новых сил и энергии.

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Оборванец сидел на ступеньке парадной (1) спокойно рассматривая (2) толкающихся взад и вперёд (3) торговцев (4) и одной рукой придерживал (5) лежавшую около него (6) котомку.

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Сидя на коленях отца (1) и (2) взглядывая по временам на спокойное лицо матери (3) находившейся обычно тут же (4) я испытывал настоящее счастье (5) доступное только ребёнку или (6) награждённому необычайной душевной силой (7) человеку.

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Он шёл (1) нехотя (2) будто нарочно цепляя кроссовкой о кроссовку (3) прикрыв глаза (4) и (5) видя только серый асфальт и следы (6) оставленные на нём (7) каблуками матери.

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Я сижу в коридоре (1) выстланном белым линолеумом (2) рассматривая композицию в розовых горшочках (3) подвешенных (4) на (5) чем-то напоминающей паутину (6) проволочной конструкции (7) и жду.

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Словно обойдя своё царство (1) испытав свою власть (2) и (3) убедившись во всеобщей покорности (4) она вошла в залу и (5) взяв гитару (6) стала перебирать струны (7) выделывая фразу из одной оперы (8) слышанной ею в Петербурге.

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Семён остановился на полуслове (1) услыхав (2) ясно (3) раздавшийся в тихом воздухе (4) гон с подвыванием не более двух или трёх собак. Он (5) наклонив голову (6) прислушался и (7) молча (8) погрозился барину.

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Размякшая под дождём земля (1) легко поддавалась лопате, и (2) в увеличивавшуюся с каждым взмахом рук (3) яму (4) переливаясь бензиновой радугой (5) и (6) захватывая с собой кусочки прелых листьев (7) стала затекать вода.

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Он стоял перед дворцом во время обеда государя (1) глядя в окна дворца (2) ожидая чего-то ещё и (3) завидуя одинаково и сановникам (4) подъезжавшим к крыльцу (5) и (6) мелькавшим в окнах (7) камер-лакеям.

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Громадные валы́ совершенно чёрной воды, и даже не воды, а земли и песка (1) поднятого со дна (2) летели (3) перекатываясь друг через друга (4) и (5) ударяясь о выступ берега (6) шли назад.

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Он осторожно выглянул: господин (1) сжимавший шляпу в руках (2) стоял в конце платформы (3) внимательно осматривая (4) пробегающие мимо (5) вагоны (6) точно отсчитывая их; и в его (7) неловко расставленных (8) ногах чувствовалась всё та же растерянность и удивление.

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Илья Ефимович Репин (1) проявивший себя как художник-реалист (2) любил и знал народ, видел силу, талант, доброту (3) таящиеся (4) в нём.

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Классицизм (1) зародившийся во Франции в условиях абсолютистского режима (2) нашёл отражение в архитектуре большинства европейских стран (3) отличаясь в (4) каждой стране (5) своими особенностями.

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Природа засыпает тихо, смирно; неподвижная и немая (1) она (2) утомлённая за весну и лето (3) нежится под (4) ласково греющими (5) лучами солнца и (6) глядя на этот начинающийся покой (7) вам самим хочется успокоиться.

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Опавшие листья (1) терпеливо ожидающие первого снега (2) и (3) попираемые (4) ногами прохожих (5) тихо лежат (6) золотясь на солнце (7) своей тусклой последней позолотой.

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Прижавшись к наполовину закрашенной (1) краской (2) стеклянной дверце (3) отделявшей кабину машиниста от пассажиров (4) встав на цыпочки (5) и (6) вытянувшись (7) Коленька смотрел сквозь стекло.

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В кухне (1) залитой солнцем (2) бабушка раскатывала тесто для булочек (3) щедро посыпая его сахаром и корицей (4) и (5) порой задумавшись о чём-то (6) счастливо улыбалась.

Расставьте знаки препинания:укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Облака (1) отражённые в воде (2) можно спутать со слегка розовеющими (3) островами (4) похожими на материки.

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Краснея (1) и (2) теребя от волнения рукава (3) закрывающие руки до кончиков пальцев (4) Катя стояла перед дверью (5) никак не решаясь (6) нажать на кнопку звонка (7) и почти не дышала.

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

На балконе (1) залитом солнцем (2) справа стояли чайный столик ручной работы и два плетёных кресла, а в левом углу (3) источая тонкий аромат (4) красовались (5) недавно распустившиеся (6) цветы.

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Расположившись в кресле-качалке около (1) уютно трещавшего (2) камина (3) и (4) укрыв ноги пледом (5) Соня долго смотрела на огонь и счастливо улыбалась; успокоенная теплом и тишиной (6) она даже не заметила, как задремала.

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Екатерина с улыбкой замерла (1) выйдя на сцену под гром аплодисментов (2) и (3) выждав паузу (4) запела; зрители (5) ошеломлённые красотой её голоса (6) ставшего с годами ещё более глубоким и чистым (7) слушали с (8) внезапно выступившими на глазах (9) слезами.

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В возникавших на несколько секунд (1) «тоннелях» (2) проделанных фарами редких машин (3) ему удавалось иногда разглядеть поздних прохожих целиком, и тогда перед ним возникали то (4) неспешно идущая (5) пара, то (6) сидевший на скамейке (7) старик (8) положивший ладони на колени.

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Сначала мы ехали вдоль пригородов (1) подступивших к самому шоссе (2) частоколами покосившихся заборов, но часа через два они кончились (3) уступив место (4) грустно желтеющим (5) лесам (6) перемежающимся (7) скошенными полями с копнами соломы.

Расставьте знаки препинания:укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В цилиндре и шёлковой накидке, с тростью (1) протянутой вперёд, как рапира, с ужасом (2) написанным на его почти девичьем лице (3) стоял (4) расставив ноги (5) королевич (6) как бы видя перед собой собственное чёрное отражение в незримом разбитом зеркале.

Расставьте знаки препинания:укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Нержин на ходу снял телогрейку, зашвырнул её к себе на (1) ещё не стеленную (2) постель (3) и (4) приветствуя Потапова, но (5) не дослушивая его ответа (6) убежал завтракать.

Расставьте знаки препинания:укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Только что покинувший свой костёр (1) охотник двигался вдоль реки и (2) рассматривая след медведя (3) направлялся к горам сквозь тонкий пар (4) полный странных видений.

Расставьте знаки препинания:укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Среди (1) населявших некогда территорию современной России (2) многочисленных народов (3) наибольшее внимание историков привлекают скифы (4) исчезнувшие с исторической арены ещё до Новой эры (5) и (6) оставившие после себя удивительные ювелирные артефакты.

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Создатели Воскресенского собора в подмосковной Истре (1) повторяя план и размеры храма Воскресения Христова в Иерусалиме (2) возвели (3) в Подмосковье (4) отличающийся (5) особой красотой (6) храм.

Расставьте знаки препинания:укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

На Дмитрии Сергеевиче были тёплые рукавички, и он их предложил мне; понимая всем сердцем столь дорогую жертву (1) приносимую в утешение мне (2) я едва напялил обратно на руки академика драгоценные те рукавички и (3) приобняв его (4) повёл его из-под мокрого неба под крышу (5) повторяя голосом (6) звенящим от слёз (7) слова благодарности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *