Птицы кто или что в русском языке
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Урок 26. Русский язык 2 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»
– Здравствуй, Василиса. Я вновь пришёл к тебе за помощью.
– О, Мик, здравствуй. Я очень рада тебя видеть. Чем я могу тебе помочь?
– В прошлый раз ты познакомила меня со словами, которые называются «имена существительные». Я теперь знаю, что имена существительные – это части речи, которые обозначают предметы, явления природы, события, чувства и живые существа – людей и животных. Имена существительные отвечают на вопросы кто? или что?.
– Ну и память у тебя, Мик! Всё понял и запомнил с первого раза! А что же тебе непонятно?
– Видишь ли, Василиса, я так и не понял, в каких случаях к именам существительным надо задавать вопрос кто?, а в каких случаях подставляем вопрос что?
– Не переживай, Мик, это мы сейчас очень быстро разберём. Я покажу тебе два листа бумаги. На каждом из них несколько рисунков. Подумай, что общего у всех рисунков на первом листе и чем они отличаются от рисунков на втором листе?
– Так… на первом листе нарисованы стол, тарелка, камень, сосулька, солнце, дождь, самолёт, кубики, дом. На втором листе – девочка, дерево, дедушка, цветок, гриб, собака, бабочка, рыбка, птица и даже моё изображение. Надо подумать. Я понял! На первой листе все предметы неживые, а на втором – живые.
– Отлично! Ты всё правильно понял. Действительно, на первом листе нарисованы неживые предметы – то, что сделано руками человека – стол, тарелка, самолёт, кубики, дом; и то, что создано природой – камень, сосулька, солнце, дождь. Все эти слова отвечают на вопрос что?. Что? – стол, что? – тарелка, что? – камень, что? – самолёт, что? – кубики, что? – дом. Слова, которые обозначают неживые предметы или явления относят к группе неодушевлённых имён существительных.
А вот на втором листе нарисовано то, что мы называем живыми – люди, животные, птицы, рыбы, насекомые и растения.
– Ага, я понял. Все эти слова отвечают на вопрос кто?
– Нет-нет, Мик, не спеши. Здесь несколько сложнее. Несмотря на то, что всё, изображённое на этом листе – живое, но и здесь нет единства. Слова, называющие людей и животных, птиц, рыб, насекомых считаются одушевлёнными. Именно они отвечают на вопрос кто? А вот слова, называющие растения – считаются неодушевлёнными и, как и неживые предметы, тоже отвечают на вопрос что?
– Как-то это несправедливо. Ведь растения, как и животные, питаются, растут, могут поворачиваться к солнцу и даже, как утверждают некоторые учёные, могут чувствовать боль и страх. Значит, они вполне одушевлённые.
– Да, всё это так. Но в русском языке так принято, что на вопрос кто? отвечают только те живые существа, кто умеет ходить или прыгать, плавать или летать.
– Ну что же, теперь, кажется, понятно. Василиса, а ты можешь проверить, всё ли я правильно понял?
– Ну конечно, Мик. Сейчас я тебе ещё буду показывать картинки, а ты называй то, что на них нарисовано и говори, одушевлённым или неодушевлённым является это имя существительное и на какой вопрос оно отвечает.
Дорога, по дороге едет машина, рядом стоит дерево, светит солнце. Дорога, машина, солнце – все это – неживые предметы, значит неодушевлённые и отвечают на вопрос что? Дерево хоть и живое, но не ходит, не ползает и не летает. Оно тоже неодушевлённое и тоже отвечает на вопрос что?
– А вот ещё одна картинка.
– О, опять чудесная картинка природы. Озеро, на озере лодка, уточки плавают, стрекоза летит. А вдали лес виднеется. Озеро, лодка, лес – это неодушевлённые предметы. Все эти слова отвечают на вопрос что?. А вот уточки и стрекоза – одушевлённые. Эти слова отвечают на вопрос кто?.
– Молодец, Мик. Ты очень способный и, главное, внимательный ученик.
– Да-да, я запомнил. Имена существительные, которые называют людей и животных – разных животных – и зверей, и птиц, и рыб, и насекомых – называются одушевлёнными. Они отвечают на вопрос кто?. А остальные имена существительные называются неодушевлёнными. Они отвечают на вопрос что?.
– Отлично, Мик. И теперь мы с тобой поиграем в игру, которая называется «Кто? или что?».
Я называю имя существительное, а ты помещаешь слово в таблицу.
– Берёза – дерево, т.е. растение, неодушевлённое. Вопрос что?
– Ветер – не человек и не животное, а явление природы. Неодушевлённое. Вопрос что?
– медведь – животное, одушевлённое, отвечает на вопрос кто?
– Лопата – неодушевлённый предмет, вопрос что?
– Бабочка… вот это вопрос… ведь слово бабочка может обозначать и красивое насекомое, порхающее с цветка на цветок, и галстук, который надевают в торжественных случаях. А что делать?
– Да все очень просто, если имя существительное БАБОЧКА обозначает красивое насекомое, как, например, в предложении «Пёстрая бабочка села на цветок», то слово БАБОЧКА будет отвечать на вопрос кто?, а если оно обозначает галстук, то, конечно, оно будет отвечать на вопрос что?
– Понятно, действительно просто.
– Давай дальше. Лисичка.
– Ну, теперь меня не проведёшь. Лисичка–гриб будет отвечать на вопрос что?, а лисичка–зверь – на вопрос кто? Гриб неодушевлённый, а зверь – одушевлённый.
– Просто замечательно. Следующее слово – ласка.
– Знаю-знаю. Ласка – животное, одушевлённое, вопрос кто? Ласка, как проявление нежности и любви, когда тебя погладят по головке, обнимут – неодушевлённое имя существительное, которое отвечает на вопрос что?
– Ну и последнее слово – товарищ.
– Ну что же, имя существительное ТОВАРИЩ обозначает человека, значит, оно одушевлённое и отвечает на вопрос кто?
– Итак, Мик, давай ещё раз проверим, как ты усвоил всё то, о чём мы сегодня говорили.
– Я готов, слушай, Василиса.
* Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые.
* Одушевлённые имена существительные обозначают названия людей и животных. Они отвечают на вопрос КТО?
* Все остальные имена существительные – неодушевлённые. Они отвечают на вопрос что?
– Ну что, Мик, больше не будешь путаться, когда задаём вопрос кто?, а когда вопрос что?
– Нет, Василиса. Я думаю, что не только я, но и ребята, которые наблюдали за нами, всё поняли. Спасибо тебе огромное. А теперь я улетаю на свою планету. Но очень надеюсь, что когда-нибудь вернусь на вашу замечательную планету Земля. Кстати, слово Земля тоже неодушевлённое и отвечает на вопрос что? До свидания, Василиса.
–До свидания, Мик. Надеюсь на скорую встречу.
Ну вот, Мик улетел. Пора и нам с вами прощаться, ребята. До новых встреч.
Рыба отвечает на вопрос кто или что?
Ответ или решение 2
Каждое слово отвечает на тот или иной вопрос. Так, имена существительные отвечают на вопросы «кто?» или «что?». Важно понимать принцип, по которому одно слово отвечает на вопрос «кто?», а другое отвечает на вопрос «что?». Это связано с отнесением объекта к числу одушевленных предметов или неодушевленных. Соответственно, одушевленные предметы отвечают на вопрос «кто?», а неодушевленные отвечают на вопрос «что?».
На какой вопрос отвечает «рыба»
Для определения подходящего вопроса необходимо понимать, о каком предмете идет речь. Если это одушевленный предмет, то подойдет вопрос «кто7». Если речь идет о неодушевленном предмете, то правильным будет вопрос «что?». Правильный выбор вопроса можно продемонстрировать на примере слова «рыба»:
Таким образом, рыба отвечает на вопрос «кто». Это прямо предусмотрено правилами русского языка.
Почему существует такое правило
Отнесение всех живых существ к категории одушевленных основано на том, что все они являются живыми организмами. Их анатомия так или иначе схожа с человеческой. Все они имеют органы дыхания, потребляют пищу и умирают. Поэтому, все без исключения животные, птицы, рыбы относятся к группе одушевленных объектов. Вопрос «что?» применяется к объектам неживой природы, разного рода предметам, явлениям. Например, слова «вулкан, пояс, стул» отвечают на вопрос «что?».
Слово «рыба» отвечает на вопрос кто? Это существительное, которое обозначает одушевленный предмет. Неодушевленные существительные отвечают на вопрос что?
Например: корова, мальчик, собака (одушевленные существительные), пень, камень, стол (неодушевленные существительные).
Урок русского языка по теме «Слова, которые отвечают на вопрос Кто? Что?»
Презентация к уроку
Тип урока: урок изучения нового материала.
Урок русского языка во 2 классе (программа “Школа 2100”) по теме “Слова, которые отвечают на вопросы КТО? ЧТО?” рассчитан на проведение с использованием средств ИКТ.
I. Организационный момент
Начинаем урок русского языка.
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой! (слайд №1)
А теперь, я хочу посмотреть, какой ряд сегодня сядет тише остальных? Молодцы. Сели ровно. Посмотрели на меня.
Отступили от домашней работы 2 строчки вниз, на третьей записали число, на четвертой – классная работа.(слайд №2)
III. Словарная работа.
Ребята, посмотрите на доску (слайд №3)
Вы можете назвать записи на доске словами? Почему?
А можно ли сделать так, чтобы эти наборы букв стали словами? Что надо для этого сделать?
Составьте из этих букв слова.
Запишите их. (записываю под диктовку детей) Один ребенок выходит и подчеркивает орфограмму и ставит ударение.
Давайте проверим написанное.(слайд №4)
Поднимите руку у кого так же?
IV. Введение в новую тему
Сели ровно, ручки положили. ( Послушайте стихотворение, а потом ответите мне на несколько вопросов. (Слайд № 5)
1. Актуализация знаний
Что же такое слово? (Часть речи, которая имеет смысл и значение )
2. Формулирование темы.
Действительно все слова имеют значение. Одни из них отвечают на вопрос КТО?, а другие на вопрос ЧТО? (Слайд №6)
3. Открытие нового знания
Итак, мы разгадали кроссворд. Прочитайте ключевое слово в нем (Существительное)
Правильно! Именно так называются все слова, которые отвечают на вопрос кто? или что?
Кто уже догадался какие слова отвечают на вопрос КТО?, а какие на вопрос ЧТО? Что объединяет слова, которые отвечают на вопрос КТО? А на вопрос ЧТО?
Теперь немного поиграем (слайд № 9)
Я называю вам слова, и если они отвечают на вопрос ЧТО? вы садитесь, а если на вопрос КТО? подпрыгиваете.
Будьте внимательны, я буду вас сбивать.
Учеба, ученик, машина, кошка, рыба, гриб, самолет, ворона, птица, сказка, писатель.
А теперь посмотрим, какой ряд сядет тише и красивее.
IV. Первичное закрепление.
Открыли учебники на стр.34. задание № 48. Прочитайте задание. Прочитайте слова и приведите свои примеры слов, в каждую группу. (Слайд №10)
Кто? Что? Человек Дом Мама Город Щенок Машина Кит Дерево Кузнечик Космос … …
V. Самостоятельная работа
А теперь посмотрим, насколько хорошо вы все поняли. Найдите упражнение № 49. Прочитайте задание. Кому не понятно, поднимите руку. (Два ученика по очереди выполняют у доски)
Проверьте. Кто считает иначе?
А теперь давайте вспомним, что еще мы можем делать со словами? (Разбирать, делить на слоги, ставить ударение, составлять предложения)
Совершенно верно составлять предложения. А что такое предложение и чем оно отличается от набора слов.
Посмотрите на доску. (Слайд № 11) Что у меня записано предложение или набор слов? Как из этих слов сделать предложение?
Запишите получившиеся предложения.
Скажите есть ли в этих предложениях слова, которые отвечают на вопрос КТО? или ЧТО? (есть)
Назовите эти слова вместе с вопросом (КТО? – мама, Оля, птенец; ЧТО? – кукла, тропинка)
Поставьте сверху, над этими словами карандашом вопросы.
VII. Подведение итога урока.
VIII. Домашнее задание
Домашнее задание. Дидактический материал № 34 (карточки с домашним заданием)
№ 34 Спиши слова. Поставь к ним вопросы КТО? или ЧТО?
Света, конфета, газета, мама, щенок, вода, шкаф, планета, мальчик, читатель.
Образец: (кто?) Света, (что?) конфета, …
По правилам русского языка, животные одушевленные или неодушевленные? Кто или что?
Это остроумно иллюстрировал академик Щерба на примере БОКРА, которого «штеко будланула глокая куздра», ведь, если бы БОКР был бы неодушевленным, то и будланула бы она не БОКРА, а БОКР! 🙂
Р. красивых коней, уток, животных
В. красивых коней, уток, животных
Неодушевленные (В. = И. )
И. красивые столы, розы, окна
Р. красивых столов, роз, окон
В. красивые столы, розы, окна
Некоторые имена существительные, не обозначающие живых существ,
по грамматическим свойствам входят в разряд одушевленных,
например, слова мертвец, покойник (труп – неодушевл. сущ. )
Имена существительные, обозначающие нерасчлененную (собирательную) совокупность живых существ, являются грамматически неодушевленными: вести за собой народ, отряд, войска, армии и т. п
Слова вирус, микроб, бактерия могут быть то одушевленными, то неодушевленными: изучать вирусов, микробов, бактерий и вирусы, микробы, бактерии; языковое сознание как бы колеблется, следует ли относить эти микроорганизмы к живым существам
Некоторые существительные склоняются по типу одушевленных и неодушевленных, например: рассматривать бактерии – рассматривать бактерий, исследовать бациллы – исследовать бацилл, уничтожать микробы – уничтожать микробов, то же в отношении слов зародыши, личинки, вибрионы, полипы и некоторых других.
Первые формы употребляются в общелитературном языке, вторые связаны с более архаическим или профессиональным употреблением
Чаще всего одушевлёнными бывают существительные мужского и женского рода. Среди существительных среднего рода одушевлённых мало. Это – дитя, лицо (в значении «человек»), животное, насекомое, млекопитающее, существо («живой организм»), чудище, чудовище, страшилище и некоторые другие.
Одушевлённые существительные, употребляемые в переносном значении, склоняются: восхищаться «Спящей красавицей».
Неодушевлённые существительные, употребляемые в переносном значении, получают значение лица и становятся одушевлёнными: турнир собрал всех звёзд настольного тенниса.
Названия игрушек, механизмов, изображений человека относятся к одушевлённым существительным: она очень любила своих кукол, матрёшек, роботов.
Названия фигур в играх (шахматах, картах) склоняются, как одушевлённые существительные: пожертвовать коня, взять туза.
Название богов, мифических существ (леший, русалка, чёрт, водяной) относятся к одушевлённым существительным, а названия планет по имени богов – к неодушевлённым: глядя на Юпитер, они молили Юпитера о помощи.
У ряда существительных наблюдаются колебания в выражении категории одушевлённости-неодушевлённости (в названиях микроорганизмов, у существительных образ, тип, характер и др.): рассматривать инфузории и инфузорий, убивать бактерии и бактерий; создать яркие образы, особые характеры.
Кто такие птицы?
Кто такие птицы?
Птицы — это животные, у которых есть клюв, тело покрыто перьями, а передние конечности превратились в крылья. Птицы размножаются так же, как и рептилии, — они откладывают яйца|яйца, из которых потом вылупляются птенцы. Разные виды птиц могут очень сильно отличаться друг от друга: например, у пингвинов даже нет перьев, но по всем остальным признакам они всё же являются птицами. Есть птицы большие|большие и маленькие: у кондора размах крыльев достигает трёх метров, а у колибри — не более нескольких сантиметров. Некоторые птицы способны летать очень быстро и находиться в воздухе целый день, а некоторые вообще не умеют летать. У одних птиц — например, у попугаев — оперение ярко окрашено, у других оно невзрачное или совершенно белое, как у лебедя. Одни обитают в засушливых районах, другие, наоборот, предпочитают жить поближе к водоёмам и даже умеют плавать. Большинство птиц ведёт дневной образ жизни, но некоторые — например, сова — днём спят, а ночью охотятся.
Кто такие птицы?
Доказано, что птицы развились из чешуеобразных рептилий, живших примерно 180 000 000 лет тому назад. Миллионы лет тому назад чешуя превратилась в перья, а передние ноги|ноги стали крыльями.
Весьма интересно строение птиц.
Чтобы птица могла летать, её скелет состоит из полых костей|костей. Работу крыльев обеспечивают мощные грудные мускулы. Большие|Большие и широкие крылья некоторых птиц, позволяют им подолгу парить|парить в воздушных потоках, медленно взмахивая крыльями. Однако небольшим птицам приходится часто махать крыльями, чтобы удержаться в воздухе.
Большинство птиц — хорошие летуны, некоторые из них могут пролететь тысячи километров. Однако есть и нелетающие птицы, такие, как страус и пингвин, которые ходят по земле или плавают.
Страус — самая большая птица в мире. Её вес может превышать 150 килограммов, а высота — два метра. Самая маленькая птица – колибри – может весить не более двух граммов и поместиться на ладони.
Всё|Все птицы откладывают яйца|яйца. Большинство из них — заботливые родители, которым приходится тратить много сил, чтобы высидеть яйца|яйца и вырастить птенцов.
Но есть и такие птицы, которые откладывают свои яйца|яйца в гнезда|гнёзда приёмных родителей, чтобы те воспитывали подкидыша. Так поступает, например, кукушка. Многие птицы строят гнезда|гнёзда, но некоторые виды просто откладывают яйца|яйца в теплом|тёплом месте, а затем оставляют их.
Большинство птиц — дикие, однако некоторых человек приручил и вывел на их основе породы домашних птиц. Среди них — куры, голуби и канарейки. Некоторых птиц даже выращивают на фермах, чтобы получать от них мясо и яйца|яйца.
Но человек научился использовать и такие виды птиц, которые живут в природе. Так, например, очень вкусны перепелиные яйца|яйца. Ещё в глубокой древности человек научился приручать некоторых хищных птиц, чтобы использовать их во время охоты, например, ястреба|ястреба.
Очень интересна форма клюва птиц, которая бывает весьма разнообразной. Чтобы хищные птицы могли разрывать свою добычу, их клюв загнут|загнут наподобие крючка. У птиц, которые питаются твёрдым кормом, клювы, как правило, небольшие.
К примеру, у голубой синицы, например, прочный и короткий клюв, которым удобно поедать орехи, семена|семёна и насекомых. У поползня мощный остроконечный клюв для разбивания созревших орехов и коры деревьев.
Для выковыривания червяков и слизняков из щелей в коре деревьев удобен острый и тонкий клюв, как, например, у чёрных дроздов. Немного странно выглядит клюв клеста. Но его скрещённые концы очень хорошо приспособлены для вылущивания семян из шишек хвойных деревьев, составляющих основную пищу|пищу клестов. Короткий и широкий клюв козодоя удобен для того, чтобы хватать на лету мошек и других ночных насекомых. Болотные птицы, как, например, кулики, обычно имеют длинные и тонкие носы, чтобы было удобно копаться в иле и грязи.
Большинство птиц обладают клювами, приспособленными только для какого-нибудь одного вида пищи|пищи, но некоторые, как, например, ласточка и молочница, успешно существуют и на смешанной диете.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Видео по теме : Кто такие птицы?