Птицы болтливо лепечут что это метафора
«Средства словесной образности». Тетрадь поможет учащимся расширить и углубить знания по русскому языку и литературе, подготовиться к олимпиаде по данным предметам, а также даст возможность учителям подобрать материал для изучения данных тем на уроках
Главная > Урок
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Октябрьская основная общеобразовательная школа»
Средства словесной образности
Рабочая тетрадь по русскому языку
для учащихся 5-9 классов
Автор-составитель: Терещенко М.А.,
учитель русского языка и литературы
Прокопьевский район, 2011
Рабочая тетрадь по русскому языку и литературе: 5-9 классы
Прокопьевский район. 2011.- 30с.
Рабочая тетрадь по русскому языку и литературе для 5-9 классов содержит теоретические сведения и задания по теме «Средства словесной образности». Тетрадь поможет учащимся расширить и углубить знания по русскому языку и литературе, подготовиться к олимпиаде по данным предметам, а также даст возможность учителям подобрать материал для изучения данных тем на уроках.
Прокопьевский муниципальный район, 2011
Метонимия. Синекдоха……………………………………… 18 стр.
Задания на повторение………………………………………. 20стр.
Нет таких звуков, красок,
в нашем языке точного выражения.
Тетрадь, которую ты держишь в руках, поможет тебе расширить и углубить свои знания по теме «Средства словесной образности». Умение определять тропы и стилистические фигуры необходимо для современного школьника. Это пособие поможет тебе при подготовке к государственной итоговой аттестации, к олимпиадам по русскому языку и литературе, а также, если ты хочешь глубже понять замысел автора при анализе литературного произведения.
Тропы – обороты речи, в которых слова или выражения употребляются в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропов лежит сопоставление двух понятий.
Параграфы тетради содержат теоретический материал и задания по отдельным темам.
Мы надеемся, что сведения, полученные в ходе работы, заинтересовали тебя и ты продолжишь изучение данной темы.
ЭПИТЕТЫ – красочные, образные определения, чаще всего выраженные прилагательными.
Эпитет (греческое epitheton, латинское appositum) – слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество.). Эпитет индивидуализирует явление, выделяет в нем те признаки, которые кажутся писателю важными и значительными.
Л.А. Озеров пишет: «Если метафора показывает силу воображения поэта, богатство его ассоциативных рядов, то эпитет обнажает глубину его мысли».
Статные осины высоко лепечут над вами; могучий дуб стоит…
А волны моря с печальным ревом о камень бились..
Ночевала тучка золотая
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя.
2. Подчеркните в тексте эпитеты:
В солнечный день осенью на опушке елового леса собрались молодые разноцветные осинки, густо одна к другой, как будто им там, в еловом лесу, стало холодно и они вышли погреться на опушку, как у нас в деревнях люди выходят на солнышко и сидят на завалинках. (по М. Пришвину)
3. Найдите в тексте эпитеты. Почему утро серебряное?
Столько времени прошло, а все было серебряное утро. Собака вошла в воду. Выбежала серебряная. Недалеко медведица переходила с медвежонком ручей, сама, старая, перешла, а неуклюжий бултыхнулся и выскочил весь серебряный, и побежал за матерью… (По Пришвину)
4. Прочитайте и озаглавьте текст.
Перед рассветом стало особенно холодно. Мы притушили костер и загремели по снегу. Именно загремели: каждый шаг проламывал снежную корку. Она рушилась, звеня, точно стекло. Тогда мы привалились спинами к стволам сосен, оттоптали ногами гремучий снег и затихли. (По Н. Сладкову).
-Почему автор дал снегу такое название – гремучий? Запишите свое рассуждение.
5. Представьте, что снег повалил большими хлопьями. Попробуйте описать это, используя эпитеты.
6. Подберите эпитеты к слову яблоко
7. Подберите эпитеты к слову снег
8. Придумайте несколько эпитетов для каждого времени года
9. Подчеркнуть в стихотворении эпитеты
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь лес стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера..
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…
10. Вставь пропущенный эпитет, обозначающий желтый цвет
Седое небо надо мной
И лес, раскрытый, обнаженный.
Внизу, вдоль просеки лесной,
Чернеет грязь в листве________________
11.Определите, в какой из групп приведены эпитеты.
Белый снег, Сахарный снег,
падающий снег лебяжий снег
тающий снег искристый снег
12. Подчеркните эпитеты в стихотворении Н. Некрасова. Для чего они служат в этом тексте?
Реет румянец и ярче и краше…
Мило и молодо дитятко ваше,-
Бегает живо, горит как алмаз,
Черный и влажный смеющийся глаз,
Щеки румяны, и полны, и смуглы,
Брови так тонки, а плечи так круглы …
В русском языке насчитывается около десяти способов выражения сравнения. К основным принято относить три способа:
Творительный падеж существительного (Варька тенью бродила по опустевшему двору.)
1.Подчеркните в предложениях сравнения
1. Лицо у него было доброе, губы трубочкой.
2. Разноцветным коромыслом в небе радуга повисла.
3. А он всё заливался соловьём и слушать не хотел ничьих советов.
4. И далёко меж курганов
Темно-серою змеёй
До бледнеющих туманов
Пролегает путь домой.
2. Подчеркните в предложениях сравнения
3.. Подчеркните в предложениях сравнения
1.Подобно ласковому зверю, метель во двор к нам забралась.
2. Когда Настя плакала, она была похожа на маленького ребенка.
3. Огромные деревья похожи на лесных великанов.
4. Горный ручей весной подобен шумной реке, несущейся с заоблачных круч.
4. Сравните два текста и определите, что изменилось во втором тексте? Ответьте на вопрос, для чего нужны сравнения?
Текст № 1. Поднявшись на вершину горы, мы увидели озеро. Его окружали скалы, поднимающиеся вверх. На берегу расстилалась буйная зелень. Солнце садилось. Его угасающие лучи падали на гладкую поверхность воды. Вечернее небо казалось еще выше и отражалось в горном озере. Редкие облака медленно проплывали над головой и растворялись, не успев скрыться из вида.
Текст № 2. Поднявшись на вершину горы, мы увидели озеро, похожее на большую серебряную чашу. Его окружали скалы, каскадами поднимающиеся вверх. Буйная зелень на берегу расстилалась изумрудным ковром. Солнце садилось. Его угасающие лучи падали на гладкую, как стекло, поверхность воды. Вечернее небо казалось еще выше и, словно в зеркале, отражалось в горном озере. Редкие облака, как заблудившиеся путники, медленно проплывали над головой и растворялись, не успев скрыться из вида.
5.Найдите в тексте сравнения, укажите их способ выражения.
_______________________________________________________________
5. Туча, словно большая черная птица, закрыла полнеба._________________
6. Его слова прозвучали для меня приговором._________________________
6.Дополните текст сравнениями.
Солнце ____________________________ выкатилось из-за горизонта. На траве ____________________________ заблестели капли росы. Лес просыпался. Голоса птиц зазвенели ________________________. Вдруг слева от тропинки я увидел старое дерево. Оно было похоже на ______________
______________________.
7.Составьте текст (5-6 предложений) на тему «Зимний пейзаж», используя сравнения в разных его формах.
8 Соедините стрелками сравниваемые предметы и сравнения
Речка Словно разноцветные ворота
Роса Как серебряная змейка
Девушка Будто алое покрывало
Радуга Словно слезы
Заря Как тростинка
9. Соедините стрелками сравниваемые предметы и сравнения
Гроза как грозный часовой
Утес словно канонада
Березка словно бриллианты
Озеро словно девушка на выданье
Иней будто голубое блюдо
10. Подбери как можно больше сравнений к слову облака
11. Вставьте пропущенные сравнения:
______________мчится по земле белая поземка (С. Маршак)
Слова для справок : как черная железная нога, как золотые, как небо, змейкой
12. В предложенных примерах найти образные сравнения.
Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце снег лежит. (А.Пушкин)
Мелкий грибной дождь… шепчет что-то свое… и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой (К.Паустовский)
Был он рыжий, как из рыжиков рагу, рыжий, словно апельсины на снегу… (Р.Рождественский)
14. Найти в стихотворении сравнения. Для чего они служат в тексте?
Она свежа как вешний цвет,
Взлелеянный в тени дубравной.
Как тополь киевских высот,
Она стройна.
(А.С.Пушкин).
14. Найдите в тексте сравнения
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду….
И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец,
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.
Я еще никогда бережливо
Так не слушал разумную плоть,
Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость род.
Сходство может проявляться:
По форме (кольцо на руке – кольцо дыма);
По цвету (золотой медальон – золотые кудри);
По впечатлению (черное покрывало – черные мысли)
По расположению предметов (хвост животного – хвост кометы)
По другим признакам…
В саду горит костер рябины красной… (С.Есенин) – огненный цвет гроздьев поэт сравнил с пламенем. Сравнение в этом случае выглядело бы так: Гроздья рябины краснеют, как пламя, и осеннее дерево словно костер.
1.В предложенных примерах найти метафоры.
… в багрец и золото одетые леса. (А.Пушкин)
Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя, то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя… (А.Пушкин)
Ночь тихо спустилась на землю; Земля окутала все белым покрывалом.
Отговорила роща золотая березовым веселым языком (С.Есенин)
2. Придумать и записать метафору к выражению ветер дует ________________________________________________________________________________________________________________
3. Какое изобразительно-выразительное средство использовано в данном отрывке? На основе чего проявляется сходство?
Покатились глаза собачьи Золотыми звездами в снег. (С.А.Есенин)
___________________________________________
Ваня сущий вьюн; _________________________________________
Это не кот, а бандит __________________________________________
Осень – рыжая кобыла – чешет гриву_______________________________
В предложенном тексте примеры эпитетов, сравнений, метафор, обозначьте их.
За четверть часа до захождения солнца, весной, вы входите в рощу, с ружьем, без собаки. Вы отыскиваете себе место где-нибудь подле опушки… Четверть часа прошло. Солнце село, но в лесу еще светло; воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут, молодая трава блестит веселым блеском изумруда… Вы ждете. Внутренность леса постепенно темнеет; алый свет вечерней зари медленно скользит по корням и стволам деревьев, поднимается все выше и выше… Вот и самые верхушки потускнели; румяное небо синеет. Лесной запах усиливается, влетевший ветер около вас замирает… (И.С.Тургенев)
Придумайте и запишите текст на тему «Осень в лесу», используя эпитеты, сравнения и метафоры.
6. Тест 1. Какое изобразительно-выразительное средство языка использовал автор в выделенном предложении? Укажите его в тексте. Прищурив меткий глаз. Мальчик метнул камень и сшиб белогрудую ласточку над огородом. Дрожа от охотничьего азарта, он схватил птичку с гряды, услышал ладонями, как часто, отрывисто бьется крохотное сердце в перьях. __________________________________________________________
Олицетворение – один из видов аллегории; основной вид метафоры, когда неодушевленному предмету, не наделенному сознанием, предписываются свойства, действия, поступки, присущие человеку, например «Одни зарницы огневые, Воспламеняясь чередой, Ведут беседу меж собой» (Тютчев).
Олицетворения могут быть неразвернутыми, в рамках одного предложения «Полуденный луч задремал на полу» (Тютчев) и развернутыми, когда на основе олицетворения строится изображение целостной картины, как, например в стихотворения «Утес», «Тучки».
Солнце село, но в лесу ещё светло?
Солнце село, но в лесу ещё светло.
Молодая трава блестит веселым блеском изумруда.
В последнем предложении подчеркнуть главные члены и указать части речи.
Написать близкие по значению слова к слову изумрудный.
Подлежащие трава, сказуемое блестит.
Подчеркнуть главные члены предложения и указать какими частями речи они выражены?
Подчеркнуть главные члены предложения и указать какими частями речи они выражены.
Весной пробуждается природа, весело поют птички, а воздух свеж и пахуч.
Докажите что данный текст художественного стиля?
Докажите что данный текст художественного стиля.
Солнце село, но в лесу еще светло ; воздух чист и прозрачен ; птицы болтливо лепечут ; молодая трава блестит веселым блеском изумруда.
Внутренность леса постепенно темнеет ; алый свет вечерней зари медленно скользит по корням и стволам деревьев, поднимается всё выше и выше, переходит от нижних, почти еще голых, веток к неподвижным, засыпающим верхушкам.
Вот и самые верхушки потускнели ; румяное небо синеет.
Лесной запах усиливается, слегка повеяло теплой сыростью ; влетевший ветер около вас замирает.
Разобрать по синтаксическаму разбору Солнце село, но в лесу ещё светло ; воздух чист и прозрачен ; птицы болтливо лепечут?
Разобрать по синтаксическаму разбору Солнце село, но в лесу ещё светло ; воздух чист и прозрачен ; птицы болтливо лепечут.
Подчеркнуть главные члены предложения?
Подчеркнуть главные члены предложения.
Над словами укажите часть речи.
Мелкая роса высыпала на листья и травах, блистала серебром на паутинах.
Выполни морфологический разбор прилагательных из этого предложения молодая трава блестит весёлым блеском изумруда?
Выполни морфологический разбор прилагательных из этого предложения молодая трава блестит весёлым блеском изумруда.
Найти в предложение тексте примеры метафорЗа четверь часа до захождение солнца, весной, вы вхдите в рощу, с ружьем, без собаки?
Найти в предложение тексте примеры метафор
За четверь часа до захождение солнца, весной, вы вхдите в рощу, с ружьем, без собаки.
Солнце село, но в лесу еще светло ; воздух чист и прозрачен ; птицы болтливо лепечут, молодая трава блестит веселым блеском изумруда.
Внутренность леса постепенно темнеет ; алый свет вечерней зари медленно скользит по корням и стволам деревьев, поднимается все выше и выше.
Вот и самые верхушки потускнели ; румяное небо синеет.
Лесной запах усиливается, влетевший ветер около вас замирает.
Прочитайте отрывок из рассказа И?
Прочитайте отрывок из рассказа И.
Тургенева «Ермолай и Мельничиха».
Докажите, что данный текст художественного стиля.
В этом вам помогут выделенные словосочетания.
Солнце село, но в лесу ещё светло ; воздух чист и прозрачен ; птицы болтливо лепечут ; молодая листва блестит весёлым блеском изумруда.
Внутренность леса постепенно темнеет ; алый свет вечерней зари медленно скользит по корням и стволам деревьев, поднимается всё выше и выше, переходит от нижних, почти ещё голых, веток к неподвижным, засыпающим верхушкам.
Деревья сливаются в большие, чернеющие массы ; на синем небе робко выступают первые звёздочки.
Спешите словарные слова?
Спешите словарные слова.
Солнце село, но в лесу еще светло.
Воздух чист и прозрачен.
Птицы болтливо лепечут.
Молодая трава блестит веселым блеском изумруда.
Помогите пожалуйста?
Нужно выделить все имеющиеся орфограммы.
Солнце село, но в лесу ещё светло ; воздух чист и прозрачен ; птицы болтливо лепечут ; молодая листва блестит весёлым блеском изумруда.
Внутренность леса постепенно темнеет ; алый свет вечерней зари медленно скользит по корням и стволам деревьев, поднимается всё выше и выше, переходит от нижних, почти ещё голых, веток к недвижным, засыпающим верхушкам.
Деревья сливаются в большие, чернеющие массы ; на синем небе робко выступают первые звёздочки.
Болотные птицы первыми тронулись в путь?
Болотные птицы первыми тронулись в путь.
Подчеркнуть главные члены предложения и указать их части речи.
Проверочное слово : Вёл. _______________________.
Быстро одевался, наступила осень, великолепная погода, пойти в лес. Я так думаю.
Да. Запятая в этом предложении после слова «как» нужна.
Окрестностях, ужасно, грустно, местность, месяц, холмы, леса, небеса, ягод, лесу, полно, раз ходил, болото, земли, старинное, грустное, горестное.
Статья о роли русского языка в современном мире, его величии и значении в жизни каждого. Сегодня я – один из 170 миллионов людей, которые считают родным русский язык. Я горжусь этим, потому что русский – великий мировой язык. Русский относится к я..
Кот это 2 предлога к от.
Найти в пердложенном тексте примеры эпитетов, сравнений, метафорЗа четверть часа до захождения солнца, весной, вы входите в рощу, с ружьем, без собаки?
Найти в пердложенном тексте примеры эпитетов, сравнений, метафор
За четверть часа до захождения солнца, весной, вы входите в рощу, с ружьем, без собаки.
Четверть часа прошло.
Солнце село, но в лесу еще светло ; воздух чист и прозрачен ; птицы ботливо лепепут, молодая трава блестит веселым блеском изумруда.
Внутренность леса постепенно темнеет ; алый свет вечерней зари медленно скользит по корням и стволам деревьев, поднимается все выше и выше.
Вот и самые верхушки потускнели ; румяное небо синеет.
Лесной запах услвается, влетевший ветер около вас замирает.
Солнце село, птицы лепетут, свет скользит, ветер замирает.
Подобрать проверочные слова Светило, болтливо, молодая, блестит, корням, стволам, верхушки, лесной?
Подобрать проверочные слова Светило, болтливо, молодая, блестит, корням, стволам, верхушки, лесной.
Доказать, что текст художественного стиляСолнце село, но в лесу еще светло ;воздух чист и прозрачен ; птицы болтливо лепечут ;молодая листва блестит веселым блеском изумруда?
Доказать, что текст художественного стиля
Солнце село, но в лесу еще светло ;
воздух чист и прозрачен ; птицы болтливо лепечут ;
молодая листва блестит веселым блеском изумруда.
Внутренность леса постепенно темнееет ;
алый свет вечерней зари медленно скользит по корням и стволам деревьев,
поднимается все выше и выше,
переходит от нижних, почти еще голых, веток к неподвижным, засыпающим верхушкам.
Прочитайте отрывок из рассказа И?
Прочитайте отрывок из рассказа И.
Докажите, что данный текст художественного стиля.
В этом вам помогут выделенные словосочетания.
Я их выделила большими буквами Солнце село но в лесу ещё светло ; воздух чист и прозрачен ; птицы БОЛТЛИВО ЛЕПЕЧУТ ; молодая листва блестит ВЕСЁЛЫМ БЛЕСКОМ ИЗУМРУДА.
Внутренность леса постепенно темнеет ; АЛЫЙ СВЕТ ВЕЧЕРНЕЙ ЗАРИ медленно скользит по корням и стволам деревьев, поднимается всё выше и выше, переходит от нижних, почти еще голых, веток к неподвижным, засыпающим верхушкам.
Деревья сливаются в большие, чернеющие массы ; на синем небе РОБКО ВЫСТУПАЮТ первые звездочки.
За четверть часа до захода вы выходите в рощу?
За четверть часа до захода вы выходите в рощу.
Внутренность леса постепенно темнеет.
Алый свет вечерней зари переходит от нижних веток к неподвижным верхушкам.
Румяное небо синеет.
Лес постепенно засыпает.
Разберите пятое предложения по членам предложения и по частям речи.
Найти в слова где букв больше, чем звуков и меньше, чем звуков?
Найти в слова где букв больше, чем звуков и меньше, чем звуков.
Солнце село, но в лесу еще светло.
Воздух чист и прозрачен.
Птицы болтливо лепечат.
Вот и самые верхушки деревьев потускнели.
Разберите пятое предложения по членам предложения и по частям речи?
Разберите пятое предложения по членам предложения и по частям речи.
За четверть часа до захода вы выходите в рощу.
Внутренность леса постепенно темнеет.
Алый свет вечерней зари переходит от нижних веток к неподвижным верхушкам.
Румяное небо синеет.
Лес постепенно засыпает.
Багровое солнце медленно опускалось за лесом?
Багровое солнце медленно опускалось за лесом.
Прощальные лучи его золотили верхушки деревьев.
Вечерняя заря бледнела и гасла.
Сделать синтактический разбор предложений.
Помогите пожалуйста с заданием нужно найти орфограмм ы в корне и подчеркнуть главные члены предложения в этом тексте Солнце село но в лесу ещё светло воздух чист и прозрачен птицы болтливо лепечут мол?
Помогите пожалуйста с заданием нужно найти орфограмм ы в корне и подчеркнуть главные члены предложения в этом тексте Солнце село но в лесу ещё светло воздух чист и прозрачен птицы болтливо лепечут молодая листва блестит весёлым блеском изумруда вы ждёте Внутренность леса постепенно темнеет алый свет вечерней зари медленно скользит по корням и стволам деревьев поднимается всё выше и выше переходит от нижних почти ещё голых веток к неподвижным засыпающим верхушкам Деревья сливаются в большие чернеющие массы на синем небе робко выступают первые звёздочки Все птицы спят умоляю помогите пж.
Выполни морфологический разбор прилагательных из этого предложения молодая трава блестит веселым блеском изумруда?
Выполни морфологический разбор прилагательных из этого предложения молодая трава блестит веселым блеском изумруда.