Птица вавилона что это за птица
Вавилонские птицы
Жарко, но не как на солнечном пляже, а скорее, как в переполненном муниципальном автобусе. Мне удается дышать с большим трудом, кажется, воздух имеет собственное мнение на тему того, стоит ли проникать в мои легкие или нет. Но странно, это обстоятельство совсем не создает дискомфорта, как если бы именно такой и была моя естественная среда обитания. Я лежу на спине и наблюдаю за своей домашней куницей. Даже странно, как это мне удалось приручить такого дикого и опасного зверька. Куница ведет себя, словно кошка: трется о спинку моего дивана; заглядывает мне в глаза, прежде чем прыгнуть мне в ноги; даже издает звуки похожие на мяуканье. Но, когда она забирается мне на грудь и вытягивается всем телом, мне становится невыносимо душно, и я вынужден проснуться.
Надо мной аналог брезента цвета грязной охры, как из школьного набора гуаши. Вокруг духота. Но я прекрасно помню – стоит выйти из палатки, как тут же попадешь в натуральное пекло. Глаза вновь непроизвольно закрываются.
Боже, если есть хоть какая-то возможность не просыпаться больше здесь, дай мне знак! Укажи путь избавления от этого кошмара. Ведь я действительно больше не хочу тут просыпаться, совсем не хочу. Я готов отправиться куда угодно, лишь бы не видеть вокруг эти гнусные пески, этих людей, считающихся местными жителями с их тяжелыми взглядами… Но, я быстро взял себя в руки, со временем, даже собственное отчаянье перестало казаться мне убедительным.
Я нащупываю рукой солнечные очки, поднимаюсь, хватаю сверток со всеми бритвенными принадлежностями, хоть и знаю, что кроме зубной щетки мне ничего не понадобится, зашнуровываю высокие ботинки и делаю шаг наружу. Умывальника в нашем лагере, как такового, нет. Воду положено экономить, к тому же, даже в тени вода в металлической емкости моментально достигала состояния, если не кипятка, то близкого к нему. Поэтому каждый раз приходилось идти специально поставленную для хранения воды палатку, выкапывать из песка емкость с водой, наливать ее в кружку, и только после этого чистить зубы. В общем, не большая цена за возможность полоскать рот более-менее прохладной водой.
А вот не брился я принципиально. Я носил с собой старую опасную бритву, очень острую и вполне удобную для применения, но давно уже не пускал ее в ход. Она, как и нательный крест, как и пижонская панамка на моей голове, как и крепчайшие сигареты потеряла свой практический смысл. Эти и многие другие наши личные вещи стали некой данью сложившимся обстоятельствам, времени и месту. В начале, как защитная реакция от ежедневно наблюдаемого катаклизма, а теперь уже неотъемлемая часть образа каждого.
Заметив мое пробуждение, ко мне подходит Витян. Он наш оператор. Я не уверен, что могу охарактеризовать Витяна, как хорошего или плохого оператора, но он героически сохраняет здравомыслие и решительность, а какие еще качества необходимы человеку в пустыне? Витян желает мне «доброго утра», я только киваю в ответ, поскольку занят чисткой зубов, набираю в рот воды и выплевываю пасту. Плевок попадает на раскаленную поверхность оторванной автомобильной двери, и мы оба наблюдаем за тем, как он шипит и пузырится, пока не испаряется вся влага и остается след напоминающий птичий помет. Словно прочтя мои мысли, Витян произносит:
— Я давно не встречал здесь птиц.
— Может быть, их тут нет совсем? – предполагаю я.
— Есть. Я точно помню, в Вавилоне были птицы. Серые такие, небольшие.
Вавилон. Ворота Иштар, Дорога процессий, зиккурат, храмы Мардука… От этих названий веет такой притягательной древностью, что группа из столичных новичков в составе оператора, корреспондента и переводчика с удовольствием согласилась осветить события, возможно, последних дней восстановленного великого города. Несмотря на военные действия, на непривычный климат, лишь бы больше не летать с бестолковыми заданиями в различные Томски, Омски и еще какие-нибудь Красноярски. Каковы истинные цели нашей командировки, я догадался только пару недель спустя, когда местная экзотика привлекла внимание общественности не сколько историческими памятниками, сколько войной ведущейся на этих памятниках. И, конечно же, наша не самая богатая телекомпания имела в нашем лице бесценных сотрудников. Порой, мне кажется даже, что наше руководство просто мечтает, о том, чтобы нас похитили иракцы. Только вот подсчитать проценты рейтинга в этом случая мне никак не удается, но это и нормально, не тому меня обучали. А зря, как выясняется, иначе наверняка никуда не поехал бы.
В своей палатке я беру толстую записную книжку, карандаш (шариковыми ручками на жаре пользоваться лично мне нравится) и пачку сигарет. Витян выходит со словарем, двумя жестяными крышками от походных фляг, бутылкой «Белой лошади» и красивой металлической пепельницей, купленной еще в Багдаде. Затем я усаживаюсь на стул, вполоборота к подошедшим военным, беру в руки карандаш и принимаюсь вычерчивать на двух листах из записной книжки по два одинаковых квадрата. Витян, тем временем, отправляется в палатку с водой, достает из маленького автомобильного холодильника, работающего от специального аккумулятора, бутылку с охлажденной водой, ставит охлаждаться вместо нее другую и возвращается к радиоприемнику. После этого, мы разливаем виски, разбавляем его водой, делаем по большому глотку и, прикрывшись, я записной книжкой, Витян – словарем, начинаем играть в морской бой.
И мы с Витяном издевались над ними, вынуждая подолгу стоять в ожидании. Их начальство издевалось над нами, как нам свято казалось, а мы над ними. Все это воспринималось как должное, и боле того, как необходимое. Даже наши организмы приучились не бунтовать против приема алкоголя, мы сильно не пьянели, проблем с сердцем не возникало, не наблюдалось обезвоживание. И мне никогда не приходило в голову, что этот самый Пол, жил где-нибудь в Йоркшире, так же как и я проклинал бессмысленное пребывание в чужой стране, на чужой войне. Я не думал об этом, потому, что единственный наш протест в действии по поводу необходимости сидеть посреди пустыни, мог выражаться только через измывательство над людьми, чьей обязанностью было следить за нашим здоровьем и достатком воды и пищи. Мне очень хочется верить, что Пол и его товарищ по оружию сохраняли безмятежность не только благодаря армейской выучке и строгому выполнению приказа, а еще и потому, что понимали причину нашего поведения.
Витян выиграл со счетом 2:1 и пошел будить нашего третьего участника «отдыха на песке», переводчика Сашу. Парень плохо засыпал по ночам, поэтому поднимался намного позже, чем я и Витян. Не то, чтобы мне действительно требовалась помощь переводчика в общении с пехотинцами, я старался по возможности максимально занять его делом, поскольку Саша страдал от сильного психического расстройства, угрожающего перерасти в депрессию. Пустыня и война его сломили. В отличие от нас он ежедневно брился, чистил ногти, уделял большое внимание приготовлению пищи – вел себя так, словно пытался себя убедить в том, что уж этот-то день точно будет последним днем пребывания в окрестностях Киркука, а может быть даже и последним днем в Ираке. И каждый раз его взгляд выражал упрек, мол «что же вы так просто сидите, почему ничего не делаете?». Беседы не помогали, может быть из-за того, что мы с Витяном плохие психологи, а может быть из-за того, что в нашей адаптации к обстоятельствам он видел корень всех проблем. Уверен я был на этот счет только в одном – английские военные психологи ему тут точно ни к чему, поэтому и привлекал его всякий раз, когда в нашу сторону звучал вопрос на иностранном языке. Ничего, кроме трудотерапии мне на ум больше не приходило.
Я смотрел на себя, с энтузиазмом рассказывающего про дворцы и укрепления Вавилона и думал о том, удастся ли мне когда-нибудь еще говорить о чем-либо с таким же интересом и участием? И о том, что, наверное, я был хорошим репортером. И только потом, я поймал себя на том, что, думая о себе, как о репортере, я использовал прошедшее время.
Закончив просмотр, Арчер, видимо не обнаружив ничего для себя интересного, вынул кассету и поинтересовался, весь ли материал мы взяли с собой? Потом он разложил перед нами фотографии. Некоторые были сделаны мной лично, происхождение остальных мне было не известно. Как обычно начались расспросы, на тему того, где, как и кого, мы фотографировали? Кто и что нам сказал? Кто куда направлялся? И все подобное в том же духе. Затем меня попросили подробней рассказать о моменте, когда несколько раз сфотографировал ссутулившегося мужчину неопределенного возраста. Не говорил ли я с ним лично?
Нас не могли расстрелять, не могли пытать и мучить. Я знал об этом все время, но только сейчас воспользовался. И конечно, я не рассчитывал ехать ни в какой Киркук, мало того, не стал бы этого делать, даже если нас кто-то будет сопровождать. Мне хотелось как-то воодушевить ребят, показать им, что эта война не совсем чужая, и что мы способны воевать на своем уровне. И побеждать. Разумеется, Арчер ответил, что сделает все возможное относительно моей просьбы, и естественно он понял, что вся моя словесная клоунада результат усталости и неопределенности. Ему положено.
И все-таки, мы победили. Мы шли обратно к своим палаткам, и впервые за долгое время, у всех троих было приподнятое настроение. И что было весьма кстати, солнце уже не жарило во всю.
Пустыня медленно отдавалась мраку, а закат в песках чрезвычайно красивое зрелище. А ночью звезды, умопомрачительно близкие и большие. Но мы об этом давно забыли, вычеркнули из памяти. Мы медленно брели к своему лагерю, каждый думал о чем-то своем. Лично я об этих маленьких серых птицах.
Топ-10: Необычные птицы из мировой мифологии
Человечество издавна восхищается птицами из-за их загадочности, сезонных исчезновений, способности летать и возможности отправиться туда, куда мы просто не могли попасть в течение очень длительного периода времени. Все знают о некоторых мифологических птицах, таких как феникс, например, но в мировой мифологии существуют птицы, которые намного более странные, чем феникс.
10. Бенну (Benu)
Птица Бенну была египетской версией более известного нам феникса. В египетской мифологии сотворения мира, птица Бенну пролетела над поверхностью хаоса, приземлилась, и испустила крик, который нарушил изначальную первобытную тишину. По преданию именно этот крик решил, что будет в этом мире и чего не будет. Традиционно, птица Бенну напоминает цаплю, но она обладает огненно-оранжевым оперением и иногда человеческой головой. Её часто ассоциировали с богом египетского солнца, причём настолько часто, что образ птицы Бенну стал обозначать самого бога солнца, который часто изображался в короне.
9. Анзуд (Anzu)
Анзуд это древняя шумерская птица с телом орла и головой льва. Она была настолько огромной, что единственным деревом, достаточно большим, чтобы выдержать её гнездо было дерево, которое опиралось на семь верховий реки бога солнца, Уту (Utu). Полёт Анзуда был способен поднять огромные песчаные и пыльные бури, её крик заставлял весь мир сотрясаться и даже боги считали её почти непобедимой угрозой.
Согласно легенде, гигантская птица украла Скрижали Судеб (Tablet of Destinies), которые наделили её силами богов и властью над миром смертных. Энлил (Enlil), сын того бога, у которого Анзуда украла скрижали, был отправлен в первобытный, частично сотворённый мир, чтобы остановить её и вернуть власть богам, напустив потоки воды вместе с ветрами и бурями, которые формируют мир. Намного позже ассирийским царям приписывали убийство гигантской птицы, что позволило создать великие истории об эпических сражениях, и написать о смертных правителях этой области.
Оригинальные рассказы об Анзуде являются одними из старейших известных «боевых мифов», в которых на героя возложена задача отправиться на поиски, и сразиться с грозным противником. Эпос об Анзуде и Энлиле относится к периоду до 1200 года до нашей эры. Анзуд также отображается в гораздо более позднем фольклоре Израиля, где ему приносятся жертвоприношения, чтобы его успокоить.
8. Бубри (Boobrie)
Бубри это меняющая форму птица из мифологии и фольклора Северо-Шотландского нагорья (Scottish Highlands). Вместо того, чтобы использовать свои крылья для полёта, она чаще использует их чтобы плавать в озёрах и колодцах, где она охотится. Бубри, известная как подражательница, часто имитирует крики пострадавшего детёныша животного, хватая и топя любое взрослое животное, которое окажется достаточно любопытным, чтобы приблизиться и посмотреть в чём дело. Она предпочитает крупный рогатый скот и овец, но в случае необходимости может также съесть выдр.
Бубри также обладает способностью превращаться в лошадь и ходить по воде в такой форме, и она также может превратиться в насекомое, чтобы высосать кровь из лошадей. Существуют рассказы охотников, которые клялись, что они видели водную лошадь, ещё одно мифическое существо из шотландского фольклора, но при ближайшем рассмотрении следов, оставленных этим существом, они увидели отличительные следы, похожие на рога, которые являются уникальными для Бубри. По словам очевидцев, Бубри обладает длинной белой шеей, широким размахом крыльев, длинным клювом, короткими ногами, массивными частично перепончатыми лапами, и криком, который похож на мычание быка.
7. Гаруда (Garuda/Karura)
В индуистской мифологии Гаруда это птица, принадлежащая богу Вишну, которая достаточно большая для того, чтобы он на ней ездил и настолько ярко окрашенная, что её часто ошибочно принимают за бога огня. Несмотря на то, что она не была создана как бог, ей часто поклоняются как таковому.
Её также можно найти в японской мифологии, где она известна как Карура. Некоторые изображения Каруры показывают существо, которое является частично человеком и частично птицей, и часто обладает многочисленными руками, крыльями, и перьями. Интересно то, что некоторые индуистские и японские изображения Гаруда и Каруры практически идентичны. В Японии она почти всегда изображена держащей флейту или играющей на ней. В качестве Гаруды, она обычно обладает телом, руками, и ногами человека и крыльями, головой и когтями орла, с блестящими золотыми перьями.
4. Стрига (Strige)
Стрига или Стрикс (strix) это существа, которые происходят из греческой мифологии. Они в конечном итоге стали частью римской мифологии, а также религиозной мифологии Европы в эпоху Средневековья. Изначально они были частью истории о двух братьях, которые были превращены в диких животных в качестве наказания за съедение другого человека. Один из них стал Стриксом, обреченным на жизнь вниз головой без еды и питья, чей отчаянный крик можно было услышать ночью.
Существует много споров о том, что конкретно представляет собой стрикс или стрига. В латинском языке слово «Стрикс» можно интерпретировать как предвестник несчастья. В некоторых местах Стрикс чаще ассоциируется с вампирами или ведьмами. Согласно некоторым текстам, это существо является хищной птицей в течение дня и ведьмой в ночное время. По преданию, эти ведьмы душат детей и пьют их кровь, но так же, как и в случае вампиров, Стрикса может отогнать амулет, сделанный из чеснока и одетый на шею ребенка. В Естественной истории Плиния (Pliny’s Natural History), они описываются как реальные существа, но он также признает, что он многого о них не знает. В средние века они сделали скачок от классической мифологии к христианской мифологии, когда о них заговорили как о слугах дьявола.
3. Куйгараш (Liderc)
Куйгараш это существо из венгерской мифологии, которое выглядит как курица без перьев. Существуют несколько различных типов куйгараша. Куйгараш, которого часто ассоциируют с ведьмами, просто появляется в домах или вылупливается из яйца, которое хозяин дома вынашивает подмышкой. Куйгараш служит в качестве помощника ведьмы, неустанно выполняя для неё одно поручение за другим, но если он не будет достаточно занят работой, он убивает её. Считается, что предотвратить это можно лишь дав куйгарашу невозможное задание, например, принести воды в решете.
Другим типом куйгараша является существо, появившееся из историй об инубе и суккубе. В данном случае, куйгараш, выглядящий абсолютно также как человек, за исключением ног гуся, охотится на людей, которые переживают потерю супруга. Они появляются каждую ночь, и их неустанные ухаживания заставляют жертву этих страстей постепенно чахнуть. Чтобы избавиться от куйгараша и предотвратить его возвращение, нужно украсть ботинок или гусиную ногу, которую он носит на своей человеческой стопе.
2. Киннамолг (Cinnamologus)
Киннамолг, пожалуй, является одним из самых странных объяснений существования продукта природного происхождения. В 5-м веке до нашей эры корица была очень желанной пряностью. Согласно произведениям таких греческих авторов, как Плиний Старший (Pliny the Elder) и Геродот (Herodotus), самой ценной корицей была та, которую собирал киннамолг. В Естественной Истории Плиния Старшего говорится, что эти гигантские птицы строили свои гнёзда только из палочек корицы, которые они собирали с деревьев корицы. Поскольку они расположены настолько высоко на деревьях и настолько хрупкие, единственным способом получения корицы было бросание свинцовых шаров в гнёзда, чтобы сбить палочки корицы.
Та же история рассказывается позже Исидором Севильским (Isidore of Seville) в 7 веке, в то время как Геродот рассказывает несколько иную версию истории о киннамолге в 5 веке. По словам историка, эти арабские птицы собирают палочки корицы и строили свои гнёзда высоко на отвесных скалах, цементируя их с помощью грязи. Те, кто собирали корицу, разрезали волов и других крупных животных на большие куски, оставляя их у основания скалы и заманивая птиц унести их в свои гнёзда. Гнёзда не могли выдержать веса добычи и падали, что позволяло людям собирать корицу и продавать её, получая большую прибыль.
1. Удод (Hoopoe)
Удод это странно названная птица, которая является как реальным существом, так и предметом некоторых противоречивых мифологий. В арабской мифологии удод считается просвещенной птицей, которая обладает силой исцеления и предсказывания по воде. В легенде также говорится о том, что удоды спасли царя Соломона, когда он застрял в пустыне, собравшись в стаю, чтобы их крылья служили ему тенью.
В бестиариях Плиния Старшего и Исидора Севильского удод является одним из немногих существ, у которых молодняк заботится о старших, когда они стареют и ослабевают. Тем не менее, существует также ряд других, менее очаровательных историй, связанных с этой птицей. Согласно Исидору эту птицу всегда можно увидеть на кладбищах. Легенда восточно-европейской мифологии гласит о том, что когда Бог создал удода, он предоставил ему все традиционные продукты питания, которые, как правило, нравятся птицам. Однако удод отказался съесть какой-либо из них, и в качестве наказания, Бог обрёк птицу вечно питаться только экскрементами других животных.
«Поедающая слонов» птица Рух
Первое упоминание о птице Рух мы находим в арабских сказках «Тысяча и одна ночь», где говорится и о том, что Рух известен более тысячи лет. В 404-ю ночь Шехерезада рассказывает историю Абд аль-Рахмана, который в результате кораблекрушения оказывается на необитаемом острове, где видит гигантскую птицу с крыльями размахом в тысячу саженей и ее птенцов. Из этого путешествия он привозит пух с крыла леоперившегося птенца.
В 405-ю ночь следует повествование о том, что во время путешествия ло китайским морям Абд аль-Рахман сходит на берег и там видит белый купол высотой в сто локтей, который оказывается яйцом птицы Рух. Абд аль-Рахман и его спутники разбивают яйцо и уносят невылупившегося птенца. В пути их настигает Рух с огромным обломком скалы в когтях, к счастью, Рух промахивается. К морякам, отведавшим мясо птенца, чудесным образом возвращается молодость.
В 543-ю ночь царица рассказывает о втором путешествии Синдбада. Взбунтовавшаяся команда высаживает Синдбада на необитаемом острове, где он находит огромный купол окружностью 50 шагов. Внезапно появляется огромная птица, закрывающая крыльями солнце. Синдбад вспоминает историю о птице Рух, кормящей птенцов слонами, которую он слышал и раньше, и понимает, что купол — не что иное, как яйцо птицы. Он привязывает себя к лапам спящего Руха в надежде спастись с острова. Утром Рух переносит Синдбада на другой остров, населенный огромными змеями.
Наконец в 556-ю ночь повествуется о том, как в своем четвертом путешествии Синдбад причаливает на корабле к острову и снова видит возвышающийся белый купол. Несмотря на предостережения Синдбада, егоспутники купцы разбивают яйцо, убивают птенца и отрезают от него большие куски мяса. В море к кораблю приближается пара чудовищных птиц Рух с огромными камнями в лапах. Птицы разбивают судно, и все находившиеся на нем оказываются в море. Синдбад привязывает себя к доске и на ней доплывает до суши.
«Тысяча и одна ночь» — не единственный арабский источник, упоминающий о птице Рух. О ней в XIII в. сообщают в своих книгах географ аль-Касвини и естествоиспытатель аль-Варди.
Мифы, подобные арабским, в которых название птицы не уточняется, запечатлены в «Джатаках» — собраниях индийских сказаний IV в. до н.э. Египетские жрецы рассказывали Геродоту (V в. до н.э.) о гигантской птице, способной поднять в небо человека.
Ее образ можно связать с арабской птицей анка, персидским симургом, египетским фениксом, еврейской птицей зиз и гигантскими птицами из европейских и североамериканских легенд. По разным описаниям, белая птица Рух напоминает орла, кондора или альбатроса, однако она гораздо больше каждой из этих птиц.
Согласно преданию, размах ее крыльев — «60 шагов», а каждое из ее перьев длиной «8 шагов». Чтобы обойти яйцо птицы, требуется «более пятидесяти шагов». Рух достаточно велик размерами и силен для того, чтобы поднять в своих когтях высоко в воздух не только человека, но и трех слонов.
В XIII в. птицу Рух в своих дневниках описал Марко Поло. В главе об острове Мадагаскар он пишет о том, что, по словам туземцев, Рух раз п году появляется на юге острова. Птица похожа на орла, но размерами намного превосходит его. Рух поднимает слонов в воздух и убивает их, бросая на скалы.
Те, кто видел птицу, говорили, что Рух известен в Европе под именем «грифон», хотя и не похож на классического грифона — птицу с телом льва. Марко Поло рассказывал, что на его расспросы жители Мадагаскара отвечали, что Рух — настоящая птица. Индийский правитель, услышав о птице, послал своих людей на Мадагаскар, откуда они привезли огромное перо девяти пядей длиной.
В 1658 г. вышла книга французского путешественника Этьена де Флакура «История большого острова Мадагаскара». Автора книги подмяли на смех: никто не поверил рассказам, записанным Флакуром со слов местных жителей. Разве можно было поверить, к примеру, что на острове живет птица размером чуть ли не со слона?
Прошли годы, появились новые сообщения. Побывавшие на острове сообщали, что там и вправду обитает неведомая птица огромных размеров и несет она такие крупные яйца, что жители используют их скорлупу как сосуды для воды. Примерно в это время Европа познакомилась с арабскими сказками — с удивительным миром могучих волшебников, несравненных восточных красавиц и мудрыхджиннов. И в этих сказках также упоминается таинственная птица!
Что же это за животное? Существовало ли оно вообще в природе?
В 1834 г. французский путешественник Гудо нашел на Мадагаскаре половину яичной скорлупы такого размера, что ее и в самом деле можно было использовать как посуду для воды. Путешественник отправил зарисовку скорлупы парижскому орнитологу Верро. На основании рисунка ученый окрестил птицу, снесшую яйцо, «великорослой» — эпиорнисом.
Прошло несколько лет, и в Париж доставили целых два яйца. А затем в болотах острова было найдено несколько гигантских костей, которые поначалу приняли за останки слона или носорога. Но кости принадлежали птице! И птица та должна была весить по меньшей мере полтонны.
Не так давно французские зоологи снова обнаружили на Мадагаскаре останки эпиорниса. Теперь они, конечно, никого не удивили. Сенсацией стало другое: к ноге птицы было прикреплено бронзовое кольцо (!), да еще с какими-то загадочными знаками. Эксперты пришли к выводу, что знаки на кольце не что иное, как оттиск печати эпохи древнейшей городской цивилизации Индии — Мохенджо-Даро. Значит, печать изготовлена около 5 тыс. лет назад. Радиоуглеродный анализ костей птицы помог установить ее возраст: он равен пяти тысячелетиям!
Для специалистов, внимательно сопоставивших многие факты, кое-что прояснилось. В 3-м тыс. до н.э. жители Индостана совершали смелые морские экспедиции. К этому времени у них был накоплен опыт вождения кораблей — сейчас ученым известны морские порты, построенные в 5-м тыс. до н.э. Побывали индийцы и на Мадагаскаре. Остров поразил путешественников разнообразием растительного и животного мира.
Тогда здесь в изобилии водились эпиорнисы. Среди моряков наверняка были любители фантастических историй, обладавшие пылким воображением, так рассказы вернувшихся домой мореплавателей обросли дополнительными деталями, бескрылая птица стала летать, заметно увеличилась в размерах, приобрела хищный нрав. Такой образ птицы Рух и вошел в древнейший эпос. Оттуда она перекочевала к персам, арабам и другим народам. Конечно, это лишь предположение, и новые находки могут либо подтвердить, либо опровергнуть его.
Зоологов волнует не только история образа таинственной птицы. Яйца, которые находили на песчаных дюнах и в болотах в южной части острова, выглядели подозрительно свежими. Казалось, они снесены совсем недавно. Местные жители уверены, что в самых дремучих лесах острова до сих пор живут гигантские птицы, однако увидеть их нелегко. В самом деле, сравнительно недавно европейские миссионеры слышали глухие, утробные крики неведомой птицы, доносившиеся из глубины лесных болот.
В то же время в местных преданиях ни слова не говорится об охоте на эпиорниса — значит, жители ради мяса их не истребляли. Конечно, сокращение количества или даже исчезновение диковинных птиц могло произойти в процессе освоения острова — вырубки леса, осушения болот. Но ведь на Мадагаскаре остались еще огромные участки заповедных джунглей и нехоженых болот. Словом, места для животного эпиорниса достаточно.
Кстати, знали эту чудовищную птицу и на Руси, называли Страх-рах, Ног или Ногой, придавали ей еще новые сказочные черты. «Ног-птица так сильна, что вола поднять может, по воздуху летает и четырьмя ногами по земле ходит», — повествует древнерусский «Азбуковник» XVI в.
В преданиях чукчей упоминается огромная птица Нога, пожирающая оленей, лосей, китов и людей. Подобные мифы бытовали и у алеутов островов Тихого океана. В фольклоре североамериканских индейцев апачей говорится об огромном орле, уносящем людей. Легенды о птицах гигантах были распространены и у индейцев прерий Северной Америки.
В персидском языке слово «рух» означает также «шахматная ладья» и — иногда — «носорог».
Легенды о Рухе тесно связаны с арабскими мифами о птице анка. Созданная Богом как птица совершенство, она затем превратилась в настоящее бедствие для людей. Анка также описывается как огромная птица, способная поднять слона; живет она 1700 лет, что роднит ее с египетским фениксом. В некоторых арабских книгах анку называют вымершей птицей. Согласно преданию, во время династии Фатимидов (X—XII вв.) анки нередко содержались в зоологических садах халифов.
После перевода арабских сказок птица Рух стала распространенным персонажем европейской живописи и литературы. На гравюре голландского художника XVI века Йоханна Страдануса «Магеллан открывает проливы» изображена птица с огромным клювом, вдвое превышающая размеры слона, которого она держит в когтях.
Особенно интересно упоминание о Рухе в поэме Майкла Дрейтона «Потоп», в которой Ной собирает на свой ковчег «каждой твари по паре» — от маленького жаворонка до огромного Руха, величайшей из птиц. Американский писатель Герман Мелвилл в романе «Моби Дик» (1851) сравнивает огромного альбатроса с птицей Рух.
Братья Гримм дважды упоминают о большой птице в своих сказках. В «Беляночке и Розочке» две девочки спасают карлика от огромной птицы, которая хотела унести его в своих когтях, а в сказке «Птенец Найденыш» охотник встречает мальчика, которого большая птица принесла в клюве в гнездо, находящееся на верхушке огромного дерева.