Туманная история птицы Самрук. Кто увез из-под носа казахстанских ученых важнейшую палеонтологическую находку?
Будет ли возвращена на родину бесценная реликвия, тайно вывезенная за границу?
Два года назад сначала в нескольких зарубежных, а затем в российских и казахстанских изданиях появилась сенсационная новость: в Казахстане обнаружили останки гигантской птицы, обитавшей на Земле в меловой период, в эпоху динозавров.
Кто нашел нашу птицу
Британские журналисты, к примеру, писали, что исследователи нашли огромную окаменевшую челюсть, которая принадлежала новому виду птиц, названному палеонтологами Samrukia Nessovi. Samrukia – по имени мифической птицы Самрук из казахских народных сказок, Nessovi – по фамилии известного российского палеонтолога Льва Нессова, который посвятил много времени изучению древних птиц…
Среди авторов опубликованного исследования называются имена исследователей – Дарена Нэйша, Гаррета Дайка, Андреа Кау, Франсуа Ескиле и Паскаля Годефруа.
Кто они такие? Поиск в Интернете дал ответ: Дарен Нейш работает в Портсмутском университете Англии, Гаррет Дайк – в университете Саутгемптона там же, на берегах туманного Альбиона, а Андреа Кау – просто приятный молодой человек, тоже имеющий отношение к палеонтологии. Франсуа Ескиле оказался директором компании “Елдониа”, специализирующейся на поиске древних животных, да и Паскаль Годефруа упоминается в связи с находкой палудититана в Румынии.
Кстати, про нашу палеонтологическую редкость даже небезызвестный Сева Новгородцев в своей программе “БибиСева” рассказал:
– А теперь немного казахского эпоса. Растет в бескрайней степи огромный тополь, дерево жизни – Байтерек. Вечная птица Самрук, закрывая небо крыльями, летит к Байтереку, чтобы, укрывшись в высокой кроне, отложить золотое яйцо – Солнце, дарующее всему живому свет и тепло, жизнь и надежду… Газета “Таймс” пишет, что ирландский палеонтолог Гаррет Дайк опубликовал в журнале Biology Letter статью о своем открытии – это птица Samrukia Nessovi, то есть Самрук. Рост в холке – 2 метра, размах крыльев – 4 метра. Жила в меловой период, 85 миллионов лет назад, по соседству с динозаврами, может, даже дружила с одним из них. Под сенью вечного дерева Байтерек.
Поработали черные палеонтологи?
Понятное дело, мы не могли пройти мимо такого факта! И обратились за комментариями к казахстанским специалистам, в Институт зоологии. Однако там нам ответ давать отказались, сообщив, что история с находкой настолько туманна и запутанна, что найти не только концы, но и ее начало весьма затруднительно. Мол, сами проводим расследование, каким образом наша птица попала на Запад…
Впрочем, у специалистов есть предположение, что, возможно, останки птицы переправили в Англию так называемые черные палеонтологи, ведь в 90-е годы, когда наука не финансировалась и ученым платили копейки, некоторые не особо щепетильные из них могли показать места для палеонтологических раскопок заезжим заграничным специалистам. А те могли выкопать и увезти без спроса…
Теперь перед наукой Казахстана встает множество вопросов: например, как включать эту находку в реестр, как обозначать и под чьим именем… Пока ответов на все эти вопросы нет, потому как само появление этой информации весьма сомнительно.
Самрук – первая по величине
В исследованиях английских ученых есть предположение о том, что найденная птица могла быть либо похожей на страуса высотой 2–3 метра и весом свыше 50 килограммов (и она, возможно, не могла летать), либо была схожа с большим альбатросом или кондором с размахом крыльев в 8 метров и при этом неплохо чувствовала себя в воздухе. Длина черепа древнего пернатого составляла примерно 30 сантиметров. Жила эта птица приблизительно 83 миллиона лет назад.
Обнаруженные у нас в стране останки Samrukia Nessovi – это первая такая находка в Азии и вторая в мире. До 2011 года единственным свидетельством существования гигантских птиц в меловом периоде служил окаменелый позвонок, найденный во Франции (об этом в 1995 году сообщалось на страницах журнала Nature). Эту птицу назвали Gargantuavis philoinos. До этого считалось, что в меловом периоде небо принадлежало лишь крупным крылатым пресмыкающимся – птеродактилям, а настоящие птицы хотя и были, но размером не больше вороны. Однако теперь эти две находки палеонтологов – французская Гаргантюавис и казахстанская Самрукия – позволяют предположить, что в ту далекую эпоху рядом с динозаврами жили гигантские птицы.
Меня, как человека, далекого от науки, ко всему прочему поразил и тот факт, что нахождение огромной птицы на территории Казахстана подтвердило и миф о птице Самрук. Как наши предки, появившиеся намного позже, могли знать о ее существовании? И как же мы, их потомки, сумели прошляпить доказательства ее существования у себя под носом?
Кто увез из-под носа казахстанских ученых важнейшую палеонтологическую находку? Будет ли возвращена на родину бесценная реликвия, тайно вывезенная за границу?Два года назад сначала в нескольких зарубежных, а затем в российских и казахстанских изданиях появилась сенсационная новость: в Казахстане обнаружили останки гигантской птицы, обитавшей на Земле в меловой период, в эпоху динозавров.Кто нашел
Британские журналисты, к примеру, писали, что исследователи нашли огромную окаменевшую челюсть, которая принадлежала новому виду птиц, названному палеонтологами Samrukia Nessovi. Samrukia – по имени мифической птицы Самрук из казахских народных сказок, Nessovi – по фамилии известного российского палеонтолога Льва Нессова, который посвятил много времени изучению древних птиц…
Среди авторов опубликованного исследования называются имена исследователей – Дарена Нэйша, Гаррета Дайка, Андреа Кау, Франсуа Ескиле и Паскаля Годефруа.
Кто они такие? Поиск в Интернете дал ответ: Дарен Нейш работает в Портсмутском университете Англии, Гаррет Дайк – в университете Саутгемптона там же, на берегах туманного Альбиона, а Андреа Кау – просто приятный молодой человек, тоже имеющий отношение к палеонтологии. Франсуа Ескиле оказался директором компании “Елдониа”, специализирующейся на поиске древних животных, да и Паскаль Годефруа упоминается в связи с находкой палудититана в Румынии.
Кстати, про нашу палеонтологическую редкость даже небезызвестный Сева Новгородцев в своей программе “БибиСева” рассказал:
– А теперь немного казахского эпоса. Растет в бескрайней степи огромный тополь, дерево жизни – Байтерек. Вечная птица Самрук, закрывая небо крыльями, летит к Байтереку, чтобы, укрывшись в высокой кроне, отложить золотое яйцо – Солнце, дарующее всему живому свет и тепло, жизнь и надежду… Газета “Таймс” пишет, что ирландский палеонтолог Гаррет Дайк опубликовал в журнале Biology Letter статью о своем открытии – это птица Samrukia Nessovi, то есть Самрук. Рост в холке – 2 метра, размах крыльев – 4 метра. Жила в меловой период, 85 миллионов лет назад, по соседству с динозаврами, может, даже дружила с одним из них. Под сенью вечного дерева Байтерек.
Поработали черные палеонтологи?
Понятное дело, мы не могли пройти мимо такого факта! И обратились за комментариями к казахстанским специалистам, в Институт зоологии. Однако там нам ответ давать отказались, сообщив, что история с находкой настолько туманна и запутанна, что найти не только концы, но и ее начало весьма затруднительно. Мол, сами проводим расследование, каким образом наша птица попала на Запад…
Впрочем, у специалистов есть предположение, что, возможно, останки птицы переправили в Англию так называемые черные палеонтологи, ведь в 90-е годы, когда наука не финансировалась и ученым платили копейки, некоторые не особо щепетильные из них могли показать места для палеонтологических раскопок заезжим заграничным специалистам. А те могли выкопать и увезти без спроса…
Теперь перед наукой Казахстана встает множество вопросов: например, как включать эту находку в реестр, как обозначать и под чьим именем… Пока ответов на все эти вопросы нет, потому как само появление этой информации весьма сомнительно.
Самрук – первая по величине
В исследованиях английских ученых есть предположение о том, что найденная птица могла быть либо похожей на страуса высотой 2–3 метра и весом свыше 50 килограммов (и она, возможно, не могла летать), либо была схожа с большим альбатросом или кондором с размахом крыльев в 8 метров и при этом неплохо чувствовала себя в воздухе. Длина черепа древнего пернатого составляла примерно 30 сантиметров. Жила эта птица приблизительно 83 миллиона лет назад.
Обнаруженные у нас в стране останки Samrukia Nessovi – это первая такая находка в Азии и вторая в мире. До 2011 года единственным свидетельством существования гигантских птиц в меловом периоде служил окаменелый позвонок, найденный во Франции (об этом в 1995 году сообщалось на страницах журнала Nature). Эту птицу назвали Gargantuavis philoinos. До этого считалось, что в меловом периоде небо принадлежало лишь крупным крылатым пресмыкающимся – птеродактилям, а настоящие птицы хотя и были, но размером не больше вороны. Однако теперь эти две находки палеонтологов – французская Гаргантюавис и казахстанская Самрукия – позволяют предположить, что в ту далекую эпоху рядом с динозаврами жили гигантские птицы.
Меня, как человека, далекого от науки, ко всему прочему поразил и тот факт, что нахождение огромной птицы на территории Казахстана подтвердило и миф о птице Самрук. Как наши предки, появившиеся намного позже, могли знать о ее существовании? И как же мы, их потомки, сумели прошляпить доказательства ее существования у себя под носом?
Текст книги «Мистерия Сириуса в свете легенд о царях птиц»
Автор книги: Сергей Брюшинкин
Жанр: Религиоведение, Религия
Текущая страница: 9 (всего у книги 15 страниц) [доступный отрывок для чтения: 6 страниц]
Чудесная птица Самрук
Легенда об огромной птице, которая в благодарность за спасение своих птенцов от дракона или змея покровительствует герою, известен мифологиям многих народов. У казахов и киргизов иногда она отождествлялась с птицей самрук (Симрух или Симург). В мифологии тюркских народов известна также птица «алып-каракус («черная птица», «богатырь черная птица», иносказательное наименование беркута, орла), в мифологии казахов, киргизов (алп каракуш), казанских татар (каракош). Приведём отрывки из казахской легенды о Самруке [34], которая кроме этого известного сюжета, содержит также фрагменты, характерные для легенд о Жар-птице.
В очень давние времена жил хан. У него было трое сыновей: Асан, Усен и младший – Хасан. Хасан был красивый, умный и к тому же батыр. Однажды хан увидел во сне чудесную птицу. Когда птица смеялась, изо рта ее падали цветы, а когда плакала – из глаз сыпались бусинки жемчуга. Хан решил раздобыть эту птицу. Позвал он к себе Асана и Усена.
– Во сне я видел чудесную птицу. Когда она смеется, из ее рта сыплются цветы, когда она плачет, из ее глаз сыплются бусинки жемчуга. Найдите ее и доставьте мне, если не найдете, велю отрубить вам головы! – повелел он сыновьям. Хасан стал упрашивать отца отпустить его на поиски чудесной птицы. Отец согласился, и Хасан поехал вслед за братьями. Хасан догнал братьев, уехавших на сорок дней раньше его, и втроем они продолжали путь по большой дороге. Доехали братья до развилки трех дорог. Одна дорога шла вправо, другая – влево, а третья – прямо. У каждой дороги стояли три камня с надписями. На камне у первой дороги было высечено: «Поедет – вернется». На втором: «Поедет – может вернуться, а может не вернуться». А на третьем камне высечено: «Поедет – не вернется». Асан решил ехать по дороге «Поедет – вернется». Усен – «Может вернуться, а может не вернуться». Хасану досталась дорога «Поедет – не вернется». И братья разъехались.
Едет Хасан несколько месяцев и несколько дней – впереди показался большой город. Прошло несколько дней – и он увидел большой красивый дворец. Но здесь шаманка превратила его в газель. Хасан-газель вошел во дворец. Навстречу ему вышла красивая девушка и превратила его в жигита. Когда к жигиту вернулся дар речи, он вежливо поклонился девушке, поблагодарил ее и рассказал все, что произошло с ним. Девушка также рассказала Хасану все, что с нею приключилось.
– Я единственная дочь той самой жалмауыз-кемпир, которая превратила тебя в газель, – сказала она. – Мне было тяжело видеть, как мать издевается над людьми, превращая их в животных, взяла свое приданое и думала, что никогда больше не увижу человека, а тут сам аллах послал мне тебя. Теперь я от тебя не отстану.
– Я не могу жениться на тебе, я должен выполнить обещание, данное мною отцу, – ответил Хасан.
– Какое же обещание ты дал отцу?
Хасан рассказал, как его отец во сне увидел чудесную птицу и повелел отыскать ее.
Выслушала девушка слова Хасана и заплакала.
– Если ты и дальше будешь искать эту птицу, то я потеряю тебя, – говорила она. – Эта птица принадлежала мне и умела говорить человечьим языком. Дочь царя дяу по имени Кульжахмал пришла с войском и отобрала ее у меня. Ты, конечно, найдешь становище тех дяу, но добыть птицу тебе будет нелегко,
– Я готов на любые лишения. Я должен во что бы то ни стало найти птицу и доставить ее отцу. Если я достану птицу и вернусь живой и невредимый, то заеду и женюсь на тебе, – дал обещание Хасан. Девушка перестала плакать и указала Хасану дорогу.
Прошло девяносто дней, и Хасан доехал до высоких гор, вершины которых упирались в небо. С большим трудом перевалил жигит через горы, потом доехал до большого одинокого дерева и присел отдохнуть в его тени. «Эй, человек, спаси нас, спаси!» – вдруг услышал он пискливые голоса птенцов Самрука. «Что случилось с бедняжками?» – подумал Хасан и бросился в их сторону. Огромный удав полз по стволу дерева вверх, намереваясь проглотить птенцов. Хасан выхватил меч и изрубил удава на куски.
Спасенные птенцы горячо благодарили своего избавителя. Они были голодны и вмиг проглотили куски тела удава. Вдруг поднялся сильный ветер и пошел ливень.
– Откуда ветер, откуда дождь? – спросил Хасан у птенцов.
– Это не ветер, это летит наша мать. Ветер от ее крыльев, а дождь – ее слезы. Наша мать ежегодно на этом дереве выводила своих птенцов. Когда мать улетала за кормом для птенцов, удав, которого вы убили сейчас, выползал из своей норы, проглатывал вылупившихся птенцов и прятался в своей норе. Вот и сейчас наша мать возвращается с охоты и думает, что не увидит нас живыми. Мать очень любит человеческое мясо. Она может проглотить вас, спрячьтесь под нашими крыльями.
Хасан спрятался. Прошло немного времени, и самрук грузно опустилась на дерево. От тяжести самрука дерево изогнулось и достало до земли. Мать принесла оленей, газелей и много других зверей и сложила в большую кучу. Увидев, что ее птенцы живы и невредимы, птица перестала плакать. Ветер утих, засверкало солнышко. Самрук, глотая слюну, стала оглядываться по сторонам.
– Чую запах человека, вы не видели его? – спросила она у птенцов.
– Если вы не тронете, мы покажем человека, – ответили они. Самрук в знак согласия кивнула головой. Когда птенцы выпустили из-под крыльев Хасана, птица подхватила его и хотела проглотить. Но птенцы запищали и впились ей в горло. Самрук выпустила Хасана.
– Почему вы его жалеете. Какое добро сделал вам этот человек? – спросила мать.
Самрук поблагодарила Хасана, расспросила, почему он пришел сюда и чем она может помочь ему. Хасан без утайки рассказал все и попросил доставить его в становище дяу.
Самрук согласилась. Она посадила Хасана на спину и полетела к становищу дяу.
Летели они семь дней и семь ночей. Перелетели через океан, пустыню, и когда подлетели к большой огненной реке, у самрук от голода закружилась голова, помутнело в глазах, и птица не знала как быть.
– Эй, человек, боюсь, что мы не долетим до места, силы меня покидают, скоро упаду! – обратилась она к Хасану.
Хасан, не задумываясь, вырезал у себя из бедер два куска мяса и протянул птице. Самрук проглотила мясо и полетела дальше.
– Откуда такое мясо? Оно очень вкусное и придает большую силу! – сказала птица.
– Эти куски я вырезал из своих бедер, – ответил Хасан. Самрук быстро провела крыльями по ранам Хасана, и они вмиг зажили. Прошло немного времени, и они прилетели в земли дяу.
– Когда дяу ложатся спать, они засыпают на сорок дней. Вот уже три дня как они спят. Я тебя буду ждать здесь еще три дня. Если за это время ты не вернешься, ждать дольше не стану и улечу, – сказала ему Самрук.
Хасан обещал вернуться через три дня и направился в город. Город дяу был очень красивый: тут все было построено из золота. Хасан, не видевший раньше такого чудесного города, забыл про чудесную птицу, про Самрук и стал осматривать все улицы.
Переходя с улицы на улицу, он пришел к красивому дворцу и вошел в него.
Он прошел вперед, переступил порог этой комнаты и увидел в золотой клетке птицу.
Птица расхохоталась, из ее рта посыпались цветы. Это была та самая птица, которую разыскивал Хасан. Его радости не было предела. Хасан решил взять птицу и только протянул руку к клетке, как птица завизжала.
– Ты меня не заберешь, – сказала птица, – если я запою громким голосом, все спящие дяу этого города проснутся. А один грамм твоего мяса здесь стоит тысячу дилля.
Хасан в слезах стал молить птицу. Он рассказал о своих мучениях в пути, об уговоре жениться на ее прежней владелице. Птица сжалилась над Хасаном. Хасан взял клетку и вернулся к Самрук. Самрук уже приготовилась было улетать. Жигит с клеткой сел на спину огромной птицы, и они без особых трудностей прилетели в гнездо Самрука. Чтобы перелететь дальше, Самрук дала Хасану одно свое перо. Это было волшебное перо. Хасан с птицей сел на перо Самрука и прилетел к девушке. Не было предела ее радости.
Отдохнули они там несколько дней, и Хасан с девушкой и птицей сел на перо Самрука и полетел на свою родину.
Это перо является характерным элементом сказок и легенд о Жар-птицах, таких как легенды о Гаруде и Симурге, как мы увидим в последствии.
Сказание о трёх Жар-птицах
Герб республики Северная Осетия
Предания о Жар-птицах достаточно широко распространены у российских народов, так в осетинском эпосе есть легенда об Уархаге, его сыновьях и о трёх Жар-птицах [34]:
В старости родилось у нарта Уархага два сына близнеца. В час, когда поют первые петухи, родился первый, в ту же ночь, когда утренняя звезда Бонварион ещё не взошла на небо, в час, когда поют вторые петухи, родился второй.
Позвал Уархаг небесного кузнеца Курдалагона, повелителя бездны морской Добеттыра, много почтенных людей во главе с Бором и Алыбегом. Назвали сыновей Ахсар и Ахсартаг, что значит «отважный» и «отважнейший». Не по дням, а по часам росли братья.
Посреди трех селений нартов у Бора был сад. В него повадились три птицы, и назначил Бора сторожить сад в ночь от каждого дома двух человек. Из года в год вонзались два кола по обе стороны (вокруг) сада, и в чей черед проникали в сад птицы, тем он отсекал кому голову, кому руку и насаживал их на два кола.
Во дворе Борафарнуга росла необыкновенная яблоня. На ней созревало одно золотое яблоко. Было оно лекарством от старости. А дерево это было такое: до полуночи оно цвело, с полуночи до рассвета приносило плоды. Нартам это дерево было очень дорого, они стерегли его как большое сокровище по очереди. Пришёл черёд охранять сад от загадочных птиц двум братьям-близнецам Ахсару и Ахсартагу. Договорившись между собой, что до полуночи сторожит один, а от полуночи до рассвета другой, один из братьев, Ахсар, засыпает, другой же, Ахсартаг, подкарауливает ночную птицу. В час, когда ночь сменяется днём, словно птица прилетела какая-то, осветился весь сад. Ахсартаг пустил стрелу и ранил ее. С рассветом у дерева братья обнаружили окровавленное золотое крыло. Подобрав его, Ахсартаг бросается в погоню. Дорога приводит к морю, на дно которого он и опускается, предварительно повелев брату ждать его на берегу.
Ахсартаг пускается в опасный путь. Он спускается на дно моря в поисках умирающей загадочной птицы и обнаруживает там необычный подводный дом, в который и входит. Сидят в доме семь братьев. Две их сестры выше их сидят – их золотые волосы на плечах не умещаются, в золотые сундуки спадают. Третья в соседней комнате стонет. Отворив следующую дверь, наш герой чуть не ослеп, он увидел саклю до того блестящую, как будто она была сделана из стекла, и ее разом освещали солнце, луна и звезды. Так же, как и в первой сакле, тут посередине был разведен костер, и вокруг него сидели люди.
Внимательно присмотревшись, наш герой замечает, что они сидят возле больной, но очень красивой девушки, каждый волос у девы-птицы золотой, а в безлунную ночь она светится, как луна. Это наводит его на мысль, что «от ее красоты, должно быть, и свет такой в сакле». Четыре молодца, один краше другого, поднялись ему навстречу… Он подошел ближе и увидел, что у изголовья больной сидит мать ее. Она говорит герою:
«Здравствуй, если ты принес куски тела моей дочери, а не то будь проклят, и лучше бы ты сюда совсем не приходил!».
Но Ахсартаг прикладывает недостающий кусок к телу ее дочери (девы-птицы), даёт яблоко и та оживает. Путешествие героя заканчивается женитьбой.
Роль Агни и Матаришвана в описании этой космической вспышки
Что касается Агни, то в Ригведе он играет особую роль, ничуть не уступая Индре, иногда
III, 2, 7. Он заполнил оба мира, заполнил великое Солнце, Когда его, только родившегося, деятельные жрецы держали в руках.
9 Для юного Агни, совершающего круговой обход, Бессмертные Ушиджи очистили три полена. В то время, как одно из них они установили для наслаждения смертного, Два других приблизились к родственному миру.
10 Быстро действуя, он движется по высотам и низинам. Он вложил зародыш в эти существа.
11 Родившись в разных утробах, он оживает, Бык, ревущий, словно лев…
12 Вайшнавара (эпитет небесного Агни), как некогда, поднял небосвод, Спину неба, приветствуемую доброжелателями.
13 Кого захватил Матаришван, когда тот жил на небе, К имеющему яркий путь, златовласому, прекраснопламенеющему Агни мы обращаемся за новой удачей
14 К чистому, как светило в своём движении, подвижному, подобному Солнцу
Гаруда (Матаришван) становится одной из его ипостасей, как Прометей похитивший огонь для людей:
I, 71, 4. Когда Матаришван, носясь в разные стороны, похитил его, Светлый стал родным в каждом доме. И тогда он, близкий к Бхигу, взял на себя службу вестника, Как тот, кто сопровождает очень сильного царя.
С тех пор приготовление пищи в каждом доме стало ритуалом принесения жертвы богу Агни
I, 128, 2. Мы раздуваем его, привозящего жертву к цели… Он не стареет эти своим обликом, Который Матаришван для человека принёс издалека, Бога, которого Матаришван принёс издалека.
3 В быстром движении в один день он обегает вокруг земного пространства, Ежеминутно воспеваемый бык, громко ревущий, изливая семя…
Легенда о Гаруде создаёт впечатление, что Агни всё же является более древним богом, не «стареющим этим своим обликом», которого похитил, принёс издалека деятельный Матаришван для людей.
Для нас более важным является космическая сторона существования Агни. Следующий отрывок демонстрирует, что Митрой является не только Солнце в зените своей яркости, но то же самое относится и к Агни:
III, 5, 4. Митрой становится Агни, когда зажжён.
8 Едва родившись, он увеличивается благодаря растениям, Когда они, дающие побеги, укрепляют его своим жиром
9 И вот прославленный, юный Агни вспыхнул благодаря дровам, На вершине неба, на пупе земли. Как Митра Агни достоин призывов, он, Матаришван. Как вестник пусть привезёт он богов на жертвоприношение!
10 Благодаря дровам, он укрепил небосвод, он, вздымающийся. Этот Агни, становящийся высшим из источников света, Когда Матаришван для Бхигу Зажёг Агни, скрывавшегося возницу жертва.
Следствием того, что Агни в максимуме своей яркости стал Митрой, стало появление, как здесь определяется, появление чёрного дня и белого дня – т. е. ночи, когда светил Агни и белого дня, когда светило Солнце.
VI, 9, 1. Чёрный день и светлый день – Вращаются два пространства по своему разумению. Агни-Вайшнавара, рождаясь, Как царь преодолел светом мрак.
4 Вот первый хотар – взгляните на него! Этот свет бессмертный среди смертных. Это он родился, прочно уселся, Бессмертный, растущий телом.
5 Прочный свет установлен, чтобы его видели…
7 Все боги преклонились тебе в страхе, О Агни, когда ты пребывал во тьме. Вайшнавара да будет милостив нам на милость!
Оценивая результаты арктической теории (теории полярной зари), а также других теорий пытающихся объяснить происхождение ведических богов, Тилак так резюмирует ситуацию:
Напомним, что имеется четыре единовременных эффекта, порождённых победой Индры: освобождение вод, освобождение коров, рождение зари и появление Солнца. Теория грозы (Индра бог грозы, который молнией разбивает гору и освобождает из грозовой тучи воды) разъясняет два первых, а теория зари – два вторых. Но все четыре не были объяснены никем, как, в равной мере, соединив эти четыре теории, нельзя использовать их указания для уточнения вопроса о четырёх результатах.
Кроме упомянутых четырёх эффектов, необходимо добавит ещё один эффект – рождение Агни, Индры, Матаришвана и других астральных богов. И все эти пять эффектов получают своё объяснение в гипотезе о вспышке Сириуса В в комбинации с возникновением вследствие с этой вспышки нового местоположения полюса.
В следующем отрывке устанавливается семь ступеней в эволюции Агни, чему соответствует семь сестёр-юниц, вскармливающих его:
III, 1, 3. Усладу создал себе мудрый, обладающий чистой силой действия, Тесно связанный по рождению с небом и землёй И вот боги нашли Агни, достойного, чтобы его видели, В водах, во время деятельности сестёр.
Семь юниц усилили счастливого, Родившегося светлым и алым в величии, Они спешили к нему, как кобылицы – к новорождённому жеребёнку. Боги любовались Агни при рождении.
5 Распространяясь в пространстве своими сверкающими членами… Одеваясь в пламя и жизненную силу вод, Он создаёт свою высокую, совершенную красоту.
6 Он вошёл в тех, что никого не порочат и не терпят обмана, В юниц неба, не одевающихся и в тоже время не нагих. Тут древние и вечно юные, происходящие из одного лона, Восприняли зародыша – эти семь голосов.
7 Расправились его скованные разноцветные члены…
8 Выношенный, о сын силы, ты засверкал, Принимая то ясные, то неистовые облики.
В следующем отрывке число сестёр увеличивается до десяти. Это может быть число дней, в течение которых Сириус совершив свою эволюцию, стал «бессмертным». Впрочем, соотношение семи и десяти сестёр может рассматриваться, как количество летних месяцев до и после вспышки, так как сёстры были в то же время и кобылицами.
III, 29, 11 Танунапат («отпрыск самого себя» – эпитет Агни) – зовётся отпрыск Асуров Нарашансой становится он, когда рождается; Матаришваном – когда сформировался в матери; Порывом ветра стал он в своей стремительности.
13 Смертные породили бессмертного… Десять девиц-сестёр вместе Охватывают новорождённого мужа
14 Окружённый семью хотарами, сверкал он издревле…
Вот ещё один фрагмент, указывающий на то, что Агни, сверкавший издревле, окружённый семью хотарами (звёздами созвездия Большого Пса), «отпрыск самого себя», трижды рождённый, то есть трижды достигший максимальной яркости, пройдя семь или десять фаз изменений самого себя (семь или десять девиц-сестёр), становится бессмертным:
IV, 1, 7. Трижды происходят эти высшие, истинные, Желанные рождения этого бога Агни. Сокрытый внутри бесконечного мрака, он явился Чистый, светлый, благородный, ярко сверкающий.
17 Исчез беспорядочный мрак, засверкало небо, Возник божественный луч Ушас, Поднялся Сурья на высокие равнины, Видящий, что прямо среди людей и что криво.
V, 9, 4. Ты также тот, кого трудно поймать, Как детёныша петляющих существ. Ты тот, кто сжигает много дров, О Агни, словно скот, съедающий всё на пастбище.
5 Он ещё тот, чьи языки пламени Сплетаются вместе дымные. А когда Трита на небе Раздувает его словно раздуватель мехов, Он оттачивает пламя, как при выдувании металла.
Следующий гимн, описывающий подвиги Агни в победе над мраком, сравнивает его со «странствующим кругом Солнцем»:
Словно странствующее кругом Солнце, ты правишь, о бог с чудесным блеском, О Агни, словно Митра, высоким законом. Ты раздатчик обильного добра, о бог.
3 Этот благой повелитель силой убивает Вритру.
По – видимому, «Ригведа» складывалась из сказаний разных племён, поскольку одни и те же события, такие, как победа над Вритрой, приписываются разным богам в различных фрагментах, Индре, Трите, Агни. Один из редких гимнов, возлагающий ответственность за убийство Вритры на Агни. В следующем фрагменте также редкое упоминание о победе над Эташей, которая обычно приписывается Индре:
VI, 15, 5. Кто своей очищающей приметной красой Всегда сиял на земле, словно зори своим блеском, Словно торжествующий победу в походе, в борьбе с Эташей, Кто подбегает, словно мучимый жаждой при солнечном зное (– к воде), нестареющий…
6 Почитайте вашего Агни раз за разом дровами!
Для Тилака с точки зрения арктической теории осталось непонятным, как Солнце, породив Агни, само уходило за горизонт:
Солнце, движущееся между небом и землёй в течение десяти месяцев, подобно пребыванию в материнском лоне. Приводило на ум ведическим поэтам параллельную мысль о десятимесячной беременности, но удивление вызывалось тем, что ребёнок. Появляющийся на свет, виден всем, а Солнце становилось невидимым как раз в момент выхода из лона матери. Куда оно уходило? Заключали ли его в деревянный ящик или обвязывали кожаными ремнями в водном мире? Почему мать не показывалась его отцу после благополучных родов? И были ли они благополучны? Вся эта история, естественно, вызывает много вопросов, и ведические поэты, кажется наслаждались этой загадкой, возвращаясь к ней в разных гимнах. А ведь то, что относится к Солнцу, в равной мере относится и к Агни, и во многих местах в Ведах Агни идентичен Сурье…
Однако, как это следует из приведённого ниже отрывка, родителями Агни были Небо-и-Земля и Тваштар и воды:
X, 2, 7. Ты, кого Небо-и-Земля, кого воды, Кого Тваштар, порождающий прекрасное, породили, Точно зная путь, исхоженный предками, Ярко свети, о Агни, когда тебя зажгут!
А сам Агни, «рождённый для силы действия», сам «порождает юную женщину», «телёнок сам породил свою мать» (это можно понимать так, что после дня, соответствующего светимости «юной женщине», последовал день с максимальной яркостью Сириуса В – «телёнок Агни», а затем вновь яркость соответствующая «юной женщине-матери»), укрепил «направленный вверх луч Сурьи», он сравнивается с «бушующим морем Солнца»
X, 63, 1. Зажжён деятельный посланник, о царь, Легко родившись, этот, похожий на Рудру, появился для силы действия. Искусно блистает он высоким блеском. Он идёт к светлой Ушас, гоня тёмную Ночь.
2 Когда благодаря обманному облику он овладел чёрной пёстрой Ночью, Порождая юную женщину, потомство могучего отца. Блистает посланник неба вместе с Васу («благой», класс богов, возглавляемых Индрой), Укрепляя направленный вверх луч Сурьи.
Интересна параллель меду Агни и Тритой. Рождённые оба в небесных реках, Агни, «трижды рождённый», как и Трита, третий конь, причастены к победе Индры над Валой и Вритрой:
X, 8, 1. С высоким знаменем Агни идёт вперед. Громким рёвом бык оглашает две половины мироздания. Он достиг крайних пределов самого неба. Бык возрос в лоне вод.
3 Кто ухватил за макушку двоих родителей, Того они вложили в обряд как бушующее море Солнца. Во время его полёта красноватые языки пламени, кончающиеся конями, Радовались самим себе в лоне закона.
7 По его совету, Трита в яме, По обычаю высшего отца, стремясь к озарению, Ища покровительства в лоне обоих родителей Обращается к оружию, называя его родственным.
9 Индра зарубил того, кто замахнулся на слишком большую силу, Благой господин – того, кто мнил себя таковым. Забрав себе коров самого Тваштара Вишварупы, он оторвал три его головы.
Главные итоги рассмотрения
1. Ригведа помнит о временах жизни арийцев в приполярных регионах, где Солнце и Луна ходят летом по кругу, а лето длится семь месяцев.
2. После вспышки Сириуса, это явление описывается в Ригведе такими богами, как Индра, Агни, Матаришван, Митрой, Варуной, Ямой, Гарутмант, год стал длится десять месяцев.
3. Один из главных подвигов Индры – победа над Вритрой и освобождение коров (месяцев), он породил, заставил подняться Солнце (изменение параметров земной орбиты и прецессии земной оси) и выпустил поток вод (Потоп).
4. От вспышки при рождени Индры, усилившимся за один день, сотряслось небо, затряслась Земля, потекли потоки вод.
5 Индра подтянул бадью неба (ковш неба по Тилаку) тройным рывком, Агни трижды обходит вокруг жертвы (бадьи неба?) – три дня вспышки Сириуса. Индра и Агни выливают источник неиссякающий (Потоп) небесных вод вместе с Солнцем, ушедшим в результате этого в нижний мир в результате прецессии земной оси, после чего лето стало длиться десять месяцев, вместо семи.
6. Повозка полярной зари Ушас улетела в дальние края, арийцы молятся о том, чтобы никогда не вернулись времена, когда Солнце в Ночи.
7 Указание Ригведы на то, что повозка Индры догоняет повозу, Солнца может говорить о том, что в результате прецессии сократилось время между заходом Сириуса и восходом Солнца.
8. Легенда о Гаруде указывает на то, что жар от вспышки Сириуса был столь сильным, что грозил сжечь всё живое, а также на то, пятьсот лет до появления вспышки Сириуса-Гаруды, возможно, была вспышка Сириуса, связанная с рождением его недоношенного брата Аруны. Эта легенда указывает также, что, возможно, Агни является более древним богом, чем Гаруда-Матаришван, связанный с предыдущей крупной вспышкой Сириуса.
9. Матаришвана Ригведа называет арийским Прометеем, принесшим огонь людям, что указывает на то, что эти события вспышки Сириуса, связываются со временами овладения огнём.