Птичий язык у детей что это

Ребенок не понимает речь

Когда в наш центр приходит неговорящий ребенок, для успешной коррекции мы должны определить причину отсутствия речи и понять механизм нарушения. Говорю «мы», потому что «неговоряшек» обычно смотрим вместе с нашим логопедом в формате комплексной консультации. Каждый со своей стороны. Начинаем издалека: есть ли у ребенка проблемы со слухом? Что говорит ЛОР? В 99% случаев ребенок «слышащий», то есть слух определяется как нормативный.

Для того, чтобы посмотреть скорость обработки слуховых импульсов в мозге, есть простой тест: позади ребенка можно кинуть на пол толстую книжку (так делает одна моя преподавательница). Я же просто хлопаю громко в ладоши за спиной ребенка в самый неожиданный момент. Очень часто ребенок поворачивает голову только спустя несколько секунд (!). Это называется замедленная ориентировка на звук. Вспомните себя. Если вы неожиданно услышите за ухом резкий громкий звук, вы вздрогнете всем телом! Представьте, насколько замедлена обработка слухового импульса у ребенка, если, во-первых, реакция ослаблена (не всем телом вздрагивает, а только слегка оборачивается), а во-вторых, не моментально, а спустя время.

Далее смотрим, понимает ли ребенок обращенную речь. Для этого мы даем различные инструкции, пробы и наблюдаем, как реагирует ребенок, понимает или не понимает, выполняет или не выполняет. Обманываем, путаем. Даем одну и ту же инструкцию в разных вариантах: «покажи носик у себя, у мишки, у мамы, у меня!». И так далее. Обязательно просим родителей сделать диагностику методом АСВП (акустические стволовые вызванные потенциалы) и КВП (когнитивные вызванные потенциалы). Как правило, результаты проб подтверждаются аппаратными обследованиями.

Часто родители, приходя на прием, говорят, что ребенок «понимает» речь, но это не подтверждается пробами. Здесь нюанс в том, что даже животные «понимают» человеческую речь, но не так, как мы думаем. Для них речь не является набором смысловых знаков, а просто неким общим шумовым сигналом, на который они привыкают реагировать так или иначе. Например, собаки привыкают, что после слова «гулять» хозяин поведет питомца на улицу, поэтому они бегут к двери. Но если сказать близкое по звучанию слово с другим смыслом, они прореагируют так же. То есть это уровень привычки, «стимул-реакция», а не осмысленная и произвольная реакция на обращенную речь. Примерно на этом же уровне привыкают «понимать» речь дети с нарушением распознавания обращенной речи. Однако любые изменения обстановки, формулировки, смена собеседника вызовут замешательство у ребенка.

Часто такие дети по поведению напоминают детей с РАС. Представьте, если бы вы росли в речевом вакууме. Это накладывает сильный отпечаток на всю эмоциональную, коммуникативную сферу, познавательное развитие (при отсутствии коррекции развивается вторичная умственная отсталость), поведение (про таких детей говорят, что они гиперактивные, но их проблемы поведения вызваны отсутствием внутренней речи, потому что речь даже во внутреннем плане не развивается, в отличие от чистой моторной алалии).

Нарушение понимания обращенной речи может быть обусловлено речевой слуховой агнозией и сенсорной алалией. Сейчас модно разделять эти два нарушения в теории, однако на практике все равно мы редко видим чистую сенсорную алалию без нарушения слухового речевого восприятия.

Чем отличается слуховая речевая агнозия от сенсорной алалии?

Расскажу немного о развитии понимания речи в онтогенезе. В возрасте до 1 года приоритетное развитие происходит в височной области правого полушария. То есть у ребенка в первую очередь созревает способность целостно воспринимать неречевые (предметные) шумы (громкость, тональность, источник, мелодика, ритм, интонация). К неречевым шумам относятся и звуки, издаваемые животными. Это фундамент для последующего понимания речи, поэтому малышам так важно обеспечивать разнообразное звуковое окружение. В результате у ребенка появляются первые звукоподражания. В коррекции логопеды также применяют методики на различение различных предметных шумов для прохождения данного этапа развития (если он был нарушен) и последующего формирования уже речевого слухового гнозиса.

В возрасте около 1-1.2 года включаются в работу вторичные поля височной коры левого полушария (они созревают полностью к 2 годам). И в шумовом потоке ребенок начинает вычленять звуки речи. Его звукоподражания приобретают «человеческое» произношение, начинаются вокализации, нормативные эхолалии (повторения услышанных слов), междометия (ой, бух, бам). Это не один звук, а серии звуков и простые слова, которые уже могут употребляться в привычном контексте (мама, папа, баба). Это этап созревания речевого слухового гнозиса. Ребенку пока недоступно понимание многозначности слов, важен контекст (обязательно предметный). Незрелость вторичных полей височной коры приводит к речевой слуховой агнозии. А если этот этап не был пройден, то и дальнейшее развитие понимания речи не происходит.

Далее созревают третичные поля коры – это зона, где происходит «перекрытие» теменной, височной и затылочной коры. Так называемая ТПО (TPO) зона. Или задняя ассоциативная кора. И воспринятые вторичной корой слова начинают насыщаться различными значениями, связываться между собой, обретая смысловые оттенки и развиваясь уже без жесткой привязки к одному предмету. Ребенок начинает овладевать родным языком. Третичные поля среди биологических видов есть только у человека. Нарушение на этом этапе приводит к сенсорной алалии.

Основная практическая проблема состоит в том, что незрелость предыдущего уровня слухового анализатора приводит к недоразвитию следующего. Иногда нельзя четко дифференцировать, нарушено формирование на этапе только вторичных или уже третичных полей. А как показывает аппаратная диагностика методом вызванных потенциалов, часто у детей нарушено проведение импульса, вообще не доходя до коры! То есть по сути, у них есть слабая нейросенсорная тугоухость, которая не была своевременно выявлена. А если импульс в кору приходит с задержкой и в неполном объеме, то и первичная, и вторичная, и третичная кора страдают. Нарушается овладение языком и мышление.

Что делать, если ребенок не понимает речь?

На этапе коррекции «ДО» третичной коры (то есть при слуховой речевой агнозии) идеально помогает Томатис. Это видно и на практике (поразительно улучшается понимание речи у детей, которые даже на имя не откликались), и по исследованию вызванных потенциалов. Конечно, слуховую стимуляцию необходимо сочетать с логопедическими занятиями, но и без них скачок в восприятии речи происходит всегда огромный.

А на уровне третичной коры (когда слуховой речевой гнозис хорошо сформирован) для развития языка, усвоения многозначности слов, устранения аграмматизмов необходима помощь логопеда. И занятия нужно проходить регулярно и на протяжении длительного времени.

Кстати, мне ближе понимание речевых дефицитов не дискретное (есть речь-нет речи, отсюда и термин «алалия», то есть отсутствие речи), а континуальное, ведь даже после запуска речи ребенок продолжает овладевать системой языка (поэтому я очень люблю термин «дисфазия развития»).

Ребенок не говорит? Не понимает речь? Запишитесь на консультацию по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.

Источник

Что такое сенсомоторная алалия? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Гавриловой Татьяны Алексеевны, детского невролога со стажем в 20 лет.

Птичий язык у детей что этоПтичий язык у детей что это

Определение болезни. Причины заболевания

Птичий язык у детей что это

Основные факторы развития заболевания:

В 100 % случаев сенсомоторная алалия сопровождается нарушением умственного развития. Даже комплексный подход к реабилитации не гарантирует положительный прогноз: всё зависит от начала лечения.

К коррекции данного состояния необходимо приступить как можно раньше — в возрасте 3-4 лет. При отсутствии своевременного лечения у многих детей в дальнейшем формируется умственная отсталость и обучение возможно только в условиях коррекционной школы.

Симптомы сенсомоторной алалии

Основные проявления заболевания:

У ребёнка с сенсомоторной алалией также могут встречаться дополнительные проявления заболевания:

Патогенез сенсомоторной алалии

Особенность патогенеза данного речевого нарушения заключается в том, что оно формируется при единовременном поражении практически всех отделов головного мозга, ответственных за речь:

Птичий язык у детей что это

При гипоксически-ишемическом поражении головного мозга от нехватки кислорода часть нейронов в речевых зонах погибает, а часть повреждается и работает недостаточно активно. В результате речевые зоны не в состоянии приобретать навыки.

Птичий язык у детей что это

При гидроцефалии избыточное давление жидкости сдавливает различные отделы мозга и белого вещества, что приводит к атрофии коры головного мозга или истончению проводящих путей (нарушена миелинизация — процесс покрытия отростка нервных клеток особой миелиновой оболочкой ). На МРТ головного мозга в таких случаях расширена желудочковая система (внутренняя гидроцефалия) или отмечается скопление ликвора в области лобных и височных долей головного мозга (наружная гидроцефалия). У многих детей гидроцефалия смешанная.

Птичий язык у детей что это

При тяжёлых родовых травмах или черепно-мозговых травмах в результате кровоизлияния или механического нарушения повреждаются отделы мозга, отвечающие за речевую функцию. Происходит гибель значительного числа нервных клеток с формированием большой порэнцефалической кисты. Данная киста представляет собой место гибели нервных клеток, заполненное ликвором (спинномозговой жидкостью).

Птичий язык у детей что это

Классификация и стадии развития сенсомоторной алалии

Сенсомоторная алалия является алалией смешанного типа. Она включает в себя сразу две формы алалии: расстройство развития экспрессивной и рецептивной речи.

Моторная (экспрессивная) алалия — это системное недоразвитие экспрессивной (разговорной) речи, связанное с органическим повреждением центра Брока и моторных зон, управляющих речевой мускулатурой. Для этой формы алалии характерна недостаточ ная сформированность речевых навыков. 

Птичий язык у детей что это

Сенсорная (имперссивная) алалия — это нарушение речи, связанное с повреждением центра Вернике. При такой патологии речеслуховой анализатор работает неправильно, в результате чего ребёнок не понимает то, что ему говорят.

Осложнения сенсомоторной алалии

Без своевременно начатой комплексной реабилитации высока вероятность того, что у маленького пациента с сенсомоторной алалией сформируется грубая задержка психоречевого развития. Ребёнку с этим нарушением трудно запоминать правила игры и концентрироваться на чём-либо, у него отсутствует познавательная активность, словарный запас остаётся очень скудным. Со временем отсутствие психоречевого развития может привести к дезадаптации и даже умственной отсталости.

У некоторых детей с сенсомоторной алалией при появлении речи выявляется заикание. Оно не является осложнением заболевания — это последствие тотального поражения речевых зон головного мозга.

Диагностика сенсомоторной алалии

Так как дети с сенсомоторной алалией не выполняют просьбы и не обращают внимания на речь, то в первую очередь им необходима консультация сурдолога для исключения задержки развития в результате снижения слуха.

Птичий язык у детей что это

Для уточнения причины заболевания и назначения лечения детский невролог проводит опрос родителей, уточняет акушерский анамнез (историю), знакомится с медицинской документацией ребёнка и ранее проведёнными исследованиями.

План обследования может включать:

Птичий язык у детей что это

Чтобы вовремя выявить сенсомоторную алалию и приступить к лечению, родители должны наблюдать за развитием речи у ребёнка. К специалистам необходимо обратиться в том случае, если ребёнок в 2 года:

Лечение сенсомоторной алалии

Также для реабилитации пациентов с сенсомоторной алалией прибегают к занятиям в аудио-тренажёре, логопедическому массажу, микротоковой рефлексотерапии, нейрокоррекции и лекарственной терапии.

Птичий язык у детей что это

Птичий язык у детей что это

При сенсомоторной алалии проводится активизация различных речевых зон головного мозга:

Птичий язык у детей что это

Важно помнить, что лекарственные препараты не улучшают работу конкретной речевой зоны головного мозга — они могут улучшать работу мозга в целом. Любые лекарства должен назначать только невролог, самолечение недопустимо.

Прогноз. Профилактика

Мозг ребёнка пластичен и обладает высокими восстановительными способностями. Хотя погибшие клетки уже не восстановятся, сохранившиеся нейроны, расположенные рядом с местом повреждения, могут взять на себя функцию погибших клеток. Однако высокая восстановительная способность детского мозга с возрастом снижается. Поэтому чем раньше начата комплексная медико-педагогическая реабилитация, тем выше вероятность развить речь и догнать сверстников в развитии.

Важно, чтобы ребёнок научился общаться до школы. Это позволит ему усваивать учебный материал. Вовремя развить речь удаётся примерно 40 % детей с алалией.

При отказе родителей от реабилитации в надежде на самопроизвольное развитие речи заболевание сохраняется, в ряде случаев оно приводит к умственной отсталости. В дальнейшем ребёнок испытывает существенные трудности в обучении либо даже вынужден обучаться в коррекционной школе.

Удастся ли ребёнку освоить письменную речь, также зависит от возраста начала реабилитационных мероприятий и от степени умственной отсталости. В самых тяжёлых случаях помогает система альтернативной коммуникации — PECS. Она позволяет ребёнку общаться без помощи речи: предъявляя визуальные картинки вместо слов и даже составляя из них предложения. Российские логопеды фактически модифицировали эту систему и используют карточки PECS как начальный этап для развития фразовой речи. В этому случае карточки выступают в качестве визуальной подсказки: какие слова, в каком порядке нужно произносить в предложении.

Птичий язык у детей что это

Профилактика сенсомоторной алалии:

Источник

Эхолалия у детей: симптомы, причины и коррекция

Развитие речевой функции ребенка происходит в несколько стадий, и оно напрямую связано с его умственным и физическим развитием. У кого-то этот процесс происходит быстрее, у кого-то медленнее. Многие дети в этот период активно повторяют все, что говорит взрослый – от отдельных слов до целых фраз. Это абсолютная норма, потому что ребенок таким образом расширяет свой словарный запас, он практикуется в произношении и социальном общении.

Но если такое продолжает происходить и в более старшем возрасте, то это является серьезным поводом для беспокойства. В логопедии есть четкое определение такому состоянию – эхолалия. Для понимания этого нарушения, нужно знать, что это такое, а также какие способы коррекции можно использовать, чтобы избавиться от него.

Птичий язык у детей что это

Что такое эхолалия

Эхолалия — это вид однообразного речевого поведения, когда слова или звуки из разных источников (мультфильмов, кино, рекламы, песен или разговоров) повторяются бесконтрольно и автоматически как эхо, без глубокого понимания их смысла.

Если это происходит в раннем возрасте (до 3 лет), то это считается нормой, потому что ребенок так постигает речь и пытается вступить в диалог. При нормальном развитии такое состояние быстро проходит. Но если это встречается у детей в возрасте после 4 лет, то в этом случае эхолалия – это симптом неврологических расстройств и, вполне возможно, задержки развития или аутизма.

Симптомы эхолалии

Характерный признак эхолалии – это автоматическое повторение ребенком услышанных им слов. Но это не единственный симптом, на который стоит обращать внимание. Вот некоторых из них:

Птичий язык у детей что это

Исходя из того, какие признаки эхолалии встречаются у ребенка, можно классифицировать данное нарушение на 2 вида – немедленную и отсроченную эхолалию:

Немедленная. Она проявляется в повторении слов сразу же после того, как ребенок услышит их.

Отсроченная. В этом случае ребенок повторяет слова и фразы после какого-то периода времени. Может случиться так, что этот период будет достаточно продолжительным – вплоть до нескольких месяцев.

Птичий язык у детей что это

Эхолалия: причины развития

Наличие неврологических, психических расстройств, а также других отклонений, провоцирует развитие речевых аномалий. Возникновение эхолалии может быть следствием физиологических и патологических факторов.

Птичий язык у детей что это

Для каких нарушений характерна эхолалия

Как правило, именно отсроченная эхолалия встречается у детей с расстройством аутистического спектра. Часто они обладают очень хорошей памятью, что позволяет им в точности повторять когда-то услышанные фразы.

У некоторых аутичных детей речевые возможности существенно ограничены произнесением случайных гласных и согласных звуков, которые издаются бесцельно. Другие же дети с расстройством аутистического спектра могут иметь достаточно живую речь, но в ней не наблюдается непосредственное отношение к происходящему, т.е. сама речь не имеет значимости для социального общения.

Эхолалия у детей с РАС является, по сути, способом восстановления эмоционального равновесия, либо как инструмент самостоятельной стимуляции. Для них очень важны ритуалы и привычки, поэтому повторение слов помогает им перейти в нужное состояние. Кроме того, эхо-симптом характерен и для других нарушений: алалия, ЗРР и ЗПР, различные психические заболевания.

Птичий язык у детей что это

Как лечить эхолалию и как работать с такими детьми

Коррекция эхолалии предполагает устранение основного заболевания (если причина эхо-симптома в этом). Проводится целый комплекс психокоррекционных занятий. Важна совместная работа психолога, дефектолога и логопеда.

Крайне важна и роль родителей в коррекционном процессе. Вот несколько советов, как вести себя с такими детьми:

Важно понимать, что эхолалия – это не какой-то бессмысленный процесс, а форма общения, которой ребенок пользуется. И ваша задача, как педагога, не подавлять его, всячески пытаясь его исправить, а попытаться выстраивать с ним нормальную коммуникацию. В этом вам помогут несколько советов.

Источник

Наши статьи

Ранний детский аутизм и Расстройство аутистического спектра – доступно о сложном.

Птичий язык у детей что это

Сразу оговоримся, что аутизм, как диагноз, может быть поставлен ребенку лишь в среднем школьном возрасте. До этого момента у ребенка может быть диагностирован только ранний детский аутизм, который, как правильно, проявляется в возрасте до 3 лет.

Крайне важно провести разделительную черту между понятиями «расстройство аутистического спектра» и «ранний детский аутизм». Важно это потому, что отсутствие четкой дифференциации между РАС и РДА приводит к тому, что многим детям не удается оказать результативную помощь. Так как от правильной постановки диагноза зависит маршрут лечения и коррекции ребенка.

Ранний детский аутизм (РДА).

Под этим диагнозом понимается отклонение в психическом развитии, которое проявляется целым спектом нарушений, связанных с трудностями выстраивания отношений с окружающим миром.

За последние несколько лет количество детей с РДА значительно возросло. Согласно открытым данным, частота РДА составляет примерно 2-4 случая на 10.000. Заключения о причинах возникновения данного заболевания до сих пор достаточно противоречивы. Происхождение РДА связывают со сложными биологическими факторами, такими как генетические дефекты (от 2 до 3% аутистов имеют в анамнезе наследственный фактор) или перинатальное органическое поражение центральной нервной системы ребенка. В зону риска прежде всего попадают беременные женщины на ранних сроках, на организм которых могут оказывать негативные действия различные факторы, такие как: некоторые компоненты продуктов питания, алкоголь, никотин и наркотики, лекарственные препараты, внутриутробные инфекции, стрессы, загрязненность внешней среды, а также, согласно некоторым данным, электромагнитное поле мегаполисов.

Как уже было сказано выше, ранний детский аутизм, как правило, диагностируется в возрасте до трех лет и имеет сразу несколько симптомов (как минимум, три или четыре из всей симптоматики аутистического спектра). Как правило, частый компонент нарушения – трудности взаимодействия с другими, даже самыми близкими людьми, а также невозможность выражения собственных эмоций.

Признаки раннего детского аутизма:

Речевое развитие таких детей также имеет свои характерные черты (если такие дети начинают говорить, то с ярко выраженной задержкой, их речи свойственны эхолалии, отсутствие местоимений, интонационная монотонность, штампованность, аграмматизмы). Дети с РДА не могут различать чувства, поэтому их пугает любое эмоциональное проявление, они встречают его в штыки. Они не понимают, ни какие эмоции испытывают они сами, ни какие эмоции испытывает по отношению к ним окружающий мир (например, не понимают, улыбается ли ему мама, одобряет ли его действия или, наоборот, сердится). Поэтому они плачут и успокаивают себя с помощью стереотипных движений, которые дают им ощущение безопасности.

Проблема заключается в том, что все эти симптомы не являются специфичными только для детей с РДА (то есть теми, по которым можно было бы однозначно классифицировать именно этот диагноз). Некоторый другие заболевания могут проявляться таким же набором симптомов.

В данном случае речь идет о расстройстве аутистического спектра (РАС) или аутистических чертах поведения.

Расстройство аутистического спектра (РАС).

Птичий язык у детей что это

На первый взгляд симптоматика РАС очень напоминает тот ряд признаков, который присущ раннему детскому аутизму. Но, как правило, расстройство аутистического спектра проявляется одной-двумя, так называемыми, аутоподобными чертами – те же проблемы взаимодействия с окружающим миром, замкнутость, определенная социальная дезодоптация, нежелание играть со сверстниками, нежелание общаться со взрослыми, беспричинный страх, произвольные или непроизвольные крики, эмоциональная возбудимость. Это также может быть набор определенных стереотипных действий и повторяющихся движений.

И, тем не менее, при всей внешней схожести симптомов, РАС и РДА – не одно и то же.

Попытки найти определение, что же такое на самом деле «расстройство аутистического спектра», скорее, сведутся к описанию все тех же внешних признаков, нежели к конкретной формулировке. РАС расплывчато определяют как общее расстройство развития. Почему определение РАС такое неопределенное? Это связано с тем, что расстройство аутистического спектра не является самостоятельным заболеванием как таковым. На самом деле это психолого-педагогическая классификация особенностей эмоциональной сферы ребенка. Расстройство аутистического спектра всегда является последствием неврологического нарушения центральной нервной системы ребенка. Как самостоятельное проявление, без неврологической причины, РАС существовать не может.

РАС и РДА имеют лишь похожие проявления, но абсолютно различны в части самой природы нарушения.

И тут мы подходим к очень важному заключению – употребление понятий РАС и РДА как синонимов не допустимо ни в коем случае. Краеугольным камнем в оказании помощи детям с такими симптомами является вопрос безошибочной постановки диагноза. Эффективность всей дальнейшей работы по реабилитации ребенка зависит в первую очередь от патогенеза – установления причины нарушения. Неверные выводы могут стать причиной того, что РДА будет ошибочно диагностирован и приписан тем детям, которые на самом деле РДА не страдают.

Диагностика.

Процесс постановки диагноза РДА чрезвычайно сложен, предполагает обследование ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссии, в рамках которой происходит комплексная диагностика ребенка). Помимо сбора подробного анамнеза необходимо проведение широкого спектра клинических и психологических исследований, расширенного неврологического и соматического обследования, функциональной диагностики (ЭЭГ, УЗДГ, вызванные потенциалы) и, при необходимости, генетического анализа.

Для постановки точного диагноза и, как следствие, подбора правильных коррекционных программ требуются консультации сразу нескольких врачей – в первую очередь, психиатра и невролога. Не менее важная роль в диагностике отводится клиническому психологу (нейропсихилогу, патопсихологу) – квалифицированному специалисту в области медицинской (клинической) психологии. Это специалист, в компетенцию которого входит исследование высших психических функций ребенка и его эмоциональной сферы. Клинический психолог обладает широким диагностическим инструментарием, с помощью которого он может выделить области памяти, внимания, мышления и коммуникации, требующие коррекции. В диагностическом обследовании обязательно должен принимать участие логопед-дефектолог для моделирования комплекса дальнейшей коррекционной работы. Так как запуск речи у ребенка с аутистическими чертами – это очень важная задача. Ведь именно речь является основой коммуникации и связи ребенка с окружающим миром.

Что дальше?

Только безошибочно поставленный диагноз позволяет подобрать правильные методы коррекции речевых и поведенческих нарушений. В обоих случаях они будут принципиально разными. И понимать это чрезвычайно важно.

Ранний детский аутизм крайне сложно компенсировать, и, как правило, детей с таким нарушением обучают социальной адаптации, как то: навыки самообслуживания, навыки вербального (максимум), а скорее всего невербального взаимодействия с окружающим миром. Это может быть развитие кинестетических навыков (умение воспринимать свое тело, направление движений, пространство), дающих ребенку невербальное понимание, какие именно сообщения посылает ему окружающий мир.

Зачастую для аутичных детей единственным способом общения и самовыражения становятся специальные карточки с картинками PECS, с помощью которых они могут сообщать о своих желаниях и намерениях. Достаточно эффективной альтернативой общения с помощью карточек ПЕКС может оказаться общение с помощью письма. Такие дети, как правило, очень хорошо понимают буквы и вполне в состоянии обучиться письму (печатанию). В нашей практике были потрясающие результаты при использовании такой формы обучения. Во многих случаях способ общения через письмо удается перевести (трансформировать) в вербальную, продуцированную речь.

Во многих случаях коррекции поведенческих нарушений при раннем детском аутизме эффективно работает применение поведенческой терапии АВА (applied behavior analysis).

Разумеется, необходимо применение медикаментозной терапии. В тех случаях, когда она подобрана правильно, она дает быструю положительную динамику.

Одной из самых эффективных на сегодняшний день методик является транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС). Это инновационная методика, широко применяемая в реабилитации на Западе, позволяет с помощью кратковременных магнитных импульсов активировать нервные клетки в пострадавших участках мозга и «заставить их работать». Этот метод безболезненный, неинвазивный и практически не имеющий противопоказаний. С помощью ТМС стало возможным всего за 10-12 сеансов повлиять на восприятие ребенком окружающего мира.

Что касается расстройства аутистического спектра, то здесь компенсаторные возможности существенно шире. В сравнении с ранним детским аутизмом РАС гораздо проще поддается коррекции, и прогноз наступления существенных положительных изменений более благоприятный. С одной стороны, работа с РАС предполагает использование многих методик, что были описаны выше. При этом одной из самых больших ошибок является бездумное копирование этих методик (опять же в случае отсутствия правильно поставленного диагноза: РАС или РДА). В частности, речь идет о переводе ребенка с аутистичными чертами на карточки PECS. Реальность, к сожалению, такова, что в 80% случаев такой ребенок в дальнейшем уже не возвращается в вербальную коммуникацию. Таким образом, карточки PECS целесообразно начинать применять лишь с того возраста, когда перепробованы все варианты, и наступило понимание, что научить ребенка вербальной коммуникации другими методами невозможно.

Одним из важнейших моментов в коррекционной работе является междисциплинарный подход. Работа с такими детьми предполагает совместное взаимодействие сразу нескольких специалистов. И тут очень важно понимать, что разобщенный, не целостный подход чреват тем, что каждый врач в отдельности начинает работать над проблемой с ракурса только своей специализации, что сильно снижает результат и может вообще привести к его отсутствию. Идеальным решением является применение комплексной программы для коррекции речевых и поведенческих нарушений «Нейроабилитация», которую курирует специалист, обладающий сразу несколькими квалификациями (нейропсихолог, патопсихолог, клинический психолог, дефектолог). От первой консультации и до конечного результата руководитель программы полностью контролирует взаимодействие медикаментозной терапии и коррекционных мероприятий, проводимых всеми специалистами.

В заключении важно сказать, что самой большой ошибкой в коррекционной работе может стать упущенное время. При первых же проявлениях вышеназванных признаков имеет смысл как можно раньше обратиться за консультацией к опытному неврологу. А в случае подтверждения диагноза РДА или РАС сразу же начинать заниматься коррекцией. Вам потребуется много времени и ресурсов, но результат того стоит.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *