Птб 1500 что это
Самолет истребитель МиГ-29 и его модификации
Истребитель МиГ-29 есть и остается в числе самых распространенных современных боевых самолетов в мире. История у МиГ-29 большая. За годы производства было произведено 1600 штук МиГ-29. На сегодняшний день в ВВС России эксплуатируется примерно 270 истребителей, ВМФ России имеет дополнительно 40 истребителей. Истребитель МиГ-29 побывал на вооружении, как у наших бывших союзников, так и в странах НАТО. Истребитель МиГ-29 довольно хорошо продавался за рубеж.
Истребитель МиГ-29, бесспорно, является одним из наиболее удачных истребителей времен СССР. Уникальность самолета кроется в том, что он демонстрировал уникальные технические характеристики. Он мог летать на больших углах атаки. Чтобы резко уйти вверх или поразить ракету, летчик мог потянуть за пределы ограничителей рычаги управления, что западным аналогам истребителя было недоступно. История рождения и принятие самолета на вооружение была длительной.
История создания МиГ-29
Первые наработки и чертежи по созданию легкого фронтового истребителя новейшего поколения начались в конце 1960-х. СССР в 1969 году узнал о программе ВВС США F-X. Руководство СССР осознало, что новейший американский самолет значительно превосходит существующие советские истребители. Стоявший тогда на вооружении МиГ-21 был современным истребителем, однако он уступал в бою по вооружению, дальности полета и возможности совершенствования. МиГ-23 был достаточно быстрым, однако недостаточно поворотливым и маневренным в ближнем воздушном бою. Требовался высокотехнологический и сбалансированный истребитель с отличной поворотливостью в бою.
В 1969 году объявили конкурс на разработку и создание подобного самолета ПФИ. Будущий самолет получил следующие тактико-технические требования:
Аэродинамическое проектирование нового перспективного фронтового истребителя выполнял ЦАГИ вместе с КБ Сухим. В конкурсе также приняли участие КБ Яковлева и КБ Сухого, в том числе показали свои чертежи Гуревич и Микоян. Победителем признали ОКБ «МиГ».
Однако в 1971 году стало понятно, что самолет ПФИ слишком дорог под потребности ВВС. Поэтому проект поделили на ТПФИ и ЛПФИ. Чертежи под тяжелый самолет стало разрабатывать КБ Сухого, а за разработку легкого отвечал Микоян. К работе над ЛПФИ приступили в 1974 году. Результатом работ стал Продукт 9, который получил обозначение МиГ-29А. В 1977 году он совершил первый полет.
Серийное создание из-за задержек, вызванных потерей двух прототипов, было развернуто лишь в 1982 году на заводе № 30 «Знамя труда» г. Москва. В августе 1983 года серийные МиГ-29Б стали поставлять на авиабазу Кубинка на вооружение. Самолет успешно прошел государственную приемку в 1984 году, затем начались его поставки на вооружение во фронтовую авиацию. К 1985 году два авиаполка с самолетами МиГ-29 были полностью укомплектованы.
МиГ-29 в 1988 году был представлен на авиасалоне в Фарнборо, где он поразил западных обозревателей. Двигатель РД-33 позволял демонстрировать быстрый взлет, выдающуюся подвижность и высокие ттх, но имел повышенную дымность. МиГ-29 активно экспортировался и принимался на вооружение во множестве стран. Впоследствии было разработано и произведено множество различных модификаций истребителя, в том числе и палубные. МАПО им. П. В. Дементьева было выпущено примерно 1200 истребителей МиГ-29. К тому же почти 200 МиГ-29УБ было произведено заводом в Нижнем Новгороде. Сегодня модернизация МиГ 29 и производство МиГ-29КУБ и МиГ-29К ведется на РСК «МиГ» в подмосковных Луховицах.
Технические характеристики истребителя
Чемпион по маневру
МиГ-29 отличается уникальными летными ттх, что предопределяет:
В результате истребитель показывает следующие уникальные технические характеристики:
В результате в воздушном бою МиГ-29 показывал великолепные технические характеристики и был вне конкуренции. Еще одним достоинством данной машины является относительная неприхотливость в обслуживании, а также способность производить взлет с коротких малоподготовленных полос.
Особенности конструкции самолета
Модификации МиГ-29
На базе МиГ-29 спроектированы и созданы следующие модификации:
На экспорт в 30 стран мира было поставлено примерно 800 истребителей МиГ-29 различных модификаций. Всего было построено более 1600 истребителей.
Видео: МиГ-29
МиГ-29
Средний фронтовой истребитель
ОКБ Микояна и Гуревича
МАПО им. П. В. Дементьева
Авиазавод в Нижнем Новгороде
6 октября 1977 года
27 октября 1983 года
Воздушные силы Украины
1600 самолётов МиГ-29
Предположительно 30 млн долларов США (экспортная)
МиГ-29 (по кодификации НАТО: англ. Fulcrum, Фолкрэм — Средство достижения цели; точка опоры) — советский/российский многоцелевой истребитель четвёртого поколения, разработанный в ОКБ МиГ.
История создания
Первые наработки по проекту лёгкого фронтового истребителя (ЛФИ) нового поколения были начаты в конце 1960-х годов. В 1969 году был объявлен конкурс на разработку такого самолёта. В нём приняли участие конструкторские бюро Сухого и Яковлева, а также Микояна и Гуревича. Победителем было признано ОКБ «МиГ». Детальная проработка проекта начата в 1971 году. Первый полёт прототипа был совершён 6 октября 1977 года, а серийное производство развёрнуто в 1982 году на базе московского завода № 30 «Знамя труда». В августе 1983 года первые серийные МиГ-29 начали поступать в ВВС СССР. К началу 1985 года первые два авиаполка на МиГ-29 достигли оперативной готовности. В 1988 году МиГ-29 был впервые представлен на международном авиасалоне в Фарнборо. Этот тип истребителей активно поставлялся на экспорт во множество стран. Было разработано и выпущено множество различных модификаций, включая палубные. К концу 1991 года цехами МАПО им. П. В. Дементьева было произведено около 1200 одноместных истребителей МиГ-29. Кроме того, почти 200 «спарок» МиГ-29УБ было собрано заводом в Нижнем Новгороде.
Конструкция
Самолёт выполнен по нормальной аэродинамической схеме, с низкорасположенным крылом, двухкилевым оперением и разнесёнными двигателями. Планер выполнен в основном из алюминиевых сплавов и стали, также применяется титан и композитные материалы. Угол стреловидности крыла по передней кромке составляет 42 град., на крыле имеются щелевые закрылки, элероны и отклоняемые носки. Кили имеют обшивку из углепластика и внешний «развал» в 6 град. Стабилизатор цельноповоротный и дифференциально отклоняемый. Шасси трёхопорное, с одноколёсными основными и двухколёсной передней стойками. Катапультное кресло — К-36ДМ.
Двигатели типа ТРДДФ РД-33. Имеется газотурбинный энергоузел ГТДЭ-117, мощностью 66,2 кВт. Регулируемые воздухозаборники на взлёте и посадке закрываются защитными панелями и забор воздуха производится через пятисекционные верхние входы. Топливная система состоит из пяти фюзеляжных и двух крыльевых баков общей емкостью 4300 л (4540 л). Возможна подвеска фюзеляжного ПТБ на 1500 л и двух крыльевых ПТБ по 1150 л.
На машине установлена система автоматического управления САУ-451 и система ограничительных сигналов СОС-3М. Система управления вооружением СУВ-29 состоит из радиолокационного прицельного комплекса РЛПК-29 (Н0-19 «Сапфир-29»), БЦВМ Ц100 (или Ц101).
Аппаратура командной радиолинии управления (КРУ) Э502-20 «Бирюза». Станция предупреждения об облучении РЛС — СПО-15ЛМ «Берёза», станция радиоэлектронных помех «Гардения-1ФУ», система выброса ложных целей ППИ-26.
Модификации
Эксплуатация
Текущая ситуация
На данный момент ВВС России эксплуатируют 270 МиГ-29, ВМФ России имеет 40 истребителей МиГ-29. 5 декабря 2008 года в Забайкальском крае в районе аэродрома Домна при выполнении учебного полета разбился истребитель МиГ-29. Пилот подполковник Валерьян Кокарев погиб. Расследование показало, что причиной катастрофы явилось разрушение хвостового оперения самолёта при перегрузках, которые превышали допустимые. Полеты самолётов МиГ-29 в России были временно приостановлены, сообщается, что со всех самолётов было демонтировано хвостовое оперение и отправлено на завод-производитель. Проведенный осмотр всего парка самолётов этого типа выявил наличие трещин и расслоения металла в силовых элементах планеров с ещё не истёкшим ресурсом.
4 февраля 2009 года принято решение о возобновлении полетов части парка (около 30 %) истребителей МиГ-29. К полетам допущены те истребители, осмотр которых не выявил наличия коррозии, ставшей, по предварительным данным, причиной катастрофы 5 декабря 2008 года. Рассматривается проект модернизации истребителей силами МАПО «МиГ» для возвращения в строй машин с устранёнными недостатками. Ресурс планера истребителя составляет 2,5 тыс. лётных часов, или 20 лет службы, на 2009 год ресурс планеров некоторых из них уже составляет более 25 лет. ВВС России получили 34 новых МиГа из несостоявшегося алжирского контракта. В 2010 году была поставлена заключительная партия из трех самолётов, таким образом в течение 2008—2010 гг в ВВС поступило 28 МиГ-29СМТ и 6 МиГ-29УБТ. Новые истребители дислоцируются на 6963-й авиабазе под Курском (бывший 14-й ГИАП).
20 мая 1989 года капитан Александр Зуев, усыпив коллег тортом со снотворным, перелетел на МиГ-29 в Турцию. Самолёт, во избежание конфликтной ситуации, был возвращён в СССР, пилот получил политическое убежище в США. Впоследствии Зуев написал автобиографическую книгу «Fulcrum: A Top Gun Pilot’s Escape from the Soviet Empire».
Места дислокации
Состоит на вооружении
Список составлен в основном по следующим источникам: Д. Дональд, Дж. Лейк. Энциклопедия военной авиации (М.: Омега, 2003); Беляев В. В. Российская современная авиация (М.: АСТ, Астрель, 2001); Фронтовой истребитель МиГ-29 (army.lv); Greg Goebel. The Mikoyan MiG-29 «Fulcrum» (vectorsite.net).
Стоял на вооружении
Катастрофы
23 июня 2011 года в районе хутора Кабановский (Астраханская область) при выполнении сложного пилотажа во время испытательного полёта потерпел катастрофу палубный истребитель МиГ-29КУБ, вылетевший с аэродрома Ахтубинск, принадлежавший Российской самолётостроительной корпорации «МиГ» и предназначавшийся для поставки на вооружение авианосца «Адмирал Горшков». Сначала в прессе появилась информация, что пилот и штурман успели катапультироваться, но погибли. Позже представители Минобороны официально заявили, что оба пилота, Олег Спичка и Александр Кружалин, погибли в результате катастрофы.
Для расследования была создана спецкомиссия Минобороны с участием представителей военно-промышленного комплекса: а в частности, было объявлено, что группа специалистов корпорации «МИГ» во главе с гендиректором Сергеем Коротковым вылетела на место крушения самолёта и примет участие в расследовании аварии. Решением главкома ВВС РФ генерал-полковника Александра Зелина были приостановлены полеты истребителей МиГ-29, аналогичных разбившемуся, до выяснения причин катастрофы.
По неподтверждённым данным, катастрофа произошла по стечению обстоятельств (плохих погодных условий, ошибки в документациях при расчёте плана испытательного полёта, в сложившейся психологии людей и их взаимодействии при проведении любых испытательных работ).
Боевое применение
Война в Персидском заливе (1991)
Решение о закупке МиГ-29 было принято Ираком в 1988 году, изначально планировалось закупить до 130 машин, однако падение цен на нефть и международная изоляция не позволили осуществить этот план. Первые самолёты прибыли весной 1990 года и базировались на авиабазе Талили. 36 МиГ-29(9-12Б) и 6 МиГ-29УБ были самыми современными истребителями ВВС Ирака, однако во время операции «Буря в пустыне» они не смогли проявить себя из-за полного господства в воздухе авиации Многонациональных Сил. 17 января, по данным частных исследователей, ссылающихся на иракские данные, МиГи атаковали B-52G (ракетой Р-27Р), F-111F и итальянский Tornado IDS (ракетами Р-60МК), однако они успеха не принесли. По заявлению ВВС Ирака, пилоты МиГ-29 одержали одну воздушную победу, сбив 18 января ракетой Р-60МК британский «Торнадо» 29-й эскадрильи; это не подтверждается и не опровергается западными источниками, поскольку самолёт, о котором идёт речь (серийный номер ZA467), пропал во время ночного вылета и причина потери самолёта после этого не была официально установлена.
В первую ночь войны иракскими истребителями была перехвачена группа американских F-15E. Согласно свидетельствам американских пилотов, в ходе этого перехвата один из МиГ-29 случайно сбил своего товарища (по разным источникам, жертвой стал МиГ-23 или другой МиГ-29).
17 января F-15C(MSIP) № 85-0125, № 85-0107, № 85-0108 58-й эск. 33-го истреб. крыла ВВС США ракетами AIM-7M сбили 3 МиГ-29. 18 января F-15C(MSIP) № 85-0122 и № 85-0014 того же подразделения ВВС США сбили 2 МиГ-29, ракетой AIM-7M и в ближнем бою соответственно.
Кроме того, 4 самолёта перелетели в Иран (где и остались после войны) и какое-то число могло быть потеряно на земле в результате авиаударов МНС.
Конфликт в Приднестровье (1991—1992)
36 самолётов МиГ-29 авиационного полка Черноморского флота достались Молдове, после распада СССР.
Эфиопо-эритрейская война (1998—2000)
После завершения первой фазы вооружённого конфликта в 1998 году Эритрея срочно начала перевооружать свои военно-воздушные силы, состоявшие на тот момент в основном из лёгких учебно-боевых самолётов. В Белоруссии было закуплено в том числе несколько МиГ-29С, произведенных в 80-х годах. Однако МиГи встретили над Африканским Рогом достойного противника: практически одновременно ВВС Эфиопии закупили в России партию более современных Су-27СК, оснащенных более совершенным вооружением. В ходе двух раундов боёв, последовавших в 1999 и 2000 годах, российские истребители четвёртого поколения несколько раз встречались друг с другом в воздухе. Преимущество осталось на стороне более современных Су-27СК : они сбили по одному самолёту противника 25 и 26 февраля 1999 года, а также 16 мая 2000 года. Кроме того, в бою 16 мая один МиГ был тяжело повреждён и, возможно, не подлежал ремонту. Таким образом, в ходе конфликта было потеряно 3 или 4 МиГ-29. По информации австрийского исследователя Тома Купера, за время боевых действий истребителям МиГ-29 удалось сбить три эфиопских МиГ-21.
Операция НАТО против Югославии (1999)
Все 16 самолётов МиГ-29, имевшихся у Союзной Республики Югославия, были сведены в 127-ю истребительную эскадрилью 204-го истребительного авиаполка (аэродром Батайница возле Белграда). Они ограниченно использовались против авиации НАТО, совершив за весь период конфликта в общей сложности 11 боевых вылетов. В ходе вылетов на МиГ-29 периодически происходили отказы бортового оборудования, что затруднило ведение воздушных боёв и стало причиной послевоенного разбирательства. После того, как 4 мая в воздушном бою погиб командир 127-й эскадрильи полковник Миленко Павлович, вылеты на перехват пилотируемых самолётов противника прекратились.
Каргильская война (1999)
В ходе операций против кашмирских боевиков и подразделений пакистанской армии во время Каргильской войны в мае—июле 1999 года индийские МиГ-29 выполняли эскортирование истребителей-бомбардировщиков «Мираж» 2000, с которых применялись бомбы с лазерным наведением.
Конфликт в Дарфуре (2003—н.в.)
ВВС Судана получили несколько МиГ-29 в 2003—2004 годах, обязавшись при этом не использовать их в боевых действиях в Дарфуре, где продолжался межэтнический конфликт. Однако это обязательство не было выполнено, и в мае 2008 года (предположительно в ходе боёв 10 мая) дарфурским повстанцам удалось сбить один МиГ-29 в районе Омдурмана. По утверждению некоторых источников, самолёт пилотировал бывший лётчик ВВС России, погибший при катапультировании; Министерство обороны России опровергло эту информацию.
Другие эпизоды
Два йеменских МиГ-29 совершили несколько боевых вылетов во время короткой гражданской войны в Йемене в 1994 году.
Во время Первой чеченской войны российские МиГ-29 выполняли патрулирование воздушного пространства Чечни. Непосредственно к боевым действиям они не привлекались и потерь не имели.
Один МиГ-29УБ ВВС Кубы участвовал в инциденте 24 февраля 1996 года, когда были сбиты два лёгких самолёта Цессна 337 частной организации «Братья-спасатели», базирующейся в США. Эти самолёты выполняли поиск плавсредств с кубинскими эмигрантами во Флоридском проливе. Существуют противоречивые данные относительно того, вторгались ли Цессны в воздушное пространство Кубы или нет, но они были перехвачены истребителями МиГ-23 и МиГ-29. После ряда сигналов МиГ-29 сбил самолёты ракетами Р-73.
20 апреля 2008 года над Абхазией был сбит грузинский беспилотный самолёт-разведчик Гермес 450. Грузинская сторона заявила, что БПЛА был уничтожен российским МиГ-29, взлетевшим с аэродрома Гудаута. Российские официальные лица отвергли такую возможность, а Абхазия заявила, что победа была одержана самолётом L-39 национальных ВВС. 26 мая Миссия ООН по наблюдению в Грузии опубликовала отчёт, основанный на грузинских данных, в котором предположила о возможной достоверности грузинской версии событий и классифицировала атаковавший самолёт, запечатлённый на сделанной БПЛА видеозаписи, как МиГ-29 или Су-27. Впоследствии достоверность данной видеозаписи была опровергнута, так как использующееся там изображение самолёта Миг-29, использовалось с невозможной для данного самолёта конфигурацией подвески ракет на концевых пилонах.
Во время Пятидневной войны в августе 2008 года МиГ-29 совместно с Су-27 контролировал воздушное пространство в зоне военного конфликта. Несколько раз вылетал на перехват воздушных целей. Возможно, 10 августа 2008 года над Гуфтой был сбит грузинский штурмовик («Из указанного списка на «долю» грузин остаётся Су-25, предположительно сбитый в воздушном бою 10.08.2008г …» — «Потери авиации в Пятидневной войне».).
Итоги воздушных боёв МиГ-29 с F-15 и F-16 в ходе войн и конфликтов
В 1975-76 гг. на вооружение США стали поступать истребители 4-го поколения F-16 и F-15. В СССР МиГ-29 (также являясь истребителем 4-го поколения) был принят на вооружение в конце 1983 г.
В ходе Войны в Персидском заливе 1991 г. и операции НАТО против Югославии в 1999 году были отмечены воздушные бои МиГ-29 против F-16 и F-15.
По официальным данным США и НАТО, в ходе указанных войн и конфликтов, истребителями F-15 и F-16 в общей сложности было уничтожено 11 истребителей МиГ-29 без потерь со своей стороны.
Согласно официальному сайту МО Сербии, Небойша Джукановичь (Nebojša Ðukanovic), бывший в 1999 г. командиром 127 эскадрильи (летавшей на МиГ-29), подтвердил, что 6 МиГ-29 были потеряны в воздушных боях.
Некоторые воздушные бои были публично и подробнейшим образом описаны непосредственными их участниками (пилотами) в документально-публицистических передачах.
Тактико-технические характеристики
Технические характеристики
Двигатель
Лётные характеристики
Истребитель МиГ-29: летно-технические характеристики
МОСКВА, 27 июл — РИА Новости. Истребитель ВВС России МиГ-29 разбился в воскресенье под Астраханью, в нем был один пилот, который погиб, пытаясь спасти самолет, сообщил представитель Минобороны России Игорь Конашенков.
МиГ-29 (код НАТО — Fulcrum) — советский/российский истребитель четвертого поколения. Разработчик — ОКБ имени А.И. Микояна.
Истребитель был спроектирован в 1972 году, первый полет прототипа был совершен в 1977 году, в 1982 году истребитель был принят на вооружение советских ВВС.
МиГ-29 — первый в мире самолет этого класса, сочетающий эффективность в маневренном воздушном бою со способностью атаковать противника ракетами средней дальности и ближнего боя.
Основные особенности МиГ-29:
— интегральная аэродинамическая компоновка;
— высокоэффективные двухконтурные турбореактивные двигатели, обеспечивающие стартовую тяговооруженность более 1;
— интегрированный комплекс бортового радиоэлектронного оборудования и вооружения, включающий бортовую РЛС Н019Э, оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс ОЭПрНК-29Э с квантовой оптико-локационной станцией КОЛС, нашлемную систему целеуказания «Щель-3УМ-1»;
— сочетание управляемых ракет класса «воздух-воздух» средней дальности Р-27Р1 и ближнего боя Р-73Э;
— простота в эксплуатации.
Исходный вариант МиГ-29 предназначен для уничтожения управляемыми ракетами и огнем из бортовой пушки всех типов воздушных целей в простых и сложных метеоусловиях в свободном пространстве и на фоне земли, в том числе в условиях помех.
МиГ-29 способен поражать наземные цели с применением неуправляемых средств поражения в условиях визуальной видимости.
Поступив на вооружение, МиГ-29 стал основным истребителем ВВС России. Заказчикам поставлено свыше 1600 МиГ-29 различных модификаций, которые эксплуатируются более чем в 25 странах мира. В большинстве стран, закупивших МиГ-29, он стал основным типом легкого фронтового истребителя национальных ВВС.
Летно-технические характеристики МиГ-29:
— размах крыла: 11,36 м;
— длина самолета со штангой ПВД: 17,32 м;
— высота самолета: 4,73 м;
— площадь крыла:38,0 кв. м;
— масса пустого снаряженного самолета: 10 900 кг;
— максимальный запас топлива во внутренних баках: 4200 л;
— взлетная масса: нормальная: 15 240 кг, максимальная: 18480 кг;
— тип двигателя: ТРДДФ РД-ЗЗ;
— максимальная форсированная тяга, кН/кгс: 2х81,4/2х8300;
— максимальная скорость: 2450 км/ч;
— посадочная скорость: 235 км/ч;
— практический потолок: 17 000 м;
— практическая дальность, км: без ПТБ (подвесные топливные баки) — 1500; с одним ПТБ — 2100;
— длина разбега: без форсажа (процесс работы двигателя, применяемый для временного увеличения тяги в случае необходимости) — 600-700 метров; с форсажем — 260 метров;
— длина пробега с тормозным парашютом: 600 метров;
— максимальная эксплуатационная перегрузка: 9;
— вооружение: одноствольная пушка ГШ-301 (30 мм, боекомплект 150 патронов, скорострельность 1500 выстрелов/мин).
МиГ-29 имеет несколько модификаций, среди которых МиГ-29К — многоцелевой палубный истребитель-бомбардировщик; МиГ-29УБ — учебно-боевой истребитель; МиГ-29СЭ — усовершенствованный фронтовой истребитель, снабженный системой дозаправки в воздухе; МиГ-29УБТ — двухместная модификация для выполнения специальных ударных заданий; МиГ-29М — усовершенствованный фронтовой истребитель с электродистанционной системой управления и улучшенным оборудованием.
- Пташка книга о чем
- птб нижних конечностей код по мкб 10